Научно-методологическая основа взаимодействия общества и природы. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Научно-методологическая основа взаимодействия общества и природы.

2021-04-18 73
Научно-методологическая основа взаимодействия общества и природы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соотношение ЭП с родственными отраслями права.

ЭП совпадает с ними по методу правового регулирования. Так же много связей по предмету в физическом и биологическом смысле. Однако объектами правового регулирования в водном, земельном... праве являются отдельные объекты природы, а ЭП это ОПС в целом.

Законодательство об охране ОС регулирует вопросы охраны и рационального использования природных объектов только в той мере, в какой эти вопросы не урегулированы в горном, земельном, лесном... законодательстве.

 

Связь норм ЭП и ЗП заключается в том, что использование земли невозможно без ее охраны. ЗП содержит нормы, которые предусматривают специальные требования по сохранению ОС. ЗП регулирует отношения по поводу эксплуатации природных ресурсов, извлечения из природы необходимых человеку веществ. Предметом регулирования ЭП являются отношения связанные с поступлением в ОС использованных человеком веществ и другими воздействиями. Речь идет о загрязнении ОС путем утилизации на зем-ых участках и недрах токсичных вещ-в промышленных и бытовых отходов. По этому направлению ЭП отграничивается от ЗП.

 

Соотношение ЭП с неродственными отраслями права.

Конституция РФ является основой развития зак-ва об охране ОС и науки ЭП. Важнейшее значение для ЭП имеет ст.9 К. согласно которой земля и др. природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории. В этой статье закреплен принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования отношений в области охраны ОС и отношений по поводу использования объектов природы.

Ст.36 КРФ стоит на защите благоприятного состояния ОС. Путем установления предела осуществления права частной собственности на землю, а именно владение, пользование и распоряжение на землю и др. природные ресурсы, осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба ОС и не нарушает прав и законных интересов др. лиц.

Соотношение ЭП с ГП.

Общее прослеживается в части регулирования имущественных отношений.

ГЗ-во определяет правое положение участников экологических отношений, основания возникновения и порядок осуществления права собственности на природные ресурсы. Нормы ГП используются в части возмещения вреда причиненного субъектам и объектам эколог-х отношений.

Основными критериями разграничения ЭП и ГП являются различия в характере общественных отношений, регулируемых этими отраслями.

ГЗ-во не регулирует экологические отношения. Оно закрепляет принцип недопустимости вмешательства в частные дела, свободу распоряжения собственностью.

В основе регулирования отношений в сфере охраны ОС лежит принцип приоритета публичных интересов. Публичные интересы предполагают применение нормирования в сфере охраны ОС, установление запретов и ограничений, связанных с использованием природных ресурсов.

ГП основано на обеспечении свободы имущественных прав субъектов, а экологическое - на обеспечении и сохранении ОПС как основы жизни и деятельности людей.

Различия между этими отраслями проводится так же по предмету правового регулирования, по критерию нахождения соответствующего объекта во взаимосвязи с природной средой.

Объекты природы и товарно-материальные ценности это различные категории.

Изъятие части природного объекта, например добыча полезных ископаемых, порубка леса, приводит к тому, что отношения по поводу этого объекта переводится в сферу правового регулирования ГП.

 

Соотношение ЭП с АП и УП

Связь по нормам, охраняющим экологические отношения от преступных посягательств, от нарушения требования законодательства.

Ст.26 УК

Административно-правовые акты часто являются основанием возникновения, изменения или прекращения отношений в сфере охраны ОС. Связь так же проявляется в применении одинаковых методов правового регулирования.

Принципиальные различия между этими отраслями права выражаются в предметах их правового регулирования.

Предметом АП является организация системы деятельности исполнительных органов гос. власти, в т.ч. и в сфере охраны ОС. АП определяет содержание этой деятельности, содержание соответствующих управленческих функций.

Кроме того специфика эколог-х отношений определяет осуществление особых функций управления например, гос. эколог экспертиза, мониторинг ОС.

