Сражение между Вислой и Вартой — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Сражение между Вислой и Вартой

2021-01-29 186
Сражение между Вислой и Вартой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Подходит корпус Холлена, корпуса «Познань» и «Бреславль», завершает сосредоточение 2-я австрийская армия. Людендорф имеет все основания рассчитывать на выигрыш обоих флангов 2-й русской армии и ее окружение к западу от Лодзи.

Рузский, наконец, начинает понимать опасность ситуации и готовит активный контрманевр, разворачивая на север основные силы 2-й и 5-й армий, 4-я армия имеет задачу прикрыть их с запада наступлением на Ченстохов.

 

 

Восемнадцатого ноября корпуса «Познань» и «Бреславль» сталкиваются на линии Варты с развертывающейся 5-й армией, 11, 17, 20-й корпуса ведут бои с повернувшейся на север 2-й армией. Но 25-й резервный корпус двигается свободно и выходит в тыл русским войскам. Южнее Брезины и западнее Лодзи он перерезает железную дорогу Петраков – Варшава. Ему на помощь приходит 3-я гвардейская резервная дивизия (все, что осталось от гвардейского резервного корпуса).

Утром 19 ноября пошел снег, за ним ледяной дождь.

Когда рассеялся туман, сражение возобновилось по всему фронту. Наступление корпуса «Познань» было отбито. Но 25-й корпус и 3-я гвардейская резервная дивизия (группа Шеффера) продолжали двигаться к югу от Брезины.

Двадцатого ноября Рузский приказывает 1-й армии сковать противника силами 5-го сибирского корпуса, части 6-го сибирского и 4-го армейского корпусов, направив 2-й корпус на запад и Ловичский отряд (остальные силы 6-го сибирского корпуса и кавалерию) на юго-запад. В тыл 20-му германскому корпусу и группе Шеффера.

 

 

Кавалерия 5-й армии, 1-я и 10-я пехотные дивизии сосредотачивались против фланга и фронта группы Шеффера. Левому флангу 5-й армии был дан приказ наступать против корпуса «Познань».

Начинается борьба за Лодзь, и решающим фактором является темп: что случится раньше – разгром группы Шеффера, охваченной с трех сторон, или разгром 2-й русской армии, также охваченной с трех сторон.[104]

Двадцать первого подходит корпус «Бреславль» и первые австрийские части. Шеффер пытается наступать на запад, чтобы встретиться со сводным корпусом Фроммеля (в основном – кавалерия) и замкнуть кольцо. Но русские резервные части сражаются насмерть, и продвинуться не удается. А Ловичский отряд к вечеру занимает Брезины.

Борьба за темп закончена. Группа Шеффера окружена. Шеффер командирам дивизий этого не сообщает.

Людендорф, в свою очередь, предпринимает контрманевр и атакует Лович, пытаясь выйти в тыл Ловичскому отряду. Эта операция успеха не имеет, и в 16.34 22 ноября Шеффер получает приказ прорываться на север.

 

«Командующий Восточным фронтом не располагал более никакими силами, чтобы помочь находившейся под Лодзью в тяжелом бою 9-й армии, он вынужден был быть простым свидетелем той драмы, которая, казалось, там подготовлялась. Вряд ли можно еще было надеяться на освобождение отрезанных войск ген. Шеффера. В журнале военных действий командующего Восточным фронтом создавшееся положение оценивалось так: в 9-й армии с неослабевающей ожесточенностью идут по всей линии бои. Поступающие радиограммы дают понять, что лишь в особо благоприятном случае можно будет спасти от уничтожения или плена окруженное левое крыло».

 

Утром 24 ноября Людендорфу принесли расшифрованную русскую радиограмму в которой сообщалось о подготовке эшелонов для эвакуации германских пленных.

Но Ловичский отряд оставался в подчинении Ренненкампфа, а не Плеве, объединившего в своих руках 2-ю и 5-ю армии. Так что шанс у немцев оставался, и Шеффер им воспользовался. Двадцать четвертого ноября его группа вышла в расположение 20-го корпуса. Шесть тысяч человек, оставшихся от полутора корпусов с кавалерией (на начало операции 48 тысяч человек).

Лодзинское сражение закончилось.

