Здоровье, болезни и социальная защита — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Здоровье, болезни и социальная защита

2021-04-18 128
Здоровье, болезни и социальная защита 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Антропогенные изменения, особенно в последний период затрагивают жизнедеятельность человека снижая уровень общественного здоровья. Исследования, проведенные в разных странах, показали, что в современных условиях развития общества средовые факторы оказывают влияние на здоровье населения через комплекс социально-экономических и биологических  воздействий.  Здоровье людей зависит в первую очередь от наследственной предрасположенности к болезням. Накопление в биосфере мутагенных веществ в связи с антропогенным загрязнением среды влияет на наследственность человека. У современных поколений людей около 50% болезней вызваны нарушением наследственного аппарата. Описано  свыше 2000 болезней человека, связанных с нарушением генов, свыше 7% всех рождающихся детей подвержены наследственной патологии. При неблагоприятных условиях в общем генофонде человечества может постоянно увеличиваться объем генетического груза — количества измененных по сравнению с нормой генов.

Кроме наследственного груза большое влияние на снижение уровня общественного здоровья оказывают социальные факторы риска, связанные с образом жизни.При этом действуют социальные детерминанты здоровья, к которым относятся образование, доходы, качество жизни и жизненные ценности. Развитие медицины и системы здравоохранения в стране оказывают влияние на состояние здоровья людей методами оказания помощи при болезнях и пропаганды здорового образа жизни, включая рекомендации по питанию и безопасному поведению. В современных условиях демографического постарения во всех промышленно развитых странах особую социальную значимость приобретают проблемы, связанные с этим явлением. С ростом количества людей пенсионного возраста в обществе увеличиваются расходы на социальное обеспечение и здравоохранение. Масштабы этой проблемы варьируют по странам. В последние десятилетия в постсоветском пространстве развиваются новые направления знания и практики, связанные с процессами демографического постарения и ухудшения показателей общественного здоровья в различных возрастных группах. К таким направлениям можно отнести социальную геронтологию и социальную работу. Социальная геронтология как общественная дисциплина призвана решать демографические и социально-экономические проблемы старения населения. Она является мерилом общей культуры, отражая степень заботы государства, общества и семьи о старом человеке, его соматическоми психическом благополучии. Социальная геронтология тесно связана с практикой социальной работы.

Социальная работа многоуровневое явление, включающее вид социальной деятельности, направленный на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению социальных и гуманитарных проблем.

Разрабатываются теоретические предпосылки для оптимизации изучающая способов и  методов содействия социальной адаптированности  индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях.

Социальная работа как учебная дисциплина многоуровневого характера  преподается в высших, средних специальных и учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего социального работника с устойчивой установкой на самовоспитание, в обучении теоретическим знаниям и передаче необходимых навыков и умений, системы существующих в социальной работе технологий. Специфика клиентуры социальных учреждений состоит в том, что за помощью обращаются преимущественно представители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества. Это означает, что социальная работа не может обладать высокой степенью престижности и приносить большие доходы профессионалам.. Как профессиональная деятельность социальная работа охватывает три широкие сферы: 1) Социальная терапия на индивидуально личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды. 2) Социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться по возрасту (детские, молодежные, престарелых граждан), по полу, по интересам, или схожим проблемам. 3) Социальная работа в общине по месту жительства. Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата, на укрепление общинных связей, организацию групп взаимопомощи.

В системе социальной работы выделяют следующие элементы: 1.Объект и субъект социальной работы – кто действует и на кого направленно действие. 2. Основные сферы социальной работы (здравоохранение, образование, общественные места, производство и др.). 3. Институты социальной работы включают основные социальные службы. 4. Методы социальной работы – это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач. 5. Формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы. Уровни социальной работы – национальный, региональный, муницыпальный, зависящий от специфики разделения сфер управления и реализации целей и задач социальной работы. Локальный уровень. Гуманистический характер социальной работы основан на признании неотъемлемых прав человека. В том числе и права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого. Социальная работа в поисках нового качества социальной политики – социальная ответственность.

