Некоммерческое партнёрство «Межрегиональный центр по поддержке — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Некоммерческое партнёрство «Межрегиональный центр по поддержке

2020-12-27 96
Некоммерческое партнёрство «Межрегиональный центр по поддержке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Некоммерческое партнёрство «Межрегиональный центр по поддержке

Прибалтийско-финских народов «Корела» (НП «Корела»)

Нас всех земля Карелии сдружила

(Материалы исследований, представленных   на

конференцию «Корни моего рода»  28 сентября 2019 г.)

 

Олонец 2019 г


ББК - 63.5

В85

 

 

 

Редакционная коллегия: И. Н. Гурилова, С.А. Гусева, М.В. Чеботарева

Издание подготовлено, реализуя проект «Венок дружбы»,

в рамках подпрограммы «Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии» («Карьяла - наш дом») при поддержке министерства по национальной и региональной политике Республики Карелия

 

ISBN                    Альманах с. 47- Олонец, 2019

 

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Идея издания электронного альманаха «Нас всех земля Карелии сдружила» задумывалась как итог проекта «Венок дружбы» некоммерческого партнёрства «Корела», поддержанного министерством национальной и региональной политики Республики Карелия в 2019 году. Проект «Венок дружбы» стал площадкой общественного диалога по вопросам сотрудничества и поддержки культурных, семейных, национальных традиций социальных общностей, проживающих в Олонецком национальном муниципальном районе.

Участниками мероприятий проекта стали представители администраций поселений, общественные организации карелов, литовцев, немцев, украинцев, поляков, казаков, жители Олонецкого, Пряжинского районов республики, города Петрозаводска, Янегского сельского поселения Лодейнопольского района Ленинградской области, Лихославльского района Тверской области. Он объединил тех, кто уважает и сохраняет национальные и семейные традиции собственной культуры, чтит и принимает другую, готов делиться позитивным опытом семейного воспитания, жизни и истории своей семьи, рода в рамках этнокультурного многообразия и добрососедства.

 В цикле творческих встреч и мероприятий верными партнёрами стали Олонецкий филиал генеалогического общества Карелии, Олонецкая библиотека, Центр межнационального сотрудничества, Коверское сельское поселение, этнокультурный центр «Линду», КРОО «Олонецкие карелы», КРОО «Калина», творческие самодеятельные коллективы.

В настоящем альманахе использованы материалы конференции «Корни моего рода», которая состоялась в день 370-летия основания города Олонца, 75-летия празднования освобождения Карелии от фашистских захватчиков. Это рассказы о доме или родной деревне, о родовом дереве семьи или дневниковых записях любимой бабушки, но объединяет их общее – уважение к семейным ценностям, понимание важности ниточки знания и любви, связующей поколения нашего многонационального края. Знакомясь с материалами альманаха, ещё раз проникаешься сознанием того, что все народности, проживающие в нашей многонациональной стране, своей культурой, традициями делают нас духовно богаче и сильнее.

Ирина Гилоева, директор Некоммерческого партнерства

 «Межрегиональный центр по поддержке прибалтийско-финских

 народов «Корела» (НП «Корела»)


 

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

численности населения

Олонецкого национального муниципального района.

 

Олонецкий национальный муниципальный район занимает площадь 3,9 тыс.кв.км.

В район входят 64 населенных пункта: один административный центр, 63 сельских населенных пунктов.

 Район представлен 9 муниципальными сельскими образованиями.

Население района по статистическим данным на 1 января 2019 года составляет 20361 человека.

Городское население – 8070 человек, сельское -12291человека.

Согласно статистике количество населения женского пола, как среди жителей города, так и сельских поселений, незначительно превышает количество жителей мужского пола (женщин 10920, мужчин 9441).

 Из общей численности населения в возрасте:

0 – 4 –    1289 человек;

05 – 17 –3121 человек;

Более 9700 человек являются получателям пенсии страховой, социальной, пенсии по инвалидности и других социальных выплат.

Наиболее многочисленная группа лиц, проживающих на территории района, это люди возрастной группы - 55 – 59 лет – 1941 человек, 60 - 64 года- 1992 человека и 70лет  и старше – 2143 человека.

Прослеживается динамика убыли населения. На 01.01.2018 г. общая численность населения составляла – 20643 человека. Это на 282 человека больше, чем на 01.01.2019 г. Наибольшую убыль населения составляют мужчины возрастной группы 35 – 64 года.