 

 

Павел Адамович Плеве

30 мая 1850 года – 28 марта 1916 года

 

«Родился в семье дворян Петербургской губернии евангелистско-реформаторского вероисповедания, образование получил в Варшавской классической гимназии. В 1868 г. поступил в Николаевское кавалерийское училище и в 1870 г. закончил его по 1-му разряду с занесением на мраморную доску. В офицеры (корнеты) произведен в 1870-м и выпущен в лейб-гвардии Уланский его величества полк. В 1874 г. получил чин поручика и поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, которую окончил (полный курс) в 1877 г. также по 1-му разряду. Учитывая трудность этого результата, можно сделать вывод о незаурядных дарованиях молодого офицера. В том же году за отличия в учебе он был произведен в штаб-ротмистры. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг., причем за отличия в боях с турками Павла Адамовича наградили орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом и орденом Св. Станислава 2-й степени с мечами.

 

После войны до 1880 г. служил в Болгарии, а с 19 августа по июль 1881 г. осуществлял командование 2-м эскадроном лейб-гвардии Кирасирского его величества полка. В 80-е годы XIX века П. А. Плеве (с 1882 г. – полковник) занимал ряд командных и штабных должностей. В 1890-е годы являлся командиром 12-го драгунского Мариупольского полка, занимал пост окружного генерал-квартирмейстера штаба Виленского военного округа, должность начальника окружного штаба.

С 23 июня 1895 г. генерал-майор П. А. Плеве – начальник Николаевского кавалерийского училища, а с 30 июня 1899 г. – 2-й кавалерийской дивизии. С 20 ноября 1901 г. генерал-лейтенант П. А. Плеве – начальник войскового штаба Войска Донского, а с 7 марта 1905 г. – комендант Варшавской крепости. Генерала угнетала новая должность, он всеми силами стремился в строй, и в том же году 4 июля был переведен на пост командира 13-го армейского корпуса.

6 декабря 1907 г. помощник командующего войсками Виленского военного округа П. А. Плеве был произведен в генералы от кавалерии и с 17 марта 1909 г. занимал ответственный пост командующего войсками Московского военного округа.

 

Ко времени начала мировой войны за его плечами был пятилетний опыт руководства войсками округа. Павел Адамович широко занимался общественной и благотворительной деятельностью: состоял помощником попечителя бесплатной лечебницы военных врачей, являлся почетным членом Императорского Московского общества воздухоплавания. Павел Адамович был хорошим семьянином: имел жену (супруга православная, в девичестве Сухомлинова), дочерей Ольгу и Екатерину (1881 и 1886 гг. рождения) и сына Николая (1892 г. рождения). Дети вероисповедания православного. Сам генерал незадолго перед смертью также принял православие. Характеризовался Плеве всегда исключительно положительно, «беспорочно».

 

(…)

В тяжелейшей, почти безнадежной для его армии обстановке начала Галицийской битвы (как в развертывании, так и численности войск) Плеве не растерялся, сумев переломить ход событий в свою пользу. (…)

В условиях начавшегося окружения его армии Павел Адамович не выпустил управление из рук, упорно борясь с противником за инициативу, нашел применение коннице: образовав сводный кавалерийский корпус (один из первых в русской армии в Первую мировую войну), нанес им удар в тыл 4-й австрийской армии, использовал 5-ю Донскую казачью дивизию и 2-ю бригаду 1-й Донской казачьей дивизии для обеспечения благополучного отхода войск после Томашевского сражения. Именно кавалерийская разведка 5-й армии вскрыла изменение плана сосредоточения австрийских войск. Ряд важнейших решений Плеве осуществил, отталкиваясь от этой информации.

(…)

За успешные действия своих войск П. А. Плеве 18 сентября 1914 г. получил орден Святого Георгия 4-й степени – высшую военную награду России.

В ходе Лодзинской операции группировка Плеве (5-я и временно подчиненная ему 2-я армии) позволила ситуацию под Лодзью переломить в пользу русских войск. Попытка немцев повторить самсоновский «Танненберг» провалилась. Павел Адамович еще раз подтвердил репутацию полководца, воюющего не числом, а умением: его армия к началу операции была самой малочисленной в составе фронта, что не помешало ей сыграть ключевую роль в сражении.

 

А. Нокс, представитель британской армии при русском командовании: «Именно Плеве со своей 5-й армией спас 2-ю от надвигавшейся катастрофы… на походе к нему подскакал офицер, ординарец от Шейдемана, и взволнованно воскликнул: «Ваше превосходительство, 2-я армия окружена и принуждена сдаваться!» Плеве в продолжение одной-двух секунд молча смотрел на молодого человека из-под своих густых, нависших бровей и затем сказал: «Вы прибыли, мой милый, играть трагедию или с докладом? Если у вас есть донесение, то доложите его начальнику штаба, но помните – не разыгрывать трагедий, а то я посажу вас под арест».

