Правовые основы охотничьего хозяйства. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Правовые основы охотничьего хозяйства.

2021-04-18 77
Правовые основы охотничьего хозяйства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   Управление в сфере охоты и охотничьего хозяйства в России, так же как и в других областях человеческой деятельности, регулируется большим количеством нормативных правовых актов и других документов. Среди них Федеральные законы «О животном мире», «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов», «Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», постановления Правительства РФ и субъектов РФ, различные приказы, инструкции, положения.    

  В соответствии с Федеральным законом «О животном мире», государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Н. В. Краев ввел для их обозначения термин «спецорганы». Спецорганы состоят из федеральных органов и из органов исполнительной власти субъектов РФ, их территориальных органов, а также государственных учреждений, находящихся в ведении этих органов, на которые возложены задачи по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) до 2010 г. являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг во многих сферах, в том числе в области охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания. Минсельхоз России, согласно положению о нем, утверждал «правила использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; порядок исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; осуществлял организацию работ по разведению в полувольных условиях объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; государственный учет и государственный мониторинг объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты».

    В связи с передачей полномочий указанные выше функции сейчас выполняет Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды) РФ. В субъектах РФ, в связи с передачей ряда функций в области охраны и использования животного мира и среды его обитания, образованы свои государственные структуры в этой сфере. Они носят разные названия, например, Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира, Служба по охране и использованию животного мира, Управление охраны фауны, Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, Управление по охотничьему хозяйству. Эти органы организуют и координируют деятельность других органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также охотпользователей, осуществляющих деятельность в сфере отношений, связанных с охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира. Они разрабатывают и вносят на утверждение правительств (администраций) субъектов РФ региональные программы по охране и воспроизводству объектов животного мира, предложения по установлению объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, рассматривают заявки на получение права долгосрочного пользования животным миром для ведения охотничьего хозяйства, заключают договоры на предоставление территорий или акваторий для осуществления пользования объектами животного мира, осуществляют выдачу долгосрочных, именных разовых лицензий и других разрешений на использование объектов животного мира, организуют и проводят регулирование численности животных, вредящих сельскому и охотничьему хозяйству (волка, серой вороны и других), ведут государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, борьбу с нарушителями законодательства, привлекая их к ответственности, ведут государственный охотхозяйственный реестр, осуществляют выдачу охотничьих билетов и др.

     Минприроды России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора). Это второй федеральный орган в области охраны и использования животного мира. На эту службу возложен контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Росприроднадзор, в отличие от Минприроды России, имеет территориальные органы в субъектах РФ и должностных лиц, исполняющих функции в одном или нескольких районах.

    Охотникам часто приходится контактировать с обществами охотников, имеющими богатую историю и вековые традиции, которые не относятся к органам государственного управления. Тем не менее, они осуществляют как государственные функции (выдача охотбилетов, лицензий или разрешений, учет зверей и птиц, их охрана и т. д.), так и многие другие, которые объединяют охотников (собаководство, трофейное дело, соревнования, конкурсы, торговля охотничье-рыболовными товарами и т. п.). Наиболее крупное — общественное объединение «Российская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов» (ассоциация «Росохотрыболовсоюз»), в которую входят областные, краевые, республиканские и другие общества охотников и рыболовов. Военно-охотничье общество (ВОО) объединяет в основном охотников и рыболовов воинских частей, Всероссийское физкультурноспортивное общество «Динамо» — работников милиции и других правоохранительных органов. Почти в каждом субъекте РФ существуют областные, краевые, республиканские общества охотников.

     В задачи обществ охотников входят организация и ведение охотничье-рыболовного хозяйства, охрана охотничьих животных, воспроизводство популяций животных для максимального удовлетворения потребностей членов в охоте и рыбной ловле, отдыхе; развитие любительской охоты и рыбной ловли, охотничьего собаководства, трофейного дела; организационно-массовой и практической работы по пропаганде здорового образа жизни и охране здоровья населения, популяризации рыболовного и стрелково-охотничьего спорта и другие.

     Право на охоту. Федеральным законом «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» установлено, что удостоверением на право осуществления охоты служат охотничьи билеты единого федерального образца, выдаваемые органом исполнительной власти субъекта РФ. Охотничий билет выдается гражданам, ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума в порядке, установленном действующим законодательством. До 01.07.2011 г. продолжали действовать членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием. Таким образом, для того, чтобы стать охотником, надо получить право охоты (или право на охоту). Это право удостоверяется (подтверждается) документами, которые называются, в зависимости от выдающей организации, «охотничий билет» или «членский охотничье-рыболовный билет». Охотничьи билеты государственного образца выдают специально уполномоченные органы субъектов РФ и их должностные лица в районах, членские охотничье-рыболовные билеты выдают общественные организации охотников и рыболовов (областные, городские, районные и межрайонные, Военно-охотничье, «Динамо» или, по их поручению, первичные организации этих обществ). Порядок получения охотничьих билетов урегулирован соответствующей инструкцией, утвержденной в установленном порядке.    

