Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-12-06 | 2904 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Назначение методики: определение потребности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, уровня сформированности его коммуникативных умений.
Метод: наблюдение.
Описание процедуры.
Психолог наблюдает за общением детей с взрослыми и сверстниками в естественных условиях, и результаты фиксирует в специальном бланке.
№ п/п | Ф.И. ребенка | I. Общение с взрослыми | II. Общение со сверстниками |
Σ | Закл об уровне | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 |
Показатели развития общения со взрослыми у старших дошкольников, сформированность которых важна будущему ученику (эти показатели оцениваются в зависимости от степени выраженности их у ребенка):
1) Умение слушать и слышать взрослого:
1 балл — не сосредотачивается на объяснении взрослого, отвлекается;
2 балла — слушает задание, начинает выполнять его,при этом отвлекается, разговаривает со сверстниками;
3 балла — внимательно слушает все, что говорит взрослый, выполняет задание, даже если оноему не очень интересно.
2) Умение следовать инструкции взрослого:
1 балл — выполняет только легкие задания, сложныезадания выполнять отказывается;
2 балла — сложные задания выполняет частично, недоводит до конца, начинает заниматься другими делами(рисует, разговаривает и т. д.);
3 балла — старается выполнить задание, независимо отего сложности, доводит начатое дело до конца, стремитсявыполнить указания взрослого.
3) Отношение к допущенным ошибкам:
1 балл — не хочет исправлять ошибки, говорит, что унего все хорошо, обижается в ответ на замечания;
|
2 балла — исправляет ошибки, но неохотно;
3 балла — старательно исправляет ошибки, спрашиваету взрослого, правильно ли он теперь сделал.
4) Направленность бесед со взрослым:
1 балл — темы общения связаны с окружающимипредметами;
2 балла — расспрашивает о явлениях окружающегомира, устройстве мира;
3 балла — вопросы касаются особенностей человеческих отношений и личности взрослого.
Оценка результатов:
Уровень развития общения ребенка со взрослымивысчитывается по общему баллу, набранному ребенком по всем показателям:
Уровень ниже среднего — 1—5 баллов;
Средний уровень — 6—9 баллов;
Высокий уровень — 10 — 12 баллов.
Показатели развития общения со сверстниками у старших дошкольников (эти показателиоцениваются в зависимости от степени выраженностиих у ребенка):
1) Отношение к результатам действий, желаниям, спо собам действия сверстника:
1 балл — не считается с желаниями сверстника, от-вергает его предложения в совместной деятельности, учитывает только свои идеи, хочет действовать в общейдеятельности самостоятельно, сверстник должен быть в большей части наблюдателем;
2 балла — ребенок прислушивается к идеям сверстника, но применяет в деле редко, как правило, объясняя, чтолучше так, как он придумал, а партнер должен помогатьосуществлять его замысел;
3 балла — учитывает идеи и желания сверстника, распределяет работу между партнерами, отказ от использования некоторых идей объясняет нецелесообразностьюпредложенных действий.
2) Установление и выполнение правил совместной деятельности:
1 балл — правила совместной деятельности не устанавливаются детьми, каждый из участников действует независимо и самостоятельно, без помощи сверстника;
2 балла — договаривается со сверстником о том, чембудут заниматься вместе, но при этом во взаимодействиине могут распределить обязанности, договориться об очередности действий;
|
3 балла — ребенок совместно с партнером обсуждаетобщий результат, распределяет обязанности, устанавливаети выполняет правила совместной деятельности.
3) Разрешение возникающих конфликтных ситуаций:
1 балл — не владеет способами выхода из конфликтной ситуации, совместная деятельность распадается из-за невозможности договориться;
2 балла — при разрешении конфликтных ситуацийпользуется только небольшим набором способов — помощью взрослого, применением силовых способов;
3 балла — в конфликтных ситуациях использует разныеспособы их разрешения — договор, обмен, обращение к«судьям», привлечение взрослого и т. д.
4) Умение различать и понимать эмоциональные состояния, настроения сверстников:
1 балл — ребенок не различает сходные эмоциональные состояния ровесников (гневается, злится; сердится,обижается);
2 балла — различает эмоции и настроения ребят, приэтом не проявляет интереса к их состоянию;
3 балла — видит настроение сверстников, оказываетвоздействие на их эмоциональное состояние.
5) Развитие сочувствия и сопереживания:
1 балл — ребенок чаще всего не откликается на эмоциональные проявления сверстников, не делится своимипереживаниями;
2 балла — наблюдается желание ребенка поделиться сдетьми своими эмоциями и переживаниями, но отклик наэмоциональные проявления сверстников наблюдается редко;
3 балла — ребенок может как делиться своими эмоциональными состояниями, так и откликаться на эмоциональные проявления сверстников.
6) Умение увлечь своими идеями:
1 балл — не предлагает вариантов деятельности;
2 балла — предлагает различные варианты деятельности, но они трудновыполнимы, или не может заинтересовать в них партнера;
3 балла — предлагает различные варианты деятельности, может увлечь своими замыслами.
Оценка результатов:
Уровень развития общения ребенка со сверстниками высчитывается по общему баллу, набранному ребенком по всем показателям:
уровень ниже среднего — 1 — 8 баллов;
средний уровень — 8—14 баллов;
высокий уровень — 14—18 баллов.
Приложение 4
Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
Цель: задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
|
Методика может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению, рассчитана на детей 5-10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей.
Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладётся листок с "Домиком"). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного, или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".
Стимульный материал:
По ходу работы ребёнка необходимо зафиксировать следующее:
1. Какой рукой ребёнок рисует (правой или левой).
2. Как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти.
3. Быстро или медленно выводит линии.
4. Отвлекаемость во время работы.
5. Высказывания и вопросы во время рисования.
6. Сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребёнок закончит работу, ему надо предложить проверить, всё ли у него верно. Если он увидит неточности в своём рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором. Обработка материала проводится путём подсчёта баллов, начисляемых за ошибки.
Оценка результатов:
Ошибкамисчитаются:
а) отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла): на рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;
б) увеличение отдельных деталей рисунка более, чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь);
|
в) неправильно изображённый элемент рисунка (2 балла): неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём, если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображённую палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящим из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неправильно скопированный дым. Не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая части забора оцениваются отдельно, так, если неправильно срисована правая часть забора, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла, если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает за каждую часть по 2 балла. Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если часть колечек дыма срисована правильно, а часть нет, то дым оценивается 1 баллом; если часть штриховки на крыше воспроизведена верно, а часть нет, то вся штриховка оценивается 1 баллом.
Неверно воспроизведённое количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т. е. неважно, сколько будет колечек дыма, палочек в заборе или линий в штриховке крыши;
г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а как бы подвешенным в воздухе или ниже линии основания домика: смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра: расположение дыма более, чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком);
д) отклонение прямых линий более чем на 300 от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос вертикальных и горизонтальных линий (более чем на 30*), из которых состоят домик и крыша; "заваливание" (более чем на 30*) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30* от горизонтальной линии;
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши. 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки;
|
ж) залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
Хорошее выполнение рисунка оценивается «0». Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5, 5-6 лет редко получают оценку «0», в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсорномоторную координацию. Если же испытуемый 10-ти лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер. При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий:
очень жирные, или "лохматые" линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о тревожности ребёнка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании лишь одного рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.
Методику "Домик" можно рассматривать как аналог заданий теста Керна-Йирасека, а именно срисовывания письменных букв (II задание) и срисовывания группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика "Домик" выявляет те же психологические особенности в развитии ребёнка, что и II и III задания Керна-Йирасека.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!