Павел Петрович – масон или рыцарь? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Павел Петрович – масон или рыцарь?

2021-01-30 112
Павел Петрович – масон или рыцарь? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перечислять все исследования, написанные об этом государ- ственном деятеле, бессмысленно, поскольку теме его жизни до вос- шествия на престол, а затем четырехлетнего царствования, посвя- щены сотни работ. Его имя упоминается в тысячах статей и книг, которые вообще не поддаются исчислению. Правда, попытки со- ставления основной библиографии о нем предпринимались лишь в последнее десятилетие1.

В течение многих лет советская историческая литература пи- сала о личности и эпохе императора Павла с усмешками и кривля- нием. Какими только эпитетами его не награждали, а существо- вавшие анекдоты о нем превращали в исторически документаль- ные источники. Впервые в СССР брешь небрежения была пробита лишь в 1982 г. выходом в издательстве «Мысль» книги Натана Эй- дельмана «Грань веков». В ней впервые, после долгих десятилетий молчания, был сделан серьезнейший анализ документальных сви- детельств, мемуарных источников, особенно связанных с цареубий- ством 11 марта 1801 г.. Эйдельман впервые рассмотрел личность русского самодержца и с точки зрения исторической психологии, что для советской исторической науки было ново. Это ему принад- лежит исследование феномена рыцарства Павла I, которое исто- рик определил как манеру поведения, как исторический «жизнен- ный идеал» этого выдающегося исторического деятеля России. Ко- нечно, по условиям коммунистической идеологии вне рамок исследования всегда оказывался религиозный аспект жизни любо- го государственного деятеля, и эта сторона жизни императора Павла попросту не затрагивалась.

Большая ложь вышла из-под пера многих советских  писателей.

Чего только стоит роман Ю. Тынянова «Поручик Киже». Роман, написанный  блестящим  языком,  с  точки  зрения  литературы  чита-

 

 

1 См.: Библиография работ о Павле I / Сост. В. А. Захаров и И. А. Настен- ко // Старый Киребей. Павловский гобелен. Историческая повесть. М.: Рус- ская панорама, 2001. С. 95–104; Скоробогатов А. В. Цесаревич Павел Петро- вич: политический дискус и социальная практика. М., 2005. С. 292–336.


ющийся с интересом1. Но и все… Исторической правды в нем ни на грош. А ведь на основе приведенной автором легенды создавались целые исследования о самодурстве Павла I, о его плохом отноше- нии к русским солдатам и офицерам, а чего стоят сказки об униже- нии и преследовании А. В. Суворова. Таким образом, любой исто- рически достоверный факт можно интерпретировать так, насколь- ко хватит фантазии. Известный питерский историк М. М. Сафонов посвятил разоблачению этих мистификаций прекрасную работу, в которой объяснил, что опала Суворова вовсе не самодурство Павла I, а результат работы следственной комиссии, доказавшей его связь с заговорщиками, пытавшимися убрать императора2.

Будущий российский император Павел Петрович, как официаль- но считается, был единственный сын великого князя Петра Федоро- вича и Екатерины Алексеевны, родился в Петербурге 20 сентября 1754 г.. Их семейная жизнь проходила на редкость странно и непо- нятно. Мы уже писали, что семейная жизнь Петра и Екатерины не сложилась с первых же дней замужества. Физическое нездоровье Петра Федоровича не могло сделать его отцом ребенка. Споры и предположения идут до сих пор. Да, тема эта весьма деликатная. И, что самое важное, никаких окончательных выводов сделать никто не берется. Предположения возможны любые, но повторимся: это все-таки будут только лишь версии, гипотезы и пр. Последняя по времени серьезная работа на этот счет вышла в 2000 г., она была написана О. А Ивановым3.

О неспособности Петра Федоровича к супружеской жизни зна- ли многие современники. Можно привести немало на этот счет свидетельств, они практически все обобщены и проанализирова- ны О. А. Ивановым. К его прекрасной статье «Павел – Петров сын?» и отсылаю читателей.

В. О. Ключевский в своих лекциях прямо говорил, что молодую принцессу «выписали из Германии с единственной целью добыть для русского престола запасного наследника на всякий случай при физической и духовной неблагонадежности штатного. Долго, це-

 

1 Поселягин Н. Подпоручик Киже как эмблема бюрократической России

/ Историк и художник. 2005. № 1. С. 47–56.

2 Сафонов М. М. Суворов и оппозиция Павлу I. // Вопросы истории. 1993.