 

По основным институтам ЭП

· Отношения в сфере осущ-ия правомочий собст-ти на природные ресурсы. Их особенность заключается в том, что одной из сторон в них всегда явл-ся собственник земельного участка или находящихся на нем земельных ресурсов.

· Отношения природопользования

· Природоохранительные

· Отношения управления в области использования и охраны природы

По субъектам

С одной стороны участником эк.правоотношений всегда выступает гос-во, в лице уполномоченных органов, с другой – ФЛ и ЮЛ

Источники ЭП

№1. понятие ИЭП

Обязат-ым приз-ом всякой самостоятельной отрасли права явл-ся наличие отдельных источников права.

Под ИП в материальном смысле понимается воля народа выявляемая путем опроса населения по тому или иному вопросу и возводимая в закон.

В формальном - формы права в кот-х содержаться общие правила поведения, закрепленные законодат-ым путем и охраняемые гос. принуждением.

Источниками ЭП - н.п.а. в кот-х содержаться пр.нормы регул-ие эк отношения.

Они должны отвечать след-им требованиям:

1) иметь объективно выраженную форму в виде док-та

2) быть принятым уполномоч-ым органом

3) иметь форму опред-ую зак-ом

4) быть принятым с соблюдением установленной процессуальной формой правотворчества

5) иметь нормативный хар-ер

6) быть адресованным неопред-му числу суб-ов

7) быть обязат-ым для исполнения всеми суб-ми

 

Принципы ЭП.

№1. понятие и система принципов ЭП.

ЭП как самостоят-ой отрасли права присущи собств. принципы.

Принцип - некое общее правило, общее руководящее начало, хар-ее данный правовой институт или комплекс пр.норм или всю отрасль права.

Принципы ЭП – это основополагающие начала, опред-ие направленность и основные черты взаимод-ия общ-ва и природы.

Принципы явл-ся опред-ой схемой ЭП.

Черты принципов ЭП:

1) объективная обусловленность

2) историческая обусловленность

3) системность

В случае конфликта между буквой з-на и принципами охраны ОС приоритет отдается принципам.

В случае обнаружения в ходе правоприменительной практики пробела в зак-ве правоприменяющий орган имеет право при отсутствии конкретной нормы руководствоваться общими принципами охраны ОПС, а так же собственным правосознанием. Существующая система принципов ЭП включает в себя:

1) общеправовые принципы свойственные ЭП, как составной части правовой системы.

2) отраслевые принципы присущие ЭП как отдельной отрасли этой системы.

 

№2. Общеправовые принципы ЭП.

Анализ современного ЭП позволяет выделить несколько групп таких принципов. В основном они закреплены в КРФ и представляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юр. силой.

К ним относятся:

принцип народовластия. В соответствии с КРФ ст.3 ч.5 народ явл0ся единственным источником власти и носителем суверенитета. В экологич. правоотнош-ях народ осущ-ет свою власть непосредственно и через уполномоченные органы

1) п-п гуманизма. Экологич. правоотнош-ия строятся с учетом интересов настоящего и будущих поколений.

2) п-п социальной справедливости, соц. свободы, равноправия, отв-ти за вину. Группа этих п-пов обеспечивает равноправное положение каждого суб-та эк.правоотнош-ий в экологопользовании.

3) п-п законности. Включает 3 составные элемента: всеобщность, безусловность и единство пр.норм в точном и безусловном выполнении нормативных предписаний всеми суб-ми эк.правоотнош-ий

4) п-п интернационализма. Имеет международную и нац-ую стороны, предполагает приоритет межд-пр норм над нац-ми

5) п-п равенства всех форм соб-ти на природные объекты. Обеспечивается защитой от вмешательства в хоз-ую деят-ть экологопользователей принудительной силой гос-ва, а так же пресечением монопольных тенденций.

6) п-п стимулирования надлежащего природопользования, т.е. поощрение в исполнении обяз-ей и прим-ие юр. отв-ти за нарушение.

