Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-10-20 | 104 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
О чём писать, на то не наша воля…
Николай Рубцов
Бабушка слегка выпадала из наших рядов. Она всегда хотела, чтобы Дед написал золотые пшеничные поля, голубую речку, чистое небо с белыми облачками, белый пароход…
Время от времени слышался зов:
- Сонька, иди, я небо написал!
А через некоторое время:
- Сонька, уходи, ты ничего не понимаешь!
Растолковать ей, почему он именно так пишет (почему он пишет именно бурное небо) Дед был не в состоянии. Начинал было, но заканчивал неизменным:
- Сонька, ну что ты понимаешь? Ну, ступай себе, ступай…
А мне не больна-а-а-а!
Снова Украина… Снова шум. Мой младший брат, Вовка, опять что-то натворил. Он, вообще, был в детстве парнем отчаянным. Порой только чудом оставался жив. Меня он слушал, но я, видимо, в этот момент где-нибудь гулял с чернобровыми девушками по аллеям бесконечных парков…
Дед говорит Диме, отцу Володи:
- Дима, да ты возьми выпори его, и он сразу всё поймёт.
- Как выпороть?
- Как!! Сними ремень, всыпь как следует один раз, и дело с концом!
Дима с трудом, воздыхая, перегнул сына через колено и… и, помню, Дед рассказывает:
- Он так взял ремень и… просто положил ему на спину, как верёвочку…(Дед показывает, как положил - тюк…) А тот орёт: «А мне не больна-а-а-а!!!». (Дед показывает, как Вовка орёт). Дима смотрит и тихо так говорит: «Кондратий... Петрович… ну что я могу сделать?..»
Дед нет-нет да и вспомнит это… Оторвётся от холста, посмотрит в пространство очень кротко… и скажет:
- Кондратий... Петрович… ну что я могу сделать?..
Не дюже люблю
Я скучаю по этому городку. Там у меня была соседка. Тихая украинская девушка в ситцевом халатике и с грушей в руке. В аккуратной, маленькой (наполненной непередаваемо чудесным запахом фаршированных перцев и компота) квартире. Мечтала стать актрисой. Её мама попросила, чтобы маститый Кондратий Петрович прослушал девочку. Он ведь в прошлом актёр и режиссёр! Дед охотно согласился. Надел пиджак и пошёл…
|
Девушка, мягкая, домашняя, начала читать что-то из современного журнала. Что-то розовое, любовно-социалистическое… Дед нахмурился…
- Это что такое?.. Нет, давай из классики что-нибудь!.. Из Островского, например, ты что знаешь?
Девушка:
- А я классику не дюже люблю...
Дед чуть не поперхнулся… он привстал… и вдруг гаркнул во всю мочь:
- Что?!!.... Ничерта из тебя не выйдет!!!
Хрусталь в сервантах (у соседей) зазвенел… и столько страсти было в этом голосе, столько реальной силы…что у девушки сразу прошло желание играть на сцене. За что её мать потом очень и очень благодарила.
И только бабушка была недовольна. Она пилила:
- Вот дал же Бог голос! Девочку, наверное, напугал до полусмерти. Хорошо, если дурой не останется… Классику ему подавай! А почему нельзя современность? Что в журналах дураки пишут? Все что ли дураки вокруг?.. Ну, пусть дураки… ладно… всё равно послушал бы… ну, пусть плохо… от тебя убудет, что ли? Ну что орать-то как зверь в лесу!.. Меня саму чуть инфаркт не хватил. А, Калька?.. Я с кем разговариваю?
Дед ничего не отвечал, он повторял с негодованием:
- Я классику не дюже люблю! - и уходил к маме на кухню. А она потихоньку наливала ему маленький стаканчик водки, давала котлетку, поглаживала по плечам (покатым, мощным плечам), вытирала усы полотенцем…
- Ничего, папочка, не расстраивайся! Всё хорошо… Вечером Дима придёт, - сядем, посидим… Ну что делать, если она, дура, классику не любит…
Дед обнимал её:
- Веечка… а почему я тебя люблю?..
