Методология управления пожарными рисками — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методология управления пожарными рисками

2020-12-27 57
Методология управления пожарными рисками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» утверждены «Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска» [2]. Согласно указанным правилам расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными ФЗ №123-ФЗ.

При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более. Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России [28, 29].

В Постановлении приведены требования к порядку определения расчетных величин пожарного риска, а также к оформлению отчета.

В настоящее время утверждены приказами МЧС: «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (приказ МЧС от 30.06.2009 г №382, зарегистрировано в Минюсте от 06.08.2009 г №14486); «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» (приказ МЧС от 10.07.2009 г №404, зарегистрировано в Минюсте от 17.08.2009 г №14541). Документ «Методика определения расчетных величин пожарного риска для производственных объектов» разработан на основе: ГОСТ 12.1 004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования»; ГОСТ Р 12.3 047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля»; «Руководства по оценке пожарного риска для промышленных предприятий»; РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»; РД 03-409-01 «Методика оценки последствий аварийных взрывов топливновоздушных смесей»; международных руководств по оценке пожарного риска. В общих чертах алгоритм обеспечения пожарной безопасности любого объекта защиты можно сформулировать в виде схемы, представленной на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 - Алгоритм управления пожарной безопасностью объекта защиты

 

Целью создания системы независимой оценки рисков является повышение уровня защищенности населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от пожаров, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

Внедрение независимой системы оценки рисков должно решить следующие проблемы: отступы абзацев везде делать 1,25

- снижение административной нагрузки на бизнес-сектор, особенно на малый и средний бизнес, за исключением размера национальных инспекционных органов МЧС России;

- исключает сотрудников региональных инспекций МЧС России от проверки второстепенных предметов, направляя их усилия на региональную инспекцию крупных, опасных и важных предметов общественного пользования;

- учет результатов независимой оценки рисков объекта при определении размера страховых взносов объекта, классифицируемых по степени защищенности объекта;

- обеспечение прозрачности в мониторинге выполнения большинством госчиновниками МЧС России данного документа по предотвращению коррупции в этой сфере.

Списки с цифрами и маркерами вырвниваем по зел.образцу. Не использовать доп.интервалы в обзацах.

«В настоящее время государственной пожарной службе Федеральной противопожарной службы передано 3 миллиона 170 000 различных объектов мониторинга. Таким образом, в Российской Федерации в среднем один сотрудник областной пожарной охраны был назначен для расследования двухсот сорока объектов. При средней интенсификации 50-60 инспекций в год и четком планировании защитных мероприятий частота инспекций на одном и том же объекте государственным пожарным инспектором составляет один раз в 4-5 лет. Это разрушительно сказывается на эффективности и качестве мер мониторинга, а также на уровне предотвращения пожаров на охраняемых территориях, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [9].

В этом контексте основные усилия МЧС России сосредоточены на мониторинге состояния критических и важных объектов, а также объектов с высокой плотностью населения, т.е. объекты, вызванные пожарами, а также чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера в наиболее болезненном населенном пункте и регионе. Остается самостоятельно выбрать режим наблюдения за пожарной безопасностью.

Виды осуществления независимой оценки рисков:

«Система независимой оценки рисков предполагает ее осуществление в одном из двух видов – добровольная оценка рисков и обязательная оценка рисков» [9].

«1. Добровольная оценка рисков проводится для неограниченной группы объектов (продукции). При добровольной оценке рисков, заказчиком ее проведения может являться любая организация, которая будет использовать ее результаты для повышения уровня защищенности объекта, а также при проведении страхования имущества или гражданской ответственности. Преференцией (мотивацией) для проведения добровольной оценки рисков могут являться как по отдельности, так и в совокупности:

- экономическое стимулирование органами государственной власти организаций, получивших положительное заключение по результатам оценки рисков;

- установление страховых сборов в зависимости от уровня защищенности объектов;

- особый порядок осуществления надзорной деятельности» [9].

«Необходимо понимать, что для этого придется принять ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность как в сфере льготного налогообложения организаций, имеющих положительное заключение по результатам проведенной добровольной оценки рисков, так и в области страховой деятельности при установлении льготных режимов страхования таких организаций страховыми компаниями» [9].

«Кроме того, аккредитованные в области проведения независимой оценки риска юридические или физические лица должны экономически заинтересовать руководителей организаций в проведении в их организациях работы по добровольной оценке рисков. В случае «значительных» финансовых затрат со стороны организаций, изъявивших желание получить заключение в рамках проведения добровольной оценки рисков, велика вероятность отказа их руководителей от проведения процедуры добровольной оценки рисков» [9].

«2. Обязательная оценка рисков, проводимая в отношении отдельных групп объектов (продукции), определенных законодательными актами Данный вид независимой оценки рисков может быть осуществлен только после принятия законодательных актов, устанавливающих порядок проведения обязательной оценки рисков, а также определяющих перечень таких объектов или их технологические характеристики, наличие которых требует проведения обязательной оценки рисков» [9].

«Целесообразно в процедуру проведения обязательной оценки риска включить:

- организации, подпадающие под действие Федерального закона «О промышленной безопасности»;

- организации, отнесенные к объектам повышенного риска для людей, в случае возникновения в этих организациях пожара (объекты социальной сферы – детские сады, школы, больницы, дома престарелых, а также объекты «индустрии развлечений»);

- объекты критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации» [9].

«Принципами создания и функционирования независимой оценки рисков являются:

1. Добровольность. Как объект, так и аккредитованная организация вправе выбирать участвовать или нет в процедуре проведения добровольной оценки рисков.