№4. С. 127-134.

3 Иванов О. А. Павел – Петров сын? // Иванов О. А., Лопатин В. С., Писа- ренко К. А. Загадки русской истории: восемнадцатый век. М., 2000. С.153–248.


лых 98 лет, не могла она исполнить этого поручения и за такое замедление потерпела немало горестей. Впрочем, и рождение ве- ликого князя Павла не заслужило ей приличного с ней обращения. Напротив, с ней стали поступать, как с человеком, исполнившим заказанное дело и ни на что более не нужным»1.

Сразу же после рождения младенец, «как государственная соб- ственность», был отобран у матери. Его ей показали впервые толь- ко через 40 дней. Павел воспитывался до самой смерти императри- цы Елизаветы Петровны под ее постоянным присмотром.

Нас в данном случае больше интересует личность самого Павла Петровича, его образование. Все свидетельствуют о его большой религиозности. Его духовным наставником и законоучителем был архимандрит Платон2. С детских лет Павла окружали прекрасные

 

1 Ключевский В. О. Курс русской истории. Часть V. М.: Мысль, 1989. С.19.20.

2 Платон (в миру – Петр Георгиевич Левшин) [29.6.1737, с. Чарушники (Чарушково) Московской губернии – 11.11.1812, Спасо-Вифанский монас- тырь Дмитровского уезда Московской губернии], церковный деятель, пропо- ведник, педагог, писатель. Учился в Коломенской духовной семинарии, за- тем в Славяно-латинской академии в Москве (свободно владел латинским, греческим и французским языками), с 1757 г. преподавал пиитику и гречес- кий язык там же. В 1758 г. пострижен в монахи с именем Платон в Троице- Сергиевой лавре. С 1761 г. преподаватель богословия и ректор Московской духовной семинарии, затем – наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1763 г., во время посещения лавры императрицей Екатериной II, о. Платон обратил на себя внимание императрицы блестящей проповедью и был назначен зако- ноучителем цесаревича Павла Петровича и придворным проповедником. Пла- тон последовательно и твердо отстаивал православные убеждения в деисти- ческом окружении императрицы Екатерины II, в своих проповедях (написал около 500) касался важнейших явлений российской жизни, обличал подража- ние русских дворян всему иностранному, русофобию, являвшуюся оборот- ной стороной дворянской галломании, обычай отдавать детей на воспитание иностранцам, зачастую сомнительного поведения, «вольнодумство», развив- шееся под влиянием философии французских просветителей, а также атеизм. После начала Французской революции конца XVIII в. Платону было поручено рассмотреть иностранные философские и политические издания, переведен- ные в России. «Поистине, – писал о. Платон по этому поводу, – новопроник- шие философские начала, угрожающие не только религии, но и политической основательности, требуют всеприлежной предосторожности» (Снегирев И. М. Начертание жития митрополита Платона. М., 1831. C. 102). По своим взгля- дам Платон был предтечей православных консерваторов 1-й четверти XIX в. За талант проповедника он удостоился у современников прозвища «второй Златоуст» и «московский апостол».


учителя: Семен Андреевич Порошин и Никита Иванович Панин. От них в первую очередь он услышал и получил много прекрасных образовательных знаний. Порошин, как писал В. О. Ключевский в 1910 г., анализируя его записки, «больше всего старался внушить своему ученику любовь к отечеству, уважение к русском народу. Он был не только математик, но и социолог и задумывал составить для Павла целый трактат под заглавием “Государственный меха- низм”, в котором предполагал изложить сравнительное значение для государств разных составных частей общества, как-то: войска, крестьянства, купечества и т. д. и показать вред для государства от порядка, при котором один класс процветает, а прочие в небреже- нии. Те же мысли Порошин старался нечувствительно внушить Павлу в ежедневных с ним разговорах»1.

Если попытаться выяснить, когда Павел узнал о Мальтийском Ордене, то первое документальное свидетельство будет относить- ся к его юношескому возрасту. Вот что писал дореволюционный российский историк Н. К. Шильдер в своей монографии «Павел Первый» о юношеских годах Павла Петровича: «По странной слу- чайности Мальтийский орден также послужил предметом игры для воображения будущего великого Магистра». Учитель десятилет- него Павла Семен Порошин записал в своем дневнике 28 февраля 1765 г.: «Читал я Его Высочеству историю об Ордене мальтийских кавалеров. Изволил он потом забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером Мальтий- ским»2.