По национальному составу Олонецкий район - многонациональный. На его территории проживают представители 60 национальностей. В процентном соотношении:

карелы – 51%, русские – 40%, белорусы – 2%, украинцы – 1,4%, финны – 0,8%, чеченцы – 0,3%, вепсы – 0,1%, азербайджанцы – 0,1% и другие.

Главной задачей администрации местного самоуправления Олонецкого района является реализация ключевых направлений государственной национальной политики: обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов, проживающих на его территории, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Татьяна Гилоева, главный специалист

отдела культуры, молодёжной политики

и спорта администрации Олонецкого района

 

КЛЮЧИ ОТ РОДА

Писать родословную — это выражать благодарность труженикам и воинам рода, ушедшим в вечный мир. Это ненавязчивая психологическая установка, обращённая к новым поколениям россиян: самоотверженно сохранять родину, укреплять её экономику, развивать её великую культуру. А также суметь ухватить за «нить ускользающего времени». Чем я и занимаюсь с января 2013 года: держу в руках Ариаднину нить — путеводную нить, способ, позволяющий не кануть в Лету моему роду Богдановых, Азадановых, Ухотских, Ёлкиных, Виноградовых и роду моего мужа — Кокатевых, Карповых, Качаловых.

В наследство мне остались ключи-знаки в архивах моих родителей и родителей мужа — В.А. Богданова, З.Ф. Богдановой, П.И. Кокатева, С.В. Кокатевой. Это амбарная книга, или календарь знаменательных дат и адресов, фотоальбомы, родословная, нарисованная рукой отца, воспоминания мамы, написанные красивым почерком, статья М. Хрусталёвой (Чеботарёвой) «Корни рода» в газете «Олонецкая правда» (1981г.), документы, грамоты, вырезки из газет. Несколько вещей, памятных с детства, и фраза бабушки: «Мы пришли из Польши» (Речи Посполитой, а это часть Белоруссии, Украины, Литвы, Польши до последнего раздела этой территории во времена царствования Екатерины II, 1794 г.)

Прошло 7 лет. В августе 2019 года подвела первые итоги работы над родословной. Сформировано 5 папок, пять древ родословных: Богдановых, Азадановых, Ухотских, Ёлкиных, Кокатевых.

Рассматривая географическую карту, я уже знаю места расселения рода и даже откуда пришли предки на эти земли, в том числе и на Олонецкую землю. Обретены новые родственные связи, укрепляются старые. Реальные и виртуальные родственники стали мне помогать.

Первое родовое дерево БОГДАНОВЫ - ГОЛЫНСКИЕ. Нашла корни в Могилёвской губернии (Белоруссия) в IV книге дворянских родов. Описание рода начинается с XVI века. Книгу «Злой рок рода Голынских» прислал из Санкт-Петербурга автор Владимир Краснолуцкий. В конце XVIII — начале XIX в.в. предки проживали в Олонецкой губернии, между с. Михайловское, Подпорожьем, Лодейным Полем и Олонцом.

Род дал плоды на ветвях Строгановых, Трошковых, Фортунатовых, Николаевских, Богдановых, Репниковых, Жуковых, Ивановых, Калининых, Михкиевых, Коломейцевых, Старковых, Микшиевых.

Следы рода Азадановых нашлись в 1794 г. в Шимозерье (д. Пано-Яковлевская, д. Пяжозеро, д. Высокоозеро, д. Оять-Ладва, д. Антоновская — Оштинский погост, Вытегорский район Вологодской области), так называемая «Подстоличная Сибирь». Вернее всего, Азадановы, как и Голынские, оказались здесь после III раздела Речи Посполитой и восстания Костюшко. Мои предки — священники в этих местах.

Где искала информацию? В архивах г. Олонца и Петрозаводска, в музее г. Олонца, в Олонецкой национальной библиотеке, в Олонецком отделении ЗАГСа, в переписке с администраторами групп в Интернете. Переписывалась с родственниками, встречалась с ними. Большую помощь оказали мне сёстры (мы из 6 поколения рода) — Л. С. Коновалова и А. В. Ильинская - православная писательница.

Род Ухотских - Теодорских — это династия священников, учителей. Окормляют паству и учат детей в Пудожском, Пряжинском, Олонецком районах (в Святозере, Пряже, Туксе, Юргилице, Вагвозере и в других населённых пунктах). Ухотские, Азадановы породнились с Ильинскими, Воздвиженскими, Фортунатовыми, Ливанскими. Это тоже роды священнослужителей. Места их служения в Ленинграде, Ленинградской области (Гатчинский, Лодейнопольский районы), в Мегреге, Самбатуксе, Обже.

