Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-04-19 | 106 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Индивидуальность поведения обусловлена тем, что оно всецело не определяется условиями ситуации. Если наблюдать за людьми, действующими в одинаковых условиях, мы увидим различия в их действиях. По-видимому, нечто находящееся у людей где-то «внутри» побуждает, толкает или заставляет их в данной ситуации поступать так, а не иначе. Вероятно, должны существовать специфические свойства, определяющие индивидуальные различия в их желаниях, влечениях, стремлениях, намерениях, мотивах или в чем-то еще. Мысль о личностной детерминации действия приходит на ум и когда разбираются различные параметры действия:
Параметр 1. Степень соответствия данного действия действиям других людей (индивидуальные различия). Чем меньше согласуется действие человека с действиями большинства людей в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено личностными факторами.
Параметр 2. Степень соответствия данного действия действиям человека в других ситуациях, (стабильность по отношению к ситуациям). Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение обусловлено личностными факторами.
Параметр 3. Степень соответствия данного действия действиям человека в аналогичных ситуациях в прошлом (стабильность во времени). Чем чаще и чем заметнее человек при повторных ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами (при условии, что на ситуацию не влияют дополнительные внешние обстоятельства) [12].
Что же необходимо отметить, чтобы облегчить объяснение сходства и индивидуальных различий в поведении человека?
Для того чтобы разобраться в этой проблеме, мы, условно, разделим факторы, влияющие на выбор действий, на две группы: факторы, обусловленные влиянием внешней среды, и факторы, обусловленные внутренним личностным влиянием. К этим факторам, как раз, относятся регуляторы поведения, освященные в первой главе данной работы.
|
Регуляторами поведения, относящимися к сфере влияния внешней среды, являются такие понятия, как обычаи, традиции и нравственные нормы. Все эти феномены, как уже говорилось, образовались и развивались в самом образе жизни той или иной социальной группы. Это, так называемые, правила поведения, устоявшиеся в процессе жизнедеятельности социума. При выборе способа поведения в той или иной ситуации, человек руководствуется (подсознательно или осознанно) данными правилами. То есть сопоставляет свои действия с общепринятыми понятиями о должном. Эти понятия человек начинает усваивать с самого начала своей жизни в процессе воспитания, обучения и подражания авторитетным членам своей референтной группы [11].
Как примеры регуляции поведения данными факторами, можно привести следующие явления: обычаи сватовства в разных культурах, различные свадебные обычаи (например, «круг почета» совершаемый после процедуры в ЗАГСе молодоженами); различные традиции религиозного характера или традиции массового поведения в отношении определенных вещей (например, традиция устраивать весной дни по уборке города, «субботники»); нравственные нормы, определяющие понятия о «правильном» и «неправильном» поведении (например, забота о пожилых людях или, наоборот, неуважительное отношение к старшему поколению).
Выполнение данных норм и обычаев, так же контролируется со стороны общества, что усиливает их влияние на регуляцию поведения человека. Исходя из этого, данные регуляторы заставляют выбирать разных людей, принадлежащих одной социальной группе, похожие (а иногда и идентичные) действия.
Регуляторами поведения, относящимся к внутренним личностным факторам, являются: установки, стереотипы и ценности личности. Эти феномены относятся непосредственно к психике конкретного человека и являются частью внутренней структуры личности. Они формируются как на основе личного опыта индивида, так и в процессе социализации личности, посредством социальной коммуникации [7].
|
Как примеры регуляции поведения данными факторами, можно привести следующие явления: установки человека на конкретное поведение в определенных ситуациях (таких установок огромное количество у каждого человека: например, в магазине, при виде очереди, занять место в ее конце и ждать, пока впередистоящие люди сделают покупки); социальные стереотипы, определяющие способ поведения в конкретной ситуации (например, при виде группы молодых людей «неформальной» внешности, перейти на другую сторону улицы, дабы избежать вероятного конфликта, инициированного этими людьми); ценности личности, определяющие направление и качественное содержание действий человека (например, участие в благотворительных акциях и акциях помощи социально-неблагополучным группам людей).
Исходя из этого, можно сказать, что регуляторы поведения, относящиеся к группе личностных факторов, позволяют выбирать способы поведения как похожие на поведение других людей (при совпадении стереотипов, установок и ценностей), так и отличающиеся от других (при несовпадении сложившихся у человека стереотипов, установок и ценностей с другими членами группы). То есть, в данном случае человек руководствуется личными предпочтениями, сформировавшимися у него в течение жизни.
Как уже говорилось, разделение факторов очень условно, и было использовано лишь для того, чтобы более подробно осветить их влияние на поведение. В реальной жизни все регуляторы действуют совместно и в купе определяют конкретное поведение индивида. Так же регуляторы влияют и друг на друга, можно отметить такие связи, как зависимость, преемственность и замещение. Исходя из этого, ценностные ориентации являются частью сложной системы регуляции поведения индивида.
Но нам важен еще один вопрос: «почему люди делают то, что они делают?». Это ключевой вопрос психологии личности, поскольку личность вбирает в себя и интегрирует различные механизмы регуляции деятельности и жизни в целом. Дать ответ на этот вопрос, можно, рассмотрев шесть разных систем отношений человека с миром и, соответственно, шесть разных систем регуляции поведения, жизни человека в мире. Эти системы переплетаются друг с другом, но их достаточно четко обозначил Д.А. Леонтьев в книге «Психология смысла» [7].
|
1. Первый ответ на этот вопрос: «Потому что я хочу». Это логика удовлетворения потребностей. У меня есть желание, влечение, его надо удовлетворить.
2. Второй ответ, вторая логика поведения: «Потому что он первый начал». Это логика реагирования на стимул.
