Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)

2020-12-06 1994
Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Назначение методики: методика направлена на выявление умения вниматель­но слушать и действовать по правилам, т.е. точно выпол­нять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятель­но действовать по указанию взрослого. Методика может быть использована для диагностики уровня сформированности произвольности.

Материал: протокол с тетрадным листком в клетку с нанесенны­ми на нем четырьмя точками, листы с диктуемы ми узорами, карандаш, доска, расчерченная на клетки, мел.

Процедура проведения

Методика «Графический диктант» проводится только фронтально, поскольку она направлена на изучение уме­ния ребенка следовать указаниям взрослого, адресован­ным группе учащихся или классу в целом.

Желательно, чтобы при проведении присутствовал ас­систент (его функции может выполнять учитель). Общее время проведения методики обычно составляет около 15 мин. Л.А. Венгер предлагает индивидуальный вариант проведения методики.

Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нане­сенными на нем четырьмя точками, на котором записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в слу­чае необходимости — дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы и карандаши, психолог дает предва­рительные объяснения.

Психолог:«Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивы­ми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду говорить, на сколько клеточек и в какуюсторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию — ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите,она указывает на дверь. (Называет какой-либо реальный ори­ ентир, имеющийся в помещении.) Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери. (На доске, заранее расчерченной на клетки, проводит линию слева направо длиной в одну клетку.) Это я провел линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх. (На доске рису­ ет соответствующую линию.)

Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. (Снова называет реально имеющийся в помещении ориентир.) Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево — к окну. (На доске проводит соответству­ющую линию.) Все поняли, как надо рисовать?»

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора (рис. 1):

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна кле­точка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продол­жайте рисовать такой же узор сами».

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На само­стоятельное продолжение узора даются 1,5—2 мин. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти повсейширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее — самостоятельно) ас­систент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошиб­ки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. По ходу само­стоятельного рисования детьми узора не дается никаких до­полнительных указаний, ошибки не исправляются. В случае необходимости робких детей ободряют. По прошествии вре­мени, отведенного для самостоятельного продолжения узора дается следующая инструкция (рис. 2):

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Пригото­вились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка напра­во. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям 1,5—2 минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог дает следующую инструкцию (рис. 3):

«Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисо­вать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка на­право. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте ри­совать этот узор».

Через 1,5—2 мин начинается диктовка последнего узора (рис. 4):

«Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внима­ние! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. (Слово «налево» выделяет голосом.) Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. (Слово «налево» опять выделяет голосом.) Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка на­лево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисо­вать этот узор».

Для более четкой организации работы можно после прове­дения очередной линии спрашивать: «Все нарисовали? Диктую дальше».

По истечении времени, предоставленного на самостоятель­ное продолжение последнего узора, психолог и ассистент со­бирают у детей листки.

Оценка результатов:

Результаты выполнения тренировочного узора не оце­ниваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продол­жение узора. Первый показатель свидетельствует об уме­нии внимательно слушать и четко выполнять указания учи­теля, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе.

Оценка выполнения диктанта производится по следую­щей шкале:

—4 балла — точное воспроизведение узора (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки);

—3 балла — воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

—2 балла — воспроизведение с несколькими ошибка­ми;

 

1 балл — воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором;

—0 баллов — отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

За самостоятельное продолжение узора оценка выстав­ляется по той же шкале.

Образцом для ребенка может служить его собственный рисунок, который не соответствует диктовавшемуся узору.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки:

— за выполнение диктанта;

— самостоятельное продолжение узора.

Обе они колеблются от 0 до 4 баллов.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (т.е. оценка, занимающая промежуточное положение или со­впадающая с максимальной или минимальной, не учи­тывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов.

Аналогично из трех оценок выводится итоговая за про­должение узора.

Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммар­ ный балл, который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу по­лучено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

 

Приложение 5

 

Беседа«Что я знаю о школе?»

Цель: определение уровня знаний ребенка о школе и школьных правилах, выявить трудности и оценить умение ребенка рассуждать.

