Обеспечение общественной поддержки определенным взглядам — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Обеспечение общественной поддержки определенным взглядам

2021-04-18 78
Обеспечение общественной поддержки определенным взглядам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Теория “спирали молчания” предполагает наличие в обществе “молчаливого большинства”, т.е. людей, которые, полагая, что их точка зрения не совпадает с позицией большинства, предпочитают помалкивать, не высказываться вслух. Это происходит именно так, даже в том случае, когда “молчаливые” составляют фактическое большинство в обществе. В этом случае меньшинство, считающее себя большинством, высказывается громко и открыто, и точка зрения меньшинства может в итоге оказаться решающей и получить поддержку населения. “Спираль молчания” максимально раскручивается, когда СМК начинают освещать наиболее громко выражаемые в обществе взгляды, вне зависимости от фактического распределения точек зрения в обществе.

Таким образом, освещение в СМК может отражать, усиливать или подавлять воздействие “спирали молчания” на общественное мнение. Понимание этого почти непосредственно преобразуется в практику “паблик рилейшнз”. Наиболее известными примерами разрушения “спирали молчания” являются кампании по борьбе с курением, наркоманией, насилием в семье и т.п.

Началом изучения коммуникации в современном обществе стали исследования пропаганды, широко использовавшейся государствами, участвовавшими в первой мировой войне, Именно тогда новые средства воздействия — пресса и кино— стали применяться для продвижения в обществе идей патриотизма, помощи армии, восстановления утраченного в результате военных действий экономического потенциала и т.д. В 1920 — 30-е гг. понятия “коммуникация” и “пропаганда” становятся синонимичными — в значительной степени благодаря классику американской социологии ГЛассуэлу, одна из книг которого была даже переведена в 1929 г. на русский язык. В 1948 г. Г. Лассуэл сформулировал классическую модель процесса коммуникации. Согласно его представлениям, акт коммуникации можно рассматривать как структуру, состоящую из пяти элементов, образовавшуюся по мере ответов на следующие вопросы:

— Кто? (передает сообщение) Коммуникатор. — Что? (передается) Сообщение текста.

— Как? (осуществляется передача) Канал. — Кому? (направлено сообщение) Аудитория. — С каким эффектом? Эффективность.

Предложенная Лассуэлом схема не давала ответа на вопрос о том, каким образом процесс коммуникации воспроизводится в широком социальном контексте, как его воздействие отражается в непосредственном окружении индивидов, из которых и состоят массовые аудитории и обратным влиянием которых, например, на прессу можно было пренебрегать, как выяснилось лишь в достаточно ограниченных пределах. Серьезным достижением в изучении теории социальной коммуникации стали исследования П.Лазарсфельда, Б.Берельсона и Г.Годэ.

Ими было установлено, что, по крайней мере, в некоторых критических ситуациях (как, например, в случае выборов, когда их результаты оказываются противоположны направленности кампаний массового убеждения) для исследователя принципиально важным оказывается учет “двухступенчатого” характера воздействия массовой коммуникации, поскольку обнаружилось, что “идеи”, поставляемые прессой и радио (телевещание тогда только начиналось) усваиваются многими под влиянием находящихся рядом с ними, как правило, неформальных, но влиятельных “лидеров мнения”. Исследователи писали: “Идеи распространяются от радио и прессы к лидерам мнения и затем от них к менее активным секторам”. Открытие “ступеней” в осуществлении процесса массовой коммуникации выявило условность казавшихся такими незыблемыми “атомистических” представлений, согласно которым каждый из членов аудитории думает и действует, в основном, самостоятельно. Таким образом, появилась еще одна модель коммуникации, не противоречащая модели Лассуэла, но существенно дополняющая ее:

 

 

Передатчик информации
Переработчик информации

Адресат
Адресант

 

Схема 2. Модель двухступенчатой коммуникации

 

В дальнейшем ответ на вопрос, как воспринимается и перерабатывается информация на индивидуальном уровне, был существенно уточнен. Вот как выглядит модель приема и обработки информации на индивидуальном уровне по Ж. Дюрану. Она состоит из пяти последовательных фаз:

