Что нужно знать готовящемуся принять Крещение? — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Что нужно знать готовящемуся принять Крещение?

2020-12-07 80
Что нужно знать готовящемуся принять Крещение? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В принятии всех таинств есть и обратная сторона. В случае формального их принятия без веры и благоговения, без намерения жить по-христиански, то есть оставаясь в своей жизни язычником, человека может постичь худшее. О тяжелых последствиях такого бездумного принятия церковных таинств предупреждает Сам Господь: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16).Слова: «кто не будет веровать, осужден будет», — говорят о том, что принимающий таинство без веры во Христа, по каким-либо суеверным предрассудкам, или потому, что так принято, подвергается суду Божию. Христос объясняет это в таких словах: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк. 11:24–26).

Так и Крещение, принятое без веры во Христа, без решения начать жить по-христиански подвергает крестившегося (а если крестят ребенка, то и его родителей, и восприемников) гневу Божию, поскольку проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48:10). Ибо Господь, заповедуя ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, сказал при этом: уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:19–20).

Святые отцы постоянно подчеркивают опасность легкомысленного принятия Крещения.

Преподобный Симеон Новый Богослов так писал о крещении детей: «Ибо принявшие крещение Твое от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещеные, как поругавшие, по словам Твоим (см.: Евр. 10:29) святую одежду Твою»[23]. Апостол здесь (Евр. 10:29) пишет: сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает: «Необходимо тщательное приготовление перед принятием святого Крещения. В тщательном приготовлении заключается неотъемлемое условие того, чтобы великое таинство принесло обильно плод свой, чтобы оно послужило во спасение, а не в большее осуждение. Это говорится для объяснения таинства… Приготовление к святому Крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние есть неотъемлемое условие для того, чтобы святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души»[24].

Жизнь свидетельствует, как нередко крещеные бывают хуже некрещеных. Поэтому Христос строго заповедует апостолам и их преемникам: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7:6). Этим драгоценным жемчугом является дар благодати таинства, который нельзя бросать кому попало, чтобы и дающий, и принимающий не подпали под Божие осуждение.

Крещение — это вхождение в Церковь, которое есть не простое внешнее действие, подобное вступлению в светскую организацию. Оно — акт глубоко нравственный, полностью зависящий от убежденности и совести человека и в огромной степени определяющий его вечную участь.

Как поступивший в институт должен учиться, чтобы не быть исключенным, так и в Церкви может оставаться только тот, кто следует нормам ее веры и жизни. В противном случае он также или канонически (анафематствуется), или внутренним опустошением души исключается из нее.

Блез Паскаль с горечью размышлял о том, как великое таинство духовного Рождения — Крещение — превратилось в его время для многих в пустой обычай. Ибо в древности в Церковь вступали только после больших трудов и долгих стремлений. Сегодня в нее вступают безо всякого труда, без забот и усилий. Тогда Церковь допускала к себе людей лишь после самых строгих испытаний. Теперь их допускают до того, как они становятся готовы к испытаниям. Тогда принимали только после того, как человек отступался от своей прежней жизни, отрекался от мира и плоти и дьявола. Теперь люди вступают в Церковь до того, как становятся готовы сделать что-нибудь из этого. Наконец, в былые времена нужно было уйти от мира, чтобы войти в Церковь, тогда как сегодня входят в Церковь и в мир одновременно.

По таким поступкам и узнавали тогда глубокое различие между миром и Церковью.

Очень важно знать, что Крещение само по себе не может быть гарантией ни здоровья, ни какого-либо земного благополучия, ни спасения. Только при правильной духовной жизни семя Крещения может прорасти в душе человека и принести добрые плоды.

 

О Крещении младенцев

Крещение, как и любое таинство, может быть спасительным только в том случае, когда сами родители и(ли) восприемники младенца крестят его с верой, с решимостью отречься от языческой жизни («от сатаны и всех дел его») и жить по заповедям Евангелия. Если же Крещение совершается просто по так называемой традиции или по каким-либо суеверным причинам: чтобы хорошо спал, «от сглаза», не болел и т. п., то оно не только не принесет никакого добра, но и может навлечь и на младенца, и на его родителей (и восприемников) гнев Божий. Ибо Крещение — это не пустой обряд и не магическое действо, которым можно заставить Духа Святого войти в человека. Оно ставит человека перед Самим Богом, Который как огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор. 3:13) и поражает всякое нечестие.

