Здоровье, личность, бессмертие — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Здоровье, личность, бессмертие

2021-01-29 84
Здоровье, личность, бессмертие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждый человек наверняка хоть раз в жизни мечтал стать бессмертным. И хотя мы знаем, что все, что когда‑либо было создано, в конце концов будет уничтожено, каждый из нас втайне лелеет надежду, что, быть может, смерть сделает для него исключение. Древнеиндийские риши (провидцы) искали пути к достижению бессмертия и записывали плода своих исследований в гимнах Вед – древнейших сочинениях рода человеческого. Веды, составляющие фундамент индийской культуры, подчеркивают, что возможность достичь бессмертия открыта перед каждым человеком по праву рождения. Вот слова одной известной ведической молитвы:

Веди меня от тьмы к свету.

Веди меня от заблуждения к истине.

Веди меня от смерти к бессмертию.

Каждый воплощенный человек есть единство тела, ума и духа. Поэтому древние риши Индии разделили свою мудрость, превратившуюся в Науку Жизни, на три раздела знаний: аюрведу, которая имеет дело в основном с физическим телом; йогу, которая занимается преимущественно духом; и тантру, которая имеет дело главным образом с умом. Философия всех этих трех дисциплин идентична, но акценты различны, вследствие чего различаются их цели и области приложения. Аюрведа в основном рассматривает физическую основу жизни и сосредоточена на приведении тела в гармонию с умом и духом. Благодаря йоге достигают контроля над телом и умом, чтобы привести их в гармонию с духом. В тантре же ум используют для того, чтобы привести в равновесие друг с другом потребности тела и духа.

Мы существуем как индивидуальности на фоне нашей внешней среды – Матери‑Природы. Никто не может быть всецело индивидуальным, потому что наша индивидуальность обусловлена Природой.

Большинство из нас живут, ни в чем себя не ограничивая, часто потакая себе и ожидая при этом, что мир будет непрерывно угощать нас конфетками, а Природа будет давать достаточно пищеварительной силы, чтобы потреблять их. Большинство из нас называют это свободой.

Однако истинная свобода – это способность приспособиться ко всему. Наслаждение, несомненно, является одной из жизненных целей, но выйдя за границы дозволенного, вы теряете способность наслаждаться. Ограничение – неотъемлемая часть жизни. Вы ограничены десятками обязанностей, такими как необходимость дышать, есть, спать и пользоваться словами для общения с другими людьми. Самое же главное ограничение – это ограниченная способность организма выносить ваше потворство собственным желаниям.

Либо вы сами добровольно ограничиваете себя, либо за вас это делает Природа. При помощи болезни Природа заставляет вас умерить скорость и «отдохнуть». Вот почему Природу называют Матерью: Она так любит вас, что Ей невыносимо видеть, как вы разрушаете себя. Она вновь и вновь предупреждает вас об ошибках и переходит к решительным мерам лишь тогда, когда вы упрямо отказываетесь слушать Ее. Это классический пример взаимосвязи между свободой и ответственностью: либо вы сами каждый день понемногу ограничиваете свою свободу, либо за вас берется Природа и в одночасье ограничивает вашу свободу на целые дни, недели или месяцы.

Исполнение своих желаний – это законная цель жизни, но это лишь одна из четырех ее целей. Никакая жизнь не будет прожита сполна, если не будет достигнута каждая из этих целей. Цели же эти таковы:

Ддарма – исполнение обязанностей, обусловленных нашим положением в обществе;

Артха – накопление собственности за время испблнения наших обязанностей;

Кама – удовлетворение законных желаний с помощью накопленной собственности;

Мокша – осознание того, что мы живем главным образом ради самой жизни и только потом – ради долга, собственности и желаний.

Вам нужна стабильная ниша в обществе, чтобы обеспечивать свое существование и иметь свободное время, которое можно было бы посвятить либо удовлетворению желаний, либо духовному совершенствованию. Какова бы ни была цель вашей жизни, для ее осуществления вам нужен здоровый ум в здоровом теле. Вы должны быть здоровы, если хотите наслаждаться жизнью постоянно.