Мой мальчик
У нас с Дедом была физическая потребность обниматься, в отличие от бабушки. Её любовь проявлялась в делах, обниматься она не умела. У Деда же, кажется, пальцы даже слегка искрились, так необходимы были ему эти объятия. Встретимся мы с ним где-нибудь в коридоре, он обнимет меня своими большими руками, и я замру… Положу голову ему на грудь, а он гладит меня по плечам, по спине и повторяет:
|
- Мальчик… мой мальчик…
Я замираю, и время останавливается… Дед думает о чём-то своём, смотрит в проём двери на начатую картину… Облака на холсте смело намечены. Я тоже смотрю на них…Это как бы - общее созерцание, плюс объятия… А ласки мне, действительно, тогда очень не хватало. Очень…
- Мальчик… мой мальчик…
Деревня мысленная
Еду в метро. Напротив сидит мужчина лет тридцати. Приятные черты лица, и, кажется, он мне очень-очень знаком… Вдруг до меня доходит… он чем-то похож на Деда, и, видимо, вообще на людей пермского края, откуда Дед, да и бабушка, родом. Повернул голову, вижу – о, стоит ещё один постарше… тоже – «из наших» (как говорит один мой приятель, еврей).
Я представил себе… вот, деревня ХIХ века где-то там, под Пермью. Люди все вот такие приятные (одного типа), и, скорее всего, все здесь дальние родственники. (Типичные для своего типа, как говорилось в фильме о Пуаро).
Мы собираемся, советуемся о важных вещах (как у Куросавы в «Семи самураях»), и, если, например, какие-то заезжие разбойники угрожают нам, мы вооружаемся и защищаем свой мир. Здесь жил твой отец, твой дед, твой прадед… В крайнем случае, можно позвать на помощь другую деревню. Или даже две.
А ныне потомки жителей, - представим себе, - какой-то, когда-то существовавшей, деревни рассеяны в мире. Встречаются взглядом в метро, смотрят друг на друга … Странно, какое-то очень знакомое лицо у этого человека. И очень приятное почему-то... Ну да ладно, надо бежать...
«Оць», «почто» и «варнак»
«Оць!». Это слово (возглас) произносили в нашем доме все. И Дед, и бабушка, и прабабушка. Когда видели что-нибудь странное, но положительное. Умилительное. Родом оно (это слово), я думаю, с Урала. «Переводится», как «от!» или «вот!». Или, точнее, - «вот это да!»
Просто в тех местах, на далёкой нашей родине, этот чудесный звук был принят и заменял некоторые другие. Звонкий язык! Звенящий!.. Немножко льдистый.
В воспоминаниях Константина Коровина одна деревенская баба говорила ему, если не ошибаюсь, так:
- Кинстинтин Лисеич, к вам человек пришодцы!
Ей отвечают:
|
- Сколько тебе раз говорить, - не пришодцы, а – пришодши!
-...к вам человек пришодцы…
«Почто». А это слово употреблял исключительно Дед. «Почто так-то?» «Почто парнишку чаем не поите?».
«Варнак». Тоже Дедушкино слово. Старое сибирское. Насколько я понимаю, обозначает – «обалдуй-проказник».
Полёты
Залётная пташечка, горькая кукушечка!
Ты куды, куды летишь, куды Бог тебя несёт?
песня
Я уверен – раньше люди мысленно гуляли в картинах. Поэтому они и заказывали романтические, приятные виды. Морские берега, гроты, скалы. Дамы представляли, что они гуляют (там, внутри картины) под зонтиками. Это был отдых души. Мысленная прогулка, уводящая от суеты дня…
Дед же, я уверен, не гулял. Он летал. (Хотя лично и не знал Маленького Принца). Он улетал в своё собственное (собственноручное) небо, и летел на родину, в свою деревню, в детство… Отсюда такая, странно высокая, точка зрения. А это взгляд человека летящего. Летящего на такой высоте, чтобы можно было не спеша... - фью-фью-фью - облететь всю деревню, рассмотреть дома, людей, храмы… заглянуть в окна…
А когда он возвращался обратно, то подолгу сидел у противоположной стены, смотрел… Хотя, думаю, полностью он никогда не возвращался. Он был и здесь – с кистью в руке, и одновременно там, в картине… Он смотрел и думал… Одновременно - как человек вспоминающий, и как художник.
Художник перед холстом ведь думает не умом и не сердцем, а чем-то другим… Чем? Талантом?.. Никому этого не понять. Это тайна...
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!