Е.В.Осепчугов, В.Н.Вздыхалкин — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Е.В.Осепчугов, В.Н.Вздыхалкин

2020-12-06 209
Е.В.Осепчугов, В.Н.Вздыхалкин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Е.В.Осепчугов, В.Н.Вздыхалкин

СЛУЖЕБНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Методическое руководство

Для работников служб безопасности движения

Предприятий ОАО «Связьтранснефть»

 

Москва 2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………….………. 3
Глава 1. Общие положения, цель и задачи служебного расследования дорожно-транспортных происшествий …………………………………………………...     4
1.1. Общие положения ……………………………………………………. 4
1.2. Цель и задачи служебного расследования ДТП ……………………. 5
Глава 2. Сбор и фиксация исходных данных на месте дорожно-транспортного происшествия ……………...   6
   2.1. Методика осмотра места дорожно-транспортного происшествия... 6
   2.2. Определение обстановки места дорожно-транспортного происшествия ………………………………………………………….   9
   2.3. Обнаружение и фиксация следов и вещественных доказательств... 13
   2.4. Установление технического состояния транспортных средств …… 17
   2.5. Осмотр потерпевших и их одежды ………………………………….. 20
Глава 3. МЕТОДИКА СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСВИТЙ …………………………………………………...     22
    3.1. Служебное расследование наезда автомобиля на неподвижное препятствие ……………………………………………………………   22
    3.2. Служебное расследование столкновения автомобилей ……………. 33
    3.3. Служебное расследование потери автомобилем устойчивости …... 54
    3.4. Служебное расследование наезда автомобиля на пешехода ……… 57
    3.5. Ситуационный анализ механизма ДТП при служебном расследовании …………………………………………………………   86
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ АВАРИЙНОСТИ В АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ …     92
   4.1. Установление в автотранспортном предприятии обстоятельств, сопутствовавших и способствовавших возникновению ДТП ……..   92
   4.2. Составление акта служебного расследования и разработка мероприятий по предупреждению ДТП ……………………………..   93
   4.3. Разбор дорожно-транспортных происшествий в автотранспортном предприятии …………………………………………………………...   94
Литература ………………………………………………………………………….. 95
Приложения ………………………………………………………………………….. 96
     
     
     
     
     
     

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Данное методическое пособие подготовлено по заданию ОАО «Связьтранснефть» и предназначено для практического использования работниками автопредприятий при служебном расследовании дорожно-транспортных происшествий.

       В пособии изложена методика осмотра и сбора необходимой информации на месте дорожно-транспортного происшествия. Показаны принципы составления схемы дорожно-транспортного происшествия, обнаружения и фиксации следов и вещественных доказательств на месте происшествия. Приведены типовые формы документов, составляемых при оформлении дорожно-транспортного происшествия.

Изложена методика служебного, экспертного исследования наиболее распространенных видов дорожно-транспортных происшествий, определения технической возможности для участников предотвращения дорожно-транспортного происшествия. По каждому разделу приводятся конкретные примеры исследования механизма дорожно-транспортного происшествия, оценки действий участников движения на соответствие требованиям нормативных документов в сфере обеспечения безопасности движения.

Также в пособии изложены организационно-технические и профилактические мероприятия по снижению аварийности в автотранспортных предприятиях, оформление актов служебного расследования, разбора последствий дорожно-транспортных происшествий и разработки мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

 

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Общие положения

 

Дорожно-транспортным происшествием называют событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения транспортного средства и повлекшее за собой смерть или травму людей или нанесшее значительный материальный ущерб.

Не менее важно с точки зрения повышения безопасности движения рассматривать дорожно-транспортное происшествие как предельное состояние системы «Человек-автомобиль-дорога-среда движения», характеризующее отказ от нормального функционирования этой системы.

При исследовании и изучении аварийности на автомобильном транспорте возможны два различных метода: вероятностный и детерминированный.

Первым методом можно охватить статистическими закономерностями все множество факторов, действующих в процессе ДТП и прогнозировать характер, вид и количество ДТП в определенный период.

При детерминированном методе исследуется не аварийность в целом, а каждое ДТП в отдельности, являющееся следствием конкретных, совершенно определенных факторов.

Кроме этого, каждое ДТП предполагает и индивидуальную ответственность за него (административное, материальное или уголовное наказание). Установление индивидуальной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует детерминированного изучения причин и последствий каждого ДТП. При этом решающее значение для правильного вывода о причинах ДТП и факторах, способствовавших его развитию во времени и пространстве имеет экспертиза ДТП.

