Почему необходимо верить во Христа, а не просто в бытие Бога и что требуется для принятия Крещения? — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Почему необходимо верить во Христа, а не просто в бытие Бога и что требуется для принятия Крещения?

2020-12-07 88
Почему необходимо верить во Христа, а не просто в бытие Бога и что требуется для принятия Крещения? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таинство Крещения

Издательство Московской Патриархии
Москва ∙ 2019

Церковные таинства

В Православной Церкви существует целый ряд священнодействий, в которых, по ее учению, искренно верующему человеку ниспосылаются определенные дары благодати Божией, являющиеся вспомоществующими средствами в получении спасения. Наиболее значимые из них, например, Крещение, Причащение, Покаяние и др., называются таинствами. Другие, как: монашество, водосвятие, освящение жилищ и т. д., не имеют такого наименования, однако в Церкви нет пустых священнодействий и в каждом из них верующий христианин таинственно (отсюда и название «таинство») получает особый дар благодати. Поэтому Церковь никогда строго не определяла числа таинств, а святые отцы называют их от двух до нескольких десятков.

Однако Римская церковь, всегда отличающаяся юридическим подходом в рассмотрении всех вопросов, определила называть таинствами только семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристию, Покаяние, Священство, Елеосвящение, Брак. В силу определенных исторических обстоятельств это западное учение перешло и в Православие. Но оно не является для него догматическим учением, как в католицизме, и Церковь, даже указывая на бо́льшую значимость этих таинств, тем не менее, всегда продолжает учить, что во всех, без исключения, священнодействиях верующий при соблюдении необходимых условий таинственно приобщается определенному дару Божественной благодати.

 

Почему необходимо верить во Христа, а не просто в бытие Бога и что требуется для принятия Крещения?

Поверить в существование Бога не столь трудно, а уверовать во Христа означает необходимость изменить свою нравственную и духовную жизнь в соответствии с заповедями Его Евангелия. Апостол Павел писал: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9–10).

Первым и необходимым условием для христианской жизни и спасения верующего является принятие таинства Крещения. В нем происходит духовное рождение человека, он становится членом Церкви и может участвовать во всех других таинствах.

Но Крещение возможно только для уверовавшего во Христа — тогда оно имеет силу и является благом для крещеного. В противном случае, если человек принимает его формально, без решения изменить свою жизнь, оно может оказаться не только пустым обрядом, но и повлечь за собой многие скорби в жизни человека, ибо в таинстве он входит в непосредственный контакт с Самим Богом. А апостол Павел писал: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7). Пророк же Иеремия произносит еще более грозные слова: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10).

 

Что такое Церковь и что означает стать ее членом?

Церковь имеет две стороны, внутреннюю и внешнюю, различение которых очень важно для ее понимания. С внутренней стороны Церковь — это духовный Организм — «Тело Христово» (см.: Еф. 1:23), — представляющий собой единство в Духе Святом всех тех верующих во Христа, которые следуют в своей жизни Евангелию и учению святых отцов. Наиболее очевидным признаком, говорящем о том, что «здесь Церковь», является та любовь, которую заповедал Христос: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Она свидетельствует о причастности человека к Церкви. А где нет любви, там нет Христа, нет Бога, нет истинной веры — нет и Церкви.

С внешней стороны Церковь является обществом, имеющим свою организацию, соответствующую структуру управления, иерархию, преемственно идущую от апостолов. Членами этого общества являются все крестившиеся и не отлученные от нее, исповедующие (или не отрицающие) единую веру, одни заповеди, таинства, каноны независимо от степени их убеждения и характера жизни. Поэтому внешняя принадлежность человека к Церкви, какое бы положение он ни занимал в ней, еще не говорит о том, что данный человек действительно является христианином и членом Церкви.

 

Почему необходимо Крещение?

В Библии сказано, что первым людям в раю Богом была дана полнота власти над землей (см.: Быт. 2:19–20). Но Бог запретил им вкушение плодов дерева познания добра и зла (Быт. 2:17), означающего Божественное всеведение. Однако Адам и Ева, как метафорично сказано в Библии, сорвали плод этого древа — возомнили о своем богоравном достоинстве, увидели себя всезнающими и всемогущими богами (см.: Быт. 3:5).

В результате этого противопоставления себя Богу в духовно-телесной природе прародителей возникло своего рода «генетическое» необратимое повреждение. Из одухотворенной, нестареющей, не подверженной смерти она стала «страстной, тленной и смертной»[4]. Это изменение (первородное повреждение, или первородный грех — в отличие от личного греха Адама и Евы), приобрело наследственный характер. Оно передается всем потомкам, и никто не может освободиться от него. Люди стали смертными без какой-либо возможности возвратиться к жизни. В этой ситуации потребовалась помощь Того, Кто создал человека.