    Основанием для рассмотрения вопроса о выдаче охотничьего билета служит заявление гражданина РФ и документ, подтверждающий российское гражданство (паспорт, свидетельство о рождении). Требуется также представление фотографий. Билет должен быть выдан в течение 30 дней со дня подачи заявления. В целях лучшей организации охотничьего дела при выдаче охотничьего билета необходимо, чтобы гражданин сдал испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием (охотминимум). Для получения членского охотничье-рыболовного билета необходимо вступление в члены обществ охотников и рыболовов. Порядок вступления регламентируется уставами и другими внутренними документами конкретных обществ. Для вступления в члены обществ охотников и рыболовов (и получения соответствующего билета) необходимо написать и подать личное заявление, приложить две фотокарточки, рекомендации членов общества (такое требование предъявляется не везде), сдать испытания (экзамен) по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием (по охотминимуму), уплатить вступительный и членский взносы. Для подготовки к получению охотничьего билета следует использовать Правила охоты на территории конкретного субъекта РФ, Типовые правила по технике безопасности при обращении с охотничьим оружием и проведении охот с применением охотничьего огнестрельного оружия на территории РСФСР, книги «Охотничьи законы», «Охотничий минимум», «Техника охоты» и др.     

    Получение права на приобретение, хранение и ношение оружия. В соответствии с Федеральным законом «Об оружии» право на приобретение оружия имеют граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства. Охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане РФ, у которых есть охотничьи билеты или членские охотничье-рыболовные билеты. Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане РФ, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.

   Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин РФ должен представить по месту жительства в орган внутренних дел следующие документы:

1) заявление установленной формы с указанием паспортных данных, адреса мест жительства (жилых строений с оборудованными местами для хранения оружия и патронов) и сведений об имеющемся оружии (если такое имеется); 2) копию паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство РФ, которые после сличения с подлинниками заверяются личной подписью ответственного исполнителя на свободном поле документа с указанием даты приема документа;

3) две фотокарточки размером 34 см;

4) медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием;

5) копию охотничьего билета, подтверждающего право на охоту, с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием в государственном органе управления охотничьим хозяйством или в общественном охотничьем объединении.

    Приобретенное гражданами охотничье огнестрельное и пневматическое оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения. При регистрации охотничьего оружия гражданину органом внутренних дел по месту жительства выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. За выдачу лицензий на приобретение оружия, разрешений на хранение и ношение, продление сроков действия раз- решений с граждан взимаются единовременные сборы.

    Охотничьи ножи (холодное клинковое оружие) имеют право приобретать граждане РФ, получившие разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия. Охотничье холодное клинковое оружие регистрируется торговым предприятием при продаже этого оружия в документе, удостоверяющем право на охоту.    

   Правила и порядок охоты. В. В. Дежкин (2000) отмечает: «Огромную и трудную для российского охотоведения проблему представляет адекватная регламентация охоты, установление обоснованных научно повидовых сроков и норм добычи, соответствующих особенностям регионов и состоянию популяций охотничьих животных». Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 18 (в ред. от 25.02.2009) были приняты Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Правилами установлены сроки охоты на диких копытных животных, на медведей, пернатую дичь в весенний, летне-осенний и осенне-зимний сезоны, на пушных зверей, барсука, зайцев — по всем субъектам РФ, а также перечни способов и орудий добывания, разрешенных к применению.      

   Действующее законодательство подразделяет охотничьи угодья (места обитания диких животных) на две категории: предоставленные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (закрепленные охотничьи угодья) и общедоступные (угодья общего пользования). В границы охотничьих угодий не включаются земли, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. К ним относятся территории заповедников, заказников и некоторые другие. Для охоты в закрепленных угодьях (предоставленных в долгосрочное охотпользование), а также в общедоступных охотничьих угодьях, необходимо получить разрешение охотпользователя или спецоргана субъекта РФ. Форму разрешения утверждает орган государственной власти РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

  Согласно приказу Минсельхоза РФ от 12.03.2009 г. № 97, была утверждена форма путевки (разрешения) на добывание охотничьих животных в целях любительской и спортивной охоты. Стоимость путевок устанавливают долгосрочные охотпользователи. В настоящее время утверждено новое «Положение о порядке выдачи разрешений на осуществление отдельных видов охоты, предусмотренных в законе (любительская, промысловая охота, охота в образовательных и научных целях и т. д.)». При производстве охоты, при следовании в угодья или возвращении из них, при транспортировке продукции охоты, продаже или сдаче ее заготовительным организациям, а также организациям, занимающимся обработкой или изготовлением изделий из данной продукции, охотник обязан иметь при себе охотничий билет, путевку, государственное разрешение на добычу животных, а при наличии у него огнестрельного оружия — еще и разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение этого оружия. По окончании срока действия путевок и разрешений их необходимо сдать в ту организацию, в которой они были получены, с отметкой о количестве и видовой принадлежности добытых животных. По разрешениям и путевкам составляются сводные данные о размере добычи охотничьих животных по хозяйствам, районам и субъектам РФ в целом.

  За невыполнение обязанностей по заполнению разрешений и путевок и их невозврат или несвоевременную сдачу, охотник может быть привлечен к административной ответственности и (или) подвергнут мерам общественного воздействия.

