Версия 5. Атлантида – государство альтернативного мира. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Версия 5. Атлантида – государство альтернативного мира.

2020-12-07 96
Версия 5. Атлантида – государство альтернативного мира. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По ходу действия повести В. Пищенко «Миров двух между…» закрадывается подозрение о давних эпизодических контактах землян с обитателями одного из альтернативных миров.

В романе Э. Геворкяна «Темная гора» гади-риты (потомки атлантов) активно вмешиваются в политику. Например, это они разожгли Троянскую войну, а последний корабль атлантов потопили восставшие рабы не без деятельного участия Одиссея, царя Итаки.

В цикле Ф. Х. Фармера «Властелины Вселенной» Мироздание смоделировано так оригинально, что сведения о местности с рассматриваемым названием не укладываются в полной мере ни в четвёртую, ни в пятую версию. Атлантида присутствует, но платоновским описаниям не соответствует.

 

Конечно, в данном обзоре представлена далеко не все произведения об Атлантиде. А, кроме того, не счесть произведений, где об Атлантиде упоминается эпизодически, взять хотя бы, к примеру, роман Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Лишь по косвенным фактам и событиям можно судить о существовании рассматриваемого участка суши из рассказа К. Андерсон «Тартесский договор» или тех произведений, где упоминаются сопредельные с Атлантидой государства Лемурия, Гиперборея, Му, Ультима Туле. Чтобы хоть как-то восполнить это упущение, ниже приводится краткая «атлантидография».

Вопросы о существовании и причинах гибели Атлантиды остаются в науке спорными и по сегодняшний день. Выдвинуты десятки гипотез о местонахождении затонувшего материка. Его следы предлагалось искать, прежде всего, в районе нынешних Азорских островов. «На подозрении» острова Крит и Санторин. Но некоторые исследователи находили доводы указывать на тихоокеанское дно и даже на Антарктиду. Среди наследников (учеников) высокоразвитой культуры атлантов называют египтян, американских индейцев и даже славян. С именем Атлантиды и затонувшей техникой атлантов иногда связывают наблюдения подводных НЛО в Атлантике и таинственные исчезновения в районе Бермудского треугольника.

В 1992 году одно океанографическое исследовательское судно США, выполнявшее картографические работы, обнаружило в центре Бермудского треугольника пирамиду по своим размерам гораздо выше, чем пирамида Хеопса. Обработка отраженных гидролокационных сигналов, позволила предположить, что поверхность найденного сооружения совершенно гладкая и стекловидная. Этот нехарактерно для известных материалов, быстро зарастающих под водой водорослями и ракушками, Эти данные были оглашены на пресс-конференции во Флориде сразу после завершения экспедиции, однако, новой информации об этом сенсационном объекте не поступало.

КРАТКАЯ АТЛАНТИДОГРАФИЯ ФАНТАСТИКИ.

Амнуэль П., Леонидов Р. «Несколько поправок к Платону» (рассказ) \\ «Эти удивительные звёзды» \\ Баку; Изд. «Азернешр» 1960 с 128-144

Андерсон К. «Тартесский договор» (рассказ) \\ журнал «Искатель» №4 за 1971 год

Смотри также журнал «Если» № 2 \\ М; Изд. «Московские новости», 1992

Андерсон П. «Танцовщица из Атлантиды» (роман) 1971

Андреева Н., Баринов М. «Ищу Атлантиду» (рассказ) \\ журнал «Смена» №№ 11-12 за 1965 год

Анибал Е. «Моряки Вселенной» (роман) 1940

Беляев А. «Последний человек из Атлантиды» (повесть)

Бенуа П. «Атлантида» (роман) 1919

Берроуз Э. Р. «Тарзан и сокровища Опара» (роман) 1918

Брэдли М. З. «Паутина света»(1982) «Паутина тьмы» (1984) - цикл романов

Булычёв К. «Диалог об Атлантиде» (рассказ) \\ журнал «Знание – сила» №3 за 1974 год

- «Конец Атлантиды» (повесть)

Бэкон Ф. «Новая Атлантида» (1627)