Как наука социальная работа имеет собственный предмет, задачи и объект исследования. Цель социальной работы – оказание помощи людям в трудной жизненной ситуации, установления их гармоничного взаимодействия с окружающей средой. В медико-социальном плане ставится цель достижения максимально возможного уровня здоровья, социальной адаптации людей с физическими и психическими отклонениями и людей социально неблагополучных.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. М.,1972, 305 с.

Алексеев В.П. Антропология в Академии наук за 250 лет. Советская этнография, № 4, 1974. С. 3–15.

Алексеев В.П. Возникновение человека и общества. Первобытное общество. М., 1975. С. 5–48.

Алексеев В.П. Историческая антропология. М., «Высшая школа», 1979. 303 с.

Алексеев В.П. Палеоантропология земного шара и формирование человеческих рас. Палеолит. М., «Наука», 1978. 216 с.

Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974. 311 с.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984. 462 с.

Алексеев В.П. Человек: эволюция и таксономия. М., 1985. 286 с.

Алексеев В.П. Этногенез. М., «Высшая школа»,1986. 176 с.

Алексеев В.П. Об исторической урбоэкологии. Урбоэкология. М., 1990. С. 70-76.

Аляксееў В.П., Вiтау М.У.,Цягака Л.I. Расавая геаграфiя беларусаў i праблемы этнагенезу. Мiнск, 1994.с.127.

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. Владос,2002.

Баландин Р.К., Бондарев Л.Г.Природа и цивилизация. М. 1988,.

Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. М., 1962.

Белик А.Л. Психологическая антропология.М.1993.

Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология.М.1998,с.296.

Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. С.19.

Богданов Н.Н. Типология индивидуальности. М., Институт общегуманитарных исследовний, 2004.,384с

Борисов В.А. Демография. NOTA BENE,2003,343с.

Бубер М. Проблема человека//Бубер М. два образа веры. М., 1995, с.159.

Бунак В.В. Антропологические исследования в Южной Белоруссии.   

Бунак В.В. Антропология. М., 1941. 375 с.

Бунак В.В. Антропометрия. М., 1941.

Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М. 1980 г. (историко-теоретическое введение). – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998, с. 9-10.

Указ. соч., с. 12-13.

Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984.

Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. М., 1996.

Васильев С.В. Дифференциация плейстоценовых гоминид. М. 1999.

Вундт В. Проблемы психологии народов. Спб. 2001

Говард М. Сучасная культурная антрапалогiя. Мн. «Тэхналогiя», 1995, 461с.

Горизонты антропологии // Труды Международной научной конференции памяти академика В.П. Алексеева. – М., 2003, 585с.

Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

Гуревич П.С. Философская антропология: учебн. пособие/П.С.Гуревич. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008, с.83-86.

Даймонд Д. Ружья, микробы и сталь: История человеческих сообществ. М. АСТ, 2010.

Дерягина М.А. Эволюционная антропология. М., «У Р А О»1999,208с.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная аетропология.М.2005, 675с.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

Зеленков А.И. Социальная антропологя как междисциплинарная парадигма современных исследований человека. Актуальные вопросы антропологии.Вып. 3.Минск,2008.

Зорина З.А.,Полетаева И.И.,Резникова Ж.И.Основы этологии и генетики поведения.М. «Высшая школа». 2002,383с.

Зорина З.А. Полетаева И.И. Элементарное мышление у животных. М., 2001.

Зубов А.А. Палеоантропологическая родословная человека. М., Институт этнологии и антропологии РАН,2004.с.551.

История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины Под ред. акад. Ю.В. Бромлея. М., «Наука»1986,с.570.

Кабо В.Р. Каменные орудия австралийцев.Труды Института Этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая, М1962,новая серия,том LХХХ,с.3-104.

Кабо В.М. Первобытная доземельная община.М.1986, 261

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения//Кант И. Собр. Соч в 8т. Т.7/Под общей ред. А.В. Гулыги. М., 1994, с.138.

Клакхон К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. Спб, 1998, «Евразия»,351 с.

Ковешников В.Г., Никитюк Б.А. Медицинская антропология. М. Здоровье, 1992,с.200.

