Человек, прорубивший окно в природу — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Человек, прорубивший окно в природу

2020-12-08 139
Человек, прорубивший окно в природу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Счастьеэто быть с природой,

видеть ее, говорить с ней.

Л. Н. Толстой

«Я исполнил наконец старое обещание, данное само­му себе: прошел от истоков до устья по речке, на ко­торой вырастал.

В наш век все поддается учету. Подсчитали и реки. Их в стране, кажется, двести пятьдесят тысяч. Усманка обязательно попала в это число, хотя речка она и маленькая.

Для меня эта речка была первой и едва ли не глав­ной жизненной школой. Если б спросили: что всего более в детстве помогало тебе узнавать мир? Я бы от­ветил: речка.

Мать говорит, что в год, когда я родился, заросли тальников, ольхи и черемухи подходили с реки к на­шему дому, хотя дом стоял от воды почти в километ­ре. В зарослях находили приют соловьи. Соловьиная трель по ночам была такой громкой, что приходилось закрывать окна, иначе спавший в подвешенной к по­толку люльке младенец вздрагивал и ревел...»

Как вы думаете, о ком это? Каков автор-герой, если судить по этим строкам? Сентиментальный? На­блюдательный? Романтичный? Основательный?

Внимание, подсказка: вы все знакомы с ним — мо­жет быть, видели по телевидению, где он почти 15 лет вел одну из самых популярных программ — «В мире животных», а может быть, читали его репортажи, очерки, лирические миниатюры в «Комсомольской правде», восхищались чудесными снимками или даже целыми фотоновеллами, зачитывались его книгами и рассказами... Наверное, уже нет человека, который бы не узнал в приведенном описании Василия Ми­хайловича Пескова, одного из самых известных в России журналистов, прежде всего постоянного ве­дущего «Окна в природу» — страницы, горячо люби­мой многими читателями «Комсомолки». Рубрика эта «с закономерностью восхода солнца» еженедельно выходит уже тридцать лет. В газете Василий Михай­лович работает более сорока лет. Объездил весь мир. Выпустил более двадцати книг. Творчество его отме­чено высшей в Советском Союзе Ленинской преми­ей (за книгу «Шаги по росе»). В 1998 г. он получил премию Президента России по журналистике, удос­тоен многих других журналистских наград, является членом Всемирного клуба экологов «Тhе Global 500».

А началось все в селе Орлово Воронежской обла­сти, где в 1930 г. родился наш герой. До переезда в Москву он успел окончить десятилетку, поработать пионервожатым, киномехаником, фотографом и, на­конец, сотрудником воронежской молодежной газеты.

«Я рассказываю о том, что сам наблюдал, чем был удивлен, озадачен...»

«Расспрашивать людей, наблюдать птиц и зверей, видеть тихие воды речки, скрытную жизнь под поло­гом леса мне самому было так интересно, что я могу назвать себя человеком очень счастливым».

Так Василий Песков писал 23 декабря 1981 г. во вступительном слове к своей книге «Птицы на про­водах». Конечно, счастливый человек, влюбленный в свое дело, не может делать его плохо. Как трогают самые тонкие струны души простые, искренние сло­ва, неторопливый рассказ очевидца, где-то с юмором, где-то с болью... А репортажный стиль изложения, нередко применяемый автором, заставляет почув­ствовать себя участником событий:

«Вон они... Один из нас снимает ботинки и, зака­тав штаны, идет в воду. Все просто и буднично. Вдале­ке дымит пароходик. На берегу помятый, брошенный кем-то автомобиль. Женщина с двумя ребятишками на берегу удит рыбу...» (рассказ «Великие озера»)

«Решаем ждать и первые наши вопросы задаем провожатой. Молодой женщине с волосами Марины Влади очень хочется нам помочь».

Сразу вспоминаются слова главного редактора «Комсомолки 70—80-е»: «Его часто называют писате­лем. Это правильно. Но мы, его товарищи по газете, знаем: «наш специальный корреспондент» Василий Песков безраздельно принадлежит к беспокойному племени репортеров — самой главной и самой газет­ной из журналистских профессий. Не надо только верить толковым словарям, которые настойчиво ут­верждают, будто репортер — это «газетный работник, занимающийся доставлением информации», а репортаж — «сообщение о местных событиях»».

Однако толковые словари ни при чем: скорее, ма­териалы Пескова, даже написанные по методу акы­на — «что вижу, то пою», — сложно назвать репор­тажами, да и вообще точно определить их жанр. Почти в любом есть и элементы корреспонденции, и репортажное изложение, и философия эссе, и тепло­та очерка, и душевность зарисовки, и подо всем этим — основательность журналистского исследова­ния.