Войскунский Е., Лукодьянов И. «Этот далёкий Тартесс»

Гаррисон Г., Стовер Л. «Стоунхендж» (роман) 1972

Гауптман Г. «Атлантида» (роман) \\ одноимённый авторский сборник Л; 1989

Голубев Г. «Золотая медаль Атлантиды» (повесть) 1956

Голубев Г.»Украденная Атлантида» (рассказ) \\ Голубев Г. «Морские тайны» М; 1981

Грум П. «Фиолетовые сумерки» (роман) 1948

Дойл А. К. «Марракотова бездна» (рома) 1929

Жуков В., Житомирский С. «Будь проклята, Атлантида!» (роман) 1992

Журавлёва В «Человек, создавший Атлантиду»

Забелин И «Найти и не сдаваться!» (рассказ)

Каду Р «Атлантида под водой» (роман) 1927

Казанцев А. «Фаэты»: фантастический роман \\ М; Изд. «Детская литература» 1984 (серия «Библиотека приключений и научной фантастики»)

То же \\ Казанцев А. Собрание сочинений. в 3-х томах \\ том 1 - М; Изд. «Детская литература» 1989

Кард О. С. «Искупление Христофора Колумба» (роман) 1996

Каттнер Г. «Элак из Атлантиды» (роман) \\ авторский сборник «Маска Цирцеи» \\ Нижний Новгород; 1993

Кернбах В. «Лодка над Атлантидой» (1971)

Коблентз С. А. «Затонувший мир» (роман) 1928

Лавкрафт Г. «Храм. Рукопись, найденная на побережье Юкатана» (рассказ)

Ле Гуин У. «Новая Атлантида» (новелла) 1975

Лори А. «Атлантида» (роман) – русский перевод 1900

Малышев Э. «Трагедия Атлантиды» (повесть) М; 1989

Мартынов Г. «Спираль времени» (роман) 1966

Мунн У «Кольцо Мерлина» (роман) \\ СПб; 1992

Назаров В. «Атлантида» (поэма) \\ авторский сборник «Световод» Красноярск; 1978

Незвал В. «Сегодня ещё взойдёт солнце над Атлантидой»!955

Обри Ф.«Царица Атлантиды: Карибский роман», 1899Обручев В. «Загадочная находка» (рассказ) \\ авторский сборник «Путешествия в прошлое и будущее» М; 1965

- «Сказание об Атлантиде» (рассказ) \\ «Неделя» (воскресное приложение к газете «Известия» №14 за 1965 год

Перри Д. «Багровое царство» (роман) 1906

Пищенко В. «Миров двух между…» (повесть) \\ одноимённый авторский сборник \\ М; Изд «Молодая гвардия»

Потапов В «Третий рассказ Аэлиты» (повесть) \\ «Фантастика 1986» \\ М; Изд. «Молодая гвардия»

Поуис Дж. К. «Атлантида» (роман) 1959

Рейснер Л. «Атлантида» (пьеса) 1913

Силверберг Р. «Письма из Атлантиды» (повесть)

Толстой А. «Аэлита» (роман) 1923

Томин Ю. «Повесть об Атлантиде» (повесть) 1959 1971

Уитли Д. «Они нашли Атлантиду» (роман) 1936

Успенский М. «Семь разговоров об Атлантиде» (повесть)

Филановский Г «Дочь атланта» (рассказ) \\ журнал «Знание – сила» №!2 за 1984 год

Хайн К. Дж. К. «Потерянный континент» (роман) 1900

Хольбайн В. «Девочка из Атлантиды» (повесть)

Чеховский А. «Вавилонская башня» (рассказ) \\ «Вавилонская башня» М; Изд. «Мир», 1970 (серия «Зарубежная фантастика»)

Шалимов А. «Возвращение последнего Атланта» (повесть) \\ одноимённый авторский сборник Л; 1989

- «Музей Атлантиды»

Шекли Р. «Царская воля» (рассказ) 1953

Шпаков Ю. «Это было в Атлантиде» (повесть) \\ Омск; 1960

Щербаков В. «Далёкая Атлантида» (повесть) \\ авторский сборник «Болид над озером» \\ М; Изд. «Молодая гвардия»

- «Чаша бурь» (роман) \\ М; 1985

АТЛАНТОЗАВРЫ - исполинские динозавры. Умело направляя стада этих животных. можно произвести надпис в виде замысловатой просеки в густых зарослях. чётко различимую с околопланетной орбиты (С.ЛЕМ "Звёздные дневники Ийона Тихого, путешествие 25-е")

АТМОСФЕРЫ.

