Сиротка и мачехина дочь получают подарки — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Сиротка и мачехина дочь получают подарки

2021-01-29 80
Сиротка и мачехина дочь получают подарки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Жила одна сиротка. У нее была злая мачеха, а у этой мачехи была и своя дочь. Сиротка была очень добрая и работящая. Мачеха ее ненавидела, принуждала тяжело работать. Однажды мачеха велела ей прясть, сидя на краю колодца. Как только она села, мачеха ее толкнула в колодец: она хотела, чтобы та утонула. Но когда [ девушка ] упала в колодец, оказалась на зеленом лугу. Потом она пошла и встретила старика, который ей сказал:

— Возьмешься ли месяц пасти моих овечек?

Девушка согласилась. Она пасла овечек целый месяц. И она очень хорошо пасла: никогда их не била, рано выгоняла в поле, поздно пригоняла назад, и овцы были жирные, красивые. Старик поблагодарил [ ее ] за такую работу, принес три сундука — красный, синий и белый — и сказал:

— Выбери себе один из этих сундуков.

Девушка выбрала белый сундук. Старик ей говорит:

— Можешь идти домой, только не открывай сундук, пока не вернешься домой.

Девушка поблагодарила и ушла. Старик показал ей дорогу. Когда пришла домой, она открыла сундук. Тут же на этом месте появился прекрасный дворец. Когда мачеха увидела, что она вернулась живой и имеет такой прекрасный дворец, очень удивилась. Потом спрашивает ее:

— Где [ ты ] получила этот дворец?

Она все рассказала. Мачеха захотела, чтобы и ее дочь получила такой дворец. Она велела ей сесть на краю колодца и прясть. Потом она толкнула и свою дочь в колодец. Мачехина дочь сначала не знала, где оказалась, но потом увидела: все так, как сиротка рассказывала ее матери. Она нашла красивый луг, на этом лужку встретила старика. Тот старик спросил, не возьмется ли она месяц пасти его овец. И она согласилась. Но она пасла плохо: все била, гоняла [ овец ], поздно выгоняла на пастбище, рано пригоняла домой. Пока она пасла, овцы стали худыми, тощими.

Когда кончился месяц, старик пришел и принес ей три сундука — синий, красный и белый — и разрешил ей выбрать тот, который нравится. Она выбрала красный сундук: думала, что там будет более красивый дворец. Старик ей говорит:

— Лучше выбирай белый сундук.

Но она не послушалась старика и взяла красный сундук. Старик ее проводил до ворот и сказал, чтобы [ она ] не открывала сундук, пока не придет домой. Она пришла домой. Как только открыла сундук, [ из него ] выскочило пламя. Она, ее мать и их дом сгорели.

Тот старик был Бог.

 

К 3.1.0.5. / АТ 480. Зап. Людвика Диджюлене-Жмона. LRš 80.

См. № 106.

 

 

Служба Элянеле

 

Была мачеха ведьма, ее падчерица Элянеле и ее родная дочка Маре. Мачеха так ненавидела Элянеле, так ненавидела, все повторяла: «Иди ты служить в пекло!» Элянеле видела, что ведьма так ее ненавидит, решила идти хотя бы в пекло служить. И ушла.

Она идет, идет; по дороге нашла лошадку — на ней столько червей висит, столько висит! Лошадка и просит ее:

— Элянеле, Элянеле, сними ты с меня этих червей!

Она тут же сняла и пошла. Когда шла дальше, встретила такую корову — вымя так набухло! Эта корова подойник на рогах держит и тоже просит:

— Элянеле, Элянеле, подои ты меня!

Она опять — эту корову подоила и пошла. Пошла дальше, нашла — печка топится. Та печка ее зовет:

— Элянеле, Элянеле, поправь ты мой огонь!

Она подошла к печке и поправила огонь.

Потом она пришла в пекло. Когда пришла в пекло, нанялась на год [ служить ].

