Ведение как сложное координационное действие — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Ведение как сложное координационное действие

2021-04-18 80
Ведение как сложное координационное действие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В баскетболе для быстрого и точного выполнения приемов необходим определенный уровень развития физических качеств. Поэтому при обучении юных баскетболистов важно знать возрастную динамику изменения этих качеств, которая связана с особенностями развития двигательного аппарата, и определить благоприятные (сенсетивные) периоды времени для обучения различным движениям и периоды, когда обучение в силу различных факторов затруднено.

Данные о возрастной динамике показателей быстроты, точности, совместного проявления быстроты и точности при выполнении технических приемов, а так же данные о влиянии на эти показатели возраста, занятий баскетболом и спортивной тренировки представляются актуальными для совершенствования методики обучения юных баскетболистов.

Уровень достижения спортивного мастерства в баскетболе непосредственно связан с проявлением быстроты и точности при выполнении различных двигательных действий в постоянно изменяющихся условиях игры. В учебной и методической литературе по баскетболу вопросы обучения техническим приемам, при выполнении которых необходимо проявлять быстроту и точность в сочетании, освещены недостаточно. В связи с выше изложенным и выбрана тема настоящего исследования.

Определена взаимосвязь между способностями проявлять быстроту, точность и сочетание быстроты и точности и результатами выполнения технических приемов, разработана методика контроля, позволяющая оценивать степень этой взаимосвязи.

Учитывая, что быстрота и точность выполнения технических приемов вносят существенный вклад в уровень спортивного мастерства баскетболистов, было выдвинуто предположение о том, что эффективность выполнения заданий, требующих проявления быстроты и точности, зависит от двух факторов: становление двигательного аппарата происходит неравномерно, уровень развития физических качеств и уровень развития способности проявлять точность неодинаково в разном возрасте сказываются на результатах выполнения заданий, когда необходимо проявлять координацию и точность.

Ф. Линдеберг в книге: «Баскетбол: игра и обучение» - говорит о важности ведения мяча со сменой темпа и направления движения. Так же выделяет высокое и низкое ведение, а в способах развития указывает в основном эстафеты с обводкой стоек и с включением передач мяча.

Теоретическая значимость. В теории баскетбола нет достаточно четко разработанных методических положений, позволяющих подбирать методы и средства для воспитания умений выполнять технические приемы одновременно быстро и точно, учитывая сенситивные периоды обучения быстроте и точности движений.

Практическая значимость. На основе исследования предполагается выявить степень влияния развития координационных способностей на степень владения техническим приемам юных баскетболистов в соответствии с развитием двигательного аппарата и учетом сенситивных возрастных периодов.

Рекомендации по определению периодов времени, наиболее благоприятных для обучения юных баскетболистов быстрому и точному выполнению отдельных технических приемов.

На самых первых порах изучения движений Бернштейн обнаружил, что при повторении одного и того же движения, например удара молотком по зубилу, рабочая точка молотка каждый раз очень точно попадает по зубилу, но путь руки с молотком к месту удара при каждом ударе в чем-то различен. И повторение движения не делает этот путь одинаковым. «Повторением без повторения» назвал это явление Н. А. Бернштейн. Значит, при каждом новом ударе нервной системе не приходится точно повторять одни и те же «приказы» мышцам. Каждое новое движение совершается в несколько отличных условиях. Поэтому для достижения того же результата нужны иные «команды» мышцам. Тренировка движения состоит не в стандартизации «команд», не в научении «командам», а в научении каждый раз быстро отыскивать «команду», которая в условиях именно этого движения приведет к нужному двигательному результату. Нет однозначного соответствия между результатом движения и «командами», посылаемыми мозгом к мышцам (Н.А. Бернштейн).

Физиологические аспекты физического развития.

Моторная активность человека постоянно находится под тщательным изучением ученых и практиков различных специальностей. Наиболее ранние исследования проводились на школьниках всех возрастных групп с целью выявления естественных темпов физического развития на основе изучения таких движений, как бег, прыжки, метания и др. Эти работы позволили выяснить, что естественные темпы прироста физических качеств неодинаковы и характеризуюся опреленными особенностями, зависящими как от возраста, так и от пола испытуемых.

Так В.П. Филин (1974) отмечают что, "Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешным при условии тщательного учета возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков".

Изучение двигательной подготовленности школьников осуществлялось в зависимости от морфо-функциональных особенностей с целью создания предпосылок научно-теоретического обоснования их взаимосвязи. Реализация возможностей оптимального периода для развития определенных физических качеств опирается на знания в области физической культуры, которая в свою очередь, использует достижения физиологии, анатомии, спортивной медицины и данные других наук.