а) первичный контакт с сообщением: индивид решает, стоит ему или нет принимать какие-либо действия;

б) расшифровка сообщений: рождение синтеза полученных сообщений и информации, заложенной в памяти реципиента;

в) изменение позиции: речь идет о завершении динамичного процесса, в результате которого затрагиваются различные аспекты мировоззрения реципиента (взгляды, чувства, нормы);

г) закрепление эффекта: здесь активную роль играет память реципиента;

д) изменения в поведении, которые являются результатом восприятия и усвоения информации, обуславливаются индивидуальными особенностями реципиента и состоянием окружающей среды.

Следующим важным моментом в изучении коммуникации стало открытие обратной связи. Обычно обратная коммуникация волновала адресантов только в кризисные периоды общественной жизни, ставя под вопрос как способы интерпретации основной направленности воздействия массовой коммуникации, так и надежность соответствующих им теоретических представлений, рассчитанных на установившийся, структурно и функционально определенный тип социальной стабильности. Понять и описать данное явление помогла кибернетика. Если математическая теория информации — это физическая теория передачи сигналов, занимающаяся также проблемами эффективности передачи электрических импульсов, то кибернетика — это теория информации, саморегулируемых машин, компьютеров и физиологии нервной системы. “Одна из важных концепций в кибернетике состоит в том, что машина, воспринимающая импульсы (возбудители), “учится”, то есть автоматически приспосабливается к получению обратных сигналов о собственной работе и проходит через определенное число возможных состояний. Эта концепция требует способности автоматически регулировать предпрограммную и обратную информацию с тем, чтобы поддерживать состояние стабильности и равновесия. Теория информации позволяет анализировать сообщения в небольших дискретных единицах, т.е. в алфавите, точках и тире или точках на телевизионном экране, и измерять коэффициент искажения или шума при передаче этих единиц от источника креципиенту. Физическая основа кибернетики как и теории информации проявляется в таких терминах: коммуникация, информация, разрешающая способность канала, коммуникационная сеть, шум и обратная связь”.

 

3

 

Развитие PR, как явствует из предыдущих глав — явление закономерное, рожденное объективными тенденциями становления и развития рыночных отношений, гражданского общества и правового государства, имеющего как фиксируемую формально, так и неформально принимаемую на себя власть имущими обязанность не столько править, сколько управлять обществом. Однако появление в политико-государственной практике России цивилизованных по форме и демократических по содержанию способов общения управляющих с управляемыми тормозится не только соблазном возврата к преимущественно административным методам воздействия. Распространение управленческих новаций “вширь” часто сопровождается понижением их научного уровня', отступлением от сложившихся принципов, искажением смысла новшества. В случае с PR наблюдается, например, явное извращение самой сути принципиально новой — ненасильственной, и, подчеркнем, непропагандистской технологии. Благодаря своей нацеленности не на манипулирование, а на честное информирование, просвещение и воспитание с целью установления взаимопонимания и доброжелательности между людьми, организациями и обществом, PR являются наиболее уважаемой, вызывающей доверие технологией взаимодействия власти и народа.

Однако отечественные представители PR не всегда помнят о сути того дела, которым занимаются. К примеру, в думской кампании 1999 г. электоральные услуги одному из самых известных избирательных объединений оказывало агентство, название которого, несмотря на присутствие в нем аббревиатуры PR, совершенно недвусмысленно указывает на истинный характер собственной деятельности — “РRопаганда”.

В средствах массовой информации буйство “грязных” технологий, включающих выброс компромата, шантаж, угрозы, фальсификации и прочее преподносится читателям как результат пиаровской активности. “Черный PR” — один из самых расхожих заголовков в российской прессе. Впрочем, журналисты всего лишь повторяют сказанное консультантами-профессионалами, которые даже специалиста по “психотеррористическим” методам борьбы с политическими противниками называют “пиарщиком”.

