Фальстарт «Силэб-III», или смерть Бэрри Кэннона — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Фальстарт «Силэб-III», или смерть Бэрри Кэннона

2021-01-29 62
Фальстарт «Силэб-III», или смерть Бэрри Кэннона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первоначально предполагалось, что новая обсерватория — «Силэб-III» — распахнет свои двери в октябре 1967 года. Она обоснуется неподалеку от порта Сан-Диего в Тихом океане на глубине около ста тридцати метров.

Однако пришел октябрь, за ним ноябрь, декабрь… Акванавты все еще оставались на берегу. Срок начала работы экспедиции заметно отодвинулся.

Первыми ушли на разведку водолазы-дублеры. Им предстояло на себе испытать те условия, какие ожидают обитателей «Силэб-III». Тренировки дублеров начались за год до ранее намеченного времени открытия станции.

Спустя несколько месяцев к испытателям присоединились акванавты — члены экипажа подводной обсерватории.

Местом сборов участников «Силэб-III» был избран Вашингтон. Здесь, на кораблестроительной верфи ВМС США, находились две барокамеры, имеющие сообщение с небольшим закрытым бассейном. Водолазы выходили в воду, а затем возвращались в сухой кубрик барокамеры, все время находясь под одним и тем же давлением.

Эти эксперименты имитировали жизнь в подводном доме на глубине ста пятидесяти метров.

В программу подготовки включены и кратковременные погружения в естественных условиях на стопятиде-сятиметровую глубину. Цель этих опытов — узнать, можно ли ходить к акванавтам в гости. Акванавты во времена «Силэб-II» часто принимали гостей на глубине до восьмидесяти метров.

Сами обитатели обсерватории смогут совершать прогулки на глубине до ста восьмидесяти метров. Такого еще не бывало ни на одной из подводных станций!

Как долго пробудут акванавты под водой? Предполагается, что около двух месяцев.

Обсерватория комфортабельна, а главное, оснащена более надежной аппаратурой.

 

Почти все приборы созданы специально для «Силэб-III». Серийное оборудование, выпускаемое промышленностью, не выдержало испытаний на большой глубине.

Бортовая аппаратура «Силэб-III» испытана в гелиевой среде, сжатой до двадцати восьми атмосфер, забортная, — на глубине 240–250 метров при давлении двадцать пять — двадцать шесть атмосфер.

Одна из главных забот проектировщиков обсерватории — аппараты для очистки дыхательной смеси от вредных газов, скапливающихся в подводном доме. Аппарат с гидроокисью лития, примененный в «Силэб-II», не подходил для новой станции, расположенной на значительно большей глубине.

То же самое относится к приборам, контролирующим состав дыхательной смеси, ее температуру и влажность.

Руководители «Силэб-III» решили, что вся эта аппаратура должна быть полностью автоматической. При подаче газовой смеси учитывается, все ли члены экипажа налицо, бодрствуют они или выполняют другую работу.

И еще одна важная новинка — ручные глубиномеры, действующие на глубинах до четырехсот метров. А раньше акванавты снабжались приборами, хорошо работающими на глубине не больше девяноста метров.

Акванавты получат в свое распоряжение четырехместный лифт и складной домик из прорезиненной ткани — напоминающий тот, в каком жили Робер Стенюи и Джон Линдберг.

«Силэб-III» не смог стартовать ни в шестьдесят седьмом, ни в следующем году. Программа экспедиции заметно усложнилась.

По последним планам, новую подводную станцию предполагалось основать в Тихом океане возле небольшого островка Сан-Клемент, в шестидесяти милях к югу от Лос-Анджелеса, на глубине уже двухсот метров, что еще не удалось никому в мире.

Для «Силэб-III» использовано прежнее помещение «Силэб-II», которое подверглось весьма существенной модернизации. В носу и к корме дома пристроены две новые комнаты.

Для дыхания подается гелиокс, состоящий из 95 частей гелия, 3,5 азота и всего 1,5 кислорода.

Основная цель экспедиции — испытание разнообразного глубоководного оборудования и аппаратуры, разработанных по так называемому проекту «Система спасения больших объектов», включая два многоместных глубоководных лифта для транспортировки акванавтов в подводный дом и обратно и подводную мастерскую, выстроенную на грунте самими акванавтами.