Поскольку двигательные функции обусловлены возрастными изменениями морфологического и функционального созревания органов и систем, то вполне оправданным является накопление фактического материала в исследованиях, раскрывающих характер протекания физической подготовленности в различных видах спорта.

В основе двигательных способностей, по исследованиям А.М. Максименко (1999), лежат физические качества, уровень которых соответствующим образом либо создает предпосылки к более быстрому их развитию, либо препятствует им. Важно не только максимально полно развивать отдельные специальные качества, но и постепенно приводить их в соответствие между собой. Какое-либо качество, имеющее более низкий уровень развития, чем остальные не дает возможности в полной мере использовать и другие качества.

В процессе индивидуальной жизни развитие и инволюции физических качеств протекает неравномерно. Наблюдается, когда периоды ускоренного развития сменяются периодами замедления, остановки и обратного развития. Кроме того, имеют разную возрастную динамику. В результате неравномерности развития физических качеств складывается пестрая хронологическая кривая их онтогенеза.

Развитие двигательной активности обусловлено степенью половой зрелости, наследственностью, способностью к обучению и, таким образом, очень индивидуально, поэтому важно обучать школьников многим видам двигательной активности.

В школьном возрасте, примерно к 12-13 годам завершается анатомо-физиологическое созревание двигательного анализатора. С этого возраста подростки могут выполнять движения примерно с той же ловкостью, что и взрослые.

После 15 лет нередко наблюдается отсутствие сдвигов в качестве выполнения сенсомоторных тестов. Некоторые исследователи отмечают даже ухудшение способности к овладению сложными двигательными навыками, что вероятно, связано с интенсивными процессами полового созревания и относительным замедлением темпов развития двигательного анализатора.

Чувствительные системы детей бурно развиваются до 10-11 лет, и к этому возрасту дети способны выполнять точно многие движения, как и взрослые (если само движение не требует значительного развития каких-либо двигательных качеств).

Мышечный аппарат окончательно сформировывается после периода полового созревания (пубертатного) до 20-21 года. Освоение любого двигательного действия требует соответствующего уровня развития чувствительных систем и двигательного аппарата.

Существуют благоприятные периоды времени для обучения различным движениям и периоды когда оно затруднено. Можно выделить три периода, не имеющих достаточно четких границ между собой:

- период, когда детей нельзя чему-либо научить и полученные навыки будут им в дальнейшем мешать

- период наиболее благополучный (сенситивный) для обучения, когда дети наилучшим образом осваивают те навыки, которые у них развивают

3  - период, начинающийся после того, как было упущено благоприятное время для обучения, когда можно научить, но навыки будут освоены плохо или вообще научить им нельзя.

Исследования физической подготовленности школьников 7-17 лет позволило выделить основные периоды ускоренного и замедленного развития различных сторон двигательной функций детей и подростков (Гужаловский А.А., 1988).

Исследования показали, что разносторонняя физическая подготовка с преимущественным воздействием на физические качества, находящиеся в стадии ускоренного роста, приводит к существенным сдвигам в развитии физических качеств.

Физиологическим условием для тренировки определенных двигательных качеств является оптимальный уровень зрелости нервно-мышечной функции. Это требует от учителя (или тренера) тщательного подбора адекватных упражнений при обучении детей. Школьники отличаются разной степенью развития двигательной активности, и поэтому идеальным будет индивидуальное обучение.

Харре Л. (1971) отмечает, что у детей 7-12 лет при тренировке дыхания и кровообращения рекомендуются виды спорта, в которых участвуют большие группы мышц в течении 10-15 с. Затем следует отдых, вновь заменяемой работой.

В среднем школьном возрасте занятия общей физической подготовкой должны быть умеренными. Для учащихся старшего возраста можно проводить тренировку, но с интервалом работы и отдыха 1-2 минуты, причем тренировка должна проводится по принципу интервальной при различном темпе выполнения упражнений и с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Процесс физического воспитания может осуществляться даже при отсутствии элементов обучения двигательным действиям, т.е. в данном случае физическое воспитание будет направлено на развитие основных физических способностей (Ашмарин Б.А.).

Хороший тренировочный эффект может быть достигнут с помощью регулярной тренировки в период роста и развития организма в школьном возрасте.

Дальнейшие научные исследования и поиски педагогов направлены на разработку дифференцированного физического воспитания. Сейчас никого не может удовлетворить методика, рассчитанная на, так называемого среднего ученика. Важно определить типичные для отдельных однородных групп учащихся и индивидуализировать содержание и методические приемы учебно-воспитательной работы в зависимости от типа, возраста, уровней их степени физического развития и физической подготовленности..

