Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-01-29 | 119 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Роберт Келлум (Нью-йоркский университет, Бингхэмптон) в своей кандидатской диссертации (1996 г.) обращает внимание на проблему «капитализм и глаза». Он выдвигает следующий тезис: в древности люди, чтобы выжить, полагались на периферическое зрение. Они выходили в окружающий мир, чтобы добыть себе пропитание охотой или выискать (вырастить) съедобное растение. Тут мы имеем дело со взглядом, направленным вовне. «Тогдашняя социальная система была построена на
52
Видеть, а не смотреть
принципе «каждый сам за себя», —пишет Келлум. В свете наук, изучающих проблемы зрения, такие смотрящие особи обладали дальнозоркостью, то есть они видели отдаленные объекты лучше, чем объекты, находящиеся вблизи. Келлум доказывает, что за прошедшие семьсот лет в том, как мы смотрим на мир, произошли изменения: можно заметить сдвиг от направленного вовне, дальнозоркого взгляда к сосредоточенному взгляду, направленному вовнутрь. Параллельно этому сдвигу восприятия происходил и сдвиг биологический. Как заявляет Келлум, «...поскольку взгляд направляется внутрь, на Я и на тело, разум начинает развивать типы восприятия, свойственные близорукому существу. В центре мышления оказывается Я. Тело индивидуума теперь становится границей «внешнего» фокуса зрения. Глаза начинают использоваться для выполнения задач, требующих ближнего взгляда. Сознание становится близоруким, оно видит все так, как если бы весь мир существовал рядом, поблизости». Основываясь на этом утверждении, можно провести параллель между близорукостью и нашим обществом, все более сосредоточивающимся на Я. Ведь теперь сходят на нет былые устремления охотника и собирателя, чья дальнозоркость включала в себя понимание родства человека со своей семьей или племенем, зависимость от таких ресурсов природы, как животные или растения.
|
Близорукий способ восприятия начал появляться с развитием торговли, когда продовольствие и другие товары стали обменивать на деньги. Теперь нам больше не нужно охотиться, используя свою дальнозоркость: теперь мы смотрим на то, что у нас под рукой, например, на пищу и товары, разложенные на столе или на земле прямо у нас под ногами, или на того человека, с кем мы торгуемся, желая купить то, что он нам предлагает, или на деньги, переходящие из одних рук в другие. До этого зрение было направлено на выращивание или сбор пищи, или служило Целям охоты на животных, а потому человек был тесно связан с природой, был ее частью, одновременно будучи и частью общины. Человек наблюдал за сменой времен года и видел перед собой широкую панора-МУ> будь то неоглядный простор природы или социальные взаимоотношения, необходимые для функционирования нормальной общинной жизни. Люди дальнозоркие были более тесно связаны с природой, более
53
Сознательное зрение /- * ,ти я соответствии со сменой времен
ПОИСПОСОблеНЫ В ТОМу, ЧТОбЫ ЖИТЬ В 1-ОО1ВС V
р ' пбоаза жизни, когда люди тяжело
гола Умение видеть было частью оЩаоа ^
шд /-и полюбоваться красотой окружав-
паботали, но находили время, чтобы П"'""0» г ^
раоотал ^ „ н ^шествеяное было важнее любых
шего их мира природы. Семейное и оо^
шс г г г,, „ткпыло возможность почувство-
других достижений. Умение видеть открыло )
дру1ил ^ ом.„«роком смысле. И умение
вать, что человек — часть жизни в саМ0М ши^ '
|
смотреть находилось в гармонии с умением в
ии<л^ г „мать- то, как мы используем свои
Таким образом, мы начинаем понимаю. ,
у „„ртцах, выходящих далеко за рамки,
глаза сказывается на самых разных веш >
1;ы ' „мттите буквы на этой странице. То,
скажем, того, насколько четко вы вид*1 у
скажем, й повседНевнои деятель-
как мы используем глаза, определяете
как мы у у пМпеть отдаленные предметы, тогда
ностью: охотнику необходимо ясно вид* , ТГ
нос 1 ьш. 1 видеть вблизи. Именно культу-
как физик или инженер должен хорошо видет ' *
^ ^ ■л'мчтти соответствующий таким
па Нормирует преобладающий образ жизни, ; ^
ра ц>иу1 п г * „ч1 йлиздрукость или дальнозор-
