Стресс и его влияние на человека — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Стресс и его влияние на человека

2020-12-06 219
Стресс и его влияние на человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На сегодняшний день любое действие и любая работа в мире связаны с тесными контактами и общением людей друг с другом, иначе прогресс всего человечества, да и вообще духовная эволюция людей может остановиться. Общение же всегда предполагает частое несоответствие взглядов на тот или иной предмет, следствием чего может явиться конфликт интересов и взглядов. Разумеется, такое непростое эмоциональное переживание не может пройти для самого человека бесследно, его организм переживает особое состояние, когда необходимо пропустить это через себя и успешно адаптироваться к подобным ситуациям, коих в жизни будет бесчисленное множество. Имя такому состоянию - стресс.

В наш XXI век высоких технологий и информации это понятие стало особо актуальным, так как участились случаи как эмоционального, так и физиологического переутомления, что неизбежно влечет за собой кризис в профессиональной и лично сферах, если вовремя не установить и преодолеть причины такого утомления. Причиной таким событиям может быть только стресс. Казалось бы, ничего общего между юриспруденцией и стрессовыми ситуациями нет, однако это только на первый взгляд. На самом деле, практически все юристы и правоведы постоянно работают в стрессовых ситуациях, будь то разбирательство очередной судебной тяжбы или общение с особо опасными уголовными элементами. Естественно, для успешной деятельности в этой сфере жизненно важен навык стрессоустойчивости и преодоления эмоционально тяжелых моментов в жизни. Более того, успешный юрист просто обязан не только уметь преодолевать стрессовые ситуации,
но извлекать из них уроки и с успехом использовать в своей дальнейшей
работе.

Итак, в данной работе мы намерены провести литературный обзор по тематике стресса и выявить основные методы по преодолению стресса и борьбы с ним.

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907-1982 гг.). Началом утверждения основ теории стресса считают знаменитую статью
Г. Селье «Синдром, вызываемый различными повреж​дающими агентами», опубликованную в 1936 году. Ганс Селье определял стресс как «универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители». Это значит, что хорошие события (например, повышение на работе), к которым мы должны приспосабливать​ся, и плохие (например, смерть любимого человека), к чему мы тоже должны приспосабливаться, физиологически выражаются совершенно одинаково. Селье и его последователи показали, что синдром ответной физиологической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться непосредственно не присутствием стресса, а его психологическим воздействием на личность [1].

Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р. Лазарус. Он, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную.

В.Л. Марищуком (1984, 1995 г.) и др. высказано мнение, что наименования стресса (эмоциональный, боевой, учебный, авиационный, спортивный и др.) определяется содержанием стресс-фактора. Эмоциогенное воздействие вызывает эмоциональный стресс, спортивные нагрузки -  спортивный стресс, факторы полета могут вызвать авиационный стресс и т. д. Но стрессом, по утверждению В.Л. Марищука, можно называть лишь такое состояние, которое характеризуется значимым выбросом стероидных гормонов (не менее чем на величину вероятного отклонения от исходных показателей). При этом любой стресс является физиологическим, так как сопровождается различными физиологическими реакциями и всегда эмоциональным, поскольку сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями. Он также всегда связан с разными нейрорефлекторными механизмами и различными эндокринными реакциями.

Согласно Леви, эмоциональный стресс можно рассматривать как
участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, в котором сдвиги физиологического гомеостаза являются самыми низкими в
условиях полного безразличия. Приятные и неприятные эмоциональные состояния сопровождаются изменениями в уровнях физиологического гомеостаза.

В исследованиях вопросов эмоционального стресса сначала Леви, а затем Г. Селье все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, обозначают как дистресс, а связанные с положительными эмоциональными реакциями - как эустресс. Подразделив первоначальное понятие стресса на две разновидности - дистресс и эустресс, Селье способствовал тому, что в сферу применимости этих новых понятий попали практически все физиологические явления, в том числе и сон. Селье пишет, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс... Полная свобода от стресса означает смерть». При таком расширенном толковании понятие «стресс» становится равнозначным понятию «физиологическая активность» и в результате
теряет объяснительную силу, значительно снижая возможности строго исследовать конкретные проявления адаптации с каких-либо единых позиций [2].

Что является причиной стресса? Причина стресса складывается из двух составляющих: «стрессор»; «стрессовая реакция».

Во многом развитие стрессовой реакции обусловлено природой стрессора.

Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, то есть систему реакций человека, направленную на адаптацию.

В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами. Одни из них относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод), другие имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), третьи - социологическую (безработица, смерть любимого человека), остальные - философского характера (использование времени, цели жизни). Стрессоры, в свою очередь, подразделяются на психологические и физиологические, причем первый подразделяют на информационный и эмоциональный. Информа-
ционный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений, и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности. Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же, наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека. Наличие стрессора еще не обусловливает развитие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрессорам обусловлена как генетическими, так и индивидуально-личностными качествами.

Стрессовые реакции могут быть:

- физиологическими;

- эмоциональными;

- поведенческими.

Типичные эмоциональные стрессовые реакции – это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).

Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.

Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью. Эта реакция заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, и др. Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются [3].

Как ни странно, стресс не всегда является отрицательным явлением. Стрессовая активация может иметь положительную мотивирующую силу, улучшающую качество жизнедеятельности, вызывающую положительные эмоциональные реакции - эти состояния обозначают как эустресс. Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными отрицательными переживаниями и имеющими ослабляющую, деструктивную силу, обозначают как дистресс. Оптимальная цель - ограничить вредоносный эффект стресса, поддерживая качество и активность образа жизни. Следует отметить факторы, влияющие на стрессовую реакцию.

Для каждого человека существуют специфические связки, закрепившиеся в личном опыте, - какие стимулы являются для него максимально опасными и стрессовыми. У каждого из нас существуют точки уязвимости - на них мы отвечаем реакцией бегства (например, депрессия - это один из видов «убегания» от травмирующей ситуации и сведения на «нет» своей активности). Какие-то стимулы не являются столь опасными, человек готов с ними бороться, поэтому он активно реагирует на стрессор и справляется с его воздействием. Выявить характерные для каждого человека связки стрессор-реакции или предпочитаемые стратегии реагирования можно, проанализировав его индивидуальный опыт, отметив в нём некоторые характерные стереотипы. Возможно, стереотипные стрессовые реакции оказываются не очень адаптивными и адекватными и их необходимо изменить. Главный фактор, который опосредует действие стрессора – это процесс оценки человеком этого стрессора, который представляет собой суждение о событиях с различной точки зрения:

- насколько ситуация подконтрольна;

- какие причины приписывает человек – почему так произошло (внутренний или внешний локус контроля);

- оценка ресурсов, которые есть в наличии. Человек находится в окружении значимых, близких людей, знакомых, которые формируют социальную сеть вокруг него, оказывают социальную поддержку. Это является важным фактором, который влияет как на оценку ситуации (например, с точки зрения норм и ценностей группы), так и на оценку ресурсов (человек рассчитывает на помощь близких), социальная сеть помогает справиться с эмоциональными реакциями [4].

В результате сознательной и бессознательной оценки ситуации человек формирует поведение, пытается совладать с ситуацией.

Свойства личности и социальные признаки могут способствовать как усилению, так и ослаблению стрессовой реакции, влияя на её тип, интенсивность и длительность.

Выделяют определенные личностные черты, которые влияют на формирование стрессовой реакции:

- наиболее известно такое свойство как эмоциональная стабильность, является фактором, защищающим в борьбе со стрессами;

- способность справляться с внутренними и внешними требованиями;

- выносливость, как комплексная система убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которые поддерживают человека в его взаимодействиях со стрессовыми событиями: смысловая и целевая ориентация человека, локус контроля (интернальный или экстернальный), способность принять вызов (убеждённость, что изменения – это часть жизни и в них содержится возможность роста).

В настоящее время большой популярностью пользуются психотеравтические приемы и методы по преодолению стресса, или, как их называют иначе, приемы саморегуляции. В основу психотерапии лиц, испытывающих чрезмерное нервно-психическое напряжение, положены принципы патогенетического подхода, установленные В.Н. Мясищевым (1960). Сущность этого подхода состоит в том, что функциональные нарушения нервно-психической деятельности теснейшим образом связаны не только с объективными характеристиками психогении, психотравмирующей ситуации, но и в первую очередь с особенностями системы отношений личности индивида, оказавшегося в экстремальной ситуации и действующего в ней. Тип нервно-психических нарушений, их глубина и клинические проявления зависят не только от специфики ситуации, но и от того, каким образом к ней относится субъект, как он ее оценивает, какое значение ей придает и какую позицию в данной ситуации занимает. Основными приемами саморегуляции являются внушение и самовнушение. Среди первых следует указать внушение наяву (если человеку внушают что-либо, когда он бодрствует) и внушение в состоянии естественного и гипнотического сна (когда перед сеансом внушения врач погружает человека в своеобразный сон). В любом случае под внушением понимается такое воздействие на психику, при котором слова начинают восприниматься «на веру», почти беспрекословно, бездумно, как бы в обход логики. К методам самовнушения относятся самовнушение по Куэ (ежедневное сознательное, утром, днем и вечером повторение по двадцати и более раз определенных фраз, например: «Страх мой совершенно нелепый, он полностью исчезнет»; «Мой организм способен вырабатывать вещества, которые помогут мне сохранить спокойствие и преодолеть любые трудности» и т. п.) и аутогенная тренировка в ее многочисленных вариантах.

