И сразу же в тихое утро осеннее, — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

И сразу же в тихое утро осеннее,

2020-12-07 93
И сразу же в тихое утро осеннее, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В восемь часов в воскресение

Был приговор приведён в исполнение

И столько зловонного хлынуло яда

Из чёрного сердца убитого гада,

Что даже гиены поганые

И те зашатались, как пьяные.

Упали в траву, заболели

И все до одной околели.

А добрые звери спаслись от заразы,

Спасли их чудесные противогазы»

Из сказанного выше следует, что танковые соединения генерала-фельдмаршала Э. Роммеля не сумели оказать Бармалею своевременной и должной поддержки. И прояснилось, куда же делись противогазы, положенные красноармейцам ещё в довоенный период, но так ими и не использованные.

И последнее. Вышедшая в 1993 году в СССР почтовая марка с изображением вооружённого и торжествующего Бармалея на фоне Танечки и Ванечки, привязанных к пальме, – это ли не халатная пропаганда международного терроризма?

БЕГ.

«А кто не любит быстрый бег,

Тот – ненормальный человек».

Кредо одного неугомонного падишаха.

Бег – один из самых популярных и самых древних видов спорта. Из-за сочетания обеих особенностей предмет нашего рассмотрения попал сначала в сказку, а затем и в фантастику.

«Едва я отъехал от турецкой столицы, как мне попался навстречу маленький человек, бежавший с необыкновенной быстротой. К каждой его ноге была привязана тяжёлая гиря, и всё же он летел как стрела». Это фрагмент одной из правдивых историй барона Мюнхгаузена под названием «Мои чудесные слуги».

Оставаясь примерно в том же регионе, вспомним и местного скорохода по имени Мук, придуманного В. Гауфом. Скороход – это гонец, либо человек, бегущий несколько впереди кортежа своего хозяина, отчасти заменяя предупредительный сигнал.

Сердце персонажа рассказа В. Бабенко «Бег» не может работать без нагрузки, поэтому человек вынужден проводить почти всю свою жизнь на бегу, становясь для окружающих добровольным рассыльным, порученцем и тому подобное.

В романе С. Лема «Магелланово облако» главный герой накануне отлёта в межзвёздную экспедицию с успехом участвует в марафонском забеге.

«Бегущая по волнам», «Бегущий человек», «Бегущие к звёздам», «Бегущий по лезвию бритвы». Все эти названия должны быть хорошо известны любителям фантастики. А вообще бежит тот, кто торопится куда-либо или тот, кто пытается таким способом сохранить равновесие в прямом и в переносном смысле.

БЕГЕМОТЫ.

«У левой ноги она чувствовала что-то тёплое и мохнатое. Это был Бегемот».

М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Бегемоты – один из множества биологических видов млекопитающих животных, обитающих в Африке, часть природы которой долгое время оставалась загадкой для большинства европейцев, да и многих других народов тоже. Ещё за четыре века до появления христианской эры под словом «бегемот» подразумевалась немыслимая помесь слона с каким-то другим гигантом животного мира. Древнееврейское слово «б`гемах» означает «скотина». В книге Иова говорится, что бегемот способен без труда выпить одним махом водный поток, сравнимый с рекой Иордань. Вспомним теперь кота Бегемота, который бесстрашно нырнул в фонтан из коньяка в романе М. Булгакова«Мастер и Маргарита». Выходит, обилие крепкого алкогольного напитка было для него не более, чем забава. Натура этого персонажа соответствует домыслам о натуре его прототипа, соответствовавшей, в свою очередь, натуре Сатаны. Кот Бегемот не случайно выбрал местечко возле левой ноги Маргариты, ибо левая от человека сторона «забронирована» за демоном-искусителем.

Однако ни полузабытые предрассудки, ни ксенофобия, ни равнодушие не помешали жителям города Великий Гусляр оказать должное гостеприимство инопланетянину с внешностью, полностью совпадающей с обликом земного бегемота, вплоть до его полной неспособности к членораздельной речи. Правда, телепатическое общение с пришельцем всё же происходило, но лишь во время сновидений одного из горожан. Это не умаляет благородства тех его соседей, что наяву ухаживали за беспомощным, потерпевшим космическую аварию существом (К. Булычёв «О любви к бессловеснымтварям»).