Тут же черт велел идти доить коров, подал молоток и сказал:

— Когда ты будешь доить корову, кошки будут у тебя просить молока. Так ты этим молотком бей [ их ] в лоб!

Когда она пришла доить коров, тут же ее окружили души и просили:

— Элянеле, Элянеле, дай и нам молока.

Элянеле тут же дала им [ молока ]. Потом, когда она год отслужила, черт вывел ей две пары лошадей и велел выбирать.

Эти души ей велят брать тех, которые похуже, а черт велит брать тех, которые лучше. Но Элянеле послушалась этих душ и взяла тех, которых они советовали.

Потом черт вывез две кареты и опять велел выбирать. Эти души велят ей брать ту, которая похуже. Черт советует брать ту, которая лучше. Но Элянеле взяла ту, которую души советовали.

Ну, потом черт показал два сундука: один красивый, другой некрасивый. Души советуют брать некрасивый, а черт — красивый. Элянеле и взяла тот, некрасивый.

Элянеле все собрала и едет. По дороге она встретила ту лошадку с таким красивым седлом! Она говорит:

— Элянеле, сними себе с меня это седло!

Она сняла и везет. Проехала и опять встретила ту корову — на рогах держит подойник с маслом и говорит:

— Элянеле, забери ты от меня это масло!

Она взяла и положила в карету. Потом проехала и нашла эту печку. Та сказала:

— Элянеле, забери ты эти пироги из меня!

Элянеле вынула все пироги и приехала домой.

Когда приехала — сама красиво одета, карета блестит под золотом, лошади красивые, сундук полон золотых денег. Мачеха увидела, что Элянеле приехала такая богатая, и тут же стала гнать свою дочку:

— Маре, иди и ты в пекло служить!

И эта Маре ушла. Маре идет, идет и по дороге находит ту лошадку, на которой черви висят. Лошадка ее просит:

— Марайте, Марайте, ты сними с меня этих червей!

Она говорит:

— У меня нет времени, мне надо идти в пекло служить.

И ушла. Прошла дальше, нашла ту корову с подойником на рогах. Она просит:

— Марайте, Марайте, подои ты меня!

Опять Маре ответила:

— У меня нет времени, мне надо идти в пекло служить.

Опять пошла и нашла — та печка топится. Печка ее просит:

— Марайте, Марайте, поправь мой огонь!

Она и печке так ответила:

— Нет времени, мне надо идти в пекло служить!

Потом она пришла в пекло. Черт и ей подал подойник, велел идти коров доить и подал молоток, чтобы она этим молотком била тех кошек, которые будут просить молока. Когда она пришла доить коров, души просят:

— Марайте, дай и нам молока!

Она их молотком бьет по головам. Потом, когда она отслужила этот год, черт и ей платит жалованье. Он вывел две пары лошадей: одни были красивые, вторые худые. Души и ей советуют брать худые, хотя она и не дала им молока. Видишь, те худые превращаются в хороших. Но она их не слушается, берет хороших.

Потом черт вывез две кареты. Опять души советуют брать некрасивую, но она берет красивую. Черт поставил два сундука: один красивый, второй некрасивый. Души велят брать некрасивый, но она взяла красивый.

Потом все собрала и едет, радуясь. По дороге встретила лошадку с красивым седлом. Она тут же кинулась снимать [ седло ]. Та лошадка и лягалась, и кусала — никак не допустила, и все.

Далее по пути она встретила ту корову с полным подойником масла. Она кинулась, [ чтобы взять его ] — эта корова бодаться, лягаться! И та не далась. Она подъехала к печке, пироги пахнут. Она кинулась их вынимать. Печка только огонь выбрасывает на нее, пламя пышет из печки. Потом она приехала домой. Ее мать выбежала навстречу, когда увидела, что ее дочь вернулась. Она кинулась к сундуку, открыла — тут же пламя выскочило из того сундука. Так Маре со своей матерью там и остались — сгорели.

