Социальная миопия (близорукость): культурная тенденция «верхоглядства» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Социальная миопия (близорукость): культурная тенденция «верхоглядства»

2021-01-29 119
Социальная миопия (близорукость): культурная тенденция «верхоглядства» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роберт Келлум (Нью-йоркский университет, Бингхэмптон) в своей кан­дидатской диссертации (1996 г.) обращает внимание на проблему «ка­питализм и глаза». Он выдвигает следующий тезис: в древности люди, чтобы выжить, полагались на периферическое зрение. Они выходили в окружающий мир, чтобы добыть себе пропитание охотой или выискать (вырастить) съедобное растение. Тут мы имеем дело со взглядом, нап­равленным вовне. «Тогдашняя социальная система была построена на

52

Видеть, а не смотреть

принципе «каждый сам за себя», —пишет Келлум. В свете наук, изуча­ющих проблемы зрения, такие смотрящие особи обладали дальнозор­костью, то есть они видели отдаленные объекты лучше, чем объекты, находящиеся вблизи. Келлум доказывает, что за прошедшие семьсот лет в том, как мы смотрим на мир, произошли изменения: можно заметить сдвиг от направленного вовне, дальнозоркого взгляда к сосре­доточенному взгляду, направленному вовнутрь. Параллельно этому сдвигу восприятия происходил и сдвиг биологический. Как заявляет Келлум, «...поскольку взгляд направляется внутрь, на Я и на тело, разум начинает развивать типы восприятия, свойственные близорукому су­ществу. В центре мышления оказывается Я. Тело индивидуума теперь становится границей «внешнего» фокуса зрения. Глаза начинают ис­пользоваться для выполнения задач, требующих ближнего взгляда. Сознание становится близоруким, оно видит все так, как если бы весь мир существовал рядом, поблизости». Основываясь на этом утверж­дении, можно провести параллель между близорукостью и нашим об­ществом, все более сосредоточивающимся на Я. Ведь теперь сходят на нет былые устремления охотника и собирателя, чья дальнозоркость включала в себя понимание родства человека со своей семьей или пле­менем, зависимость от таких ресурсов природы, как животные или растения.

Близорукий способ восприятия начал появляться с развитием тор­говли, когда продовольствие и другие товары стали обменивать на день­ги. Теперь нам больше не нужно охотиться, используя свою дальнозор­кость: теперь мы смотрим на то, что у нас под рукой, например, на пищу и товары, разложенные на столе или на земле прямо у нас под ногами, или на того человека, с кем мы торгуемся, желая купить то, что он нам предлагает, или на деньги, переходящие из одних рук в другие. До этого зрение было направлено на выращивание или сбор пищи, или служило Целям охоты на животных, а потому человек был тесно связан с приро­дой, был ее частью, одновременно будучи и частью общины. Человек наблюдал за сменой времен года и видел перед собой широкую панора-МУ> будь то неоглядный простор природы или социальные взаимоотно­шения, необходимые для функционирования нормальной общинной жизни. Люди дальнозоркие были более тесно связаны с природой, более

53

Сознательное зрение /-                       * ,ти я соответствии со сменой времен

ПОИСПОСОблеНЫ В ТОМу, ЧТОбЫ ЖИТЬ В 1-ОО1ВС                                  V

р                           '               пбоаза жизни, когда люди тяжело

гола Умение видеть было частью оЩаоа ^

шд                                            /-и полюбоваться красотой окружав-

паботали, но находили время, чтобы П"'""0»        г           ^

раоотал                      ^ „ н ^шествеяное было важнее любых

шего их мира природы. Семейное и оо^

шс         г г г,,                 „ткпыло возможность почувство-

других достижений. Умение видеть открыло                         )

дру1ил ^                                           ом.„«роком смысле. И умение

вать, что человек — часть жизни в саМ ши^                      '

смотреть находилось в гармонии с умением в

ии<л^                         г           „мать- то, как мы используем свои

Таким образом, мы начинаем понимаю.                         ,

у                            „„ртцах, выходящих далеко за рамки,

глаза сказывается на самых разных веш   >

1;ы '                                          „мттите буквы на этой странице. То,

скажем, того, насколько четко вы вид*1 у

скажем,                                                       й повседНевнои деятель-

как мы используем глаза, определяете

как мы         у                у   пМпеть отдаленные предметы, тогда

ностью: охотнику необходимо ясно вид*        ,    ТГ

нос 1 ьш.         1                               видеть вблизи. Именно культу-

как физик или инженер должен хорошо видет                          ' *

^                                        ^ ■л'мчтти соответствующий таким

па Нормирует преобладающий образ жизни,            ; ^

ра ц>иу1 п  г                  ч1 йлиздрукость или дальнозор-

видам деятельности, где «требуются» олизор;, ьидам /л                            г      „яЯНИЯ глаз в буквальном смысле

