Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2021-04-18 | 81 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Природа общественных отношений. Общественные связи как инструмент управления общественными отношениями.
2. Общественные связи в постиндустриальном обществе (концепция, функции, структура).
3. Коммуникационные системы общественных связей. “Паблик рилейшнз” как управляющий элемент общественных связей.
4. Противоречия в развитии общественных связей в постиндустриальном обществе.
1
В социальную философию прочно вошло понятие общественных отношений. По мнению исследователей, отношения между людьми, а по сути общественные отношения, — это исторически конкретный способ соединения социальных групп, человеческих общностей в процессе их жизнедеятельности. Общественные отношения являются условиями деятельности людей и проявляются в их потребностях и интересах, как движущих силах общественного развития. В этом их роль в развитии: общества. И она тем заметнее, чем больше простора эти отношения дают для деятельности человека в материальной, социальной, политической и других сферах общественной жизни.
Жизнедеятельность людей формирует и их сознание, и общественное сознание. В свою очередь общественное сознание определяется общественными отношениями, их изменением и развитием. Выдающийся русский марксист Г.Плеханов в связи с этим отмечал: “История делается людьми, воля и сознание которых обусловливается общественными отношениями... сознание и воля направляются в ту сторону, куда их толкает объективный ход развития общественных отношений”.
В любом обществе складывается система общественных отношений. Это отношения собственности, подразумевающие первенство частной или государственной собственности, либо отношения определенного равновесия между этими видами собственности. Если взять либерально-демократическое общество, то его экономической основой являются частная собственность и частное предпринимательство, децентрализованная рыночная система и конкуренция. Именно тот или иной вид собственности порождает определенные производственные отношения.
|
В системе общественных отношений присутствует и такой их вид как социальные отношения. Они связаны с социальной сферой жизнедеятельности людей и отражаются в социальной политике общества, в центре которой — благосостояние народа, забота о его здоровье, образовании, труде, отдыхе, удовлетворении разнообразных потребностей. В свою очередь социальная политика реализуется через отношения классов, социальных групп, производственных ассоциаций, города и деревни, отношения между обществом и личностью, национальные и семейные отношения.
Вступая в правовые отношения, люди руководствуются правосознанием и нормами права, господствующими в данном обществе, а вступая в нравственные отношения они руководствуются моральными нормами: представлениями о добре и зле, чести, совести, порядочности, долге.
В обществе все сферы жизнедеятельности людей органично связаны и определяют объективное развитие общественных отношений в целом, диктуют исторически конкретный тип связи социальных групп, человеческих общностей в процессе их деятельности. Исторически конкретный тип связи обусловлен характером общества — либерально-демократического, авторитарного, тоталитарного. И при этом индустриального, постиндустриального или информационного. В каждом из этих обществ существует свой тип взаимодействия людей в процессе их деятельности, свои ценности, которые определяют это взаимодействие. В либерально-демократическом обществе — ценности свободы, демократии, рынка, индивидуальной активности и инициативы, в тоталитарном — жесткое планирование и централизация экономической и духовной жизни, ограничение экономической инициативы, ориентация на ценности коллективизма и социальной справедливости.
|
Управление общественными отношениями, то есть управление взаимодействием социальных групп, человеческих общностей в процессе их деятельности, достигается социальным регулированием. В качестве инструмента этого регулирования выступают общественные связи.
2
В общем виде система общественных связей выступает как процесс социальной коммуникации, как необходимый элемент социального взаимодействия, управления общественными отношениями. Содержание общественных связей обусловлено исторически конкретным типом общества. Взаимоотношения человека и собственности, человека и политической системы, ' человека и рынка труда, человека и социальной сферы, человека и системы образования и культуры, политическая, экономическая, конкурентная борьба, присущие и нынешней российской действительности, — обеспечиваются регулирующими функциями общественных связей. Общественные связи являются одной из форм социальных связей — социального взаимодействия, системой реализации потребности частей социального организма друг в друге.
Философия общественных связей основывается на концепции американского социолога-теоретика Т.Парсонса об информационном обмене взаимодействующих систем и подсистем, и концепции социального действия немецкого философа Ю.Хабермаса. Ключевая идея Т.Парсонса заключается в том, что наиболее важный социальный процесс — это процесс коммуникации значений, символов, то есть движение информации. Процесс передачи информации непосредственно “завязан” на развитие социальных отношений, на устойчивость общества. Катализатор социальных процессов по Парсонсу — информационный обмен взаимодействующих систем и подсистем. Отношения между системами и подсистемами общества и внутри них представляют собой обмен информацией, совокупностью символов, вызывающих структурные изменения в системе социальных отношений. Т.Парсонс выдвигает крайне важный тезис о том, что любая система контролируется такой подсистемой, которая обладает большим информационным потенциалом и потребляет наименьшее количество энергии. В этих теоретических посылках Т. Парсонса — ключ к пониманию общественных связей. В то же время следует признать, что структурно-функциональная теория Парсонса дает статическую картину состояния общества, она бессильна в анализе общественных противоречий, социальных изменений. Т. Парсонс отвергает противоречие как источник развития и сводит социальную жизнь к кибернетической иерархии и эволюционным процессам.
|
В понимании социальных процессов общества и закономерностей развития западноевропейской цивилизации значительно дальше продвинулся Ю.Хабермас. Он рассматривает общество как продукт человеческого взаимодействия. Отсюда и “вырастает” его теория социального действия — стратегического, нормативного, драматургического, коммуникативного.
