По направлению к Высшему «я» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

По направлению к Высшему «я»

2020-12-06 98
По направлению к Высшему «я» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Вы представляете, насколько глубоко это проросло? Если человека ещё до рождения хотели убить, а с пелёнок внушали, какой он урод и бездарь?. Если одних третируют с младенчества – родители, сверстники, учителя; а других насилуют ещё до первого поцелуя… Если все, включая государство, держат тебя за идиота, не позволяя выбирать самому…»

С. Иванов

Бессознательное в нашей судьбе. Сергей Иванов, возвестивший устами одного из своих персонажей вышеприведённую мысль, абсолютно и безоговорочно прав: программы нашей судьбы действительно очень глубоко проросли в нашу душу. Настолько, что и корни, и ствол Древа Судеб практически полностью находятся в бессознательном, проявляясь в сознании в лучшем случае фрагментами своей кроны. Они могут даже и вовсе никак не отмечаться в сознательной части вашей психики, однако, присутствие этих программ в бессознательной её части неоспоримо и бесспорно. И, кстати, вполне достаточно для того, чтобы сузить степень вашей свободы до воистину мизерного количества вариантов развития событий, когда вроде бы даже кажется, что ты волен выбирать свою дорогу, а на деле получается, что давно уже попал в чужую колею, выбраться из которой нет никакой возможности…

Именно поэтому в нашей работе по перепрограммированию судьбы – своей собственной, а, возможно и близких – я в полном соответствии с традициями нейропрограммирования предлагаю вам обратить особое внимание на собственное подсознание. И одновременно сознательно использовать всю мощь вашего бессознательного. А для этого вам надо узнать и понять сущность и свойства этого самого бессознательного. То есть найти ответы на очень интересные вопросы (разумеется, с моей помощью).

Что это такое – бессознательное человека? В чём его отличие от сознательного? Как эти две ипостаси нашей психики взаимодействуют между собой? И какова структура и система нашего Большого «Я», т.е. того, что в целостности и единстве сознательного и бессознательного и составляет нашу психическую жизнь?

Попробуем разобраться со всем этим, дабы вы точно знали, на что можно опираться и что использовать (а что изменять) в самом себе в путешествии длиною в жизнь.

Введение в психологию бессознательного. Итак, не вдаваясь пока в теоретические модели, констатируем то, в чём сходятся все без исключения исследователи психики. Что в человеке есть то, что он осознаёт – сознательное. И то, что осознать он (до поры, до времени?) не может – бессознательное. Осознание бессознательного, освоение гигантского пространства Космоса нашей души – это и есть та главная задача, которую каждый из нас решает в своём путешествии длиною в жизнь как достижения Высших Планов Сознания (а они мирно – иногда, правда, и воинственно – дремлют именно в нашем бессознательном).

По опять-таки единодушно разделяемому представителями всех без исключения школ «людоведения» положению, сознание управляет только малой частью программ нашего поведения (по некоторым данным – 6%). Бессознательное, соответственно, контролирует куда больший объём нашей жизнедеятельности (94%). А это значит, что буде мы признали, что судьба – в нас самих, придётся уточнить это суждение до констатации того, что она – в нашем бессознательном. И исправить свою захромавшую судьбину можно только в том случае, если мы сможем переписать и дополнить записанные в бессознательной части нашей психики её (судьбы) сценарий и программы (кто и как пишет нам эти самые сценарии / программы, разберём позднее).

Что ещё можно в режиме предисловия сказать о бессознательном? Наверное то, что оно намного мощнее сознания – скорость обработки информации в бессознательной части нашей психики в тысячи (а по некоторым данным – в десятки и сотни тысяч раз) превышает быстродействие тугодумного сознательного. Впрочем, с учётом объёма задач, с которым должно справляться бессознательное, сие супербыстродействие вполне естественно. Вспомним хотя бы о том, что именно бессознательное контролирует все процессы в вашем организме. И тогда вы не удивитесь тому, что, по подсчётам педантичных американцев (я уже писал об этом в «Основных идеях и посылках»), то, что человеческий мозг делает за одну минуту, компьютер класса «Pentium‑400» сделает за… 100 лет! Так что каждый из нас является владельцем самого мощного из созданного на Земле кибернетического устройства, которое мы – однако и увы – используем на удивление бездарно – как, впрочем, и обычные компьютеры, каковые служат нам только для стрелялок, догонялок и плуталок (я имею в виду компьютерные игры). Причина такого печального положения – во-первых, конечно же, в лени. Но во-вторых – в отсутствии инструкций по грамотному использованию потрясающих возможностей мозга-биокомпьютера. Нейропрограммирование как раз и является ныне ведущей наукой, разрабатывающей подобные инструкции.

