Последнее искушение еще впереди? — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Последнее искушение еще впереди?

2021-01-29 92
Последнее искушение еще впереди? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поговорим теперь о знаменитой Туринской плащанице и некоторых других подобных феноменах.

Поразительное открытие, которое может перевернуть все представления о земном существовании Иисуса Христа, сделали американские ученые из Центра по передовым технологиям ДНК Техасского университета. На знаменитой Туринской плащанице обнаружены следы ДНК человека. Находка способна опрокинуть многие представления о сущности человеческого бытия. Похоже, мы с вами стоим у порога новых потрясений мира как верующих, так и неверующих.

Техасским исследователям, сообщает в своей книге «Кровь и плащаница» Ян Уилсон, удалось обнаружить следы ДНК человека на знаменитом полотне, в которое, согласно легендам, было завернуто тело Иисуса Христа после того, как его сняли с креста. К сожалению, предоставленные для исследований образцы настолько малы, что на них можно было найти лишь следы ДНК, Которые не годились для дальнейших исследований. Однако мик‑Робиолог Техасского университета Леонсио Гарза‑Вальдес заявил:

«С уверенностью можно сказать, что мы обнаружили на плащанице следы человеческой крови и что это – кровь мужчины».

В конце 80 – начале 90‑х годов ученые провели ряд экспериментов по углеродному анализу реликвии. В результате опытов они датировали происхождение плащаницы 1300 г. н. э., что целиком противоречит библейским легендам. Однако, по мнению ученых Техасского университета, их коллеги не должны были применять систему углеродного анализа. Как считают американские специалисты, поверхность реликвии покрыта бактериями и грибковидным наростом. Таким образом, к 1300 году относится возраст грибка, покрывающего плащаницу, а не ткани или кровавых следов на ней.

Данное заявление подлило масла в огонь давнего спора о подлинности самой загадочной реликвии христианского мира. Действительно, когда плащаница, хранящаяся в кафедральном соборе св. Джиованни Батиста (Иоанна Крестителя) итальянского города Турина, выставляется на всеобщее обозрение, на ткани можно увидеть не только хорошо сохранившийся отпечаток человеческого тела и лица, но и кровавые пятна, соответствующие евангельским большим и малым ранам Христа.

Впрочем, такая возможность паломникам со всего света представляется нечасто: в XX столетии плащаница извлекалась из хранилища всего пять раз. И потому, наверное, сенсационное сообщение, поданное как раз аккурат накануне ее пятого «выхода в народ», намеченного на 18 апреля 1998 года, еще подогрело ажиотаж вокруг этого события.

Впрочем, как говорят наиболее рационально мыслящие представители того или иного лагеря, сам факт подлинности плащаницы еще не будет означать научного подтверждения факта воскрешения (хотя есть и лица, утверждающие, что это не так). Достоверно можно утверждать лишь то, что полотно использовалось для погребения человека, умершего в то же время и при тех же обстоятельствах, что и евангельский Иисус. Что вполне возможно хотя бы уже потому, что казнь распятием была вовсе не исключением в те времена. Вспомним хотя бы, что одновременно с ним было распято еще два человека.

В ту пору бытовали случаи и куда более массовых расправ. Так, скажем, после подавления восстания Спартака вдоль дорог распяли на крестах одновременно свыше 6000 человек.

Таким образом, вопреки распространенному среди христиан мнению, с родоначальником их религии обошлись ничуть не более жестоко, чем с тысячами других людей. Кстати, если верить Библии, перед ними у Христа было одно несомненное преимущество: он‑то наверняка знал, что после смерти воскреснет… Однако вернемся к плащанице.

Первое документальное упоминание о ней относится к 1353 году. Эта святыня появилась в полном смысле неизвестно откуда во Франции, в местечке Лирей неподалеку от Парижа, во владениях графа Жоффруа де Шарни. До этого в хрониках встречаются лишь отдельные упоминания, которые с той или иной степенью натяжки можно отнести к плащанице. Так, скажем, есть свидетельство, что крестоносцы в 1203 году видели в одной из константинопольских церквей погребальный покров Христа с изображением его фигуры. Но было ли это именно то полотно?

Впрочем, историк И. Уилсон полагает, что плащаница могла тайно храниться у рыцарей ордена тамплиеров по крайней мере с 1204 года по 1312 год. Когда – Папа Климент V упразднил этот орден, тамплиеры подверглись неслыханным гонениям, святыня была передана на сохранение графу де Шарни, состоявшему в родстве с одним из руководителей опального ордена.

