Последствия злоупотреблений 38 — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Последствия злоупотреблений 38

2021-01-29 71
Последствия злоупотреблений 38 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преобладающие эмоции 40

Влияние на сознание 42

Глава 2. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 51

Оценка пракрити 55

Краткое описание конституциональных типов 74

Глава 3. ПИЩА 81

Ритуал приема пищи 84

Свойства пищи 87

Пища для каждой конституции 91

Особые продукты 103

Пристрастия и вкус 107

Глава 4. ПИТАНИЕ 115

Семь дхату 115

Ожирение 128

Прибавление в весе 133

Снижение веса 134

Глава 5. РЕЖИМ 143

Распорядок дня 146

Поклонение Солнцу (Сурья Намаскар) 159

Образ жизни 162

Глава 6. РАВНОВЕСИЕ 175

Прана, Теджас и Оджас 176

Несварение 178

Аюрведическое лечение 183

Выведение Амы 185

Уравновешивание дош 194

Лечение ума 196

Юкти 200

Глава 7. БОЛЕЗНЬ 201

Аллергия 201

Хроническое расстройство кишечника 207

Астма 210

«Желтая угроза» 213

Как устранить «желтизну» 216

Ревматическая болезнь 218

Лечение артрита 224

Рак 233

Увядание 236

Прочие заболевания 239

Глава 8. ОМОЛОЖЕНИЕ 243

Повышение половой потенции 244

Расаяна 250

Минералы и металлы 256

Макарадхвадж 260

Другие Расаяны 263

Сезоны 266

Глава 9. ЗА ПРЕДЕЛАМИ АЮРВЕДЫ 269

Бессмертие 269

Жертва 272

Кундалини 275

Свет и тьма 279

Тарпана 280

Заключение 284

Рецепт кичади 286

СЛОВАРЬ 287

УКАЗАТЕЛЬ 291

 

ПОСВЯЩЕНИЕ

 

Эта книга посвящается моим родителям, которые были моими первыми учителями, и Вималананде, который был для меня другом, философом и Учителем.

Она посвящается также Матери Таре – Вселенской Матери ‑ Природе, от которой мы все происходим, в которой мы существуем и к которой все мы в конце концов вернемся. Она – Мать сострадания, всепрощения, истины, красоты, знания, изобилия, энергии и свободы; и Она же – Матерь тьмы и зависимости. И болезнь, и здоровье рождаются от Нее.

Материнская забота необходима для исцеления, ибо только одна Мать‑Природа может исцелять. Смиренно приношу эту книгу в дар Матери Таре с просьбой исцелить всех нас и наш мир.

 

ОТ АВТОРА

 

За десять лет, истекшие с момента первой публикации этой книги, я принял множество благодарных отзывов от читателей, высоко оценивших ее содержательную сторону. Но сколь бы лестны ни были эти похвалы, чем дальше, тем яснее я осознавал, что книга нуждается в исправлениях и дополнениях. И в это новое издание я постарался внести необходимые поправки, переработав большую часть первоначального текста и добавив к нему новый материал. Новые иллюстрации позволили воздать более пышные почести Матери‑Природе, а благодаря новой редактуре удалось устранить множество устаревших стилистических оборотов. Надеюсь, все читатели останутся довольны нашими усилиями.

Автор выражает свою признательность за критические замечания и помощь в работе над этой книгой:

Джуди П. Аллин Лонетте Риб

Тиаги Керстен Памеле Баринофф

Грэму Додду Д‑ ру Майклу Стоуну

Эллиоту МакЛафлину Д‑ру Васанту Д. Ладу

Вайдья Б. П. Нэнэл Майклу Лауренсону

Фреду и Кэтти Смит Д‑РУ Грегу Хейлу (Кришна Дасу)

Лауре и Эдвину Свобода Лоретте Левиц и Дэвиду Либерти

Джону Клэнси Клодии Уэлч

Вималананде

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Аюрведа – это не только наука, но также религия и философия. Мы используем слово «религия» для обозначения верований и дисциплин, способствующих таким состояниям бытия, в которых двери восприятия открыты для всех аспектов жизни. В аюрведе все стороны и этапы жизненного пути рассматриваются как священные. Слово «философия» означает любовь к истине, а истина в аюрведе – это Бытие, Чистое Существование. Аюрведа представляет собой науку об Истине, о том, как она проявляется в жизни.

Согласно аюрведе, каждый человек – это уникальный феномен, и он неотделим от космоса. Все, что есть в макрокосме, существует и в микрокосме. Каждый человек представляет собой проявление космического сознания.

Вибрация чистого вселенского сознания производит беззвучный звук «Ом». Из этого звука происходят Пять Великих Элементов – Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля. Эти Пять Великих Элементов проявляются в виде трех биологических начал, именуемых Вата, Питта и Капха, которые управляют всеми процессами в организме, в том числе и патологическими.

