Технологии в развитии цивилизации — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Технологии в развитии цивилизации

2020-11-19 73
Технологии в развитии цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При медленном развитии технологий прошлых периодов их последствия, ощущаемые

через поколения, носили естественный характер. Изменения, вводимые в рамках одного

поколения, могут иметь последствия, которые не только создают, но и разрушают.

Книгопечатание явилось самым сильным по своим последствиям, создав современную

картину мира из национальных государств, поскольку книги на национальных языках акти-

вировали национализм. Книга также стала первым индустриально произведенным массо-

вым продуктом, создав толчок для последующей промышленной революции. Именно книга

трансформировала социосистему, во многом создав современную цивилизацию.

Сегодня информационно-коммуникативные технологии вместе с наукой и образова-

нием стали измерителем успешного движения стран в системе информационной цивилиза-

ции. Все это накрепко связано с развитием технической составляющей этих технологий. Но

когда-то книга также была просто техническим результатом, к которому пришел человече-

ский гений. Последствия ее внедрения как бы оказались сильнее самого изобретения.

Практически всегда удачное изобретение начинает потом жить своей собственной жиз-

нью, которая отличается от той, которую программировали для него его создатели. В своем

развитии книга вырвалась из печатания исключительно Библии, как это было задумано вна-

чале, а интернет перестал быть тем, для чего его придумали военные.

Все, что окружает нас в области работы с информацией, когда-то было изобретено

впервые: и университеты, и библиотеки, и лаборатории24. Они были другими в своем первом

«пришествии». Александрийская библиотека была сожжена по приказу захватчика-султана,

который считал, что если в собранных там книгах написано то, что в Коране, – она не нужна,

а если то, что противоречит Корану, – она тем более должна быть уничтожена. Эта библио-

тека в своем первозданном виде скорее напоминала сегодняшний научно-исследовательский

институт, ведь там не только хранились книги, они переводились, переписывались, в ней

ставились эксперименты, чтобы затем описать их в книгах, точнее в прообразах того, что

мы сегодня понимаем под книгой. Первые университеты тоже были другими: они не были

географически привязаны к определенной точке, если преподаватель уезжал куда-то в дру-

гое место, то студенты следовали за ним туда же.

Первой коммуникативной технологией, вероятно, следует считать сакральные языки и

ритуалы. Так жрецы защищали свои священные тексты от вмешательства извне. Священные

книги только с большим запаздыванием стали появляться на национальных языках. Эти тек-

сты не подлежат критике, это воспринимается как богохульство. Жрецы также были закрыты

от критики.

Но такая же модель присуща и тоталитарным государствам. Книги классиков марк-

сизма-ленинизма можно было только цитировать, но никак не критиковать в Советском

Союзе. Было множество социальных ритуалов, участие в которых было обязательным для

каждого советского человека. Такие государства защищают свои тексты цензурой и тиражи-

рованием миллионными тиражами только того, что не противоречит одной-единственной

модели мира. Для воспитания правильного поведения использовалась та же модель созда-

ния «святых», что и в христианской агиографии. Сегодняшние исследователи (Дебрэ, Бур-

стин) справедливо отмечают, что герой прошлого был заменен на знаменитость (селебрити),

которая получает свою известность уже не в физическом пространстве, а в информацион-

24 McNeelyI.F., Wolverton L. Reinventing knowledge. From Alexandria to the Internet. – New York – London, 2008

Г. Г. Почепцов. «Информационные войны. Новый инструмент политики»

21

ном. Технология раскрутки поп-звезд становится «катапультой» для создания героев совре-

менности.

Так строились монологические государства прошлого, где альтернативные голоса не

имели права на существование. Технология книгопечатания расширила возможности для

существования альтернативности. Кстати, интернет является аналогом того же процесса.

Книга породила реформацию как альтернативный вариант церкви. Кстати, некоторые иссле-

дователи выводят отставание российско-постсоветского пространства именно из того, что

царь Петр сделал церковь еще одним своим министерством, тем самым в нашей истории не

возникло «двоевластия» в головах, которое есть у западного человека.

Альтернативность тяжело входит в наше общество. Россия вводит единый учебник

истории. Массовая культура в виде кино дает одну-единственную интерпретацию жизни

Сталина и Берии, Фурцевой и Хрущева, Брежнева и Ельцина.