Экспертизой ДТП называют комплексное научно-техническое исследование всех обстоятельств происшествия, проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке, технике и ремесле. С помощью экспертизы ДТП устанавливаются научно-обоснованные характеристики процесса ДТП во всех его фазах, определяются объективные причины ДТП и поведение отдельных его участников. В результате лица, расследующие конкретное происшествие, получают возможность ответа на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или же событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности.

Дорожно-транспортные происшествия расследуются представителями различных организаций и ведомств (ГИБДД, МВД, прокуратуры, суда), в том числе и работниками предприятий, которым принадлежат транспортные средства.

Служебное расследование, проводимое работниками организаций, которым принадлежат транспортные средства – участники ДТП, позволяет в конечном итоге разрабатывать планы мероприятий по профилактике дорожно-транспортных происшествий и снижению аварийности. Большая роль в этом принадлежит инженерно-техническому и руководящему персоналу автотранспортных предприятий.

Дорожно-транспортному происшествию всегда сопутствует большое количество объективных причин, разнообразных факторов, из которых только некоторая часть действительно способствовала возникновению происшествия. Для объективного и всестороннего служебного расследования ДТП руководители и инженерно-технические работники автотранспортных предприятий должны иметь специальные познания по методам исследования дорожно-транспортных происшествий и установления фактических обстоятельств, явившихся причиной или способствовавших возникновению ДТП.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Судебная автотехническая экспертиза (пособие для экспертов-автотехников, следователей и судей), часть 2. ВНИИСЭ, М, 1980 г.

2. Иларионов В. А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. М, "Транспорт", 1989 г.

3. Применение дифференцированных значений времени реакции водителя в экспертной практике. ВНИИСЭ, М, 1987 г.

4. Применение в экспертной практике параметров торможения автотранспортных средств. РФЦСЭ, М, 1995 г.

5. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях. (Диагностические исследования). Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Выпуск 1, ВНИИСЭ, М, 1988 г.

6. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях. (Диагностические исследования). Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Выпуск 2, ВНИИСЭ, М, 1988 г.

7. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги. Госстрой СССР-М: ЦИТП Госстроя СССР, 1986 г.

8. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. М, Госстандарт России.

9. Р. Байэтт, Р. Уоттс. Расследование дорожно-транспортных происшествий. М., "Транспорт", 1983 г

10. ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения. М, Госкомитет СССР по стандартам, 1987г.

11. СНиП 2.07.01-89. Планировка и застройка городских и сельских поселений. - М: Госстройкомитет СССР, 1989 - 56 с.

12. ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог. Минавтодор РСФСР. М. “Транспорт”, 1989 г.

13. ВСН 25-86 Указания по обеспечению безопасности на автомобильных дорогах. Минавтодор. М. “Транспорт”, 1989 г.

14. ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства, Требования безопасности и методы проверки. с 1.02.2001 г.

15. А.С.Литвинов, Я.Е.Фаробин. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств М., «Машиностроение», 1989 г.

16. Г.И. Клинковштейн, М.Б.Афанасьев. Организация дорожного движения, М, «Транспорт», 2001 г.

 

 

Приложение 1

 

Приложение 1

Оборотная сторона справки по ДТП

 

 

Приложение 1

 

 

-1-

Приложение 1

 

 

__________________________________________________________________________

(подписи)

-2-

 

Приложение 1

 

__________________________________________________________________________

(подписи)

-3-

Приложение 1

 

__________________________________________________________________________

(подписи)

-4-

Приложение 1

 

__________________________________________________________________________

(подписи)

-5-

Приложение 1

 

Приложение 2

ТипОВОЕ содержание объяснения участника ДТП.

Со ст. 51 Конституции РФ ознакомлен, согласен дать объяснение (подпись).

       10.10.2000 года в 20.00 час. я, управляя технически исправным транспортным средством (указать марку, модель, номерной знак), следовал по улице (указать какой) со стороны улицы (указать какой), в сторону улицы (указать какой) со скоростью (указать с какой примерно скоростью), располагаясь при движении (указать в какой полосе или на каком расстоянии от левой или правой границы проезжей части) в потоке транспорта (указать двигались ли автомашины слева, справа, впереди, в попутном направлении, и на каком расстоянии и во встречном направлении, указать расстояние).