 

Г. К. Корольков отмечал: «Плеве удивительно верно оценил обстановку и стремился оттеснить противника дальше на запад, так как только этим в полной мере обеспечивался фланг 2-й армии… Получавшиеся разрывы фронта не пугали, так как подвижность войск гарантировала своевременность противодействия вторжения в такой прорыв…» Д. Н. Рыбин также подчеркивает: «5-я русская армия, как железный клин, врезалась между заходящими флангами немцев и не позволила им сомкнуться». А. А. Керсновский писал: «Стойкость войск и энергия командовавшего 5-й армией генерала Плеве предотвратили катастрофу, и немцы из обходящих сами оказались обойденными».

(А. Олейников)

 

 

 

Август фон Макензен

6 декабря 1849 года – 8 ноября 1945 года

Родился в семье управляющего поместьем Людвига Макензена (1817–1890) и его жены Марии Луизы Макензен (1824–1916). Учился в реальной гимназии в Галле.

В 1869 году вступил вольноопределяющимся во 2-й лейб-гусарский полк. Участник Франко-прусской войны 1870–1871 годов, был произведен в лейтенанты и награжден Железным крестом второй степени.

С 1870 года в резерве, учился в университете Галле.

В 1873 году вернулся на службу во 2-й лейб-гусарский полк.

С 1880 года служил в Генштабе, с 1887 года командир эскадрона 9-го драгунского полка, с 1888 года – в штабе 4-й дивизии.

В 1891–1893 годах адъютант начальника большого Генштаба генерала Альфреда фон Шлиффена. С 1894 года командир 1-го лейб-гусарского полка, расквартированного в Данциге.

C 1898 года флигель-адъютант кайзера. С 1900 года командир 1-й лейб-гусарской бригады. С 1903 года генерал-адъютант и командир 36-й дивизии. С 1908 года командир XVII армейского корпуса.

С началом Первой мировой войны XVII армейский корпус входил в состав 8-й немецкой армии под командованием Максимилиана фон Притвица, а затем Пауля фон Гинденбурга. Участвовал в Восточно-Прусской операции. В Гумбинненском сражении XVII армейский корпус под его командованием, наступая в центре боевых порядков 8-й германской армии, понес поражение во встречном бою с русским 3-м армейским корпусом и в беспорядке отступил, понеся тяжелые потери. Эта неудача предопределила поражение немцев в этом сражении.

В конце августа Макензен участвовал в боях под Танненбергом против 6-го русского корпуса и сумел закрыть кольцо вокруг 2-й русской армии генерала Самсонова.

В сентябре на исходе Варшавско-Ивангородской операции под командованием Макензена была сформирована ударная группа под названием «Макензен».

2 ноября 1914 года был назначен командующим сформированной на Восточном фронте 9-й германской армией. 22 ноября награжден высшим военным орденом Pour le Mérite.

В конце ноября – декабре командовал армией в ходе Лодзинской операции, во время которой армия Макензена вышла в тыл русским войскам. Эти действия вынудили русское командование отказаться от наступательных действий и перейти к обороне.

Ряд боевых удач Макензена стяжали ему славу «пожарного», его стали направлять на самые ответственные и тяжелые участки фронта. С 16 апреля по 15 сентября 1915 года – командующий 11-й армией, совершившей Горлицкий прорыв. Руководимые им войска взяли крепость Брест-Литовск, но после этого наступление остановилось.

В октябре 1915 года Макензен, назначенный командующим группой армий (Heeresgruppe Mackensen), возглавил германские, австро-венгерские и болгарские войска, сосредоточенные против Сербии. Всего под его командованием было сосредоточено 14 германских и австро-венгерских (по Саве, Дунаю, Дрине) и 6 болгарских (по восточной границе Сербии) дивизий. 7 октября 1915 года Макензен начал форсирование Савы и Дуная на фронте Шабац – Рама. 9 октября войска Макензена взяли Белград. 10 ноября части 11-й армии взяли Ниш и соединились с 1-й болгарской армией. В результате проведенной операции к началу декабря вся территория Сербии была оккупирована.

В последней трети 1916 года под общим командованием Макензена были объединены германские, болгарские и турецкие войска, действовавшие против Румынии с южного направления.

К концу декабря объединенные армии вышли на нижнее течение Дуная и перешли к позиционной войне. В результате наступления Макензена румынская армия была разгромлена, а большая часть Румынии оккупирована. С начала 1917 года Макензен был назначен командующим оккупационными войсками в Румынии. С мая по декабрь 1918 года он был главнокомандующим армией там же. После перемирия в ноябре 1918 года был интернирован французами, у которых находился до декабря 1919 года.