Но так ли это на самом деле? Действительно ли тамплиеры привезли святыню с Востока во время одного из крестовых походов? Не выдумал ли всю эту историю граф, чтобы придать ореол подлинности своей находке?…

В общем, вопросов у историков достаточно много. Именно поэтому столь велик интерес к попыткам научного анализа возраста плащаницы.

Начало их, пожалуй, можно отнести к 1898 году, когда во время очередной демонстрации были сделаны первые фотографии плащаницы.

После проявления фотопластинки выяснилось, что богатое новыми деталями изображение имеет явно выраженный негативный характер, то есть темными на нем являются те участки, которые на обычном портрете были бы светлыми, и наоборот.

В начале XX века, изучая фотоснимки плащаницы, профессор сравнительной анатомии Сорбонны И. Деляж нашел, что Детали изображения весьма точны. Более того, исследователь обнаружил следы посмертного окоченения, остатки подтеков крови, характерные именно для распятого человека.

Эти выводы были подтверждены в 1931 году, когда патологоанатомы обратили внимание, что, согласно изображению на плащанице, гвозди, пронзающие руки, должны были проходить через кости запястья, в то время как почти на всех средневековых изображениях Христа показано, что пробиты его ладони. Однако когда француз П. Барбе провел серию опытов на трупах, то установил, что тело не удержится на кресте, если гвозди будут вбиты в ладони.

В 1978–1981 годах была проведена еще серия исследований, в результате которых установили, что в ткани есть мельчайшие остатки цветочной пыльцы растений, которые имеются в Палестине, Турции, Европе. Облик и прическа человека оказались характерными для евреев начала I в. н. э.: ниспадающие до плеч волосы, борода, усы. Кроме того, у него заплетена косичка на затылке, чего не видно ни на одном из средневековых изображений.

При микрофотографии в поляризованном свете и последующем компьютерном сканировании проявились отпечатки монет на глазах распятого человека. Согласно данным археологов в начале нашей эры, евреи действительно иногда клали мертвым монеты на глаза, этот обычай дошел и до наших дней. Римляне же и эллины клали монеты рядом с телом. При этом, как утверждают специалисты, на полотне отпечатались монеты, чеканившиеся около 30 г. н. э. Одна из них представляет собой раритет. Это так называемая лепта Пилата, на которой имеется надпись «император Тиберий» с неизвестной до недавнего времени нумизматам ошибкой. После публикации фотографий в разных коллекциях отыскалось еще пять таких же монет.

Однако все это косвенные доказательства. Стремясь уточнить их, ученые разных стран долгое время добивались разрешения на проведение радиоуглеродного анализа ткани плащаницы. Церковь долгое время отказывала в эксперименте, ссылаясь на то, что при этом неизбежно придется повредить саму святыню. Наконец, как уже говорилось, в конце 80‑х годов священнослужители пожертвовали крошечным фрагментом, и кусочки ткани были разосланы в лаборатории Оксфордского и Аризонского университетов, а также в Федеральный технологический институт Цюриха. Общий контроль за экспериментом осуществляли сотрудники Британского музея.

Вывод экспертов оказался однозначен: ткань была изготовлена в XIV веке, как раз в то время, когда граф де Шарни оповестил мир о своей находке. Скандал получился грандиозный. Однако представители Ватикана вскоре нашли что сказать.

Во‑первых, было указано, что для анализа пожертвовали самой малоценной частью плащаницы, а это могла оказаться вставка, сделанная в более поздние времена, для того чтобы было удобнее сматывать плащаницу при хранении.

Во‑вторых, радиоуглеродный анализ мог не учесть последующих изменений, происходивших с тканью. Скажем, во время пожара 1532 года от сильного жара раскалилась серебряная поверхность футляра, в котором хранилась плащаница, что, конечно, могло отразиться на количестве содержащегося в ней углерода.

Наконец, согласно одному из предположений, тело Христа во время воскрешения могло испускать сильнейшее рентгеновское излучение, нарушившее концентрацию радиоактивного углерода в ткани.

Последнее соображение может оказаться весьма существенным.