Члены родов подвергались репрессиям с 1924 года. Девять человек были репрессированы, часть — расстреляны, часть сгинула в лагерях, выжил один, оставил нам автобиографию.

Древо Громовых — в разработке. Моя прабабушка Акилина Акимовна Громова из с. Крошнозеро Пряжинского района. Вышла замуж за учителя Н.П. Богданова. Более 20 лет они прожили в с. Ругозеро. Громовы — известные предприниматели в Олонецкой губернии (лесопилки, кирпичные заводы), в Важинах они — священники, благотворители. Следы проживания Громовых я опять нахожу на территории Подпорожского района.

Мама — З.Ф. Богданова (Ёлкина) приехала в Олонец по распределению после окончания Осташковского техникума. Вышла замуж в 1952 году. Всю жизнь проработала в лесной промышленности. Она родом из села Микшино Лихославльского района Тверской Карелии (так называли раньше эту местность). На эти земли пришли карелы, убегая от войны со шведами. Мама оставила воспоминания о родах Ёлкиных, Виноградовых, Юсуповых — это роды купцов, военных, священников. В память о маме я предложила на выставки «Вышивка» в музеях Олонца и Пряжи её работы.

Два года назад, после посещения д. Кинермы, я начала работу над родословной мужа — Н.П. Кокатева. Он родом из села Видлица. Мать — С.В. Кокатева (Карпова) из д. Кинелахта, и часть рода Карповых проживала в д. Ведлозеро. Бабушка моего мужа — из д. Кинерма, в девичестве Качалова. Род Карповых, Качаловых, Кокатевых тоже подвергся репрессиям. Качаловы — выходцы из Новгородской губернии, пришли с Волги. В конце XVIII в. Екатерина II издаёт указ: «Поменяйте фамилию немецкую на русскую, и я дам вам новые земли на Северо-Западе». Так Фонкельштейны (Соколиная гора) стали Качаловыми (род с Балкан). И расселился род в Вологодских землях, в Олонецкой губернии (Лодейное Поле, Петрозаводск, Кинерма).

Стимулом для работы мне послужило общение в Олонецком филиале ГОК, участие в конкурсах, объявленных Национальным архивом Карелии, ЗАГСом, Олонецкой библиотекой, филиалом Олонецкого ГОК: «Олонец — память сердец», «Связь времён — забытое....», «Учительско-священнический род Азадановых, Ухотских, Богдановых», «Вот моя улица, вот мой дом» (про улицу Речную). В группе «Весь уходящая... Шимозерье» создала альбом о роде священников Азадановых с помощью администратора группы. В папках о роде есть информация о воинах — защитниках Отечества. Это и полные георгиевские кавалеры Азадановы, участники Первой мировой войны, революционных событий, и Второй мировой войны. О военном пути отца и свёкра я рассказала на страницах местных газет, выступала по карельскому радио в преддверии Дня Победы. В группе «Ругозеро» и на сайте «Бессмертный полк» расположила материалы о воинах Богдановых. Очерки об отце и свёкре вошли в сборник «Нам не забыть родные имена». А чтобы дети и внуки принимали участие в параде Победы, подарила им два плаката о дедушках, участниках войны.

В газете «Наша жизнь» и на сайте Карельской и Петрозаводской епархии написала о репрессиях в роду священников Ухотских. Выступила на межрайонной краеведческой конференции «Покровские чтения» в п. Пряжа. На православных форумах-ярмарках выступала с рассказом о династиях священников. В Олонецкой библиотеке презентовала книги сестры, православной писательницы А.В. Ильинской, из домашней библиотеки.

Этот материал «Ключи от рода» будет подарен моим детям и внукам, а также брату А.В. Богданову и его детям и внукам, двоюродным сёстрам и братьям. Каждый следующий новорождённый тоже получит этот материал в виде подарка.

Наталья Кокатева,   заместитель председателя

Олонецкого отделения Генеалогического

общества Карелии, г. Олонец

 

РОДОСЛОВНАЯ СЕМЬИ СПИРИДОНОВЫХ.

«Изучая дедов, узнаём внуков, то есть,

 изучая предков, узнаём самих себя».