Вряд ли следует обходить молчанием все более очевидную, набирающую силу тенденцию искажения природы PR, некорректного и суетливого использования соответствующего термина: под сомнение может быть поставлено само будущее перспективной теории и технологии. Наметились, на наш взгляд, два основных направления деформаций PR, затрудняющих их прививку к российскому древу. О первом упомянуто выше: аббревиатура “PR” используется в целях маскировки, придания товарного вида залежавшемуся продукту. Прикрываясь PR, политические консультанты занимаются старым добрым агитпропом, впрочем, помноженным на современные информационно-рекламные технологии. Второе направление деформаций представляет собой попытку некой глобализации PR, стремление “подверстать” под это популярное, легитимизированное массовым сознанием понятие практически всю совокупность не силовых управленческих воздействий.

Смешение понятий имеет под собой определенное основание. Дело в том, что две наиболее популярные коммуникационные технологии — PR и маркетинг — имеют общее происхождение: они изначально являлись ответом производителей на вызовы рынка. Что же отличает технологии PR от технологий маркетинга? И что их объединяет, кроме происхождения?

PR — это не любая коммуникационная деятельность, а только та, которая отличается стратегической направленностью, неторопливостью и последовательностью в решении фундаментальных задач общественного взаимодействия, долговременной связью с социокультурными и политико-экономическими акторами. Если глубинной сутью PR является информирование общественности, ее просвещение и воспитание посредством распространения правовых и экономических знаний, повышения политико-правовой культуры, то спецификой маркетинга выступает приоритетная значимость исследования и сегментации рынка, доминирование наступательных методов воздействия на рыночные сегменты, включая стратегию антимаркетинга.

PR осуществляется годами и десятилетиями. Маркетинг должен доказать свою эффективность на очень ограниченном временном отрезке: его акции спрессованы во времени, очень энергичны, даже (в рамках закона) агрессивны. От подготовленных пиарщиком публикаций, кино- и телефильмов не ждут немедленной коммерческой отдачи, ибо цель здесь преследуется иная — дать обществу позитивную информацию о лидере, фирме, государственном учреждении. Коммуникационный “продукт” маркетолога должен приносить быструю прибыль — голоса избирателей, поддержку власти на референдуме и т.д. Маркетинг опасно граничит с пропагандой и контрпропагандой. PR проводится скромнее, более интеллигентно, цивилизованно.

В концентрированном виде отличия маркетинга от PR сводятся к следующему:

— Маркетинг ориентирован на действие и немедленную реакцию, PR — на долговременную коммуникацию.

— Маркетинг опирается на опробованные техники и измеримые результаты, PR — на новационные техники, результат которых трудно измерить.

— Маркетинг направлен на разделенные аудитории, PR — на множественную аудиторию со специальными интересами.

— Маркетинг работает в своей нише рыночного пространства, PR действует в более широком поле общественного мнения.

Еще одно важное отличие: PR-мен призван во многом освободить высшее руководство от личных встреч с представителями общественности. Главный PR-мен — член руководства организации; чем выше его должностной статус, тем эффективнее его деятельность. Маркетолог — консультант или менеджер — наиболее эффективен тогда, когда он независим и не является штатным сотрудником. Штатный сотрудник — пресс-секретарь, ответственный за “паблик рилейшнз”, аналитик, помощник и т.п.— это “человек двора”, который прежде, чем дать совет, хорошо подумает о собственных интересах, своей аппаратной карьере. Если он лично предан шефу, то объективности это тоже не способствует. Независимый консультант, в отличие от штатного, не озабочен проблемой выживания в коридорах власти (равно как и в аппарате любой политической партии, движения и т.д.); будучи носителем гласа народного, представителем рядового избирателя, он может позволить себе истину царям с улыбкой говорить”.