Разработанная древними риши аюрведа предназначена именно для тех людей, которые хотят наслаждаться миром и сохранять при этом здоровье. Ее указания относительно режима жизни, питания и методов терапии, позволяющих, в частности, избавиться от пристрастий с пагубными последствиями, помогут вам оставаться здоровыми, крепкими и бодрыми, прекрасно чувствовать себя до глубокой старости, если, конечно, вы сможете в достаточной степени ограничивать свои потребности и строго придерживаться аюрведических принципов. Поскольку за все в жизни надо платить, вы сами должны решить, до какой степени вы хотите потакать себе, и, соответственно, насколько вы будете здоровы. Бесплатного сыра не бывает.

Кое‑кому кажется, будто бесплатный сыр можно найти в тантре – системе, основанной на преобразовании любых внешних влияний с тем, чтобы человек больше не зависел от них и мог отторгать или принимать их по собственной воле. На первый взгляд тантра и впрямь позволяет неограниченно потакать себе, прикрываясь духовностью. Но в действительности истинная тантра – это чрезвычайно строгая система, успешно осваивать которую можно только после усердного аюрведического очищения и йогических практик. Традиция йоги учит держать мир на расстоянии вытянутой руки, жить аскетически, чтобы оградить внутреннюю среду от внешних волнений. Йога и тантра помогают человеку освободиться от мирской зависимости, однако безопасно практиковать их, не обладая хотя бы элементарными познаниями в области аюрведы, невозможно.

Для гармонии личности необходимо динамическое взаимодействие тела, ума и духа, что можно назвать вертикальным измерением, а также равновесие между индивидуумом и внешней средой, что можно назвать горизонтальным измерением. Если вы хотите быть по‑насто‑ ящему здоровыми, ваше физическое тело должно находиться в равновесии с Природой, ум – в гармонии с коллективным умом общества или социальной группы, в которой вы живете, а душа должна пребывать в согласии со Вселенской Душой. Для риши вся жизнь была учебником; точно так же должны относиться к жизни и врачи, постигая с ее помощью, как обращаться с телом, умом и духом пациента.

Обретение гармонии тела‑ума‑духа проще начинать с тела, поскольку оно относительно стабильно. Привести в равновесие ум и дух, которые имеют эфирную природу и труднее поддаются гармонизации, гораздо легче тогда, когда тело уже окрепло и стало здоровым. Сегодня, когда большинство людей всецело захвачены проблемами материального мира, это особенно важно. Врач должен работать с пациентом, учитывая уровень его сознания, а поскольку сознание большинства людей обращено к физическому, то в первую очередь приходится обращаться к медицине для тела. Затем неизбежно наступит черед медицины для ума и духа.

Каждое человеческое существо уникально, каждый индивидуум имеет свои особенности и характерные черты. Самое драгоценное сокровище – ваша жизнь – принадлежит вам и только вам, и она не похожа на жизнь никакого другого человеческого существа ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Каждый человек – это уникальное проявление Матери‑Природы, Творческой Энергии Вселенной. В каждом есть частица Вселенской Души. Веды призывают к тому, чтобы каждый нашел свой собственный путь, прожил свою жизнь в полную силу, ибо лишь исполнив все, на что мы способны, мы можем вернуть Природе долг за дарованную нам жизнь. Каждый из нас нужен Вселенной и должен впрясть свою нить в тот великий гобелен, который мы называем человеческой цивилизацией. Внести полноценный вклад в эту жизнь и, соответственно, насладиться жизнью в полной мере можно лишь при условии, что вы здоровы.

Слово «Свастха» на санскрите означает «здоровый». Оно происходит от слов: Сва («Я») + Стха («укорененный») “ Свастха («укорененный в Я»). Здесь «Я» – это эго; имеется в виду не эго в понятиях Фрейда, а сила индивидуации, выделяющая каждое существо среди других. Эго – это то, что делает меня особенным, то, благодаря чему я знаю, что я – это я, а не вы, он, она, мы или они. Тот аспект личности, который постоянно напоминает мне, что я – это я, на санскрите называется Ахамкара (буквально – «создатель Я»). Поскольку каждый из нас представляет собой тело, ум и дух, у всех нас есть телесное «Я», ментальное «Я» и духовное «Я». Быть «укорененным в Я» значит быть укорененным в каждом из этих «Я».

Современные врачи склонны игнорировать индивидуальность. Они зачастую смотрят на людей как на «печень» или «легкие» и забывают об индивидууме, которому эти печень и легкие принадлежат. Одно и то же лечение может казаться им панацеей для всех больных, и при этом из виду упускается то, что даже среди страдающих одной болезнью могут быть ее различные вариации. Такой подход к лечению не может способствовать восстановлению равновесия в организме. Поскольку врачи зачастую не в состоянии восстановить здоровье своих пациентов, больным в наше время следует самим учиться этому. Всякий, кто хочет быть здоров, обязан сам узнать о здоровье как можно больше.

