Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-01-29 | 98 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
• Принцип системности
Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми возраста от 1 до 2 лет и их родителями в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка и развития личности малыша. Значение эмоциональных отношений матери и ребенка в первые годы жизни малыша огромно. Благоприятные эмоциональные отношения между взрослым и ребенком создают основу для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала. Поэтому авторы особое внимание уделили играм и упражнениям на развитие и укрепление эмоциональных отношений. Это нашло отражение в формулировке целей, конкретизации задач, в подборе содержания и методов работы.
• Принцип личностного подхода
Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности, права на уважение. В свою очередь, такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.
• Принцип этнопедагогического подхода
Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим основным содержанием программы является фольклорный материал — потешки, пестушки, сказки, песенки.
|
• Принцип деятельностного подхода
Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т. д.), природным материалом {камешками, шишками, чурбачками и т. д.); в занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение воспитательных задач.
• Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога, психолога) [39]
Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка с родителем направлено на достижение двух целей:
— создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;
— создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
Главным и необходимым условием достижения этих целей являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия «родитель — ребенок — специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, ему принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.
Наряду с материалами современной отечественной и традиционной народной педагогики в программе используются также элементы зарубежной педагогики.
|
Программа «Дитятко» представляет собой систематизированный, структурированный материал для педагогов и психологов, работающих в группах социализации детей раннего возраста. Конспекты занятий могут быть использованы полностью или частично в зависимости от формы работы специалистов.
В то же время эти материалы могут быть интересны родителям, не имеющим возможность посещать группы социализации, но желающим организовать досуг ребенка, делая процесс взаимодействия с ним не только эмоционально насыщенным, но и развивающим. Используя материалы программы, они смогут приобщить своего малыша к различным видам продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, играм на руках и коленях, игровому массажу, пальчиковой гимнастике), сумеют показать театрализованную сказку на столе. В музыкально-ритмической части родители найдут игры, способствующие развитию речи и подражательных действий ребенка. Кроме того, они смогут в доступной форме познакомить ребенка с различными явлениями времен года и некоторыми праздниками годового круга (Новый год, Масленица и др.).
Приобщаясь к миру маленького ребенка, родители сами смогут смастерить куклы, игрушки для своего малыша — в приложениях к конспектам подробно описано, как это можно сделать.
Убеждена, программа будет интересна не только родителям, педагогам и психологам, но и всем тем, кто неравнодушен к проблемам развития и воспитания детей.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит из трех основных блоков: «Осень», «Зима», «Весна».
Каждый блок включает в себя 24занятия продолжительностью по 1,5 часа, которые проводятся 2 раза в неделю. Эти занятия тематически разделены на шесть групп по четыре занятия — основное («опорное») и три дополнительных. Конспекты всех основных занятий приведены в программе и пронумерованы с 1 по 18. Приведен также конспект дополнительного занятия 1А. Остальные дополнительные занятия, обозначаемые буквами «А», «Б», «В» после номера занятия, проводятся с использованием «опорных» конспектов и приложений к ним.
Количество детей на занятии не должно превышать 6 человек.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Основные | Наименование | ||
части | Время | составных | Повторяемость |
занятия | частей занятия | ||
I | 30 мин | а) свободная игра | Каждое занятие |
для детей | |||
б) рукоделие для | Смена рукоделия через | ||
мам | каждые четыре занятия | ||
II | 2 мин | Приветствие | Каждое занятие |
3 мин | Пальчиковая гимна- | Через каждые четыре | |
стика | занятия | ||
III | 10 мин | Изобразительная | Через каждые четыре |
деятельность | занятия | ||
IV | 15 мин | Музыкально- | Через каждые четыре |
ритмическая часть | занятия | ||
V | 20 мин | Чаепитие | Каждое занятие |
VI | 7 мин | Сказка | Через каждые четыре |
занятия | |||
VII | 3 мин | Прощание | Каждое занятие |
Как мы видим, некоторые фрагменты занятия повторяются. Частая их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость.
|
Основные материалы и оборудование (см. также примечание)
1. Просторное помещение или групповая комната детского сада.
2. Стол для трапезы, рукоделия, лепки, рисования, аппликации.
3. Игрушки и игровое оборудование.
4. Стол для показа сказки.
5. Куклы для настольного театра.
6. Музыкальные инструменты: треугольник, колокольчики, детская лира, металлофон.