Святые отцы пишут, что Бог не может спасти человека без воли самого человека, без его желания и согласия. Как писал преподобный Максим Исповедник: «не рождает Дух воли не хотящей»[25], а святитель Григорий Нисский: «Добродетель — вещь неподвластная и добровольная, а вынужденное и насильное не может быть добродетелью»[26]. Священномученик Фаддей (Успенский) предупреждал: «Можно креститься водой, не восприняв благодати Духа Животворящего (см.: Ин. 3:5), ибо сия благодать ни в кого не вселяется помимо желания его»[27]. В детском же возрасте человек не имеет ни воли, ни даже понимания того, что с ним делают. Поэтому младенец приобщается благодати Божией лишь в той степени, в какой родители (и восприемники), прежде всего, честно и ревностно подходят к совершению этого великого дела.

Преподобный Варсонофий Великий писал: «Если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени»[28]. Этим удобрением является вера и решимость родителей и восприемников ребенка, жить по заповедям Божиим. Если же этого нет, то вместо благословения родители получают осуждение, ибо проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48:10). Святитель Игнатий Брянчанинов указывает при этом на духовный закон, говорящий о прямой зависимости духовного состояния ребенка от духовного состояния родителей (и крестных, давших обещание за младенца): «Ваша добродетель будет привлекать благословение Божие на Вашего сына; а за согрешение Ваше может разразиться над ним гнев Божий»[29].

Преподобный Симеон Новый Богослов предупреждал: «Всякая душа тотчас, как окрестится человек, принимает в духе благодать Христову, по коей тотчас воображается в ней Христос. Но крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в Крещении, потому что такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще не совершенны умом, чтобы разуметь принятую благодать. Посему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа; и благодать святого Крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра, о которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются… примут оглашение, восстановят веру, как следует, и возуповают на Бога»[30].

«Итак, когда мы крещаемся, будучи нечувствующими детьми, как несовершенные, мы и благодать принимаем несовершенным образом»[31].

Праведный Николай Кава́сила со скорбью пишет о том, что христиане, принимая Крещение и Миропомазание в бессознательном возрасте, остаются чуждыми даров Духа Святого, и даже не знают, есть ли Дух Святой: «А что сообщает миро каждому из христиан и к чему удобно всякое время — это есть дар благочестия и молитвы, и любви, и целомудрия, и иного, что благопотребно для приемлющих. Если же сие чуждо многим из христиан и сокрыто от них, не знают они, есть ли Дух Святый, сие от того, что они получили таинство в раннем возрасте и приняли дары его бессознательно и когда пришли в возраст, обратились к чему не должно и ослепили око души»[32].

Святитель Игнатий Брянчанинов сокрушался: «Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся в полном неведении о том, что мы приняли?»[33].

Но многие по незнанию, без веры, без малейшего намерения изменить свою жизнь крестят ребенка, затем причащают его, не причащаясь сами, не понимая, что́ делают они тем самым. Ибо омытый в причащении ребенок тут же погружается в грязную атмосферу неочищенных родителей и таким образом его причастие не просто обесценивается, но и происходит то, о чем строго предупреждает апостол Павел: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе… Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:27–30).

Святитель Игнатий в связи с этим особенно обращается к священнослужителям: «И на современных пастырях лежит священная непременная обязанность доставлять точное и подробное понятие о святом Крещении тем, которые приняли таинство в младенчестве, и потому не имеют о таинстве никакого опытного знания. Дар получен ими: отчет в употреблении Дара неминуем. Благовременное приготовление к отчету нужно, крайне нужно! Небрежное и невежественное владение Даром влечет за собою самые бедственные последствия» (М., 1993. Т.2. С. 393).

Поэтому и Крещение ребенка может совершаться только в том случае, когда родители (восприемники), во-первых, твердо решают и заявляют перед Богом, священником и своей совестью, что берут на себя полную ответственность за его христианское воспитание, и, во-вторых, причащают его, достойно причащаясь сами. Тогда и́х вера и решимость жить по заповедям Христовым (у ребенка этого еще нет) становится залогом действенности и спасительности Крещения ребенка. Святой Дионисий Ареопагит писал об этом: «Им [наставникам] угодно было допускать к крещению и младенцев под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше, и как страж его вечного спасения»[34].

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.