Какую бы любвеобильность по отношению к животным порой ни проявляли люди, интересы к «братьям меньшим» чаще носят утилитарный характер – требуются мясо, шкуры, кость. «В среднем течении Нила работали две фермы, где пытались разводить гиппопотамов», - говорится в повести А. и Б. Стругацких «Полдень XXII век». А в это время космоплаватели обнаруживают на планете Владислава среди представителей местной фауны медоносных гиппопотамов.

Пришелец из космоса со знаковым именем Бегемот активно вмешивается в уклад земной цивилизации, причём в религиозной сфере. Его стараниями христианское мировоззрение победоносно прошествовало по всей нашей планете. Но это не мешает новообращённым и их духовным наставникам лояльно относиться к науке (П. Барбе«Империя Бегемота»).

БЕЗУМИЕ.

«Всем нам доводилось слышать: безумцы не сознают, что они безумны, но мой случай был иной…».

Х. Гарсия Мендес «Двойник».

Безумие – состояние расстройства мыслительной деятельности мозга, при котором его обладатель совершает поступки алогичные, на взгляд окружающих, из-за деформированного восприятия действительности.

Историю своей болезни под названием «безумие» литературные персонажи прямо или косвенно излагали как в стиле чёрного юмора (Н. Гоголь «Записки сумасшедшего»), так и с глубоким философским подтекстом (Э. По «Бес Противоречия»).

Скромный школьный учитель некоторое время подозревал, что его яркие сны о контактах с инопланетянами – это попросту следствие заболевания мании величия (З.Юрьев «Быстрые сны»). Впрочем, эти подозрения были ему понапрасну навеяны специалистами психиатрии, которые на данном уровне развития медицины не гарантируют излечения от безумия. Персонаж рассказа Р. Маккены «Тайник» оказался проницательнее многих психоаналитиков, неспособных из-за своей профессиональной предвзятости чутко воспринимать «систематический бред» девушки, которую все посчитали полубезумной. На самом деле великий дар тайновидения сочетался с детской верой в сказку. Неординарно мысливший персонаж рассказа нашёл в этой одинокой девушке спутницу жизни, а «в качестве приза» – геологическое месторождение, которое она ощущала сквозь землю в виде странных образов.

Безумие, по большому счёту, считается неизлечимым, но только не в романе Р. Шекли «Алхимический марьяж Элистера Кромптона». Шизофреники, опасные для общества, подвергаются расщеплению личности на составляющие, а затем эти самые составляющие расселяются по разным искусственным телам, живущим самостоятельной жизнью. При обратном процессе изредка происходит полное излечение исходной личности.

О вреде самолечения психических расстройств говорится в рассказе того же Р. Шекли«Терапия». Жертвой нежелания обратиться к врачам стал холерик с манией убийства, второпях или по ошибке купивший в аптеке демонстрационную модель Рекс-Регенератора, предназначенную для механотерапии…марсиан! Итог – смена давно изученной земной мании на неведомую манию марсианскую.

Если уж речь зашла о четвёртой планете Солнечной системы, то как тут не вспомнить главу из «Марсианских хроник» Р. Брэдбери под названием «Август 1999. Земляне», где американские астронавты по достижению Марса прямиком отправлены в местный сумасшедший дом. А всё потому, что безумная часть аборигенов способна воплощать любые свои галлюцинации в реальные формы, поэтому здоровые марсиане имеют основания не верить ни в исключительность пришельцев, ни в материальность их космического корабля.

В рассказе К. Саймака «Безумие с Марса» рассматриваемое психологическое заболевание оказывается заразным и грозит переброситься на землян. По иной версии того же автора, обезумевшими становятся земные животные, которые слышат звуки на частоте 30 миллионов герц, издаваемые марсианином Меховушкой, необдуманно завезённым на Землю («Марсианин»).