Помимо того, испытываются новые гидротелефоны и костюмы-скафандры с обогревом. Один обогревается горячей водой, подаваемой по шлангам из подводного дома, второй — электричеством, а третий снабжен водяным радиатором, действующим на радиоизотопах.

В экспедиции участвуют пять сменных экипажей, по восьми-девяти человек в каждом, под командованием Скотта Карпентера.

Первый экипаж экзаменует системы жизнеобеспечения и прочую аппаратуру, установленную в подводном доме, ведет физиологические исследования.

Второй экипаж проводит спасательные работы: поднимает со дна моря и отправляет на поверхность многотонные блоки.

Третий строит ремонтную станцию, испытывает рабочие инструменты для клепки, сварки, резки и монтажа конструкций под водой на большой глубине.

Четвертый и пятый экипажи проводят геологические, гидрооптические, гидрофизические, гидроакустические, гидробиологические исследования.

Однако в отличие от экспедиций Жак-Ива Кусто, а также экспедиций социалистических стран американские подводные поселения, организуемые и субсидируемые ВМС США, служат отнюдь не только мирным целям.

«Наши программы океанографических исследований… конкретно и прямо служат военным целям. Мы проводим главным образом те исследования, которые имеют отношение к проблемам, стоящим перед военно-морским флотом», — заявил в своем выступлении по поводу «Силэб-II» один из заместителей военно-морского министра США Болдуин. О том же говорил, выступая перед журналистами, и сам министр военно-морского флота Нитце. Конечная цель описанных экспериментов, по словам морского министра, — «создание боевых систем и оборудования для морского флота».

В семидесятые годы ВМС США намереваются отправить на дно моря целые гарнизоны акванавтов, несущих службу в подводных домах-казармах на глубине около 200 метров или еще глубже, насколько позволят физиологические возможности человека.

В милитаристский цвет окрашены даже сугубо мирные на первый взгляд биологические исследования по программе «Силэб-III»…

В экспедиции вновь участвует Таффи, а за компанию с ним еще один дрессированный дельфин, два морских льва и тюлень.

После долгих отсрочек решено было открыть «Силэб-III» в феврале 1969 года. Станцию опустили на морской грунт. Официальные проводы акванавтов назначили на 18 февраля, через два дня после старта «Тектита». И снова осложнение: обнаружилась утечка синтетического воздуха.

За день перед этим, 17-го, покинув обслуживающее судно «Элк Ривер», спустились под воду инженер-радиоэлектронщик, специалист по подводной связи Бэрри Л. Кэннон, участвовавший в подводной экспедиции «Силэб-II», Роберт Барт, участник двух предыдущих экспедиций, и еще двое акванавтов.

Однако далее неожиданно произошло такое, что повергло в глубокое уныние все экипажи «Силэб».

Что-то стряслось с системой жизнеобеспечения Бэрри Кэннона. Надводные наблюдатели, стоявшие у гидротелевизора, хорошо видели, как Кэннон вдруг начал судорожно хвататься руками за воздушный шланг и, корчась, упал на дно… Его спутники поспешили на выручку. На глубоководном лифте акванавта эвакуировали на поверхность. Но Бэрри Кэннон был уже мертв…

В связи с трагической гибелью Кэннона руководители «Силэб» приняли решение отсрочить открытие экспедиции, пока не будут выяснены конкретные причины смерти акванавта. Станцию подняли на поверхность и отбуксировали к берегу.

«Силэб-I» стоил свыше 200 тысяч долларов, «Преконтинент-три» — 700, «Силэб-II» — около 850 тысяч. В несколько раз дороже — 2,5 миллиона долларов — обошелся «Тектит». Но еще выше стоимость «Силэб-III» — 17 миллионов долларов! После гибели Кэннона на медицинские исследования дополнительно выделили еще 2,5 миллиона долларов.

 

Знакомьтесь: «Немо»!

 

Одним из первых побывал в пучинах моря… Александр Македонский. Сохранилась старинная гравюра, запечатлевшая это событие. Конечно, великий полководец спускался под воду не как простой водолаз, охотник за губками и жемчугом. Путешествие в глубины Александр будто бы совершил в просторной стеклянной бочке, спущенной с корабля на цепях.

