Роль ценностных ориентаций в регуляции поведения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Роль ценностных ориентаций в регуляции поведения

2021-04-19 106
Роль ценностных ориентаций в регуляции поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индивидуальность поведения обусловлена тем, что оно всецело не определяется условиями ситуации. Если наблюдать за людьми, действующими в одинаковых условиях, мы увидим различия в их действиях. По-видимому, нечто находящееся у людей где-то «внутри» побуждает, толкает или заставляет их в данной ситуации поступать так, а не иначе. Вероятно, должны существовать специфические свойства, определяющие индивидуальные различия в их желаниях, влечениях, стремлениях, намерениях, мотивах или в чем-то еще. Мысль о личностной детерминации действия приходит на ум и когда разбираются различные параметры действия:

Параметр 1. Степень соответствия данного действия действиям других людей (индивидуальные различия). Чем меньше согласуется действие человека с действиями большинства людей в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено личностными факторами.

Параметр 2. Степень соответствия данного действия действиям человека в других ситуациях, (стабильность по отношению к ситуациям). Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение обусловлено личностными факторами.

Параметр 3. Степень соответствия данного действия действиям человека в аналогичных ситуациях в прошлом (стабильность во времени). Чем чаще и чем заметнее человек при повторных ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами (при условии, что на ситуацию не влияют дополнительные внешние обстоятельства) [12].

Что же необходимо отметить, чтобы облегчить объяснение сходства и индивидуальных различий в поведении человека?

Для того чтобы разобраться в этой проблеме, мы, условно, разделим факторы, влияющие на выбор действий, на две группы: факторы, обусловленные влиянием внешней среды, и факторы, обусловленные внутренним личностным влиянием.  К этим факторам, как раз, относятся регуляторы поведения, освященные в первой главе данной работы.

Регуляторами поведения, относящимися к сфере влияния внешней среды, являются такие понятия, как обычаи, традиции и нравственные нормы. Все эти феномены, как уже говорилось, образовались и развивались в самом образе жизни той или иной социальной группы. Это, так называемые, правила поведения, устоявшиеся в процессе жизнедеятельности социума. При выборе способа поведения в той или иной ситуации, человек руководствуется (подсознательно или осознанно) данными правилами. То есть сопоставляет свои действия с общепринятыми понятиями о должном. Эти понятия человек начинает усваивать с самого начала своей жизни в процессе воспитания, обучения и подражания авторитетным членам своей референтной группы [11].

Как примеры регуляции поведения данными факторами, можно привести следующие явления: обычаи сватовства в разных культурах, различные свадебные обычаи (например, «круг почета» совершаемый после процедуры в ЗАГСе молодоженами); различные традиции религиозного характера или традиции массового поведения в отношении определенных вещей (например, традиция устраивать весной дни по уборке города, «субботники»); нравственные нормы, определяющие понятия о «правильном» и «неправильном» поведении (например, забота о пожилых людях  или, наоборот, неуважительное отношение к старшему поколению).

Выполнение данных норм и обычаев, так же контролируется со стороны общества, что усиливает их влияние на регуляцию поведения человека. Исходя из этого, данные регуляторы заставляют выбирать разных людей, принадлежащих одной социальной группе, похожие (а иногда и идентичные) действия.

Регуляторами поведения, относящимся к внутренним личностным факторам, являются: установки, стереотипы и ценности личности. Эти феномены относятся непосредственно к психике конкретного человека и являются частью внутренней структуры личности. Они формируются как на основе личного опыта индивида, так и в процессе социализации личности, посредством социальной коммуникации [7].

Как примеры регуляции поведения данными факторами, можно привести следующие явления: установки человека на конкретное поведение в определенных ситуациях (таких установок огромное количество у каждого человека: например, в магазине, при виде очереди, занять место в ее конце и ждать, пока впередистоящие люди сделают покупки); социальные стереотипы, определяющие способ поведения в конкретной ситуации (например, при виде группы молодых людей «неформальной» внешности, перейти на другую сторону улицы, дабы избежать вероятного конфликта, инициированного этими людьми); ценности личности, определяющие направление и качественное содержание действий человека (например, участие в благотворительных акциях и акциях помощи социально-неблагополучным группам людей).