Наряду с этим технический прогресс, социальные условия жизни значительно снизили объем движений. Снижение общей двигательной активности (гиподинамия) в сочетании с ускоренными темпами жизни может быть причиной патологии, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы. В классе устранения нежелательных последствий гипокинезии физическое воспитание в общеобразовательных школах приобретает исключительно важное значение.

Таким образом, на основании далеко не всех разработанных примеров исследований наибольшая разница возрастной зависимости от пола становится наиболее выраженной к 13 годам. У девочек в 14-15 лет способность к овладению сложными движениями становится хуже, чем в 12-13 лет. Характерно так же, что у девочек после 15 лет почти по всем данным, характеризующим соответствующие виды движений, естественный рост прекращается и даже наблюдается снижение достигнутых результатов.

В качестве итогов рассмотренных материалов можно констатировать необходимость возрастных особенностей развития двигательных качеств, волнообразность темпов прироста и разницу в качественных характеристиках, отсутствие совпадений в периодах бурного и замедленного роста качеств в разных видах движений.

Данными спортивной практики и научных исследований доказана необходимость всесторонней физической подготовки для спортсменов любой специализации. Особенно большое внимание в детском, подростковом и юношеском возрасте должно быть уделено воспитанию быстроты, под которой понимается способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Соответствие скоростных напряжений возрастным особенностям организма детей школьного возраста объясняется высокой возбудимостью у них иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интенсивностью обменных процессов. Большая подвижность нервных процессов, свойственная детям этого возраста, обусловливает быструю смену сокращения и расслабления мышц, от чего зависит максимальный темп движений спортсмена.

Влияние возраста на общую физическую подготовленность детей и подростков.

Основываясь на идеях оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие двигательных способностей, мы можем формировать интерес к занятиям наиболее популярными видами физических упражнений уже у школьников младших классов, придавать уроку предметную, целевую направленность, применяя средства отдельных видов спорта (Суслов Ф.П).

В настоящее время привлечение школьников к активным занятиям спортом с раннего возраста является весьма актуальной. Вместе с тем в литературе имеются данные указывающие, что младший школьный возраст является сенситивным для развития различных способностей - как кондиционных (скоростно-силовые, быстрота, гибкость), так и координационных (ориентирование в пространстве, кинестетическое дифференцированние, способность к реакции). Именно в этом возрасте складываются благоприятные предпосылки для обучения двигательными действиями, что особенно важно для освоения в будущем новых и все более усложненных форм движений.

За период с 6 до 10 лет значительно возрастает скорость движений, хотя точность еще не высока. Дети стремятся быстрее выполнить упражнение зачастую в ущерб его правильности, что связанно с поверхностным и недостаточно критичным воспитанием детей, затруднением точных дифференцировок.

Вместе с тем дети могут выполнять довольно сложные по координации двигательные действия, сочетая в них работу рук и ног. но это выполнение не отличается стабильностью.

Как отмечается в специальной литературе, одним из наиболее эффективных средств физического воспитания, уже в младшем школьном возрасте является игра в баскетбол. Уроки физической культуры с элементами баскетбола весьма положительно воздействуют на развитие кондиционных и координационных способностей.

У детей занимающихся баскетболом, отмечались более высокие и достоверные темпы развития психофизиологических функций, что нашло свое отражение при исследовании быстроты и точности простой и сложной двигательной реакции, точности реакции на движущийся объект, максимальной частоты движений.

Еще в дошкольном возрасте у детей 5-6 лет наблюдается рост таких показателей высшей нервной деятельности, как сила и подвижность нервных процессов. С возрастом более стабильным становится торможение, повышается работоспособность коры больших полушарий, хотя взаимодействия между процессами возбуждения и торможения еще продолжает оставаться несовершенным. Благодаря этим изменениям, дети могут сосредоточить свое внимание на изучении конкретного приема игры уже в течении четверти часа и более. Значительно быстрее вырабатывается дифференцировочные и угасательные торможения, что говорит о большей предрасположенности к обучению новым движениям.

С развитием произвольного внимания существенно повышается продуктивность остальных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.

Развивается способность не только помнить программу своих действий, но и предвидеть их результаты, что очень важно для приобретения двигательных навыков. В определенной степени процессы восприятия и переработки информации определяются врожденными свойствами нервной системы, и поэтому детей 8-10 лет можно разделить "медленных и быстрых".

Так, установлено, что мальчики во всех возрастах (за исключением возраста 11-12 лет) бегают быстрее девочек. Наибольшие темпы прироста бега имеют место в 13-14 лет, а после 15 лет они снижаются. В 11-12 лет темпы прироста показателей бега, а равно и скорости у девочек опережают мальчиков, а в последующем отстают.