Что заинтересовало его в глубинах? Может быть, великий полководец, покоривший полмира, хотел заодно попытаться прибрать к рукам и подводное царство? Или, может быть, он действительно увлекся мореведением?

 

Скорее всего Александр, ценя хитрости в ратном деле, произвел этот спуск под воду с военными целями. Впрочем, эта идея приходила в голову не ему одному. Известно, например, что в войсках персидского царя Ксеркса были специальные подразделения боевых водолазов.

С тех пор прошло больше двух тысячелетий. За это время люди стали гораздо увереннее чувствовать себя в царстве Нептуна. И вот уже в наши дни бельгийский профессор Огюст Пиккар высказал мысль изготавливать глубоководные аппараты из акрилового пластика — искусственного материала, прозрачного как стекло и прочного как сталь. Некоторые виды акрилового пластика выдерживают колоссальную нагрузку. В экспериментах иллюминаторы из пластика без труда выдержали натиск 11000-метровой толщи воды!

Американский инженер Дж. Стэшив, проверив на практике идеи Огюста Пиккара, убедился, что полая сфера, собранная из кусков акрилового пластика, действительно может поспорить со стальными оболочками.

Закончив испытания, американцы приступили к созданию глубоководной станции, получившей название обсерватории «Немо».

Лаборатория, сквозь стены которой можно видеть все происходящее в глубинах, не покидая ее пределов, — мечта всех морских специалистов. Такой и должна стать обсерватория «Немо».

Прозрачная станция будет использована для изучения океана далеко за пределами континентального шельфа. Она сможет работать на глубине до 300 метров. В экипаж ее войдут всего два человека.

Каждые десять суток станция будет всплывать на поверхность, чтобы пополнить запасы энергии, сжатого воздуха, пресной воды, провизии, и вновь отправляться вглубь.

Обсерватория настолько компактна, удобна и легка, что можег летать на самолете. Такая мобильность позволит «Немо» побывать в самых отдаленных уголках Мирового океана.

Достигнув заданной точки погружения, «Немо» встает на якорь и повисает над поверхностью дна.

При помощи лебедки можно легко менять глубину погружения, обходясь без каких-либо гребных винтов и рулей.

Во внутренних покоях «Немо» разместились два комфортабельных откидных кресла, превращающихся в постели для ночного отдыха.

Впрочем, ночь — понятие весьма условное в глубинах. Она наступает «по первому требованию», стоит лишь выключить светильники и забортные прожекторы…

Однако пока еще неизвестно, кто станет первым капитаном «Немо» и когда именно выйдет в море подводная обсерватория с прозрачными стенами.

 

«Бентос-300»

 

В трудный 1921 год, когда океанологи лишь мечтали о планомерном изучении морей и океанов, вышел знаменитый ленинский декрет.

«В целях всестороннего и планомерного исследования северных морей, их островов и побережий, имеющих в настоящее время государственное значение, учредить при Народном комиссариате просвещения Плавучий Морской Научный Институт с отделениями: биологическим, гидрологическим, метеорологическим и геоминералогическим…»

Вот так, невзирая на все лишения, в разоренной интервенцией и войнами стране появилось первое океанографическое учреждение.

На заре Советской власти, в начале двадцатых годов, появились отечественные аппараты для подводных исследований. А через несколько лет, намного опередив зарубежных теоретиков, включая бельгийца Огюста Пиккара, опубликовал свою блестящую статью о «Наибольшей глубине погружения океанской батисферы» Константин Эдуардович Циолковский… Но это уже история. А вот дела наших дней.

Недавно в СССР впервые создан проект самоходной обсерватории для подводных исследований.

Нужно ли объяснять преимущества такой «шагающей» станции!

Новая лаборатория получила название «Бентос-300». «Бентос» на языке океанологов означает — совокупность животных и растений, обитающих на морском дне. Цифра 300 говорит о глубине, на которую опустится подводный дом.

Несколько недель подряд смогут прожить под водой обитатели «Бентоса-300». Экипаж самоходной обсерватории состоит из четырех человек команды, пяти океанологов и врача-физиолога. Для них предусмотрены все удобства: уютные каюты с электрическим отоплением и комфортабельной мебелью, камбуз, радио, несколько подводных телевизоров, надежная система кондиционирования воздуха, горячий душ.

