Зрение Слух Обоняние Вкус Осязание — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Зрение Слух Обоняние Вкус Осязание

2020-10-20 144
Зрение Слух Обоняние Вкус Осязание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

3. Основной принцип данного подхода заключается в следующем: пьеса – это, прежде всего, история, которая может быть простой и сложной. Она может быть страшной, забавной или трогательной. И как всякая хорошая история, она должна иметь завязку, кульминацию и развязку. Именно здесь и пригодится принцип «пяти вопросов»:

 

- Кто они /герои истории/?

- Что они делают?

- Где они находятся?

- Когда происходит действие?

- Почему они это делают?

 

Ответы на некоторые вопросы зрители получают из фабулы истории, что-то – из диалогов артистов, из различных звуков, музыки, декораций, освещения, костюмов. И очень много деталей из манеры актера раскрывать поведение своего персонажа. Игра актера важна для раскрытия сути истории. Все,  что человек думает, знает, говорит или делает, является результатом того, что он видел, слышал, обонял, пробовал, осязал. Таким образом, игра актера на сцене – результат воплощения ощущений, полученных из фабулы пьесы.

 

Чем ярче актеру удастся воссоздать для себя чувства, мысли, желания своего персонажа, тем больше зритель поверит актеру и тем большее удовольствие получит от его игры.

Чем больше актеру удастся вжиться в воображаемые ощущения и действовать соответственно им, чем богаче воображение актера, тем больше будут захвачены зрители и тем интереснее им будет спектакль и персонаж.

Далее я предлагаю вашему вниманию описание упражнений разработанных С. В. Гиппиусом, в основе которых - признанная во всем мире за эталон актерского мастерства – система К. С.Станиславского. Вот уже более сорока лет книга «Актерский тренинг. Гимнастика чувств» остается в числе основных пособий театральных педагогов. Здесь же будут предложены и игры из книги Л. Петерсон и Д. О, Коннор «Дети на сцене».

Упражнения на дыхание.

Насос

 

Стоя. Руки опущены перед собой. Руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Вдох носом в конечной фазе наклона: Закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий. Выдох – ртом. Разогнувшись, не поднимать голову вверх.

 

Мельница

 

Стоя. Руки опущены вниз. На шумном вдохе руки отводятся вправо и возвращаются на выдохе через рот в исходную позицию. Теперь в левую сторону. Количество поворотов кратно 8.

Придумать ситуацию, в которой ритм работы насоса или мельницы менялся в зависимости от типа насоса или мельницы: водяной или воздушный; мощный или слабосильный.

 

4. Упражнения на освобождение мышц.

 

Почему движения, привычные и легко выполнимые в жизни, в театре становятся неудобными и невыразительными? Одна из причин этого – неспособность актёра координировать как новые, так и знакомые ему движения в условиях сцены. Очень важно, чтобы актер стремился сделать свое тело «мудрым», то есть гибким и подвижным, смелым и ловким, послушным и отзывчивым, умным и образованным. На урок надо приходить с мечтой измениться.

Актерская профессия, связана не столько с работой мышц, сколько с душевными усилиями. Выполняя упражнения, необходимо добиваться результатов не за счет многократного повторения одного и того же упражнения, а за счет осознанного подхода к тому, как это упражнение выполняется. Актер не может и не должен одинаково повторять что-то несколько раз подряд. Упражнение, выполняемое актером в четвертый раз без каких-либо новых ощущений – механика. А в актерской профессии важны душевные, а не физические достижения.

Причиной невыразительной игры часто становится «невоспитанное» тело.

Степень творческого совершенства актера определяется тем, насколько успешно эта проблема решается, насколько сознательно актер подходит к процессу творчества, насколько ясно и ярко актер может выразить в жесте, движении мысли и эмоции персонажа.