В 1920 году в возрасте 71 года вышел в отставку.

В июне 1941 года принимал участие в похоронах бывшего кайзера Германии Вильгельма II, скончавшегося в оккупированных Германией Нидерландах.

 

Итоги Лодзинской операции трудно оценить объективно.[105] Хоффман указывает, что немецкие войска потерпели «чувствительную неудачу», ответственность за которую он возлагает на Фанкельгайна. В современных российских источниках Лодзь считается победой русского оружия, в прежних советских указывалось, что сражение завершилось вничью, но немцы достигли своей стратегической цели – сорвать наступательные планы русского командования. С этим, пожалуй, следует согласиться: русские армии остановились между Вислой и Одером, до зимы им не удалось ни нанести сокрушительное поражение немцам, ни добить австрийцев.

Зимовать пришлось на неудобной позиции.

Перемышль был осажден, но держался. Краков осажден не был.

В декабре, получив подкрепления в размере трех корпусов, Людендорф возобновил наступление и 6-го декабря взял Лодзь, оттеснив русские армии за реку Бзура. В свою очередь, русские в первых числах января начали наступление в Карпатах, ведя там невероятно тяжелую «резиновую войну», к весне им удалось овладеть некоторыми важными перевалами.

Но, конечно, это уже другая история.

 

 

Альтернатива: Реальность Хоффмана  

К мемуарам Хоффмана, конечно, нужно относиться, как к «охотничьим рассказам», но все-таки он исполнял обязанности генерал-квартирмейстера штаба командующего Восточным фронтом (в звании подполковника), так что его взгляд на ситуации не лишен интереса.

«Крайне жалко, что верховное командование упустило тогда возможность развить нашу блестящую операцию до степени решительного успеха. Хотя операции 9-й армии и австрийских войск не достигли таких успехов, под влиянием которых царь, может быть, склонился бы к миру, все же «русская грозовая туча» была отогнана от Силезии и Познани. (…)

Совершенно иначе, конечно, обстояло бы дело, если бы наше верховное командование поняло бы, что судьбе угодно было предоставить нам возможность нанести русским такой сокрушительный удар, от которого они никогда не могли бы оправиться. Если бы верховное командование своевременно прекратило бойню под Ипром и направило бы все свободные силы на наш фронт для большой операции, то успех был бы верный. Если бы подкрепления с запада прибыли своевременно, то не последовало бы неудачи под Бржезинами, и, главное, русские силы в излучине Вислы были бы смяты. Успех был бы еще больше, если бы одновременно с Лодзинской операцией предпринято было бы движение двумя-тремя корпусами на Варшаву со стороны Млавы. В это время большинство русских сил с северного берега Вислы было взято на южный для отражения атаки нашей 9-й армии. Ведь удалось же тогда корпусу Застрова при поддержке только 2-й и 4-й кавалерийских дивизий достичь линии Цеханов – Прасныш. Таким образом наступление двух-трех боеспособных армейских корпусов легко могло привести к занятию Варшавы и примыкающих к ней железных дорог, обслуживающих весь русский фронт.

Последствия такой операции даже трудно себе представить. Во время пребывания в Познани полковника Таппена, начальника оперативного отдела Ставки, я чуть ли не коленопреклоненно умолял его дать командующему Восточным фронтом, сверх обещанных подкреплений, еще два корпуса для удара по линии Млава – Варшава, но получил категорический отказ».

 

 

Понятно, что отказ от наступления под Ипром был вполне возможен. В этом случае ничего страшного немцев на Западном фронте не ожидало, разве что начертание северного участка оказалось бы ближе к изохроне. Так что перебросить 4-ю армию на восток было вполне возможно. Наличие трех или четырех корпусов сыграло бы свою роль, сорвав контрудар под Ловичем или резко ухудшив положение 5-й армии. Но только при следующих условиях:

 

Корпуса прибывают вовремя.

Они используются централизованно. Понятно, что было большое искушение использовать их для усиления откровенно слабой 8-й армии или правого фланга 9-й армии. Людендорф бы так не поступил? Он мог получить прямой приказ Фанкельгайна…

Русское командование не вскроет переброску «новых корпусов» на Восточный фронт.

Последнее весьма маловероятно. А получив такие данные, Рузский не стал бы упорствовать в попытке организовать наступление и быстро оттянул бы войска назад. Возник бы кризис, русские потери были бы довольно тяжелыми, но вряд ли катастрофическими.