 

Крещение — не магия

Чрезвычайно важно знать, что дар благодати и благословение Божие на последующую жизнь человек получает не просто в силу совершения обряда Крещения, но только при условии, что он верит, раскаивается в совершённых грехах и твердо решает начать жить по Евангелию.

Ибо благодатное семя, получаемое в таинстве, не есть еще ни спасение, ни «пропуск» в Царство Божие, а только начало спасительной жизни. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Крещение есть только предначатие воскресения из ада»[16].

Преподобный Макарий Египетский замечает: «А если говоришь, что пришествием Христовым грех осужден, и по крещении зло не имеет уже пажити в сердце для помыслов, — то посмотри, сколько крестилось с пришествия Господня и доныне: разве не помышляли они более лукавства?.. Стало быть, и после крещения разбойник имеет пажить и [может] входить и делать, что хочет»[17].

Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает: «Не поддерживающий приобретений, дарованных святым крещением жизнью по заповедям, утрачивает приобретенное»[18]. И более того: «…при посредстве языческой жизни все язычники, принявшие некогда христианство, оставили и оставляют христианство, возвращаются к прежнему совершенному неведению Бога и к служению демонам, хотя уже и не в форме идолопоклонства»[19].

Святитель Феофан Затворник объясняет: «Но надо…иметь в мысли, что в… умертвии греху через крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека»[20]. «Господь приступающего к нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и, освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати»[21].

Преподобный Иустин Попович говорит: «Благодать, преподаваемая падшему человеку через Иисуса Христа, не действует механически, не дает освящения и спасения немедленно, в мгновение ока, но постепенно проникает все психофизические силы человека, соразмерно его личному подвигу и новой жизни»[22].

 

О Крещении младенцев

Крещение, как и любое таинство, может быть спасительным только в том случае, когда сами родители и(ли) восприемники младенца крестят его с верой, с решимостью отречься от языческой жизни («от сатаны и всех дел его») и жить по заповедям Евангелия. Если же Крещение совершается просто по так называемой традиции или по каким-либо суеверным причинам: чтобы хорошо спал, «от сглаза», не болел и т. п., то оно не только не принесет никакого добра, но и может навлечь и на младенца, и на его родителей (и восприемников) гнев Божий. Ибо Крещение — это не пустой обряд и не магическое действо, которым можно заставить Духа Святого войти в человека. Оно ставит человека перед Самим Богом, Который как огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор. 3:13) и поражает всякое нечестие.

Святые отцы пишут, что Бог не может спасти человека без воли самого человека, без его желания и согласия. Как писал преподобный Максим Исповедник: «не рождает Дух воли не хотящей»[25], а святитель Григорий Нисский: «Добродетель — вещь неподвластная и добровольная, а вынужденное и насильное не может быть добродетелью»[26]. Священномученик Фаддей (Успенский) предупреждал: «Можно креститься водой, не восприняв благодати Духа Животворящего (см.: Ин. 3:5), ибо сия благодать ни в кого не вселяется помимо желания его»[27]. В детском же возрасте человек не имеет ни воли, ни даже понимания того, что с ним делают. Поэтому младенец приобщается благодати Божией лишь в той степени, в какой родители (и восприемники), прежде всего, честно и ревностно подходят к совершению этого великого дела.

Преподобный Варсонофий Великий писал: «Если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени»[28]. Этим удобрением является вера и решимость родителей и восприемников ребенка, жить по заповедям Божиим. Если же этого нет, то вместо благословения родители получают осуждение, ибо проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48:10). Святитель Игнатий Брянчанинов указывает при этом на духовный закон, говорящий о прямой зависимости духовного состояния ребенка от духовного состояния родителей (и крестных, давших обещание за младенца): «Ваша добродетель будет привлекать благословение Божие на Вашего сына; а за согрешение Ваше может разразиться над ним гнев Божий»[29].

Преподобный Симеон Новый Богослов предупреждал: «Всякая душа тотчас, как окрестится человек, принимает в духе благодать Христову, по коей тотчас воображается в ней Христос. Но крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в Крещении, потому что такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще не совершенны умом, чтобы разуметь принятую благодать. Посему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа; и благодать святого Крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра, о которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются… примут оглашение, восстановят веру, как следует, и возуповают на Бога»[30].

«Итак, когда мы крещаемся, будучи нечувствующими детьми, как несовершенные, мы и благодать принимаем несовершенным образом»[31].

Праведный Николай Кава́сила со скорбью пишет о том, что христиане, принимая Крещение и Миропомазание в бессознательном возрасте, остаются чуждыми даров Духа Святого, и даже не знают, есть ли Дух Святой: «А что сообщает миро каждому из христиан и к чему удобно всякое время — это есть дар благочестия и молитвы, и любви, и целомудрия, и иного, что благопотребно для приемлющих. Если же сие чуждо многим из христиан и сокрыто от них, не знают они, есть ли Дух Святый, сие от того, что они получили таинство в раннем возрасте и приняли дары его бессознательно и когда пришли в возраст, обратились к чему не должно и ослепили око души»[32].