Система аутогенной тренировки (далее - AT) предложена и разработана И. Г. Шульцем. Она направлена на выработку у человека навыков произвольной регуляции тонуса мышц и работы физиологических систем, обычно не подлежащих контролю сознания. В состоянии полной релаксации субъект получает возможность нормализовать режим их функционирования, снимать неприятную эмоциональную окраску ощущений, произвольно влиять на формирование положительного отношения к окружающему. В основе аутогенной тренировки лежит установление связей между словесными выражениями или образными представлениями и регуляцией состояния различных органов. Это достигается тем, что пациент систематически приучает погружать себя в особое состояние, напоминающее легкую дремоту. В целом, благодаря AT, увеличивается возможность саморегуляции высшей нервной деятельности и вегетативных функций, «упражняется» воля, повышается внимание, улучшается воображение и эмоции.

Наряду с аутогенной тренировкой известна система саморегуляции
Э. Джекобсона – «прогрессивная релаксация» (расслабление). Джекобсон обнаружил, что при эмоциях у человека напрягаются скелетные мышцы. Для снятия эмоциональной напряженности он предложил расслаблять их. Этот способ помогает снимать чувство тревоги и страха.

В западной литературе много внимания уделяется описанию методов купирования стресса, основанных на психоанализе З. Фрейда, методах суггестии, медитации и др. Вместе с тем нельзя не упомянуть о возможности широкого использования в спортивной практике, да и в военном деле, различных комплексов специальных физических упражнений, направленных на профилактику и купирование психо-эмоционального напряжения и стрессовых состояний. Наиболее эффективными среди множества комплексов физических упражнений считаются комплексы дыхательных упражнений. Изменяя произвольно режим дыхания, человек изменяет и режим своей психической деятельности. Поэтому дыхательные упражнения являются одним из простых и надежных методов регуляции психических состояний (Ильин Е.П., 1980). Основы культуры дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Их смысл состоит в сознательном контроле частоты, глубины и ритма дыхания. Кроме дыхательных, применяются и другие специальные упражнения [5]. Не вдаваясь в подробное их описание, укажем, что целенаправленное их применение способствует коррекции и развитию слабо развитых, но профессионально важных психофизиологических качеств, уровень развития которых при прочих равных условиях является важным стрессустойчивым фактором.

Итак, рассмотрев основные вехи изучения природы стресса и его основные причины, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день мы практически перманентно находимся в стрессовой ситуации, либо находимся под сильным их влиянием. Чтобы успешно интегрироваться и адаптироваться к постоянно меняющимся событиям, мы рассмотрели ряд приемов и практик для успешного преодоления стрессового состояния, которые очень актуальны и не требуют особых усилий для их личного выполнения.

Таким образом, изучив и проанализировав тему стрессового состояния, мы пришли к выводу, что в сфере юриспруденции также важно уметь распознавать и преодолевать стресс для успешного выполнения своих должностных обязанностей, как и в совершенстве знать, к примеру, гражданское или уголовное право.

 

Список использованных источников:

1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы.  М.: Ин-т психологии РАН, 1995.

2. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

3. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е издание. Питер, 2002

4. Психиатрия чрезвычайных ситуаций: Руководство / под ред. Т. Б. Дмитриевой. М. 2004.

5. Марищук В. Л.. Пеньковский Е. А. В чем сила сильных. М.: Изд-во ВЗПИ, 1992. С. 190.

6. Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. С. 128.

 


Гурбанов Умид Габиб оглы,

студент 3 курса юридического факультета Московского университета
им. С. Ю. Витте


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.