Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер)

2020-12-06 4825
Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер) 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Назначение методики Развитие наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу, ориентироваться в пространстве и использовать схемы.

Стимульный материал. Материал представляет собой изображение полянок с раз­ветвленными дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой.

Вводные задачи состоят из двух задач — зада­чи "А" и задачи "Б". Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. На ри­сунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные до­рожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной после­довательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два оди­наковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вес­тись поиск. В "письмах" к задачам 3-6 в определенной пос­ледовательности снизу вверх даны изображения тех предме­тов, мимо которых надо идти. В "письмах" к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная ли­ния), и необходимые ориентиры.

Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 — ха­рактер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 — сочетания ориентиров в определенной последователь­ности, в задачах 7-10 — одновременно ориентиры и на­правления поворотов.

Инструкция.

Детям вначале дают две вводные задачи, затем по поряд­ку задачи 1-10.

Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.

"Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспери­ментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли".

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону".

Проверяющий при этих словах проводит рукой по черте­жу в "письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

"В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 3:

"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 4:

"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".

К задачам 5-6:

"Будьте очень внимательны. Смотрите на пись­мо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".

К задачам 7-10:

"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщи­те нужный домик и зачеркните его".

Оценка результатов:

Шкала оценок

 

№ домиков

№ задачи

1

2

3

4

5

6

7

8 9 10

1

1

0

0

1

1

0

0

2 4 0

2

1

0

0

1

1

0

0

2 2 0

3

1

0

0

1

1

0

0

4 0 2

4

1

0

0

1

1

0

2

2 0 0

5

2

0

0

2

4

0

0

0 0 0

6

2

0

0

2

3

0

0

0 2 0

7

4

0

0

4

2

0

2

0 0 2

8

3

0

0

3

2

0

0

2 0 4

9

0

2

4

0

0

1

2

0 4 2

10

0

2

3

0

0

1

0

2 2 2

11

0

3

2

0

0

1

0

0 0 4

12

0

4

2

0

0

1

0

0 0 2

13

0

1

1

0

0

3

4

0 0 4

14

0

1

1

0

0

4

2

2 0 6

15

0

1

1

0

0

2

2

0 0 2

16

0

1

1

0

0

2

2

0 2 2

17

 

 

 

 

 

 

 

  2 2

18

 

 

 

 

 

 

 

  2 4

19

 

 

 

 

 

 

 

  0 0

20

 

 

 

 

 

 

 

  2 0

21

 

 

 

 

 

 

 

  6 0

22

 

 

 

 

 

 

 

  4 0

23

 

 

 

 

 

 

 

  2 2

24

 

 

 

 

 

 

 

  2 0

25

 

 

 

 

 

 

 

  0 0
26

 

 

 

 

 

 

 

 

2 4
27

 

 

 

 

 

 

 

 

0 0
28

 

 

 

 

 

 

 

 

2 0
29

 

 

 

 

 

 

 

 

0 2
30

 

 

 

 

 

 

 

 

0 0
31

 

 

 

 

 

 

 

 

4 0
32

 

 

 

 

 

 

 

 

2 0
                                       

При оценке результатов необходимо учитывать номер вы­бранного домика и номер задачи (см. шкалу оценок). В месте пересечения их координат указана оценка (в бал­лах). Номер выбранного домика и оценка заносятся в прото­кол (см. протокол к методике "Лабиринт"). Все оценки сум­мируются. Максимальное количество очков — 44.

Интерпретация полученных результатов

38-44 балла — дети с детальным соотнесением одновре­менно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.

31-38 — дети с незавершенной ориентировкой на два пара­метра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недоста­точной стойкостью и подвижностью в развитии про­странственных представлений.

24-31 балл — дети с четкой завершенностью ориентиров­ки только на один признак. Им доступно постро­ение и применение пространственных представле­ний простейшей структуры.

18-24 — для этих детей характерна незавершенная ориен­тировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ нагляд­но-образной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориен­тировки. Они предпринимают попытку найти нуж­ный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с ре­альной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-об­разного мышления.

 

Протокол к методике "Лабиринт"

Фамилия, имя ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сумма Примечания
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       

Приложение к методике «Лабиринт»

Вводные задачи

 

Задачи 1-2

 

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо

 

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо

 

 

Задачи 5-6

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо

 

Задачи 9-10

 

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо


Ключ к задачам 1-6 (номера домиков)

Ключ к задачам 9-10 (номера домиков)

 


 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.