Многие жители Запада изучают аюрведу в надежде на чудеса, которые позволят им по‑прежнему потакать своим желаниям. Но так они смогут достичь только временного облегчения, постоянное же облегчение приходит лишь с постоянным изменением образа жизни. Они обманывают себя, как обманывают себя люди, сбивающиеся в стадо вокруг торговцев чудесами в надежде на духовное продвижение, не требующее усилий. Аюрведа же предназначена для тех, кто готов принять ответственность за самих себя.

Если бы аюрведа была религией, то ее Богиней стала бы Природа, а единственным наказуемым Ею грехом – чрезмерное потакание себе. Задача аюрведы – позволить нам вкушать удовольствия жизни таким образом, чтобы это не расстраивало наше здоровье. Удовольствие, поглощающее все время, – это, по сути, рабство, потому что чем больше мы потребляем, тем в большую зависимость впадаем. Неограниченное потакание себе делает нас менее свободными, поскольку оно уменьшает нашу самодостаточность. Каждое из наших пристрастий – будь то кофеин, сахар, соль, алкоголь, наркотики, спортивные зрелища, телевизионные шоу, азартные игры или прочие поблажки – это еще один гвоздь в гроб нашей свободы, еще большее стеснение нашей индивидуальности. Многие из нас даже не знают, как правильно удовлетворять свои желания, и побочные эффекты удовольствий ослабляют и убивают нас. Истинное наслаждение жизнью возможно только при истинном здоровье.

Я путешествовал по США, разговаривал с людьми и пытался выяснить, что может дать им аюрведа. И эта книга стала одним из результатов моих поездок. Она не является изложением классических принципов аюрведы. Врач, работающий в традиции древних учений аюрведы, мог бы даже поспорить со мной по некоторым вопросам. Скорее, эту книгу следует считать моей собственной интерпретацией некоторых аюрведических теорий. Изложенными здесь наблюдениями я обязан моему учителю Вималананде, потому что именно он научил меня мыслить таким образом.

«Даршан», санскритский эквивалент греческого слова «философия», буквально означает «вйдение». Философия – это то, что позволяет нам смотреть на вещи определенным образом. Аюрведа – это философия, позволяющая врачам смотреть на пациентов глазами Природы. Мудрецов, создавших аюрведу, называли «провидцами» из‑за их способности ясно воспринимать реальность. Они могли видеть, как действует весь мир и отдельные его части, и могли рассказывать о своих наблюдениях в таких словах, которые позволяли тем, кто приходил позднее, видеть и воспринимать все точно так же. Поскольку каждый провидец смотрел на вещи с определенной точки зрения, в аюрведе не одна, а много систем. Следуя этой традиции, каждый аюр‑ ведический врач создает свою собственную систему, основываясь на опыте великих провидцев и на своем личном опыте.

Эта книга как раз и представляет собой частичное изложение моего собственного опыта. Она начинается с разъяснения основных принципов аюрведы и того, как на их основе определяются конституциональные типы. Затем я перехожу к рассмотрению того, как питание влияет на конституцию и какие привычки полезны для укрепления и поддержания здоровья.

Далее речь идет о единении тела, ума и духа. Основной упор делается на Ахамкару и природу индивидуального «Я». Поскольку мы здоровы (Свастха) тогда, когда укоренены в своем «Я», важно рассмотреть, как достигается и поддерживается такая укорененность и, с другой стороны, как она нарушается. В книге представлен аюрведи‑ ческий взгляд на причины болезней и приведены примеры аюрведи‑ ческого подхода к лечению заболеваний и омоложению организма; в частности, рассматриваются некоторые эзотерические методы самостоятельного достижения равновесия.

Многие санскритские тексты начинаются словом «атха» – «сейчас». Это означает, что заключенное в книге знание ждет, всегда готовое открыться тому, кто открывает книгу. Аюрведические знания непреходящи, универсальны и так же доступны сегодня, как и 5000 лет назад и как будут доступны через 5000 лет. Могут изменяться детали и частности, но суть знания остается неизменной. Аюрведа, с ее неразрывной цепью преемственности опыта в области диагностики и лечения, испытана тысячами и тысячами врачей на миллионах и миллионах пациентах. Ее теория и практика выдержали проверку временем.