В результате проведенных исследований получены данные, показывающие на то, что у школьников в возрасте с 10 до 12 лет темпы прироста скорости мышечного сокращения увеличиваются. Рост скорости бега за место на протяжении от 8 до 15 лет и существенно с возрастом не изменяется. Длительность же поддерживания скорости прогрессивно увеличивается только до 13 лет.

Скорость и произвольная частота движений, а также способность поддерживать ее в максимальном темпе к 15 годам достигает значений, близких к предельным.

В ряде работ приводятся данные по изучению скоростно-силовых качеств на основании которых установленно, что прирост темпов и улучшение показателей начинается с 12 до 15 лет. В темпах прироста наблюдаются весьма существенные различия между представителями различного пола. После 15 лет у мальчиков темпы значительно снижаются и рост идет замедленно с незначительными изменениями, а у девочек показатели стабилизируются или ухудшаются.

Следует при этом обратить внимание, что у разных исследователей были получены данные, несколько отличные друг от друга, однако в целом не изменяющие общую картину принципиальных закономерностей.

В результате проведенных работ на большой группе специальных двигательных действий установлено, что сочетание скорости и силы одновременно при целенаправленном воздействии дает положительные результаты как в приросте качества, так и в улучшении техники движений.

Целенаправленная скоростно-силовая подготовка в подростковом и юношеском возрасте позволит создать благоприятные предпосылки для овладения рациональной спортивной техникой и снизить вероятность проявления у начинающих ошибок, обусловленных недостаточным уровнем физической подготовленности. Исходя из этих соображений, в процессе работы ввели новый термин "скоростно-силовая подготовка", под которым понимается совокупность средств и методов комплексного воспитания быстроты и силы с целью обеспечения всестороннего гармонического физического развития, необходимого уровня специальной тренированности спортсмена и на этой основе достижения им высоких результатов.

Характер игровых действий в баскетболе требует от участников способности быстро выполнять различные по напряжениям усилия: умения многократно использовать стартовые рывки на короткие отрезки, по первому требованию игровой ситуации изменять направления бега и его скорость, быстро и своевременно включаться в борьбу за мяч, отскакивающий от щита, стараясь овладеть им в наиболее высокой точке прыжка, вести и передавать мяч с максимальной быстротой, силой, точностью и т.п.

Согласно схеме возрастной периодизации онтогенеза человека к среднему школьному возрасту относится подростковый период: мальчики 13-16 лет, к старшему школьному возрасту - юношеский: мальчики 17- 21. Средний школьный возраст совпадает с периодом начальной фазы полового созревания, когда завершается преобразование морфологических и функциональных особенностей организма детей с некоторым приближением к нормам взрослых. В старшем школьном возрасте у юношей отмечаются ещё большие приближения к функциям взрослых.

В половом созревании выделяют три фазы:

Пубертатная - у мальчиков характеризуется появлением первых признаков полового созревания.

Возраст 13-15 лет отличается наиболее высокой совокупной сенсетивностью к развитию специальной выносливости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, а так же среднесенсетивным к развитию силы и быстроты.

Выявлено, что все двигательные качества одинаково значимы для успешной двигательной деятельности в баскетболе. Наиболее приоритетным с рассматриваемой точки зрения являются высокие уровни развития координационных способностей и специальной выносливости. (Новиков А.Д., 1989).

До настоящего времени научной и учебно-методической литературе отсутствует единый подход к определению понятия «координационные способности». На наш взгляд, данное противоречие обусловлено неоднозначным пониманием авторами сущности координационных способностей. Существуют, по крайней мере, два подхода. Так, одни авторы рассматривают координационные способности как управленческие, - во-первых, как способность целесообразно координировать движения при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во вторых как способность перестраивать координацию при необходимости изменить параметры основного действия или переключения на другое действие в соответствии с требованиями меняющихся условий (Матвеев Л.П. 1991). Другие считают, что координационные способности - одна из составляющих физических способностей, то есть - свойство организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи (Попов Ю.Г. Грузнов Ю.Г. 1986); или совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешностью управления двигательными действиями и их регуляцией (Курамшин Ю.Ф. 1999); или совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешностью управления двигательными действиями и их регуляции в соответствии с уровнем построения движений.

Различное понимание и толкование термина, координационные способности затрудняет как общение специалистов, так и совершенствование данного компонента подготовленности спортсмена, в том числе и со спецификой соревновательной деятельности избранного вида спорта (Двейрина О.А. 2000).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.