7. К чаепитию: 2—3 яблока или груши, печенье, чашки для детей, родителей и педагогов (если ребенок не пьет из чашки, просим родителей принести свою бутылочку, поильник); салфетки бумажные и тканевые по количеству участников; чайник или самовар с приготовленным чаем; желательно использовать травяной чай (ромашка, шиповник, витаминный сбор).
Дополнительные материалы подробно описаны в конспектах занятий.
Занятия могут также проводиться в помещениях без специального игрового оборудования или с ограниченным его количеством по следующей схеме (время занятия в этом случае 40 мин):
1часть (15 мин)
1. Приветствие.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Игры с дидактическими игрушками.
2часть. Продуктивные виды деятельности (7 мин)
1. Лепка.
2. Рисование.
3. Аппликация.
3часть. Музыкально-ритмическая (10 мин)
1. Игры с ручками, ножками.
2. Имитационные игры.
|
3. Полоса препятствий.
4. Игры на коленях.
4часть. Сказка (7 мин).
5часть. Прощание (1 мин).
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ ЗАНЯТИЯ
¤ Свободная игра, рукоделие для мам
В свободной игре дети, которые могут уже отпустить маму, под руководством педагога учатся взаимодействовать с игрушками, строить простые диалоги. Постепенно в свободной игре дети учатся конструктивным партнерским отношениям (катание мячика друг другу, бревнышка подоске, кормление куклы и т. д.). [2, 14]
Занимаясь рукоделием, мамы создают в группе спокойную атмосферу психологического комфорта для себя и детей. В процессе занятий мамы учатся изготавливать игрушки для своих детей, причем каждая игрушка, сделанная мамой, продолжает свою жизнь в доме малыша. Изготовление театральных кукол позволит мамам устраивать театрализации у себя дома, а сувениры к праздникам, сделанные своими руками, доставляют радость не только детям, но и всем домочадцам. [27,44]
¤ Изобразительная деятельность включает в себя: рисование восковыми мелками, рисование акварелью по мокрому листу, рисование гуашью; лепку из воска; аппликацию из цветной шерсти. Изобразительной деятельностью дети занимаются совместно с мамами под руководством педагога. Тематика занятий, особенно в начале года, очень условна. Детям дается возможность познакомиться с материалами, так как многие из малышей впервые видят восковой мелок, кусочек воска, кисточку и краски, цветную шерсть.
Основная задача занятий изобразительной деятельностью — познакомить малышей со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия. Например: воск — теплый, мягкий, душистый, тяжелый, легко ломается, разминается; его можно катать, мять, бросать, делать дырочки и т. д. К концу года детям дается цветной воск. Совместные занятия изобразительной деятельностью очень сближают маму и ребенка.
Рисование акварелью
Материалы: кисть акварельная, лист бумаги для рисования формата А4, дощечка для листа, тряпочка для кисти, баночка для воды, баночка с краской, передник для ребенка.
После приветствия и пальчиковой гимнастики дети вместе с мамами надевают передники и идут набирать воду в баночку; в это время педагог раскладывает материалы для каждого ребенка. В начале года детям дается краска только одного цвета. В целом рисование акварелью происходит только тремя основными цветами — желтым, синим и красным. Каждое занятие цвет краски меняется. Ближе к середине года возможно использование в рисовании двух материалов: воскового мелка и акварели.
В конце занятия мама с ребенком моют кисточку и баночку с водой. Педагог подписывает работы и убирает для просушивания, затем рисунки складываются в индивидуальный конверт малыша. Этот конверт является одним из подарков ребенку на «прощальном празднике» в конце года.
|
Лепка из воска
Материалы: пчелиный воск 500 г, цветной воск, дощечки для лепки, масло цитрусовое фирмы «Веледа», керамический горшок для воска.
Во время свободной игры педагог ставит горшок с воском под струю горячей воды и периодически наблюдает за тем, как происходит размягчение воска. После приветствия и пальчиковой гимнастики педагог раздает деревянные дощечки каждому малышу, затем дети вместе с мамами делают из ладошек «мисочки». Педагог раздает небольшие кусочки воска в ладошки детям. Получив кусочек воска, каждый приступает к работе. Педагог тоже присоединяется к лепке, показывая и объясняя, что нужно делать с воском. После работы дети оставляют кусочки воска на дощечках, а педагог смазывает уже пустые ладошки душистым маслом, напевая песенку «Солнечные капельки». Растирая и нюхая ладошки, дети вместе с мамами переходят в зал для музыкально-ритмических игр.