Не так давно группа ученых под руководством ученого физика из США доктора Дж. Джексона пришла к выводу, что изображение тела на ткани не нарисовано, а появилось на плащанице под действием некоего сильного облучения. Именно оно вызвало поверхностное обугливание нитей, из которых состоит ткань, и привело в конце концов к образованию своеобразного отпечатка.

Однако попытка Дж. Джексона смоделировать такое облучение оказалась безрезультатной. Доктор попытался получить аналогичный отпечаток, обмазав фосфором скульптурное изображение Христа и обернув его фотобумагой. Но, во‑первых, изображение на бумаге получилось достаточно расплывчатое – на настоящей плащанице оно куда четче. Во‑вторых, эксперимент не ответил на главный вопрос: «А что это было за излучение, способное обуглить ткань?..»

Следующий шаг в этом направлении предпринял российский физик А. Беляков. Он предположил, что излучение было не поверхностным, а глубинным, исходящим из тела под прямым углом к его поверхности, а значит, и обернувшей его плащаницы, что в конце концов и обеспечило большую четкость изображения.

Перебрав несколько возможных источников – ультрафиолет, тепловое или инфракрасное излучение, видимый свет, – исследователь пришел к выводу, что, скорее всего, из тела выходили наружу рентгеновские лучи. Таким образом, изображение на плащанице представляет собой своеобразную рентгенограмму. Но поскольку излучение было не очень жестким, то изображения скелета на ткани не получилось; одни лишь мягкие ткани. Впрочем, некоторые отпечатки все же наложились один на другой. Так, скажем, большой палец на руке подогнут и не должен был бы проявиться на отпечатке, однако он все же проступает через изображение ладони…

Каким же образом человеческое тело – не забывайте, что сын Бога все‑таки поначалу был человеком – стало источником, причем достаточно интенсивным, рентгеновского излучения? Ответ Белякова на такой вопрос выглядит достаточно – расплывчатым. «Физическое тело соединилось с духовным, о котором очень мало известно физике, – полагает он. – Можно лишь сказать, что во время преображения высвободилось много световой энергии в видимом, ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах. Я, как ученый, ничего не знаю об источнике этого света, но коли он возник, дальше распространяется по законам физики».

Исходя из этой предпосылки, Беляков предлагает провести компьютерное моделирование данного феномена сначала на простых геометрических телах – шарах, цилиндрах и т. д., постепенно приближая их формы к геометрии человеческого тела. Зная законы рентгеновского излучения и его поглощения в воздухе, в конце концов, возможно, удастся установить, как оно действовало на ткань.

И если компьютерное описание совпадет с действительным изображением, которое имеется на плащанице, можно будет считать доказанным, что именно так оно и образовалось.

Как обычно в таких случаях, экспериментатор стал ссылаться на отсутствие финансирования для дальнейшего проведения работ. Однако тут и ему и нам с вами повезло. Во время одного из приездов в Москву руководитель международного центра «Туринская плащаница», уже известный нам Дж. Джексон, познакомился с гипотезой Белякова и согласился финансировать его работы. А для начала попросил написать статью, в которой Александр Васильевич Беляков должен изложить все свои соображения по данному поводу.

Тот согласился, и сегодня у нас есть возможность ознакомиться с основными положениями гипотезы А.В. Белякова.

Согласно некоторым историческим свидетельствам, люди, ждавшие воскрешения, видели, как ночью над гробницей появилось сияющее облако, раздался страшный гром на земле, от гробницы отвалился камень и из нее поднялась вверх светозарная человеческая фигура, которая достигла светящегося облака и вместе с ним исчезла в вышине.

Именно такое светопреставление, наверное, заставило покинуть свой пост охранявших вход в гробницу римских солдат – воинов дисциплинированных и далеко не трусливых.

А когда через некоторое время Христос вернулся на землю, то он запретил приближаться к нему Марии Магдалине и другим заметившим его женщинам. Лишь издали назначил свидание своим ученикам и удалился. Такое поведение Иисуса было достаточно странным. Не опасался ли он, что его все еще излучавшее радиоактивную энергию тело послужит источником бед для поверивших в его учение людей?..

Потом, неоднократно появляясь перед своими учениками, Христос неоднократно демонстрировал умение проникать сквозь закрытые двери и даже стены. То есть тело его теперь могло становиться то достаточно плотным (в том убедился Фома Неверующий, ощупавший своими руками раны на теле Христа), то весьма призрачным, что позволяло ему проникать сквозь всевозможные преграды. Стало быть, после воскрешения тело Иисуса Христа явно приобрело новые качества.