Об «Окне в природу» главный редактор «Комсомолки» Владимир Сунгоркин в беседе в читателями сказал: «Василий Песков соединяет в себе качества неутомимого натуралиста-путешественника и масте­ра журналистики, он одинаково хорошо владеет и фотокамерой, и пером. Принцип его «Окна» — «О самом серьезном в мире природы рассказывать увлекательно» — неизменно им соблюдается. Но важно подчеркнуть: в жертву занимательности никогда не приносится научная достоверность всей информа­ции. У молодого читателя «Окно в природу» форми­рует мировоззрение, основанное на знаниях».

Материалы и книги Пескова всегда украшены прекрасными иллюстрациями автора — он порой часами охотится с фотообъективом за лесными загадка­ми. Причем как фотожурналист Василий Песков известен не только своими работами о живой природе. Наверняка ваши родители вспомнят снимок, облетевший весь мир в 1961 г. На снимке запечатлена Валентина Гагарина в момент, когда радио объявило: «Восток-1» пошел на посадку...» Вся гордость за чело­вечество и тревога за самого родного человека слились в этом лице — и это потрясает зрителя.

На первый взгляд, в центре любой работы Василия Пескова всегда природа. Ее история, проблемы, зани­мательные случаи, связанные с ней, чувства, которые она вызывает... Если же присмотреться, пишет Пес­ков всегда о людях. Природа — выразительный фон, акцентирующий момент, информационный повод, романтическое обрамление... Публикации в газете занимают обычно целую полосу формата А-3 — текст и непременно документальный снимок к нему. И в каждом материале-рассказе Василия Пескова — люди и животные. Самые разные. Плохие и хорошие. Но очень похожие друг на друга, близкие по сути своей. Вот, к примеру, давний рассказ «Трезвенник Топ» — о собаке лесника, которая «боролась за трезвость»: отнимала бутылки с алкоголем у находившихся по­близости от лесничества людей — рыбаков, грибни­ков, просто отдыхающих... Начинается рассказ фра­зой: «И воробья можно сделать смешным и жалким, если приобщить его к выпивке», после чего расска­зывается о воробьях, пристрастившихся помимо воли к алкоголю, и описывается простая и пронизываю­щая сценка — захмелевшие люди смеются над таки­ми же воробьями...

Или рассказ о трагической истории, когда япон­ская антарктическая экспедиция не смогла вывезти с зимовки пятнадцать лаек, оформляется доброй, почти наивной, но очень глубокой, даже философской мыслью: «...человеческая совесть всегда неспокойна, если, вольно или невольно, человек предал, оставил кого-то в беде».

Читая повествования Пескова о людях, таких обычных и в то же время интересных, в который раз убеждаешься: удивительное — рядом. И настолько захватывает чтение, что иной раз невольно по-хоро­шему завидуешь: везет же на людей журналисту! Хотя, пожалуй, людям везет на Пескова больше: ред­кий дар участия, доброго любопытства, искренней заинтересованности делает чудеса. В работах Песко­ва Автор — лицо, активно действующее, думающее, остро видящее. Он умеет душевно беседовать, зада­вать людям нужные вопросы, искренне радоваться вместе с ними и, когда надо, негодовать. Он может быть единомышленником. Это всегда вызывает доверие как непосредственного собеседника, так и собе­седника опосредованного — читателя. И еще одна важная мысль. В нынешнем переходном состоянии нашего бытия Василий Песков утверждает самоцен­ность жизни как таковой при всех трудностях и жи­тейских заботах. Это важно делать всегда, но сегод­ня особенно важно. Это тоже непоследний фактор в безусловной любви читателей к своему «природному консультанту». Тесная «обратная связь» — одна из характерных особенностей рубрики «Окно в приро­ду». Все перечисленное, конечно, не может полнос­тью передать ауру песковских строк. Лучше об этом скажет один из постоянных читателей и почитателей творческого мастерства журналиста — а таких нема­ло: «Когда я встречаю в жизни что-то особенно хо­рошее, теплое, светлое, я всегда думаю: надо, чтобы как можно больше людей об этом знали, и знали не­пременно от Василия Пескова, тогда они наверняка тоже полюбят это».