Работа с цветной шерстью
Материалы: корзина с цветной шерстью, листы цветной бархатной бумаги, цветные нитки. Организация работы с шерстью аналогична таковой при лепке.
Аппликация из шерсти. Детям вместе с мамами раздают листы бархатной бумаги, например, 25 х 15 см. Цвет бумаги станет фоном композиции. На столе
в корзинке разложена непряденая шерсть разных цветов; дети вместе с мамами берут маленькие кусочки шерсти и тонким слоем накладывают шерсть на бумагу. В начале года малыши просто играют и забавляются кусочками цветной шерсти, при этом вместе с мамами изучая ее свойства (мягкая, пушистая, щекочет ладошки и т. д.). Постепенно дети привлекаются к работе над аппликацией. Здесь, как и в других видах изобразительной деятельности, важен процесс выполнения работы, важно взаимодействие ребенка и мамы.
Игрушки из шерсти. Из цветной шерсти мамы с помощью детей изготавливают игрушки. Они очень просты в исполнении и очень любимы детьми (см. занятие № 1А). [44]
3? Музыкально-ритмическая часть
Материалы, используемые в этой части [2, 5, 11, 30, 33, 41], подробно описаны в конспектах занятий.
Музыкально-ритмическая часть занятия делится на З подчасти:
— музыкально-ритмический круг, подвижные игры;
— упражнения на развитие общей моторики детей;
— игры на руках и коленях.
1. Музыкально-ритмический круг (хоровод) — это музыкально-литературная композиция, используемая в кругу и сопровождаемая движениями в соответствии с текстом.
Педагог приглашает малышей и их родителей в просторное помещение, где двигательная активность детей сможет проявиться в полной мере.
Движения в хороводе выполняются по ходу часовой стрелки. Словесные образы передаются движениями рук, ног, головы, туловища, причем движения должны опережать слово. Педагог играет ведущую роль и являет собой пример для подражания. Литературный материал для композиции (потешки, прибаутки, стихи и песенки для малышей) педагоги подбирают или сочиняют так, чтобы слова и образы были понятны и зримы для детей. Этому помогают выразительные движения, жесты, мимика, голос, эмоции педагога и родителей.
В хоровод обязательно включаются элементы противоположных ощущений ребенка: большой-маленький, легкий-тяжелый, высокий-низкий, быстрый-медленный, тихий-громкий, веселый-грустный.
Композиция обычно отражает время года; тем самым дети и их родители естественно включаются в систему времен года, и каждый на своем уровне переживает их сущность: замерзание природы зимой, пробуждение весной, цветение летом, созревание и засыпание осенью. В содержании хороводов может отражаться совместная деятельность детей и взрослых: лепка снежной бабы, игра в снежки, сбор ягод, поездка на лошади и т. д. Существуют композиции, изображающие жизнь животных и сказочных персонажей.
Родители являются активными соучастниками всего занятия, они выполняют все движения за педагогом, вместе с детьми поют и играют.
Использование небольших попевок, приглашающих детей с родителями перейти к следующему виду деятельности, — также одна из составляющих занятия.
2. Упражнения на развитие общей моторики детей — это комплекс упражнений, направленный на развитие основных физических движений, проводимый в игровой форме (бег, ходьба, прыжки, лазанье, ползание, бросание).
Организация проведения. Педагог вместе с родителями по кругу размещают оборудование для выполнения упражнений. Оборудование подбирается так, чтобы все виды основных движений были максимально отработаны. Подробно эта часть занятия описана в конспектах. Малыши вместе с родителями под пение песенки проходят по кругу, выполняя упражнения по ходу движения, совершая таким образом 4—5 кругов.
Затем оборудование убирают, оставляя или внося скамейки, на которые садятся родители и усаживают своих малышей на колени.
3. Игры на руках и коленях — основная задача: создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка, что, безусловно, способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость и малышам, и родителям.
В конце игр обязательно проводится небольшой игровой массаж для снятия эмоционального и телесного напряжения.
¤ Сказка
К. Бюкер называл сказку любимым литературным жанром маленького ребенка. Сказка появляется в жизни малыша с самого рождения, а некоторые родители начинают рассказывать сказки своим малюткам, когда они находятся еще в утробе. Учитывая такую роль сказок в жизни ребенка, педагог придает большое значение отбору и процессу рассказывания сказок.