2. Открытость системы. В системе независимой оценки рисков могут участвовать различные организации, заинтересованные в результатах проведения независимой оценки рисков, признающие и выполняющие процедуры такой оценки, и порядок аккредитации экспертных организаций.

3. Свобода выбора экспертной организации. Руководитель объекта, подпадающего под обязательную оценку риска или желающий пройти процедуру добровольной оценки риска вправе самостоятельно выбрать экспертную организацию, аккредитованную в установленном порядке на предмет проведения независимой оценки риска.

4. Независимость экспертных организаций и экспертов. Экспертная организация или эксперт, выбранные для проведения процедуры независимой оценки риска, не являясь структурным подразделением проверяемой организации или ее сотрудником, а также, не завися от надзорных органов, выдают заключение и делают вывод по результатам проведенной оценки риска, основываясь исключительно на объективных данных полученных в ходе проверки организации.

5. Проведение оценки рисков на всех стадиях жизненного цикла различных объектов. Оценка риска может быть проведена как на стадии проектирования объекта, так и на стадиях строительства, реконструкции и эксплуатации объекта, а в отдельных случаях и на стадии его утилизации.

6. Признание органами государственного надзора МЧС России результатов работ по оценке рисков. Как уже отмечалось выше, результаты процедуры проведения независимой оценки рисков будут учитываться органами государственного надзора МЧС России. Организации, имеющие положительное заключение по оценке риска, не будут включаться в планы мероприятий по надзору» [9]. И далее

«Результатом проведения независимой оценки рисков будет являться заключение о соответствии объекта защиты установленным законодательством Российской Федерации требованиям в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности или обосновывающее (подтверждающее) приемлемый (неприемлемый) уровень риска для жизни, здоровья людей, имущества при эксплуатации объекта защиты вследствие возможного воздействия на них опасных факторов пожаров, а также последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Заключение при необходимости может содержать план мероприятий для обеспечения надлежащего уровня противопожарной защиты» [9].

«Ожидается, что в процесс независимой оценки риска будут вовлечены следующие участники:

1. Анализ потребительского риска. Обычно организации, запрашивающие эту систему, действуют как клиенты при проведении независимой оценки рисков. Тем не менее, похоже, что страховые организации и дизайн, вероятно, проявят некоторый интерес к независимой оценке рисков.

2. Комиссия по признанию МЧС России. Его деятельность позволяет отбирать наиболее подготовленные организации на ранних этапах внедрения независимой системы оценки рисков.

3. Независимые профессиональные организации и сертифицированные эксперты, признанные в установленном порядке.

4. Учебные центры МЧС России по подготовке кандидатов и переподготовке специалистов. Подготовка, переподготовка и служебное обучение специалистов для проведения независимой оценки рисков планируется на базе учебных центров МЧС России. Учитывая разветвленную сеть этих центров, можно проводить обучение, переподготовку и краткосрочное обучение специалистов, при этом несколько агентств и несколько экспертов внедряют независимую систему оценки рисков. каждая часть Российской Федерации.

5. Государственные контролирующие органы России МЧС России. Одной из заинтересованных сторон, использующих результаты независимой оценки рисков, являются региональные мониторинговые агентства МЧС России, выводы которых имеют первостепенное значение при планировании мониторинговых мероприятий» [9].

«Регламентировать деятельность системы независимой оценки рисков будут следующие документы:

1. Административный регламент МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности.

2. Порядок добровольной аккредитации организаций осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

3. Положение о комиссии МЧС России по аккредитации. Приказом МЧС России от 13.03.2008 г. № 119 «О мерах по реализации приказа МЧС России от 20.11.2007 г. № 607» полномочия по приёму, регистрации, рассмотрению заявлений и документов организаций, претендующих на аккредитацию в системе независимой оценки рисков, регистрацию и ведение реестров свидетельств об аккредитации и выданных заключений, а также проведение контроля за деятельностью аккредитованных заявителей возложено на Государственную экспертизу МЧС России» [9].

«Кроме того, в настоящее время разрабатываются:

- положение о территориальных комиссиях МЧС России по аккредитации;

- положение о реестре заключений по результатам оценки рисков;

- положение о реестре аккредитованных организаций» [9].

«Как уже отмечалось выше, Министерством создана Комиссия по аккредитации, в полномочия которой входит проведение процедуры по подтверждению компетентности юридических и физических лиц проводить работы по независимой оценке рисков. Утверждено «Положение о комиссии МЧС России по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности». Готовится приказ МЧС России о персональном составе комиссии» [9].

При несогласии с решением Комиссии по аккредитации заявители будут иметь право обжаловать её решение в Комиссии по апелляциям.

Если они не согласны с решением Совета по признанию, кандидаты имеют право подать апелляцию на это решение в Апелляционный совет.

В случае принятия действительного решения об идентификации юридические или физические лица, запрашивающие идентификацию в системе независимой оценки рисков, будут зарегистрированы вместе с соответствующими документами, подтверждающими их компетенцию. После этого не реже одного раза в год он контролируется представителями Аккредитационной комиссии.

Юридические лица, признанные в установленном порядке, имеют право проводить независимую оценку рисков объектов.

Однако важно понимать, что сохраняется группа элементов, которые, даже если результаты независимой оценки риска окажутся эффективными, остаются под национальным контролем надзорных органов.

Из-за потенциального риска личные объекты, несмотря на то, что они являются результатом независимой оценки риска, находятся под контролем региональных инспекций МЧС России.

Несмотря на результаты независимой оценки рисков, проверка МЧС России в регионе будет проводиться на следующих объектах:

- важные объекты национальной безопасности в регионе;

- объекты сбольшим количеством людей (более 500 человек);

- бюджетные организации.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.