АТМОСФЕРА ЗЕМЛИ.

Газовая оболочка нашей планеты, в отличие от неведомых стран и неизведанных океанских глубин, всегда перед глазами. Если вспомнить некоторые моменты из «Илиады» Гомера, то набежавшее над полем боя облако или стелющийся туман древние воспринимали как деяния всемогущих богов. Видимо, более архаичные, чем олимпийские божества, духи воздуха – сильфы и сильфиды – предпочитали свою зыбкую стихию всем прочим. Не за ними ли устремились странные существа в романе Ж. Верна «Воздушная деревня»?

Страшилкой для авиаторов начала двадцатого века выглядят нынче монстры, из рассказа А. К. Дойла «Ужас высоты». Но твёрдая НФ уже набирала обороты. Главные герои повести Ж. Верна «Причуда доктора Окса» занялись аэрацией воздуха в одном фландрийском городке. В результате у горожан резко повысился жизненный тонус.

Разницу между экспериментами с атмосферой и «вольностями», чреватыми глобальными катастрофами, дали почувствовать романы А.Беляева «Продавец воздуха» и А. Казанцева «Пылающий остров».

Земная атмосфера, наиболее изученная учёными, делится на несколько слоёв. Некоторые из них в фантастике используются для передачи электроэнергии без проводов (Г. Гуревич «Рождение шестого океана»). Да и само по себе атмосферное электричество способно удивить, если человек «просто» наблюдателен, настойчив и бесстрашен. Именно оно обозначило богатейшее месторождение свинцовых руд и исцелило тяжкий недуг персонажа-исследователя из рассказа И. Ефремова «Юрта Ворона».

Наконец, в повести П. Амнуэля «Двое» атмосфера стала источником жизни на Земле и передала эстафету разума людям. Впрочем, она оказалась себе на уме, ведь человек оказался нужен ей в качестве орудия для получения лекарства – для создания парникового эффекта и глобального потепления.

Смотри также статьи ЯВЛЕНИЯ АТМОСФЕРНЫЕ АНОМАЛЬНЫЕ; ОЗОН В ЗЕМНОЙ АТМОСФЕРЕ.

2). АТМОСФЕРЫ ИНЫХ МИРОВ.

«- Какая у вас газовая оболочка? Метан? Хлор?..»

Г. Гаррисон «Неукротимая планета».

«Воздействие магнитных полей бешеной атмосферы на приборы менялось хаотически, и экспресс-лаборатория требовала руки человека».

А. и Б. Стругацкие «Полдень XXII век».

Атмосфера – газовая оболочка планеты. Этой оболочки может и не оказаться вовсе. К примеру, астероиды не способны её удержать из-за своей чересчур маленькой массы. Не исключена ситуация, когда атмосфера утрачена в результате глобальной катастрофы. Но наибольший интерес, с точки зрения плодотворности фантастических идей, представляют планеты с особенной атмосферой.

Фантастический результат иногда достигается, если привычные или знакомые для землян атмосферные явления возвести в энную степень. Тогда интересно проследить за поведением героев (аборигенов или пришельцев), пребывающих в смоделированных ситуациях. В рассказе К. Саймака «Плацдарм» на открытом воздухе одной из далёких планет молниеносно окисляются металлы. Здесь перед развитием местной цивилизации по технологическому пути стоит практически непреодолимая препона, а сама планета превращается в ловушку для неосведомлённых звездоплавателей, чьи транспортные средства и прочие металлические предметы быстро превращаются в ржавчину.