7) п-п субъективного вменения означает применение отв-ти только за виновное эк. правонарушение. Исключение составляет отв-ть владельцев источников повышенной опасности, если вред ОС причинен этим источником

8) п-п единства прав и обяз-ей суб-ов эк. правоотношений. Каждому праву в области экологопользования должна корреспондировать определенная обяз-ть.

9) п-п сочетания принуждения и убеждения

10) п-п гласности. Предполагает право каждого на достоверную информацию в области охраны ОПС и рационального природопользования

 

№3. отраслевые принципы общей части.

Могут быть выражены в спец-ых нормах принципах или выведены из анализа пр.норм. Отраслевые п-пы ЭП объективно обусловлены хар-ом эк. правоотнош-ий, не явл-ся постоянными и изменяются в соответствии с преобразованиями, происходящими в эк. строе России.

П-пы общей части обусловлены спецификой регул-ого объекта (эк. система страны состоящая из совокупности природ объектов).

1) п-п общегос-ого управления природопользования

2) п-п защиты соб-ти как достояния

3) п-п строгого целевого использования природных богатств

4) п-п рационального и эффективного использования природных объектов. С экономич. стороны предполагается получить наибольший эффект от хоз-ой эксплуатации природных объектов. С экологич-ой стороны этот принцип предполагает обеспечение эк безопасности и охрану ОПС в ходе экологопользования

5) п-п приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов.

6) п-п комплексного подхода в экологопользовании

7) п-п платного природного природопользования. З-ом «Об охране ОС» установлена плата: за использование отдельных видов природных ресурсов, за негативное воздействие на ОС

8) п-п устойчивости природопользования. В з-не д.б. четко определены основания для изъятия природных объектов у хоз-щих суб-ов. З-ом также опред-ся процедура применения отв-ти за незаконное вмешательство в хоз-ую деят-ть природопользователей.

9) плановости природопользования. Выр-ся в след-их мероприятиях:

а) Изучение спроса на природные ресурсы и их распределение между претендентами

б) Резервирование природных богатств для нужд будущих пользователей.

в) Обеспечение комплексного использования природных ресурсов. Все виды хоз-ой деят-ти должны вестись таким образом, чтобы причинять наименьший вред ОПС в целом.

 

№4. отраслевые п-пы особенной части.

Они выр-ся в наличии опред-ых приоритетов в использовании природных объектов. К п-пам особенной части относят

а) п-п приоритета земель с/х назначения. Означает, что лучшие пригодные для с\х земли должны предоставляться для с\х нужд, для других целей должны отвадиться худшие земли непригодные для с\х. Использование любых земель должно сопровождаться мероприятиями по повышению плодородия почв.

б) п-п приоритета вод питьевого пользования. Водные объекты предоставляются в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.

в) п-п приоритета условий сущ-ия животных в состоянии естественной свободы (ст.1 ФЗ «О животном мире»). Не допускается пользование животным миром в научных, культурных и просветительских целях, если это сопряжено с изъятием животных из природной среды или наносит вред среде обитания.

г) п-п приоритета лесов защитного назначения. Означает, что леса первой группы имеют правовой статус повышенной охраны. Незаконная порубка деревьев в этих лесах влечет за собой повышенную отв-ть в сравнении с отв-тью за незаконную порубку лесов других групп.

д) п-п приоритета недр для разработки полезных ископаемых. Запрещается застройка площадей залегания полезных ископаемых за исключением особых случаев по согласованию с органами гос-ого горного надзора при условии проведения мероприятий обеспечивающих возможность извлечения полезных ископаемых.

 

 

Объекты ЭП.

№1 понятие и общая хар-ка объектов ЭП.

В общетеоретическом смысле предмет права это совокупность рег-ых нормами права однородных общ-ых отношений.

Объект права - это то по поводу чего складываются эти общ-ые отношения.