Есть у Белякова и соображения, касающиеся исследований самой плащаницы. Как известно, радиоуглеродный анализ показал, что ее возраст насчитывает примерно 800 лет, а не 2000, как должно быть. Одни исследователи после этого заявили, что плащаница – не более как фальшивка, другие стали искать причины сбоя самого анализа.

Беляков принадлежит ко второй группе. Он полагает, что при обугливании плащаницы потоком излучения, исходившего из тела воскрешаемого Иисуса, она должна была принять на себя большое количество «молодого».радиоактивного углерода, что и Дало сбой в анализе.

Кроме того, некоторое количество такого углерода могло присоединиться к ткани в момент известного пожара, когда серебряная рака – хранилище плащаницы – изрядно сплавилась огнем.

Это подтверждают опыты доктора химических наук Дмитрия Кузнецова, который показал, что при таких условиях ионы серебра могли послужить мощным катализатором, под действием которого из угарного газа в целлюлозу плащаницы могло также проникнуть изрядное количество «молодого» углерода.

Так все это или не так, должны показать дальнейшие исследования. Пока же у нас есть основания полагать, что подобный способ получения изображения человеческого тела на ткани не единственный. Есть и другие, более традиционные…

Американский искусствовед Ник Аллен полагает, что плащаница – достаточно подробный портрет Христа в полный рост, с кровоточащими ранами на ногах, руках и груди, с терновым венцом на голове – представляет собой… первую на свете фотографию.

Чтобы подтвердить свою гипотезу, исследователь провел такой эксперимент. Сначала он убедился, что на картинах и рисунках XIII века – того времени, которым датирует возраст плащаницы радиоуглеродный анализ – встречаются изображения лупы и очков. Стало быть, в принципе ученый того времени располагал всем необходимым для создания простейшей камеры‑обскуры.

Такую камеру Аллен и построил в своем саду. Он плотно прикрыл ставнями окна садового сарая, оставив в одном из них небольшое отверстие. Войдя внутрь сарая, исследователь убедился в правильности своей догадки – на белой стене довольно отчетливо виднелось перевернутое изображение окружающего ландшафта. Качество картинки удалось улучшить, вставив в отверстие линзу от очков.

Тогда Аллен перешел к следующему этапу эксперимента. Он поставил неподалеку от сарая гипсовую статую Христа в полный рост, а на стену повесил простыню, обработанную раствором нитратов серебра: этот состав тоже имел хождение в раннем средневековье. Через четыре солнечных дня на полотне явственно обозначилась, человеческая фигура, воспроизводящая облик гипсовой статуи. Она удивительно напоминала изображение на плащанице. Получилась фотография.

Но кто мог сделать подобную фотографию в XIV веке по заказу, допустим, того же графа де Шарни? Ответу на этот вопрос посвящена недавно вышедшая на Западе работа Лины Пинкнетт и Клайва Принса «Туринская плащаница». В ней не только обстоятельно разобраны все версии, так или иначе касающиеся происхождения плащаницы, но и в конце концов выбран наиболее подходящий, пожалуй, вариант ее появления на свет (кроме библейского, естественно). Исследователи приходят к выводу, что плащаница представляет собой фотографию на ткани, сделанную при помощи альбумина, бихромата аммиака и калия, желатина, гуммиарабика и некоторых других вполне доступных в то время веществ.

И если отпечаток на ткани можно сравнить в какой‑то мере с ожогом, то ожог этот – химический. Глядя в микроскоп, можно убедиться, что нити плащаницы в некоторых местах подтемнены в большей или меньшей степени при помощи довольно простой фотохимической реакции.

Заодно получил объяснение и эффект негатива, замеченный туринским адвокатом и фотолюбителем Секонда Пиа еще при первой съемке столетней давности. Именно негатив и получают, как правило, при обычной фотосъемке; такая операция проще технологически, чем получение правильного позитивного изображения.