В лучшем положении оказались персонажи, потерпевшие аварию в другом чужом мире в рассказе Д. Киппакса «Пятница». Они не могли сразу послать сигнал бедствия, поскольку все радиоволны отражала ионосфера планеты.

Приходится искать защиты у аборигенов на планете, где на смену беспрерывным ураганам приходят только сверхураганы (Р. Шекли «Поднимается ветер»).

Ещё на одной из вымышленных планет почти нет места, которое не обволакивали бы разноцветные туманы (П. Амнуэль «Выше гор, выше туч, выше неба»). Люди стремятся хоть раз в жизни полюбоваться чистым небом, их тянет вскарабкаться на горные вершины, чего бы это ни стоило. Красивая аллегория стремления человека к возвышенному… Однако (автор тот же) воздух на планете Орестея, обладая интеллектом, использует любых гуманоидов в качестве инструментов для задуманных им действий («Сегодня, завтра и всегда»).

Возможно и обратное телепатическое воздействие: разумный туман воспринимает сигналы мозга других разумных существ (Ш. и Н. Эннеберг «Рождение богов»).

Несколько слов следует сказать и о составе атмосферы. С точки зрения возможности газообмена в белково-нуклеиновых организмах, наряду с «кислородными» существуют «метановые», «хлорные» и «фторные» миры. В двух последних разновидностях перечисленных миров человеку вообще нечего делать без усиленных средств жизнеобеспечения. Но и там, где кислорода в атмосфере достаточно для дыхания, могут сказаться коварные компоненты. Персонажам рассказа Р. Шекли «Призрак- V», надышавшимся галлюциногенами, с трудом удаётся справиться с плодами собственного разыгравшегося воображения. Помогло знание психологии.

Предположим, в атмосфере далёкой планеты, есть достаточно кислорода для дыхания, нов составе преобладает гелий. Здесь человеческий голос повышается на октаву и превращается в писк (М. и Л. НЕМЧЕНКО «Письмо»).

Постоянно вдыхая еще одно из «психотропных» веществ, люди на Земле-Бета начисто теряют чувство сопереживания, что без конца приводит к личным и массовым трагедиям (Ю. Иванова «Последний эксперимент»).

Злоключения выпали на долю персонажа рассказа Р. Ярова «Седьмой круг ада» в неизведанном ещё мире из-за того, что: «На Сиреневой своеобразная атмосферная оптика. Солнце многократно отражается в облаках, и даже когда оно закрыто тучами, вам кажется, что вы его видите. Беда лишь в том, что совсем не в том направлении, где оно есть на самом деле». Рассказ написан во времена, когда спутниковая связь была в зачаточном состоянии.

Вовремя сориентировались в обстановке на чужой планете участники космической экспедиции в рассказе И. Росоховатского «Кто умеет считать больше трёх – раб». На планете трёх солнц и зеркальных облаков они сумели найти закономерность, чтобы отличать миражи, встречающиеся на каждом шагу, от действительности.

Планеты без атмосферы представляют интерес в фантастике, когда ставится вопрос о выживании на них космических робинзонов или же первопоселенцев. В рассказе Ст. Лема«Лунная ночь» из-за перспективы нехватки воздуха внутри обитаемой станции, люди с порядочной репутацией теряют лучшие черты характера.

Примечателен случай с атмосферой, находящейся внутри планеты (Н. Носов «Незнайка на Луне»).

Достаточно давно в фантастике появилась идея искусственной или благоустроенной атмосферы. В самом первом романе «марсианского цикла» Э. Р. Берроуза имеется описание фабрики по производству годного для дыхания воздуха. В качестве сырья автор выбрал мировой эфир – субстанцию, которая, по бытовавшим некогда представлениям, есть повсюду. На марсианском производственном предприятии эфир подвергается особому облучению. А в фантазиях А.Э. Ван Вогта («Варвар») расселение землян на холодных планетах Солнечной системы стало возможным благодаря добавлению в их атмосферы особого газа, способного удерживать тепло.

Ещё один фантастический феномен – атмосфера без планеты. Это псевдотуманность, внутри которой обитают разумные археоптериксы (В. Бабенко «ТП»).