У глубоководного «шагающего» дома имеется двадцать шесть иллюминаторов. Очень много всевозможных приборов: для изучения солености, плотности, температуры, освещенности морской воды, скорости течений, для прослушивания и записи голосов «солистов» морских глубин, для наблюдения за их реакцией на свет, запах, различные приманки. Специальные приборы для наблюдений за свечением моря, исследований рельефа дна и микрорельефа… Аппаратура для фото-и киносъемки и, наконец, оборудование для физиологических и врачебных наблюдений за акванавтами. Снаружи над «Бентосом» возвышается перископ. Этого не было ни у одной из подводных станций. Через перископ можно не только видеть, но и снимать на пленку. Там же, за бортом, ловушка для морских животных. Мрак подводного мира озаряют мощные глубоководные светильники.

В «Бентосе» предусмотрен специальный шлюз — дверь в океан. Через него акванавты смогут отправляться в путешествие по дну. В случае тревоги ученые легко могут покинуть обсерваторию. Короткий сигнал — и рубка всплывает на поверхность моря.

Правда, скорость передвижения подводного дома пока еще невелика — не более одной мили в час. Но пока хватит и этого.

Пройдет немного времени, и «Бентос-300» станет привычной лабораторией, учебной аудиторией для исследователей моря. Принято правительственное решение о постройке этого дома.

 

Бронированный «Кашалот»

 

Подводный дом не только научная обсерватория, но и великолепная мастерская. Опыт акванавтов, живущих под высоким давлением, уже сегодня можно использовать с большой выгодой. Об этом лишний раз свидетельствует история с «Кашалотом».

Водолазный лифт «Кашалот» создан известной американской фирмой «Вестингауз». Бронированный «Кашалот» состоит из двух вполне самостоятельных, отделяемых друг от друга «органов» — комфортабельной корабельной барокамеры и лифта для транспортировки акванавтов на дно моря и обратно.

 

В обществе «Кашалота» можно работать на глубине 600 футов — около 180 метров — в течение целой недели.

После своего рождения «Кашалот» направился на испытания, а затем вместе с командой водолазов, командированных фирмой «Марин контрактинг», участвует в ремонте дамбы крупнейшего в США водохранилища гидростанции Смит-Маунтин на реке Роанок в штате Вирджиния.

Успех «Кашалота» превзошел все ожидания!

Требовалось сменить заградительные щиты. Задание очень сложное. Прежде всего надо было спуститься на глубину шестидесяти метров.

Водолазы в аквалангах разделились на две группы по четыре человека. Рабочая смена каждой четверки длилась две недели подряд, без выходных дней. Потом группы менялись местами.

Выполнив дневное задание, аквалангисты возвращались на поверхность. Их подвозил сюда лифт. Правда, они не могли выходить на открытый воздух, а сразу же направлялись в свою резиденцию — барокамеру, устроенную на борту плавбазы. На следующее утро аквалангисты вновь возвращались под воду.

Не совсем обычно был организован и рабочий день. Пока двое трудились на дне, другая пара в это время ожидала своей очереди, не покидая лифта. Вторая вахта заступала через четыре часа.

Чтобы не замерзнуть, все подводные рабочие одевались в гидрокостюмы, имеющие настоящее водяное отопление от электрических батарей. Все это хозяйство было аккуратно вмонтировано в глубинную одежду подводных рабочих.

Шесть недель потребовалось, чтобы закончить ремонт на Смит-Маунтин. Обычным водолазам удалось бы это сделать лишь за несколько месяцев.

Пожалуй, все же более оригинальна «Пурисима», построенная американской фирмой «Оушн системз».

«Пурисима» удобна и как лифт, и как временное убежище для подводных мастеров, работающих на глубине до ста пятидесяти метров. Корпус этого бронированного коттеджа успешно испытан на глубине триста тридцать метров. «Пурисима» дает людям согреться и восстановить силы, не покидая рабочей площадки.

