От родоплеменных к социальным отношениям: становление традиционных обществ — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

От родоплеменных к социальным отношениям: становление традиционных обществ

2021-04-18 142
От родоплеменных к социальным отношениям: становление традиционных обществ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человеческое общество возникло как результат развития природы, о чем свидетельствуют различные формы общественной жизни, присущи многим животным – муравьям, пчелам, приматам. Описанию социальных групп животных посвящены многие страницы социобиологии. Суть социологизации и эволюционных общественных преобразований состоит в уменьшении зависимости поведения животного от инстинктов. У муравьев и других насекомых поведение обусловлено инстинктами. У млекопитающих поведению обучают родители. Чем больше зависимость поведения животного от инстинктов, тем меньше роль родителей в их воспитании.

В развитии общественных отношений, отличающих человеческие общественные группы от их предшественников, основную роль играло обуздание зоологических инстинктов, которое осуществлялось по мере развития форм общественного сознания и применением табу для установления общественных норм, а в дальнейшем и как начальных форм законов.

Социальная структура подразумевает все формы упорядочения взаимоотношений между отдельными индивидами в популяции. Социальные отношения в формирующемся обществе включают социально-экономический уклад, образ жизни, семейные отношения, материальную и духовную культуру. И хотя данные о развитии социальных отношений опираются на комплекс биологических и социальных наук, факты, полученные в результате наблюдений над жизнью первобытных народов, являются особенно ценными для выводов о развитии общественных отношений. Научными фактами доказано, что все люди, живущие на Земле относятся к одному биологическому виду. 

Реконструкция формирования социальных отношений, характерных для человеческого общества, весьма трудная задача для исследования. Поэтому по многим вопросам социогенеза не существует единых концепций, часто встречаются спорные вопросы с различным их толкованием.

По мнению этнографов, археологов и философов одним из существенных моментов при переходе к человеческому обществу было преодоление зоологического индивидуализма. Этому явлению способствовало появление запретов, утвердившихся в общественном сознании. Табу выступает как запрет, по мнению Ю.И. Семенова (1966, 1989) и включает в себя три основных компонента: глубокое убеждение людей, принадлежащих к определенному коллективу, что совершенные любым его членом запретные действия нанесут ущерб не только ему, но и всему коллективу в результате того наказания, которое предназначено за данную провинность. При этом люди не могут сказать ничего определенного ни о природе опасности, ни о том, почему и каким образом данные действия влекут ее за собой. Второй компонент – чувство страха перед неведомой опасностью. Третий компонент – влияние запретов на общественное сознание. Наказание, полученное нарушившим табу, служило примером для остальных членов коллектива, способствовало выработке нормы поведения. Понятие табу (taboo) вошло в этнографическую и антропологическую литературу после описаний известным мореплавателем Дж. Кукком быта полинезийцев.

Этнографические данные говорят о том, что табу возникли как средство подавления животных инстинктов, как средство предотвращения опасности, угрожающей человеческому коллективу, не лишенному животного эгоизма. На первых этапах своего развития общественное сознание выступало, как общественная воля. Очередность установления табу во времени вопрос полемический. Некоторые исследователи отмечают, что первые табу касались пищевого поведения – открытие доступа к пище, добытой охотниками членов рода, запретов на отдельные виды пищи, частичных запретов на пищу, связанных с особыми обстоятельствами. (Семенов, 1989). Известно, что одним из источников агрессии и военных межплеменных конфликтов в первобытных группах служили брачные отношения. В наследство от обезьяньих предков развивающемуся первобытному коллективу достался промискуитет – не регламентируемые законом сексуальные отношения. Считают, что количество особей мужского пола в родовом обществе было больше по численности и борьба за самку в отдельных случаях заканчивалась гибелью самцов. Устранению конфликтов между членами группы способствовало принятие половых табу. И некоторые исследователи считают его более важным, чем пищевые запреты и придерживаются мнения первичности их появления (Добреньков, Кравченко, 2009). Первоначально эти табу принимались на особенно сложные периоды – перед охотой и во время охоты. Постепенно складывался этический кодекс коллектива. Это давало большое преимущество в борьбе за существование.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.