Профессионал перегибов

 

Имя Александра Викторовича Минкина вам не встре­тится в анналах журналистской классики, хотя имен­но он успел (за недолгую историю бульварной нашей прессы) стать обладателем неоднозначной репутации желтого журналиста, умеющего «раскапывать» и «делать» горячие материалы из разряда «первополосных». На конкурсе масс-медиа ГОНГ он был признан лучшим российским журналистом 1995 г. Его лич­ность, как и его работа, полна неожиданностей и сюр­призов, он — воплощение политического газетного скандала, профессионал перегибов нового времени. Тем, кто хочет знать о Минкине все, рекомендую «Московский комсомолец» от 19 мая 1997 г., газету «Неделя» от 30 июля 1995 г. — там он рассказывает о себе сам— и журнал «Журналист» (1994 г., №5). Здесь же отмечу только, что, пройдя долгий путь от аппаратчика во ВНИИ Синтезблок, курьера, бетон­щика (строил Останкинскую телебашню), уже окон­чив в 1984 г. ГИТИС по специальности театровед и написав огромное количество театральных рецензий, а после подавшись в диссиденты (писал «политические», очень грубые заметки (сейчас даже страшно вспом­нить, какие грубые) и посылал нелегально на Запад. Я понимал, что меня вычислят, хотя печатался там под псевдонимом» (газета «Неделя», 30 июля 1995 г.), Минкин нашел-таки свое амплуа и прочно занял нишу острого, зачастую политического и всегда сен­сационно-скандального материала. Естественно, что место должно соответствовать предмету, поэтому Минкин меняет множество редакций – в конце 80-х он театральный критик в «Огоньке», в 1991— 1992 гг. — в журнале «Столица», из которого ушел по несовпадению тематики (сложно представить себе в почти декадентски-индивидуалистическом журнале, к примеру, статью под заголовком «Граждане! Отече­ство в госбезопасности!», представлявшую собой по­пытку осмысления места Комитета госбезопасности в советском обществе). И только в феврале 1992 г. Минкин наконец приходит в «Московский комсомо­лец», где начинает, что называется, с места в карьер — с репортажей из горячих в то время точек: Абхазии, Осетии, Чечни... Таким образом, они нашли друг дру­га: «МК» — корреспондента, поддерживающего имидж скандального издания, а Минкин — благодатную почву для вскрытия социальных язв.

С тех пор было множество громких тем и шумных судебных разбирательств — обвинение бывшего советника президента, депутата Госдумы Сергея Стан­кевича в получении взятки от организатора между­народного музыкального фестиваля «Красная площадь приглашает» (осень 1994 г.); нападение военнослужащих ВВ МВД РФ на Минкина и еще тро­их журналистов во время командировки в Чечню; иски Минкина к экс-руководителю Федерального ин­формационного центра, депутату Госдумы Михаилу Полторанину, а позже к «Российской газете» о при­влечении к уголовной ответственности за клевету; ве­чером 25 сентября 1995 г. Минкин был избит у подъезда собственного дома неизвестным; суд с В. Жириновским, поводом к которому стала статья Минкина под двусмысленным заголовком «Жири­новский прикидывается идиотом. А может не прикидывается» (март—декабрь 1995 г.); ночью 20 февраля 1996 г. на квартиру Минкина было совершено напа­дение; несколько статей с резкой критикой в адрес Президента и его политики в Чечне (весна 1996 г.), после чего количество публикаций Минкина в «МК» резко сокращается. Позднее он вовсе исчезает с га­зетных полос и переходит работать в «Новую газету». Но и здесь неугомонный журналист не желает ло­житься на дно: уже в июле много шума наделала опубликованная им расшифровка пленки с записью беседы с бывшим президентом Национального фон­да спорта Борисом Федоровым (статья «Фавориты»), где прозвучали заявления о связях министра туриз­ма и спорта Ш. Тарпищева, экс-начальника службы безопасности президента А. Коржакова и бывшего директора ФСБ М. Барсукова с уголовным миром. Не успели утихнуть отголоски этого дела, как к Минкину был подан судебный иск «алюминиевого короля» Михаила Черного; в апреле 1997 г. Пресненский районный суд г. Москвы отклонил иск о защите чести и достоинства еще одного влиятельного чиновника — бывшего председателя Московского управления Государственного антимонопольного комитета Олега Новикова к Александру Минкину и газете «Москов­ский комсомолец», поводом для которого послужила публикация «Учись убивать. Уничтожь начальника, пока он тебя не уволил» (от 31 марта 1995 г.); потом... Перечень ярких и сенсационных моментов в журна­листской биографии Александра Минкина можно продолжать долго. Но в череде судебных тяжб Минкин откровенно проиграл лишь одну — по иску Жи­риновского, что говорит как о влиятельных соратни­ках, так и, несомненно, о журналистском мастерстве автора: известно, что при всем богатстве русского языка очень сложно балансировать между нападка­ми и оскорблениями, фактами и намеками на факты, обвинениями против личности и доводами против ее деятельности... Всеми этими тонкостями в совершен­стве владеет Александр Минкин.