В данном отрывке речь идет о чтении знаменитого многотомно- го исследования французского историка аббата Рене Обера Верто,

«История рыцарей госпитальеров святого Иоанна Иерусалимско- го, называемых прежде рыцарями Родоса, а теперь называемых рыцарями Мальты». Книга эта впервые увидела свет в 1724 г. За- тем она не раз переиздавалась, и одно из ее изданий находилось в библиотеке цесаревича. Юного Павла Петровича уже тогда поко- рила судьба рыцарей, проживавших в Иерусалиме, а затем на Маль- те. Он слушал повествование об их странноприимном доме для страдающих и недужных богомольцев, об их военных победах над неверными,  которые  прославили  это  монашеское  братство.  Слава

 

1 Ключевский В. О. Курс русской истории... С. 412.

2 Порошин С. А. Записки, служащие к истории великого князя Павла Пе- тровича // Русский Гамлет. М.: Фонд Сергея Дубова, 2004. С. 178–179.


госпитальеров быстро распространялась по всему европейскому миру, а в число членов Ордена Св. Иоанна Иерусалимского прини- мали только представителей европейского дворянства. Немало людей отрекались от своего имущества в пользу ордена, приноси- ли обет послушания, безбрачия и нищеты. И когда в обетованной земле наступала снова борьба христиан с неверными, то монахи- госпитальеры брались за оружие и мужественно сражались с вра- гами Креста. Уже в средние века орден снискал себе громкую сла- ву и известность.

Сохранилась еще одна запись, которая датирована 4 мартом того де 1765 г.:

 

«После обеда учился его высочество, как обыкновенно. По окончании учения забавлялся, привеся к кавалерии свой флаг адмиральский. Представлял себя послом мальтийским и го- ворил перед маленьким князем Куракиным речь»1.

 

Приведенные выше воспоминания Порошина и были использо- ваны в конце XIX в. Н. К. Шильдером. Правда, историк, цитируя учителя наследника, привел эту фразу в слегка дополненном вари- анте, вероятно чтобы читателю XIX века было ясно, о какой книге идет речь: «Читал я Его Высочеству Вертотову историю об орде- не мальтийских кавалеров. Изволил он потом забавляться и, при- вязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя ка- валером Мальтийским»2.

Спустя тридцать лет император Павел I захочет создать в Рос- сии рыцарское сословие, подобное не просто европейскому, а срод- ни идеалам мальтийских рыцарей. После начала французской ре- волюции Павел даст французскому королю Людовику XVII убежи- ще в Митаве, а на Волыни и Подолии разместит семитысячный корпус эмигрантов-французов под командованием принца Конде.

Значение царствования Павла I для России и его роль в истории нашего государства до сих пор недостаточно изучены, несмотря на довольно большое количество литературы, вышедшей за послед- ние сто пятьдесят лет. Но самую большую загадку в его кратковре-

 

1 Порошин С. А. Записки, служащие к истории великого князя Павла Пе- тровича // Русский Гамлет. М.: Фонд Сергея Дубова, 2004. С. 182.

2 Шильдер Н. Император Павел Первый: Историко-биографический очерк. – М.: Чарли, 1996. С. 70.


менном царствовании представляет принятие православным рос- сийским императором звания Великого Магистра Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Этот факт послужил для ряда усердных православных публицистов поводом для обвинения императора в тайном католичестве. Однако все это лишь досужие вымыслы и недоказанные факты, направленные только с одной це- лью – очернить в глазах людей, в глазах православной церкви царя- мученика.

ЧЕТЫРЕ ГОДА, ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА И ЧЕТЫРЕ ДНЯ – таков

был срок царствования императора Павла I. И царствование его оказалось столь знаменательным для России, что еще свыше пяти- десяти лет она жила вдохновленная начинаниями одного из самых благочестивых монархов, возведенных Господним промыслом на всероссийский престол.

Когда же начинаем анализировать царствование Павла Петро- вича, встречаемся с полным непониманием его деяний. В совет- ской исторической литературе сложился отрицательный образ императора Павла I, но «по делам их узнаете», как сказано в Еван- гелии. А дела императора говорят совершенно о другом. За столь короткий период своего правления он оставил целых три тома за- конодательных актов, которые помещены в Полном Своде Законов Российской Империи (ПСЗРИ). А это больше чем кто-либо другой из российских самодержцев за такой же период времени.

Павел I значительно урезал права и привилегии дворянства. Он впервые привел крестьянское сословие к присяге. Им были совер- шены шаги в направлении правового и экономического уравнения социальных классов Российского государства, в направлении соз- дания поистине всенародной опоры для власти русских самодер- жавных государей.