И всё же в большинстве случаев фантасты освещают тему безумия как личную трагедию человека. А он, будучи безумным, не может сам оценить её масштабов, поскольку «параллельно» не получает объективной информации для сопоставления её с плодами больного воображения (А. Саломатов «Г»). Обратный случай – никто не верит Ивану Бездомному, ставшему одним из первых свидетелей прибытия Сатаны в Москву в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Экстраординарна ситуация и в рассказе Р. Вукчевича «Мама и её маленькие друзья». Нанолюди, поселившиеся в теле женщины, воспринимают его в качестве огромной Вселенной. Её безумие становится гарантией стабильности их Мироздания. Ближайшие родственники несчастной женщины находят способ воздействовать на неуловимых «паразитов».

Очень трогательна история искусственного интеллекта, испытавшего невероятно сильное эмоциональное потрясение от горя при вести о смерти его создателя и партнёра (Б. Штерн «Безумный король»). Безумию уподобили логическую разладку корабельного мозга. Когда звездолёт попал в зону пространства с разорванным временем. Искусственный интеллект перестал различать причины и следствия. Примечательно, что в этой ситуации деятельность человеческого мозга оказалась более устойчивой (С. Снегов «Люди как боги»). Кстати, в этом же произведении один из персонажей сумел у себя умышленно вызвать сумасшествие, чтобы враги не могли выпытать у него никакой информации.

Симулируя безумие, авантюристу почти удалось обмануть надёжную внеземную кибернетическую систему охраны (Р. Силверберг «Вот сокровище…», другой перевод «Шестой дворец»).

Отлично описывал разные состояния безумия А. Бестер. В его рассказе «Феномен исчезновения» аутичные обитатели особого отделения сумасшедшего дома исчезают из мира реального в миры, ими же вымышленные. Небывалая одержимость местью – то единственное, что движет незаслуженно пострадавшим главным героем романа «Тигр! Тигр!» … Конструкция андроида такова, что он сразу превращается в маньяка-убийцу, как только температура окружающего воздуха превышает определённый допустимый предел («Убийственный Фаренгейт»).

Массовое безумие приводит к другому фантастическому результату, отличающемуся от личной катастрофы по своим последствиям. Коллективное буйство умалишённых на Ио описано в рассказе Ст Вейнбаума «Безумная Луна». Не хотелось бы попасть туда в разгар такого» шабаша».

Ф. Дик, собрал и изолировал общность психически неполноценных персонажей в специальном центре на одной из планет в чужой звёздной системе. Там со временем возникает обособленная и специфическая цивилизация космических поселенцев («Кланы Альфианской луны»).

Персонаж-безумец, пусть даже второстепенный, – это безотказно действующий литературный приём. Вспомним образ юродивого из классической драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов».

БЕРЕГИНИ.

Берегини – духи берегов, где соединяются стихии земли, воды и воздуха. Берег давал возможность уберечься от нападения врагов или вовремя пересев на свои корабли, или не давая кораблям чужаков подойти к берегу.

Женщины-берегини похожи на русалок, но в них нет ни капли утопленической меланхолии, напротив, заручиться поддержкой берегинь обоих полов – означает обрести верную удачу. Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане»А. С. Пушкина это тоже берегиня, равно как её родные братья – тридцать три богатыря.

«Самое поразительное, что русская Царевна-Лебедь – это Багбарту, богиня Ванского царства, ванов. Имя Багбарту так и переводится, да узнают об этом историки – Богиня Лебедь. Мне удалось выяснить, что малоазийская Афродита, ставшая позднее греческой богиней, в своём имени содержит те же корневые слова. Это Богиня Лебедь! И она же богиня Ариев Анахита. Более того, русское имя Богородица произошло от ванского имени Багбарту. А Исида (Изида) с маленьким Гором (Хором) на руках в другой своей ипостаси выступает именно как богородица», - подметил В. Щербаков в книге «Встречи с Богоматерью».

