Средства психологического отбора — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Средства психологического отбора

2021-04-18 87
Средства психологического отбора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чтобы определить, насколько человек подходит для занятия той или иной профессиональной деятельностью, используют методики диагностики. В случае обследования психологической пригодности используют психодиагностики.

В настоящее время работа специалиста по отбору кадров в органы прокуратуры РФ задана правовыми основаниями (в первую очередь, законом «О прокуратуре РФ») и наработанным в других учреждениях опытом использования методик психодиагностики. Именно поэтому система отбора является многоступенчатой.

Первый отсев желающих работать в прокуратуре проходит на основании соответствия основным положениям Закона «О прокуратуре РФ», в которых установлены требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок их приема на службу.

Согласно закону «прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридической образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности» [45, С. 46]. Кроме того, препятствиями к поступлению на службу являются:

наличие судимости;

наличие заболеваний, мешающих исполнению служебных обязанностей;

родственные связи с сотрудниками прокуратуры, если служба кандидата связана с непосредственной подчиненностью.

Дальнейший отсев долгое время велся несистематизированно. Лишь в середине 90-х были предприняты попытки создания единой методики психологического отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры. Охарактеризуем современное состояние этой методики.

В ее основе лежит конкретизация основных характеристик профессиональной деятельности прокурора и следователя, а также тех качеств личности, которые необходимы работнику. Для наглядности отображения этой информации В.В. Романовым [35, С. 74] была разработана профессиограмма, и ее составная часть - психограмма.

Авторы методики - предложили следующие основные содержательные характеристики прокурорско-следственной деятельности:

строгая правовая регламентация;

властный, обязательный характер полномочий следователя (или прокурора);

экстремальный характер деятельности работника прокуратуры;

нестандартный, творческий характер деятельности работника прокуратуры;

процессуальная самостоятельность, персональная ответственность работника прокуратуры.

Также авторами были выделены структурные элементы (подструктуры) прокурорско-следственной деятельности:

познавательно-прогностическая;

коммуникативная;

организационно-управленческая;

воспитательная.

Проведенный авторами методики В.В. Романовым и М.В. Кроз анализ правоохранительной деятельности прокурорских работников и следователей позволил также сформулировать пять следующих основных факторов профессиональной пригодности, которые включают комплексы профессионально значимых психологических качеств:

I фактор - социальной адаптации, тесно связанный с высоким уровнем социализации личности, нормативностью поведения работника прокуратуры;

II фактор - нервно-психической (эмоциональной) устойчивости личности;

III фактор - познавательной (когнитивной) активности, продуктивности мышления;

IV фактор - коммуникативной компетенции сотрудника прокуратуры;

V фактор - организаторских способностей.

Такой подход авторов, именно такие формулировки вызваны необходимостью унифицировать критерии оценки, под которые можно было бы подобрать адекватные методики диагностики. Поэтому авторы не настаивают на том, что предложенные ими характеристики деятельности и требования к ней сформулированы полно и однозначно. Так следственная деятельность не ограничивается только лишь пятью направлениями, но именно эти направления можно наиболее четко проследить и исследовать.

В работе следователя, прокурора важны психологические качества личности. Следовательно, необходимы инструменты, с помощью которых можно измерить сформированность этих качеств у кандидата на службу в органы прокуратуры. В качестве таковых используются методики психодиагностики - «инструменты сбора информации, позволяющей судить о степени развитости той или иной черты личности» [28, С. 35]. Наиболее популярными методиками психодиагностики, используемыми в работе по отбору кандидатов в органы прокуратуры, являются:

Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) [33];

16-факторный опросник Р.Б. Кеттела [26];

тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена [31, 32].

Апробация данных методик показала адекватность их использования и высокий уровень валидности.

В дальнейшем эти методики дополнились методиками [26, 33]:

опросник «Уровень субъективного контроля» А.М. Эгкинда и др. (УСК);

тест «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса (МОДЕ) [31];

8-цветовой тест М. Люшера [31] и др.