Майдан в этом плане может рассматриваться как инкубатор новых смыслов, которые

могут проявиться только в арсенале протестности. Если лидеры оппозиции стоят и за долж-

ности, то Майдан исключительно за смыслы. В результате есть Майдан, есть смыслы, но нет

лидера. Лидера не только должны видеть все, но и он должен видеть дальше всех. Только

так к нему возникнет доверие.

Медиакартинка задает и определяет не только власть, но и протесты. Чем ярче меди-

акартинка, тем более верным и правильным воспринимается событие. В политике медиа-

картинка давно стала главным инструментарием. Главный советник Буша Карл Роув любил

смотреть телевизор во время выборов вообще без звука: его интересовала исключительно

капртинка.

То есть современная война миров между реальным и физическим пространством

завершается победой виртуального. 4-5 часов в день люди смотрят телевизор, сюда можно

добавить компьютер и кино. В результате чего получается совершенно иная картина. Если

раньше люди отправлялись в виртуальный мир на малый срок и осторожно, как полярники,

то теперь они освоили этот мир и уже живут в нем.

Следует также помнить, что есть множество профессий, которые базируются на специ-

фическом коммуникативном инструментарии. Это, например, спичрайтер, пресс-секретарь,

спин-доктор. На своей коммуникативной технологии базируется допрос (см., например,25)

и терроризм (см., например,26 2728). Е. Холмогоров пишет: «В качестве коммуникативного

акта теракт представляет собой коммуникацию между террористом или террористической

группой с одной стороны и государственной властью – с другой. Общество не является

самостоятельным элементом этой системы – оно выступает только в качестве резонанс-

ной среды. «Сообщение», которое закодировано в теракте, имеет своим адресатом власть и

только власть. Теракт является средством воздействия на политические решения».

Перед нами вновь возникает вполне конкретная коммуникативная технология. Что же

такое коммуникативная технология, как мы можем ее задать? Коммуникативная техноло-

гия позволяет более эффективно, с меньшей затратой сил достигнуть желаемого результата,

работая с вербальным материалом и другим сознанием. Слово «коммуникативный» как раз и

акцентирует наличие другого сознания, поскольку в коммуникативных технологиях, в отли-

чие от информационных, «другой» максимально принимается во внимание.

25 Капеллан Тим. Приемы разведывательной и контрразведывательной работы // www.apn.ru/special/article30655.htm

26 Холмогоров Е. Террор. К осмыслению феномена современного терроризма // www.strana-oz.ru/2002/3/terror

27 Холмогоров Е. Пони бегает по кругу (терроризм и автореференция) // 100knig.com/egor-xolmogorov-poni-begaet-pokrugu/

28 Холмогоров Е. Волгоградский теракт как запуск самореференции // holmogor.livejournal.com/6085369.html

Г. Г. Почепцов. «Информационные войны. Новый инструмент политики»

22

Кроме технологий, где преобладает гуманитарная составляющая, есть технологии, где

доминирует техническая составляющая. Они несут не только великие блага, но и такие же

великие опасности. Для примера можем взять понятие кибервойн, о которых первым писал

Дж. Аркилла29 (он же первым обрисовал и сетевые войны30). Тем более, что компьютерные

«закладки», которые в своих машинах оставляют производители, страшат всех.

Р. Кларк, работавший при четырех президентах США в Белом доме, подчеркивает, что

самым защищенным от кибератак государством в мире является Северная Корея, поскольку

в ней очень мало компьютеров31. Он также раскрывает неизвестные для нас факты, что когда

юристы Клинтона стали «нападать» на Майкрософт за создание монополизма, компания

переключилась на поддержку Клинтона. Если с 1998 по 2002 гг. большая часть донорских

денег шло от них к республиканцам, то потом перешло переключение на демократов. Напри-

мер, в 2008 г. Майкрософт дал демократом 2,3 миллиона долларов, а республиканцам только

900 тысяч.

Кларк выделяет следующую «триаду» в стратегии защиты США. Это три наиболее

важные для защиты системы:

• самые крупные интернет-провайдеры, имеющие свои кабели, позволяющие попадать

в любую точку США, их число менее десяти, и они должны распознавать по информации,

идущей по ним, возможные опасные вирусы,

• энергосистемы (таких крупных в стране три: западная, восточная, а также отдельная

для Техаса), поскольку без электричества страна не сможет жить,

• министерство обороны, поскольку именно оно отвечать кинетически на любые атаки.