Объектами ЭП явл-ся - составные части ОПС, взятые под охрану з-на. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории России подлежат:

· Естественные экологические системы

· Озоновый слой атмосферы

· Земля

· Ее недра

· Поверхностные и подземные недра

· Атмосферный воздух

· Леса и иная растительность

· Животный мир

· Микроорганизмы

· Генетический фонд

· Природные ландшафты

Особой охране подлежат гос-ые природные заповедники, природные заказники, национальные парки, природные парки, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Т.о. объекты ЭП можно разделить на 3 группы:

· Естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы, имеющий глобальное значение

· Отдельные природные объекты, природные ресурсы

· Особо охраняемые природные территории и объекты, имеющие особое значение

 

Ф-ии объектов ЭП.

1) экологическая

2) экономическая

3) научная

4) культурно оздоровительная

 

Св-ва природных объектов:

1) естественный хар-ер происхождения (например, искусственно выведенные породы животных или содержащиеся в неволе виды животных не явл-ся объектами ЭП)

2) специфическая природа возникновения и существования

3) нахождение природных объектов в естественных экосвязях

В связи с особым назначением объектов ЭП главными целями экологических общ-ых отнош-ий отличающими их от целей хоз-ой эксплуатации имущ-ва явл-ся:

1) сохранение кач-ва природных объектов в ходе их использования

2) улучшение состояния природных объектов

3) восстановление нарушенных природных объектов

 

Природный объект - составная часть ОПС охраняемая действующим зак-ом, обладающая признаками естественного происхождения, состояние в экологической цепи природных систем, способная выполнять экологич, экономич, культурные и оздоровительные функции обеспечивать кач-во среды обитания чел-ка.

 

№2. ОПС как объект правовой охраны.

Все охраняемые зак-ом объекты земной природы в соотв-ии со ст.4 з-на «Об охране ОС» условно делят на 3 категории:

1) интегрированные - это ОС

2) дифференцированные - это отдельные природные объекты

3) особо охраняемые

ОПС явл-ся интегрированным объектом охраны. Под ней понимается та часть естественной среды, которая не затронута антропогенной деят-тью чел-ка. В Росссийском зак-ве регулируется именно охрана ОПС, т.е. природы как совокупности объектов и систем материального мира в их естественном состоянии. Внешние границы охраняемой зак-ом ОПС очерчиваются рамками атмосферы и околоземного пространства. Внутренние пределы охраны ОПС исходят из приз-ов охраняемого зак-ом природного объекта или комплекса. В связи с этим объектами охраняемой зак-ом естественной среды обитания не явл-ся соц. ценности, товарно-материальные объекты, компоненты природы вышедшие из эк. связи с природой, а так же природные явления или условия охрана которых практически невозможна на данном этапе развития науки и техники или не целесообразна.

 

№3. природные объекты как объекты ЭП.

К природным объектам можно отнести землю, недра, воды, леса, нелесную растительность, животный мир, атмосферный воздух, генетический фонд.

Земля может пониматься в нескольких значениях: как физическое вещ-во, как планета, как биологическое вещ-во. С т.з. ЭП земля это поверхность Земли, почвенный покров. В с\х земля как природный ресурс явл-ся основным средством производства по этому плодородие почв явл-ся первостепенным объектом охраны. Остальные земли явл-ся базисом для размещения объектов пром-ти, транспорта, насел пунктов.

Понятие и состав земель даны в ЗК РФ. Земли РФ состоят из земель с\х назначения (37,7%), земли насел пунктов (3%), земли пром-ти(0,8%), земли природоохранного назначения (1,2%), земли водного фонда(1%), лесного фонда(59%), земли запаса.

Воды - это естественное скопление воды в геологических впадинах. Состав объектов дается в ВК РФ. С т.з. правовой охраны воды не делятся на виды правовой охраны, с т.з. хозяйственно эксплуатационной воды делятся на океаны, моря, реки...

Атмосферный воздух это естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Наряду с атмосферой в ЭП особо выделяется такой ее компонент, как озоновый слой. Определение понятия озоновый слой дает Венская конвенция от 22 марта 1985г. Озоновый слой - это слой атмосферного озона над пограничным слоем планеты.

Леса. Понятие леса включает 3 признака:

1) биологический. С этой т.з. лес представ собой совокупность растительности.

2) юр-ий. Лес - это произрастающий на землях лесной фонд.