Еще раз: зима, бездорожье, короткий световой день.

Вряд ли из этой операции получилось бы что-то лучшее, чем весенний Горлицкий прорыв 1915 года, который, однако, не привел к разгрому русских армий, хотя и вынудил их отдать территорию.

Так что, скорее всего, получился бы новый «Варшавско-Ивангородский маятник», линия фронта могла установиться несколько восточнее Текущей Реальности, но уж никак не восточнее средней Вислы.

И, может быть, для русской армии это было бы лучше.

«Польский балкон» остается стратегической слабостью, пока Восточная Пруссия находится в руках противника. И, в общем, не так важно, пуст этот балкон или насыщен войсками.

 

Альтернатива: Реальность Рузского  

У русского командования были свои небезынтересные возможности. Например, считать, что средняя Висла к концу октября уже сыграла свою роль и имеет смысл вновь рокировать войска на фланги, организовав вместо наступления в Силезию уничтожающий удар по Восточной Пруссии. При этом, понятно, левый фланг Северо-Западного фронта чуть оттягивается назад в предвидении наступления немцев из района Торна или из Ченстохова – без разницы.

 

Десятая армия атакует 8-ю армию с фронта – на Кёнигсберг. Первая армия с фронта атакует корпус Цастрова на Сольдау (оба эти наступления были и в текущей реальности). Главный удар наносит 5-я армия между Цехановом и Граево. А 9-я армия отвлекает внимание противника, организуя опасный для обеих сторон удар в междуречье Вислы и Варты. Ее поддерживает 2-я армия. Четвертая армия представляет собой резерв фронта, его использование определяется действиями противника.

 

«Реальность Рузского»

 

Шансы на успех такой операции, во всяком случае, не меньше, чем на успех плана Хоффмана.

 

 

Сюжет девятый: «Нет Бога, кроме Аллаха…»

 

– Робби, а ты говорил, что мы проиграем! – сказал Джерри и тоже принялся за завтрак.

– Вероятность в две сигмы предполагает пятипроцентную возможность ошибки, – ничуть не смутился Робби. – А Никкины творческие фантазии спрогнозировать трудно.

Н. Гарькавый. Теория катастрофы.

 

К первым числам декабря генеральное сражение завершилось и на Западе, и на Востоке, на Балканах продолжались тяжелые, но в целом бессодержательные бои.[106] Практически сюжет решающей военной кампании великой войны был исчерпан.

Однако человеческая история не всегда логична и рациональна. Генеральное сражение продолжалось еще месяц, и его завершающий этап оказался тесно связан с первыми часами войны.

В этой главе почти не будет альтернатив, поскольку события, которые в ней излагаются, сами по себе имеют очень низкую вероятность. Альтернативой оказывается естественный ход событий, но без «чудес», случившихся в Текущей Реальности, эта глава просто исчезает, и генеральное сражение Первой мировой войны заканчивается боями за Лодзь.

 

Одиссея адмирала Сушона

 

Четвертого августа 1914 года, когда германские войска перешли границу Бельгии, а Великобритания направила Вильгельму II последний ультиматум, Турция объявила о минировании Черноморских проливов и начала мобилизацию.

На Средиземном море располагались главные силы французского флота, базирующиеся на Тулон и Бизерту (4 линкора, 18 броненосцев, около 40 крейсеров различных типов, около 100 эсминцев[107]), и сильная английская эскадра на Мальте (3 линейных, 4 броненосных, 4 легких крейсера, 14, по другим данным 16, эсминцев). В первом приближении их уравновешивал австро-венгерский флот в Поле (4 линкора, 12 броненосцев, 2 броненосных, 6 легких крейсеров, 80 миноносцев и эсминцев).

Нейтральная Турция, которая не получила заказанных ей в Великобритании линейных кораблей, оставалась с двумя донельзя устаревшими броненосцами, двумя крейсерами, десятью эсминцами и двенадцатью миноносцами, сосредоточенными в Константинополе. Италия, связанная с Центральными державами договорными обязательствами, также оставалась нейтральной. Ее флот насчитывал 4 линкора, которые на начало войны были ограниченно боеспособны, 7 броненосцев, 8 броненосных и 9 бронепалубных крейсеров, 109 эсминцев.

Нейтралитет Италии гарантировал Антанте заметное превосходство на Средиземном море, усугубляющееся преимуществами базирования: флот Австро-Венгрии был изолирован в Адриатическом море, любой выход за его пределы представлял огромные трудности.