В.О. Ключевский

Эпиграфом к моей работе стали слова известного русского историка Ключевского не случайно. Однажды, перелистывая семейный альбом, я наткнулась на очень старые, пожелтевшие фотографии. Никого на них я не знала. Спросила у родителей, и они мне ответили, что это наши родственники, которые жили очень давно, но им о них почти ничего не известно. Мне стало очень интересно: кто были мои предки, как жили, чем занимались? Я захотела узнать об истории своей семьи, судьбах моих предков, происхождении моей фамилии. Решила начать своё маленькое исследование.

Я хочу познать историю рода моей семьи и поделиться своими открытиями с окружающими. Актуальность темы очевидна. Знание прошлого своего рода, истории династии или корней предков всегда было большой силой. Именно происхождение и корни объясняют индивидуальность человека, дают возможность понять, как удалось ему состояться в качестве личности, а также добиться успеха. Любой человек продолжает жизнь своих предков, и всё, что в нём есть, заложено его родом, а он сам – составная часть родословной, идущей из прошлого в будущее через настоящее. Для меня прежде всего это интерес к истории своей семьи, моего происхождения, а также почитание предков, увековечивание памяти о них через создание генеалогического древа нашего рода. 

Родословная нужна, чтобы собрать воедино, найденную в ходе генеалогических исследований, информацию о своём происхождении и структурировать её. Нужна ли родословная — каждый решает в индивидуальном порядке, но культура исследования предполагает её создание.

В родословной моей семьи мы не обнаружили предков, вершивших судьбу России в прямом значении этого слова. Но каждый мой предок вершил свою судьбу и, соответственно, судьбу государства в некотором роде, как любой человек. Среди них были и есть достойные, уважаемые люди, с по-своему интересными биографиями. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.

Мне очень повезло. Среди моих родственников есть заслуженный работник центрального архива Республики Карелия — Оськина Нина Ивановна. Она очень помогла мне. Вместе мы поработали в архиве, где и нашли материал для моей работы.

Все мои предки, которые упомянуты в этой работе, жили на северо-западе Карелии в деревне Челки-озеро Кимоваарского общества Ребольской волости Повенецкого уезда (теперь эта территория Муезерского района). Это была небольшая деревня в приграничной Карелии (Повенецкий уезд граничит с Финляндией – протяжённость границы 255 верст и с Архангельской губернией – 420 вёрст). Во всей деревне на тот момент было всего 10 домов, в которых проживали 39 мужчин и 35 женщин. [8].

Все мои прадедушки и прабабушки были государственными крестьянами. Тяжёл был труд карельского земледельца. В условиях суровой северной природы, при примитивной обработке скудной почвы сельское хозяйство не обеспечивало существование крестьянина и его семьи. Большим подспорьем служили охотские промыслы, рыболовство. Летом работали в огороде, заготавливали сено, веники. Осенью собирали ягоды, грибы. Основными орудиями труда были соха деревянная, борона, коса, серп. Зимой занимались лесозаготовкой, весной начинали сплавлять лес. Каждая женщина умела ткать, вязать, шить одежды и предметы домашнего обихода. (Приложение 3).

Спиридон Леонтьев родился в 1788 году. Он женился на Агафье Савельевой, и у них родился сын Тарас, Спиридонов сын, значит – Спиридонов Тарас. Спиридон умер в 1853 году, но у него остался единственный сын – продолжатель нашей фамилии, нашего рода.

Спиридонов Тарас родился в 1837 году и прожил 105 лет. Он успел два раза жениться. Первой его женой была Марфа Васильева 1842 года рождения, у них не было детей. Вторая жена – Мария Ефимова, с которой у них родились двое сыновей – Василий и Иван.

Иван Тарасович Спиридонов, мой прапрадед, родился 8 сентября 1894 года. Его жена Клавдия Васильевна Павлова родилась 5 марта 1899 года, о чём свидетельствуют записи в метрических книгах. [3;4] (Приложение 4).

Из рассказов Оськиной Нины Ивановны я узнала, что в годы революции Иван Тарасович работал на лесозаготовках, Клавдия Васильевна пекла хлеб для работников. В 1915 году у них родился сын Михаил, в 1921 году — дочь Анна, а 30 июля 1928 года появился сын Фёдор – мой прапрадед.  В 1937 году Ивана Тарасовича арестовали, а в 1938 году его расстреляли по решению внесудебных органов в Красном Бору близ села Деревянное[2]. Для уточнения информации мы обратились к источникам, в которых обнаружили следующие сведения: 31 июля 1937 года был подписан приказ НКВД «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Разделяли две категории наказания: «первая категория» — расстрел, «вторая категория» — заключение в лагерь СЛОН, появившийся в 1923 году. К 1933 году там находились 20000 человек. Иван Тарасович попал под «первую категорию». В 1958 году Иван был реабилитирован посмертно, о чём имеется справка [10] ( Приложение 4).