Я изучал работы древних аюрведических авторов, таких как Ча‑ рака, Сушрута и Вагбхата, как в переводах, так и в санскритском оригинале. Принимая их учения сердцем, я пытался применять древнюю мудрость к современности с учетом специфики сегодняшних проблем. Хотя аюрведа – это целый комплекс знаний, я взял на себя смелость выбрать из них несколько, которые, как мне кажется, могут стать отправным пунктом для тех, кто хочет продвигаться к совершенству.

Одна из главных проблем современности – это утрата своих корней, болезнь, порожденная чрезмерной мобильностью современных людей. Мы, американцы, гордимся подвижностью своей культуры – этого «плавильного котла наций». Теоретически, в нашем обществе каждый может найти применение своему таланту, реализовать свои честолюбивые замыслы и обрести славу и состояние. «Каждый человек – король(по крайней мере для себя)» – вот наш девиз. Мы радуемся тому, что не имеем корней. Нам нравится независимость и свободна от всяких уз и ограничений прошлого. Большинство из наших предков пришли в эту страну, чтобы забыть свое прошлое, и забвение прошлого стало своего рода пропуском в Америку. Возвеличивая таким образом свою индивидуальность, мы приравняли прогресс к забвению, и теперь Прогресс, как олицетворение Науки, стал нашим идолом. В большинстве своем мы на всю жизнь так и остаемся рабами Прогресса.

Из‑за своей приверженности прогрессу мы склонны путать индивидуальность с независимостью. Отчетливое осознание индивидуальности важно для здоровья каждого человека, но в более старых, культурно однородных обществах индивидуальность отдельного человека определяется не им одним. Японец, например, знает, что является наследником древней культуры Японии. И его личность в значительной мере определяется принятием или отвержением догматов этой культуры.

Культурные традиции Америки не столь глубоко укоренены в нас. Американцы в значительно меньшей степени готовы почитать

прошлое, чем другие народы. Поскольку мы хуже знаем почву, в которую сажаем семена своей личности, мы вынуждены в большей степени полагаться на свой собственный индивидуальный опыт. Каждый из нас эгоистически придерживается собственной этики и морали. К сожалению, большинство из нас слишком во многом полагается на свою индивидуальность, так как ни на что другое мы не можем с уверенностью положиться. Наше общество придерживается принципа «каждый за себя», согласно которому все внешнее по отношению к индивидууму, даже Природа, рассматривается как враждебное.

Забвение – опустошающая болезнь. Мы забыли свои корни, забыли своих богов, а теперь пытаемся забыть и этику. Мы чувствуем себя тем более свободными и менее ограниченными, чем больше забываем, не ведая, что с каждым утраченным фрагментом памяти мы все больше удаляемся от своей истинной личности. Из внешнего лоска пристрастий к своим чувственным удовольствиям мы строим ложные личности и определяем свободу как неограниченное удовольствие, забывая, что всякая индивидуальность условна. Оборвав связь со своей внутренней Матерью, мы оторвались от источника сострадания внутри нас и разучились сочувствовать другим живым созданиям.

Вот почему многие из нас, не колеблясь, устраняют все то, что либо не является частью нас, либо не приносит нам очевидной пользы. Поэтому в нашем обществе и процветает насилие. Наши литература, искусство, музыка и даже сельское хозяйство строятся на насилии. Наша медицина тоже основана на насилии. Мы убиваем антибиотиками и антисептиками, а если это не приносит результатов – используем хирургию, чтобы извлечь провинившийся орган из тела. Ради спасения тела мы разрушаем его.

Укорененность в «Я», однако, не должна приводить к отрыву от источника, от Существа, создавшего вас. Чрезмерное вложение в «Я» столь же вредно, как и его противоположность. Разрушение должно быть последним средством; в первую же очередь необходимы забота, материнские чувства и поддержка себя и всех существ. Природа всегда великодушна и будет так же щедра к вам, как вы будете щедры к себе и к другим существам. Здоровье нельзя ни купить, ни выпросить, ни взять взаймы, ни украсть; это дар Природы.

Аюрведа создана цивилизацией, глубоко укорененной в Матери‑ Природе. Провидцы знали, что вся Природа является частью нашей личности, поскольку все мы созданы Природой, в Ней существуем и в

Нее же вернемся. Индивидуальность – лишь временное состояние, в котором можно процветать только с помощью Природы, никак не враждуя с ней.