кость- тот или иной способ использования        /

и«пго сознания. Будучи приверже-

влияет на формирование общественного сода                   г ^

влияе1 ^ V к           "^   ^„„иятия, люди ограничивали раз-

ны одному способу зрительного восприя1ия,         ^              V

ны одн '         ' *         тт  ,рСтвует возможность хорошо вы-

витие собственного сознания. Но сушс1- >

витие си                                         „рства все же не позволять той

полняя свои функции в рамках оошь  >

11ШШ           ^'             г               пгпяничивать ваше внутреннее

деятельности, за которую вас ценят, "1Р"П

ДСИ1СУ1С                          ^^                                      даННОИ КНИГИ И СОСТОИТ В

развитие. Наверное, вы уже поняли, что ц ^   ^^ том чтобы помочь вам достигнуть поДоОНОИ

том'4                                           „. идеями и подвергнем их провер-

Павайте поразмышляем над этими идеями       V            V у

дав       р                         „коммерция только начинали разви-

кр Пяиным-давно, когда торговля и ко"» ?"•

ке. даьно м   > «к             вызвал изменение восприятия,

ваться этот новый жизненный уклад вызвал                      к

ьд  '                                           „ мипя по принципу «мы—они»,

положив начало способу восприятия мира и к ч / 1Юли*в                      7         у „я лягепя людей: «мы» голодны, а

Как же это было? Представьте себе Д^Се Денег как оптимадьно-«они» могут предложить нам пищу. ПР                     общей ^ ^

го средства обмена сместило фокус с п? Р Д

с общества, обеспечивавшего взаимна поддР^У

рамы - ощущения того, как все ча*   Р   что ^ ^

планеты, действуют сообща, — и ощу^^11"

планехы, д    /        щ. >            ивидуалистическии, эгоистичес-

тять Вместо этого сформировался инл «/

тать, ом^ "       ч> к к            междуЛюдьми вышла на первый

кий взгляд, при котором конкуренция  «/

54

Видеть, а не смотреть

план, затмив собой и общество, и природу, и всю панораму в целом. По мнению Келлума, «это привело к перестройке мозга и разума».

В древности люди жили «относительно изолированными и слабо связанными между собой группами». По мере развития обмена и тор­говли люди из различных регионов стали вступать в контакты. В усло­виях глобальной общественной интеграции, как считает Келлум, посте­пенно увеличивается роль присутствующих в мозгу, взаимодействую­щих между собой нервных клеткок, обеспечивающих фовеальное зрение. Это и положило начало растущему дисбалансу, уходу от «ви­деть»: теперь гораздо большее значение получало «смотреть».

Чем более значительное место в жизни людей занимало это «смот­реть», тем больше сужалась та картина, которая возникала у них в уме. Сужение восприятия означало, что люди теперь меньше делали и мень­ше видели. Одновременно с этим интуитивно-религиозное мировос­приятие и духовное целительство как культурные нормы своего време­ни стали вытеснять науки — физика и медицина, порожденные физи­ческим миром; они были сосредоточены на очень узкой области. Интуицию затмили когнитивные умозаключения. Вдруг оказалось, что если идею нельзя доказать научно, она имеет мало цены — или же ей вовсе не следует придавать значения. Натуральная магия и древние шаманские практики, посвященные зрению, были признаны нелепыми и недостойными внимания. В их основе лежала дальнозоркость, умение видеть широкую панораму, тогда как новый способ бытия предполагал близорукость и сосредоточенность на узком поле зрения прямо перед человеком.

Указанная физическая, познавательная (когнитивная) ориентация привела к тому, что врачей теперь учили находить лишь физические причины расстройств зрения. Если человек от рождения был дальнозо­рок, но ему для существования приходилось делать вещи, требовавшие ближнего зрения, ему прописывали корректирующие линзы, чтобы «исправить» этот «недостаток». Глаз при лечении рассматривался как отдельный орган, изолированный не только от человека как такового, но даже от его физического тела. Никто и не задумывался о том, что то, как мы видим, формирует наше сознание. Столетие назад окулисты все еще продолжали объяснять близорукость чрезмерным напряжением

55

Сознательное зрение

глаз и неправильным с ними обращением. В офтальмологической лите­ратуре приводятся упражнения, которые врачи прописывали пациен­там, чтобы помочь снять напряжение с глаз. В начале XX века очки не всегда были в моде. В те времена не считали, что очки могут украшать лицо.