Прокуратура - достаточно сложная структура, в которой работают большое количество сотрудников. Органы следствия в общей правоохранительной системе существуют и при прокуратуре, и при органах внутренних дел, и при ФСБ. В основе своей следователи, будь то дознаватели или работники, занимающиеся предварительным следствием и оперативно-розыскной деятельностью, делятся, по мнению Ю.В. Чуфоровского [49, С.137] на:

«следователей-организаторов»;

«следователей-собеседников»;

«следователей-мыслителей»;

«следователей-следопытов»;

«следователей-воспитателей».

Особенности отбора кандидатов на конкретные должности в следственный комитет связаны с этой типологией. Как уже было отмечено, психодиагностика позволяет определить соответствие качеств человека требованиям, предъявляемым профессией следователя. Выделенные В.В. Романовым и М.В. Кроз пять факторов профессиональной пригодности констатируют общую пригодность кандидата к службе в следственном комитете.

Распределение кандидатов по конкретным должностям и соответствие каждого кандидата, прошедшего отбор, этим должностям осуществляется на основании того, какой фактор превалировал у кандидата. Этот ведущий фактор и «приписывает» кандидата к определенному типу следователей по Ю.В. Чуфоровскому. Эти типы в свою очередь и «рекомендуют» ту область, где кандидат будет наиболее успешен и эффективен:

«Так кандидат, в структуре профессиограммы которого доминируют организаторские качества, будет стараться большинство вопросов решать коллективными усилиями оперативных работников и общественности, экспертов. Такой следователь будет хорошо руководить бригадой, а впоследствии - следственным подразделением. Кандидат, у которого доминируют коммуникативные качества, больше всего подходит для работы с населением в ходе проведения оперативных мероприятий. Кандидат, у которого доминируют конструктивные и аналитические качества больше проявит себя в следственной работе дознавателем. Кандидат, у которого доминируют поисковые качества, будет незаменим в ходе розыскных мероприятий. Кандидат, у которого доминируют социальные элементы, будет эффективен в оперативной работе, при допросах, проведении дознания» [49, C.138].

Выводы по главе

 

В данной главе нами были рассмотрены основные характеристики понятия «профессиональная пригодность». Под последним мы, вслед за В.И. Кондаковым признаем «комплекс качеств индивида, требующихся для… эффективного труда в той или иной профессиональной области» [28, с. 140].

Затем было рассмотрено современное положение системы профессионального отбора в органы прокуратуры, которое характеризуется, по мнению ряда экспертов, наличием проблемных аспектов в области обеспечения профотбора адекватными инструментами психодиагностики.

Специфика данной работы требовала определения общих сведений о профессиональных обязанностях следователя прокуратуры и, в общем, об особенностях профессиональной деятельности сотрудника прокуратуры. Анализ этих особенностей был произведен нами на основании регламентирующих эту деятельность законодательных актов. Специфика правоохранительной деятельности в прокуратуре заключается в том, что работники прокуратуры сталкиваются с наиболее тяжкими формами нарушения законов. Поэтому к ним в первую очередь должны предъявляться строгие и самое главное - обоснованные требования к профессиональным и личным качествам, необходимым в работе сотрудника прокуратуры.

В связи с высокой социальной значимостью службы в прокуратуре, к кандидатам, желающим служить в прокуратуре, предъявляются высокие требования к их психическим, когнитивным и личностным качествам.

Работа по отбору кандидатов на службу осуществляется на основе продуманных критериев качества через специальные инструменты диагностики. В данной работе мы рассматривали методику Романова и Кроз - признанных экспертов в области профессионального отбора в правоохранительные органы. Их методика основывается на комплексном подходе, соединяющем проработанные критерии отбора - эмоциональная, социальная, когнитивная, организаторская и пр. составляющие профессии и методики психодиагностики, позволяющие эти составляющие померить - методики СМИЛ, Кеттелла, Равена и др.

В дальнейшем предполагается проверить эффективность этих методик, возможность их комплексного использования в измерении критериев профессиональной готовности.



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.