Умение быть внимательным к тому, что происходит на сцене — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Умение быть внимательным к тому, что происходит на сцене

2020-10-20 141
Умение быть внимательным к тому, что происходит на сцене 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шаг, который предприняли сотрудники Лаборатории для формирования простейших зрительских умений – это организация мини обсуждений каждого спектакля – «блиц-диалога». Это игры, которые проходят в перерывах между выступлениями ребят и во время монтировок новых декораций. Обсуждения заключаются в том, что ведущие программы предлагают зрителям конкретные вопросы, касающиеся только что просмотренного спектакля: как зовут того или иного персонажа? сколько воздушных шариков было в руках у героини? что ответил такой-то герой на такой-то вопрос? какую песню пели герои? и т.д. На вопросы после первого спектакля ответов, как правило, получается очень мало. Поэтому ведущие программы активно поощряют похвалами и комментариями тех, кто все-таки смог ответить правильно. Ребята мгновенно входят во вкус, и вскоре уже приходится принимать ответы только у тех, кто первыми поднимал руки – так много желающих похвастаться своей наблюдательностью. Но ведь для того, чтобы правильно ответить на вопрос, который ты заранее не знаешь, нужно быть очень внимательным ко ВСЕМУ, что происходит на сцене! И это тоже мгновенно становится интересным, входит постепенно в привычку. К тому же, благодаря поощрению взрослых ведущих, у детей укореняется ощущение, что быть внимательным зрителем – это хорошо.

 

Умение включаться в условную реальность сценического действия

Как уже говорилось выше, одной из особенностей театрального искусства является создание внутри спектакля некой условной реальности, предполагающей свои собственные законы бытия, логику действия персонажей, строение окружающего их пространства. Например, герои пьес А.Н.Островского определенно не умеют летать, а для сказочных персонажей это вполне возможно. Их полеты не вызывают у зрителя никакого удивления – в сказочном мире это вполне обычное явление. А вот Катерина, вздумавшая на самом деле птицей полетать над Волгой – это уже событие, требующее специфического зрительского осмысления.

Создание целостной реальности сценического мира – одна из основных задач режиссера. И зритель должен уметь понять и принять ее законы, зачастую весьма сильно отличающиеся от законов обычной жизни. На первый взгляд, это достаточно просто: стоит только определить для себя, что существует такой придуманный мир, где люди умеют летать – и все в спектакле сразу становится понятным. Однако, как показала практика, этому тоже надо учиться.

Для формирования у ребят этого умения во вступительную беседу обязательно включается упоминание о том, что каждый из сегодняшних спектаклей – это особенная страна, где возможно все, что угодно, а блиц-диалог обязательно содержит вопросы, характеризующие реальность каждого спектакля: «А лететь умеют все жители этой страны или только главные герои?», «А волшебство – это там обычное дело или редкость?», «А какого цвета там небо?», «А умеют ли там камни петь?» и т.д. Постепенно ребята начинают относиться к сценической условности как к естественному обстоятельству. Теперь им становится гораздо легче погрузиться в предложенную реальность, включаясь полностью в происходящее на сцене и не испытывая дискомфорта от непонимания того, что и почему происходит перед их глазами.

 

Умение сопереживать

Случается, что на сцене идет хороший спектакль, актеры – искренни, тема – актуальна. Но зрители, не имея навыка эмоционального включения в творческий процесс, не получают серьезного эстетического впечатления. Это – большая потеря для них. С целью формирования этого умения, в блиц-диалог можно включить вопросы, акцентирующие внимание на возможных эмоциональных переживаниях зрителя: «А в какой момент вам стало ужасно смешно?», «А грустно, одиноко?», «А когда захотелось заплакать?». Возможно, искренние ответы на такие вопросы прозвучат не сразу. Но у ребят появится мысль о том, что такие переживания в принципе возможны во время просмотра спектакля. И следующий зрительский опыт может дать им именно то, о чем они раньше даже не догадывались: искреннее сопереживание герою на сцене, глубокое восприятие эмоциональной атмосферы спектакля.

Однако у проблемы сопереживании есть и еще один аспект. Можно сочувствовать герою спектакля, при этом относясь совершенно равнодушно и невнимательно и исполнителям. Ведущие мероприятия обязательно должны акцентировать внимание участников на том, что на сцене находятся такие же юные актеры, как и сами зрители, которые на собственном опыте знают, как это непросто – выходить на сцену. И все очень нуждаются в понимании и поддержке своих товарищей, сидящих в зрительном зале, – так же, как и они сами в тот момент, когда придет их очередь играть.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.