5 апреля 1797 г., в день коронации, издается знаменитый Указ, запрещающий принуждать крестьян работать в воскресные и пра- здничные дни.

10 ноября Павел I отменяет чрезвычайный рекрутский набор по 10 человек с тысячи, объявленной незадолго до кончины его мате- рью Екатериной II.

27 ноября «людям, ищущим вольности», предоставлено было право апеллировать на решения судебных мест.

10 декабря последовала отмена хлебной повинности, ложивша- яся тяжелым бременем на народ, взамен нее устанавливается осо- бый денежный сбор по 15 копеек за четверик.


А. Т. Болотов так прокомментировал этот указ, крайне разори- тельный для крестьян: «Нельзя изобразить, какое приятное дейст- вие произвел сей, благодетельный указ во всем государстве, и сколь- ко слез и вздохов благодарности выпущено из очей и сердец многих миллионов обитателей России. Все государство, и все концы и пре- делы онаго, были им обрадованы, и повсюду слышны были единые только пожелания всех благ новому Государю»1.

18 декабря появляется новый указ, по которому слагаются недо- имки по 1 января этого года с казенных крестьян на сумму до 7 миллионов рублей. Другие новые указы облегчают участь крестьян уменьшением натуральных повинностей, вводится льготная про- дажа соли, все казенные крестьяне получают надел по 15 десятин на душу и особое крестьянское управление.

Запрещается продавать дворовых людей и крестьян без земли. Вот как вспоминал современник, известный немецкий романист

Август Коцебу, проживавший в это время в России:

 

«Народ был счастлив. Его никто не притеснял. Вельможи не смели обращаться с ним с обычною надменностью; они зна- ли, что всякому возможно было написать прямо к Государю и Государь читал каждое письмо. Им было бы плохо, если бы до него дошло о какой-нибудь несправедливости; поэтому страх внушал им человеколюбие. Из 36 миллионов людей по край- не мере 33 миллиона имели повод благословлять Императо- ра, хотя и не все сознавали это»2.

 

Павел обратил пристальное внимание на нравственное и матери- альное положение православного духовенства, а его желание, «что- бы более священство имело образ и состояние важности сана своего соответственные», было осуществлено на практике. Заботы о просве- щении духовенства воплотились в Указ от 18 декабря 1797 г., по кото- рому в Петербурге и Казани учреждались духовные академии. Осо- бые суммы были ассигнованы и на содержание духовных училищ.

Получили свободу и «раскольники». В начале 1798 г. в Нижего- родской губернии разрешено было старообрядцам иметь свои церк-

 

1 Болотов А. Т. Любопытные и достопамятные деяния и анекдоты госуда- ря императора Павла I. М., 1875. С. 12.

2 Цареубийство 11 марта 1801 г.: Записки участников и современников. – СПб., 1908. (Далее: Цареубийство…). С. 299.


ви и священников. Павел I впервые ввел для священства кресты, которые они стали носить на груди. Улучшилось положение белого духовенства. В его царствование был причислен к лику святых Фео- досий Тотемский (1568). В 1800 г. по его повелению был восстанов- лен Спасо-Каменный монастырь, основанный еще в 1242 г. чудесно спасшимся от бури князем Глебом Васильевичем Белозерским.

Павел Петрович получил совершенно расстроенные финансы, и ему пришлось срочно заняться проблемой удержания бумажного рубля, который он признал «истинным и священнейшим общена- родным долгом на казне нашей», от инфляции. С этой целью он при- казал перед Зимним дворцом сжечь ассигнаций на сумму свыше пяти миллионов рублей, а большую часть серебряных дворцовых сервизов переплавить и отчеканить из них серебряные монеты.

Детское воспитание будущего императора было весьма основа- тельным. Как мы уже отметили, его воспитывали в духе русского патриотизма и часто примером для подражания служили образцы, взятые из истории. С детства Павел Петрович знал о существова- нии Мальтийского ордена, о его борьбе с врагами христианства. А, став императором и с головой окунувшись во внешние и внутрен- ние проблемы государства Российского, он узнает, что именно в этот момент Мальтийский орден обратился к России за помощью в решении целого ряда собственных проблем.