В момент зачатия Вата, Питта и Капха своими сочетаниями определяют конституцию человека, которая и называется «пракрити». «Пракрити» означает «первое творение». Каждое человеческое существо – это «первое творение» космоса, и именно поэтому каждый человек представляет собой отдельную сущность, уникальный феномен. На понимание уникальности каждого индивидуума и направлено изучение «пракрити». Аюрведа дает нам прямой подход к этому изучению.

Аюрведа как наука исцеления основана на знании «пракрити» – индивидуальной конституции. Если бы каждый человек знал свою конституцию, он без труда, например, определял бы наиболее подходящие для себя питание и образ жизни. Пища, полезная для одного, для другого будет ядом. Поэтому для того, чтобы сделать свою жизнь здоровой, счастливой и гармоничной, необходимо знать свою конституцию.

Мой друг и коллега д‑р Роберт Свобода изучал аюрведу в аюрве‑ дическом медицинском колледже Тилака в г. Пуна (Индия). Он занимался там под моим руководством, и его выдающиеся способности и блистательные успехи в аюрведе сделали его лучшим студентом на курсе. Это тем более достойно упоминания, что д‑р Свобода – американец и единственный житель Запада, окончивший эту аюрведиче‑ скую медицинскую школу. Его глубокое знание аюрведы в сочетании с европейским образованием делают эту книгу бесценной для западного читателя.

Д‑р Васант Лад, октябрь 1987 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Природа и Ее пути поистине непостижимы для смертных. Вы можете пуститься в свое жизненное путешествие, намереваясь отправиться на запад, но если Она пожелает направить вас на восток, то путь ваш будет петлять до тех пор, пока вы не направитесь именно туда. Покидая США в мартовские нды‘ 1973 года, я и не подозревал, что в конце концов стану жить в Индии. Я был зачислен в Медицинскую школу университета Оклахомы и собирался лишь немного пожить в Африке и вернуться к началу сентябрьского семестра.

Однако месяц спустя я лежал пластом в Абиджане (Берег Слоновой Кости), страдая от жестокой дизентерии. Двое французов сжалились надо мной и отнесли меня к себе на квартиру, чтобы я мог провести там уик‑энд, пока не удастся найти доктора. Сами же они собирались, как они выразились, на «съезд знахарей»– собрание целителей, магов и трансмедиумов где‑то в глухом лесу. Их проводник сам был «знахарем». Когда он увидел меня лежащим неподвижно в совершенном изнеможении, то настоял на том, что будет лечить меня. Я был слишком слаб, чтобы сопротивляться.

Это был хорошо одетый и крепко сложенный африканец лет тридцати с небольшим. Его легко можно было бы принять за банковского клерка, и будь у меня силы размышлять, я решил бы, пожалуй, что передо мной – в высшей степени необычный знахарь. Но сил не было, и я не думал решительно ничего в тот момент, когда он налил из графина, стоявшего у моего изголовья, воды в стакан и начал пристально смотреть на него. Я безучастно наблюдал, как он бормочет какие‑то заклинания над стаканом, а потом передает его мне. Я так же безучастно выпил, убеждая себя, что это – простая вода, которая, конечно, не принесет никакой пользы, но и вреда не причинит.

Знахарь и французы попрощались со мной, и я погрузился в глубокий сон.

Проснувшись, я ожидал приступа болезни, но был приятно удивлен, обнаружив, что мой живот ведет себя спокойно. Приступов не было весь день и на следующий день; они и не возобновились бы, знай я тогда то, что знаю теперь о влиянии диеты на болезнь. Как бы то ни было, благодаря шаману я получил на какое‑то время облегчение. И при этом от меня не потребовалось ни собственных усилий, ни веры. Я усвоил этот урок.

За те несколько дней, что я лежал в этой квартире и выздоравливал, я прочел «Автобиографию йога» [1]. Благодаря этой книге стрелка моего «внутреннего компаса» повернулась и указала на Индию. Но первый мой шаг на этом новом пути привел меня в Кению, где я принял участие в этнографической экспедиции Национального музея Кении на территории племени покот. Мне предложили пройти ритуал принятия в племя, и я согласился. Став одним из покот, я познакомился и побеседовал с местными лекарями. Затем я показал записи бесед европейским докторам медицины, которые сопровождали нас в этой экспедиции, и они засвидетельствовали эффективность некоторых традиционных методов лечения, применявшихся в этом племени. Мне захотелось изучить местную медицину более тщательно, и я пообещал себе вернуться в Кению после поездки в Южную Азию.

Индию я возненавидел с первого взгляда и, не пожелав задержаться там, сразу направился в Непал. Именно в Непале я впервые услышал слово «аюрведа» – от одного врача из Миротворческого корпуса. В январе 1974 года я вернулся в Индию – правда, лишь для того, чтобы присутствовать в Бодх‑Гая[2] на церемонии посвящения в тибетскую Калачакру, которую проводил сам Далай‑Лама. Эта церемония продемонстрировала мне практическую пользу йоги и убедила меня в том, что, несмотря на все опасения, которые внушила мне Индия при первом знакомстве, я должен остаться в этой стране и изучить ее древнее искусство физического, психического и духовного врачевания.