Кукушкин В.С.,Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология.Ростов на Дону, «Феникс» 2000—443с.

Ковлер А.И. Антропология права.М.НОРМА,2002,353с.

Кольские саамы в меняющемся мире. М. Институт наследия.2008,95с.

Клупт М. Демографя регионов Земли. Питер,2008,346 с

Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М. 1958.

Леви-Стросс К.Структурная антропология.М.2001.510с.

Линн Р. Расовые различия в интеллекте. М.Профит Стайл,2010.301с.

Локвуд Д. Я—абориген. М. «Наука»,1971.с.222

Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М. 1982.

Лункевич В.В.От Гераклита до Дарвина.Очерки по истории биологии.т.П,М.1960,546с.

Лурье С.В.Историческая этнология.М. Аспект Пресс, 1998--441с.

Майленова Ф.Г. Возможности модификации природы человека сегодня// Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып.2. – М.: ИФРАН, 2008, с.86.

Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. / Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995, с 281.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т3. с.3

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю.Введение в психофизиологию.М. «Флинта»,2004, 400с.

 

Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. / Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995, с 281.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т3. с.3

Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М., 1982

Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. М. Наука,1999.240с.

Медико-экологический мониторинг здоровья детей и подростков г.Минска,1993,ИПП Госэкономплана Республики Беларусь,70с.

 

Менделевич В.Д.Клиническая и медицинская психология. М.МЕД пресс,1998—588 с

МенделевичВ.Д. Психология девиантного  поведения.СПб, Речь,2005,443с

Мейер Р.Дж. Предыстория человечества.М.АСТ,2006,с.302.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология.М.2004.

 Морган Л.Г.Древнее общество. СП б,1935,с

Морфология человека. Под ред. В.П. Чтецова и Б.А. Никитюка. М., 1990.

Назаров В.И.Эволюция не по Дарвину.Издательство ЛКИ,2007,с.517.

Никитюк Б.А. Очерки теории интегративной антропологии. Москва-Майкоп, 1995.

Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке. М., «СпортАкадемПресс», 2000,438с.

 

Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма. М., 1978,

Николиh  Д. Увод у систему  гражданского права. Нови Сад, 2010 –260 с.

Нормативные таблицы оценки физического развития различных возрастных групп населения Беларуси. Под ред. Л.И. Тегако, В.Н. Кряж. Мн., 1998.

Павленко Н.А. История письма.Минск, «Вышэйшая школа»,1987, с.234.

Паскаль Б. Мысли. М., 1995, с.110.

Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности человека. М. Наука, 1973

Пантюк И.В. Теоретические основы социальной работы.Минск,2010, 370с.

Пряткин П.В. Материалы для оценки физического развития детей, подростков и взрослых людей, занимающихся оздоровительной физкультурой. Мн., 1989.

 

Полищук В.И.Культуролгия.М.1998, 445 с.

Рафси Дик. Луна и радуга.М. «Наука»,1978,176с.

Резник Ю.М. Социальная антропология в системе гуманитарного образования (обзор отечественных учебных программ и курсов).В кн.»Социальная антропология в вузе.. М. 1997,стр.7-45..

Рогинский Я.Я, Левин М.Г.Антропология.М.1968, 528 с.

Розин В.М.Человек культурный. Введение в антропологию.М. «МОДЕК»,2003. 303с.

Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М. 1982.

Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М. 1958.

 

Савельев С.В. Происхождение мозга.М.Веди,2005,367с

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.Этнология. М. «Высшя школа»,2000,304с.

Семенов Ю.И. Как возникло человечетво.М. «Наука»,1966.675с.

Семенов Ю.И.На заре человеческой истории.М.1989, «Мысль»,320 с.

Семенов Ю.И.Происхождение брака и семьи. М.1974,с.

Cеменов Ю.И. Мой «путь в первобытность» Журнал «Скепсис»http:/ scepsis.ru/library/id.142 html

Социальная антропология в вузе. М.1997.299С.

Социальная работа. Ростов на Дону, «Феникс»,2003,429с.

Cтоляренко В.,Столяренко Л. Антропология—системная наука о человеке. Феникс, Ростов на Дону.2002.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.М.2004,351с.