Для Павла I были совершенно неизвестны многие факты внут- риорденских перипетий, но он знал, что в ордене начинаются рас- при из-за «французской революционной заразы», борьба против которой стала и для него одним из главных дел жизни. В то же время обращение столь почтенного и прославленного в его глазах ордена к главе Российской империи не могло не вызвать в душе императора чувство сострадания. Павел I с живейшим вниманием стал помогать Мальтийскому ордену всем, что было в его силах. И, конечно же, он не думал ни о каком покровительстве над орде- ном, а уж тем более о том, что через какое-то время станет его главой – Великим Магистром. Даже когда с Мальты привезли ве- ликолепный диплом, в котором сообщалось, что российский импе- ратор избран Священным Советом ордена его Протектором (покро- вителем), он, как истинно верующий человек, попросил для себя лишь медальон, который носил Великий Магистр де ля Валетт. В медальоне этом находилась большая святыня, очень чтимая не толь- ко в Мальтийском ордене, но и всеми христианами. Там была вло- жена частичка шипа от тернового венца Спасителя. Когда медаль-


он был доставлен в Россию, Павел Петрович с благоговением на- дел его на себя и никогда не снимал этот мощевик. Снял только один раз поздно вечером 10 марта 1801 г., снял навсегда. О медаль- оне этом забыли, и лишь недавно он был обнаружен в фондохрани- лище музеев Московского Кремля, правда из мощевика частичка шипа исчезла. Когда при каких условиях, остается загадкой. До- клад о нем был сделан сотрудницей музеев Московского Кремля В. М. Никитиной1.

Павел I не мог оставаться равнодушным к судьбе ордена, когда стало известно о разнообразных демаршах молодого и горячего Первого Консула Бонапарте, мечтавшего стать вторым Александ- ром Македонским. Павел поручил своим дипломатам сообщать обо всех событиях, происходивших вокруг Мальты летом 1798 г. А ког- да случилась измена Великого Магистра Фердинанда фон Гомпе- ша, сдавшего без единого выстрела прекрасно вооруженную Маль- ту Наполеону, то Павел I, будучи, как мы помним, официальным покровителем ордена, понял, что на нем лежит задача спасения ордена. Русский император, Протектор, стал прилагать все силы, чтобы вернуть ордену св. Иоанна не только его былую славу, но и его территориальные владения. Происшедшие затем в Петербурге события, по нашему мнению, следует рассматривать в следующем аспекте.

Б ольшая группа рыцарей Мальтийского Ордена, собравшись на то историческое заседание Великого Приорства Российского в 1798 г., и будучи недовольна действиями и поведением Великого Маги- стра Фердинанда фон Гомпеша, провозгласила императора Павла Великим Магистром Ордена. Почти все европейские правители это решение приняли и одобрили, никто из них не протестовал. Папа римский публично не высказался ни за, ни против. Ситуация сложилась так, что было необходимо как можно скорее решать про- блему выживания Мальтийского ордена, его дальнейшего сущест- вования.

 

 

1 Никитина В. М. Реликвии Мальтийского ордена из Оружейной палаты Московского Кремля С.222–224; Никитина В. М. Реликвии Мальтийского ордена из Оружейной палаты Московского Кремля // Нумизматика на рубе- же веков. Нумизматический сборник. Часть XV. М., 2001. С. 358–372; Ники- тина В. М. Реликвии Мальтийского ордена в собрании Оружейной палаты Московского Кремля // Сборник Русского исторического общества. Т. 9 (157). Мальтийский Орден и Россия… С. 246–251.


И император Павел I решил ее так, как ему подсказывала его христианская совесть. Мы ни в коей мере не хотим оправдать рус- ского императора (да, он был честолюбив), но и не желаем считать его узурпатором, как это постоянно подчеркивал официальный ис- ториограф Мальтийского ордена Кирилл Туманов1.

Протектор Ордена Святого Иоанна Иерусалимского Павел I ока- зался в то время единственным государственным деятелем в Евро- пе, кто не побоялся протянуть руку помощи погибающему католи- ческому ордену.

 

***

Русский император был предательски убит 11 марта 1801 г. Убит людьми из своего же собственного окружения, которые им были облагодетельствованы. П. А. Пален, Л. Л. Беннигсен, братья Зубо- вы, А. В. Аргамаков, И. М. Татаринов, Я. Ф. Скарятин – все они занимали далеко не последние посты в государстве и все они, бу- дучи масонами, выполнили страшный приказ.