Исходя из этого, можно сказать, что регуляторы поведения, относящиеся к группе личностных факторов, позволяют выбирать способы поведения как похожие на поведение других людей (при совпадении стереотипов, установок и ценностей), так и отличающиеся от других (при несовпадении сложившихся у человека стереотипов, установок и ценностей с другими членами группы). То есть, в данном случае человек руководствуется личными предпочтениями, сформировавшимися у него в течение жизни.

Как уже говорилось, разделение факторов очень условно, и было использовано лишь для того, чтобы более подробно осветить их влияние на поведение. В реальной жизни все регуляторы действуют совместно и в купе определяют конкретное поведение индивида. Так же регуляторы влияют и друг на друга, можно отметить такие связи, как зависимость, преемственность и замещение. Исходя из этого, ценностные ориентации  являются частью сложной системы регуляции поведения индивида.

 

Но нам важен еще один вопрос: «почему люди делают то, что они делают?». Это ключевой вопрос психологии личности, поскольку личность вбирает в себя и интегрирует различные механизмы регуляции деятельности и жиз­ни в целом. Дать ответ на этот вопрос, можно, рассмотрев шесть разных систем отношений человека с миром и, соответственно, шесть разных систем регуляции поведе­ния, жизни человека в мире. Эти системы переплетаются друг с другом, но их достаточно четко обозначил Д.А. Леонтьев в книге «Психология смысла» [7].

1. Первый ответ на этот вопрос: «Потому что я хочу». Это логика удовлетворения потребностей. У меня есть желание, влечение, его надо удовлетворить.

2. Второй ответ, вторая логика поведения: «Потому что он первый начал». Это логика реагирования на стимул.

3. Третий ответ: «Потому что я всегда так делаю». Это логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции, которая охватывает, пожалуй, большую часть психологии личности. С ней связаны такие понятия, как «харак­тер», «стиль», «установка», «научение». Очень большая часть нашей жизни протекает именно по этой логике.  

Эти три системы регуляции поведения характерны как для человека, так и для животного. Эти системы не нуждаются в представ­лении о мире как о целом. Для того чтобы реагировать на стимул, достаточно стимула. Для того чтобы удовлетворять свои потребно­сти, достаточно потребностей. Чтобы вести себя по стереотипу, достаточно стереотипа. Детерминанты всех этих форм поведения не выходят за пределы конкретной ситуации. Действуя в рамках этих трех логик, субъект не может сделать что-то, чего нет в ситуации.

4. Четвертый ответ уже специфичен для человека: «Потому что все так делают». Это логика социальной нормативности, социальных ожиданий, где критерием регуляции выступает соответствие определенным ожиданиям социально значи­мой группы. Крайним выражением этой логики является тотальный конформизм. Но, разумеется, строя отношения с миром, учитывать, в той или иной мере, социальные ожидания, интересы социального целого необходимо. Логика социальной нормативности расширяет контекст деятельно­сти, учитывая то, чего нет здесь-и-теперь, в данной ситуации, она связана с рас­ширением контекста жизнедеятельности, с включением значимых социальных групп в жизненную структуру этих отношений.

5. Пятый ответ: «Я это сделал, потому что мне это важно». Эта логика смысла или логика жизненной необходимости. Действие, ориентирующееся на смысл — это действие, которое ориенти­руется на всю систему отношений с миром в целом. Это поведение, в котором учитывается определенным образом вся система отно­шений с миром и вся далекая временная перспектива.

6. Шестой ответ: «А почему бы и нет?». В нем отражается логика свободного выбора. Если первые пять логик поведения или систем регуляции деятельности, в той или иной степени, присущи всем, психически здоровым и полноценным людям, то шестая ло­гика или система присуща не всем людям и отражает меру личностной зрелости как ее основную дифферен­циально-психологическую характеристику [7, с. 155-156].