Может ли кто-то более уберечь верующего христианина больше, чем Богородица? То-то и оно!

Современные авторы, похоже, то ли начисто забыли о поверьях своих предков, то ли престали относиться к ним с должным уважением. В одном случае персонаж имел дело просто с сверхъестественным существом, которое посчитал какой-то диковинной аквариумной рыбкой С. Ягупова«Берегиня. В другой ситуации вместо родной прибрежной стихии подлинной берегине пришлось обитать – о, ужас! – в бутылке с водкой (В. Орлов «Аптекарь»).

Мужская ипостась Берегини, близкая к ангелу-хранителю, известна в Японии под названием «дзисэй». Персональный дзисэй человека отводит беду, принимая её на себя, и может даже погибнуть, если она чересчур велика (В. Орлов «Альтист Данилов»).

Дзисэй так же бескрыл, как Странник-по-Земле, тоже оберегающий людей, обращённых в новую религию в повести Ф. Дика «Гибельный тупик».

БЕРИЯ Л. П.

Берия Лаврентий Павлович (1899-1953). Крупный советский политический деятель, скандально и печально прославившийся благодаря своей непосредственной причастности к массовым репрессиям в стране и аморальной слабостью к женскому полу.

В повести А. и Б. СТРУГАЦКИХ «Трудно быть богом» стал прототипом для коварного интригана дона Бэры, которого из цензурных соображений пришлось переименовать в дона Рэбу.

Служебная обязанность полного тёзки нашего антигероя – всякий раз лично расстреливать сдаваемое напрокат тело, где временно и по очереди обитают нематериальные сути, лишившиеся собственной материальной оболочки. Часто только таким жестоким способом можно изгнать взбунтовавшуюся «душу», истосковавшуюся по нормальному существованию (В. САВЧЕНКО «Похитители сутей»)

А в реконструированном прошлом подлинник (?) Л. П. Берии был насильственно умерщвлён по приказу подлинного (?) И. В. Сталина первого мая 1941 года (В. ЗВЯГИНЦЕВ «Одиссей покидает Итаку»).

БЕСКОНЕЧНОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ.

«Может быть, необходима вечность,

Чтобы всю изведать бесконечность…»

Г. Гуревич «Инфра Дракона».

Теоретическое понимание бесконечности постепенно совершенствуется вместе с прогрессом научного знания о Мироздании. Бесконечность предполагает существование неограниченного многообразия пространственных структур материи, а также их вечность – непрерывное существование мира во времени. Иными словами, речь идёт о количественной неисчерпаемости материи вглубь и качественной бесчисленной неоднородности строения материи, непрерывно изменяющей свои формы существования.

Были времена. Когда рассматриваемые понятия тесно увязывались с понятием Абсолют (смотри статью АБСОЛЮТ). В кинофильме «Снежная Королева», снятому по сценарию Е. Шварца, Каю обещано тесное приобщение к миру сверхъестественных существ, если он сумеет выложить из льдинок слово «вечность».

Допустив существование монотонных, без конца повторяющихся одних и тех же свойств конкретных процессов и законов в любых масштабах пространства-времени, немецкий философ Г. В. Ф. Гегель ввёл понятие «бесконечность дурная». А фантаст К. Булычёв наглядно пояснил его в рассказе «Не гневи колдуна!», персонаж которого, благодаря магическим чарам был обречён на существование в череде беспросветно однообразных буден с циклом повторения событий сроком в одну неделю. То есть несчастный заранее знал, по какому сценарию пройдёт понедельник, затем – вторник и так далее. Ничего нового и интересного такая жизнь не сулила, и от обиженного колдуна пришлось откупаться.

С дурной бесконечностью шутки плохи. Геракл вовремя сообразил, что бесконечно рубить головы Гидры, множащиеся в геометрической прогрессии. И он принял единственно правильное решение – сменить меч на пламя.

Диалектику бытия применительно к понятию «вечность» иллюстрирует формула,представляющая собойслегка преобразованных математических выражений из общей теории относительности А. Эйнштейна.