Сбылись слова прозорливого Авеля, инока Александро-Невской лавры, сказанные императору Павлу Петровичу:

 

«От неверных слуг мученически кончину примешь, в опочи- вальне своей удушен будешь злодеями, которых ты греешь на своей царственной груди. В страстную субботу погребут тебя… Они же, злодеи стремятся сим оправдать свой вели- кий грех цареубийства, возгласят тебя безумным, и будут поносить добрую память твою. Но народ русский правдивою душою своей поймет и оценит тебя и к гробнице твоей поне- сет скорби свои, прося заступничества»2.

 

В 1801 г. Пасха была ранняя. Погребение Императора было наз- начено на 24 марта, на Страстную субботу, «и в этом погребении, – как пишет священник Александр Шабанов, – народ усмотрел, что его любимый царь получил от Бога первое свое прославление. Ибо

 

 

 

1 Sherbowitz-Wetzor O., Toumanoff C. The Order of Malta… Р. 19–24.

2 Житие преподобного Авеля прорицателя. – Коломна, 1995. С. 37. Житие и страдание отца и монаха Авеля // Русская старина. 1875, февраль. С. 414–435; Прорицатель Авель // Русский архив. 1878. № 7. С. 353–365; Потоцкий Н. Очерки по Русской Истории. Буэнос Айрес, 1957. С. 136.


“Христу сопогребенные – совоскреснут со Христом”». В тот день, приложившись к Плащанице, люди шли проститься с царем. Ему было сорок семь лет. Столько же знаков находилось и в его девизе, помещенном над главным портиком Михайловского замка: «Дому твоему подабаетъ святыня Господи въ долготу днiй.»1.

Трагическая кончина Павла I, разговоры, которые ходили в на- роде, сделали покойного императора необыкновенно популярным. Почти два столетия тысячи людей приходили на его могилу в Пет- ропавловском соборе с молитвами и просьбами. Слава о его небес- ном заступничестве была настолько широка, что многие стали по- читать Павла I как «святого царя-мученика». По благословению тогдашнего настоятеля собора отца Александра Дернова, причт стал собирать и записывать свидетельства, которые поведали бо- гомольцы у гроба императора. Факты многочисленных исцелений и помощи, которые многие получали по молитвам «святого царст- венного мученика» были собраны и изданы в 1901 г.

Прошло больше 10 лет, а книга записей продолжала пополнять- ся. Мы не знаем, где она находится в настоящее время, следы ее утеряны, но в 1916 г. была напечатана небольшая брошюра, под названием «Венок на гробницу Императора Павла I», в которой были приведены новые доказательства помощи Божией по молит- вам царственного мученика. В предисловии к этой книжке было написано:

 

«Издревле, почти со времени самой кончины Благочести- вейшего Государя Императора Павла I Петровича (12 марта 1801 г.), многие люди разных классов, положений, званий и состояний – приходили в Петропавловский собор (Усы- пальницу Русских Государей и всей Царской фамилии) и просили священников собора служить панихиды при гроб- нице Императора Павла I, повествуя иногда при этом о слу- чаях заступления и помощи – после молитвы по Императо- ре Павле I – со стороны Его в разных тяжелых жизненных обстоятельствах, – особенно в делах тяжебных и судебных, – при явно наносимых обидах со стороны сильных слабым. Иногда присылались письма из разных местностей России с просьбой отслужить панихиду при гробнице Императора

 

1 Шабанов Александр. «Рыцарь времен прошедших» // Православная Тверь. 1994, сентябрь.


Павла I. И ныне присылают. В последние годы паломниче- ство к этой гробнице увеличилось, – и не проходит почти ни одной недели (в 1911, 1912 и 1913 г.), в которую бы никто не обращался с просьбою о служении панихиды по Императо- ре Павле I. А с декабря 1913 г. стали особенно много ставить свечей на гробницу Его. Панихиды почти ежедневны, а ино- гда – понескольку. Все это побудило причт собора по воз- можности опрашивать молящихся при гробнице Императо- ра Павла I: 1) давно ли они молятся, 2) по каким побуждени- ям, 3) видят ли благие последствия своих молитв, – и все эти сведения записывать»1.

 

В начале ноября 1998 г. на проходившем в Санкт-Петербурге Невском Земском соборе было принято письмо патриарху Алек- сию II и Священному Синоду Русской православной церкви с прось- бой дать благословение «для постоянного церковного поминания в Санкт-Петербургской епархии Императора-мученика Павла, как месночтимого угодника Божия»2.