По форме «Пурисима» напоминает гантель, поставленную вертикально. Верхний этаж — место оператора. Нижний отдан подводным рабочим…

Перед погружением люк в тамбуре, соединяющем обе сферические комнаты, открыт. Давление везде одинаково. Но вот промежуточный люк задраивается, и давление в водолазном отсеке постепенно уравнивается с забортным. Распахивается нижний люк, и подводные рабочие ступают на дно моря.

При возвращении нижний люк запирается, и «Пурисима» быстро поднимается на борт обслуживающего судна. Оператор может сразу же покинуть свое место. Акванавтам же еще предстоит декомпрессия.

Однако эту процедуру необязательно проводить в отсеке «Пурисимы». Водолазы переходят в более удобный «отель» для подводников — в корабельную барокамеру. «Пурисима» с новым экипажем готова отправиться в очередной подводный рейд.

В некоторых случаях к «Пурисиме» добавляется прицеп — еще один стальной шар, в котором поселяется оператор. Тогда оба нижних этажа отдают подводным рабочим-буровикам, нефтяникам, геологам, осмотрщикам подводных нефтепроводов, гидротехникам.

На сегодня в море трудится уже немало таких домиков-гидростатов. Одна из последних моделей — лифт западногерманской фирмы «Драгерверк» в Любеке. Эта станция погружается на полукилометровую глубину.

По мнению Кусто, пятьсот метров — реально достижимая глубина. Но при этом гелий должен быть заменен водородом, ибо на такой глубине «янки-газ», подобно азоту и кислороду, превращается в наркотик.

 

Ныряющий рудник

 

Лет двадцать пять — тридцать назад, чтобы добыть нефть со дна моря, с суши бурили наклонные скважины. Можно было сделать «подкоп» лишь на 300–600 метров от берега. Запустить стальные руки дальше, как правило, не удавалось. Но прошло немного времени, и буровые вышки-небоскребы смело вышли в море. Затем появились плавучие острова. Но нефтяники вскоре убедились, что у буровых на плаву есть своя ахиллесова пята.

Вспомним с детства знакомые истории о погибших кораблях. Какая книжка о морских приключениях обходится без кораблекрушений! Во время сильных бурь шли ко дну десятки судов. Но если гибнут корабли, то каково же приходится тогда в бушующем море плохо управляемым и громоздким буровым платформам!

За последние годы штормы и ураганы на морских нефтепромыслах унесли немало человеческих жизней и причинили материальный ущерб, оцениваемый в сотни миллионов долларов. Только за несколько месяцев 1965 года в США, например, было уничтожено пять плавающих буровых платформ, которые обошлись в сорок пять миллионов долларов.

Одна из самых ужасных катастроф случилась у берегов Англии в Северном море, которое в самое ближайшее время, видимо, станет одним из крупнейших нефтепромыслов в мире. Нефтяной лихорадке, разразившейся здесь, особенно благоприятствовало то, что Северное море довольно мелководно. Глубина его, как правило, менее ста восьмидесяти метров.

Однако в этом нефтяном Эльдорадо людей ждали не только успехи. В сочельник шестьдесят шестого года во время зимнего шторма опрокинулась и затонула буровая платформа «Си Джем» — «Морская драгоценность», принадлежавшая английской фирме «Бритиш петролеум».

 

А это еще одна подводная буровая. Обратите внимание на ее визитную карточку  

 

На помощь терпящим бедствие отправились корабли и вертолеты. Однако спасти удалось лишь немногих. Около двадцати человек — более половины команды — погибли в студеных водах Северного моря…

Гораздо безопаснее, да и дешевле, было бы устроить нефтяной «рудник» на дне морском — тогда ему не страшны никакие штормы и ураганы.

Леон Дэнфор, ученый-гидродинамик, работающий в фирме «Нортрон корпорейшн», предложил проект подводного нефтепромысла будущего. Это целый городок на дне. Он может действовать на самых дальних границах континентального шельфа — дальше на глубине 300–350 метров.

Центр подводного «сити» — дом, напоминающий «Морскую звезду» Кусто, только просторней. У него пять лучей-отсеков. Здесь будут жить буровые мастера и нефтяники. Всего сорок-пятьдесят человек.

Рядом с домом разместятся три огромных буровых ангара, похожих на газгольдеры.

