От средневекового пения к рок-н-роллу — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

От средневекового пения к рок-н-роллу

2021-01-29 40
От средневекового пения к рок-н-роллу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Passagio: голос головной и голос грудной

На протяжении многих веков различали голос головной и грудной. В 1602 году выделяли три вида пения: церковное пение, камерное пение и пение в театре. Джулио Каччини уточняет, что «не следует распылять понимание слова». В 1562 году важность passagio (вокального зажима) подчеркивал педагог по вокалу Джованни Камилло Маффеи из Неаполя. Он даже написал для него правила: полное раскрытие рта, нижнее положение гортани, контроль дыхания, диафрагмы и внутреннего пояса абдоминальных мышц. Такая техника по-прежнему используется в наши дни. Но подлинно великими мастерами, сумевшими извлечь пользу из passagio, были кастраты, физиология которых обеспечивала диапазон как минимум в три октавы.

Различие между грудным и головным голосом понимали еще до рождения оперы. В конце XVI – начале XVII века вместе с оперой появились и голоса солистов, сопровождавшие хор. Но мелодия затмевала голос, и понять слова было невозможно. Солист стал звездой, оттеснив на задний план многоголосое пение, называемое полифоническим мадригалом. В то время и вплоть до наших дней некоторые певческие голоса зачастую импровизировали, добавляя к основной теме личные нотки. Благодаря великолепной технике исполнения певец может позволить себе особые мелизмы. Так именуется совокупность нот, добавленных к главной мелодии, но не изменяющих основной мелодической линии. Обычно при связных звуках, легато, певец, переходя от низких звуков к высоким и от высоких к низким, использует мелодические украшения, к примеру, трель – переливчатый звук, быстрое повторение двух соседних нот.

Грудной голос богат обертонами. Его регистр составляют почти три октавы, начиная от низкого виолончельного до. У певца создается ощущение, что вибрации насквозь пронизывают его тело и прежде всего грудную клетку и резонаторные полости. Грудной голос для глубоких басов может идти от низких звуков (до 1) до высоких (ми 3). Такая техника требует значительного объема легких. Выдох сильный. Голосовые мышцы напряжены так же, как мышцы гортани и шеи. Абдоминальные мышцы в тонусе. С такой механической подготовкой, позволяющей работать в грудном регистре, певец зажат в определенных границах, он не может пойти дальше ми 3. Чтобы взять более высокие ноты, ему придется перейти на головной голос.

Головной голос позволит ему работать в регистре от фа 2 до соль 3. У тенора-альтино голос может дойти до до 5. Грудной голос, головной голос… между этими двумя голосами музыканты захотели создать переходное пространство со смешанным голосом. Более естественный, более мягкий, этот голос никогда не отличался силой. Он расположен в диапазоне между до 2 и до 4.

У женщин, хотя и достаточно редко, грудной голос, используемый также в качестве разговорного голоса, во время пения позволяет спускаться до ре 2 и подниматься до фа 3. Такой голос используется обычно для двух-трех нот. Женщине нет необходимости использовать головной голос, он у нее природный. Поэтому нас удивляет разговорный голос некоторых известных певиц, использующих в речи грудной голос, ибо тот не всегда оказывается приятным, в то время как их певческий голос просто великолепен.

Диапазон большинства наших эстрадных певцов расположен в смешанной голосовой зоне. Смешанный голос придает легкий флер, некую чувственность, особенно в тех случаях, когда певец не может добиться идеальных высоких нот. Но это не ново, трубадуры поступали точно так же. Уже в начале XVII века Адриано Банкьери советовал петь умеренным голосом даже высокие звуки, чтобы стали понятны слова. В сущности, его советы предлагали певцу использовать технику смешанного голоса.

Вибрато – да, тремоло – нет

Вибрато

Что такое вибрато? Используемое оперными и эстрадными певцами, вибрато с частотой от 5 до 7 колебаний в секунду задает ритм певческому голосу. Дрожащий голос, или тремоло, в речи и пении вибрирует с частотой от 3 до 5 колебаний в секунду. Такой голос иногда бывает у пожилых людей. Певческий голос не должен использовать тремоло, это признак отсутствия техники и зрелости голоса, в то время как вибрато – отработанный, требующий усилий прием, позволющий усиливать не только мощность мелодии, но и ее эмоциональный заряд, и обогатить обертоны. Амплитуда вибрато обычно не больше полутона; на слух такая вибрация воспринимается, если она превышает одну четвертую тона. А если амплитуда превысила три четверти тона, голос начинает дрожать.

Как палец скрипача, который воздействут на струну, заставляя ее колебаться с частотой 5–7 раз в секунду, вибрато находится под непосредственным управлением головного мозга. Оно создает вибрационную волну частотой 7 колебаний в секунду, гармонично соединяя энергию выхода, действующего как смычок, с периодическими движениями ротоглоточного аппарата. Вибрато усиливает обертоны, образующиеся на уровне гортани. Оно значительно увеличивает силу голоса, позволяя слышать певца на самых задних рядах концертного зала. Ухо прекрасно воспринимает регулярный поток его волн, сопровождающий мелодию.

Осматриваем вокальный собор

Когда во время вибрато мы осматриваем гортань изнутри и с помощью видеостробоскопии на скорости 2000 кадров в секунду фиксируем процесс формирования звуков, вид голосового собора поистине потрясает. Когда голос ровный, создание ля 3 требует от голосовых складок вибрации со скоростью 440 колебаний в секунду. Следом в путь отправляется вибрато. Его строго контролируемый мерный ритм равен 7 колебаниям в секунду во всем голосовом здании, включая находящиеся в его глубине голосовые складки, создающие волну, семь раз за секунду меняющую тон – на полтона ниже или на полтона выше 440 Гц.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.