Известно, что среди русских людей, оказавшихся в зарубежье после революции 1917 г., было распространено молитвенное почи- тание Павла Петровича. Я видел его портреты среди икон во мно- гих русских домах Америки в конце 80-х г теперь уже прошлого века. А Ольга Николаевна Куликовская-Романова привела текст молитвы к императору Павлу, которая была сочинена среди рус- ских людей, бежавших от большевистской революции 1917 г. за границу. Вот ее текст:

 

«Упокой, Господи, душу убиенного раба Твоего Императо- ра Павла Первого, и Его молитвами даруй нам в дни сии, лукавые и страшные, в делах мудрость, в страданиях кро- тость и душам нашим спасение Твое.

Призри, Господи, на верного Твоего молитвенника за си- рых, убогих и обездоленных, Императора Павла, и молит-

 

1 Вишняков В. Венок на гробницу императора Павла I. Прг.: Издание Петро- павловского Придворного собора, 1916; Переизд: СПб., НПТО «ОБЛИК», 1991. С. 1; Исидор (Никольский), митрополит Санкт-Петербургский и Новго- родский. Дневник // Красный архив. Т. 39. М., 1930. С. 147; Жевахов Н. Д. Воспоминания. Т. 2. М., 1993. С. 273.

2 О царе мученике Павле I // Русский вестник. 1998, № 43. С. 7.


вам Его святым, подай Господи, скорую и верную помощь просящим через Него у Тебя, Боже наш! Аминь!»1.

 

Все эти факты свидетельствуют далеко не о «безумии» Павла I, а скорее о слишком малом знании нашем о его эпохе, и о его прав- лении. Мы можем с полным правом назвать императора Павла не просто рыцарем Мальтийского ордена, а рыцарем Европы.

О рыцарстве, о том, что вкладывал в это понятие Павел Петрович, серьезные работы появились сравнительно недавно. Так, в 2004 г. в Интернете была опубликована статья Юрия Соловьева «Рыцар- ство и юродство. (К годовщине мартовского цареубийства)»2. А в конце 2005 г. она вышла в переработанном варианте в научном сбор- нике3.

Однако у ряда современных отечественных исследователей по- явились совершенно неоправданные идеи, согласно которым они стали связывать главный источник мировоззренческой идеологии Павла Петровича с масонским учением, с его пребыванием в ма- сонской ложе4. Однако нет никаких достоверных указаний на та- кую принадлежность к братству вольных каменщиков наследника или позже императора. Все это носит больше легендарный харак- тер. И никоим образом нельзя смешивать такие общехристианские образы, которые исследователь вполне справедливо выделяет как важнейшие для самосознания Павла, как например, Царя-Священ- ника Мельхиседека или Небесный Иерусалим (по плану которого выстроены все православные монастыри), связывать именно с ма- сонством на том лишь основании, что масоны преподносили цеса- ревичу духовную литературу в своем издании. Как справедливо за- мечает Ю. П. Соловьев, это не может служить подтверждением масонства Павла Петровича, достаточно вспомнить святителя Ти- хона Задонского, в те же примерно времена любившего «почиты- вать» книгу И. Арндта «Об истинном христианстве», изданную

 

 

1 Куликовская-Романова О. Н. Светлой памяти благочестивейшего Им- ператора Павла I // Русский вестник. 1998, № 51–52. С. 12.

2 http://www.pravaya.ru/govern/391/401?print=1

3 Соловьев Ю. П. Рыцарство и юродство. К поэтике образа императора Пав- ла Первого // Одиссей: Человек в истории. М.: Наука, 2005. С. 262–282.

4 Хайкина Л. В. Михайловский замок и некоторые аспекты религиозно- философских воззрений Павла I // Отечественная история. 2000. № 2. C. I64–I70.


масоном H. И. Новиковым и присутствовавшую в личной библио- теке Павла I1.

Более того, святитель главную свою книгу назвал точно так же... Даже масонские портреты Павла I, опубликованные в нача- ле XX века Т. Соколовской2 не являются подтверждением подоб- ной точки зрения. Известно, что в ритуальном саду известного русского масона И. В. Лопухина стояли памятники православ- ным иерархам: все тем же святителям Тихону (его книги, к слову, издавал Н. И. Новиков) и Арсению Мацеевичу. И уж конечно ни у кого не возникало и не возникает соблазна связать этих подвиж-ни- ков с масонским движением. В 1915 г. в двухтомнике, посвящен- ном масонам, была напечатана статья Е. Шумигорского, посвящен- ная теме масонства Павла I3.