Но что же заставляет людей верить материалам Минкина и, как следствие, приобретать последнему влиятельных врагов? В чем его убедительность и убежденность?

Здесь прежде всего стоит сказать об образе жур­налиста. Вы, наверное, заметили, что, читая некото­рые материалы, все внимание обращаешь на факты и сюжетную линию; а при чтении других невольно начинаешь представлять себе автора, и сюжет немыслим без этого образа. Материалы первой группы с «незапоминающимся авторством» скорее всего мож­но отнести к группе информационных жанров, а в публицистике — всегда такой индивидуальной, лич­ной и в то же время общественно значимой — автор всегда присутствует. И тут уж думай не думай, а об­раз автора учитывай. Александр Минкин — именно тот, кого, живи он полвека назад, сегодня непремен­но называли бы пламенным публицистом и борцом за... какое-нибудь дело. В процессе чтения его ярких и эмоциональных публицистических эссе невольно начинаешь попадать под влияние сильной личности автора — неравнодушной, искренней, прямой и ни­кого не боящейся. Вот это да. Вот это Человек. Тако­му хочется верить. И верят.

Процитирую материал молодого автора «Новой га­зеты» Марии Железновой о коллеге-журналисте Александре Минкине, написанный с великолепным чувством юмора и с любовью к герою сюжета: «Жур­налист Минкин пишет свой шедевр. Два часа. Три часа. Полдня. Уже пообедали. Уже даже поужинали. Журналист Минкин продолжает писать свой шедевр.

Номер почти готов. Осталось только украсить его произведением журналиста Минкина. Верстка идет пить «Кока-колу», ведущий — валидол. Журналист Минкин продолжает писать свой шедевр.

Наконец он ставит победную точку в конце восьмой страницы. Места в номере на четыре, но журналист Минкин уверяет, что сокращать нечего. Народ огорчится.

Редактор подрезает то, убирает это, выкидывает фотографии и рисунки, и, наконец, восемь страниц шедевра журналиста Минкина втискиваются в газет­ную полосу.

Завтра это прочитают сотни тысяч людей. Завтра они по телефону будут признаваться в любви к жур­налисту Минкину».

Вне всякого сомнения, язык и стиль «журналиста Минкина» заряжает читателя энергией минимум на весь день. Взять, к примеру, его статью под заголов­ком «Прощай, умытая Россия» («Новая газета», № 43 (515) от 2 ноября 1998 г.), который, кстати, был признан читателями «Новой газеты» самым громким материалом 1998 г. Материал, безусловно успешный, сделанный мастером. Основное содержание — рас­шифровка интервью Альфреда Коха, бывшего вице-премьера России, которое он дал русской радиостан­ции WMNB в США. Предваряет текст интервью — вступительное слово, «вводка» Минкина, заверша­ет — комментарий.

На основную идею материала работает все — ком­позиция текста, очень логично простроенная, эмоци­ональный, на грани взрыва стиль, точное и тяжелое словоупотребление, бьющее в цель и сразу наповал... Давайте посмотрим, как все это сделано:

По законам психологии восприятия, первая фраза текста должна быть короткой и при­ковывающей внимание, заставляющей чи­тать дальше. Первая фраза: «В прежнее время, если молодой человек сделавший хорошую карьеру, начинал плохо себя вести, ему с уп­реком говорили: «Родина дала вам все, а вы...» дает обвинительный настрой, а ее мягкие формулировки, так несвойственные резкому языку Минкина, настораживают.

Следующий абзацкраткая информация о герое материала, Альфреде Кохе, подобран­ная по принципу создания ощущения «что-то тут нечисто»,продолжает нагнетать напряжение.

Далеенепосредственно факт, так называ­емый информационный повод материала: «Недавно в Америке вышла книга «Распрода­жа советской империи», за обещание напи­сать которую Кох два года назад получил 100 тысяч долларов от маленькой швейцарской фирмы». Как трактует сознание читателя эту фразу на фоне уже созданного ощущения недоверия? Скорее всего так: Кох, наш быв­ший вице-премьер, получил от Запада боль­шие деньги за «Распродажу советской импе­рии». А если читатель еще и в курсе истории с отставкой Коха и его спешной эмиграцией в Соединенные Штаты, то окончательный негативный настрой уже сформировался (за­метьте, всего тремя абзацами текста).