Тегако Л.И., Саливон И.И. Экологические спекты в антропологических исследованиях на территории БССР. Минск, «Наука и техника»,1982,156с.

Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. Ростов –на Дону  «Феникс»,2003с.

Тегако Л.И., Марфина О.В., Радзевич- Грун И. Основы антропологии. Минск, «Белорусская наука», 2008,с.380.

Тегако Л.И., Кметинский Е. Антропология. М. «Знание», 2008,390с

Тегако Л.И. Рука как морфологический маркер в конституциональной психологи. Проблемы современной морфологии человека:Материалы международной конференции.М.2008,--с.43-44.

Тегако Л.И. Конституция, индивидуальность, здоровье и характер человека. Минск, 2010.—160с.

Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. Т. XXXIII. С.21-37.

Универсальный атлас мира.Москва,Астрель,АСТ,2006,312с.

Философская антропология: учебное пособие/Под. ред. С.А. Лебедева – М.:ИКЦ «Академкнига», 2005, с.210.

Харрисон Дж., Дж.,Уайнер Дж.,,Теннер Дж.,,Барникот Н.. Биология человека М.1968,439 с.

Харрисон Дж.,Уайнер Дж.,,Теннер Дж.,,Барникот Н., Рейнголдс В. Биология человека М.1979,608 с.

Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология.М.1999, 395 с.

Чалавек,эклогiя,сiметрыя. Минск, «Наук и техника» 1991,138 с.

Чтецов В.П., Негашева М.А. 90 летие кафедры антропологии в московском еосударственном университете имени М.В.Ломоносова: история и перспективы развития. Вестник Московского университета, серия ХХIII антропология 2010,N4,с.5-22.

Чтецов В.П., Балахонова Е.И.,Харитонов В.М. Антропология к 250 – летию Московского государственного университета. Вопросы антропологии, 2005,вып.92,с.5-27.

Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб 1997

Шелер М. Положение человека в космосе// Проблема человека в современной западной философии. М., 1988, с.31

Шовкопляс И.Г. Мезинская стоянка. К истории Среднеднепровского бассейна в позднепалеолитическую эпоху. Киев,1965.

Шукер К. Удивительные способности животных. М. Мир книги.2006, 239с.

Экологические изменения и биокультурная адаптация человека. Под редакцией Л.И.Тегако.Минск, «Бофф»,1996,с.274.

Vlahovic P.Narodi i etnicke zajednice sveta. Beograd.Vuk Karadzic,1984, p.291.

Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaaches. L. Altamira Press,1994.P.25-39.  

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Целью практических и семинарских занятий является обучение студентов навыкам массовых исследований, а также закрепление основных теоретических знаний по широкому кругу вопросов, связанных с человеком.

Семинар по антропологии органически связан с лекционным курсом и предполагает контроль за работой студентов по изучению предусмотренных программой тем. Задача семинара не сводится только к повторению материала лекционного курса.

Основные задачи семинара по антропологии состоят в формировании и развитии у студентов навыков:

· – самостоятельной работы с литературными источниками разного типа, овладение навыками их критического анализа;

· – составления письменного реферата;

· – ведения дискуссии, обсуждения, обмена мнениями, умения выслушать и, в случае необходимости, аргументировано опровергнуть другую точку зрения по тому либо иному вопросу;

· – овладения методами антропологических исследований.

Семинарские занятия по антропологии открывают широкие возможности для закрепления теоретических знаний и свободного обсуждения наиболее актуальных вопросов и теоретических проблем, обозначенных в лекционном курсе. Обсуждаемые проблемы позволяют более углубленно проанализировать как фундаментальные, так и прикладные вопросы антропологии. Постоянная работа со специальной литературой, словарями и справочной литературой является необходимым условием успешной подготовки к семинарским занятиям.

Важнейшим этапом подготовки к семинару по антропологии является самостоятельная работа студента с монографическими источниками и периодическими публикациями. Процесс подготовки к семинарскому занятию по антропологии предполагает систематизацию материала, его конспективное оформление. Такая работа строится с учетом того, что логическим ее завершением явится выступление студента на семинаре.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.