       Далее подробно изложить обстоятельства, при которых произошло происшествие:

  • видели ли Вы людей поблизости от проезжей части, где они находились;
  • за сколько метров увидели пешехода, и на каком расстоянии от левой или правой границы проезжей части он находился;
  • в каком направлении двигался – слева направо или справа налево;
  • в каком темпе: медленно переходил проезжую часть или ускоренным шагом, или перебегал путь следования Вашей автомашины;
  • применяли ли Вы меры для избежания наезда: тормозили или отворачивали автомашину влево или вправо, за сколько метров;
  • какие были дальнейшие действия пешехода;
  • какой частью Вашей автомашины Вы его сбили;
  • на каком расстоянии от места соприкосновения с пешеходом остановилась Ваша автомашина;
  • имелись ли следы торможения и их длина;
  • если в вашей автомашине были пассажиры, то указать их данные;
  • записали ли Вы очевидцев происшествия;
  •  если Вы убрали автомашину с места происшествия, да указать по какой причине;
  • если при Вас производились замеры, и составлялся протокол, указать:

«При мне производились замеры, и составлялся протокол».

 

       Написано собственноручно ____________________.

                                                                                                            (подпись)

           

 

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 3

Оборотная сторона протокола об административном правонарушении

Приложение 3

Приложение 4

  Дифференцированные значения времени реакции водителя (ВНИИСЭ)

Характеристика ДТС и действий водителя   Типичные варианты ДТС   Время реакции t1
1 2 3
I. Опасные ДТС Предшествовавшая происшествию ДТС свидетельствовала о весьма большой вероятности его возникновения Водитель имел объективную возможность заранее обнаружить признаки вероятного возникновения препятствия, с достаточной точностью определить место, где могло появиться препятствие, момент его возникновения и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП От водителя требовалось предельное внимание к ДТС. Он должен был постоянно наблюдать за местом вероятного возникновения препятствия и подготовиться к принятию необходимых мер по предотвращению ДТП   Выход пешехода из-за объекта, ограничивающего обзорность, непосредственно вслед за другим пешеходом Начало или изменение движения (в направлении полосы следования транспортного средства) пешехода, находившегося на проезжей части в поле зрения водителя Начало движения (в направлении полосы следования транспортного средства) ребенка, находившегося на проезжей части в поле зрения водителя. Выезд транспортного средства, водитель которого имел преимущественное право на движение   0,6  
    Предшествовавшая происшествию ДТС свидетельствовала о большой вероятности его возникновения Водитель имел объективную возможность заранее обнаружить явные признаки вероятного возникновения препятствия, но мог не иметь возможности заранее определить с достаточной точностью место, где могло появиться препятствие, момент его возникновения и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП          Выход пешехода на регулируемый пешеходный переход или проезжую часть на разрешающий сигнал светофора (регулировщика) Выход на проезжую часть пешехода (с тротуара, обочины, от разделительной полосы, трамвайного полотна или резервной зоны), до этого двигавшегося в том же направлении в поле зрения водителя Выход пешехода на проезжую часть на участке, где переход разрешен (если пешеход до выхода на проезжую часть двигался в ином направлении, стоял или вышел из группы людей) 0,8  

 

1 2 3
От водителя требовалось повышенное внимание к ДТС. Он не должен был отвлекаться от наблюдения за ней   Появление пешехода на проезжей части, на участке, где переход разрешен, из-за не подвижного объекта, ограничивающего обзорность, или из находившейся на проезжей части группы людей. Выход пешехода на нерегулируемый пешеходный переход или проезжую часть на перекрестке в месте, где переход разрешен Появление пешехода на проезжей части на участке, где переход разрешен, из-за транспортного средства, двигавшегося по крайней полосе движения Движение пешехода к остановкам общественного транспорта или от них Возникновение опасности, о которой водитель был предупрежден соответствующим дорожным знаком Выезд транспортного средства, водитель которого вынуждался к этому дорожной обстановкой Движение транспортного средства в направлении, противоположном разрешенному Изменение траектории движения или экстренное торможение движущегося впереди транспортного средства в процессе его обгона 0,8  
    Предшествовавшая происшествию ДТС не содержала явных признаков вероятности его возникновения Однако в поле зрения водителя находились (или могли появиться с большой вероятностью) объекты, которые могли создать опасную обстановку Водитель мог не иметь объективной возможности заранее определить место, где могло появиться препятствие, момент его возникновения и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП     Внезапный выход пешехода на проезжую часть на участке, где переход не разрешен, если пешеход до выхода на проезжую часть двигался в ином направлении, стоял или вышел из группы людей Внезапное появление пешехода на проезжей части, на участке, где переход не разрешен, из-за неподвижного объекта, ограничивающего обзорность, или из находившейся на проезжей части группы людей 1,0  