Вы даже не представляете, как здорово было бы вам научиться использовать потенциал бессознательного – ну хотя бы отчасти. Ведь оно не только быстрее, но ещё и намного умнее сознания. Так как содержит запись всего того, что вы только видели, слышали, чувствовали, читали (и так далее) в своей жизни. Доказали сей факт уже довольно давно – во время нейрохирургических операций, когда стимулирование слабым электротоком участков мозга воссоздавало в голове человека абсолютно полную картину того, что было когда-то. Так, некий каменщик смог точно подсчитать количество кирпичей, которые он использовал при кладке стены несколько десятилетий назад. А поскольку стена уцелела, его, естественно, проверили. Оказалось, что он не ошибся ни на один кирпич. Механизм этого феномена довольно прост и отчасти опять-таки уже описан мною в «Основных идеях и посылках». Каждую секунду на нас обрушивается гигантский объём информации, из которого наше медлительное сознание оказывается способно переработать, а потом усвоить только 7 ± 2 структурно организованных единиц информации (не битов, а именно структурно организованных единиц; ибо нашему мозгу почему-то глубоко плевать на кибернетически-компьютерные единицы информации – главное, чтобы её – информации – «кусков» было не больше 7 ± 2). То, что выберет ваше сознание, определяется конфигурацией вашего туннеля реальности. А всё остальное буквально проваливается в бессознательное, которое весь этот колоссальный объём сведений бережно сортирует, записывает и хранит. А теперь представьте: кем бы вы стали, если бы вся эта информация оказалась вам доступной (ну хотя бы книги, которые вы прочитали, но забыли – а там они записаны от начала и до конца)? Правильно – гением. Ведь по опять-таки единодушному мнению психологов, гении – это люди, у которых контакт с бессознательной частью их психики налажен лучше, чем у других. Не случайно и таблица Менделеева, и формула бензола Кёкуле (список случаев можно продолжить до бесконечности) приснилась их создателям во сне (в котором, как известно, снимается цензура сознания и информация из бессознательного становится доступной)! А теперь огорошу вас ещё больше (впрочем, вряд ли это удастся сделать после того, как вы пережили концепцию уровней жизни). Например, Ч. Тойч доказал, что гипотеза о памяти предков имеет все права на жизнь, ибо в нашем ДНК и РНК не просто кодируется, но и передаётся по наследству информация о всех перипетиях нашей жизни. А представители так называемой трансперсональной психологии (С. Гроф сотоварищи) чрезвычайно убедительно продемонстрировали, что наш мозг-биокомпыотер оказывается вполне способным при определённых условиях как бы подключаться к системе «Интернет» – той самой ноосфере, о которой писали Вернадский и де Шарден, и в которой хранится вся информация о Мироздании. Кстати, наш мозг вполне может всю её поместить, ибо количество связей, которые в нём могут образоваться – 10128, а количество элементов в этой Вселенной несколько меньше…

Бессознательное в жизни человека. Теперь, когда вы, надеюсь, поняли, что именно бессознательное человека – это хранилище всего опыта, памяти и знаний; главный источник беспредельных возможностей человека, а заодно и важнейшее средство разрешения любых проблем (такое понимание бессознательного впервые ввёл величайший гипнотерапевт XX века М. Эриксон, за что ему честь и хвала), пойдём дальше. И поговорим о сознательном и бессознательном в психике человека уже более глубоко и содержательно.

В прекрасной книге С. Гиллигена «Терапевтические трансы» содержится очень глубокий анализ проблемы соотношения сознательной и бессознательной частей нашей психики. Некоторые из его положений я здесь и приведу.

Содержание сознания
Прежде всего данный автор, развивая идеи М. Эриксона, выделяет четыре уровня, на которых можно рассматривать уникальность человеческой личности:

— глубинное «Я»;

— бессознательное;

— сознание и

— содержание сознания, что схематично можно выразить в следующем рисунке (рис. 4).