Тут же подчеркивается значимость следующего: «Я послушал и сказал: «Думаю, что об этом должны знать в России». Россия должна знать своих врагов! Тут-то уж точно дальнейшее чтение гарантировано, тем более, что предваряющие основной текст фразы обещают рассказать о том, чего больше нигде нет, рассказать ПРАВДУ: «Граждане, у вас есть уникаль­ная возможность увидеть образ мыслей нашего пра­вительства. Увидеть, КАК они думают и ЧТО они ду­мают». «Ну, наконец-то, — думает абсолютно покоренный и заинтригованный читатель — наконец-то я узнаю, что они там все думают на самом деле», а на самом деле он уже совершенно уверен в том, что «все они» подлецы и ни о чем хорошем думать про­сто не могут. И, конечно же, оказывается прав.

Особое внимание хочется обратить на метод изло­жения самого интервью. С точки зрения точности, все верно, можно Сверить по записи. А с точки зре­ния читателей, что это за фразы: «Ну, народ ограб­лен не был, поскольку ему это не принадлежало. Как можно ограбить того, кому это не принадлежит? А что касается, что по дешевке, пускай приведут конк­ретные примеры», или: «Если же они будут замыкать­ся на национальном самолюбовании и искать какого-то особого подхода к себе, и думать, что булки на деревьях растут. Они так собой любуются, они до сих пор восхищаются своим балетом...» или даже: «Рос­сия только мешает, она цены обваливает со своим демпингом»? Что скажете вы, прочитав такие фразы? Что человек мало того, что преступник и вор (по со­держательной части текста), он еще и смеется над теми, кого ограбил, что он по меньшей мере безгра­мотен, а вообще — так моральный и нравственный урод. Подумав, несложно догадаться, что кое-что все-таки не так. В чем же секрет создания столь отрица­тельного эффекта? Всего лишь в маленькой журна­листской хитрости: в данном случае радиотекст не адаптирован к газете. Если вы прислушаетесь к речи известных людей «вживую», то убедитесь: никто, кро­ме академика Дмитрия Лихачева, не может разгова­ривать на литературном русском языке. Поэтому раз­говорную речь в СМИ всегда адаптируют (в печати в процессе написания текста, на радио и телевиде­нии— путем монтажа): синтаксически правильно строят фразы (не меняя при этом, естественно, смыс­ла этих фраз), выбрасывают просторечные выраже­ния... Естественно, что в газетах нет ни интонацион­ного отвлечения внимания, как на радио, ни еще и видеоряда, как на телевидении. Поэтому подход к стилю и языку в газетных публикациях особенно строг.

И, после такого победного убеждения читателя в своей правоте насчет «весь мир бардак...» журналист наносит решающий удар — великолепный коммента­рий тяжелой артиллерией прерывает агонию послед­них сомнений у самых недоверчивых. Вчитайтесь в эти фразы — в них присутствует полный арсенал фигур и тропов экспрессивной стилистики русского языка:

СРАВНЕНИЯ: «Перед нами типичный русский холоп (хоть и немец)»

МЕТАФОРЫ: «Будь Альхен таким же идейным, как Альфред Кох, считай он, что старухишвайн, что онимусор, что должны подох­нуть, тогда чего стыдиться?»

ЭПИТЕТЫ: «С высокомерным презрением он говорит «они», «русские»,.. Он не говорит «русише швайн», потому что это неприлич­но. Но он так думает. Это очевидно».

АНТИТЕЗЫ: «Он не может думать иначе. По­тому что либо «русише швайн», либо «Кохшвайн».

И так далее, ярко, хлестко, логично. Ну и, конеч­но, какой же хороший материал без бронебойного финала? Полюбуйтесь:

«Год назад «МК» напечатал телефонные разгово­ры Коха с бизнесменами и чиновниками. Разговор с бывшим первым замом руководителя администрации Президента России, председателем совета директо­ров РАО «Газпром» и своим соавтором по невышедшей книге о приватизации Александром Казаковым Кох начинает так: «Сань, я педераст». Если Кох имел в виду не свою сексуальную ориентацию, а состоя­ние души, то с этой самооценкой спорить совершен­но невозможно».

Напоследок несколько сторонних оценок и харак­теристик, каждая из которых в отдельности на объек­тивность не претендует, зато в совокупности могут дать представление о многогранной личности Алек­сандра Минкина, журналиста и человека:

Михаил Полторанин: «Ко мне в кабинет завели мо­лодого человека, сказали: «Если надо кого-нибудь «мочить» в газете, давайте ему задание, и мы будем оплачивать его работу. Это Александр Минкин из «Московского комсомольца». По рукам?» В услужли­вой изготовке стоял газетный «наймит», тиражирую­щий чье-то веление» («Российская газета», 21 декаб­ря 1993 г.)

