Методика «Изучение навыков культуры общения» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Методика «Изучение навыков культуры общения»

2020-12-06 2904
Методика «Изучение навыков культуры общения» 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Назначение методики: определение потребности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, уровня сформированности его коммуникативных умений.

Метод: наблюдение.

Описание процедуры.

Психолог наблюдает за общением детей с взрослыми и сверстниками в естественных условиях, и результаты фиксирует в специальном бланке.

 

№ п/п

Ф.И.

ребенка

I. Общение с взрослыми

II. Общение со сверстниками

 

Σ

Закл об уровне

1 2 3 4 1 2 3 4
1                      
2                      
3                      

 

Показатели развития общения со взрослыми у старших дошкольников, сформированность которых важна будущему ученику (эти показатели оцениваются в зависимости от степени выраженности их у ребенка):

1) Умение слушать и слышать взрослого:

1 балл — не сосредотачивается на объяснении взрослого, отвлекается;

2 балла — слушает задание, начинает выполнять его,при этом отвлекается, разговаривает со сверстниками;

3 балла — внимательно слушает все, что говорит взрослый, выполняет задание, даже если оноему не очень интересно.

2) Умение следовать инструкции взрослого:

1 балл — выполняет только легкие задания, сложныезадания выполнять отказывается;

2 балла — сложные задания выполняет частично, недоводит до конца, начинает заниматься другими делами(рисует, разговаривает и т. д.);

3 балла — старается выполнить задание, независимо отего сложности, доводит начатое дело до конца, стремитсявыполнить указания взрослого.

3) Отношение к допущенным ошибкам:

1 балл — не хочет исправлять ошибки, говорит, что унего все хорошо, обижается в ответ на замечания;

2 балла — исправляет ошибки, но неохотно;

3 балла — старательно исправляет ошибки, спрашиваету взрослого, правильно ли он теперь сделал.

4) Направленность бесед со взрослым:

1 балл — темы общения связаны с окружающимипредметами;

2 балла — расспрашивает о явлениях окружающегомира, устройстве мира;

3 балла — вопросы касаются особенностей человече­ских отношений и личности взрослого.

Оценка результатов:

Уровень развития общения ребенка со взрослымивысчитывается по общему баллу, набранному ребенком по всем показателям:

Уровень ниже среднего — 1—5 баллов;

Средний уровень — 6—9 баллов;

Высокий уровень — 1012 баллов.

 

Показатели развития общения со сверстниками у старших дошкольников (эти показателиоцениваются в зависимости от степени выраженностиих у ребенка):

1) Отношение к результатам действий, желаниям, спо­ собам действия сверстника:

1 балл — не считается с желаниями сверстника, от-вергает его предложения в совместной деятельности, учитывает только свои идеи, хочет действовать в общейдеятельности самостоятельно, сверстник должен быть в большей части наблюдателем;

2 балла — ребенок прислушивается к идеям сверстни­ка, но применяет в деле редко, как правило, объясняя, чтолучше так, как он придумал, а партнер должен помогатьосуществлять его замысел;

3 балла — учитывает идеи и желания сверстника, рас­пределяет работу между партнерами, отказ от использо­вания некоторых идей объясняет нецелесообразностьюпредложенных действий.

2) Установление и выполнение правил совместной де­ятельности:

1 балл — правила совместной деятельности не уста­навливаются детьми, каждый из участников действует не­зависимо и самостоятельно, без помощи сверстника;

2 балла — договаривается со сверстником о том, чембудут заниматься вместе, но при этом во взаимодействиине могут распределить обязанности, договориться об оче­редности действий;

3 балла — ребенок совместно с партнером обсуждаетобщий результат, распределяет обязанности, устанавливаети выполняет правила совместной деятельности.

3) Разрешение возникающих конфликтных ситуаций:

1 балл — не владеет способами выхода из конфликт­ной ситуации, совместная деятельность распадается из-за невозможности договориться;

2 балла — при разрешении конфликтных ситуацийпользуется только небольшим набором способов — по­мощью взрослого, применением силовых способов;

3 балла — в конфликтных ситуациях использует разныеспособы их разрешения — договор, обмен, обращение к«судьям», привлечение взрослого и т. д.