3. Третий ответ: «Потому что я всегда так делаю». Это логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции, которая охватывает, пожалуй, большую часть психологии личности. С ней связаны такие понятия, как «характер», «стиль», «установка», «научение». Очень большая часть нашей жизни протекает именно по этой логике.
Эти три системы регуляции поведения характерны как для человека, так и для животного. Эти системы не нуждаются в представлении о мире как о целом. Для того чтобы реагировать на стимул, достаточно стимула. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, достаточно потребностей. Чтобы вести себя по стереотипу, достаточно стереотипа. Детерминанты всех этих форм поведения не выходят за пределы конкретной ситуации. Действуя в рамках этих трех логик, субъект не может сделать что-то, чего нет в ситуации.
4. Четвертый ответ уже специфичен для человека: «Потому что все так делают». Это логика социальной нормативности, социальных ожиданий, где критерием регуляции выступает соответствие определенным ожиданиям социально значимой группы. Крайним выражением этой логики является тотальный конформизм. Но, разумеется, строя отношения с миром, учитывать, в той или иной мере, социальные ожидания, интересы социального целого необходимо. Логика социальной нормативности расширяет контекст деятельности, учитывая то, чего нет здесь-и-теперь, в данной ситуации, она связана с расширением контекста жизнедеятельности, с включением значимых социальных групп в жизненную структуру этих отношений.
5. Пятый ответ: «Я это сделал, потому что мне это важно». Эта логика смысла или логика жизненной необходимости. Действие, ориентирующееся на смысл — это действие, которое ориентируется на всю систему отношений с миром в целом. Это поведение, в котором учитывается определенным образом вся система отношений с миром и вся далекая временная перспектива.
|
6. Шестой ответ: «А почему бы и нет?». В нем отражается логика свободного выбора. Если первые пять логик поведения или систем регуляции деятельности, в той или иной степени, присущи всем, психически здоровым и полноценным людям, то шестая логика или система присуща не всем людям и отражает меру личностной зрелости как ее основную дифференциально-психологическую характеристику [7, с. 155-156].
Взгляд на личность через призму этих шести измерений составляет основу того, что Леонтьев определяет мультирегуляторной моделью личности [7].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ценностные ценности представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Они ассимилируются в структуру личности, как это было описано в первой главе данной работы, и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Через ценности человек переживает свою принадлежность к социальному целому.
Леонтьев приводит слова К.Клакхона, который характеризует ценности как «аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией» [7, с. 226].
Обобщая изложенную информацию, мы можем обозначить основные особенности ценностных ориентаций в регуляции поведения:
- Ценностные ориентации выражают отношения человека к жизни и ее целям, к средствам удовлетворения этих целей, к ценностям человека, его жизненной культуре и жизненной философии.
- Система ценностных ориентаций начинает формироваться в детстве под влиянием родительского воспитания, поэтому огромную роль в поведении человека будет играть система его ценностей наряду с полученным воспитанием.
- Внутренние мотивы человека, побуждающие его к действию, всегда соотносятся с его системой ценностей. И в то же время содержание поведения человека будет контролироваться ценностными ориентациями личности.
- Ценностные ориентации зачастую определяют поведенческие установки личности и жизненные сценарии, так как в процессе развития человек более избирательно воспринимает ценности, транслируемые обществом, выбирая наиболее соответствующие направленности его личности.
Подводя итог, можно отметить, что ценностные ориентации личности по-разному влияют на поведенческие аспекты, но совершенно точно можно сказать, что, выбирая стиль поведения или способ действия в конкретной ситуации, человек (сознательно или неосознанно) будет опираться на систему сформировавшихся ценностных ориентаций.
|
Заключение
В данной работе были проанализированы ценностные ориентации, их роль в жизнедеятельности личности и их влияние на поведение человека. Это позволило сделать вывод о том, что «ценностные ориентации» - это феномен человеческой личности, сложный для детерминации и глубокого понимания, в связи с многогранностью своей сущности и проявлений.
В соответствии с целью данной работы, мы изучили и проанализировали исследования феномена ценностных ориентаций. На основании данного обзора и анализа исследований, нам удалось определить некоторые аспекты данной проблемы, отражающие задачи данной работы.
Рассматривая, в первой главе работы, феномен ценностных ориентаций, как регулятора поведения личности, нам удалось сделать следующие выводы:
- ценностные ориентации, наряду с другими регуляторами поведения, являются неотъемлемым элементом обыденного сознания личности;
- восхождение личности к ценностям общества является сложным и многогранным процессом, параллельно которому формируется собственная система личностных ценностей человека;
- ценности личности – это производные от ценностей социальной группы, к которой принадлежит человек;
- избирательность освоения ценностей культуры обеспечивает иерархичность индивидуальной системы ценностей личности, ее неповторимое своеобразие и уникальность. В свою очередь уникальность и своеобразие индивидуальной системы ценностей определяет неповторимость и своеобразие самой личности;
Так же, определив роль регулятивной функции ценностей в общей регуляции поведения человека, во второй главе данной работы, мы можем утверждать, что:
- ценностные ориентации являются носителями социальной регуляции, укорененными в структуре личности;
- система ценностных ориентаций заставляет делать выбор способа поведения, опираясь на общую направленность личности, что способствует индивидуализации и саморазвитию человека.
Обобщая выводы по данной работе можно сказать, что ценностные ориентации важный компонент мировоззрения личности, выражающий предпочтения и стремления личности в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей; так же они являются главным фактором, который регулирует и детерминирует мотивацию личности и, следовательно, ее поведение. Ценностные ориентации можно рассматривать как основную цель и сущность воспитания, в отличие от обучения.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!