Методика построения программы. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Методика построения программы.

2020-12-06 217
Методика построения программы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждое занятие строится на основе сюжетов известных детям сказок («Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и т.д.), что позволяет реализовать занятия в игровой и привычной для детей форме.Сказочный мир с его захватывающими героями сопровождает нас с самого раннего детства, практически с пеленок.Язык детских сказок близок и понятен ребенку потому, что это язык символов, древнейший, собранный поколениями и несущий в себе абсолютные понятия – рождения, жизни, смерти, добра и зла, прошлого, настоящего и будущего. Сказка – инструмент, который помогает создать доверительные отношения между взрослым и ребенком, дает возможность создать комфортные условия для формирования у дошкольников психологической готовности к обучению в школе (пример занятия в приложении 8).

Формы деятельности на занятиях: игры, упражнения, работа в тетрадях, рисование, коллаж, использование компьютерных презентаций MicrosoftPowerPoint и т.д.

В процессе реализации программы «Сказки-подсказки» используются следующие формы взаимодействия с родителями:

1. Совместные занятия с детьми.

2. Индивидуальное консультирование.

3. Заочное консультирование:

- для информирования родителей об особенностях подготовки детей к школьному обучению, возрастных особенностях развития детей и других вопросах используются интернет-ресурсы– сайт специалиста (http://nsportal.ru/sidorenko-mariya-nikolaevna), где размещается необходимая информация («Готовность к школе.Что готовим?», «Тип темперамента и процесс обучения» и т.п.);

- папка с информационными материалами (выбор тематики определяется компонентами психологической готовности к школе);

- буклеты-памятки («Развиваем логическое мышление детей», «Должен ли ребенок хотеть в школу или что такое школьная мотивация?» и т.п.).

 

Краткое содержание программы.

1. Подготовительный этап

Цель:первичное диагностическое обследование детей и родителей.

Задачи:

- определение уровня развития компонентов психологической готовности детей к обучению в школе (интеллектуального, волевого, личностного, коммуникативного);

- определение уровня родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Структура встречи:

- диагностическое обследование детей с использованием следующих методик (таблица 2):

Таблица 2

Компонент психологической готовности Автор и название психодиагностической методики (приложение 3) Исследуемые показатели
Интеллектуальный - И.Н. Агафонова «Найди правило»   - Двойной тест Мучника-Смирнова   - Модифицированный вариант субтеста «Шифровка» Д. Векслера - О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»   - Л.А. Венгер «Лабиринт» - Уровень сформированности логических действий (анализа, синтеза, сравнения); - Объем кратковременной и оперативной слуховой памяти; - Развитие произвольности внимания и зрительно-моторной координации;   - Развитие воображения, способности создавать оригинальные образы; - Развитие наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу, ориентироваться в пространстве и использовать схемы.
Волевой - наблюдение, анализ деятельности - Уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий.
Личностный - А.Л. Венгер «Мотивационная готовность к школе» - Уровень сформированности внутренней позиции школьника, степень готовности ребенка принять новую социальную роль ученика.
Коммуникативный - «Изучение навыков культуры общения» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной - Уровень сформированности коммуникативных умений, потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.

 

- Опрос родителей с помощью разработанной анкеты, которая включает в себя 10 вопросов. Содержание анкеты направлено на изучение уровня знаний родителей возрастных особенностей детей и специфики их предшкольной подготовки (приложение 1).

 

2. Организационный этап.

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Задачи:

- познакомить родителей с результатами первичного диагностического обследования детей;

- познакомить родителей с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста и с понятием «психологической готовности ребенка к школе».

Структура консультации:

- индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики детей;

- групповая консультация родителей на тему «Чему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе?» (http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/04/07/chemu-i-kak-uchit-rebenka-chtoby-podgotovit-ego-k).

 

3. Совместные занятия родителей с детьми (приложение 6).

Цель: Развитие психологической готовности дошкольников к обучению в школе через совместную деятельность педагога-психолога, детей и их родителей. 

Задачи:

- Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и восприятия; зрительно-моторной координации и пространственных представлений.

- Развитие произвольнойсаморегуляции.

- Развитие коммуникативных навыков и речи.

- Формирование позитивного отношения к школе и учению.

- Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к обучению в школе.

Общая структура занятий:

ü Вводная часть:

- ритуал приветствия (приложение 7);

- правила работы группы (приложение 7);

ü Основная часть:

- упражнения и игры, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.);

- упражнения и игры, направленные на развитие зрительно-моторной координации, самоконтроля и произвольности;

- упражнения и игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, школьной мотивации и т.п.

ü Заключительная часть:

- подведение итогов занятия (обратная связь);

- ритуал прощания (завершения занятия).

Каждое занятие включает в себя 8-10 подпунктов, в том числе: ритуал приветствия и прощания, разминку и может использоваться в комплексе всей программы или как самостоятельное занятие.

Программа ориентирована на активное усвоение детьми и родителями нового опыта и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.

 

4. Контрольный этап.

Цель: повторное диагностическое обследование детей и родителей.

Задачи:

- определение динамики развития составляющих компонентов психологической готовности детей к обучению в школе;

- определение изменений в уровне родительской психолого-педагогической компетентности.

Структура встречи:

- диагностическое обследование детей с использованием тех же методик, что и на подготовительном этапе;

- повторное анкетирование родителей.

 

5. Подведение итогов.

Цель: консультирование родителей, обратная связь.

Задачи:

- познакомить родителей с результатами вторичного диагностического обследования детей;

- оценить результативность реализованной программы.

Структура встречи:

- индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики детей;

- составление индивидуальных рекомендаций для родителей по подготовке детей к обучению в школе.

- заполнение родителями анкеты «Отзывы участников о программе» (приложения 10-11).

 

Оценка результативности

Для отслеживания результативности работы по программе проводится первичное диагностическое обследование детей (таблица 2) и анкетирование родителей, позволяющее отследить степень их информированности в вопросах воспитания и обучения детей.

После первичного диагностического обследования, обработки и анализа полученных результатов проводится консультирование родителей и формирование группы для проведения занятий.

В содержание нескольких занятий также включены диагностические методики, такие как: «Домик» Н.И. Гуткиной и графический диктант Д.Б. Эльконина, направленные на изучение волевого компонента психологической готовности к школе (приложение 4), а также разработанная анкета «Что я знаю о школе?», направленная на изучение личностного компонента (приложение 5).

По окончании программы проводится заключительное диагностическое обследование детей (приложение 9) и анкетирование родителей, обработка полученных результатов и анализ результативности программы.

 

Таким образом, родители и другие члены семьи, становятся непосредственными участниками процесса подготовки детей к обучению в школе. Родители чувствуют свою значимость в процессе предшкольной подготовки собственных детей, они могут повышать уровень своих знаний и видеть результат собственного труда и совместных со специалистом усилий.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.