Такое же мнение высказал Карл Юнг после поездки в Индию в 1938 году:

«Вполне возможно, что Индия – настоящий мир, а белый человек живет в сумасшедшем доме абстракций... В Индии жизнь еще не ушла в замкнутую оболочку головы. Это по‑прежнему целое живое тело. Нет ничего удивительного в том, что европеец чувствует себя там, как в сказке; полнокровная жизнь Индии – это то, о чем он лишь мечтает. Если вы ходите босиком, разве можете вы забыть о земле?»

Задача этой книги – заново научить жителей Запада «ходить босиком» по жизни, чтобы они смогли восстановить связь с Природой. Рожденное столетия назад, понятие индивидуальной конституции оказывается, тем не менее, новым для западного ума. Для нас это новая возможность понять свои, отношения с Природой.

Аюрведа предназначена прежде всего для тех, кто гармонизируя себя, стремится стать гармонизирующей силой во Вселенной. Высокомерная, самонадеянная страсть к потаканию своим желаниям отравила наш мир. Если мы хотим и дальше жить на этой планете, мы должны возместить ущерб, нанесенный себе и своему окружению. Если мы хотим, чтобы Природа вернула нам здоровье, мы должны успокоить Ее гнев. Вималананда часто говорил, что цель Науки о Жизни – сделать счастливым каждый дом: дом в истинном смысле этого слова, дом как пристанище. У каждого должен быть настоящий дом – пристанище, в котором всегда можно найти приют, – и внутри себя, и вне. Природа – наша Мать, и только она может помочь нам найти дорогу домой.

 

 

Глава первая ДОШИ И ВКУСЫ

 

 

Каждый из нас сохраняет отделенность от других живых существ до тех пор, пока Природа позволяет нам оставаться в живых. Природа предоставляет нам пространство, ограниченное нашей кожей снаружи и желудочно‑кишечным трактом изнутри: вот то, что мы можем назвать нашей собственностью. Все, что находится вне кожи, – это часть нашего окружения. Вы – часть моей среды обитания, я – часть вашей. Природа есть сумма всех индивидуумов и того, что их окружает.

В ваш желудочно‑кишечный тракт попадают вещества, бывшие прежде частью вашего окружения. Некогда каждое из этих веществ существовало отдельно от вас, обладало собственной индивидуальностью; теперь же оно проходит метаболическую проверку, пытаясь вьщержать экзамен на усвояемость и стать частью вашего существа. Если в вашем желудочно‑кишечном тракте произойдет разрыв, некоторые из этих веществ попадут в вашу брюшную полость. Организм распознает эти вещества как чужеродные и отреагирует соответствующим образом. Если позволить этой реакции развиться, она очень быстро убьет вас.

Если облекающая вас кожа перестанет выполнять свою работу, как это бывает, к примеру, при сильном ожоге, в организм проникнут чужеродные «мародеры», что тоже может закончиться смертью. Тем, что мы продолжаем жить, мы обязаны прочности наших границ: кожи и стенок желудочно‑кишечного тракта.

Болезни можно рассматривать как существа, обладающие паразитическими намерениями. Некоторые из них, такие как глисты, бактерии, вирусы, имеют коллективные тела и демонстрируют признаки коллективного сознания, подобно общественным насекомым вроде муравьев и термитов. Другие собственным телом не обладают и «завладевают» организмом, чтобы таким образом удовлетворить потребность в индивидуальном существовании. Есть и иные, такие как раковые клетки, возникающие непосредственно внутри тела. Но что бы ни представлял собой агрессор, излечение происходит лишь тогда, когда враждебная сущность изгоняется из организма, а личность его истинного хозяина возвращается к своему нормальному состоянию.

Здоровый организм враждебно относится к чужакам. Несбалансированный же принимает их с распростертыми объятиями, поскольку переваривает пишу неправильно. Расстройство пищеварения влечет за собой появление разнообразных физических и духовных токсинов, которые в своей совокупности на санскрите называются «Ама». Ама служит пищей паразитам и помогает им привольно жить в организме. Несварение возникает из‑за дурных привычек питания и дурного образа жизни. Намеренное, осознанное потворство таким нездоровым действиям на санскрите называется «праджнапарада», что означает «преступления против мудрости».