Мы уже писали о мнимом масонстве Павла Петровича в специ- альной статье4. Задолго до нас известный русский эмигрантский историк Борис Башилов5 в своем многотомном исследовании по ис-

 

1 Соловьев Ю. П. Рыцарство и юродство… С. 263. Ср.: Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 123; Семенов В. Что читал Павел Первый // Наше наследие. 1996. № 38. С. 20.

2 Соколовская Т. Два портрета Императора Павла I с масонскими эмбле- мами. // Русская старина. 1908. Т. 136. С. 85–95.

3 Шумигорский Е. Император Павел I и масонство // Масонство в его прошлом и настоящем. Т. П. 1915. С. 135–152.

4 Захаров В. А. Мальтийский Орден и масонство – история легенды // Рыцарский клуб. Вып. 2. М. – С. 26–37.

5 Борис Башилов – литературный псевдоним Бориса Платоновича Юркеви- ча (1907–1970), знаменитого исторического писателя и политического публи- циста русской эмиграции. Он не был эмигрантом первой волны, его творчество началось еще в Советском Союзе. Печататься он начал с 1924 г. и к двадцати двум годам был уже автором трех книг. Но дальнейшие его произведения, ссы- лаясь на якобы отсутствие бумаги, советский Госиздат печатать отказывался. Лишь через десять лет ему удалось опубликовать свою следующую книгу. Жизнь Бориса Башилова круто изменилась во время Второй мировой войны. Во время войны попал в плен, записался в армию Власова, работал в отделе пропаганды, в равной степени ненавидел большевиков и гитлеровскую власть, мечтал о возрождении России на национальных началах. После войны остался в Мюн- хене, сменив свое имя (путем подчистки документов) на фамилию Тамарцев. Здесь им были написаны несколько исторических повестей. Затем перебрался в Аргентину, где начиная с 50-х годов ХХ в. издательская деятельность Башило- ва связана с русскими аргентинскими издательствами, в которых печатались его историко-политологические этюды. Но главным сочинением Б. Башилова стала девятитомная (девятый том так и не издан до сих пор) «История русско- го масонства», печатавшаяся в 1950-х г..


тории русского масонства, которое выходило отдельными сборника- ми на средства русской эмигрантов в Аргентине, целую книжку по- святил Павлу I. Только в 1992–1995 г., после того как Ст. Куняев привез из поездки с группой российских писателей по США в 1991 г. все выпуски, они были перепечатаны и у нас в России 1. В эмигра- ции, в Париже, вышла и книжка Т. А. Бакуниной «Знаменитые рус- ские масоны», в которой тоже имеется глава, посвященная интере- сующей нас теме2. Наконец, в 2002 г. М. М. Сафонов опубликовал роман-исследование «Завещание Екатерины II», в котором имеется специальная глава «Павел и масоны»3. Как видим, тема эта не схо- дит со страниц российской и зарубежной прессы.

Анализируя основные черты характера Павла Петровича, Бо- рис Башилов постарался восстановить облик русского императора по свидетельствам современников. И, как это ни странно, но мно- гие из знавших близко Павла I лиц единодушно отмечают рыцар- ские черты его характера. Княгиня Ливен утверждала, что:

 

«В основе его характера лежало величие и благородство – великодушный враг, чудный друг, он умел прощать с величи- ем, а свою вину или несправедливость исправлял с большой искренностью»4.

 

В мемуарах А. Н. Вельяминова-Зернова мы встречаем такую ха- рактеристику нравственного облика Павла I: «Павел был по приро- де великодушен, открыт и благороден; он помнил прежние связи, желал иметь друзей и хотел любить правду, но не умел выдержи- вать этой роли. Должно признаться, что эта роль чрезвычайно труд- на. Почти всегда под видом правды говорят царям резкую ложь, потому что она каким-нибудь косвенным образом выгодна тому, кто ее сказал»5.

 

 

1 Башилов Б. История русского масонства: Павел I и масоны. Александр I и его время. Вып. 7-й и 8-й. М.: Наш современник, 1995.

2 Бакунина Т. А. Знаменитые русский масоны вольные каменщики. М.: Интербук, 1991. С. 49–53.

3 Сафонов Михаил. Завещание Екатерины II.: Роман-исследование. СПб.: ЛИТА, 2002. С. 103–122.

4 Цареубийство 11 марта 1801 г. СПб., 1907. С. 179.

5 Вельяминов-Зернов А. Н. Записки // Цареубийство 11 марта 1801 г. 2-е. изд. СПб., 1908. С. 110.


Известный российский государственный деятель Яков Ивано- вич Де Санглен (177


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.