Однако, как пишет Келлум, в 1936 году производители оправ и линз, оптовые торговцы, фармацевты и окулисты основали Институт улуч­шения зрения:

«Эта организация должна была «раскручивать» моду на ношение очков. Идея была в том, чтобы продвигать программу «глазной сознательности». Поддержка со стороны знаменитостей, соответствующие плакаты, радиопе­редачи — все было направлено на то, чтобы люди избавились от предубеж­дения против ношения очков. Одновременно вышла в свет книга «будьте привлекательны в очках». В результате этой пропаганды у потребителя сло­жилось представление, что человек в очках выглядит интеллектуальнее».

Келлум доказывает, что современное осознание действительности фор­мирует нашу физиологию и то, как функционируют наши глаза. Способ мышления, нашего взаимодействия с миром влияет на модель нашего зрения, как и наше восприятие влияет на то, как мы выстраиваем свою жизнь. Келлум полагает, что

«глаз откликается на то, как мы живем. Жизнь в сонном состоянии служит источником вибраций определенного типа. Такая «жизненная» волновая форма сначала проявляется на квантовом уровне в пространстве, известном как разум. Передача практических мыслей и чувств дает мозгу инструкции, а он, в свою очередь, задает программу организму, чтобы тот вел себя предсказуемым образом. Насколько сознательно или бессознательно мы себя ведем, зависит от разума».

Тело, ум и мозг функционируют как взаимосвязанные части человечес­кого существа в целом. Тело выражает те послания, которые берут начало в уме или в мозгу, и, в свою очередь, получает сигналы от окружающего мира, чтобы мозг интерпретировал их, а разум — ис­пользовал. Возьмем слова в этой книге. С помощью моего тела я смог выразить в письменном виде те наблюдения, которые получил благода-

56

Видеть, а не смотреть

ря своему мозгу и разуму. А вы, читая эти слова, интерпретируете их с помощью собственного мозга, и если бы мы с вами встретились, это была бы «встреча умов», разделяющих друг с другом мысли, идеи и ощущения, которые возникают по их поводу. Когда появляется соот­ветствующее сознательное намерение, разум дает телу указание изме­нить функционирование мозга. Глаза — это непосредственный вход в сознание, присущее мозгу, и в конечном счете — врата разума. Инфор­мация можете передаваться через глаза и сохраняться в мозгу, подобно новой программе, введенной в компьютер; благодаря этому мы можем иначе думать, иначе видеть, иначе жить.

Если обратиться к многовековой истории человеческого общества, можно заметить переход от ориентации на «видеть», от взгляда, обра­щенного вовне, к преобладанию «смотреть», с его направленным внутрь, узким фокусом. В результате такого перехода, по мнению Кел-лума, «мы потеряли какую-то часть сознания. Мы все более продвига­лись внутрь, и наши тела стали центром нашего внимания. Это привело к утрате способности видеть нашу связь с окружающим миром».

В результате сдвига в сторону «смотреть» и соответствующего ему логического, когнитивного взгляда профессия врача стала в основном ориентироваться на «физическое», сделавшись более прагматической в медицинских вопросах, в том числе и в лечении расстройств зрения. Более глубокая сознательность относительно зрения, подразумевавшая интуитивное понимание причин распространения близорукости, вы-теснилась физиологическим объяснением, сводимым к преломляющей способности глаза. Такое объяснение, с позиции «людей смотрящих», стало истиной в последней инстанции.

Сегодня в Северной Америке проживает более 70 миллионов близо­руких людей. Современной цивилизации свойствен близорукий взгляд на мир и чрезмерное выпячивание внутренней жизни, при этом взгляд особенно заострен на Я. Может быть, это попытка открыть что-то внутри себя, — что-то, требующее взгляда скорее внутрь, нежели вок­руг? Осваивая сознательное зрение, с его требованием обращать внима­ние на широкую панораму окружающего мира и осознавать ее, мы сможем ответить на этот вопрос. Вместо того чтобы оставаться «верхог­лядами», мы можем полностью обрести целостное зрение, практикуя

57

Сознательное зрение

сознательное зрение как часть своих повседневных зрительных привы­чек. Это поможет нам научиться видеть как видимое, так и невидимое. Поль Гоген, художник-импрессионист, предтеча экспрессионизма в живописи, хорошо знавший, о чем идет речь, сказал: «Я закрываю глаза, чтобы видеть». Если мы переменим наши зрительные привычки, то изменим восприятие как собственной жизни, так и окружающего мира. Мы станем более внимательными, более сознающими, и при этом нау­чимся сочетать чувства с мыслями.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.