В этих условиях на повестке дня стояла блокада Адриатики. Но прежде всего флот Антанты должен был обеспечить перевозку алжирских и колониальных войск во Францию, и никаких трудностей это не предвещало.[108] Вообще при условии сохранения итальянского нейтралитета на Средиземном море не должно было произойти ничего значимого и интересного.

Проблема заключалась в том, что еще в 1912 году, в связи с Первой балканской войной, на Средиземное море была направлена германская эскадра в составе линейного крейсера «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау». Совершив переход с небывалой средней скоростью (21,35 узла), 15 ноября 1912 года «Гебен» пришел в Константинополь. К концу года надобность в его присутствии в зоне Проливов отпала, но по разным причинам отряд немецких кораблей задержался в Восточном Средиземноморье до весны следующего, 1913 года. Восемнадцатого марта был убит король Греции Георг I, «Гебен» привлекли к похоронным торжествам – он возглавлял международную эскадру, осуществляющую почетный эскорт яхты «Амфитрита», на которой тело короля доставили из Салоников в Пирей.

Далее «Гебен» продолжал «демонстрировать флаг» и заниматься военно-морской дипломатией. Он посетил Бриндизи, Венецию, Полу, где встал на текущий ремонт. Двадцать третьего октября 1913 года в командование эскадрой вступил В. Сушон. Дипломатическая и эскортная служба «Гебена» и Бреслау» продолжалась: в марте корабли сопровождали личную яхту германского императора из Венеции на остров Корфу, затем в Геную. Потом понадобилось доставить в Константинополь германского посла, тушить пожары в константинопольских казармах, посетить Александрию и Хайфу.

За этими хлопотами настало лето 1914 года. Известие об убийстве Франца-Фердинанда застало Сушона в Хайфе. Никаких распоряжений из адмиралтейства он не получил и решил идти в Полу для срочного ремонта. Котлы линейного крейсера были изношены, и его реальный ход не превышал 18 узлов. Было заменено 4460 котельных трубок.

Двадцать восьмого июля «Гебен» вышел из Полы и направился в Мессину, куда пришел 2 августа. Только в этот день командующий германской эскадрой понял, что Италия не собирается вступать в войну. Она даже первоначально отказалась предоставить «Гебену» уголь.

Никаких указаний из Германии нет.

Сушон грузит уголь – частью с берега, частью с германских «купцов», своей властью мобилизует моряков коммерческого флота, доведя экипажи до штата военного времени, и выходит в сторону Алжира. Третьего августа он получает известие о состоянии войны с Францией и о предположительно негативной позиции Великобритании.

 

3 августа, утро

 

В это время Черчилль, Первый лорд адмиралтейства, уже приказал командующему Средиземноморской эскадрой Милну двумя линейными крейсерами разыскать «Гебен», а остальными силами приступить к блокаде Адриатического моря. Но пока война не объявлена и английские корабли не могут открывать огонь.

Четвертого августа «Гебен» и «Бреслау» обстреливают алжирское побережье. Материальных результатов обстрел не имел (двое убитых), но перевозка войск была задержана на три дня, что могло сыграть значительную роль в событиях на Западном фронте.

Французы выслали на перехват три эскадры, но Сушон обманул противника, сделав демонстративный бросок на запад и лишь затем повернув на восток. Он ушел от французов, силы которых оказались стянутыми к Алжиру, но в 9.32, 4 августа наткнулся на линейные крейсера англичан. «Индефатигибл» и «Индомитебл» легли на параллельный «Гебену» курс, как бы эскортируя его. Орудия на всех кораблях стояли по-походному. Война объявлена не была.

Командир «Индомитебла» запросил Милна, Милн обратился в адмиралтейство к Черчиллю, Черчилль приказал «задержать» неприятельские корабли, но этот приказ тут же был отменен кабинетом министров.

Положение Сушона стало откровенно трагическим. Уголь заканчивался. Котельная установка работала на пределе. Его эскадра находилась в окружении, причем противник был вдвое сильнее немецких кораблей.

 

4 августа, утро

 

«Индомитебл» и «Индефатигибл» долго совещались, не стоит ли открыть огонь. Связались с флагманским кораблем. Милн ответил: «Гебен» задержать, но огня не открывать  (!?). Разъяснения, что бы это могло значить? – командиры линейных крейсеров запрашивать не стали…

 

Невероятными усилиями машинной команды «Гебен» развил ход в 24 узла и оторвался от англичан. Утром 5 августа он пришел в Мессину.