Здесь T – продолжительность астрономического земного времени (объективное время) равно Ta – времени субъективному, индивидуальному для каждого человека, поделённому на сложный знаменатель, содержащий в себе V – фактическая скорость каких-либо процессов и V max – максимально возможная скорость процессов в природе

А. Эйнштейн посчитал, что максимальной скоростью обладает свет, движущийся в вакууме. Не только фантасты, но и ряд учёных сомневаются в такой предпосылке (смотри статьи ВРЕМЯ; СВЕРХСВЕТОВАЯ СКОРОСТЬ). Будем исходить из того, что мгновенной скоростью распространения обладает информация, которая тоже рассматривается в качестве одной из важнейших составляющих Мироздания (смотри статью ВСЕЛЕННАЯ).

Ещё в XVIII веке И. Кант сформулировал гипотезу, суть корой сводится к тому, что чем больше человек получает информации в течение каждого из сопоставимых промежутков времени, тем продолжительнее для него кажется промежуток более насыщенный информацией. Словом, имеем ту же зависимость субъективного времени от времени объективного, которая следует из вышеприведённой формулы. Когда величина скорости V стремится к V max, время стремится к бесконечности, и мгновение застывает. Этим обстоятельством сумели воспользоваться персонажи рассказа Ф. Кривина«Изобретатель вечности». Они до максимума растягивают считанные мгновения своей оставшейся жизни до гибели в морской пучине после кораблекрушения. В этом им помогают размышления, воспоминания, глубокое осмысление фактов и фантазия.

Не повезло в экстремальной ситуации антигерою рассказа Э. Табба «Пятьдесят семь секунд». Чтобы отсрочить падение самолёта, внутри которого он находится, преступнику приходится беспрестанно нажимать на кнопку аппарата, зацикливающего время на означенные пятьдесят семь секунд. Размышлять ограниченному человеку, видимо, не о чём, и вот налицо дурная бесконечность с маленькой по продолжительности петлёй времени.

К счастью, формула действует не только при форс-мажорных обстоятельствах. Она позволяет объяснить раннюю зрелость и мудрость гениев тем, что их «внутренние часы» отсчитывают намного больше «психологического» времени, чем у всех остальных. Причём это не ведёт к преждевременному старению организма. Стало быть, активная жизненная позиция приобщает нас к Вечности, и, не исключено, что первые дистанции по силам людям с экстрасенсорными способностями.

БЕССМЕРТИЕ.

Бессмертие – частый атрибут практически во всех поджанрах фантастики, придающий произведениям философский оттенок. Рассматриваемая тема уходит своими корнями из мифологии и религии. Бессмертны боги и духи, а также душа человека, переживающая его бренное тело. Литература вообще и фантастика в частности находятся в поисках ответа на вопрос: вечная жизнь, что это – благо или наказание? Мнения авторов по этому поводу разделились.

Правильность ответа на поставленный вопрос зависит от того, чем будет наполнена эта жизнь и есть ли в ней какой-нибудь смысл. Жажда жизни настолько велика и естественна для каждого человека, что порой персонажам даже недосуг задуматься над тем, одарят они себя несказанно или обрекут себя на вечные муки, шагнув однажды раз и навсегда за черту бессмертия. И подавляющее количество смертных, слепо подчиняясь натуре любого живого существа, делают этот шаг, как только появляется хоть малейшая лазейка продлить своё существование. В романе Р. Желязны «Создания света, создания тьмы» бог Анубис не без раздражения констатирует: «Так или иначе, некоторые из живущих сумели достичь бессмертия. Одни следуют потокам жизни и черпают из них силу, избегая волн смерти, другие довели до совершенства свою биохимию или же постоянно обновляют свои тела, третьи воруют себе новые. Кто-то заменяет плоть металлом или не имеет тела вообще».

Г. Гуревич в книге «Древо тем» привёл четыре основных «но», то есть такие четыре важнейших комплекса обстоятельств, без проработки которых главной чертой бессмертия будет только разочарование в нём.

Сохранение молодости.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.