Рисунок 4. Уровни личности по С. Гиллигену

Глубинное «Я» в данной модели рассматривается как сущность личности, которая не может быть воплощена ни в каком образе, определении или форме. Оно представляет собой тот ритм и то самоощущение целостности, которое характеризует уникальность человека. С. Гиллиген считает, что эта сущность неделима и является источником жизненной энергии и продуктивности. А ещё он предлагает представить себе это самое глубинное «Я» в виде четырёхмерного гипершара, сложенного в топологическую форму тора (успокойтесь – это всего-навсего бублик или, точнее, «шар в виде пончика»). Весьма замечательное свойство этого гипершара состоит в том, что любая точка внутри него представляет собой центр, описываемый тем же преобразованием Фурье, каким математики пользуются для получения голограмм-то есть целое здесь содержится в любой из своих точек, как в голограммах. А теперь внимание: именно такой гипершар, именуемый ещё «поверхностью Мёбиуса», был предложен Эйнштейном и Эддингтоном как модель Вселенной!!!

Если надо, остановитесь на время и попробуйте переварить эту информацию о глубинном «Я» как человеческой душе. Я же пойду дальше и сообщу, что, по всё тому же С. Гиллигену, дифференциация «Я» со временем приводит к возникновению системы обеспечения нашей целостности, каковая и называется бессознательным. Это инструмент, вычислительное устройство, потрясающе сложная информационная система, задача которой заключается, во-первых, в поддержании целостности «Я», а во-вторых – в расширении его автономии.

На фоне или в поле бессознательного формируется сознание – весьма прямолинейное образование, главными функциями которого являются структурирование информации в последовательности действий (это и есть пресловутые «мыслительные структуры»), а также упорядочивание и определение взаимоотношений между понятиями. По С. Гиллигену, сознание – это некий регулятор или менеджер; директор нашего «Я». Увы – по своей природе директор этот изначально консервативен, а отнюдь не продуктивен. Сознание – это наши роли, кибернетические петли, рациональные и целенаправленные планы, сценарии, стратегии и структуры. Через него проходят некие элементы, составляющие содержание сознания – в основном индивидуальные восприятия, образы и ощущения, а также познание и двигательные проявления.

Итак, согласно С. Гиллигену, нас можно рассматривать как уникальную сущность («Я»), работающую в рамках не менее уникальной психобиологической организационной системы (бессознательное), использующую опять-таки уникальные стратегии в попытках достичь целей (сознание) и поглощённую в каждый данный момент конкретным психическим содержанием (содержание сознания). Наиболее важный вывод, который можно сделать из всей этой, на первый взгляд, тарабарщины – это то, что и бессознательные процессы представляют собой нечто разумное, организованное и продуктивное. Более того – как неоднократно подчёркивал М. Эриксон, наше сознание очень разумно, но наше бессознательное намного умнее. Ибо, уже по Г. Бейтсону, (но по всё той же книге того же С. Гиллигена), сознание склонно не замечать природы «Я» и внешнего мира, поскольку содержание его экрана определяется соображением цели. Сознание действует линейно – «Я хочу Г, Б выведет к В, а В – к Г, стало быть, Г может быть достигнуто через Б и В». Но мир, который нас окружает, не линеен (как не линейна и сама по себе психика)! А значит, сознательно мы никогда не сможем его отобразить с достаточной степенью точности. И уж тем более не добьёмся в нём успеха – в силу теперь уже понятной вам узости целенаправленного и рационального подхода сознания (отказ от которого или, по крайней мере, корректировка и есть, по Г. Бейтсону, существенная черта мудрости).