В рассказе В. Нечипоренко «Пальма первенства» говорится об атмосфере общей и единой сразу для 32708 обитаемых планет. Несмотря на сей уникальный факт, обитатели совокупности планет окружили свои мирки духом непримиримой вражды и неугасаемой подозрительности. Здесь уместно будет вспомнить умозаключение одного многоопытного астронавта: «У каждой планеты собственная атмосфера, не та, которой мы дышим, но та которую ощущаем» (Э. Табб «Колокольчики Ахерона»).

АТОМИСТИКА.

Атомистика – учение о строении вещества из атомов и других микрочастиц. Первоначально оно было сформулировано в древнеиндийских философских системах, одна из которых НЬЯЯ – связана с именем мифического мудреца Готамы.

Согласно ньяя-сутрам, записанным во втором веке, материальная Вселенная состоит из атомов, сочетания которых образуют все предметы., так или иначе связанных с материальными атомами.

Развитое Демокритом рассматриваемое учение было отвергнуто в средневековье, и лишь в семнадцатом-восемнадцатом веках началась его реабилитация.

Некоторые время почти на равных с учеными шли фантасты, острее почувствовавшие мощь атомной энергии. Благодаря их фантазии читатель получил представление об атомных звездолетах и многом другом, о чём речь пойдёт ниже.

Атомоходы – корабли ледокольного типа и подводные лодки – вошли в нашу реальность в качестве плавучих видов транспорта. Но из-за громоздких размеров атомных реакторов и отсутствия безопасности атомобили так и остались на страницах фантастических произведений (В. Мелентьев «33 марта»). В сказочной фантастике можно найти атомные автостульчики (Н. Носов «Незнайка в Солнечном Городе»). А атомолёты для перемещения в атмосфере надёжно застряли на стадии экспериментирования. Что касается атомного космического транспорта, то в дополнение к означенным проблемам там прибавляются новые технические трудности.

Здесь вкратце отметим термины, имеющие к рассматриваемой теме непосредственное отношение.

Атомар – портативное лечебное устройство в виде металлической трубки. Испускает направленное излучение, способствующее регенерации живых тканей (Э. Нортон «Звёздные врата»).

Атомит – сверхтекучее горючее для космических полётов, заменившее обычное ракетное топливо (В. Владко «Аргонавты Вселенной»).

Атомиум – строение в условной формеатома железа, воздвигнутое в Брюсселе и символизирующее научно-технический прогресс. Инопланетный аналог, использовавшийся в качестве хранилища научной информации, но осквернённый вандалами, встречается в рассказе Б. Лапина «Тени».

Атомная память – свойство материи запоминать приданную ей форму, и восстанавливать её при деформациях. Свойство открыто при изучении зелёных и синих фотонов в рассказе И. Росоховатского «Групповое фото». И, судя по всему, используется в других фантастических произведениях при работе разного рода генераторов материи и воскресителях.

Ратомика – область воспроизводства копий материальных предметов, выполненных по оригиналу с точностью до атома (Г. Гуревич «Мы – из Солнечной системы»).

В Институте Атомного Времени проводятся необычные эксперименты в произведениях С. Снегова («Право на поиск»; «Дом с привидениями»).

А кое-кто из фантастических персонажей способен даже смошенничать, гримируя новые атомы под старые «путем царапанья их электронной оболочки» (И. Кальвино, «Космокомические истории»).

Смотри большие обзорные статьи ЭНЕРГИЯ АТОМНАЯ; ТРАНСПОРТ КОСМИЧЕСКИЙ АТОМНЫЙ.

АФРИЗЗИАНЫ – внеземные домашние животные, завезённые на нашу планету сердобольными захватчиками для пополнения мясного рациона уцелевших аборигенов (Б. ОЛДИСС «Переводчик»).

АФРИКА.

«Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять...»

К. Чуковский «Бармалей».