Несварение не позволяет питательным веществам достигать живых тканей и ослабляет иммунную защиту организма. Первым рубежом защиты от паразитических существ служит аура. Второй рубеж образован кожей и стенками кишечника. Третий рубеж обороны – иммунная система – пребывает в ожидании того момента, когда ей придется перехватить и уничтожить любое паразитическое существо, которому каким‑то образом удалось преодолеть два других рубежа. Иммунная система, поддерживающая связь и с кожей, и с кишечником, является очень чувствительной структурой, ориентированной на вторгающихся в организм агрессоров. Это хитроумная паутина Т‑ лимфоцитов, В‑лимфоцитов, антител и лимфокинов – чрезвычайно сложная система, управляемая единым хозяином, Ахамкарой.

Ахамкара непрестанно отождествляет себя с каждой из триллионов клеток, образующих тело. Ваша Ахамкара постоянно напоминает каждой вашей клетке о ее сущности – о том, что она является составной частью великого и славного единого существа, то есть вас. Ахамкара отвечает за то, чтобы живыми в вашем организме оставались только те клетки, которые принесли клятву верности своему верховному властителю. Все чужаки беспощадно преследуются и уничтожаются, а мятежники – мутанты, или раковые клетки, – подвергаются безжалостной казни в поучение прочим клеткам, которые могли бы набраться смелости и воспротивиться вашему правлению.

Вы остаетесь живым и надежно защищенным в вашей крепости лишь до тех пор, пока Ахамкара командует ее гарнизоном. Если она получает ранение, у врагов появляется шанс отыскать в вашей обороне слабое место и сразить вас. Когда Ахамкара – страж, заставляющий ваши клетки рабски служить вам, – покидает свой пост, все населяющие вас сущности получают свободу действовать так, как им заблагорассудится, и в итоге вы умираете. Ахамкара – ваша жена, ваша любовница, ваш друг, ваш руководитель и наставник, ваш слуга. Она – все то, что вы есть. И самое главное: она ваша мать.

Ахамкара женственна, поскольку она является частицей Божественной Матери, Богини‑Природы. Она – ваша жена, потому что она всегда рядом с вами, она связана с вашим телом брачными узами, обязывающими ее заботиться о вашей душе, которая и есть вы. Она – ваша любовница, потому что только сила ее любви способна связать воедино клетки вашего тела и заставить их действовать как единое существо. Она – ваш друг, потому что она всегда рядом и всегда исполнена сочувствия к вам. Она руководит вами и наставляет вас во всем, что идет вам во благо. В качестве вашего слуги она неустанно заботится о том, чтобы поддерживать ваше существование.

Но в первую очередь этот принцип «создателя Я» – ваша мать, поскольку именно Ахамкара объединяет в единое целое все строительные блоки, из которых вы состоите: Пять Великих Элементов, органы чувств и ум. Древние риши, постигшие этот принцип «Я», поклонялись своим Ахамкарам как матерям, чтобы установить с ними любовные отношения. В своей трансцендентной мудрости риши осознали творческую значимость Матери‑Природы. Даже сам Ади Шан‑ карачарья, который основал десять монашеских орденов, отрекшихся от мирского, и отвергал все общепринятые отношения между людьми, отдал распоряжение, чтобы в его монастырях поклонялись Богине.

Болезни возникают, когда поражена Ахамкара и вследствие этого ослабевает иммунная система. В санскрите иммунитет обозначается словом «вьядхикшаматва», которое буквально переводится как «прощение болезни». Вы сохраняете здоровье лишь до тех пор, пока вы способны снисходительно отнестись к напряжению, которое испытываете, стряхнуть со своих плеч напасти и приспособиться к новой ситуации. Сопротивление переменам всегда подрывает иммунитет. Старая санскритская поговорка гласит: «Кшама ча джана‑ ни» – «Сущность материнской любви в прощении». Вред, нанесенный матери‑Ахамкаре, ослабляет присущую нам способность прощать и предрасполагает к болезням.

Лечение Ахамкары – это высшая медицина. Мудрецы Индии давно поняли, что доброе здравие духа является предпосылкой доброго здравия тела и ума. Здоровый дух означает динамическое равновесие между отдельной личностью, которая должна быть целостной, и космической личностью Природы, – равновесие, возможное лишь до тех пор, пока отдельная личность помнит о своем долге перед Матерью‑Природой.