В 1941 году семья Спиридоновых (в составе главы семьи – мамы Клавдии Васильевны и трое детишек) была эвакуирована в Коми АССР. Позже Анна вспоминала, как их ночью, в мороз долго везли на поезде. По приезду каждой семье дали по комнате. Потом стали опрашивать, кто, что умеет делать, и каждому дали работу. Клавдия Васильевна стала работать в пекарне, дочь Анна - подсобной в столовой, сын Михаил - на лесозаготовке. В 1942 году Михаил умер от воспаления лёгких. А в 1943 умерла мама, Клавдия Васильевна.

В 1944 году, зимой, Анна и Фёдор возвращаются в Карелию, в село Тунгуда Беломорского района. Там они встретили тётю — Марию Михайловну Спиридонову 03.06.1903 года рождения, жену брата отца Василия Тарасовича, расстрелянного в 1937 году. Они стали жить втроём. Мария Михайловна была им как мать.

Летом 1944 года организацию рабочего снабжения, где работала семья, направляют в освобождённые южные районы Карелии. Их на машине привезли в Олонец, где оставили большую часть людей, а остальных, в том числе и семью Спиридоновых, отправили в посёлок Устье  Видлицы. В посёлке тогда было всего несколько домов, в том числе и большой дом на горе – место, где сейчас живёт моя бабушка Спиридонова Александра Михайловна, жена ныне покойного деда Спиридонова Виктора Фёдоровича. Одну из комнат заняла семья Спиридоновых. Мария Михайловна устроилась на работу няней в ясли (умерла Мария Михайловна 1 ноября 1983 года в возрасте 80-ти лет), Анна работала в столовой. Фёдор поехал учиться в Петрозаводск. Окончил школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) №8 и стал работать плотником на Видлицком лесозаготовительном пункте Олонецкого ЛПХ (Приложение 5). Многие дома построены Фёдором Ивановичем в посёлке Устье Видлицы. В 1949 году Фёдор Иванович женился на Микшиевой Анастасии Григорьевне, жительнице села Видлица. У них родились сын Виктор 12 декабря 1950 года и дочь Валентина 17 декабря 1957 года.

Виктор Фёдорович Спиридонов, мой дед, окончил Устье-Видлицкую восьмилетнюю школу, затем Олонецкое СПТУ и работал шофёром на Видлицком лесозаготовительном пункте Олонецкого леспромхоза. (Приложение 6). В 1975 году он женился на Балицей Александре Михайловне 05.04.1952 года рождения. У них родились два сына – Валерий (31.07.1976 года рождения) и Михаил (02.04. 1983 года рождения).

Спиридонов Валерий Викторович, мой отец, окончил школу в1993 году, Олонецкое СПТУ по российско-финскому проекту. Позже получил заочное высшее образование. В 1998 году женился на моей маме — Нураевой Наталье Рашидовне (13.08.1976 года рождения). 26 декабря 2004 года у них появилась я – Спиридонова Мирослава Валерьевна. (Приложение 6).

Родословная Спиридоновых.

Для составления родословной Спиридоновых нами были привлечены такие ресурсы, как архивные справки [10], метрические книги [3;4], схема родового дерева Н.И.Оськиной - Спиридоновой [12], воспоминания родственников, газетные статьи [2], фото из семейного и государственного архивов РК.

Освоив технологию составления родословной, учитывая объём информации, технические возможности, различия в составлении генеалогического древа и родословной схемы, мы решили построить вертикальную родословную схему Спиридоновых по восходящему типу.

Условные обозначения, принятые в схеме:

 

           Мои прямые предки по мужской линии рода Спиридоновых

 


           Родные братья и сёстры прямых предков


           Супруги прямых предков рода Спиридоновых

Спиридон Леонтьев (1788-1853)  
Агафья Савельева
Тарас Спиридонов (1837-1942)  
Мария Ефимова  
Иван Тарасович Спиридонов (08.09.1894-1938) репрессирован  
Клавдия Васильевна Павлова (05.03.1899-1943)  
Василий Тарасович Спиридонов (1891 - 1937) репрессирован
Михаил Иванович Спиридонов (1915-1942)  
Анна Ивановна Спиридонова (23.03.1921-22.07.2002)  
Федор Иванович Спиридонов (30.07.1928-30.03.1993)  
Анастасия Григорьевна Микшиева (19.12.1923-19.09.1990)  
Валентина Федоровна Спиридонова (17.12.1957-10.11.2002)  
Виктор Федорович Спиридонов (12.12.1950- 19.01.2012)  
Александра Михайловна Балицей (05.04.1952)  
Михаил Викторович Спиридонов (02.04.1983)  
Валерий Викторович Спиридонов (31.07.1976)  
Наталья Рашидовна Нураева (13.08.1976)  
Мирослава Валерьевна Спиридонова (26.12.2004)  