 

К 3.1.0.5. / АТ 480. Дарата Сланчяускайте, волость Ионишкис, уезд Шяуляй. Зап. Матас Сланчяускас. SlŠLP 114.

См. № 106.

 

 

Отец и трое его сыновей

 

Один отец растил троих сыновей. Когда они выросли и стали мужчинами, захотели, чтобы отец после своей смерти оставил имущество одному из них, чтобы тот мог хозяйничать.

А младший сын был не слишком разумным, однако отец любил его больше других: одевал в красивые одежды и давал лучшие кушанья.

Два брата его ненавидели. Отец услышал, как они ссорились. Отец и сказал:

— Почему вы ругаетесь?

— Как нам не ругаться: тот младший хуже нас, но ты его больше любишь, обещаешь ему оставить хозяйство. А он дурак, мало что смыслит в хозяйстве!

— Знаете что, дети? Вы все трое должны идти служить. И кто из вас заработает самый красивый платок, тому я оставлю хозяйство.

Двое старших братьев пошли служить в деревни, в города к богатым людям. А самый младший [ брат ], куда он пойдет? Он пошел в лес, ходил по лесу и думал, что тут надо делать.

Он встретил старика. Старик спросил:

— Что ты ищешь?

— Отец послал на службу. Не знаю, где найти службу.

— Здесь есть поместье! Иди в то поместье. Там целый год не будешь делать ничего другого, только будешь кормить кошечку утром, в обед и вечером. А когда год кончится, я приду к тебе.

Он там служил целый год. Все кормил кошечку весь год. А сам он может кушать, когда вздумается. Все для него было: и одежда, подумает — и появляется.

Когда год кончился, тот старик пришел к сыну. Он принес ему два платка: один красивый, второй еще красивее. Даже глаза слепнут, смотреть нельзя.

— Когда придешь домой к отцу, своим братьям покажи простой платок. А если они будут смеяться, издеваться, тогда покажи красивый [ платок ].

Он так и поступил. Когда он пришел домой, его братья уже вернулись со службы. Они хвастались отцу, что заслужили красивые платки. А самый младший показал свой [ платок ]. Сказали, что его платок простой. А когда он показал второй, даже их глаза просветлели и не могут смотреть из-за красоты. Тогда отец видит, что платок младшего [ сына ] красивее, чем его братьев, и оставил ему хозяйство. Братья не отступили:

— Отец, так не может быть, чтобы он стал хозяином!

Братья опять стали ругаться друг с другом и продолжали спорить. Отец увидел, что ничего не поделаешь, опять позвал всех троих к себе и приказал:

— Все трое опять идите служить! Кто принесет больше денег, тому я оставлю свое хозяйство.

Так они все трое пошли на службу. Двое разумных [ братьев ] пошли искать себе счастья в города, в деревни. А младший пошел опять в тот самый лес. Опять когда он ходил, пришел тот же старик, и парень сказал, что ищет службу. Тогда старик повел его в то самое поместье. Опять [ он ] велел ту же кошечку кормить весь год, а когда год кончится, тогда он обещал прийти, заплатить жалованье. Пока он кормил кошечку, имел что пить и есть. Когда год кончился, старик пришел, чтобы заплатить жалованье. Он принес ему два кошелька денег: один меньше, а другой больше.

— Когда вернешься домой к отцу, сначала покажи братьям маленький кошелек. Когда они станут над тобой смеяться, тогда покажи кошелек, который больше.

Он так и поступил. Он вернулся домой и нашел братьев, вернувшихся со службы. Они хвастались перед отцом своими деньгами: один больше заслужил, другой больше заслужил. А над своим братом [ они ] стали смеяться, что он меньше заслужил. А когда он вынул большой кошелек с деньгами — весь стол покрыл золотом, так сказал:

— Отец, это тебе!