Различия между сознанием и бессознательным. Подведём некоторые итоги и ещё более пристально рассмотрим различия между сознанием и бессознательным – равно как и то, как и в чём они дополняют друг друга. По всё тому же С. Гиллигену[41], взаимодополнительность и различия сознания и бессознательного выглядят следующим образом (я опускаю здесь графу «автор», так как пишу не теоретическую монографию, а научно-популярную книгу):

 

 

Бессознательное Сознание
микроскопично атомистично
синтетично аналитично
конкретно абстрактно
геометрично численно
символично понятийно
невербально (бессловесно) вербально
аналогово численно
эйдетично (образно) дискурсивно
экзистенциально дифференциально
вырабатывает взаимосвязи вырабатывает соотношения
свободно, неупорядоченно управляемо
одновременно последовательно
мифично и метафорично рационально и практично

 

 

Разнополушарное мышление. Скажите, а задумывались ли вы над тем, где живут сознание и бессознательное? «Глупый вопрос! – скажете вы. – Ну, разумеется, в голове!» И будете не правы. Ибо, во-первых, трансперсональная психология (а задолго до неё буддизм и иные духовные практики) доказали, что мозг – это, скорее, приёмник, чем хранитель психики и сознания, а оно само может находиться где угодно – в том числе и вообще вне тела (между прочим, телевизор ну никак не может рассматриваться в качестве создателя и хранителя телепрограмм). Во-вторых, в нашей голове находится не просто мозг, но два его полушария, каждое из которых работает не просто автономно, но и совершенно по-разному. Разница эта оказалась не только разительной, но ещё и очень похожей на различия между сознанием и бессознательным. Так что очень многие авторы поспешили определить сознание в левое наше полушарие, а бессознательное – в полушарие правое.

Я не слишком разделяю эту теоретическую «карту». Но она удобна для того, чтобы, во-первых, ещё больше подчеркнуть различия между сознанием и бессознательным, заодно приведя дополнительные аргументы в пользу опоры на последнее (использование ресурсов бессознательной части нашей психики). Во-вторых же, данная «карта» хорошо демонстрирует однобокость только лишь «левополушарной» ориентации в познании мира – и даже намекает на то, что когда то, что находится в каждом из полушарий, сольётся и интегрируется, мы обретём нечто, по масштабам и мощи сравнимое со Вселенной…

Итак, примем как данность, что левое и правое полушария нашего мозга весьма сильно отличаются друг от друга и как бы специализируются на разных видах деятельности. Так, согласно В. Стюарту[42]:

 

левое полушарие «озабочено» преимущественно: правое полушарие куда более «заинтересовано»:
обработкой, анализом и дедукцией, конвергентным («сходящимся» – от общего к частному) мышлением, фактами, данными, цифрами, конечным продуктом, структурой, логикой и последовательностью, математическими моделями, целесообразностью, сведением задач к рабочим частностям, наукой и техникой, приближением шаг за шагом, применением последовательного подхода, вербальным (словесным), буквальным, конкретным языком, разработкой хорошо определённых планов, порядком. абстрактными темами, художественным выражением, образом тела, конструктивными задачами, идеями и чувствами, творческими ремёслами, дивергентным («расходящимся» – от частного к общему), глобальным мышлением, эмоциями, процессом, а не результатом, использованием опыта, знанием через образы, восприятием, молитвой, медитацией, мистикой, решением задач, запоминанием лиц, спонтанностью, визуальным, работой с символами, фантазиями и снами, метафорами и образами, работой с противоположностями и неизвестным.

 

 

Увы – мы все пока ещё не гении, и в своей жизни предпочитаем использовать (точнее – опираться на) одно полушарие, каковое именуется доминантным. У большинства людей таковым выступает левое. У меньшинства – правое. И в зависимости от того, какое полушарие доминирует, мы совершенно по-разному решаем стоящие перед нами жизненные и иные задачи.

Так, по тому же В. Стюарту:

 

 

тот, кто решает задачи левым полушарием: тот, кто это делает правым полушарием:
• определяет цели решения, которое надо принять, • классифицирует цели в соответствии с их важностью, • определяет альтернативные пути действий, • оценивает альтернативные пути по целям, • выбирает альтернативу с лучшим результатом, • определяет и оценивает возможные последствия • альтернатив, • выполняет решения при тщательном контроле и отслеживании возможных негативных последствий. • смягчает рациональную мысль эмоционально-интуитивными предпочтениями, • использует различные методы «привнесения» в понимание внесознательного материала, • избегает цензуры идей во время их инкубации, • рассматривает расходящиеся, даже противоречащие друг другу идеи скорее с уважением, чем со скептицизмом и оборонительной позицией, • старается не игнорировать внутренние предупреждения, что что-то не так, • проверяет любой рациональный способ решения задачи, чтобы увидеть, ощущается ли он интуитивно хорошим в процессе и в окончательном решении, • пытается постоянно оставаться осознающим себя.