Абсолютным здоровьем могут обладать лишь бессмертные существа, поскольку лишь они наделяют свои Ахамкары такой силой, что становятся неприступными для любых враждебных сущностей. Жившие в Индии риши практиковали длительную аскезу, чтобы полностью пробудить свои Ахамкары и обрести способность управлять ими. В итоге они обретали бессмертие. Желая поделиться своим опытом с другими, они создали систему философского «видения», при помощи которой изучающие аюрведу постигают материальное существование.

Исследуя накопленный ими опыт и прибегая к помощи интуиции, риши поняли, что человеческое сознание, воля и индивидуальность должны являться частью сознания, воли и индивидуальности самой Природы. Утонченность их восприятия позволяла им вступать в контакт с Природой и непосредственно общаться с нею. Одна из первых истин, которые они восприняли, касалась структуры и происхождения Вселенной.

Природа поведала им, что в начале существует Чистое Бытие,

Одно без Второго.

Когда внутри него возникает желание явить себя,

Чистое Бытие разделяется на Сознание и Волю, которые затем совокупляются. Их порождением является

Разум,

который представляет собой силу различения.

Затем разум преобразует себя в Ахамкары, которые создают индивидуальные «Я».

Вселенная наполняется бесчисленными сгустками разума, обладающими собственной индивидуальностью, и все они ищут возможности выразить себя. В соответствии со своими врожденными предпочтениями эти сгустки Ахамкары проявляются как:

волны кинетической энергии – Раджас; материальные частицы потенциальной энергии – Тамас, и субъективное сознание – Саттва.

Раджас представляет собой движение, а Тамас – инерцию. Саттва же – это их равновесие, ибо только сознание способно уравновесить кинетическую и потенциальную энергии. Ахамкара Природы настолько огромна, что способна уравновесить энергии всего космоса. Человеческого сознания достаточно для того, чтобы привести в равновесие собственные энергетические начала человека.

Индивидуальный сгусток «духа», желающий выразить себя, использует субъективное сознание (Саттву) для проявления органов чувств и ума. Дух и ум проецируют себя в физическое тело, созданное из Пяти Великих Элементов, которые возникают из Тамаса. Органы чувств используют Раджас, чтобы проецироваться из тела во внешний мир и воспринимать свои объекты. Тело – носитель ума, инструмент чувственного наслаждения. Ум, утомленный блужданиями вовне, уходит в свое телесное убежище каждую ночь, во время сна. Дух же пребывает в этом убежище постоянно, наделяя тело жизнью, а ум – сознанием.

 

Пять Великих Элементов

 

Точно также, как наши тела образованы триллионами самостоятельных клеток, мы сами являемся клетками вселенского организма. Каждый из нас, людей, подобно нашим клеткам, обладает индивидуальным существованием, однако никто из нас не является достаточно «свободным» для того, чтобы жить, не завися от целого. По сути, все, что существует во внешней Вселенной, имеет своего двойника во внутренней вселенной человеческой личности. Каждая космическая сила представлена в ней в видоизмененной форме. Поток питательных веществ, проникающий в клетки тела и извергаемый ими, является аналогом непрерывного потока питательных веществ и продуктов их переработки, втекающего в растения, животные и человеческие организмы и извергаемого ими.

И потому не существует принципиального различия между, скажем, приготовлением пищи в кастрюле на плите и приготовлением пищи в желудке на внутреннем пищеварительном огне. В обоих случаях для облегчения усвоения пищи используется тепло. Во внешней плите используется пламя, во внутренней – кислоты и ферменты, однако принцип остается единым.

Для объяснения того, как связаны внутренние и внешние силы, риши использовали теорию Пяти Великих Элементов (которые правильнее было бы называть Пятью Великими Принципами Материального Существования). Вот эти Пять Великих Элементов:

Земля – твердое состояние материи, основным атрибутом которого является стабильность, закрепленность или жесткость. Земля – это устойчивая субстанция.

Вода – жидкое состояние материи, ее основной атрибут – текучесть. Вода – это субстанция, лишенная устойчивости.

Огонь – сила, которая преобразует вещество из твердого состояния в жидкое и затем в газообразное, и наоборот, увеличивая либо уменьшая относительную упорядоченность вещества. Огонь – это форма без субстанции; его основной атрибут – превращение.

Воздух – газообразное состояние материи, основным атрибутом которого является подвижность, или динамика. Воздух – это существование без формы.

Пространство – это поле, из которого все проявляется и в которое все возвращается; это пространство, в котором все происходит. Пространство (именуемое также Эфиром) не имеет физического существования; оно существует лишь как расстояние, разделяющее материальные объекты.