Он покрыл стол деньгами второй раз и снова сказал:

— Это опять тебе, отец!

А когда покрыл весь стол третий раз, тогда [ сказал ]:

— Отец, теперь это мне!

Братья видят, что он заработал в два раза больше, чем они вдвоем. Отец опять обещал отдать хозяйство ему, раз он принес больше денег. Братья опять не отступают, снова они ругаются, спорят между собой:

— Не может быть, чтобы он стал хозяином!

Отец в третий раз позвал их к себе и сказал:

— Кто из вас заслужит самую красивую девицу, тому я отдам свое хозяйство.

Так опять двое братьев вышли в город, в деревню, в широкий мир к богатым людям, а младший пошел в тот самый лес. И опять пришел старик и спросил:

— Пришел ли ты на службу?

— Пришел на службу, отец послал — кто заслужит самую красивую девицу.

— Теперь ты будешь тяжело работать целый год за девицу. Полгода будешь рубить дрова, а вторую половину года — вязать метлы; и сложишь один костер дров, а другой костер метел недалеко от дров. Когда год кончится, я к тебе приду.

Когда тот парень так делал, а его год кончился, старик пришел к нему и велел идти в то поместье, где он кормил кошечку. Старик принес кошечку к дровам и велел зажечь их. Когда он зажег дрова, [ старик ] велел бросить кошечку в огонь, чтобы она сгорела. Когда [ он ] бросил кошечку, [ она ] стала гореть в огне. Тогда старик приказал взять метлу и бегать вокруг огня, метлой мести и мести огонь, чтобы он не распространялся, и бегать вокруг как можно скорее:

— Одна метла обгорит — бери другую, а ту брось в огонь; [ работай ] пока хватит метел.

Он так и сделал. Эти дрова сгорели, [ он ] сжег все метлы, пока подметал огонь. Из того огня вышла девица такая красивая, что никто на свете красивей не видел. Старик подал ему в руки эту девицу и велел:

— Эта девица будет твоей и то поместье, в котором ты ее кормил два года. А теперь веди к отцу, покажешь!

Когда [ он ] повел [ девушку ] к отцу, чтобы показать своим братьям, старик сказал:

— Отца возьми с собой, а братьев оставь, пускай хозяйничают, если хотят. Ты с отцом и с девицей вернешься в поместье! Тогда сможешь жить до конца твоего века, и твои родичи здесь будут жить, ибо ты спас ее!

Старик благословил его и девицу, а сам скрылся с глаз.

Старик скрылся с глаз, их оставил. А парень с девицей пришел к отцу, нашел своих братьев, пришедших со службы со своими девицами. Братья показывали отцу девиц и радовались, что они красивые. А тот пришел и привел девицу во сто крат краше, чем [ девицы ] братьев. Теперь отец обязательно хочет отдать ему хозяйство. Братья опять недовольны. Младший брат сказал им:

— Если вы хотите взять хозяйство отца, так оставайтесь хозяевами.

Он взял отца в свое поместье, и братьев с женами пригласил на свадьбу. Он со своим отцом остался жить в том поместье. Его жена радовалась, что он спас ее от проклятья. А он радовался со своей женой, что [ они ] счастливы.

Хватит. Аминь, бупт!

 

К 3.1.0.5. + 1.1.3.3. / AT 409А*. Антанас Игнатавичюс, деревня Кебишкес, волость и уезд Расейняй. Зап. Юозас Микшас, рукопись переписал Мечисловас Давайнис-Сильвестрайтис, 1883. DSPSO 83.

Обрамление — условие получения наследства отца — вызвало изменения ЭС об испытании (третий брат должен кормить кошечку) и о превращении животного в человека (девушка появляется вместо сожженной кошечки): третий сын заранее договаривается об определенной награде за службу. Самостоятельный сюжет, ядром которого является только ЭС об испытании типа К 3.1.0.5., записан в 6 вариантах. Сюжета, в главном ЭС которого животное превращается в человека (тип К 1.1.3.3.), имеется 19 вариантов, а соединения обоих сюжетов — 20 вариантов.