Кларк считает, что неправильной является точка зрения, согласно которой США могут

и должны ударить первыми, что должно снизить внимание к вопросам защиты.

Интернет имеет техническую и гуманитарную составляющую. По технической линии

развитые страны получают до ста атак ежедневно, однако в основном это проверка на проч-

ность или технический шпионаж. Запад называет в качестве основного источника этих атак

Китай и Россию.

Интернет в гуманитарном использовании – это социальные медиа, которые открывают

собой большой сегмент информационного пространства, которое, к счастью или к сожале-

нию, в зависимости от интересов, не подлежит на сегодня цензурированию. Цензурирова-

ние в определенной степени пытаются создать за счет усиления в интернете властной точки

зрения. Этим занимаются в первую очередь Китай, Россия, Израиль. США действуют одно-

типно, но на чужой территории.

Эта свобода интернета зиждется в сильной степени также на феномене анонимности.

Например, В. Серф замечает следующее32: «Анонимность очень важна. Например, бывают

ситуации, когда человек должен рассказать о происходящем и при этом чувствовать себя

защищенным. Это иногда называют «политикой защиты уведомляющих о подозрениях в

совершении неправомерного действия», защиты информаторов. В некоторых частях света

анонимность просто необходима, в противном случае жизни человека может угрожать опас-

ность. Так что я за анонимность. Но я не считаю, что она решает все вопросы. Есть ситуа-

ции, когда важна серьезная проверка личных данных того, с кем вы имеете дело. Например,

вы должны быть уверены, что тот или иной сервер в самом деле принадлежит компании, с

которой вы взаимодействуете, а не кому-то еще».

29 Arquilla J., Ronfeldt D. Cyberwar is coming! // In the Athena’s amp. Preparing fpr conflict in the information age. Ed. by

J. Arquilla, D. Ronfeldt. – Santa Monica, 1997

30 Arquilla J., Ronfeldt D. The advent of netwar // Networks and netwars. Ed. by J. Arquilla, D. Ronfeldt. – Santa Monica, 2001

31 Clarke R.A., Knake R.K. Cyberwar. The next threat to national security and what to do about it. – New York, 2010

32 Анонимность очень важна. Интервью с В. Серфом // lenta.ru/articles/2013/12/06/cerf/

Г. Г. Почепцов. «Информационные войны. Новый инструмент политики»

23

Новым феноменом, куда обратились взоры исследователей, стал феномен трансмедиа.

Причем это не то, что первым приходит на ум в этом случае – перекодировка тех или иных

текстов и сюжетов в разные варианты, когда комикс может стать фильмом, поскольку этот

сюжет апробирован и привлек читательский интерес. Это иное – это распределение сюжета

по разным платформам, чтобы получить в результате мультиплатформное рассказывание33.

Г. Дженкинс подчеркивает, что каждый тип медиа может внести свою составляющую

в рассказываемую историю34. В этом видят будущее индустрии развлечений35. Человек у

компьютера, как оказалось, в принципе потребляет больше фильмов, CD и всего другого,

а не меньше, как казалось раньше. В результате трансмедиа несет коммерческий успех,

поскольку одни люди сидят в одних нишах, другие – в других. А здесь используется все

сразу.

Новые технологии дают принципиально новые возможности. Кстати, Голливуд уже не

удовлетворяет создателей видеоигр. П. Молино, являющийся ведущим европейским дизай-

нером видеоигр, говорит на эту тему36: «Проблема с большинством голливудских героев

состоит в том, что я устал от них. Джеймс Бонд, Том Круз – характер героя замкнут в конкре-

тике. У него должен быть любовный интерес, они должны завершить в постели, он никогда

не говорит под пытками. Единственным удивительным моментом является то, находятся ли

они на вершине скалы или под водой».

Все это говорит об определенной исчерпанности кино, поскольку порог новизны ока-

зывается потерянным. Но с другой стороны литература потеряла его еще раньше. А. Генис,

к примеру, акцентирует следующее37: «Нет ни одного писателя, который мог бы по качеству

литературы сравниться с прошлыми поколениями: ни в России, ни тут, нигде. Вот Умберто

Эко, он-то должен знать, и я спросил у него про это. Он сказал: «Они все пересказывают

Ромео и Джульетту на своем жаргоне». Я просто считаю, что сейчас не время для художе-

ственной литературы. Зачем писать роман в 800 страниц, если можно поставить кино на два

часа? Я бы точно кино поставил, если б мог».