Газета «Завтра» (20 ноября 1995 г.): «У талантли­вейшего Минкина очень много почитателей, демок­ратическая общественность его обожает. И кучке клеветников из красно-коричневого стана никак не удастся бросить тень на его светлый образ».

Егор Гайдар, после публикации «Гайдар хочет по­веситься»: «На мой взгляд, это классика жанра. Ко­нечно, там автор как бы очевидно проходимец, но проходимец, без сомнения, талантливый. Вот если бы мне пришлось давать советы, с кого лепить образцы политической клеветы и дезинформации, я сказал бы прямо и откровенно: «Делайте свою жизнь с товари­ща Минкина» (агентство «Эхо Москвы», 11 декабря 1996 г.).

Борис Березовский: «Тот же Александр Минкин из «Московского комсомольца», который называет себя независимым журналистом, давно уже работает толь­ко на заказ» («Новый взгляд», 1994, № 50).

Не знаю, насколько морально будет призывать строить свою карьеру по образу и подобию этого неоднозначного журналиста, но неординарность Минкина как явления русской журналистики и высокий профессионализм бесспорны.

 

Глава 3. Этот разнообразный мир СМИ


 Нет ничего более пестрого, одновременно светлого и отталкивающего, влекущего и пугающего, необходи­мого и раздражающего, как пресса, телевидение, ра­дио. Поток информации, постоянно поступающий и потребляемый всеми нами, стал для человека цивилизованного не просто важен, а жизненно необхо­дим. Проведенные во многих странах опыты с целью выяснить истинное значение информации для психи­ческого и даже физического здоровья человека пока­зали: уже через 15 минут после перекрывания пото­ка ЛЮБОЙ информации (в том числе и той, которую мы получаем через органы чувств — зрение, слух, тактильные ощущения и пр.) у человека начинаются самые настоящие расстройства психики — в некото­ром роде объект сходит с ума. Можно себе предста­вить, какова важность средств массовой информации для любого цивилизованного (имеющего высокие информационные потребности) человека. Именно для удовлетворения этих потребностей и существуют средства массовой информации (СМИ), или, как их еще называют, массовой коммуникации (СМК).

Внимательный читатель, возможно, уже догадался, что речь в этом разделе книжки пойдет о журналистике как социальной системе. Что же входит в эту си­стему?

Прессапериодические издания газетно-журнального типа (газеты, журналы, информационные бюллетени, ньюслеттеры);

аудиовизуальные СМИвсе разнообразие радио и телевидения;

огромные предприятия по сбору, переработке и распространению информацииинформационные агентства;

глобальные компьютерные сети, виртуальные миры и склады информациисказочный дракон по имени Internet

Как и всякая общественная система, журналисти­ка постоянно изменяется, развивается, откликаясь на научно-технические, экономические, политические, идеологические, культурные процессы, происходя­щие в обществе. О каждом элементе этой огромной империи можно написать не одну книгу, — так мно­го информации можно сообщить читателю, о стольких проблемах поразмышлять. Но у нас задача скромная — кратко познакомить заинтересованного читателя с миром СМИ.

Пресса бывает...желтой и не очень

 

Если вы подойдете к газетному киоску, сложно будет перечесть и систематизировать все печатные издания, которые предстанут перед вашим пытливым взглядом. Рынок периодических изданий, как и рын­ки других товаров (ведь пресса сегодня — это преж­де всего товар), живет по своим законам— как об­щим, экономическим, так и специфическим. Именно на этот «рынок» «приходят» покупатели-читатели и делают выбор, покупая «Московские новости» или «Общую газету», «Семь дней» или «Отдохни!», «Труд» или «Комсомольскую правду», «Известия» или «Советскую Россию», «Собеседник» или «Спид-инфо», центральные или местные издания.

Современная пресса представляет собой сложное многообразное явление. Это тысячи изданий, различ­ных по тематике, целевому назначению, программе, аудиторной направленности, периодичности, тиражу, региону распространения, продолжительности выпуска...

В первую очередь всю прессу можно разделить на два больших отряда — газеты и журналы. Не вдава­ясь в терминологические подробности (все тонкости определений и объемы понятий вы будете изучать, когда станете студентами), скажем, что газета в отли­чие от журнала обладает большей оперативностью и актуальностью, большей универсальностью, она бо­лее информационна, а журнал более аналитичен и публицистичен. Журналы согласно госстандарту дол­жны быть сброшюрованы, т. е. печатные листы скреплены в корешке, а газеты представляют собой листовое издание.