Третий брат служит змее / жабе / мыши / кошке / голове овцы / золотой голове / черепу кобылы, а в конце третьего года службы их сжигает (они превращаются в девушек).

 

 

110. [Сожженная жаба]

 

Был пан, у него было трое сыновей: два были умные, а одного все называли дураком. Но отец дал тянуть жребии, которому из них жить дома. Удача выпала дураку — эти двое не хотели, чтобы [ дом ] достался ему. Тогда отец сказал:

— Идите куда-нибудь служить на год. Кто принесет больше денег, тому достанется дом.

Они все пошли одной дорогой. Пришли на развилку — этим двум дороги есть, а дураку нет дороги. Но он увидел сидящего старика, подошел к нему. Старик спросил:

— Куда идешь?

Сказал:

— Иду искать работу.

— Так иди на эту гору, поковыряй землю, найдешь дыру. Лезь в эту дыру — найдешь поместье. В поместье нет никого, только жаба лежит на земле.

Он пошел, поднялся на гору, поковырял землю, нашел дыру. Он залез, нашел поместье. Поместье пустое, в комнатах никого нет, только жаба лежит на земле. Она отозвалась, сказала:

— Йонас, останься у меня служить. У меня не будешь делать больше ничего, только подметешь избы, а через год сможешь брать денег столько, сколько захочешь.

Он там остался. Когда год кончился, [ жаба ] сказала:

— Йонас, уже твои братья дома едят и пьют. Бери себе денег сколько хочешь и иди к своему отцу.

Он взял много денег. Когда вернулся к отцу, он нашел, что другие [ братья ] уже вернулись, пьют и едят. Его тоже пригласили. После угощения отец спросил:

— Ну, дети, сколько каждый из вас принес денег?

Они все показали. У дурака — больше всех, ему опять выходит владеть домом. Отец:

— Ну, еще раз идите в мир. Кто из вас приведет самую красивую девушку, тот останется жить дома.

Те ушли своими дорогами, а дурак — опять на гору к этой жабе. Как только пришел, она сказала:

— Йонас, бери много денег, иди в лес и сколько найдешь дров, все купи. Все сложи в кучу и зажги. А если я тебе противна, возьми платочком, отнеси и брось в огонь. Потом я буду превращаться во всякие [ твари ], выскакивать из огня, а ты меня [ бросай ] назад в огонь, пока я не стану девицей. Тогда я скажу, что уже хватит.

Он так и поступил: купил дрова, сложил, зажег, взял жабу платочком, отнес, бросил в огонь. Так она стала превращаться во всякие [ твари ], скакать из огня, а он ее — назад в огонь. Наконец, она превратилась в девицу. И сказала:

— Уже хватит, уже не бросай, уже хватит.

И она стала такой девицей, что другой такой во всем мире не было. И заклятое поместье поднялось наверх. Теперь [ она ] сказала:

— Пойдем к твоему отцу. Если тебе там больше понравится, будем [ жить ] там, а если нет, вернемся сюда, в свое поместье.

Они пришли к отцу, погостили хорошо. Отец уже хотел отдать ему свое состояние, но они не требовали этого, поженились и пошли жить в свое поместье, где и я был на той свадьбе.

Я пил, ел, во рту ничего не имел, по бороде текло. Они напились и стали стрелять из пушек. Так и меня схватили вместе с паклей, сунули в пушку. Как пальнули, так сюда бросили, где и теперь сижу.

 

К 3.1.0.5. + 1.1.3.3. / AT 409А*. Адомас Бертешка, деревня Ожкабаляй, волость Бартнинкай, уезд Вилкавишкис. Зап. Винцас Басанавичюс (1900). BsV XXIII 6.

См. № 109.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.