После этого оставалось лишб найти человека, который смог бы осуществить такую операцию. Перебрав многие варианты, исследователи нашли такую фигуру. Фотографом‑фальсификатором вполне мог оказаться… Леонардо да Винчи! Именно этот гений Возрождения обладал необходимым набором знаний по химии и оптике, был недюжинным художником. Он и мог осуществить подобную операцию. Кроме того, как известно, Леонардо с известным скепсисом относился к учению Христа, за что неоднократно имел неприятности. И только покровительство сильных мира сего позволяли ему избежать суда инквизиции. Да и времена были относительно либеральные…

О роли Иисуса в истории

Впрочем, даже если все это так и в конце концов действительно выяснится, что Туринская плащаница – подделка, этот факт в конце концов не отменяет ни существование Христа, ни созданное им учение. Более того, последние годы некоторые историки, даже весьма далекие от Церкви, все больше склоняются к мысли, что Иисус Христос – личность вполне реальная.

Например, в монографии С. Лезова «История и герменевтика в изучении Нового Завета», вышедшей в 1999 году в издательстве «Восточная литература», методично, на основе анализа «Евангелия от Марка» показано, что биографию эту, скорее всего, сочинил… сам Иисус.

 

Древнерусская икона Ильи‑пророка в его огненной колеснице содержит в себе множество религиозных символов. От стилистического изображения Бога (в верхнем правом углу) исходят три луча энергии, которые касаются сферы, окружающей пророка. Внешняя часть сферы разделена на 21 секцию или подуровень энергии, представляющие собой физические, астральные и ментальные уровни сознания, каждый из которых стремится к единению с Богом. Илья находится между слиянием души с Богом и вершиной горы. Илья, который еще не достиг состояния высшей духовности, касается плаща Илья‑пророка, стремясь прикоснуться к стекающему сверху потоку энергии.

Но при желании эту икону можно истолковать также, как изображение шарообразного летательного аппарата, удерживаемого в энергетическом поле. А поскольку древние не знали иного двигателя, кроме мускульного, то, по их мнению, таким аппаратом могла быть только летающая колесница.

 

Своей жизнью и смертью на кресте Христос стремился всячески подтвердить сценарий собственной жизни, созданный им заранее. Само же воскрешение из мертвых виделось ему как наилучший финал земной жизни. То, что на земле выглядело как казнь, явилось стартом для обретения вечной жизни. Христос стремился, как мог, облегчить тяжкую жизнь окружавших его людей и придумал для этого красивую сказку о загробной жизни. Проще говоря, Христос был великим поэтом, сочинившим даже саму свою жизнь, смерть и бессмертие.

Эту притчу он и рассказывал постоянно своим ученикам, стремясь закрепить в их сознании собственное сочинение. Он пошел даже на казнь, чтобы самой своей смертью подтвердить ее реалистичность. А поскольку все было известно заранее, то среди апостолов даже не возник вопрос, действительно ли воскрес их учитель или это игра их воображения. Они верили своему учителю, веровали в его учение, так что никаких подтверждений им больше не потребовалось. Они разошлись по городам и весям, неся легенду о чудесном спасении. И чем дальше, тем большую популярность обретала эта легенда, тем сложнее было проверить ее истинность.

Мы говорим о плащанице, о том, кто оставил на ней следы своей крови. Можно ли установить, чья это кровь? Да, можно. Современная наука может даже определить, какой национальности принадлежал человек, отыскать его "кровных родственников, как это было в недавнем расследовании останков семьи царя Николая II.

Более того, некоторые «горячие головы» предлагают восстановить молекулы ДНК, а потом и клонировать самого человека, чтобы, так сказать, воочию убедиться «кто есть кто». Но делать это вряд ли стоит. И не потому только, что Церковь категорически возражает против подобных экспериментов. (Суть этих возражений сконцентрировал в своем заявлении представитель Отдела внешних сношений Московской Патриархии отец Всеволод (Чаплин). «Плащаница – святыня для каждого христианина, – сказал он. – Для Церкви важно не то, какие будут Добыты доказательства в результате научных исследований, а то, что верующие истинно и уже много веков верят в ее святость. Потому вне зависимости от полученных данных плащаница по‑прежнему останется одной из главных святынь христианства».)

Против клонирования сегодня категорически возражают не только отцы Церкви, но и многие медики, юристы, политики… И дело даже не в биотехнологических, медицинских, юридических и прочих трудностях такой операции. Их, в конце концов, можно преодолеть. И вот, допустим, такая операция проведена и удалась. Кого мы увидим? Человека, весьма далекого как по своим внешним, так и внутренним качествам от библейского персонажа.