Древнейший, переживший несколько изданий «Справочник журналиста» Вяземского дает такое оп­ределение газете: «Периодическое издание с оперативными материалами о текущих общественно-поли­тических, экономико-производственных, культурных, спортивных и других событиях. В зависимости от типа и назначения они имеют разные сроки выхода (от 1 до 7 раз в неделю), различные форматы и тира­жи». Журнал — это периодическое журнальное из­дание, содержащее статьи, материалы или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоян­ную рубрикацию.

В каждой стране мира существует своя система пе­чати, которая подвержена изменениям в той или иной степени. Однако можно говорить о некоторых общих тенденциях. Например, о падении тиражей газет или уменьшении количества ежедневных и увеличении числа еженедельных газет и журналов. В Великобри­тании тираж всех ежедневных общенациональных га­зет в 1996 г. снизился по сравнению с 1961 г. на 14,4 %, а воскресных — на 33,5 % (сведения взяты из книги С. Беглова «Империя меняет адрес»).

По данным Международного центра журналисти­ки (International Center for Journalists, Washington) в середине 90-х годов в мире издавалось примерно 9400 ежедневных газет, однако аудитория всей прессы в пять раз меньше аудитории электронных СМИ. Око­ло 40 % газет в мире — это частные или экономичес­ки независимые издания. В США, где пресса провин­циальна (по заявлению профессора университета штата Мэриленд Германа Обермайера, в Америке есть три-четыре газеты, которые с определенной долей условности можно считать общенациональными), выходит около 1600 ежедневных и почти 7500 еженедельных газет, свыше 11 тыс. журналов и приблизи­тельно 20 тыс. информационных бюллетеней.

А как обстоят дела с прессой в России? Прежде чем привести некоторые статистические данные, дол­жна немного ввести читателя в суть проблемы. В Со­ветской России, а затем и СССР существовала до­вольно разветвленная, но унифицированная и строго регламентированная партией система печати. Цари­ла жесткая вертикальная иерархия: центральные га­зеты — республиканские — краевые — областные — городские — районные — колхозные — многотираж­ные.

К концу 80-х годов в СССР выходило около 14 тыс. периодических изданий: 8532 газеты (из них 31 цент­ральная газета общим разовым тиражом более 207 млн. экз.) и 4999 журналов, альманахов, бюллете­ней (собственно журналов — 1420). Появление новых изданий зависело только от решения ЦК КПСС.

Начиная с 1990 г., когда был принят союзный За­кон о печати и позднее, в 1991 г. — уже российский закон о средствах массовой информации, в основу формирования системы и структуры журналистики в России был положен регистрационный принцип. Это значит, что любой человек, достигший совершен­нолетия, являющийся гражданином России и не привлекавшийся к уголовной ответственности, мог зарегистрировать свое издание, уплатив регистрационный сбор. И пошло, поехало: была советская пе­чать, а стала разная.

По данным официальной статистики, в 1991 г. было зарегистрировано 1773 всесоюзных (!) издания, причем половина из них ранее не выходила. Среди учредителей этих изданий было государство (800 га­зет и журналов), различные партии (27), обществен­ные организации (291), частные лица (241), редакции и издательства (233) и т. д. В 1992 г. только Министерство печати и информации России зарегистрировало более 1700 изданий (а правом регистрации кроме министерства обладают также его региональные представительства — инспекции по защите свободы печати и массовой информации). В 1997 г. зарегист­рировано более 3 тыс. новых изданий, а в 1998-м бо­лее 2 тыс. В «Каталоге средств массовой информации Юга России», выпущенным в 1993 г., представлены почти 2000 СМИ, зарегистрированных региональной инспекцией.

Мы пережили «гиннесовский» период, когда попу­лярность прессы в обществе получила небывалый взлет, тиражи некоторых газет были миллионными, за что эти газеты попали в Книгу рекордов Гиннеса. По утрам к киоскам «Союзпечати» выстраивались очереди за свежими номерами «Огонька», «Москов­ских новостей», «Комсомольской правды», «Аргумен­тов и фактов», «Московского комсомольца», в кото­рых выискивались статьи Гавриила Попова, Отто Лациса, Юрия Афанасьева, Василия Селюнина, Юрия Черниченко, Анатолия Стреляного.

Журнал «Журналист» приводит такие данные: в дореформенное время общефедеральных газет было 43, а в 1997 г. — 225. Однако по сравнению с 1990 г. годовой тираж газет сократился в 5 раз, журналов — в 7 раз. Если в 1990 г. на тысячу человек в России при­ходилось 1825 экземпляров изданий (а 80 человек из 100 читали и федеральную и местную прессу), то в 1997 г. только 206 экземпляров (11 из 100 граждан являются читателями), что в 5—20 раз меньше, чем в цивилизованных странах.