Выводы

Изучив историю рода и составив родословную схему рода Спиридоновых, можно сделать следующие выводы:

Мои предки по мужской линии — люди необыкновенной судьбы, труженики, карелы.

Используя различные источники информации, нам удалось найти и представить в своей работе информацию о предках до седьмого колена.

Мы предполагаем, что и моя фамилия Спиридонова произошла от имени моего прапрадеда Спиридона, сына Леонтия, и даже находим тому косвенные подтверждения, детально исследовав составленную нами генеалогическую схему рода.

Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может быть достойным сыном своего Отечества, не зная родословной своей семьи.

Ещё А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».

Обладание ценными генеалогическими данными открывает перед нами, потомками, удивительные перспективы, не попадавшие в поле зрения ранее. Знание родословной связывает друг с другом поколения и века, дает человеку надежду на новое будущее. В знании вековых имён и фамилий есть определенная сила для потомков, используя которую, можно быстрее добиться нужных жизненных результатов.

Работая над этим исследовательским проектом, я выполнила все поставленные мною задачи, а именно: собрала уникальный исторический материал о своих предках, составила родословную схему рода Спиридоновых, изучила происхождение фамилии своего рода, узнала биографию своих предков, тем самым достигла цели – изучила родословную своей семьи. Кроме того, на примере моей семьи мне удалось узнать информацию об истории родного края, промыслах и особенностях быта жизни, событиях, которые происходили в стране и Карелии в 1937—1938 гг.

Я верю, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своего Отечества.

Источники информации:

Арефьев В.А., Лисовенко Л.А. Англо-русский толковый словарь генетических терминов, М: изд-во ВНИРО, 1995.

Газета «Северный курьер» от 26 октября 2000 года; Статья «Именной список жителей Карелии, расстрелянных в период с 9 августа по 15 сентября 1937 года и с 26 сентября по 11 октября 1938 года по решению внесудебных органов в Красном бору у с. Деревянное»; с. 6.

Метрическая книга Повенецкого суда Ребольского прихода Олонецкой духовной концистории, 1894 г.

Метрическая книга Повенецкого суда Ребольского прихода Олонецкой духовной концистории, 1899 г.

 Наумов О. Н. Очерки по русской генеалогии: Избранные труды. — М.: Старая Басманная, 2012. — 664, XVI с. — 300 экз. — ISBN 978-5-904043-67-4. (в пер.).

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп.— М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

Онучин А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. — Пермь: Издательство Ассоциации генеалогов-любителей, 1992. — 40 с.

Очерки истории Карелии, Т.2; Карельское книжное издательство, Петрозаводск, 1964 г.

Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.

Справка № 13/123-94 от 30.11.1994 г. о признании пострадавшим от политических репрессий.

Схема родового дерева Н.И. Оськиной-Спиридоновой.

Унбегаун Б. Русские фамилии: Пер. с англ./Общ, ред. Б. А. Успенского.- М.: Прогресс, 1989 г.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

http://livemem.ru/articles/zachem_znat_svoju_rodoslovnuju.html

http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyu-poshagovaya-instruktsiya/

Семейный архив Спиридоновых.

 

Приложение 1.

Различия

Изображение истории рода в виде разветвленного дерева Изображение истории рода в виде диаграммы Строится снизу вверх. В корнях изображают первых из известных нам предков, самых далёких по времени от нас Схема может быть восходящей (снизу вверх), нисходящей (сверху вниз), боковой (справа налево, слева направо), круговой, спиралевидной Использование художественных приёмов при составлении древа Лаконичность, чёткость линий и форм

Общее

Структурированность

Строятся по мужской линии

Следует подписывать фамилию, имя, отчество, дату рождения и смерти, если человека уже нет в живых

 

Приложение 2.

Результаты анкетирования по вопросам осведомлённости одноклассников историей своей семьи, родословной, происхождения фамилии представлены в таблице.

В анкетировании приняло участие 17 обучающихся 6 класса МКОУ «Видлицкая средняя общеобразовательная школа.