Конечно, многие из функций PR-мена сродни функциям маркетолога, только в рамках маркетинговых кампаний последние выражены более четко. Общественность, к которой обращается PR-мен, способна лишь влиять на стратегию фирмы. Рыночные сегменты, к которым обращается маркетолог — например, конкретные группы избирателей — непременно и очень сильно влияют на стратегию и тактику кандидата, избирательного объединения. Отношения, связывающие кандидата и его электорат, гораздо более определенны. Фирма может заниматься своей общественностью, а может в определенных обстоятельствах ее игнорировать. Кандидат же ни при каких обстоятельствах не может игнорировать свою общественность и т.д.

 

4

 

PR и маркетинг способны к взаимопроникновению и взаимодополнению. Не случайно в последнее время и теоретики, и практики все чаще говорят об интегрированных коммуникационных технологиях (или маркетинговых PR). Это новое направление возникло в 1990 г., когда ряд компаний (например, Proctor & Gamble, IBM) совместили функции маркетинга и PR в своих структурах. Причиной тому стало осознание факта: если организация не сможет удачно продавать свои продукты и услуги, она не выживет. Чистый PR не способен заменить маркетинг, который решает задачи не только рекламы, увеличения продаж, но и создания новых рынков для уже существующих товаров, продвижения на старые рынки новых продуктов. Синергетический эффект достигается за счет сочетания технологий, которые можно рассматривать еще и как низкоинтенсивные (в частности, PR) и высокоинтенсивные (в частности, маркетинг). Высокоинтенсивные технологии позволяют осуществлять перемены в сознании за краткий период времени; низкоинтенсивные рассчитаны на более длительный период. В результате их сочетания создаются благоприятные возможности для коммуникации.

Таблица 1

Различия между технологиями

 

Показатели Высокоинтенсивные технологии Низкоинтенсивные технологии
Время Краткий период Долгий период
Цель Быстрое изменение имеющейся системы ценностей Медленное преобразование имеющейся системы ценностей
Характер цели Явный Скрытый
Дальность действия Ближайшее будущее Отдаленное будущее
Оценка со стороны реципиента Давление, пропаганда Нейтральная информация
Выбор реципиента Навязанный Свободный
Степень сопротивления реципиента Высокая Низкая
Удержание внимания реципиента Слабое Сильное

 

Как мы видим, высокоинтенсивные и низкоинтенсивные технологии решают разные типы задач. Комбинация тех и других позволяет осуществлять широкий круг конкретных заданий. Одни ориентированы на создание фона, другие — на послания. Начало и конец кампании лучше всего проводить в режиме низкоинтенсивных технологий — в этом случае они не будут четко идентифицироваться аудиторией.

Приступая к разработке PR-кампании, пиарщик не сможет обойтись без анализа отношений, сложившихся между организацией и ее общественностью, выявления существующих в обществе мнений и оценок в отношении данной организации- т.е. без проведения исследования, родственного маркетинговому. В данном случае маркетинг выступает элементом комплекса PR. Может случиться и обратное: как элемент маркетинговых коммуникаций PR выполнит присущие ему функции— создаст обстановку доверия, распространит информацию, осуществит долговременное воздействие.

Продемонстрируем сказанное на примере современной избирательной кампании. К классическим элементам маркетинга относятся такие необходимые сегодня компоненты, как:

— Операциональная формулировка цели.

— Изучение и сегментация электорального рынка.

— SWOT-анализ (аббревиатура английских терминов Strengths — Weaknesses — Opportunities — Threats): изучение основных факторов кампании — сильных и слабых сторон вашего кандидата и его конкурентов, благоприятных возможностей и угрожающих факторов, внутренних характеристик кампании и внешних моментов, которые вы не можете контролировать.

— Анализ эффективности и т.д. В рамках общей маркетинговой парадигмы проводятся и чисто пиаровские мероприятия — встречи кандидата с избирателями на массовых форумах, при посещении предприятий, жилых кварталов, коммерческих центров, поездках по избирательным округам. К сфере же PR относятся организация комитетов поддержки, поддержание связей с важными социопрофессиональными группами, местными и региональными элитами, СМИ (пресс-конференции, интервью, завтраки и обеды для прессы), привлечение “звезд” в команду кандидата и т.п.