 

Коротко подытожить различия в функциях между левым и правым полушарием можно с помощью следующей таблицы[43]:

 

Функции левого полушария Функции правого полушария
1 хронологический порядок текущее время
2 чтение карт, схем конкретное пространство
3 запоминание имён, слов, символов запоминание образов, конкретных событий, узнавание лица людей
4 речевая активность, чувствительность к смыслу восприятие эмоционального состояния
5 видение мира весёлым, лёгким видение мира мрачным (спорно – корр.)
6 детальное восприятие целостное, образное восприятие

 

Остаётся добавить последнее-то, что в общем-то прозвучало в вышеприведённом сравнительном анализе, но всё-таки нуждается в дополнительном упоминании. Два полушария нашего мозга (а стало быть, и сознание с бессознательным, если принять гипотезу о полушарной локализации этих ипостасей нашей психики) не просто по-разному мыслят и познают окружающий мир (а если честно, то и живут в разных Реальностях). Они ещё и как бы разговаривают на разных языках. Левое полушарие предпочитает слова и знаки. В то время как правое – образы, символы и ощущения. Но если мы вспомним, что именно правое полушарие (бессознательное) управляет 94% программ нашего поведения и деятельности, то не трудно понять, что причины нашего неуспеха в жизни лежат в том, что мы никак не можем договориться со своим бессознательным, ибо просто говорим на непонятном ему языке! Именно поэтому в нейропрограммировании в целом и в данной книге в частности, в техниках и в упражнениях используется система кодов, соответствующая языку бессознательного – те самые вышеупомянутые образы, символы и ощущения, организованные, однако, особым способом.

Структуры человеческой психики. А теперь пойдём дальше и попробуем ответить на столь любимый нашим сознанием вопрос: о структуре человеческой психики в единстве её сознательных и бессознательных компонентов (ах, как любит наше левое полушарие препарировать и анатомировать натуру вместо того, чтобы изучать её живой, двигающейся или хотя бы дёргающейся – но на это способно уже только полушарие правое). Как известно, первым, кто ответил на вопрос о данной структуре человеческой психики в искомом нами единстве её сознательных и бессознательных компонентов, был З. Фрейд, который предложил своеобразную «трёхэтажную» модель, состоящую из Оно (Ид), Сверх Я (СуперЭго) и собственно Я (Эго) (рис. 4.).

 

Сверх Я (СуперЭго)
Я (Эго)
Оно (Ид)

 

Рисунок 4. Схема личности по З. Фрейду.

На первом «этаже» нашей психики пребывает подсознательное Оно: некое импульсивное (живущее по принципу «Хочу!» и «Дай!») начало, пребывающее во власти влечений и представляющее собой сумму инстинктивных побуждений, центральным из которых является сексуальный инстинкт.

На третьем «этаже» «живёт» Сверх‑Я, которое являет собой своеобразную инстанцию распоряжений и запретов (так же, между прочим, бессознательную), возникающую в ребёнке под влиянием социализации и олицетворяющее собой нормы и мораль.

Ну а между этими двумя антагонистами (влечения и мораль вечно находятся в противоборстве, ибо, как грустно заметил, не помню уже кто, всё, что приятно в этой жизни, либо незаконно, либо аморально, либо ведёт к ожирению) находится (мечется!) наше Я, которое, пребывая как бы между молотом и наковальней, вынуждено примирять между собой «аморальность» Оно и «цензуру» Сверх Я (как говаривал Фрейд, Я – это наездник, который должен сдерживать силу лошади Оно).

Как видите, всё логично, и не случайно подобное «трёхкомпонентное» видение получило много других форм теоретико-психологического обоснования. Например, у Э. Берна оно приобрело вид существования в психике человека трёх независимых и как бы не пересекающихся друг с другом Эго-состояний: импульсивного, непосредственного и творчески настроенного Дитяти; строгого и морализующего Родителя и рационального, ориентированного на результат и выгоду Взрослого. И это тоже логично, ибо, во-первых, мы никогда не можем одновременно веселиться, морализировать и следить за выгодой. А во-вторых, без любого из этих компонентов человек становится ущербным (без Дитяти в нём нет творчества и веселья; без Родителя – следования нормам, а без Взрослого – практичности и целесообразности). Однако, к сожалению, З. Фрейд (а за ним и Э. Берн) слишком уж приземлил психическую сущность человека, не оставив в своей модели никакого места для глубинного или Высшего «Я»; Самости и т.п. К тому же вся человеческая активность души у отца психоанализа выводилась только из секса, а позднее – ещё и из влечения к смерти. Естественно, что последователи и даже ученики З. Фрейда стали бунтовать, предлагая собственные модели. Одну из наиболее удачных из них создал К. Юнг.