3) экологич-ий. Лес - это компонент природы, оказывающий влияние на состояние ОС.

Фактор ОС позволяет отличить лес от парка, сада и других биологических систем.

Лес - это крупные древесные сообщества с соединенными кронами деревьев (ЛК).

В соответствие с лесным зак-ом объектами регул-ых отнош-ий явл-ся: лесной фонд России, участки лесного фонда, леса не входящие в лесной фонд.

К лесам не относятся небольшие группы деревьев, одиночные деревья, лесополосы.

Нелесная растительность - это древесно-кустарниковая, не отнесенная к лесам растительность: плодовые растения, лечебные травы, водоросли и иная водная растительность, дары леса, степные ковыли, кактусы, лесополосы.

Недра. Недра явл-ся частью земной коры расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков простирающихся до глубин доступных для геологического изучения и освоения.

Гос-ый фонд недр составляют используемые участки в виде геометризованных блоков, а также неиспользуемые участки в пределах границ РФ и ее континентального шельфа.

Особенность - до настоящего времени в России нет экологического з-на о недрах.

Охраняемый генетический фонд - это совокупность растительного и животного мира с их проявившимися и потенциальными наследственными задатками.

Животный мир. Это совокупность различных видов зверей, птиц и др. животных, обитающих в естественной среде. Их состав опред-ся з-ом «О животном мире».

Животный мир определен как единый объект природы, объединяющий все живые организмы от низших до высших форм. Их охрана осущ-ся на 2 уровнях:

1) охрана среды обитания животных от загрязнения, истощения, разрушения

2) охрана животных сообществ от снижения их видового многообразия, от уничтожения или повреждения.

Разновидностью животного мира явл-ся микроорганизмы, явл-ся санитарами почв, деревьев, животных.

Охрана с\х и др. дом животных, а также обитателей зоопарков осущ-ся не экологич-им зак-ом, а гражданским.

 

№4. Природные ресурсы.

Природные ресурсы это часть всей совокупности природных условий существования человечества, важнейшие компоненты ОС используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общ-ва.

Классификация природных ресурсов:

По экономическому значению

· Балансовые - те эксплуатация которых осущ-ся в настоящее время

· Забалансовые - те эксплуатация которых нецелесообразна

 

 

По объективным причинам

· Смерть соб-ка

· Прекращение деят-ти предприятия

· Изъятие для гос-ых и муниципальных нужд

По субъективным причинам

· Добровольный отказ

· Совершение сделок

Нарушение зак-ва

· Нецелевое использование

· Нарушение экологических требований

· Невыполнение обяз-ей по охране

Реквизиция и национализация

 

 

Методы управления.

Административный (собственно-управленческий метод, основанный на приказе, обеспеченным силой гос принуждения)

Идеологический (агитация, воспитание, образование)

Убеждение

Принуждение

Обязательных предписаний или запретов

Рекомендации

Санкционирования

Разрешения

Согласования

 

№5. ф-ии органов осущ-их управление в области охраны ОПС и природных рес-в.

Мониторинг ОС.

Это система долгосрочных наблюдений оценки и прогноза состояния ОС и его изменения.

Стадии процесса:

1) первоначальный сбор инф-ии

2) преобразование инф-ии о естественных и антропогенных изменениях в ОПС

Виды мониторинга:

1) фоновый - направлен на слежение за природными явлениями протекающими в естественной обстановки без антропогенного влияния. Осущ-ся на базе биосферных заповедников

2) импактный - происходит слежение за антропогенным воздействием в особо опасных зонах

Объекты мониторинга:

· Атмосферный воздух

· Земли

· Леса

· Водные объекты

· Объекты животного мира

· Уникальная экологич. система о.Байкал

· Континентальный шельф РФ

· Состояние недр

· Исключительная экономич зона РФ

· Внутренние морские воды

· Территориальное море РФ

Органы осущ-е мониторинг:

· Ми-во природных рес-ов

· Фед служба зем кадастра россии

· Фед служба по гидромеорологии и мониторингу ОС

Цели мониторинга:

· Наблюдение за состоянием ОС

· Оценка и прогноз изменений

· Обеспечение гос-ва, ФЛ и ЮЛ информацией необходимой для предотвращения неблагоприятных последствий изменения ОС

 

Гос-ый водный кадастр.