Взгляд на личность через призму этих шести измерений составляет основу того, что Леонтьев определяет мультирегуляторной моделью личности [7].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ценностные ценности представляют собой «консервирован­ные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокуп­ным опытом социальной группы. Они ассимилируются в структуру личности, как это было описано в первой главе данной работы, и в дальнейшем своем фун­кционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Через ценности человек переживает свою принадлеж­ность к социальному целому.

Леонтьев приводит слова К.Клакхона, который ха­рактеризует ценности как «аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными исключи­тельно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией» [7, с. 226].

Обобщая изложенную информацию, мы можем обозначить основные особенности ценностных ориентаций в регуляции поведения:

- Ценностные ориентации выражают отношения человека к жизни и ее целям, к средствам удовлетворения этих целей, к ценностям человека, его жизненной культуре и жизненной философии.

- Система ценностных ориентаций начинает формироваться в детстве под влиянием родительского воспитания, поэтому огромную роль в поведении человека будет играть система его ценностей наряду с полученным воспитанием.

- Внутренние мотивы человека, побуждающие его к действию, всегда соотносятся с его системой ценностей. И в то же время содержание поведения человека будет контролироваться ценностными ориентациями личности.

- Ценностные ориентации зачастую определяют поведенческие установки личности и жизненные сценарии, так как в процессе развития человек более избирательно воспринимает ценности, транслируемые обществом, выбирая наиболее соответствующие направленности его личности.

Подводя итог, можно отметить, что ценностные ориентации личности по-разному влияют на поведенческие аспекты, но совершенно точно можно сказать, что, выбирая стиль поведения или способ действия в конкретной ситуации, человек (сознательно или неосознанно) будет опираться на систему сформировавшихся ценностных ориентаций.

 

Заключение

В данной работе были проанализированы ценностные ориентации, их роль в жизнедеятельности личности и их влияние на поведение человека. Это позволило сделать вывод о том, что «ценностные ориентации» - это феномен человеческой личности, сложный для детерминации и глубокого понимания, в связи с многогранностью своей сущности и проявлений.

В соответствии с целью данной работы, мы изучили и проанализировали исследования феномена ценностных ориентаций. На основании данного обзора и анализа исследований, нам удалось определить некоторые аспекты данной проблемы, отражающие задачи данной работы.

Рассматривая, в первой главе работы, феномен ценностных ориентаций, как регулятора поведения личности, нам удалось сделать следующие выводы:

- ценностные ориентации, наряду с другими регуляторами поведения, являются неотъемлемым элементом обыденного сознания личности;

- восхождение личности к ценностям общества является сложным и многогранным процессом, параллельно которому формируется собственная система личностных ценностей человека;

- ценности личности – это производные от ценностей социальной группы, к которой принадлежит человек;

- избирательность освоения ценностей культуры обеспечивает иерархичность индивидуальной системы ценностей личности, ее неповторимое своеобразие и уникальность. В свою очередь уникальность и своеобразие индивидуальной системы ценностей определяет неповторимость и своеобразие самой личности;

Так же, определив роль регулятивной функции ценностей в общей регуляции поведения человека, во второй главе данной работы, мы можем утверждать, что:

- ценностные ориентации являются носителями социальной регуляции, укорененными в структуре личности;

- система ценностных ориентаций заставляет делать выбор способа поведения, опираясь на общую направленность личности, что способствует индивидуализации и саморазвитию человека.

Обобщая выводы по данной работе можно сказать, что ценностные ориентации важный компонент мировоззрения личности, выражающий предпочтения и стремления личности в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей; так же они являются главным фактором, который регулирует и детерминирует мотивацию личности и, следовательно, ее поведение. Ценностные ориентации можно рассматривать как основную цель и сущность воспитания, в отличие от обучения.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.