Сказка показывается в конце занятия и является его логическим завершением. Произведение для рассказывания детям подбирается с особой тщательностью, учитывая возрастные особенности, время года и ценности, которые содержат в себе данные произведения. [8,9, 10, 22, 35, 40]
Сказка должна быть короткой, ритмичной, в ней не должно быть много героев, каждое действие, демонстрируемое во время спектакля, должно оговариваться.
В кукольном спектакле, начиная с декораций и заканчивая куклами-персонажами, все делают педагоги своими руками. Куклы для спектакля очень просты, они состоят из головы, туловища и рук, костюм определяет образ героя. Для малышей не играет огромной роли проработанность деталей куклы, они с удовольствием могут смотреть истории, показанные куклами, сделанными из лоскута, для них важна динамика разворачиваемого сюжета и ритмичность изложения текста.
Для показа сказки в помещении должно быть отведено особое место, специальный стол, где «живет» сказка. Сказка рассказывается спокойным голосом, без излишней драматизации и эмоциональных всплесков. Показ, как и рассказывание сказки, сопровождается определенным ритуалом. Перед началом сказки поется песенка. Педагог снимает тонкую материю, закрывающую стол, где будет разворачиваться сюжет сказки, и начинает повествование. В конце сказки также поется прощальная песенка, «сказка» спокойно и неторопливо закрывается материей, «сказка спит».
Надо отметить, что просмотр сказки, длящейся не более 5 — 7 минут, постепенно воспитывает в малышах такие качества, как внимательность и усидчивость, чуткость, а для мам и пап это материал для игр и театрализации в семейном кругу.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДУЩЕМУ
Желательно, чтобы полуторачасовые занятия проводили два педагога, или один педагог и один психолог, но при свободном владении материалом и четкой организации может работать и один специалист, обладающий следующими качествами:
• опытом работы с детьми раннего возраста, знание их возрастных особенностей;
• умением в доступной для родителей форме рассказывать о закономерностях и роли периода раннего детства в развитии человека-личности;
• способностью дать консультацию родителям по вопросам воспитания и развития ребенка;
• чуткостью, эмоциональностью, внимательностью к детям и родителям во время занятия.
КОММЕНТАРИЙ К ПЛАНАМ-КОНСПЕКТАМ ЗАНЯТИЙ
Конспект первого занятия написан в развернутой форме. Это дает возможность проследить логику занятия и увидеть взаимосвязь его составных частей.
Последующие планы-конспекты даны в сжатой форме, предоставляя возможность для творческого воплощения программы на практике.
Примечание.
Рекомендуемые игрушки и игровое оборудование для свободной игры детей: кони-качалки; машины разной величины; коляска; мячики шерстяные и матерчатые; корзина с деревянными чурбачками («стройматериалом»); корзинки с желудями, каштанами, шишками, ракушками; посуда для кукол; узелковые куклы; куклы из платка с головой, набитой шерстью: мягкие вязаные животные;деревянные стойки.
Куклы для сказки: куклы-статуэтки изготавливаются педагогами, а в последующем и родителями (см. Приложение в занятии № 13).
ПЕРВЫЙ БЛОК «ОСЕНЬ» ЗАНЯТИЕ №1. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА СЕНТЯБРЯ
Основные задачи
1. Знакомство с детьми и родителями.
2. Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия.
Материалы и оборудование
1. В игровой комнате расставлены игрушки, стойки, корзины с природным материалом,мячиками.
2. Для изодеятельности: листы бумаги для рисования формата А4; восковые мелки в корзиночках.
3. Для чаепития: 2—3 яблока или груши, печенье, чашки для детей, родителей и педагогов (если ребенок не пьет из чашки, просим родителей принести свою бутылочку, поильник); салфетки бумажные и тканевые по количеству участников; чайник или самовар с приготовленным чаем; желательно использовать травяной чай (ромашка, шиповник, витаминный сбор).
4. Для сказки: стол, накрытый тканью; кукла-девочка; коряга, накрытая зеленой тканью (дерево), яблочко из воска или шерсти, птичка.
5. Для упражнений на развитие общей моторики: 2 скамейки, доска, деревянный чурбачок диаметром 10 см. воротики, 1 мат.
Ход занятия
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!