Главным в его модели (а я не собираюсь разбирать её детально) было прежде всего изменение отношения к бессознательному как к в общем-то помойке или к колонии несовершеннолетних преступников, контролируемых внутренними войсками Сверх Я. У З. Фрейда оно (бессознательное) рассматривается как источник энергии организма, вместилище подавленных побуждений и, увы, генератор всяческих симптомов и комплексов. У К. Юнга – как направляющая основа психики, «резервуар» личных воспоминаний и переживаний, а также вместилище неких архетипов как коллективных структур (коллективных в том плане, что они свойственны всем людям и схожи между собой у разных индивидов – так, все мы, несмотря на расовые и этнические различия, имеем по два глаза, уха, ноги и руки). Не буду подробно вдаваться в теорию Юнга – она довольно сложна и к тому же гениально запутана. Упомяну только, что именно у этого автора наряду с понятием о коллективном бессознательном (см. далее) возникло ещё и уже знакомое вам понятие Самости как архетипа целостности, наиполнейшего человеческого потенциала и единства Личности как целого.

Этот регулирующий центр психического как бы является высшей властью в судьбе человека. То, к чему мы действительно стремимся, то, чего на самом деле добиваемся – наши истинные, но, увы, часто непонятные даже нам самим желания, цели и смыслы, определяются именно Самостью. А подлинная удовлетворённость жизнью и судьбой – шестое, утраченное многими нами чувство бытия, без которого, по Дж. Бьюдженталю («Наука быть живым») мы являемся не более чем духовными инвалидами, определяется и задаётся так же Самостью (или, точнее, тем, насколько она – жизнь – этой Самости соответствует). Самость для Юнга есть нечто трансцендентальное и нуменальное. Это воистину «Бог в нас». «Начала всей нашей душевной жизни, – писал данный автор в своей книге «Психология бессознательного», – кажется уму непостижимым образом зарождается в этой точке, и все высшие и последние цели, кажется, сходятся в ней».

Данные К. Юнгом описания пространства бессознательного поразительно интересны, и не случайно многие теоретики с удовольствием продолжают их исследовать и интерпретировать. Но я – человек практический, а значит, предпочитающий «работающие» схемы и модели. И потому мне несколько больше нравится структура психики, предложенная отцом психосинтеза (есть и такое – очень интересное – направление в современной психологии) Р. Ассаджиоли, каковая на рис. 5 выглядит следующим образом (По: Р. Ассаджиоли. «Динамическая психология и психосинтез». В кн.: «Психосинтез. Теория и практика»):

 

Рисунок 5. Схема личности по Р. Ассаджиоли

1. Низшее бессознательное; 2. Среднее бессознательное; 3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное; 4. Поле сознания; 5. Сознательное «я»; 6. Высшее Я; 7. Коллективное бессознательное.

 

В модели «яйцо Ассаджиоли» (под таким весёлым названием она закрепилась в психологии) индивидуальное бессознательное (в свою очередь окружённое коллективным бессознательным – а это структуры Мира Архетипов Юнга и Высшей деятельностью Сверхсознательного характера) состоит как бы из трёх слоёв. Низшего бессознательного, каковое ответственно за координацию телесных функций; инстинктивные стремления; сновидения, образы и комплексы, связанные с интенсивными эмоциями и пр. Среднего бессознательного, в пространстве которого протекают наши переживания, а также обычная умственная и образная деятельность. И высшего бессознательного или сверхсознательного – источника высших чувств, любви, гениальности, а также состояний озарений и экстаза.