Итальянцы отказались дать уголь, зато его дали англичане: в порту стоял британский угольщик с грузом угля для германской фирмы Стиннеса. Его капитан ничего не знал об объявлении войны – и не узнал, так как немцы напоили его до беспамятства и забрали весь уголь.

К Сушону явились итальянские офицеры и заявили, что, если «Гебен» и «Бреслау» не покинут порт после 24 часов пребывания, они, согласно военно-морскому праву, будут интернированы. В. Сушон с этим согласился, но заявил, что 24-часовой срок начинается не с прихода «Гебена» и «Бреслау» в порт, а только с того момента, когда он получил официальное предупреждение от итальянских властей. «А до этого я полагал, что нахожусь в порту своего союзника…» Так было выиграно 15 часов на погрузку и неотложный ремонт.

Но к этому времени легкий крейсер «Глочестер» сообщил Милну, что германские корабли находятся в Мессине. «Индомитебл» и «Инфлексибл» были всего в 5 часах хода, но уголь на «Индомитебле» подошел к концу, и линейный крейсер направился для погрузки в Бизерту. Вряд ли кто-нибудь в состоянии объяснить, почему не на близкую Мальту?

 

5 августа, вечер

 

К этому моменту германское адмиралтейство, наконец, сообразило, что эскадра Сушона обречена. Формально корабли имели приказ идти в Турцию, но на тот момент позиция Турции оставалась столь же неопределенной, как и позиция Италии: соглашение между Турцией и Германией не предусматривало открытого выступления Великобритании на стороне Франции. [109] В этих обстоятельствах адмиралтейство склонялось к интернированию кораблей в Италии, но Сушон такой вариант рассматривать отказался. Шестого августа в 17.00 он вышел на Константинополь, но уже в 23.30 получил категорический запрет адмиралтейства приближаться к зоне Проливов.

Предполагалось, что немецкие корабли укроются в Поле, причем австрийский флот окажет им помощь для прорыва в Адриатическое море. Но, во-первых, делать там «Гебену» было решительно нечего, во-вторых, австрийцы отказались помочь, так как надеялись, что им удастся избежать войны с Великобританией или по крайней мере оттянуть ее.[110]

 

6 августа, вечер

 

Днем 7 августа «Бреслау» имел короткую перестрелку с «Глочестером»,[111] после чего англичане снова потеряли эскадру Сушона из вида. Милн ушел на Мальту грузить уголь.[112] Трубридж, командующий британской эскадрой в Отрантском проливе, от встречи с «Гебеном» решил уклониться, предполагая, что Сушон потопит все его четыре броненосных крейсера, а «Бреслау» легко отразит атаку всего 8 эскадренных миноносцев.[113]

 

 

Эрнст Чарльз Томас Трубридж (15 июля 1862 года – 28 января 1926 года)

Родился в семье с богатыми морскими традициями. Его прадед Томас Трубридж участвовал вместе с Г. Нельсоном в сражении у мыса Сен-Винсент, его дед также был адмиралом.

Э. Трубридж учился в колледже Веллингтона, позднее – в королевском военно-морском колледже, в 1884 году произведен в лейтенанты. В 1895 г. получил звание командора, в 1901 г. стал капитаном. Военно-морской атташе в Вене, Мадриде, Токио. Во время Русско-японской войны – присутствовал при уничтожении «Варяга» и «Корейца» и затем – при осаде Порт-Артура. Награжден орденом Восходящего Солнца и британскими орденами. После войны командует броненосцем «Квин» на Средиземном море.

 

 

 

 

В 1908–1910 гг. руководит королевскими морскими казармами в Чатеме, в 1910 г. – военно-морской секретарь первого Лорда адмиралтейства.

В 1911 г. произведен в контр-адмиралы и вошел в морской генеральный штаб, где участвовал в военно-морском планировании. Трубридж прославился созданием весьма громоздких и неудобных диспозиций. После маневров 1912 года, показавших полную необоснованность излюбленных построений Трубриджа, Черчилль заменил его Генри Джексоном, а Трубриджа отправил командовать крейсерской эскадрой в Средиземноморье.

После неудачной попытки перехватить «Гебен» Трубридж был отдан под суд, но полностью оправдан.[114] Тем не менее нового назначения во флот он так и не получил и с января 1915 года стал главой британской военно-морской миссии в Сербии (официально первый сербский боевой корабль – сторожевой катер «Ядар», приспособленный для постановки мин и служивший на реке Савве, – Сербия получила только 6 августа 1915 г.).

В 1915 году Трубридж возглавил эвакуацию сербских сил на Корфу, после чего стал личным советником и помощником принца Александра, получил звание вице-адмирала.