Инструкция: дошкольнику необходимо закончить (продолжить) предложения:

1. Учебный год в школе начинается…

2. На уроке дети…

3. Оценки бывают…

4. Школьники записывают домашнее задание в…

5. Перемена это…

6. Урок начинается, когда…

7. Свои школьные принадлежности дети носят в…

8. У школьника есть дневник, а у учителя…

9. На каникулах ученики…

10. Стол, за которым в школе пишут называется…

11.  Я буду учиться в школе…лет.

12.  Если я хочу выйти в туалет или что-то сказать на уроке, нужно…

13.  Учитель пишет мелом задание на…

14.  В школе главный - …

15.  Дети ходят в школу, чтобы…

Ответы ребенка фиксируются.

Оценка результатов: если ребенок верно ответил на:

10-15 вопросов – то он хорошо осведомлен о школьных правилах, это ему поможет легче адаптироваться к новой школьной обстановке.

6-9 вопросов - школьные правила ребенку известны, но многие могут стать неожиданными с приходом в школу. Некоторые объяснения со стороны взрослых будут полезны.

4-5 вопросов – можно поиграть с ребенком в школу, рассказать о правилах, поделиться своими школьными воспоминаниями.

 

Приложение 6

«Сказки-подсказки»

Содержание занятий

№ п/п Название занятия   Содержание основной части занятия
1 «Маша и медведь» - Упр. «Маша в лесу» - Упр. «Избушка медведя» - Игра «Что есть в избушке?» - Упр. «Наводим порядок» - Игра «Маша испекла 5 пирожков» - Упр. «Помоги медведю дойти до деревни»
2 «Три медведя» - Графический диктант «Дорожка в лесу» - Упр. «Чем похожи и чем отличаются?» - Выкладывание фигур из счетных палочек - Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» - Упр. «Противоположности» - Упр. «Провожаем девочку домой»
3 «Красная шапочка» - Графический диктант «Цветочная поляна» - Выкладывание «волка» из счетных палочек - Упр. «По какой дорожке?» - Игра «Поменяйтесь местами» (деревья) - Упр. «Бабушкин платок» - Упр. «Задобри волка»
4 «Колобок» - Упр. «Дорисуй круги» - Упр. «Заселяем колобков» - Графический диктант «Зеркальные дорожки» - Упр. «Что было на картинке?» - Игра «Поменяйтесь местами» (дикие животные) - Упр. «Катится колобок, катится…» - Упр. «Спасаем колобка»
5 «Незнайка идет в школу» (Часть 1) - Упр. «Какой картинки не стало?» - Окружающий мир - Математика - Урок музыки - Урок рисования - Чтение - Русский язык
6 «Незнайка идет в школу» (Часть 2) - Упр. «Я положу в портфель» - Физическая культура - Создание альбома «Школьные годы чудесные» в технике коллажа - Анкетирование детей «Что я знаю о школе?»
7 «Гуси-лебеди» - Выкладывание «печки» из счетных палочек - Графический диктант «Пирожок» - Упр. «Изобрази действие» - Игра «Мостик» - Упр. «Раз, два, три – говори!» - Упр. «Да и нет не говори» - Упр. «Дорожка к дому»
8 «Разные колеса» - Упр. «Дорисуй круги» - Упр. «Сетка» (муха) - Упр. «Помоги лягушке» - Игра «Сосед, подними руку» - Упр. «Найди слово» - Упр. «Нарисуй ковер» - Игра «Что сначала, что потом» - Игра «Угадываем сказку» - разрезная картинка
9     «Теремок» - Упр. «Сетка» (муха) - Выкладывание «Мышки» из счетных палочек - Игра «Сосед, подними руку» - Игра «Земля, вода, воздух» - Упр. «Заселяем домик» - Графический диктант «Волк» - Упр. «Кто где живет?»
10 «По щучьему велению» - Упр. «Вправо-влево» - Упр. «Найди отличия» - Упр. «Рубим дрова» - Игра «Поменяйтесь местами» (речные рыбы) - Упр. «Путь ко дворцу» - Интеллектуальная таблица - Упр. «Дострой дворец»
