Первобытные народы на пути к устройству общества — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Первобытные народы на пути к устройству общества

2021-04-18 166
Первобытные народы на пути к устройству общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первобытным (доисторическим) обществом считается период в истории человечества до изобретения письменности. Письменность, как известно, явилась могущественным двигателем развития культуры. Благодаря письму человечеством накапливался опыт поколений и запас знаний во всех сферах деятельности. В истории развития народов и культур отмечено гетерохронность в появлении письменности. Существуют различия во времени появления письма и его типа у разных этносов и групп, а отдельные из них (бушмены, австралийские аборигены, и др.) не имели своей письменности до настоящего времени, получив ее при взаимодействии с другими народами. Отмечают,что в историческом развитии начертательного письма последовательно сменилось несколько типов – пиктографический (или рисуночный), идеографический (рисункам пиктографического письма придавалось отвлеченные понятия, связанные со словом), слоговый и буквенно-звуковой или фонемографический типы. Из установления типов развития письма не означает, что все народы, развиваясь, должны были пройти их. Тот или иной народ в силу грамматических особенностей своего языка или исторических событий мог остановиться на каком-нибудь из этих этапов. Так произошло с китайским, японским и корейским языками, остановившимися на использовании идеографического письма. Китайская, египетская и шумерская письменность, охватывая период около 4 тыс. лет, являются самыми древними в мире (Павленко, 1987).

Исторические сведения о древних временах культур, не имеющих письменности, составляют предания и мифы, передававшиеся из поколения в поколение. От отца к сыну передавали австралийские аборигены множество изустных племенных преданий и поэтому они до настоящего времени помнят родоначальников своего племени, а также священные обряды и традиционные верования. Это ярко изложено в описаниях австралийских аборигенов Дика Рафси и Вайпулданьи, прикоснувшихся к цивилизации и ставших известными людьми – художниками и писателями (Рафси, 1978; Локвуд).

В развитии социальных отношений так же, как и в биологической эволюции человека, можно отметить преобразования или скачки, привносящие инновации в развитие общественных отношений и ускоряющие развитие общества. К таким скачкам относят половозрастное разделение труда, которое как считают этнографы, произошло на стадии архантропа. Второй скачек связан с переходом от собирательства к оседлому хозяйству и земледелию.

« Углубленные этнографические исследования социальной организации охотников и собирателей показали – пишет В. Кабо, что жизненным центром первобытного социума была община, которая являлась формой существования первобытного до земледельческого общества».

Расогенез и этногенез

 

Эволюционные преобразования, приведшие к появлению современного человека и общества, включали два направления изменений – эволюционные преобразования биологии гоминид и изменения общественных отношений. В процессе эволюционного развития возникали общественные группировки с их языком, культурой традициями. В антропологии и этнологии в зависимости от того какие признаки взяты для разграничения,  выделяют биологические и социальные сообщества человека. Основой биологических группировок является генофонд, определяющий расовые особенности, включающие пигментацию кожи и волос, их структуру, строение зубной системы, особенности кожных рисунков на пальцах, ладонях и стопах человека,  группы крови, ДНК и другие признаки.. Биологические общности – популяции и расы начали формироваться в процессе эволюционного развития человека с момента его становления. Расовые биологические признаки передаются из поколения в поколение и сохраняют относительную устойчивость во времени.

В.В.Бунак отмечал, что специфичность расы человека заключается в том, что она характеризуется сочетанием признаков не у отдельных индивидуумов, а в популяциях—группах людей, родственных по происхождению и живущих на определенной территории.