Экологическая экспертиза.

Порядок проведения рег-ся ФЗ от 23 нояб. 1995г «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза это установления соответствия намечаемой хоз-ой и иной деят-ти объекта экологическим требованиям (с использ-ем данных ОВОС) и определение допустимости реализации объекта экологич. экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деят-ти на ОПС и связанных с ними соц-ых экономич и др. последствий.

Принципы:

1) презумпция потенциальной экологич опасности любой намечаемой хоз-ой и иной деят-ти

2) обязательность проведения экспертизы до принятия решения о реализации ее объекта

3) комплексность ОГОС

4) обязат-ть учета требований экологич безопасности

5) достоверность и полнота информации

6) независимость экспертов

7) научная обоснованность, объективность и зак-сть заключений

8) гласность, участие общ-ых организаций, учет общ-ого мнения

9) ответ-ть экспертов

Виды экологич экспертизы

1) гос-ная экологич экспертиза (обязательная)

2) общ-ая экологич экспертиза (добровольная) может проводится до или одновременно с гос-ой

 

 

Экологическая сертификация.

Это деят-ть спец. органов по подтверждению соответствия сертифицированного объекта установленным в отнош-ии него экологич-м требованиям.

Объект экосертификации - продукция, технологические процессы, отходы пр-ва и потребления, природные рес-сы, объекты ОПС, экологич услуги.

Отличие экологич. сертификации от экологич экспертизы - по объекту. Объект экспертизы это всегда предпроектная документация, объект сертификации - готовая продукция.

Цели экосертификации

1) внедрение экологич безопасных процессов и оборудования

2) предупреждение появ-я на рынке экологич опасной продукции и услуг

3) совершенствование управления хоз-ой и иной деят-тью

4) предотвращение ввоза в страну экологич. опасной продукции, отходов, услуг

Виды экосертификации

1) обязат-е

2) добровольное

Требования по экосертификации содержится в з-не «О защите прав потребителей и з-не о сертификации продукции и услуг».

Перечень товаров, услуг и работ подлежащих обязат. сертификации утверждаются Прав-ом РФ

Объекты экосртификации - продукция, отходы...

Экосертификаты выдаются на срок до 5 лет мин-ом природных рес-ов

 

Экологическое аудирование (аудит) - проверка и оценка состояния деят-ти ЮЛ и гр-н предпринимателей по обеспечению рац-ого природопольз-я и охраны ОПС от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологич оборудования, их соответствия требованиям зак-ва.

Адирование представляет собой предпринимат-ую деят-ть экологических аудиторов или организаций по осущ-ию независимых вневедомственных проверок хоз-ой деят-ти оказывающей влияние на ОС, и в работке рекомендаций по снижению негативного воздействия на ОС и здоровье чел-ка.

Принципы экологич аудита

1) объективность и независимость аудиторов

2) компетентность и профессионализм аудиторов

3) достоверность и полнота информации предоставляемой субъектам хоз-ой деят-ти

4) комплексность, т.е. охват всех аспектов воздействия на ОС

5) конфиденциальность информации

6) отв-ть аудиторов за результаты

Экологич аудит обязательно проводится в следующих случаях:

1) в процессе приватизации гос- х и муниципальных предприятий

2) при реализации процедуры банкротства

3) при проведении обязательного экологич страхования

4) при подготовке инвестиционных проектов и программ, если это предусмотрено условиями инвестирования

Виды экологи аудита:

1) инициативный - проводится по решению суб-та хоз-ой деят-ти, который сам определяет цели и задачи проверки

2) обязательный - осущ-ся специально уполномоченными гос. органами в отношении экологически-опасных предприятий и видов дея-ти

Аудит могут проводить только аттестованные специалисты. По рез-там эк. аудита составляются

1) экологич-е аудиторское заключение - оно содержит перечень выявленных нарушений и рекомендаций по их устранению. Носит конфиденциальный хар-ер.