В 1919 году произведен в адмиралы. Неожиданно начал вмешиваться в дела Венгерской Советской Республики Бела Куна, наломал немало дров в политике и был вновь отправлен на Дунай, где возглавил Международную Дунайскую комиссию. В 1920 году отозван.

 

Путь «Гебену» был открыт, но адмиралтейство вновь запретило Сушону идти в Константинополь, в результате германская эскадра маневрирует среди островов Эгейского архипелага и бесцельно тратит горючее. Снова нужна угольная погрузка в нейтральных водах.

Греки отказывают. Сушон объясняет, что, согласно Морскому праву, он имеет право получать в нейтральных водах горючее и провизию, но не боеприпасы. Начальник порта колеблется. Сушон любезно предлагает ему запросить по этому вопросу позицию англичан (!). Начинаются телеграфные переговоры. Поскольку Милн отлично понимает, что ему самому понадобится угольная погрузка в Салониках, он в довольно резкой форме подтверждает формулировки Сушона и даже цитирует правовые документы. «Ну вот, видите: англичане совсем не возражают», – говорит германский адмирал и начинает по грузку угля.

Восьмого августа Милн выходит с Мальты, имея в своем распоряжении 3 линейных крейсера (не считая эскадры Трубриджа). Но в середине дня он неожиданно получает сообщение об объявлении войны Австро-Венгрии. Кто и что перепутал в британском адмиралтействе, так и осталось невыясненным. У. Черчилль, который по должности обязан был это знать, пишет в своих мемуарах о «невиновном и пунктуальном клерке».

 

7 августа, день

 

Поскольку первоначальный план боевых действий предусматривал, что в случае войны с Австро-Венгрией флот сосредотачивается на Мальте, Милн повернул назад. К вечеру ему дипломатично сообщили, что тревога ложная, но политическое положение критическое. Милн счел это достаточным основанием оставаться на Мальте еще сутки. На следующий день он получил, наконец, прямой приказ перехватить «Гебен» во что бы то ни стало и двинулся на восток с десятиузловой скоростью. По официальной версии, Милн ждал двух легких крейсеров, без которых он ну никак не мог обойтись.

А Сушон все еще переругивался с собственным адмиралтейством, оставаясь в Эгейском архипелаге. Немецкое радио перехватывало английские переговоры, они шли все ближе. В конце концов, Сушон махнул рукой на возможные политические и карьерные последствия и приказал своим кораблям идти на восток.

Милн дефилировал между Пелопоннесом и Кикладами, опасаясь прорыва немцев к Александрии, в Адриатику или вообще к Гибралтару. Одиннадцатого августа ему, наконец, сообщили, что «Гебен» и «Бреслау» прошли Дарданеллы. Милн со спокойным сердцем приказал блокировать выходы из пролива.

 

10 августа, утро

 

В тот момент англичане не очень расстроились. Турция оставалась нейтральным государством, и была обязана интернировать немецкие корабли в течение суток. В. Сушон поговорил с германским послом в Константинополе, и тот предложил туркам купить «Гебен» и «Бреслау» вместе с экипажами и самим Сушоном.

Англичане заявили протест, им ответили, что Германия любезно предложила Османской империи корабли взамен тех, которые строились для Турции в Англии и за которые Турция уже заплатила фирме-строителю.[115]

Пришлось проглотить.

Шестнадцатого августа «Гебен» и «Бреслау» вошли в состав Османского флота, и теперь их приходилось учитывать в балансе сил на Средиземном море. С этого дня У. Черчилль и лорд Фишер называли Беркли Милна не иначе как Беркли Гебен.

 

 

Арчибальд Беркли Милн (2 июня 1855 года – 5 июля 1938 года)

Второй баронет, младший сын адмирала Александра Милна (на момент рождения сына Второй лорд адмиралтейства), внук адмирала Дэвида Милна. Обучался в Веллингтон-колледже (основан королевой Викторией в 1853 г., Крауторн, графство Беркшир), кадет на «Британии» в 1869 г., мичман с 1870 г., лейтенант с 1876 г. Служил на Вест-Индской станции, затем в Южной Африке, участник Зулусской войны 1879 г. После возвращения в Англию назначен на «Минотавр» (Флот Канала), в 1882 году переведен на Средиземное море. Во время египетской кампании флагманский лейтенант адмирала Э. Хоскинса.

 

В октябре того же года переведен на королевскую яхту «Виктория и Альберт», из следующих восемнадцати лет служб


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.