В этом можно быть уверенным хотя бы уж потому, что в самых древних текстах, которые, по мнению нынешних историков, послужили как бы черновиками канонического текста Библии, Иисус вовсе не выглядит таким красавцем с тонкими чертами лица, каким представляют его многочисленные иконы. Напротив, там описан человек невзрачной внешности, вроде бы даже горбатый. Единственным его достоинством было умение красиво говорить, способность увлекать своими проповедями слушателей.

И вот этот, несомненно, умный, многое понимающий с намека человек, ознакомившись с современным миром, увидев, что стало за века с тем же христианским учением, может запеть совсем по‑другому. Так что тут Церковь совершенно права: в своем втором пришествии роль Христа может стать совершенно иной, скорее всего для нее негативной.

Ведь христианство играло прогрессивную роль в жизни общества лишь в первые века своего существования. Став же из гонимой господствующей религией, оно тут же утратило и свою про грессивную роль. Нынешней христианской Церкви – будь то католическая ее ветвь или православная – в общем‑то не нужны радикальные перемены в обществе; сила, власть, влияние у нее есть уже сейчас. А от добра добра не ищут…

И наконец, еще об одном феномене, косвенно связанном с Туринской плащаницей. В январе 2001 года в Риме на специальной конференции обсуждали результаты более чем 20‑летних исследований таинственных глаз Гваделупской Девы. Об итогах работы отчитался перуанский ученый Хосе‑Асте Тонсман, который использовал самые современные лаборатории мира, цифровые технологии и консультировался с ведущими учеными. Однако наука оказалась не в состоянии дать ответ, как такое могло случиться.

Изображение Гваделупской Девы, отпечатавшееся на рого‑да, которой укрывался крестьянин Хуан Диего еще в XVI веке, настолько впечатляло, что заставило в те годы миллионы индейцев Мексики принять католическую веру. Но самым загадочным оказались глаза Девы. В ее зрачках отпечатались, как на фотокарточке, поразительно четкие изображения по меньшей мере 13 человек.

По словам Тонсмана, изображение, переданное глазами Девы, запечатлело сцену, происшедшую 9 декабря 1531 года, когда Хуан Диего пришел в храм, чтобы показать рогожу епископу Хуану де Цумарраге и другим, кто присутствовал на этой церемонии.

В своих поисках Тонсман применил цифровую технологию, использующуюся при передаче визуальной информации из космоса, и пришел к выводу, что изображение Девы не нарисовано человеческой рукой. Еще в XVIII столетии ведущие художники безуспешно пытались создать аналогичный рисунок на таком же грубом холсте. За столетия растительные волокна, из которых была сплетена рогожа, пришли в плачевное состояние, однако лик Девы и то место ткани, на котором он находится, не претерпели за 470 лет никаких изменений.

В изучении загадки участвовал лауреат Нобелевской премии в области химии Ричард Кун, который заключил, что святой лик не содержит естественных животных или минеральных красителей и, если учесть, что в XVI веке еще не существовало синтетической краски, совершенно непонятно, как он возник.

В 1979 году американские ученые Филипп Кэллэхен и Джоди Смит исследовали лик под инфракрасными лучами и столкнулись с очередной загадкой. К их удивлению, они не обнаружили вообще никаких следов краски. Все указывало на то, что материал не подвергался никакому внешнему воздействию при возникновении на нем изображения. –

На конференции в Риме Тонсман с отчаянием обращал к собравшимся риторические вопросы: «Как такое возможно, чтобы изображение на грубой и необработанной основе не утратило свежести красок? Объясните, с помощью какой техники без красителей можно было создать настолько яркую и четкую картину?..»

Более того, Кэллэхен и Смит обнаружили и продемонстрировали, что изображение слегка меняет цвет в зависимости от угла зрения. Но такой эффект невозможно создать человеческими руками даже при нашей нынешней технологии.

Тонсман чуть было не сошел с ума, когда он год за годом 2500 раз подвергал лик Девы оптико‑математическим исследованиям, пока сумел идентифицировать всех людей, отразившихся в глазах Девы. Они и стали участниками гваделупского чуда, когда Хуан Диего развернул рогожу перед, епископом. И в тот момент фантастическая Дева «сфотографировала» всех присутствовавших.

Каким образом? Если отбросить версию о божественном происхождении «фотоснимка», то остается допустить, что какие‑то инопланетяне или путешественники во времени таким образом пошутили над суеверными католиками, использовав технику, которая, возможно, через 100 лет станет на Земле детской забавой.