   Ответственность за нарушение охотничьего законодательства рассматривается как реакция государства на правонарушение (вредное общественное явление), как мера воздаяния за совершенное правонарушение, как наказание нарушителя.

    Помимо дисциплинарной ответственности (определяемой внутренними документами государственных, общественных и других организаций), существует три вида ответственности: уголовная, административная, имущественная (гражданско-правовая). Первые две применяются альтернативно, то есть или уголовная, или административная, а гражданско-правовая дополнительно к ним (если незаконно добыты зверь или птица).    

   Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за наиболее серьезные правонарушения. Уголовная ответственность за незаконную охоту наступает в случаях причинения крупного ущерба (например, при добыче лося, медведя); за охоту в запрещенных местах (на особо охраняемой природной территории), с применением механического транспортного средства (автобраконьерство — стрельба из под фар с машин, преследование на снегоходах, моторных лодках и т. д.); на виды птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена (на виды, занесенные в Красную книгу РФ).

   Наказание за эти действия может быть в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб., либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок от 4 до 6 месяцев, и т. д. Если перечисленные выше действия совершены лицом с использованием своего служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — размер наказания выше — штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

    Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пользование объектами животного мира без разрешения, за уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, за нарушение правил пользования объектами животного мира (в том числе правил охоты и рыболовства). К примеру, нарушение правил охоты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб., с конфискацией орудий охоты или без таковой, или лишение права охоты на срок до 2 лет.  

   Федеральный закон «О животном мире» предусматривает возмещение государству ущерба, причиненного животному миру. Размер ущерба рассчитывается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления ущерба. Для расчета ущерба применяется «Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания», утвержденная Госкомэкологией России 28.04.2000 г., а также «Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания», утвержденная приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.04.2008 г. № 107. Следует помнить, что размер взыскания за незаконную добычу видов, занесенных в Красную книгу РФ, как и других «потенциально охотничьих» видов, достаточно высок. Например, за амурского тигра, дальневосточного леопарда — 500 тыс. руб.; за белого медведя — 100 тыс. руб.; за филина — 50 тыс. руб.

     Привлечение нарушителей к различным видам ответственности осуществляют спецорганы субъектов РФ и их сотрудники на местах. В зависимости от характера совершенного правонарушения, зафиксированного в протоколе, материалы могут быть или переданы в следственные органы для возбуждения уголовного дела, или рассмотрены должностными лицами с вынесением постановлений о наложении штрафов и предъявлением исков (при наличии незаконно добытых животных). Применение мер уголовной ответственности и ответственности в виде лишения права охоты (изъятия охотничьего билета), а также конфискации ружей и других орудий охоты осуществляется через суд. По линии общественных охотничьих организаций к охотникам, допустившим нарушения правил охоты, применяются меры общественного воздействия в виде предупреждения, выговора, строгого выговора, исключения из членов общества, лишения права охоты на некоторые виды или сезоны охот, участия в коллективных охотах и т. п. Эти меры воздействия выносятся на заседаниях дисциплинарных товарищеских комиссий, образуемых обществами охотников.

Законодательное регулирование охоты за рубежом. Принципиальные различия между отечественным и зарубежным правовым регулированием охоты лежат в идеологической плоскости (С. П. Матвейчук, 2004). В Канаде, например, доступ к дефицитным охотничьим ресурсам — право любого охотника провинции, и ему, в рамках какой-либо нормативной группы приоритетности (местные охотники, другие охотники, охотники-операторы), предоставляются равные шансы на получение лицензии и осуществление охоты. Нормальной ситуацией считается полное удовлетворение охотничьего спроса, поэтому действует лотерейная система распределения лицензий. Право охоты в Великобритании обусловлено правом собственности на землю. Обитающая в угодьях дичь никому не принадлежит до момента ее добычи, а охотиться на каком-либо земельном участке может только его собственник или лицо, которому землевладелец предоставил соответствующие права. Основными принципами в области охраны и использования животного мира, реализуемыми британским законодательством, являются обеспечение устойчивого существования диких животных, сохранение среды их обитания и биологического разнообразия, применение гуманных способов добычи животных. Необходимо отметить, что эти же принципы использованы и в отечественном законодательстве, но у нас они, в отличие от европейских государств, носят декларативный характер и не выполняются на практике. Использование ресурсов охотничьих животных в Финляндии регламентируется Департаментом рыболовства и дичи при Министерстве сельского и лесного хозяйства. Охотник обязан ежегодно оплачивать лицензию на производство охоты и соблюдать законодательные и нормативные акты об охоте. Виды зверей и птиц, на которых можно охотиться, указаны в охотничьем законе. Охотничье хозяйство в Польше функционирует на основе следующих основных положений: 1) дикие животные являются собственностью государства; 2) охотничье хозяйство ведется на закрепленных территориях; 3) реализация государственных решений в охотничьем хозяйстве осуществляется специализированной негосударственной организацией — Польским Охотничьим Союзом. Польская модель охотничьего хозяйства является общепризнанной как оптимальная для государств с раздробленной структурой права собственности на землю, а следовательно, могла быть применима и в России.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.