Эстетика как экономность выразительных средств — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эстетика как экономность выразительных средств

2021-01-29 102
Эстетика как экономность выразительных средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эстетика образа человека достигается благодаря верности вкуса, когда не в области прекрасного, а в области поведения человек светский в самых непредвиденных обстоятельствах мгновенно улавливает, подобно музыканту, какие чувства сейчас надо выразить, с помощью каких движений. И безошибочно выбирает и применяет технические приемы. Кроме того, верность вкуса дает светскому человеку возможность проявлять его, не руководствуясь посторонними соображениями. При полном соблюдении светских условностей человек представляется максимально естественным (отсутствие вульгарности). Экономность выразительных средств, изящная простота создают эффект «заметной незаметности», телепатического слушания и всегда верной интонации.

Вульгарность связана с аффектацией: жеманностью, вычурностью, неестественностью, искусственностью, притворством, неискренностью. На уровне манер – это преувеличенная мимика и жестикуляция, форсированное выражение удивления, ужаса и восторга. Яркие кричащие ткани, дорогие украшения – скрытая неуверенность в себе. Перегруженность костюма деталями без умения соединить в нем самое лучшее. Человек не замечает суммарной несообразности. Одежда плохо на нем сидит, и он скорее «похож на ее пленника, нежели на владельца». Очевидно, что человек стремится произвести выгодное впечатление слишком грубыми и прямыми, общедоступными средствами. У него отсутствует культура дистанции, косвенного опосредованного высказывания, не ощущаются нюансы во взаимоотношениях с людьми, требующие дисциплины чувств и мыслей. Человек не чувствует границ не только в сфере этического, но и в сфере физического (нелады с одеждой и вещами). Сущность вульгарности определяется как недостаток впечатлительности. Впечатлительность позитивна во всех отношениях: в интеллектуальном измерении она дает быстрое понимание, в этическом такт, в эстетическом – способность переживать нюансы прекрасного (2).

 

Вкус как тайная дисциплина

 

Вкус есть культура «сдержанности», преуменьшения, минимализма, тайной дисциплины в проявлении чувств (треугольник – айсберг с его мощной подводной частью). Если человек владеет культурой экономного расходования энергии, он оставляет впечатление приятной «соразмерности» и «адекватности», что вызывает «ощущение скрытой силы, властной тайны его личного обаяния, эротического шарма». В манере ходить – стиль тела, метафора характера. Экономия движений позволяет придать походке благородство и грацию. В социальном плане вульгарность связана с незнанием кода поведения той или иной группы. Знание этого кода сообщает манерам естественность, позволяет чувствовать допустимую меру нарушения.

Фальшивые ноты отвлекают внимание от сочинения своей «мелодии» семантической расплывчатостью, подобной всякому бескультурью. «У такого, оторванного от своей субличностной структуры, индивида всегда две абсолютные истины: одна – скучающая, недостижимая, а другая та, что он содеял, „приближаясь“ к ней» (18, с. 30).

Весь парадокс заключается в том, что элегантный наряд не главное, гораздо важнее сознательное эстетическое жизнетворчество личности, интонация свободы, принцип «быть во всем на высоте». Чем точнее костюм выражает индивидуальность, тем он более комфортен для своего владельца (2, с. 156–158). Процесс художественной объективизации себя – это бесконечные художественные эксперименты, комбинации, «подгонка» емких выразительных средств для того, чтобы нужное эмоциональное состояние раскрылось в движении, звуке, изображении, слове. Сегодня быть модным – это «уметь обнаружить те элементы, которые могут создать целостный образ, внешне и внутренне непротиворечивый» (2, с. 150). Креативность – важное свойство личности для создания своего имиджа, способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

 

Стиль как категория формы

 

К числу художественных универсалий принадлежит понятие стиля. Стиль – способ рационально регулируемого структурирования деятельности, утверждение индивидуальной уникальности, отклонение от стереотипов, эстетический, игровой феномен. Он всегда несет в себе эстетический потенциал. Понятие стиля свидетельствует о существовании устойчивого конструктивного принципа в менталитете любого типа. Раз найденные композиционные и языковые формы, если они адекватны самосознанию той или иной эпохи, стремятся расшириться, распространить свое господство не только на другие виды искусства, но и на все формы деятельности человека. Стиль является видимым знаком единства искусства. Внутренняя природа того или иного стиля уже наделена содержательностью особого качества. Каждая эпоха, опредмечивая себя в стиле, предстает в осуществлении только ей присущей иерархии ценностей. И точно так же, как пунктуальность многоголосия достигается в ансамбле, собирающем его в фокус, личность собирает в фокус все свои становящиеся частичные субъектности, где они приобретают определенность стиля. Оптимальный путь развития выражается стилем жизни – уникальной конфигурацией личностных черт, мотивов и способов адаптации к реальности, характерной для поведения индивида. В основе стиля – осознание себя, своих неповторимых достоинств и недостатков.

Стиль – это категория формы, система внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса: содержанием и формой, идеей и темой, сюжетом, техникой исполнения, колоритом. Он способствует повышению художественного уровня произведения. Это надличностная категория, «определенная форма художественного выражения, узнаваемая через отличительные черты или характеристики» (2, с. 148). Стиль определяется более способом ношения одежды, нежели самой одеждой. Надстилевые решения образа – это метафоры пола (sexy/nonsexy), цивилизации (Восток/Запад), стабильности/развития (статика/динамика), обусловленности или свободы (консервативность/креативность).

В качестве межэпохальной универсалии искусства выступает и эстетическое понятие жанра (6). Формирование жанра связано с кристаллизацией в нем определенных типов сюжета, ритмического строя, композиции. Он сознательно и стихийно подключает каждого творца к сложившейся художественной традиции.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.