11 «Скоро, скоро Новый Год!» - Упр. «Сетка» (снежинки) - Упр. «Наряжаем елку» - Игра «Снежинка, сугроб, сосулька» - Зимние загадки - Сочиняем стих - Упр. «Дед Мороз положил в мешок…»
12 «Лиса и волк» - Графический диктант «Лошадь» - Выкладывание «рыбы» из счетных палочек - Корректурная проба «Лиса» - Игра «Путаница» (прорубь) - Упр. «Что было на картинке?» - Игра «Волк поймал 5 рыб» - Упр. «Чем похожи и чем отличаются?» (герои сказки: волк и лиса)
13 «Рукавичка» - Упр. «Запомни узор» - Упр. «Продолжи узор» - Игра «Загадай животное» - Игра «Льдина» - Упр. «Кто слева, кто справа?» - Упр. «Помоги деду найти рукавичку» - Упр. «Дорисуй узор» - Упр. «Придумай узор»
14 «Зимовье зверей» - Танграм (складываем героев сказки) - Графический диктант «Баран» - Игра «Строим избушку» - Игра «В избушке жили 5 зверей» - Игра «Сосед, подними руку» - Упр. «Загадай животное» - Интеллектуальная таблица
15 «Мороз Иванович» - Игра «Шаг вперед, шаг назад» - Упр. «Сетка» (считаем мух) - Игра «Путаница» (колодец) - Упр. «Дорисуй фигуры» - Задачи со счетными палочками - Упр. «Делим подарки» - Упр. «Цветы для нянюшки»
16 «Серая шейка» - Игра «Птицы» - Упр. «Семейки» - Упр. «Да и нет не говори» - Упр. «Накорми зайца» - Игра «Льдина» - Танграм (складываем героев сказки) - Упр. «Раз, два, три – говори!»
17 «Снегурочка» - Упр. «Шифровка» - Упр. «Дорисуй овал» - Упр. «Да и нет не говори» - Игра «Цветочки, почки, листочки» - Упр. «Стоп» - Упр. «Ассоциации» - Упр. «Дорисуй фигуры»
18 «Айболит» - Упр. «Найди отличия» - Упр. «Что нужно доктору» - Упр. «Что было на картинке?» - Игра «Земля, вода, воздух» - Упр. «Животные жарких стран» - Выкладывание «жирафа» из счетных палочек - Упр. «Четвертый лишний»
19 «Кот в сапогах» - Упр. «Кот в лесу» - Упр. «Найди отличия» - Упр. «Мешок» - Упр. «Дорога к замку» - Игра «Карлики-великаны» - Упр. «Дорисуй мышку» - Упр. «Сосчитай фигуры»
20 «Заюшкина избушка» - Упр. «Парные картинки» - Выкладывание «Лисы» из счетных палочек - Упр. «Четвертый лишний» - Игра «Холодный – горячий» - Графический диктант «Медведь» - Упр. «Составь слово» - Кроссворд «Название сказки»
21 «Паровозик из Ромашково» - Игра «Транспорт» - Упр. «Отгадай название сказки» - Упр. «Вагончики» - Игра «Поезд» - Упр. «У кого больше» - Упр. «Часть и целое» - Упр. «Что за чем?» - Упр. «Пейзаж за окном»
22 «Соломенный бычок, смоляной бочок» - Упр. «Дорисуй картинку» - Упр. «Отыщи предметы» - Упр. «Найди отличия» - Игра «Запрещенное движение» - Упр. «Нарисуй такой же» - Упр. «В лес по ягоды» - Упр. «Кто что принес?»
23     «Дюймовочка» - Упр. «Отгадай название сказки» - Упр. «Раскрась по цифрам». - Упр. «Отгадай героя» - Упр. «Продолжи узор» - Игра «Три движения» - Корректурная проба «Жук» - Упр. «У кого сколько ног?» - Упр. «Спасаем Дюймовочку»
24 «Царевна-лягушка» - Упр. «Стреляем из лука» - Упр. «Соедини по цифрам» - Упр. «Шьем рубашку» - Игра «Запрещенное движение» - Упр. «Ковер» - Упр. «Лебеди» - Упр. «Логические пары» - Упр. «Перенеси буквы на новые места»
25 «Жили-были…» - Задания, приготовленный участниками программы - М/ф «Жили – были» - Игротека

 

 

Приложение 7


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.