 

«Растирание»

 

Представьте, что вы находитесь на остановке автобуса – все очень замёрзли. По хлопку нужно начать активно растирать уши, чтобы их согреть и чтобы они стали бардовыми. После переключиться на растирание ладоней (сюда также можно подключить похлопывание ладоней друг о друга в разных ритмах и амплитудах). После растереть предплечья, полностью руки, плечи, грудную клетку, живот. Затем выстроиться в круг – в затылок друг за другом и активно растереть спину впереди стоящему. После опять разойтись и начать растирать бёдра, ягодицы и заднюю часть бедра, затем – лодыжки.

Это упражнение хорошо разогревает и усиливает кровообращение.

Упражнение

 

Попросите всех расслабиться, словно вареные макароны или мокрое белье. Затем попросите детей представить, что они лежат на какой-то очень приятной поверхности, например:в гамаке в удобном кресле

на куче листьев в высокой траве

 

Напряжение по заказу

 

- Запомните порядок напряжений и раскрепощений:

1-й хлопок – ступня левой ноги;

2-й хлопок – кулак правой руки;

3-й хлопок - шея;

4-й хлопок – кулак левой руки;

- Отрепетируйте мысленно эту очередность…Внимание, начали!

- Старайтесь, чтобы по каждому хлопку мгновенно возникали нужные мускульные импульсы: напрягалась ступня – хлопок – ступня расслабляется, а кулак правой руки напрягается; хлопок – кулак расслабляется, напрягается шея…

 

Оправдание поз в движении

 

Ученики ходят по кругу. Сигнал – хлопок в ладоши – обязывает их остановиться, бросить тело в неожиданную для себя позу и оправдать ее. Для каждой позы нужно найти несколько оправданий.

- Нельзя придумывать позу заранее, до сигнала. И еще одно предупреждение. Раньше всего может прийти в голову самое простое, самое удобное оправдание: «я – испугался», например, или «я пугаю брата», «я играю», «я пляшу». Такие банальные оправдания, которыми можно объяснить любую позу, категорически запрещаются. Ищите действие, соответствующее именно этому положению вашего тела, только этому и никакому другому.

- Напрягая и расслабляя мышцы, ищите: «А если руки освободить – куда я смотрю?.. А если голову освободить – что я держу в руках?.. А ноги мои, почему так напряжены?.. Почему я не могу разогнуться?.. Что над моей головой?..» Вот эти ваши мысленные мышечные поиски – главное в упражнении.

 

«Баланс и координация»

 

Стоим на одной ноге. Правой рукой зовём, левой рукой прогоняем, поднятой ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно. По сигналу – прыжком смена опорной ноги.

 

«Сдвинуть воображаемую стенку»

 

Пытаемся сдвинуть огромный воображаемый камень, упершись в него руками и ногой, сохраняя баланс на одной ноге. По сигналу – смена опорной ноги. Пытаемся сдвинуть камень, упершись в него в него правым плечом и левой рукой. По такому принципу можно сконструировать ещё несколько позиций, но все они предполагают баланс на одной ноге и поэтапное увеличение напряжения.

 

Работа со скоростью начинается с обычной ходьбы. Средняя скорость сценической ходьбы – это скорость привычного для нас движения, когда мы не спешим, но и не замедляем шаг специально. Условно назовем её пятой скоростью. От средней – пятой – установим условно четыре скорости на замедление (4,3,2,1) и четыре на ускорение (6,7,8,9). Это вовсе не значит, что скоростей может быть только 9. Условные 9 единиц необходимы для создания у актёра «внутреннего спидометра» движения.

«Батут»

Встать в круг. Представить, что все находятся на огромном батуте. Всем нужно начать прыгать (хорошо при этом использовать ритмичную заводную музыку). Прыжки должны быть разными.

В прыжках поменяться местами в круге, предварительно связавшись глазами с партнёром. Следить за ритмичностью дыхания. Можно использовать фонационный выдох (на {Ф} или на {С}). Характер прыжков: мелкие и быстрые; большие и высокие; пятками достать ягодицы; колени вверх.