 

Искусство медицины

 

Одна из первых вещей, которые я понял в Индии, заключалась в том, что медицина – это искусство. До тех пор я придерживался механистического взгляда на жизнь и считал, что человек подобен мыслящей машине, а здоровье представляет собой в основном инженерную проблему. Из аюрведы я узнал, что лечение, как и другие искусства, становится действенным лишь тогда, когда целитель по‑настоя‑ щему вовлечен в него. Человек может сколько угодно писать картины, лепить горшки или сочинять концерты, но его творения останутся холодными и безжизненными, если он не сможет вдохнуть в них жизнь. Умение вдохнуть жизнь в свое создание – вот что отличает истинного художника от простого ремесленника. Хорошее лечение – это плод от союза искусства и науки.

Аюрведа (в буквальном переводе – «наука жизни», «знание жизни» или «искусство долголетия») – это нечто большее, нежели просто искусство исцеления. Аюрведа имеет дело со всем, что вносит радость в нашу жизнь. Чтобы изготовлять хорошие лекарства, хороший аюрведический целитель должен быть хорошим поваром. Приготовленные вручную аюрведические лекарства обычно превосходят по классу препараты фабричного производства – по той же причине, по какой самое обычное суфле под рукой опытного шеф‑повара может превратиться в нечто неповторимое. Шеф‑повар может ничего не знать о термодинамике приготовления пищи, но зато он знает, как сделать пишу восхитительной на вкус. Подобно такому повару – подлинному художнику кулинарного искусства – аюрведический целитель должен стать настоящим мастером своего дела. Хороший врач чувствует лекарственные средства так же тонко, как искусный повар – свои рецепты. Именно это чутье, развивающееся по мере того, как целитель обретает все более совершенную гармонию с Природой, превращает техническую компетентность врача в способность к интуитивному целительству. Аюрведа не антинаучна: просто в своем развитии она вышла за пределы механистической науки.

Ни один врач с начала времен еще не вылечил ни одного пациента. Ни один врач никогда не сделает этого, ибо излечить может только Природа. Только Природа может творить чудеса; врачи же должны лишь учить своих пациентов пользоваться этими чудесами. Задача врача – использовать знание о прошлых болезнях и нынешнем состоянии пациента для того, чтобы интуитивно предугадать возможные пути исцеления и разработать стратегию лечения. Истинные врачи неустанно служат каналами, через которые Природа может вершить свои чудотворные деяния. Вот почему аюрведа учит, что каждый врач должен всегда, даже в ходе диагностических процедур, отдавать максимум энергии на исцеление каждого пациента.

Но несмотря на неослабевающее внимание к исцелению в случаях, когда исцеление необходимо, аюрведа постоянно подчеркивает, что профилактика важнее терапии. Аюрведа приводит в равновесие и омолаживает живые организмы, снижает их восприимчивость к болезням и, укрепляя иммунитет, предотвращает развитие заболеваний. Аюрведа – это не столько медицинская система, сколько образ жизни, путь к пониманию того, как сотрудничать с Природой и жить в гармонии с Ней. Понятие здоровья в аюрведе означает гармонию, и воистину нет предела гармонии, которой может достичь человек, искренне стремящийся к ней.

Кое‑кто жалуется, что аюрведические средства действуют медленно; но неспешность сама по себе нередко составляет часть лечения, особенно сегодня, когда многие из нас страдают от болезней, вызванных спешкой. Физиология человека в ходе истории человечества не слишком изменилась. Конечно, в области технологии мы продвинулись значительно, но тело и ум у нас почти такие же, как у наших предков, страдавших от тех же болезней и проявлявших те же восхитительные и отвратительные качества, что и мы.

Однако в те далекие времена, когда аюрведа еще только формировалась, люди были в большей степени зависимы от внешней среды, чем мы сегодня. У них не было иного выбора, кроме как сотрудничать с Природой и полагаться на нее. За отсутствием хитроумных инструментов, они развивали свои интуитивные способности к диагностике. Живя в непосредственной связи с Природой, они обнаружили, что Природа сама подскажет им лечебные свойства растений, животных и минералов, если только они будут прислушиваться внимательно к Ее словам. Эти древние исследователи экспериментировали на самих себе и передавали свои наблюдения из поколения в поколение. Этот накопленный в далеком прошлом медицинский опыт и был гораздо позднее, но все же очень давно, систематизирован в виде аюрведы.

Человеческий ум заменял древним аюрведическим целителям компьютерные системы: развивая способности к запоминанию, они хранили в памяти огромное количество медицинских фактов. Хорошо развитые и утонченные интуитивные способности помогали применять накопленные знания на практике. Древние мастера превратили аюрведу во врачебное искусство и постановили, что подлинная цель любого медицинского знания должна заключаться не менее чем в достижении бессмертия.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.