 Антропологической наукой получены и систематизированы обширные данные о механизмах и факторах расообразования, Этими данными располагают разделы расоведения и этнической антропологии, в которых представлен  антропологический  состав народов мира в настоящем и прошлом.  Первые расовые классификации в европейской науке появляются с момента географических открытий и межрасовых контактов. Эти классификации проведены по таким морфологическим признакам как пигментация, структура волос, строение мягких тканей лица, длина  тела, принадлежали французским ученым Франсуа Бернье в 1684 году и Карлу Линнею в 1758 г. Выделялись четыре расы—европейская, обитающая в Европе и Северной Африке, африканскую или негроидную, распространенную в Центральной и Южной Африке, азиатскую или монголоидную расу, проживающую в Восточной и Юго-Восточной Азии. Американскую расу, которую позже отнесли к монголоидной.   Постепенно программа исследований расширялась. В начале ХХ века были открыты группы крови системы АВ0, которые стали использоваться для расовых классификаций. В современной таксономии учитывается время образования рас и на этом основании выделяют три – четыре расы первого порядка, которые появились на заре человеческой истории. На основании фактического материала, которым располагает современная антропологическая наука, советские ученые А.А. Зубов (1969), В.П. Алексеев (1969, 1974, 1985) обосновали теорию этапности первичной дифференциации рас. По их мнению, сначала в двух первичных очагах расообразования – восточном (Центральная и Восточная Азия) и западном (районы Западной, Восточной и Центральной Европы, территория Кавказа, Передней, Южной и Юго-Восточной Азии) под воздействием факторов внешней среды сформировались отличительные признаки двух расовых стволов: монголоидного и недифференцированного европеоидно-негроидного. Вторичные очаги расообразования возникли в эпоху мезолита, когда ареалы расселения человека расширились в несколько раз. В пределах восточного первичного очага произошла сегментация расообразовательных процессов в зависимости от климато-экологических условий. Появились два вторичных очага – в Америке и Восточной Азии.

Таким образом, появились расы первого порядка – монголоидная, европеоидная, экваториальная или негроидная. Расы второго порядка или малые расы сформировались в более позднее время при расширении ареала обитания человека, в отечественной литературе принята расовая классификация Н.Н. Чебоксарова. Он выделил три расы первого порядка: экваториальную, азиатско-американскую и двадцать одну расу второго порядка или малых рас.

В пределах экваториальной расы выделяется австралоидная, веддоидная, меланезийская, негрская, негрильская, бушминская или койсанская, эфиопская, среди европеоидов выделяют 6 рас второго порядка – южно-индийская, индо-средиземноморская, атланто-балтийская, среднеевропейская, беломорско-балтийская и балкано-кавказская. Среди монголоидов он выделяет 9 реальных рас, такие как североазиатская, арктическая или эскимосская, дальневосточная, южно-азиатская, американская, уральская, южносибирская или уранская, полинезийская, курильская или айнская раса.

Современный этнорасовый облик человечества сформировался в результате сложного исторического развития человеческих групп, живших в условиях изоляции, затем смешивавшихся, эволюционировавших или исчезавших. Данные расоведения имеют большое значение для решения ряда проблем происхождения человека, проблем этногенеза и других. Сходство по антропологическим признакам есть результат тесных контактов, сопровождающихся смешением разнородных групп. Этому смешению обязательно сопутствуют языковые и культурные взаимодействия. Антропологические данные необходимы при определении «этнических»слоев, из которых сложился данный народ, особенно когда народности формируются в зонах межрасового и межэтнического соприкосновения (Северная Африка, Южная и Средняя Азия, Западная Сибирь.

Различия в морфофизиологических признаках, позволяющие относить людей к той ли иной расе, не являются жизненно важными. Известно, что в результате смешения представителей различных рас получается биологически устойчивое и плодовитое поколение и это является одним из доказательств принадлежности всех рас к единому биологическому виду. Среди жителей Европы, Азии, Африки и Океании метисы составляют определенную долю населения. Все человеческие расы связаны между собой рядом промежуточных типов, незаметно переходящих друг в друга. Искусственно воздвигавшиеся социальные преграды (например, кастовость в Индии, конфессиональные запреты и другие меры, принимаемые для сохранения «чистоты» расы) не могли полностью остановить процесс расового смешения.