Святитель Игнатий Брянчанинов сокрушался: «Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся в полном неведении о том, что мы приняли?»[33].

Но многие по незнанию, без веры, без малейшего намерения изменить свою жизнь крестят ребенка, затем причащают его, не причащаясь сами, не понимая, что́ делают они тем самым. Ибо омытый в причащении ребенок тут же погружается в грязную атмосферу неочищенных родителей и таким образом его причастие не просто обесценивается, но и происходит то, о чем строго предупреждает апостол Павел: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе… Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:27–30).

Святитель Игнатий в связи с этим особенно обращается к священнослужителям: «И на современных пастырях лежит священная непременная обязанность доставлять точное и подробное понятие о святом Крещении тем, которые приняли таинство в младенчестве, и потому не имеют о таинстве никакого опытного знания. Дар получен ими: отчет в употреблении Дара неминуем. Благовременное приготовление к отчету нужно, крайне нужно! Небрежное и невежественное владение Даром влечет за собою самые бедственные последствия» (М., 1993. Т.2. С. 393).

Поэтому и Крещение ребенка может совершаться только в том случае, когда родители (восприемники), во-первых, твердо решают и заявляют перед Богом, священником и своей совестью, что берут на себя полную ответственность за его христианское воспитание, и, во-вторых, причащают его, достойно причащаясь сами. Тогда и́х вера и решимость жить по заповедям Христовым (у ребенка этого еще нет) становится залогом действенности и спасительности Крещения ребенка. Святой Дионисий Ареопагит писал об этом: «Им [наставникам] угодно было допускать к крещению и младенцев под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше, и как страж его вечного спасения»[34].

 

Кто может быть крестным?

Крестные родители, или восприемники, это те, кто берут на себя смелость и ответственность открыто заявить перед Богом, священнослужителем, людьми и своей совестью, что они сделают всё возможное, чтобы то «отречение от сатаны и всех дел его», которое произносят от лица ребенка, стало законом, как их, так и его жизни. Поэтому восприемником может быть только искренно верующий и знающий православную веру человек. В наше время воспитательные функции крестных фактически ложатся на родителей, поэтому всё сказанное о крестных относится в первую очередь к ним.

 

Таинство Крещения

Издательство Московской Патриархии
Москва ∙ 2019

Церковные таинства

В Православной Церкви существует целый ряд священнодействий, в которых, по ее учению, искренно верующему человеку ниспосылаются определенные дары благодати Божией, являющиеся вспомоществующими средствами в получении спасения. Наиболее значимые из них, например, Крещение, Причащение, Покаяние и др., называются таинствами. Другие, как: монашество, водосвятие, освящение жилищ и т. д., не имеют такого наименования, однако в Церкви нет пустых священнодействий и в каждом из них верующий христианин таинственно (отсюда и название «таинство») получает особый дар благодати. Поэтому Церковь никогда строго не определяла числа таинств, а святые отцы называют их от двух до нескольких десятков.

Однако Римская церковь, всегда отличающаяся юридическим подходом в рассмотрении всех вопросов, определила называть таинствами только семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристию, Покаяние, Священство, Елеосвящение, Брак. В силу определенных исторических обстоятельств это западное учение перешло и в Православие. Но оно не является для него догматическим учением, как в католицизме, и Церковь, даже указывая на бо́льшую значимость этих таинств, тем не менее, всегда продолжает учить, что во всех, без исключения, священнодействиях верующий при соблюдении необходимых условий таинственно приобщается определенному дару Божественной благодати.

 

Почему необходимо верить во Христа, а не просто в бытие Бога и что требуется для принятия Крещения?

Поверить в существование Бога не столь трудно, а уверовать во Христа означает необходимость изменить свою нравственную и духовную жизнь в соответствии с заповедями Его Евангелия. Апостол Павел писал: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9–10).

Первым и необходимым условием для христианской жизни и спасения верующего является принятие таинства Крещения. В нем происходит духовное рождение человека, он становится членом Церкви и может участвовать во всех других таинствах.

Но Крещение возможно только для уверовавшего во Христа — тогда оно имеет силу и является благом для крещеного. В противном случае, если человек принимает его формально, без решения изменить свою жизнь, оно может оказаться не только пустым обрядом, но и повлечь за собой многие скорби в жизни человека, ибо в таинстве он входит в непосредственный контакт с Самим Богом. А апостол Павел писал: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7). Пророк же Иеремия произносит еще более грозные слова: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10).

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.