видам деятельности, где «требуются» олизор;, ьидам /л г „яЯНИЯ глаз в буквальном смысле
кость- тот или иной способ использования /
и«пго сознания. Будучи приверже-
влияет на формирование общественного сода г ^
влияе1 ^ V к "^ ^„„иятия, люди ограничивали раз-
ны одному способу зрительного восприя1ия, ^ V
ны одн ' ' * тт ,рСтвует возможность хорошо вы-
витие собственного сознания. Но сушс1- >
витие си „рства все же не позволять той
полняя свои функции в рамках оошь >
11ШШ ^' г пгпяничивать ваше внутреннее
деятельности, за которую вас ценят, "1Р"П
ДСИ1СУ1С ^^ даННОИ КНИГИ И СОСТОИТ В
развитие. Наверное, вы уже поняли, что ц ^ ^^ том чтобы помочь вам достигнуть поДоОНОИ
том'4 „. идеями и подвергнем их провер-
Павайте поразмышляем над этими идеями V V у
дав р „коммерция только начинали разви-
кр Пяиным-давно, когда торговля и ко"» ?"•
ке. даьно м > «к вызвал изменение восприятия,
|
ваться этот новый жизненный уклад вызвал к
ьд ' „ мипя по принципу «мы—они»,
положив начало способу восприятия мира и к ч / 1Юли*в 7 у „я лягепя людей: «мы» голодны, а
Как же это было? Представьте себе Д^Се Денег как оптимадьно-«они» могут предложить нам пищу. ПР общей ^ ^
го средства обмена сместило фокус с п? Р Д
с общества, обеспечивавшего взаимна поддР^У
рамы - ощущения того, как все ча* Р что ^ ^
планеты, действуют сообща, — и ощу^^11"
планехы, д / щ. > ивидуалистическии, эгоистичес-
тять Вместо этого сформировался инл «/
тать, ом^ " ч> к к междуЛюдьми вышла на первый
кий взгляд, при котором конкуренция «/
54
Видеть, а не смотреть
план, затмив собой и общество, и природу, и всю панораму в целом. По мнению Келлума, «это привело к перестройке мозга и разума».
В древности люди жили «относительно изолированными и слабо связанными между собой группами». По мере развития обмена и торговли люди из различных регионов стали вступать в контакты. В условиях глобальной общественной интеграции, как считает Келлум, постепенно увеличивается роль присутствующих в мозгу, взаимодействующих между собой нервных клеткок, обеспечивающих фовеальное зрение. Это и положило начало растущему дисбалансу, уходу от «видеть»: теперь гораздо большее значение получало «смотреть».
Чем более значительное место в жизни людей занимало это «смотреть», тем больше сужалась та картина, которая возникала у них в уме. Сужение восприятия означало, что люди теперь меньше делали и меньше видели. Одновременно с этим интуитивно-религиозное мировосприятие и духовное целительство как культурные нормы своего времени стали вытеснять науки — физика и медицина, порожденные физическим миром; они были сосредоточены на очень узкой области. Интуицию затмили когнитивные умозаключения. Вдруг оказалось, что если идею нельзя доказать научно, она имеет мало цены — или же ей вовсе не следует придавать значения. Натуральная магия и древние шаманские практики, посвященные зрению, были признаны нелепыми и недостойными внимания. В их основе лежала дальнозоркость, умение видеть широкую панораму, тогда как новый способ бытия предполагал близорукость и сосредоточенность на узком поле зрения прямо перед человеком.
|
Указанная физическая, познавательная (когнитивная) ориентация привела к тому, что врачей теперь учили находить лишь физические причины расстройств зрения. Если человек от рождения был дальнозорок, но ему для существования приходилось делать вещи, требовавшие ближнего зрения, ему прописывали корректирующие линзы, чтобы «исправить» этот «недостаток». Глаз при лечении рассматривался как отдельный орган, изолированный не только от человека как такового, но даже от его физического тела. Никто и не задумывался о том, что то, как мы видим, формирует наше сознание. Столетие назад окулисты все еще продолжали объяснять близорукость чрезмерным напряжением
55
Сознательное зрение
глаз и неправильным с ними обращением. В офтальмологической литературе приводятся упражнения, которые врачи прописывали пациентам, чтобы помочь снять напряжение с глаз. В начале XX века очки не всегда были в моде. В те времена не считали, что очки могут украшать лицо.