Что же касается манипулятивных и агрессивных технологий, неизбежно сопровождающих любую, по-настоящему конкурентную избирательную кампанию, то ни один из крупных специалистов по политическим технологиям не относит их к сфер ре PR. Чаще всего, как уже отмечалось, их называют даже не пропагандой (контрпропагандой), а антимаркетингом: речь ведь идет о том, чтобы нейтрализовать конкурента, повлиять на голосовательное поведение колеблющегося электората на данных, конкретных выборах, а вовсе не о том, чтобы заставить людей всю оставшуюся жизнь преданно следовать за вашим кандидатом, отрекшись от прежних убеждений.

При проведении современной PR-кампании фактически всегда происходит совмещение технологических стилей. Поскольку история отечественного PR не богата примерами ясного осознания профессионалами границ и специфики жанра, снова обратимся к зарубежному опыту. Как рассказал на страницах специализированного бюллетеня Т.Араи, пресс-атташе посольства Японии во Франции, в середине 1990-х гг. посольство исследования и обнаружило, что во Франции отсутствует четкий имидж Японии. Представления о ней оказались размытыми— нечто между “гейшей и компьютером”. Тогда и было решено превратить коммуникацию в одно из основных направлений деятельности посольства. Цель коммуникации определялась следующим образом: создать имидж Японии как страны, объединяющей традиции и новации, гармонизирующей отношения людей со своей историей, природой, окружающим миром.

При коммуникации нового имиджа решили обращаться к трем “адресным группам” — журналистам, работникам сферы образования, научным кругам. В 1995 — 1996 гг., на первом этапе PR-кампании была организована серия пресс-конференций, инициированы проекты международного научного сотрудничества по таким проблемам, как борьба со СПИДом, помощь слаборазвитым странам и проч. Затем осуществлена рассылка вопросника 3 тысячам французских журналистов с целью понять и оценить восприятие ими страны, степень осведомленности о ее экономических, политических, культурных реалиях. Оказалось, что Японией французские журналисты интересуются, но при этом испытывают трудности с получением необходимой информации. Ответом японцев стало размещение базы данных о своей стране на французском языке в Интернете.

Второй этап кампании был реализован в 1997 г.: он включал открытие Дома японской культуры в Париже, массированное поступление туда культурной информации, проведение выставок, научных конференций. На 1998 г. был запланирован третий этап, обозначенный как “год Японии во Франции”. Очевидно, что, включая отдельные маркетинговые элементы (исследование “рынка”, определение “мишеней”), кампания в целом не теряла “пиаровского” духа, ибо ее конечной целью было не получение сиюминутной выгоды, а установление долгосрочных контактов, для чего необходимо хорошо знать и понимать друг друга. Ни маркетинг, ни пропаганда таких целей, как правило, не преследуют. Кстати, в данном случае никакой специальной рекламной кампании японским посольством не проводилось.

В заключение можно сказать, что PR и маркетинг представляют собой различные формы науки и искусства информировать, убеждать, добиваться изменения мнения и отношения людей к чему-либо или кому-либо. Объединенные под “зонтичным” термином “коммуникация”, они составляют тот комплекс не административно-силовых, а политических технологий управления, которые используются властью — как политической, так и государственной, претерпевающей сложную эволюцию от демиурга социально-исторического развития до партнера зрелого гражданского общества.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что означает термин “политическая коммуникация”?

2. Перечислите функции политической коммуникации.

3. Каковы особенности функционирования политической коммуникации в тоталитарных и демократических политических системах?

4. Какие научные подходы к изучению политической коммуникации вы знаете?

Список литературы

 

Афанасьев В.Г. Информация и управление. М., 1984.

Землянова П.М. Современная американская коммуникативистика. М.,1995.

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 7 — 9, 120-121.

Лассуэл Г. Техника пропаганды в мировой войне. М.— Л., 1929. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире 

методология анализа и практика исследований. М., 1999. С. 131-149.

© Морозова Е.Г., 2003

© Тимофеева Л.Н., 2003

Глава V


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.