 

«Прыгающая тряпочка»

 

Легкими движениями с одной ноги на другую встряхнуть тело;

Не терять пружинящего прыжка.

Продвигаться прыжками по залу в разных направлениях. Добиваться лёгкости в прыжке, внимательно следить за продвижениями партнёров, стараться не сталкиваться с ними, не делать много прыжков, работать разнообразно и аккуратно.

Перейти на ходьбу в разных направлениях. Чаще менять направление движения. Использовать 9 скоростей движения. Пробовать контрастные изменения скорости – от 9-ой к 1-ой, от 1-ой к 9-ой. Переход от 9-ой к 1-ой должен происходить за счёт быстрого, но плавного торможения без рывка и остановки, от 1-ой к 9-ой за счёт плавного, быстрого ускорения.

 

 

«Камень, бревно, собака»

 

Встать напротив педагога стайкой, в свободном положении. По команде начать бег на месте. Педагог может регулировать бега, показывая рукой «выше/ ниже», что означает «быстрее/медленнее». Согласно следующим командам, выполнять определённые действия:

- «камень слева!» - отклониться вправо

- «камень справа!» - отклониться влево

- «камень сверху!» - пригнуться или присесть

- «бревно!» - подпрыгнуть на месте

- «собака!» - повернуться назад и гавкнуть.

Начать со средней скорости, затем увеличить скорость, к концу выполнения

Упражнения - снова замедлить.

 

Компас

Задача: развивать чувство ориентации в пространстве.

 

Участники стоят в круге. Один – ведущий – в центре круга. Ведущему нужно запомнить, кто, где стоит (на определенный счет). После этого ведущий закрывает глаза и вытягивает руки вперед в виде стрелки компаса. Педагог называет имя человека, на которого нужно указать ведущему. Он с закрытыми глазами показывает.

 

Змейка

 

Организованность, рабочая четкость – требования этого упражнения

Ученики идут по комнате змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения.

По знаку педагога ведущий переходит в хвост змейки, а следующий за ним становится новым ведущим.

 

 

Сценическое внимание.

 

Внимание у человека в жизни непроизвольно и непрерывно. У каждого человека внимание бывает различно. В жизни нередко встречаются рассеянные люди с поверхностным и неустойчивым вниманием. Их взгляд мгновенно переходит с одного предмета на другой. Есть люди, которые, наоборот, длительно сосредоточивают свое внимание на одном, интересующем их предмете и с большим трудом переключают его на другие объекты.

Сценическое внимание, как элемент сценического действия, рассматривается не только как противоположность рассеянности, как умение сосредоточиться на заданном объекте, но, прежде всего как активный познавательный процесс, как необходимое условие органического действия, осуществляемого с помощью восприятия / зрение, слух, осязание, вкус, обоняние /.

Будущие актеры должны овладеть умением, сосредотачиваться на чем-то (на объекте) и отключать все мешающее, научиться по своей воле, переносить внимание с предмета на предмет (с объекта на объект). Другими словами – развить у себя управляемое внимание, гибкое и послушное, цепкое и активное. Внимание, способное переключаться в нужный момент с одного объекта на другой.

Мышечная свобода и внимание находятся в тесной зависимости друг от друга. Если мы по-настоящему сосредоточены на каком-то объекте и одновременно отвлечены от других, мы непременно свободны. С другой стороны, отсутствие мышечной свободы не даст нам возможности полностью сосредоточить свое внимание на нужном объекте. Таким образом, внимание и мышечная свобода, тесно переплетаясь, сопровождают процесс сценического действия и являются необходимым условием актерского творчества. Поэтому, упражнения на внимание и мышечную свободу можно объединять.

 

Отвечай!

 

Ученики, один за другим, отвечают хлопком на хлопок педагога, который постоянно меняет темп и силу ударов. Характер хлопков ученика должен точно соответствовать заданному темпу и его постоянному изменению.