 

Таблица 1.

ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ

     Семья — самое главное в жизни каждого человека, это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья….

Эту историю мне рассказала моя прабабушка Морозова Роза Петровна 16.10.1940 года рождения.

Её родители Петухова Мария Кузьминична (15.11.1893 года рождения) и Петухов Пётр Ильич (12.07.1894 года рождения) — уроженцы деревни Калгачиха Архангельской области. Деревня Калгачиха находилась у станции Малошуйка Онежского района Архангельской области. Дорога шла от Малошуйки до озера Пертозеро по тракту до деревни Калгачиха. Деревня была большая, жили здесь в основном своим хозяйством. Хозяйство вели женщины. Мужчины же после посевной уходили в Беломорье, нанимались в рыбартели. С 1937 года люди из деревни стали уезжать. Родители прабабушки переехали в Кемский район, в п. Баб-Губа. Моя прабабушка пошла здесь в первый класс в 1948 году, как раз после отмены карточной системы на продукты и промышленные товары. В её семье было трое детей: моя прабабушка Морозова (Петухова) Роза Петровна (1940 года рождения), старшая сестра Мария (1931 года рождения), брат Виктор (1932 года рождения). Их отец Пётр Ильич погиб на производстве в 1940 году, когда прабабушка ещё не успела родиться. Когда прабабушка училась в 4 классе, её одноклассников принимали в пионеры, а её почему-то не приняли; она говорила, что была очень озорной и с плохой дисциплиной, в это даже не верится, ведь в будущем она сама стала учителем. В пионеры прабабушку приняли в 1953 году. После окончания 7 класса она пошла работать. Молодёжь брали сигнальщиками на выкатку леса, рубщиками, на погрузку леса, считать горбыль, доски, шпалы.

Когда закончилось лето, начался новый учебный год — 8 класс. Работать разрешили только в первую смену, учились они во вторую смену, 4 дня в неделю, с 19:00 до 00:00! Домой после школы возвращались пешком, поэтому времени для сна было очень мало, бывало, что уже к 05:00 вызывали на работу — подавались вагоны на погрузку.

После окончания 10 класса бабушка получила путёвку для поступления в высшее учебное заведение, в педагогический институт в г. Петрозаводск. Она училась на естественно-научном факультете на биолога-географа. После окончания института ей дали направление в Олонецкий район. Здесь, в деревне Новинка, прабабушка вышла замуж за моего прадедушку Морозова Михаила Николаевича 15.11.1940 года рождения. С 1966 года по 1970 год прабабушка работала в Олонецкой средней школе и Коверской школе. Потом они временно переехали в Кемский район, и прабабушка трудилась в Бабгубской школе. После возвращения в Новинку она снова работала в Коверской школе, потом была агрономом и председателем Нурмольского сельского совета. За время своей трудовой деятельности прабабушка была награждена различными грамотами. Некоторые из них представлены в приложении к эссе.

 

Прабабушка Роза Петровна (первая справа) с ветеранами Великой Отечественной войны, д. Нурмолицы.

Прадедушку Михаила Николаевича я не видела, знаю о нём только из рассказов родственников. Он родился и жил в деревне Новинка Олонецкого района, до пенсии работал трактористом. Его некоторые награды я также приложила к своему рассказу. И прабабушка, и прадедушка удостоены звания «Ветеран труда». Но, помимо трудовой деятельности, они ещё вели домашнее хозяйство: у них были коровы, свиньи и курицы.

 

Прадедушка Михаил Николаевич (второй слева в среднем ряду)

Моя семья отличается трудолюбием, и, я считаю, мне есть на кого равняться!

Спиридонова Дарья, ученица 4 «А» класса,

МКОУ «Олонецкая средняя школа №2»,

Руководитель: Поддубная Лилия Николаевна

 

 

ЗДЕСЬ МОЙ ДОМ

Мы в этой жизни все как ветки,

А корни наши в глубине.

И я горжусь, что наши предки

Свой след оставили во мне.

В. Алимов

Моя родная деревня Пиккойла стоит на берегу реки Видлица. Здесь я увидела белый свет, тут делала первые шаги, в этих местах прошло моё детство, здесь меня растили мама и папа. Это место, куда всегда стремится моя душа. Из этой деревни протянулась моя веточка по отцовской линии. В Пиккойле жили мой отец Фёдор, дед Василий, прадед Тимофей, прапрадед Михаил, прапрапрадед Амос, прапрапрапрадед Антон… Раньше Пиккойла была самостоятельной деревней, и в свидетельстве о рождении моего отца указано именно это название. В советское время и она, и ещё несколько небольших деревушек стали частью большой деревни Верхняя Видлица. Но обо всём по порядку.