 

 

Часть III

ОТКУДА ОНИ?

 

В двух первых частях нашего повествования мы постарались найти факты, которые бы показывали, что пришельцы в древние времена бывали на нашей планете неоднократно. Более того, если верить многочисленным свидетельст вам уфологов, они и ныне посещают нас весьма часто. А может, даже и живут по соседству.

Откуда они могли к нам попасть?

 

ТАК ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ?

 

Кандидатом номер один для поисков жизни за пределами нашей планеты всегда значился Марс. Сохранились ли на нем какие‑то следы жизни, а тем паче – цивилизации? Что мы можем сказать по этому поводу сегодня?

Перелистывая страницы истории…

Жизнь на Марсе открывали неоднократно. Причем делали это не только фантасты, но и ученые. Вспомним хотя бы о знаменитых каналах Джованни Скиапарелли.

Потом открытие итальянского астронома было признано ошибкой, и ныне все согласны, что поверхность Марса выглядит холодной и безжизненной пустыней. На планете бушуют сильнейшие песчаные бури (скорость ветра достигает 100 м/с!), а перепады температур доходят до 150°С.

Понятное дело, подобные климатические условия малопригодны для жизни. Однако многие исследователи полагают, что еще сравнительно недавно Марс был планетой с достаточно Мягким климатом.

Из открытий последнего времени больше всего нашумела, пожалуй, история с марсианским «сфинксом», обнаруженным на космических снимках Винсентом ди Пиетро. Он даже подсчитал, что эта громадина куда больше земных аналогов и должна представлять собой целую гору высотой около 300 м и – длиной 1500 м.

И хотя 6 апреля 1998 года‑представители НАСА официально заявили, что огромное «лицо» на поверхности Марса, скорее всего, лишь огромная скала, которой ветрами придана довольно причудливая форма, страсти до конца так и не улеглись.

Многие тут же вспомнили, что еще в 1846 году на диске Марса было зарегистрировано красноватое свечение, а в 1871 году в атмосфере планеты дважды отмечалось появление каких‑то белых пятен. Чуть позднее, в 1846 году, британский профессор Уильям Пикеринг заметил на неосвещенной стороне планеты яркий белый огонь, который, по его измерениям, находился примерно на высоте 30 км над поверхностью Марса.

Подобные аномалии наблюдались и в последующие годы. Всего было отмечено несколько десятков. Некоторые исследователи попытались объяснить подобные вспышки и свечения вулканическими или иными процессами естественного происхождения. Однако такое объяснение можно принять лишь с большой натяжкой. Логичнее связать подобные феномены с проявлениями разумной деятельности.

Кое‑кто даже предполагает, что и спутники Марса – Фобос и Деймос – имеют искусственное происхождение, поскольку, по расчетам баллистиков, они должны иметь огромные полости внутри. (Кстати, то же самое можно сказать и о Луне).

«В сравнительно недалеком прошлом Марс во многом напоминал Землю», – говорят ныне исследователи. Косвенным подтверждением этой мысли может послужить хотя бы тот факт, что на Марсе в самом конце XX века были обнаружены свежие следы воды.

На Марсе есть влага!

Американская межпланетная станция обнаружила под поверхностью красной планеты гигантские ледяные полости. А присутствие воды, как считает наука, – главное условие для существования жизни.

До недавних пор, несмотря на множество гипотез, прямых доказательств присутствия воды на Марсе обнаружить не удавалось. И вот летом 2000 года межпланетная станция «Марс глобал сервейер» выявила на поверхности планеты геологические структуры, которые могли возникнуть только под воздействием мощных потоков воды. А в начале осени нашу планету облетела весть о новой находке.

По словам директора обсерватории имени Робинсона в Орландо (штат Флорида) Надин Барлоу, где занимаются анализом информации, переданной с Марса, в горных массивах красной планеты зафиксировано невероятных размеров ледяное озеро – оно соответствует территории шести Московских областей. Ледяная полость начинается на глубине 200 м и простирается в разные стороны на несколько километров. «Еще глубже подо льдом может быть вода», – полагает профессор Барлоу.

Этот вывод подтверждает догадки, сделанные астрономами летом, когда высказывалось предположение, что возраст промоин на крутых склонах марсианских гор – всего 1 – 2 года.