В «зоне» среднего бессознательного находится наше сознательное «я», главной особенностью которого является способность осознавать себя и окружающих – в поле сознания как непрерывном потоке ощущений, мыслей и чувств, каковые поддаются наблюдению, анализу и оценке. А на вершине и одновременно границе сверхсознательного и коллективного бессознательного покоится наше Высшее «Я», слабым (очень слабым!) отражением которого является наше сознательное «Я» (оно как отблеск костра, но не сам костёр). Это высшее «Я» (некий приблизительный аналог Самости К. Юнга и подлинный – глубинного «Я» и бессмертной души религиозных течений) не затрагивается ни потоком разума, ни телесными состояниями и может быть осознано (освоено, достигнуто) только путём интенсивного саморазвития…

Модели психики З. Фрейда, К. Юнга и Р. Ассаджиоли не очень-то согласуются между собой, хотя вроде бы описывают одно и то же. Наверное, именно поэтому в психологии никогда не прекращались попытки сделать нечто интегративное – как бы общую «мета-карту», органично включающую в себя частные «карты» трёх вышеназванных авторов. Одна из наиболее удачных интегративных моделей психики человека была создана Р. Десоем – французским инженером, не просто ставшим впоследствии прекрасным психотерапевтом, но и создавшим новый метод психотерапии (или инструмент): управляемые фантазии[44].

В топографической схеме Р. Десоя содержатся три фрейдистских (или фрейдовских?) элемента: Ид (Оно), Эго (Я) и СуперЭго (Сверх Я). Однако в неё добавлен и четвёртый элемент: Высшее Я по Р. Ассаджиоли, которое одновременно является аналогом Самости по К. Юнгу. Определял его Р. Десой как высшую степень восхождения (человека?) и, одновременно, состояние, выражающее высший идеал, которого человек может достичь в каждый данный момент. Противоположностью Высшего Я выступает Оно, демонстрирующее стремление к проявлению животных инстинктов. Таким образом, Высшее Я и Оно являются двумя полюсами, двумя противоположными точками человеческой психики, каковые никогда не совпадают и совпасть просто не могут. Между этими полюсами и колеблется наше Я (как поплавок или как то, что болтается в проруби – это уж вам выбирать) с включённым в него Сверх Я.

Последнее, однако, по Р. Десою – это не более чем инфантильный, но деспотичный отпрыск нашего Я, отражающий запреты и требования родителей (и других власть имущих людей) в том виде, в котором они были восприняты нами в детстве. Между прочим, Р. Десой утверждал, что у действительно взрослой личности Сверх Я полностью заменяется Высшим Я, как бы растворяясь и исчезая в нём. Схему Р. Десоя можно представить следующим образом (рис. 6).

 

Рисунок 6. Схема личности по Р. Десою
Оно (Ид)
Примитивные склонности
Высшие склонности
Высшее «Я»

1. Сознание 2. Эго 3. Суперэго 4. Личное бессознательное и предсознательное 5. Коллективное бессознательное  

А теперь прикиньте: не прояснилась ли для вас гипотеза о жизни как о процессе достижения иных, более высоких планов сознания и бытия? Ведь по К. Юнгу, это освоение и открытие Самости, а после, уже по Р. Ассаджиоли и Р. Десою (так как Юнг всё-таки на этом как бы и заканчивает), слияние вашего сознательного «Я» с вашим же высшим «Я», в результате чего вы и становитесь Мадхьямой! Ибо даже по мере «подъёма» сознательного к высшему «Я» (сразу после того, как в поле вашего осознания оказываются зона сверхсознательного), вы обретаете и экстаз, и сверхспособности…

Эволюция и спектр сознания. А что именно происходит по мере этого подъёма? Какие такие уровни сознания открываются при этом? Наилучший ответ на этот вопрос дал К. Уилбер в своей концепции эволюции и спектра сознания.

По К. Уилберу[45], эволюция сознания начинается со стадии Плеромы. Это некое недифференцированное (ещё не отделившее себя от мира) состояние сознания новорождённого, в которой (уж поверьте!) нет ни времени, ни пространства, ни объективности как таковой. Весьма важно, что на этой стадии Самость не знает различия между собой и окружающим миром. Затем наступает стадия уробороса, где важнейшим для младенца оказывается питание. На этой стадии и возникает первое – пока примитивное – различение данного субъекта и окружающего мира (вы, наверное, даже не догадываетесь о том, что в первые месяцы жизни ребёнок воспринимает мать как… собственный орган типа руки или ноги – но вот только донельзя строптивый: орёшь, орёшь, а он(а) всё где-то шляется!). Далее следует стадия тифона, на которой ребёнок уже осознал себя как отдельное от окружающей среды тело – каковая, однако, протекает под знаком всевластия принципа удовольствия и инстинктивных побуждений (импульсивная стадия в концепции уровней жизни).