Обитатели подводного «сити» дышат газовой смесью. Давление синтетического воздуха равно давлению окружающей воды. Но акванавтам редко придется покидать свое убежище. Ведь все буровые машины — под крышей, а не в открытом море, как во времена «Преконтинента-три».

В ангарах сухо и тепло. Они соединены с гостиницей и между собой галереями. Поэтому акванавты ходят на работу и возвращаются с нее, даже не замочив ног. Машины сверлят грунт сквозь прорези в палубе ангара. Вот только трубы уложены связками вдоль наружных стен. Все остальное — здесь же, под рукой.

Для транспортировки грузов и перевозки экипажа с поверхности и обратно служит особая канатная дорога с водолазным лифтом. Каждый из ангаров имеет свою дорогу. Колея канатного пути удерживается на буях.

Прежде чем покинуть подводный прииск, акванавты проходят декомпрессию. Салон для декомпрессии открыт в «звезде».

Отправляясь в подводное странствие, акванавты вызывают подводное «такси», в которое они усаживаются, не снимая аквалангов, или подлодку. Лодка подплывает к одному из шлюзов, стыкуется, и акванавты переходят на корабль. Можно отправиться в путешествие на гусеничном вездеходе или в подводных катамаранах.

Подводный «сити», разработанный Леоном Дэнфором — это в то же время и океанографическая станция. Ученые смогут добыть здесь много ценных сведений о жизни моря на больших глубинах.

 

На пороге сверхглубин

 

Не первый день занимается созданием подводных аппаратов Лаборатория морских инженерно-строительных сооружений, расположенная в Порт-Уайниме, в 100 милях к северо-западу от Лос-Анджелеса.

Очень интересны, например, попытки конструкторов построить дома на дне моря и глубоководные аппараты из бетона, стекла и акрила. В экспериментах, которые провели ученые, детали из бетона испытывались под давлением, царствующим на глубине 1000 метров. Они выдерживали и вдвое большие нагрузки, но при дальнейшем погружении покрывались морщинами трещин и разрушались.

Построена модель акриловой обсерватории с прозрачными стенками, которая сможет действовать на глубине до 1800 метров. Уже подписан контракт на постройку обсерватории в натуральную величину. Эта станция пока еще будет необитаемой, управление ведется с корабля по кабелям.

Однако вслед за тем, после испытаний автоматической станции, будет построена жилая обсерватория.

Пока еще не известно точно, какой именно будет эта станция.

Предварительно разработаны три эскизных проекта. В первом случае глубинная станция выглядит наподобие гигантской батисферы, опускаемой под воду на лебедке. У дна она удерживается на якоре.

Во втором варианте подводный дом делается в виде металлического тора. Спуск под воду — по туго натянутому тросу. Перед подъемом на поверхность сбрасывается балласт, как у батискафа, и обсерватория быстро всплывает.

Наконец, подводный дом может быть построен в виде металлического цилиндра с небольшой шарообразной пристройкой. Спуск на дно свободный, без всякой привязи. Для опоры на грунте служит тренога с толстой и широкой «подошвой»…

В одном из самых жарких уголков земного шара — калифорнийской пустыне Мохав — за много миль от моря строится еще более удивительная глубоководная обсерватория.

Внешне она напоминает акриловую станцию «Немо» — такая же прозрачная и круглая, однако стенки ее не синтетические, а… стеклянные.

Стекло очень хрупко. Однако оказалось, что в воде оно приобретает удивительные свойства. Если полый шар из стекла опустить в море, то с каждым дюймом глубины он будет становиться все прочней и прочней.

Специалисты называют это феноменальное явление глубинной закалкой.

Стекло сейчас все больше увлекает конструкторов подводных кораблей и научных станций на дне моря. Первые стеклянные аппараты, правда небольшие, были созданы еще лет пять-шесть назад. Недавно американцы спустили на воду подлодку-малютку из стекла со стенками толщиной девяносто миллиметров. При испытаниях прозрачная субмарина выдержала давление, соответствующее погружению на… двадцать километров!

Подводная обсерватория, строящаяся в пустыне Мохав, может спускаться на глубину шести тысяч метров — раз в двадцать глубже «Немо». Внешне же она будет очень похожа на акриловую обсерваторию, экипаж ее тоже будет состоять из двух человек.