Развитие индустрии видеоигр приводит к тому, что по этой программе открываются

магистерские программы в политехническом институте. Л. Шелдон, бывший голливудский

сценарист, являющийся содиректором этой программы, считает, что следует больше вни-

мания уделять написанию хороших историй для игр38. Только в этой индустрии не хватает

хороших нарративов.

Все это важно, поскольку и художественное пространство также может служить инку-

батором новых смыслов. Например, А. Чубайс вспоминает роль «Обитаемого острова»

Стругацких и юмора Жванецкого в формировании экономического языка реформаторов пра-

вительства Гайдара39: «Это для нас тогда было очень остро, поскольку очень созвучно нашим

обстоятельствам. КГБ, диссиденты, все это замечательно. Ну, уничтожили КГБ, а с инфля-

цией-то что делать? И когда из художественного языка это попадало к нам, мы это тоже,

конечно, интегрировали. В художественном языке я бы назвал, может быть, неожиданную

для вас фамилию – Жванецкий. Считаю, что на меня лично, на мое экономическое миро-

33 Transmedia storytelling // en.wikipedia.org/wiki/Transmedia_storytelling

34 Jenkins H. Transmedia 202: further reflections // henryjenkins.org/2011/08/defining_transmedia_further_re.html

35 Jenkins H. Transmedia storytelling // www.technologyreview.com/news/401760/transmedia-storytelling/

36 Rose F. The art of immersion. How the digital generation is remaking Hollywood, Madison Avenue, and the way we rell

stories. – New York – London, 2012

37 Бог и селедка, Интервью с А. Генисом // izvestia.ru/news/370896

38 From Star Trek to the College Campus, Former Hollywood Screenwriter Takes on Top Ranked Video Game Program at

Rensselaer Polytechnic Institute // news.rpi.edu/luwakkey/2790

39 Чубайс А. Ни при каких условиях не могло состояться формирование правительства Гайдара. Интервью // polit.ru/

article/2010/11/08/chubays/

Г. Г. Почепцов. «Информационные войны. Новый инструмент политики»

24

воззрение он оказал серьезное влияние. У него есть рассказ под названием «Паровоз для

машиниста», смысл которого в том, что ехать-то в советском поезде невозможно. Но он же и

сделан-то не для нас, а, наверно, для машиниста, чтобы ему было удобно там рычаги пере-

ключать. Вот эта фундаментальная вещь позволила мне вскрыть закономерность, которую я

до сих пор считаю очень важной, хотя она в анналы научной мысли не вошла. О фундамен-

тальном изъяне всей советской экономической конструкции».

Или такой факт, что польская оппозиция избрала своим полем борьбы культуру, пони-

мая, что она ничего не сможет сделать на поле силового противостояния40. То есть культура

заняла поле контрполитики, поскольку поле политики было заблокировано по идеологиче-

ским соображениям.

Под таким же углом зрения можно смотреть, только перед нами будет гораздо более

мягкая форма, и на шестидесятников, и на семидесятников, которых недавно вспомнил Д.

Быков, который написал41: «Россия уже дважды переживала серьезные проблемы из-за кон-

фликта консервативного, архаичного, интеллектуально ничтожного базиса с гипертрофиро-

ванной, стремительно развивающейся культурной надстройкой. Результатом первого такого

конфликта была революция 1917 года, второй раз история повторилась с нашим семиде-

сятническим серебряным веком, когда культура и наука развивались опережающими тем-

пами – и притом наибольшее количество диссидентов вышло именно из этих элитарных

кругов: Сахаров был советским атомщиком, а не засланным казачком американского импе-

риализма». И это достаточно системный взгляд.

Современный мир создали технологии. Старый мир – старые технологии, новый –

новые. Но технологии могут лишь усилить ту или иную характеристику человека, они не

способны создавать нового человека. И это следует признать положительным качеством,

поскольку человек еще не умеет ни управлять своими технологиями, ни предсказывать

последствия их появления.

40 Фінберг Л. Польський досвід перемоги над диктатурою // duh-i-litera.com/polskyj-shlyah-peremohy-nad-dyktaturoyu/

41 Быков Д. Русский тормоз // www.novayagazeta.ru/columns/61882.html

Г. Г. Почепцов. «Информационные войны. Новый инструмент политики»

25


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.