Сейчас в Российской Федерации зарегистрирова­но 30 тыс. СМИ, из них 21 тыс. — газеты и более 5 тыс. журналов. Примерно 15% журналов не выхо­дит. За период 1993—1996 гг. число журналов вырос­ло почти вдвое (от 2773 до 4929). Налицо рост числа изданий рекламно-информационного характера, те­матических журналов, журналов общероссийского масштаба. Однако все эти годы отмечается тенденция к падению тиражей, несмотря на дотирование (финан­совую поддержку) журнальных изданий из федераль­ного бюджета: 84 млрд. руб. получили 2073 журнала. Если в 1992 г. средний тираж литературно-художественных журналов составлял 65 тыс. экземпляров, то в 1994 г. — уже 6 тыс., а в 1996 — 3 тыс. экземпляров. Разительные перемены, не так ли?

Особенно ярко эта тенденция проявилась у жур­налов для детей — за шесть лет (1990—1996 гг.) сокра­тились тиражи: у «Пионера» с 1 млн. 320 тыс. экзем­пляров до 9 тыс.; у «Юного натуралиста» с 2 млн. 650 тыс. до 26 тыс.; у «Веселых картинок» с 5 млн. до 135 тыс. экземпляров.

Как же построена вся эта разнообразная система, как структурированы все издания? Уже упоминалось о том, что вся пресса делится на газетные и журналь­ные издания, которые в свою очередь имеют разную периодичность и разный регион распространения. По региону распространения газеты и журналы можно разбить на три большие группы, или сегмента:

общенациональные, распространяющиеся по всей стране«Известия», «Труд», «Аргументы и факты», «Новое время» «Огонек» и т. д.;

региональныераспространяющиеся на территории региона, например, по Югу Рос­сии«Строительный комплекс», «Кресть­янин», «Северный Кавказ»;

местныеохватывающие территорию го­рода, области, района («Вечерний Ростов», «Московские вести», «Город N», «Бомонд», «Акцент» и т. д.).

Пресса может быть рассчитана либо на большин­ство потенциальных читателей, либо на конкретную социально-демографическую группу. Газеты и жур­налы (общенациональные, региональные, местные) могут быть предназначены:

всего населения («Огонек», «Аргументы и факты», «Здоровье», «Экран» и др.);

для мужчин («Андрей», «Медведь», «Автоса­лон», «Оружие» и др.);

для женщин («Работница», «Доктор Вера», «Лиза», «Аксинья» и др.);

для молодежи («ОМ», «Птюч», «Студенчес­кий меридиан», «Ямолодой» и др.);

для детей («Веселые картинки», «Миша», «Левша», «Юный техник», «Класс» и др.)

Газеты и журналы могут ориентироваться и на профессиональные интересы своих читателей (например, газета для учителей «Первое сентября»), и на удовлетворение определенных информационных потребностей (рекламно-справочные издания типа «Ростовский торговый дом» или «Что? Где? Почем?», «Оптовик»; газеты частных объявлений, как «Все для вас» и «Из рук в руки»; деловая пресса, как «КоммерсантЪ» или «Город N»; рекламно-информационные телепрограммы, как «Антенна», «Неделя Дона», «Дон-ТР» и т.д.).

На широкий спектр пресса распадается по тема­тическому направлению: вы можете увидеть издания, посвященные проблемам здоровья (журнал «Здоро­вье», «Домашний доктор»), спорта (газеты «Спорт-экспресс», «Советский спорт», журнал «Теннис»), сельского хозяйства, недвижимости, рыболовства и т.д.

Безусловно, вы слышали и такие высказывания в адрес прессы — это издание качественное, а это буль­варное. Строго говоря, эти понятия пришли к нам из зарубежной прессы. Англия, по мнению специалис­та по зарубежной, и в частности британской печати, профессора МГУ Спартака Беглова, считается клас­сической страной разделения центральной прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Назначение первой — информировать и просвещать, а задача второй — развлекать. Поэтому содержание «качественной» прессы — это развернутая информа­ция, аналитические комментарии, эссе, публицисти­ческие выступления видных политиков, государст­венных деятелей, ученых, писателей, представителей церкви и т. п. Язык — университетский, понятный для людей с высшим образованием. Хлеб популярной прессы — сенсации, скандалы, секс крупным планом, криминал, частная жизнь знаменитостей, тотализатор, лотереи и пр. Качественная пресса на Западе всегда выходила большим форматом, а популярная — чаще «таблоидным».

Но жизнь, как известно, не стоит на месте, бороть­ся за читателя и за успешный бизнес, конкурировать с электронными СМИ ст


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.