Описание методик психодиагностики профессиональной пригодности кандидатов на службу в органы прокуратуры — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Описание методик психодиагностики профессиональной пригодности кандидатов на службу в органы прокуратуры

2021-04-18 67
Описание методик психодиагностики профессиональной пригодности кандидатов на службу в органы прокуратуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В данном исследовании нами были использованы несколько методик психодиагностики, апробированных и описанных В.В. Романовым и М.В. Кроз в их совместном исследовании [35].

. СМИЛ - Стандартизированный метод исследования личности (адаптированный Л.Н, Собчик) [20, C. 44].

В результате опроса можно получить всесторонний портрет человека, включающий помимо количественных и качественных характеристик устойчивых профессионально важных свойств богатый спектр таких структурных компонентов личности как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, ступень адаптированности индивида и вероятный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских сатана, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму и пр.

Показатели позволяют:

получить психологический портрет клиента, включающий описание темперамента и черт характера, индивидуальных особенностей и типа личности, стиля поведения и общения;

оценить эмоциональное состояние и степень выраженности стресса;

оценить способность к анализу ситуаций и принятию решений, деловому общению, устойчивость к стрессу, склонность к конфликтам;

определить психологические склонности и противопоказания к различным видам профессиональной деятельности.

Методика предъявляется испытуемому в виде книжечки-буклета, содержащей 566 утверждений (сокращенный вариант, позволяющий получить личностный профиль, но уже без дополнительных шкал, содержит 360 утверждений). Базисные шкалы:

-я шкала - шкала «невротического сверхконтроля»,

-я - «пессимистичности»,

-я - «эмоциональной лабильности»,

-я - «импульсивности»,

-й - «шкала женственности-мужественности»,

-я - «ригидности»,

-я - «тревожности»,

-я - «индивидуалистичности»,

-я - «оптимизма и активности».

-й - «шкала социальной интроверсии».

Профиль СМИЛ - это та ломаная черта, которая соединяет промеж собой количественные показатели 10-ти базисных шкал. К нему примыкает крохотный профиль шкал достоверности: шкала"?" показывает, сколько утверждений опросника попали в категорию ответов "не знаю". Шкала "L" - шкала "Лжи" - показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала "F" - шкала "достоверности" - показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от его откровенности и готовности к сотрудничеству. Шкала "К" - шкала "коррекции" выявляет ступень искажения профиля под влиянием закрытости испытуемого. В зависимости от показателей этих шкал профиль признается как достоверный или недостоверный, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования.

При интерпретации должен соблюдаться целостный подход, оценивающий общую конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой не только ведущих пиков, но и контрастирующих понижений, как абсолютных, так и относительных. С этой точки зрения заслуживает внимания интерпретация "сверху вниз", рассматривающая шкалы по степени их значимости, исходя из "высоты" показателей. Для данной интерпретации вполне достаточно ориентироваться на код профиля.

Нет необходимости приводить полное описание всех шкал и возможных интерпретаций их пересечений. В своей работе мы будем опираться на опыт использования методики СМИЛ, описанный в исследованиях В.В. Романова и М.В. Кроз. Обобщенно результаты этих исследований указывают на то, что благоприятными (т.е. говорящими о профессиональной пригодности человека к службе в органах прокуратуры) показателями методики СМИЛ являются совокупность показателей:

ведущее место 5 шкалы в сочетаниях со 2, 4, 6, 7, 9 шкалами;

низкое значение шкалы L;

линейный профиль личности со средненормативными величинами шкал.

. 16-факторный опросник Р.Б. Кеттелла [21, C. 87]

-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (см. Приложение 5) - одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности.

Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Методика имеет две эквивалентные формы А и В, каждая из которых содержит 187 вопросов, и предназначена для тестирования лиц от 16 лет и старше, имеющих среднее образование. Для каждого вопроса предлагается три варианта ответа, из которых требуется выбрать один. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья.

Перечислим шкалы:

А - обособленность - сердечность

B - низкий интеллект - высокий интеллект

C - эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость

E - конформность - доминантность

F - озабоченность - беспечность

G - недобросовестность - высокая совестливость

H - застенчивость - смелость в общении

I - суровость - мягкосердечность

L - доверчивость - подозрительность

M - практичность - мечтательность

N - наивность - расчетливость

O - самоуверенность - склонность к чувству вины

Q1 - ригидность - гибкость

Q2 - социабельность - самодостаточность

Q3 - низкий самоконтроль поведения - высокий самоконтроль поведения

Q4 - расслабленность - напряженность.

Для подсчета «сырых» баллов по каждому из 16 факторов можно воспользоваться специальными матрицами с отверстиями, которые накладываются на бланки ответов. Если таких матриц нет, то представленный ниже модернизированный бланк для ответов вполне пригоден для подсчета суммы набранных «сырых» баллов (в дальнейшем - баллов). В таком бланке индексами «1» и «2» обозначены баллы при соответствующих ответах-альтернативах (a, b, c) на каждый из 105 вопросов теста.

Подсчет баллов по каждому из факторов производится путем суммирования подстрочных индексов «1» и «2» (т.е. баллов) при тех ответах-альтернативах (a, b,c), которые были отмечены (обведены) испытуемыми.

Результат суммирования по каждому из факторов проставляется в правой колонке (по каждому фактору - своя строка).

Благоприятными показателями, свидетельствующими о профессиональной готовности испытуемого, согласно В.В. Романову и М.В. Кроз являются:

средние значения факторов B, C, G, H, Q2, Q3, N;

низкие значения факторов Q, Q4.

3. Тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена [21, C.104]

Тест (см. Приложение 6) применяется для диагностики уровня интеллектуального развития испытуемых в возрасте от 8 до 14 лет и от 20 до 65 лет. Тест Равена относится к культурно-инвариантным тестам, так как в минимальной степени показатели по этому тесту зависят от наличия знаний, обусловленных жизнью и определенной культурой.

Материал теста в черно-белом варианте состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять заданий (А, В, С, Д и Е) по 12 однотипных по возрастающей сложности заданий в каждой серии. Трудность задания возрастает при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов ответов.

Серия А - диагностируется способность к дифференциации основных элементов структуры и раскрытию связей между ними, идентификации недостающих частей фигуры и сличению ее с представленными образцами (обследуемому необходимо дополнить недостающую часть изображения).

Серия В - оценивается способность к аналогии.

Серия С - диагностируется способность выявлять сложные изменения закономерностей непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали.

Серия Д - оценивает способность к пространственной перестановке фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.

Серия Е - выявляется способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности (задания этой серии включают анализ фигур основного изображения и последующую "сборку" недостающей фигуры по частям).

Обработка полученных результатов заключается в подсчете общего количества баллов, как в отдельной серии, так и в целом по всему тесту.

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

степень - более 95% - высокий интеллект;

степень - 75-94% - интеллект выше среднего;

степень 25-74% - интеллект средний;

степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;

степень - ниже 5% - дефект.

Благоприятным показателем, свидетельствующим о профессиональной готовности испытуемого, согласно В.В. Романову и М.В. Кроз [34, C.15] является высокий балл IQ.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.