Биологическое единство человечества подтверждается идентичностью строения жизненно важных органов у представителей разных рас, прежде всего по комплексу свойств, связанных с прямохождением и выполнением трудовых процессов. Сходство и единство рас в цитоархитектоническом строении мозга также является аргументом в пользу биологического единств человечества. В последние годы британским психологом Р. Линном обобщены данные разных авторов о расовых различиях в массе мозга и интеллекте. По его данным емкость черепной коробки и вес мозга больше у европейских народов, а также у восточных и южных монголоидов по сравнению с отдельными африканскими группами  и аборигенами Австралии. Эти различия связаны с размерами тела человека, что вызвано  влиянием средовых факторов на организм. Известно, что  чем массивнее тело человека, тем выше емкость его мозговой коробки и вес  мозга.  Фактические данные, накопленные различными естественными и общественными науками показали полную несостоятельность расистских концепций. В послевоенные годы      американские антропологи пришли к отрицанию рас. Эта позиция была высказана в 1945 году американским ученым Э.Монтагю в книге «Самый опасный миф человечества: Заблуждение расы». В 60- е годы ХХ века это утверждение повторялось американскими антропологами и генетиками. Антрополог Ливингстон в 1962 году опубликовал работу «О несуществовании человеческих рас», в которой он сделал вывод о том, что нет никаких рас, есть только переходные формы. Переходные формы по его мнению – это метисы между двумя чистыми расами. Для примера он рассмотрел население Латинской Америки, которое включает большие группы метисов, имеющих европейских и индейских предков. Аналогичное явление он отметил на островах Тихого океана, где большинство населения представляет собой метисов возникших в результате смешения аборигенов Юго-Восточной и Восточной Азии (Линн,2010).         

Социальные группировки связаны с демографическим развитием и общественной деятельностью людей. В процессе исторического развития человечества выделялись род, племя, племенные союзы, этносы и народности  и как исторические типы этноса, нации. Род первая форма человеческогосообщества.

Этнос – это социальная общность исторически сложившаяся на определенной территории, обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе и языка. Для представителей этноса характерно также сознание своего единства (этническое самосознание) и относительно целостная картина мыслей, верований и традиций, создающих представления об окружающем мире (этнический менталитет). Нация более поздняя по времени возникновения социальная общность. Это исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается на общей территории и может включать несколько этносов (7, 8). В настоящее время в мире живет более 2000 народов различающихся по численности, языку и хозяйственно-культурной деятельности.

Этносы группируются по социальным показателям и их классифицируют по территории обитания (географический принцип), по языковым особенностям (лингвистическая классификация) и по хозяйственно-культурной деятельности.

С помощью географического принципа выделяют регионы, в которых расселены народы мира. Хозяйственно-культурная классификация особенно важна при изучении этногенеза народов и их этнической истории.

Лингвистическая группировка дает наиболее конкретное представление об этническом родстве и общих истоках происхождения народов.

В настоящее время известно свыше 6000 языков, на которых говорят различные этнические общности и группы. В редких странах люди разговаривают на одном языке. Есть страны, в которых существует более 100 языков. Только часть людей разговаривают на языке, который считается родным.

Доказано родство больших языковых семей Европы, Африки и Азии.

Одной из самых распространенных языковых семей, представленной на всех континентах Земли, является индоевропейская семья языков, время формирования которых относится к эпохе бронзы.

Индо-европейская семья языков включает все славянские языки, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, гендоаритские, что доказывает общее происхождение этих народов. Археологические и лингвистические исследования подтверждают, что три тысячи лет назад на одном языке говорили славяне, латыши, литовцы и немцы. Объединение их в одну финно-угорскую группу говорит о родстве таких народов как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты и манси.

Кроме языков, сформировавшихся в семьи, встречаются своеобразные языки, стоящие отдельно, не включающиеся ни в какую группу. Это баский, айнский, кетский, нивхский. По мере увеличения численности народов происходило разделение и миграция их. При этом изменились и языки разделившихся племен, обрастая новым словарным запасом.

Н.Н. Миклухо-Маклай, наблюдая языки племен папуасов, живущих в отдалении одного от другого, отличал формирующиеся различия в их языке.

Каждый этнос независимо от его численности и роли в современном мире имеет свою, чаще довольно сложную историю.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.