Именно с этих строчек популярного детского стихотворения и начинается обычно заочное знакомство наших соотечественников с далёкой Африкой. Для большинства из них душа «чёрного континента» остаётся спрятанной где-то под наслоениями стереотипных и нередко поверхностных представлений об Африке. Учебник географии, разрозненные публикации в газетах, да изредка посещаемая часть специфических сайтов в Интернете мало что прибавляют к ассоциациям, накрепко укоренившихся в сознании рядом со словом «Африка»: жара, уцелевшие от охот экзотические животные, бой тамтамов. Нищета. Ритуальные способы борьбы с напастями.

Трудно теперь убедить любителя фантастики, будто в жалких остатках малоисследованных африканских уголков припрятаны чьи-то несметные сокровища, тайнописи жрецов Атлантиды или космодром внеземных пришельцев. И кто теперь из современных фантастов рискнёт поставить на африканских путях-дорогах своих героев то невиданных монстров, то магические заклятия, то кровожадные дикие племена? Всё это старые трюки! Их повторение связано со смертельным риском для жизни произведения.

В мировой литературе представлено несколько вариаций на одну и ту же тему – о проникновении древних народов Средиземноморья в район «африканского рога» и еще далее на юг. Об этом повествовал ещё сочинитель одной из античных утопий Ямбул. Эстафету на свой лад продолжили Г. Р. Хаггард («Копи царя Соломона»), К. Чапек («Офир»), И. Ефремов («Путешествие Буарджеда»).

Герои романа Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» тоже устремились вглубь пока ещё малоизведанной Африки, испытывая на ходу пока ещё примитивный воздушный транспорт Описания экваториальных и тропических широт сделаны автором романа на основе свежайших для того времени исследований первопроходцев из числа европейцев. Вот уж кто натерпелся от одного только буйства местной природы!

Были и другие пришельцы – белые работорговцы, которых в последнюю очередь интересовало существование самобытной африканской культуры. А если колонизаторы и натыкались на какие-нибудь затерянные руины, то интерес к ним был в основном меркантильный. Варварство и невежество самих пришлых людей отчасти послужили причиной псевдоафриканского колорита в известном цикле Э. Р. Берроуза о приёмыше обезьян. От внимания Тарзана не ускользнули ни племя белокожих карликов, ни Город Золота - достопримечательности так никогда этнографами и не обнаруженные.

Зато Ж. Рони стоило бы в своё время поздравить с творческой удачей. В его романе «Удивительные приключения Гертона Айронкестля» выдвинута идея о существовании в глубине Африки альтернативной цивилизации – скрытого от чужих глаз общности «древесных людей». Это гоминиды, чей образ жизни тесным образом связан с особым видом реликтовых деревьев, доминирующих в необычном симбиозе.

Десятилетия спустя Ф. Х. Фармер реанимировал приключения героев Берроуза и Рони. Возможно, и писателям, и читателям хочется иногда окунуться в атмосферу приключений, в которые было легко поверить в начале двадцатого столетия. Но фантастика чаще старается заглянуть в будущее человечества, в том числе в будущее Африки. Его корни писатели пытались проследить в настоящем, моделируя мир «похожий на африканский». Стараниями фантастов «виртуальная» политическая карта рассматриваемого континета обогатилась вымышленными государствами: Агравией и Клаверией (Г. Уэллс «Король по праву»), Лямблией и Гурундвайю (С. Лем «Профессор А. Донда), Баранди (Б. Шоу «Венок из звёзд»), Пагинией (С. Пипи «Год Крокодила»), Бризанией (А. Житинский «Подданный Бризании) и, если угодно, Нагонией и Тразелундом (Ю. Семенов «ТАСС уполномочен заявить…»). Характерно, что во всех вышеупомянутых государствах установлены диктаторские режимы. А для их поддержания местные высшие властители непременно опираются на поддержку сильных государств и готовы следовать любым идеям извне и проводить «марионеточную» политику. Тем не менее, государственные перевороты следуют один за другим с удивительной частотой.

Не стоит искать стабильности и в марсианской колонии, появившейся где-то в Центральной Африке ещё в 13 веке. Пришельцы оказались ярыми сторонниками рабовладения (В. БРЮСОВ «Гора звезды»).