Что и говорить, подводный дом-шар из стекла весьма заманчив. Но, к сожалению, у него есть своя ахиллесова пята. Всякие отверстия для кабелей и механизмов резко снижают прочность его прозрачных стен.

Как же справились с этой трудностью создатели мохавской обсерватории?

Внутри стеклянного домика находится лишь самое необходимое для жизни: баллоны с дыхательной смесью, поглотитель углекислого газа, продукты, пресная вода, а также приемник-передатчик для связи и пульт управления.

Вся остальная аппаратура — снаружи. Это сделало домик более просторным, а самое главное — уменьшило количество опасных «сквозных ран» в стекле.

Стало просторнее. Но каким образом уменьшилось число сальников? Казалось бы, их должно стать еще больше. Ведь за порогом дома оказалось не только обычное забортное оборудование, но и такое, которое по всем правилам должно бы находиться в рубке.

Вне сферы установлены эхолот, механические клешни для сбора образцов, измерители скорости погружения, электродвигатели, источники энергии — аккумуляторы или топливные элементы и некоторые другие приборы.

Как же управлять всеми ими, не имея кабеля?

Очень просто — с помощью света, отвечают конструкторы.

«Световая рука», беспрепятственно проникая сквозь стеклянные стены дома, с помощью фотоэлементов легко включает и выключает необходимые приборы и механизмы.

Там же, за бортом, расположен и источник света, используемый для телемеханического управления обсерваторией.

Один из авторов мохавской станции, инженер Мур, признался:

— Метод управления обсерваторией светом в принципе не нов и не сложен, однако осуществление его на деле связано с множеством трудностей.

Как видно, американцам в конце концов удалось разрешить эти вопросы.

Уже сооружена и прошла испытания на озере Чейн в Калифорнии модель стеклянного домика. Изготовление обсерватории в натуральную величину — дело ближайших дней.

После испытаний на прочность и проверки надежности светового управления обсерватория отправится в научную экспедицию.

Ученые-океанологи получат возможность беспрепятственно обозревать все стороны подводного горизонта.

И еще одна весьма важная подробность. Как полагает Мур, стоимость постройки такой станции едва ли превысит двадцать тысяч долларов.

Первая стеклянная станция еще мало приспособлена для инженерных работ на дне океана, и ее обитатели не смогут выходить за пределы ее прозрачных стен.

Но уже завтра может появиться новое подводное «чудо», способное стремительно планировать в глубокие каньоны, высаживать на океанские плоскогорья подводный десант исследователей, нефтяников и строителей.

Дерзкий проект глубоководного поселения разработан инженером Шен-Д'ге из Бомбея. Подобно орбитальным жилищам будущего, подводная станция Шен-Д'ге монтируется на месте из отдельных элементов — сферических капсул-отсеков диаметром около четырех метров, доставляемых на дно океана в трюмах специальных транспортных подлодок. Цель этого проекта — создать условия для работы людей на глубине трех-четырех, а затем и шести тысяч метров.

Замысел индийского инженера, получивший название «Боттом-Фикс», заинтересовал специалистов-глубоководников США. Уже выбрана монтажная площадка — на одной из вершин Средне-Атлантического хребта.

Однако инженерная мысль идет дальше. Появятся и обитаемые глубинные деревни… встроенные в океанское дно. Предполагается, что такие подводно-подземные убежища будут уже лет через пять.

 

 

Человек-амфибия?

 

Ты обладаешь тем, чем не обладает ни один человек: способностью жить под водой…

А. Беляев

 

Обсерватории на дне моря еще слишком дороги, а хозяйство их очень сложно. Главным инструментом исследований морских глубин был и остается акваланг.

Наш следующий рассказ — о подводных «восходителях» с аквалангом, глубоководниках-асах и отважных экспериментаторах. О тех, кто шаг за шагом, нередко расплачиваясь за это своей жизнью, раздвигал горизонты «соленого континента».

— Акваланг — примитивное средство, недостойное современного уровня науки, — сказал как-то его изобретатель.

Ученые приступили сейчас к осуществлению одной из самых «сумасшедших» идей нашего времени: к созданию человека-амфибии, который в будущем станет хозяином океанских глубин.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.