 

 

1 2 3
От водителя требовалось внимание к ДТС Он не должен был отвлекаться от наблюдения за ней   Внезапное появление пешехода на проезжей части на участке, где переход не разрешен, из-за транспортного средства, следовавшего по крайней полосе движения Появление пешехода на проезжей части на участке, где переход разрешен, из-за транспортного средства, следовавшего не по крайней полосе движения Выезд транспортного средства, водитель которого не имел преимущественного права на движение Поворот транспортного средства на перекрестке без подачи сигнала поворота 1,0  
    Предшествовавшая происшествию ДТС не содержала признаков возникновения препятствия Однако в поле зрения водителя находились объекты, которые могли создать опасную обстановку Водитель не имел объективной возможности заранее определить место, где могло появиться препятствие, а также необходимые меры по предотвращению ДТП От водителя не требовалось повышенного внимания к ДТС и постоянного наблюдения за ней       Внезапное появление пешехода на проезжей части на участке, где переход не разрешен, из-за транспортного средства, следовавшего не по крайней полосе движения Внезапный выход пешехода на проезжую часть с обочины, вне населенного пункта при отсутствии пешеходного движения, если пешеход до этого двигался в ином направлении или стоял Движение по проезжей части (в направлении полосы следования транспортного средства) пешехода» начавшего движение при запрещающем сигнале светофора (регулировщика) Выезд транспортного средства при запрещающем сигнале светофора (регулировщика) Внезапное появление транспортного средства на проезжей части населенного пункта (из-за объекта, ограничивающего обзорность) 1,2  

 

1 2 3
    Внезапное изменение направления движения встречного или попутного транспортного средства вне перекрестка (когда признаки возможности маневра отсутствовали) Торможение переднего транспортного средства без включения стоп-сигнала с замедлением 3—6 м/с2 1,2  
    Предшествовавшая происшествию ДТС свидетельствовала о минимальной вероятности его возникновения В поле зрения водителя отсутствовали объекты, которые могли стать препятствием Водитель не имел объективной возможности заранее определить место, где могло появиться препятствие, момент его появления и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП Водитель мог отвлечься для того, чтобы посмотреть на контрольные приборы, или окружающую местность с целью ориентировки     Внезапное появление пешехода или транспортного средства на проезжей части дороги вне населенного пункта (из-за объекта, ограничивающего обзорность) Торможение переднего транспортного средства без включения стоп-сигнала с замедлением до 3 м/с2 Неровности и разрушения проезжей части, объекты, находящиеся на проезжей части (люди, животные, неподвижные предметы), не предусмотренные в предыдущих типичных вариантах ДТС   1,4  
II Свободные ДТС Все ДТС, в которых не возникает препятствий для движения транспортных средств и сам водитель не создает помех (его автомобиль не является препятствием) для других участников движения   Внезапный отказ фар транспортного средства, переключение сигнала светофора с желтого на красный   0,6  
  То же     Внезапное открытие капота или крыши багажника спереди транспортного средства Внезапное ослепление водителя светом фар встречного транспортного средства   0,8  

 

1 2 3
Все ДТС, в которых не возникает препятствий для движения транспортных средств и сам водитель не создает помех (его автомобиль не является препятствием) для других участников движения   Внезапный отказ или неэффективность органа управления транспортного средства, проявление других неисправностей, угрожающих безопасности движения Физическое вмешательство пассажира в процессе управления транспортным средством 1,2  
  III. Любая ДТС Оценка водителем дорожных условий и обстановки         Выбор водителем скорости транспортного средства по условиям видимости элементов дороги в направлении движения Выбор водителем дистанции при следовании за транспортным средством-лидером 0,3*  

* Для расчета максимально допустимой скорости и минимально допустимой дистанции

Приложение 5

Приложение 6

Зависимость значений времени запаздывания срабатывания тормозной системы t2 и времени нарастания замедления t3 АТС,

Е.В.Осепчугов, В.Н.Вздыхалкин

СЛУЖЕБНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.