Как видно, вклад отечественных авторов в фантастическую географию Африки не так уж мал. Но ведь именно в просторах северной Африки некто Злочин, возглавивший русский военный поход, основал новое государство в романе К. ЧАПЕКА «Фабрика Абсолюта». К его единомышленникам относится граф Буланов, решительные действия которого привели к тому, что государственным гимном вновь образованной Бризании стал романс «Гори, гори, моя звезда!», а стихи А. С. Пушкина приравнялись к молитвам (А. ЖИТИНСКИЙ «Подданный Бризании»).

Впрочем, возможен и вариант чёрного национализма, которому М. Рейнольдс посвятил цикл «Бремя чернокожего». Результат получается, как ни странно один: страдают миллионы местных жителей. Вся Африка в целом напоминает медленно закипающий котёл, в котором непонятно что варится, пенится и булькает. Не исключено, что под котлом в один миг погаснут все дрова. Такая перспектива просматривается в романе Р. Силверберга «Прыгуны во времени», где вся огромная территория континента только что перестала быть сплошной зоной радиоактивного заражения. Те из людей, что побогаче и поизворотливее растаскивают Африку под свои частные владения по большим и маленьким кускам. Что касается альтернативной истории, то германские нацисты, победив во второй мировой войне, засыпали дно Средиземного моря, и теперь дорога для расправы с явными не арийцами на юге широка как никогда (Ф. Дик «Человек в высоком замке»). Если, конечно агрессоры учли и созданное по французскому проекту искусственное море в Сахаре (Ж. ВЕРН «Нашествие моря»).

Правда, есть и иные варианты, при всей их противоположности не менее мрачные. Очнувшись от продолжительного анабиоза, один из персонажей Л. де Буссенара обнаружил, что Земля заселена исключительно африканцами, мирно ассимилировавшими с китайцами («Десять тысяч лет во льдах»). В аналогичной ситуации многие события будущего потрясли и главного героя романа Г. Уэллса «Когда Спящий проснётся». Сущей неожиданностью стала и сцена избиения бунтующих европейцев специальными отрядами чернокожей полиции в полосатом черно-жёлтом обмундировании.

Не может же, в самом деле, Африка вечно оставаться поставщиком эпидемий и сушёных крокодилов, ареной для пришлых тарзанов и местных амазонок. В советской фантастике появились было качественно иные персонажи африканского происхождения. Это и импульсивный Мвен Мас (И. Ефремов «Туманность Андромеды»), и гениальный математик Нгоро (С. Снегов «Люди как боги»), и бесстрашный разведчик Юл Найт (Дм. Билёнкин «Сила сильных»), и богатый учениками и последователями учёный Мбога (А. и Б. Стругацкие «Полдень. XXII век»).

Но всем им предшествовали в реальности удивительная мифология африканского племени догонов, а в фантастике – культовые скульптурные головы спящих африканцев, чтимые атлантами даже на Марсе (А. Толстой «Аэлита»).

АХЕРОН – река в подземном обиталище мёртвых, через которую Харон перевозил вновь прибывшие тени умерших. Благодаря ДАНТЕ («Божественная комедия») гидрография Ахерона, опоясывающего первый круг ада, обрела удивительнейшее описание. В пятом круге река становится болотом Стикс, далее – вновь рекой, наполненной кипящей кровью (Флегетон), наконец, в центре мрачнейшего из подземелий река образует ледяное озеро Коцит.

В фантастике встречается планета с аномально высоким содержанием кремния, названная земными первооткрывателями Ахерон (Э. ТАББ «Колокольчики Ахерона»). Это уникальный мир двуполых «стеклянных» растений, где нет места животному миру и даже насекомым. В характерном местном шуме людям слышатся голоса духов или умерших людей.

АХОМЕТР – техническое устройство, служащее для определения подлинности произведений искусства или установления принадлежности их тому или иному автору. Мерилом истины служит величина эмоционального заряда при восприятии живописи, музыки, литературных произведений и так далее.