 

Три доши

 

Эти Пять Элементов сосредоточиваются в трех дошах – Вате, Питте и Капхе, которые, по существу, являются Воздухом, Огнем и Водой соответственно. Вата, начало кинетической энергии тела, связана главным образом с нервной системой и управляет всеми движениями тела. Капха, начало потенциальной энергии, управляет стабильностью тела и его жидкостей. Сферой действия Капхи являются ткани тела и отходы его жизнедеятельности, движением которых ведает Вата. Питта отвечает за равновесие кинетической и потенциальной энергий тела. Все связанные с Питтой процессы подразумевают переваривание, или «приготовление», пищи, даже если речь идет о приготовлении мыслей, образующих порождаемые умом теории. Главная сфера деятельности Питты – это ферментативная и эндокринная системы.

На клеточном уровне Вата вводит в клетки питательные вещества и выводит из них отходы, Питта осуществляет переваривание питательных веществ и обеспечение энергией клеточных процессов, а Капха управляет структурой клетки. В процессе пищеварения Вата пережевывает и заглатывает пищу, Питта ее переваривает, Вата усваивает питательные вещества и избавляется от отходов, а Капха управляет секреторными выделениями, обеспечивающими «смазку» и защиту органов пищеварения. В умственной деятельности Вата занимается извлечением из памяти информации для ее сравнения с новой. Питта осуществляет обработку новой информации и получение выводов, которые Вата затем заносит в память в качестве самых свежих воспоминаний. Капха поддерживает стабильность, необходимую уму для того, чтобы удерживать текущую мысль.

Эти три доши суть силы, а не субстанции. Капха сама по себе не является слизью, она – сила, которая, проецируясь в тело, обеспечивает возникновение слизи. Питта не есть желчь, она – сила, которая обеспечивает порождение желчи. Вата не есть газ, однако усиление Ваты приводит к увеличению образования газов. Вата, Питта и Капха называются дошами, поскольку слово «доша» означает «сущность, которая может разладиться». Когда равновесие между Ватой, Питтой и Капхой нарушается, его утрачивает и организм.

Капха, водная доша, обычно ассоциируется с Элементами Воды и Земли, которым в действительности не свойственно взаимное влечение. Если, к примеру, вы станете сыпать песок в воду, он упадет на дно сосуда и останется там. Сколько бы вы ни усердствовали, песок будет оставаться во взвешенном состоянии лишь то время, пока вы перемешиваете воду. Капха заставляет Воду и Землю, которые в ином случае не стали бы взаимодействовать друг с другом, вступать в должные сочетания и сохранять взаимно удобное для них равновесие.

Капха – это та сила, которую Природа дала нам, чтобы поддерживать в организме должную пропорцию Элемента Земли (твердых веществ) и Элемента Воды (жидкостей). Как только тело обретает излишнюю твердость, обязательно возникают проблемы. Возьмем, к

примеру, почечные и желчные камни. Это сгущения Земли, в которых слишком мало Воды для того, чтобы они могли течь. Точно так же, при избытке в организме Воды и недостатке Земли возникают нарушения вроде отека или водянки. Вода и Земля сохраняют равновесие только при условии, что Капха сбалансирована.

Питта, огненное начало, ассоциируется и с Огнем, и с Водой. В то время как Вода и Земля предпочитают игнорировать друг друга, а при смешивании остаются пассивными, Огонь и Вода – вечные противники. При всякой попытке соединить огонь и воду верх неизменно берет одно из этих начал. Если огня больше, чем воды, огонь выпаривает воду; если воды больше, чем огня, вода, даже доведенная до кипения, заливает огонь. Задача Питты состоит как раз в том, чтобы принудить эту враждующую пару к сотрудничеству.

Весь телесный «огонь» содержится в воде. Желудочный сок, например, представляет собой очень сильную кислоту (pH=2). Она выжигает все, с чем соприкасается, – в точности как открытое пламя или разряд молнии. Кислота – это Огонь, содержащийся в Воде. Когда в этой смеси преобладает Огонь, он выжигает содержащиеся в Воде естественные средства своего сдерживания. Если это происходит в желудке, возникает язва желудка. Когда же преобладает Вода, она гасит Огонь, порождая несварение. Только посредничество здоровой Питты и позволяет поддерживать этот далеко не безмятежный союз между Огнем и Водой.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.