Дорога в деревню так знакома, что, наверное, попала бы сюда с закрытыми глазами. Пешком идти от большой дороги немало – километров шесть, а на машине – оглянуться не успеешь. Сначала начинается хутор. Так издавна называли место, где когда-то вдали от деревни стоял один дом. Потом со временем там появился небольшой посёлок. В 30-е годы прошлого века здесь построили клуб, начальную школу, где учился мой отец. Он рассказывал, что первой учительницей в школе была Годарева Александра Фёдоровна, которая жила в комнатке в здании школы. Здесь и я пошла в начальную школу в 1963 году. Сейчас уже давно нет ни клуба, ни школы. О ней напоминают лишь деревья, посаженные когда-то её выпускниками. Дальше едем по дороге, которую все называют ṧkolankujo (школьная дорога). По обеим сторонам её тянутся поля. Отсюда уже и деревня видна.

Удивительным образом расположились деревушки, каждая из которых была в старину самостоятельной деревней. В низине расположилась Alango (в переводе с карельского так и будет ‒ низина). Это центр всей деревни. Раньше здесь, в дни моего детства и юности, на самом оживлённом месте, был магазин, в котором люди узнавали все новости друг от друга. Именно тут устраивались деревенские праздники, и народу собиралось видимо-невидимо. Зажигательные танцы под гармошку, весёлые игры и песни. Старшее поколение, кажется, молодело прямо на глазах, а мы, детишки, с любопытством наблюдали за тем, что происходило на «главной площади» деревни.

Здесь была и животноводческая ферма. Помню старинные большие деревянные дома. Сейчас их можно увидеть только на старинных фотографиях. Деревня Аланго со всех сторон окружена возвышенностями. На них раньше тоже располагались несколько деревень, но их названия остались только в старинных переписях ‒ Гярмина Гора, Бежеева Гора, Нильгина Гора. Сейчас эти возвышенности называют просто – Mägeveh. Там давным-давно у речных порогов стояла большая мельница. Её владельцем был Михаил Борисов. Мельница была хорошим помощником в жизни односельчан, но в 30-годы прошлого века власти решили объявить хозяина кулаком, сослали его в Сибирь, и мельница прекратила своё существование.

Как и во всех деревнях, в Верхней Видлице существовал колхоз под названием «Коминтерн», и жители работали там за трудодни. После образования совхоза «Видлицкий» колхоза не стало.

А если заглянуть совсем в глубину веков, то на противоположной стороне реки в петровские времена был лесопильный завод с пилорамой. Там пилили доски. До устья Видлицы, где река впадает в Ладогу, доски везли на лошадях, потом их загружали в баржи и по озеру доставляли в Санкт-Петербург. Деревенские жители назвали этот маршрут «laududorogu» (дощатая дорога). До сих пор об этом напоминают огромные горы опилок, давно поросшие лесом…

Деревня Alango заканчивается старинной часовней Покрова Пресвятой Богородицы, а дорога поднимается в гору, где стоит ещё одна деревушка.

Отсюда, с горы, видна вся моя деревня – Пиккойла. Потому ли её так назвали, что она очень маленькая, «pikoi pikkaraine»? Этого я не знаю, знаю только, что лучше её нет нигде.

Подъезжаешь к родному дому после долгой разлуки – и дыхание захватывает, ведь здесь я росла, здесь жил лучший человек на свете – моя мама. Она всё время ждала нас, уже взрослых, со своими семьями в гости, а у нас всё работа да дела, всё некогда было. Летом вырвешься во время отпуска ненадолго… Прости, милая мамочка… Благодаря моей маме, удивительной, доброй и мудрой женщине, разделившей с моим отцом, прошедшим две войны, все трудности жизни, взвалившей на себя все душевные невзгоды, им удалось пережить трудные послевоенные годы, вырастить детей. Мама сумела сделать наш дом самым дорогим местом для мужа, для всех нас, четверых детей. И где бы мы ни находились, наша душа всегда рвалась к родному порогу, и нас всегда призывно манил свет окон родительского дома. Вам доводилось когда-нибудь после долгой разлуки возвращаться в родные пенаты? Тогда вы поймете, как замирает сердце, когда подходишь к дому… И хотя давно нет мамы, и папы нед


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.