Побочным следствием стало появление низкопробной квантовой литературы, а также таблеток под названием «ахпирин», в качестве психотропного суррогата настоящего искусства (Вл. БАХНОВ «Внимание, ахи!»).

АХЪЯ – негуманоидная раса разумных существ, имеющая шарообразную форму тела (Р. СИЛВЕРБЕРГ «В ожидании катастрофы»).

АЭЛИТА.

«Был он, верно, очень знаменитый

На планете радужных шаров.

По нему вздыхают Аэлиты

Из других неведомых миров»

Ю. Ткачёв «Пришелец».

Аэлита – это нечто большее, чем имя марсианской принцессы, в переводе на земной язык означающее: «свет звезды, видимый в последний раз». Роман А. Толстого «Аэлита» (1923), названный так в честь главной своей героини, стал подлинной классикой советской, да и всей отечественной фантастики.

А ведь появление этого произведения было сразу же встречено градом критики со стороны некоторых известных литераторов. Цитируем К. И. Чуковского: «Роман плоховат…Всё, что относится непосредственно к Марсу, нарисовано сбивчиво, неряшливо, хламно…»

В том же ключе аргументы Ю. Тынянова: «Марс скучен, как Марсово поле…единственное живое во всём романе – Гусев – производит впечатление живого актёра, всунувшего голову в полотно кинематографа».

Доказать неправоту критики в данном случае можно тремя способами.

1). У романа «Аэлита» появилось несколько апокрифов.

Балабуха А. «Цветок Соллы» (рассказ, 1973).. Марс полтора века, как переустроен. Скульптурное изображение Аэлиты украшает местный парк. Без сказки всякое знание мертво.

Щербаков А. «Тук!» (рассказ, 1981) О событиях романа напомнила консервная банка, выброшенная в космическое пространство экспедицией Лося и Гусева

Шагурин Н. «Памятник Аэлите» (рассказ, 1983). На Земле, разрушенной мировой войной, в рязанской глубинке стоит необычная скульптура, увековечившая первый контакт соседних планет.

Потапов В. Третий рассказ Аэлиты («найденная глава»,1985)

Андреев А. «Звезды последний луч» (повесть, 1987). Встреча Лося и Аэлиты, наконец, состоялась.

К. Булычёв «Тебе, простой марсианин!» (рассказ, 1990). В одной марсианской деревне пересох колодец. Марсводхоз проводит оросительный канал. Хотели как лучше, а получилось, как всегда…

В. Головачёв Магацитлы (повесть, 2003). Одна из ветвей Метавселенной соответствует формации, придуманной А. Толстым. На Марсе обнаружен Артефакт, который необходимо обезвредить.

2). «– Аэлита! Тебя к телефону».

А. Казанцев «Купол надежды».

В обиход вошло женское имя «Аэлита», не принадлежащее ни к одному из земных языков. В фантастике оставили свой след Аэлита Дубаева и Аэлита Ассовская.

А на слуху имя марсианской принцессы было уже в первые годы после выхода в свет рассматриваемого романа. «…– Папуасы они у вас или марсиане из «Аэлиты» графа Алексея Толстого. Интересовались, бабуся, такой художественной литературой?» - читаем в романе М. Зуева-Ордынца «Сказание о граде Ново-Китеже»

«…какой в алмазах Аэлиты электрокправленья дом...»,- восхищался Н. Ушаков («Ода теодолиту»).

В песне М.Анчарова «Аэлита» (1964) заключено признание Аэлиты как недостижимого идеала женщины.

3). В 1981 году учреждена «Аэлита» – первая в СССР премия за вклад в отечественную фантастику.

И пусть не будут обнаружены живые марсиане, а перспектива мировой революции стала столь же призрачной, роман А. Толстого «Аэлита» по праву отнесён в разряд «вечнозелёных», неувядающих произведений. Пусть Аэлиту никогда не обнаружат на нашем Марсе Вселенная многомерна и знакомая история не только повторится, но и найдёт своё продолжение в какой-нибудь из альтернативных формаций (В. Головачёв «Магацитлы»).

 

В. Бугров «Стоило ли писать «марсианский роман?»


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.