- Я как будто спрашиваю вас о чем-то, а вы отвечаете. Отвечайте мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос.

- А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой хлопок, тем тише должен быть ваш. Если я ухожу от спора – наступайте. Если же я наступаю – отступайте тихими хлопками.

 

Мячи и числа

- Кидая мяч, назовите любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мяч, должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и снова кинуть мяч, назвав новое число. Запрещается, когда кидаешь мяч, называть число, следующее по порядку за тем, которым только что откликнулся.

- Семь! – кидает один.

- Восемь! – откликается другой, ловит мяч и кидает его снова.

- Пятнадцать!

- Шестнадцать! – откликается третий.

Это не сразу удается. Когда два числа произносятся одно за другим в быстром темпе, третье число так и норовит соскочить с языка – следующим по порядку. Навык рабочей сосредоточенности поможет ученику сбить эту рефлекторную последовательность.

- Постепенно меняйте темп бросков. Называть число нужно одновременно с броском. Отвечать на число – сразу же, пока мяч летит в воздухе.

 

Пишущая машинка

 

Педагог распределяет между учениками все буквы алфавита /в зависимости от состава группы, некоторым ученикам может быть дана не одна, а две-три буквы/. Затем педагог предлагает какую-нибудь фразу, пословицу, строки из басни или из стихотворения. Например, строки А. Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

Педагог хлопает в ладоши / «нажимает на клавишу буквы»/, ученик отхлопывает свою букву, очередную в слове / «бьет буквой по бумаге»/. Интервал между словами отхлопывают все.

1/ хлопок педагога – клавиша буквы Б;

2/ хлопок одного из учеников – буква Б;

3/ хлопок педагога – клавиша буквы У;

4/ хлопок ученика – буква У; и т. д. – до конца фразы.

В этом упражнении важно, чтобы ученик, повторяя мысленно всю фразу по буквам, вовремя вступил со своим хлопком, не нарушая общего темпа, в котором прохлопывается фраза. Так же надо следить, чтобы хлопки по своей звучности были одинаковы.

Как показывает практика, тексты, «отпечатанные» на такой пишущей машинке, прочно сохраняются в памяти учеников после упражнения, поэтому стоит обратить внимание на содержание того, что именно мы впечатываем в их память.

 

Смотреть – занятие пассивное. Видеть – активное жизненное действие. Видеть – это значит соединить зрение и мысль в одном фокусе, на одном предмете. Говоря о зрительном внимании как об орудии добывания творческого материала, Станиславский писал, что надо по лицу, по взгляду, по тембру голоса уметь различать, что делается с человеком, в каком состоянии он находится, о чем думает. Мы в жизни постоянно пытаемся это делать, но часто ограничиваемся первыми, поверхностными впечатлениями или «судим по себе». Актеру надо тренировать себя в более глубоком проникновении в состояние собеседника. Такая способность – развивается.

 

Рассмотрите предметы

 

Возьмите любой предмет: цветок, лист, часы, ручку...Постарайтесь определить словами, что вам в них нравится…

- На что похоже дерево за окном? Узоры на окне? Облака?

Надо выработать в себе не просто привычку наблюдать, а сделать так, чтобы было невозможно жить и не наблюдать, не впитывать все впечатления, которые дарит человечеству жизнь.

 

Слышать только одного

Задание:

«Одновременно читают вслух два человека. Одни слушают только одного, другие – другого».

Лучше всего, если читаемые тексты будут незнакомы. Помните, что надо не только слушать, но и услышать. А услышать – значит понять, получить представление и непременно увидеть что-то на экране внутреннего зрения.

Настройте волну своего слуха на одного читающего. Второго вы тоже будете слушать, но слышать – только первого.

«Читающие, стоп! Кто из слушателей расскажет подробно и последовательно все, что услышал?»

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.