Стратегическое действие по Хабермасу — это действие, управляемое эгоистическими целями. Оно рационально в той мере, в какой субъект действия выбирает наиболее эффективное средство получения желаемого. Данная модель предполагает, что участники стратегического действия относятся к другим действующим лицам как к объективированным средствам или препятствиям на пути к цели. Так называемое стратегическое действие создает теоретическую основу для конкурентной борьбы, в которой ведущую роль играют общественные связи.
Нормативное действие по Хабермасу — это социальное действие, целью которого является создание взаимовыгодных ситуаций. Это достигается через подчинение поведения власти, организации, разделяемым ценностям и нормам, что обеспечивают общественные связи.
Целью драматургического действия, как отмечает Хабермас, является “представление самого себя” или создание публичного имиджа. Система общественных связей ориентирована на создание имиджа, и теория драматургического действия создает предпосылки для его разработки.
Коммуникативное действие, считает Хабермас, имеет своей целью свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации. Свободное соглашение обеспечивается структурами общественных связей, вопрос лишь в том, какова его цель? Если она эгоистична по своей природе, то координация усилий, по Хабермасу, включает только расчет на использование других лиц насильственными или ненасильственными средствами.
|
Таким образом хабермасовская теория социального действия в определенной мере служит теоретическим основанием для функционирования системы общественных связей. Но главное, теория социального действия позволяет увидеть социальные изменения в обществе, его динамику. Хабермас, подходя диалектически к теории Парсонса, по сути отвергающей противоречие как источник развития, приходит к выводу, что нынешнее постиндустриальное общество определило смешение акцентов с экономической на другие сферы системы (культурную, коммуникационную), что и стало источником социального развития. Ю.Хабермас рассматривает общество как продукт человеческого взаимодействия, структурируемый нормами и ценностями, которые позволяют понять происходящие изменения в социальной системе.
Современное развивающееся общество становится информационным обществом, оставляя в истории эпохи индустриальные и постиндустриальные (по Тоффлеру). Этот процесс сопровождается утверждением новой среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, нового образа жизни и новых принципов управления обществом. Информационное общество отличает, с одной стороны, возрастающее управленческое значение средств массовой информации, являющихся элементом общественных связей, с другой стороны — возрастающая информированность населения, беспрепятственная работа всех СМИ, наличие массовых технических средств, делающих информацию доступной для большинства граждан.
Меняется и сама движущая сила социальных изменений. Ею становятся информационная среда обитания, информационные технологии, позволяющие эффективно реагировать на новые вызовы высокотехнологичной, рыночной среды обитания. Взгляд на развитие ценностей европейской цивилизации в информационную эпоху показывает также, что движущая сила ее развития смещается в сферу влияния на людей, в область “обработки людей людьми”, которая становится тотальной. Эти вызовы информационной эпохи мобилизуют новое поколение лидеров, формируют новое качество власти.
Если в прошлые века и в первой половине ХХ века власть во взаимоотношениях с обществом и с другими государствами больше опиралась на насилие, то ныне насилию найдена замена — в культуре влияния на человека, в росте удельного веса общественных связей. Среди иных видов культуры — материальной, духовной, общественно-политической, жизнеобеспечения — культура влияния на человека все более доминирует. Управление самим процессом влияния на человека, являющееся сферой общественных связей, также приобретает огромное значение.
|
Сбор, накопление и анализ информации, свободное циркулирование информации в обществе и между государствами, включенность в систему образования широких слоев населения, интенсивное качественное развитие средств массовой информации, массовой культуры, широкое распространение переговоров, лоббизма, системы продвижения товаров и услуг, лидеров и работников на экономическом, политическом, социальном рынках, на рынках образования и культуры, — все эти технологии общественных связей становятся непременными атрибутами власти, без которых она не может полноценно выполнять свои функции.
Следует отметить, что сила любой власти в XXI веке будет определяться не мощью репрессивного аппарата и наличием богатства, а силой и широтой распространения технологий отношений с общественностью, социальным контролем, то есть технологий общественных связей и такого их важнейшего элемента, как “паблик рилейшнз”, управляющего культурой влияния на человека. Это, в свою очередь, свидетельствует о роли интеллектуальной элиты, задействованной властью. Отношения власти и интеллектуальной, творческой элиты становятся самостоятельной сферой, регулирование которой также находится в русле общественных связей.
Итак, общественные связи — это система реализации взаимной потребности всех частей социального организма, система влияния на человека, на классы, социальные слои и группы с целью обеспечения социального взаимодействия, развития общественных отношений. Общественные связи как система производства и передачи информации, пронизывая весь социальный организм, обеспечивают производительную силу коммуникаций. Их можно рассматривать как средство и процесс регулирования отношений во имя общественного прогресса между властью и обществом, бизнесом и обществом, культурой и обществом, а также внутри власти, бизнеса и культуры, в качестве особой сферы человеческой деятельности. Процесс регулирования отношений в сфере политики, экономики, культуры обеспечивает общественный прогресс и равновесие в системах координат: человек — политика, человек — экономика, человек — культура. Этот процесс осуществляется путем обмена информацией.
Общественные связи как информационный мост, как процесс управления общественными отношениями и регулирования отношений между властью, бизнесом, культурой и обществом (здесь же — и человеком) находят свое выражение в форме образования, религии, пропаганды, культуры (прежде всего массовой), рекламы и т.д. Эти сферы являются по сути, формами существования, жизнедеятельности общественных связей. От форм функционирования общественных связей зависит характер регулирования отношений и разрешения противоречий между властью, бизнесом, культурой и обществом. Он может быть эволюционным, взаимно учитывающим интересы сторон, компромиссным, а может быть революционным, или манипуляторским, подавляющим (например, в случае превалирования пропаганды, переходящей в манипулирование сознанием).
Общественные связи имеют следующее назначение:
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!