2) справка об аудиторской проверке природоохранной деят-ти хозяйствующего субъекта.

 

Экологический контроль.

Это совокупность организационно-праворвых мер по надзору за состоянием ОС в целях сохранения и улучшения ее качества обеспечивающих принуждение соответствующих суб-ов ЭП к исполнению экологических требований.

Задачи:

1) наблюдение за состоянием ОПС и ее изменениями под влиянием антропогенной деят-ти (мониторинг)

2) проверка выполнения мероприятий по охране природы, рациональному исполь-ию природных рес-ов, соблюдению требованию экологич зак-ва и нормативов качества ОПС - гос-ый инспекционный контроль

Ф-ии экологического контроля:

1) предупредительная

2) информационная

3) карательная

Виды экологического контроля:

I. гос-ый экологич контроль

а) Общий - осущ-ся органами общей компетенции

б) Специальный

Формы гос-ого экологич контроля:

1) предупредительная - осущ-ся на стадии планирования или проектирования хоз-ой, управленческой или иной деят-ти, которая в будущем может оказать вредное воздействие на ОПС, а так же на стадии ввода объекта в эксплуатацию

2) текущий - реализуется в процессе природопользования на стадии эксплуатации предприятия

III. производственный ЭК.

Распространяется на производственно-хоз-ую деят-ть предприятий и иных хозяйствующих суб-ов. Осущ-ся руководителем предприятия или соответ-щей службой или подразделением

IV. общественный ЭК

Это форма участия гр-н трудовых коллективов и общ-ых экологических объединений в обеспечении выполнения или контроля за выполнением экологич. требований в предпринимательской и управленческой сферах на стии подготовки и принятия экологически значимых решений

Формы:

1) выяснение мнения гр-н путем референдума, собрания

2) общественные слушания

3) общественная экологич. экспертиза

4) за требование информации о природоохранной деят-ти и состоянием охраны ОПС

5) обжалование в судах незаконных действий в сфере экологии

 

Научно-методологическая основа взаимодействия общества и природы.

 

«Экологическое право» Бринчук

Ерофеев «Экологическое право»

Петров

Крассов «Экологическое право»

 

Актуальность правового регулирования отношений в области взаимодействия общества и природы вызваны тем, что человек все больше влияет на ОПС. Причем это влияние носит негативный характер. Ухудшение экологической ситуации в стране и истощение природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества решать эту проблему.

Целью правового регулирования отношений между обществом и природой является обеспечение экологической безопасности человека и общества в целом и сохранение благоприятного состояния ОПС.

Государственным образовательным стандартом России предусмотрено изучение курса ЭП, как самостоятельной учебной дисциплины.

Трудности в изучении вызваны следующими причинами:

1) Неоднозначность терминологии

2) Комплексный характер отрасли ЭП

3) Отсутствие единого кодифицированного н.п.а.

Термин «экология» образован из слов: «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука, изучение.

Экология – это наука о том, как жить и хозяйствовать в собственном доме.

Впервые этот термин употребил в 1838г амер. философ и натуралист Г.Д. Торо.

В науку этот термин перешел в 1866г. – Э.Геккель

Экология – это часть биологической науки о взаимоотношениях между организмами и средой обитания. Это учение об условиях существования живых организмов во взаимодействии со средой обитания.

Существование общества и природы тесно взаимообусловлено. Они имеют общую материальную основу и являются компонентами единого целого.

Право призвано разграничить эти 2 явления материальной действительности. Общество составляют люди, социальные процессы и явления, происходящие в нем. Предметы, извлеченные из природной среды, и вещи, созданные трудом человека.

Природа – представляет собой все, что находится вне общества.