Теперь все чаще считают, что обнаружение воды на Марсе заставит пересмотреть сроки марсианских экспедиций и приблизит полет человека на красную планету. По примеру земных мелиораторов первопроходцы на Марсе смогут пробурить скважину и получить необходимую для себя воду.

«Однако нет ли тут какой ошибки? – осторожничают скептики. – Каналы, следы водных потоков на‑Марсе открывали уже неоднократно, а потом исследователям приходилось каяться в своих заблуждениях».

Что ж, все может оказаться и так. Но все‑таки хотелось бы надеяться на лучшее. Ведь если открытие, сделанное станцией «Марс глобал сервейер», подтвердится, оно хотя бы частично смягчит горечь потерь в окрестностях красной планеты многих исследовательских аппаратов. Из 18 экспедиций на Марс, предпринятых специалистами СССР и России, 10 закончились полной неудачей, 7 аппаратов выполнили свои задачи частично, и лишь полет «Марса» в 1973 году оказался успешным.

Аварийными были также пять американских полетов, что вызвало в зарубежных средствах массовой информации даже предположение о том, будто успешным полетам противодействуют сами марсиане. Дескать, они не хотят якшаться с нами, не желают, чтобы мы разузнали тайну «марсианского сфинкса», вот и губят разведчиков.

Но все это лишь подогревает интерес землян к красной планете. Так что есть ли на Марсе вода, нет ли ее – все равно рано или поздно люди там высадятся.

Пока же полученное известие придало новый интерес истории обнаружения следов жизни на марсианских метеоритах.

Марсианский метеорит

Летом 1996 года мир облетела весть: «Обнаружена жизнь на Марсе!» И хотя позднее выяснилось, что речь идет всего лишь об органических остатках, которые обнаружили на поверхности метеорита, вроде бы залетевшего к нам с Марса, сенсация получилась нешуточной. Ведь если инопланетные бактерии действительно существуют, то, вероятно, и собратья по разуму где‑то рядом. Ведь жизнь на нашей планете тоже развивалась, начиная с простейших организмов.

Именно поэтому сенсационное заявление для печати, сделанное 7 августа 1996 года авторитетными специалистами НАСА, произвело в научных кругах эффект разорвавшейся бомбы. Оно гласило, что на метеорите ALH 84 001 найдены следы органических молекул, а сам этот камушек 13 тыс. лет тому назад попал на Землю с Марса.

Правда, руководитель группы исследователей НАСА доктор Д. Мак‑Кей еще тогда осторожно заметил: «Многие, наверное, не поверят нам». И тут оказался, безусловно, прав.

Американские ученые основывали свою гипотезу в основном на четырех фактах. Во‑первых, мелкими вкраплениями, размером с типографскую точку на данной странице, усеивавшими стенки трещин на марсианском метеорите ALH 84 001. Это так называемые карбоновые розетки. Центр такой «точки» состоит из соединений марганца, окруженных слоем карбоната железа, а затем следует кольцо сильфида железа. Некоторые земные бактерии, живущие в прудах, способны оставлять такие следы, «переваривая» имеющиеся в воде соединения железа и марганца. Но, как полагает биолог К. Нилсон, такие отложения могут возникать и в ходе чисто химических процессов.

В метеорите нашли также полициклические ароматические углеводороды – сравнительно сложные химические соединения, часто входящие в состав организмов или продуктов их разложения. Химик Р. Зейр, работавший вместе с Мак‑Кеем, утверждал, что это остатки разложившейся некогда живой органики. Однако его коллега из Орегонского университета Б. Саймонент, напротив, указывает, что при высокой температуре такие соединения могут возникать самопроизвольно из воды и углерода. Более того, в некоторых метеоритах, попадающих на нашу планету из метеоритного пояса, существующего между орбитами Марса и Юпитера, исследователи обнаруживают даже аминокислоты и сотни других сложных органических соединений, используемых живыми организмами, однако никто не утверждает, что астероидный пояс – рассадник жизни.

Третий довод энтузиастов – обнаружение под электронным микроскопом мельчайших капелек, состоящих из магнетита и сульфида железа. Одни исследователи, как, например Дж. Кирш‑винк, известный специалист по минералам, утверждают, что капельки – результат жизнедеятельности бактерий. Однако другие, подобно геологу Э. Шоку, полагают, что подобные формы могут возникнуть и в результате других процессов.

Самую острую дискуссию вы


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.