Однако, как пишет Келлум, в 1936 году производители оправ и линз, оптовые торговцы, фармацевты и окулисты основали Институт улучшения зрения:
«Эта организация должна была «раскручивать» моду на ношение очков. Идея была в том, чтобы продвигать программу «глазной сознательности». Поддержка со стороны знаменитостей, соответствующие плакаты, радиопередачи — все было направлено на то, чтобы люди избавились от предубеждения против ношения очков. Одновременно вышла в свет книга «будьте привлекательны в очках». В результате этой пропаганды у потребителя сложилось представление, что человек в очках выглядит интеллектуальнее».
Келлум доказывает, что современное осознание действительности формирует нашу физиологию и то, как функционируют наши глаза. Способ мышления, нашего взаимодействия с миром влияет на модель нашего зрения, как и наше восприятие влияет на то, как мы выстраиваем свою жизнь. Келлум полагает, что
«глаз откликается на то, как мы живем. Жизнь в сонном состоянии служит источником вибраций определенного типа. Такая «жизненная» волновая форма сначала проявляется на квантовом уровне в пространстве, известном как разум. Передача практических мыслей и чувств дает мозгу инструкции, а он, в свою очередь, задает программу организму, чтобы тот вел себя предсказуемым образом. Насколько сознательно или бессознательно мы себя ведем, зависит от разума».
|
Тело, ум и мозг функционируют как взаимосвязанные части человеческого существа в целом. Тело выражает те послания, которые берут начало в уме или в мозгу, и, в свою очередь, получает сигналы от окружающего мира, чтобы мозг интерпретировал их, а разум — использовал. Возьмем слова в этой книге. С помощью моего тела я смог выразить в письменном виде те наблюдения, которые получил благода-
56
Видеть, а не смотреть
ря своему мозгу и разуму. А вы, читая эти слова, интерпретируете их с помощью собственного мозга, и если бы мы с вами встретились, это была бы «встреча умов», разделяющих друг с другом мысли, идеи и ощущения, которые возникают по их поводу. Когда появляется соответствующее сознательное намерение, разум дает телу указание изменить функционирование мозга. Глаза — это непосредственный вход в сознание, присущее мозгу, и в конечном счете — врата разума. Информация можете передаваться через глаза и сохраняться в мозгу, подобно новой программе, введенной в компьютер; благодаря этому мы можем иначе думать, иначе видеть, иначе жить.
Если обратиться к многовековой истории человеческого общества, можно заметить переход от ориентации на «видеть», от взгляда, обращенного вовне, к преобладанию «смотреть», с его направленным внутрь, узким фокусом. В результате такого перехода, по мнению Кел-лума, «мы потеряли какую-то часть сознания. Мы все более продвигались внутрь, и наши тела стали центром нашего внимания. Это привело к утрате способности видеть нашу связь с окружающим миром».
В результате сдвига в сторону «смотреть» и соответствующего ему логического, когнитивного взгляда профессия врача стала в основном ориентироваться на «физическое», сделавшись более прагматической в медицинских вопросах, в том числе и в лечении расстройств зрения. Более глубокая сознательность относительно зрения, подразумевавшая интуитивное понимание причин распространения близорукости, вы-теснилась физиологическим объяснением, сводимым к преломляющей способности глаза. Такое объяснение, с позиции «людей смотрящих», стало истиной в последней инстанции.
Сегодня в Северной Америке проживает более 70 миллионов близоруких людей. Современной цивилизации свойствен близорукий взгляд на мир и чрезмерное выпячивание внутренней жизни, при этом взгляд особенно заострен на Я. Может быть, это попытка открыть что-то внутри себя, — что-то, требующее взгляда скорее внутрь, нежели вокруг? Осваивая сознательное зрение, с его требованием обращать внимание на широкую панораму окружающего мира и осознавать ее, мы сможем ответить на этот вопрос. Вместо того чтобы оставаться «верхоглядами», мы можем полностью обрести целостное зрение, практикуя
57
Сознательное зрение
сознательное зрение как часть своих повседневных зрительных привычек. Это поможет нам научиться видеть как видимое, так и невидимое. Поль Гоген, художник-импрессионист, предтеча экспрессионизма в живописи, хорошо знавший, о чем идет речь, сказал: «Я закрываю глаза, чтобы видеть». Если мы переменим наши зрительные привычки, то изменим восприятие как собственной жизни, так и окружающего мира. Мы станем более внимательными, более сознающими, и при этом научимся сочетать чувства с мыслями.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!