ОС – является местом жизнедеятельности общества. Она состоит из естественных и преобразованных человеком естественных систем. Взаимоотношение общества и природы складывается по 3 направлениям:

1) Природа создает необходимый биологический режим жизни

2) Человек воздействует на природу и использует ее в качестве условия, средства и места жизни. Это направление носит характер общественного отношения и выражает экономические интересы общества

3) Воздействие природной среды, измененной и преобразованной под влиянием хозяйственной деятельности, на человека, его жизнь, здоровье, трудоспособность, на экономические и иные общественные отношения

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу имеет несколько форм:

1) Из природы изымается вещество

2) ПС заполняется отходами производства и др. отработанными в обществе предметами

3) И др.

Природа для человека выступает:

1) Как среда обитания

2) Как источник средств производства материальных благ

3) Объект хозяйственной и культурной деятельности

4) Источник и средства удовлетворения правовых, культурных и эстетических потребностей

Т.о. связь человека и природы проявляется в 2 формах:

1) Экономической

2) Экологической

Экологическая форма подчиняется естественным законам развития и выражает интерес в благоприятной ОПС.

Экономическая форма реализуется на основе социальных законов развития. Последствия негативного экономического воздействия:

1) Загрязнение ПС

2) Истощение природных ресурсов

3) Разрушение ОПС

Причины негативного влияния человека на природу:

I. Объективные

1) Ограниченность земной территории

2) В природе нет процесса отходности

3) Отстает познание человеком законов развития природы

II. Субъективные причины

1) Недостаток организационно-правовой и экономической детальности государства по охране ОС

2) Недостаток экологического воспитания и образования

3) Экологический нигилизм

Охрана ПС представляет собой форму взаимодействия общества и природы и включает:

1) Рациональное использование природных ресурсов

2) Защиту ОС

3) Сохранение человека, его здоровья, обеспечение генетического будущего

В настоящее время взаимодействие общества и природы достигло такой стадии, на которой до предела обострились противоречия между экономическими интересами общества в использовании ПС с одной стороны и экологическими требованиями охраны ПС с другой. Такая ситуация называется экологический кризис.

 

 

Экологическое право как отрасль права, правовая наука, учебная дисциплина.

 

№1. Понятие ЭП.

В юридической науке в качестве оснований разграничения н.п. по отдельным самостоятельным отраслям признается наличие ряда признаков. ЭП как отрасль права обладает следующими основными признаками:

1) Собственный предмет правового регулирования

2) Специфика метода (способ регулирования общественных отношений)

3) Принципы

4) Источники

5) Осознанная общественная необходимость в самостоятельном существовании такой отрасли права и заинтересованность общества и государства в сохранении, восстановлении ОС, в регулировании данных отношений

ЭП как отрасль права представляет собой систему правовых норм, особым образом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармонии между обществом и природой в интересах настоящего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны ОС и обеспечения экологической безопасности.

ЭП это совокупность правовых норм, установленных и санкционируемых государством в лице его органов и другими компетентными лицами, регулирующих отношения в области взаимодействия общества и природы, направленных на правильное, рациональное использование природных богатств, их охрану и охрану ОПС в целях сохранения жизни и здоровья настоящего и будущего поколения людей.

ЭП как наука представляет собой совокупность взглядов, идей, концепций, исследований в их историческом развитии об отрасли и учебной дисциплине ЭП.

Этапы становления науки:

1) Исторический подход к исследованию проблем эколого-правового регулирования

2) Логический подход, при котором исследуются сначала общие закономерности, а затем научные явления

3) Экономический подход предполагает охват всех сторон и связей исследуемых явлений

Предмет науки включает в себя:

1) Изучение ЭП как отрасли права

2) Метод научных исследований

3) Правоприменительная и правотворческая практика

4) Исследование пробелов в правовом регулировании

5) Историю развития ЭП

6) Источники ЭП

7) Международно-правовое регулирование экологопользования в различных странах мира

8) Источники научно-правовой информации

9) Понятийный аппарат, который раскрывает специальную терминологию эколого-правовой науки

ЭП как учебная дисциплина – это изложение по определенной системе основных положений науки ЭП в соответствии с требованиями программы ВУЗа.

ЭП изучается в ВУЗах с 1988г.

 

№2. Становление и развитие ЭП


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.253 с.