4) Умение различать и понимать эмоциональные со­стояния, настроения сверстников:

1 балл — ребенок не различает сходные эмоциональ­ные состояния ровесников (гневается, злится; сердится,обижается);

2 балла — различает эмоции и настроения ребят, приэтом не проявляет интереса к их состоянию;

3 балла — видит настроение сверстников, оказываетвоздействие на их эмоциональное состояние.

5) Развитие сочувствия и сопереживания:

1 балл — ребенок чаще всего не откликается на эмоциональные проявления сверстников, не делится своимипереживаниями;

2 балла — наблюдается желание ребенка поделиться сдетьми своими эмоциями и переживаниями, но отклик наэмоциональные проявления сверстников наблюдается редко;

3 балла — ребенок может как делиться своими эмо­циональными состояниями, так и откликаться на эмоци­ональные проявления сверстников.

6) Умение увлечь своими идеями:

1 балл — не предлагает вариантов деятельности;

2 балла — предлагает различные варианты деятель­ности, но они трудновыполнимы, или не может заинте­ресовать в них партнера;

3 балла — предлагает различные варианты деятель­ности, может увлечь своими замыслами.

Оценка результатов:

Уровень развития общения ребенка со сверстниками высчитывается по общему баллу, набранному ребенком по всем показателям:

уровень ниже среднего — 18 баллов;

средний уровень — 8—14 баллов;

высокий уровень — 14—18 баллов.

 

 

Приложение 4

Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Цель: задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей ра­боте на образец умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Методика может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению, рассчитана на детей 5-10 лет; имеет клинический ха­рактер и не предполагает получения нормативных показателей.

Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и каран­даш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладётся листок с "Домиком"). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного, или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

Стимульный материал:

По ходу работы ребёнка необходимо зафиксировать следующее:

1. Какой рукой ребёнок рисует (правой или левой).

2. Как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воз­душные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти.

3. Быстро или медленно выводит линии.

4. Отвлекаемость во время работы.

5. Высказывания и вопросы во время рисования.

6. Сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребёнок закончит работу, ему надо предложить проверить, всё ли у него верно. Если он увидит неточности в своём рисунке, он может их ис­править, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором. Обработ­ка материала проводится путём подсчёта баллов, начисляемых за ошибки.

Оценка результатов:

Ошибкамисчитаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла): на рисунке могут от­сутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более, чем в два раза при отно­сительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь);

в) неправильно изображённый элемент рисунка (2 балла): неправильно мо­гут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём, если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображённую палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящим из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь не­правильно скопированный дым. Не за каждую неправильную линию в штри­ховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая части забора оцениваются отдельно, так, если неправильно срисована правая часть забора, а левая ско­пирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисован­ный забор 2 балла, если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает за каждую часть по 2 балла. Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если часть колечек дыма срисована правильно, а часть нет, то дым оценивается 1 баллом; если часть штриховки на крыше воспроизведена верно, а часть нет, то вся штриховка оценивается 1 баллом.

Неверно воспроизведённое количество элементов в детали рисунка не счи­тается за ошибку, т. е. неважно, сколько будет колечек дыма, палочек в заборе или линий в штриховке крыши;

г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основани­ем домика линии, а как бы подвешенным в воздухе или ниже линии основания домика: смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра: расположение дыма более, чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соот­ветствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком);

д) отклонение прямых линий более чем на 300 от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос вертикальных и горизонтальных линий (бо­лее чем на 30*), из которых состоят домик и крыша; "заваливание" (более чем на 30*) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30* от горизон­тальной линии;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши. 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки;

ж) залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается «0». Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оцен­ка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5, 5-6 лет редко получают оценку «0», в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсорномоторную координацию. Если же испытуемый 10-ти лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или не­скольких исследуемых методикой психологических сфер. При анализе детско­го рисунка необходимо обратить внимание на характер линий:

очень жирные, или "лохматые" линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по это­му вопросу литературе, о тревожности ребёнка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании лишь одного рисунка. Возникшее по­дозрение необходимо проверить специальными экспериментальными метода­ми по определению тревожности.

Методику "Домик" можно рассматривать как аналог зада­ний теста Керна-Йирасека, а именно срисовывания письменных букв (II за­дание) и срисовывания группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика "Домик" вы­являет те же психологические особенности в развитии ребёнка, что и II и III задания Керна-Йирасека.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.