Затем маленький человечек приобретает нечто чрезвычайно важное: язык, а с ним и «умственное» сознание. Начинается стадия речевого участия, на коей ребёнок как бы отличает себя от тела («это – тело, а это – я в голове»), становясь не просто телесным, но в общем-то мыслящим и говорящим существом. Это «подразделение себя» на «я» и «тело» (кстати, чреватое печальными последствиями, ибо вынесенное «за скобки» тело, каковое мы начинаем отделять от себя по принципу «это моё тело – а это мой гараж» – и то, и другое моё, но не я – начинает нам мстить, напоминая о себе и обижаясь на забвение – я имею в виду болезни, но это уже другой разговор) продолжается на следующей – ментально–эготической – стадии, в ходе которой мы осваиваем линейное, абстрактное и понятийное мышление, а также создаём представления о самом себе. Ну а завершается это развитие на стадии кентавра, то есть своеобразной «сборке» себя вокруг и внутри Самости. Как вы, надеюсь, поняли, это соответствует процессу индивидуации – и соответствующей стадии в концепции уровней жизни.

А вот дальше и начинается самое интересное. К. Уилбер был едва ли не первым из академических учёных, кто пошёл далее. Ведь в традиционной психологии (но, как вы уже поняли, не в психосинтезе) уровень кентавра и является самым высоким уровнем сознания – даже К. Юнг остановился здесь (хотя и открыл массу феноменов, относящихся именно к Высшим Сознаниям). Так вот, К. Уилбер изначально видел в «кентавре» переходную форму, ведущую к таким планам сознания и бытия, о которых обычный человек даже и не мечтает. Первым здесь выступает так называемый нижний тонкий уровень, каковой (вам придётся в это поверить) включает астрально-медиумическую область. И – хотите вы того или нет, но уже доказано (практически!), что на этом уровне сознание может отделять себя от тела и демонстрировать нечто, не укладывающееся в обычные рамки: оставление этого самого тела, астральные путешествия, манипуляции с аурой, ясновидение, телепатию и телекинез, а также прочие оккультные явления. Превзойдя эту стадию эволюции сознания, человек вступает на высший тонкий уровень – область подлинной религиозной интуиции, высших присутствий, архетипических форм, символического видения и, похоже, действительно божественного света и звука.

А далее ему открывается каузальная сфера, где происходит нечто, о чём я предпочту сообщить скороговоркой. Нижний уровень каузальной сферы открывает высочайшее божественное сознание – источник архетипических форм. Высший её уровень характеризуется трансценденцией, преобразованием всех форм, которые сливаются в безграничном сиянии Бесформенного Сознания. Ну а на уровне предельного единства сознание полностью пробуждается к своему изначальному состоянию, в котором весь мировой процесс проявляется как собственное бытие носителя сознания, вне которого и прежде которого нет ничего…

Предупреждаю вас: и К. Уилбер, и С. Гроф являются серьёзными исследователями и официально признанными столпами трансперсональной психологии. Так что не пытайтесь обвинить их в мистицизме или сумасшествии. Лучше просто признайте для себя, что наш мир устроен немного (намного!) сложнее, чем вы себе это представляли. Скажу даже больше: он намного сложнее, чем любит притворяться…

Восемь контуров бессознательного. Впрочем, всё вышеизложенное не является принципиально важным для целей этой книги. Тем более, что к описанию высших состояний сознания, достигаемых в процессе путешествия длиною в жизнь и далее можно подойти и с ещё одной точки зрения – концепции восьми контуров «аппаратного» обеспечения человеческого мозга Т. Лири, блистательно изложенной Р. Уилсоном в книгах «Квантовая психология» и «Психология эволюции».

Согласно этой концепции, где-то в глубине нашего мозга существуют восемь контуров (по аналогии может себе представить тормозной или иной контур автомобиля), четыре из которых в той или иной степени «работают у всех без исключения людей (н


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.