Понятие личности и её характеристика в педагогике. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие личности и её характеристика в педагогике.

2020-10-20 164
Понятие личности и её характеристика в педагогике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие личности как педагогическая проблема.

а) В чём сущность понятий: личность, её развитие и формирование.

Вспомним, что предметом исследования педагогики, и основной целью (идеалом) современного воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности. Поэтому важно знать, что же такое личность как предмет воспитания, как происходит её развитие и её факторы, влияющие на это развитие, нужно учитывать в процессе её формирования. Эти вопросы важны для практической воспитательной работы учителя.

  Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека. В этом смысле данное понятие характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно.  

б) По каким критериям судят об уровне личностного развития человека.

Поскольку личностные качества и свойства формируются прижизненно, то у одного человека они могут быть более развитыми, у другого менее развитыми. По каким же критериям судят о мере личностного развития человека?

Психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что человек становится личностью, когда приобретает способность управлять собственным поведением (что так или иначе отмечается уже с 3-х - летнего возраста). В дальнейшем, в качестве критериев личностного развития человека выступают:

1. Разумность его поведения, ответственность, умение пользоваться свободой, социальная активность, требовательность к себе;

2. положительная направленность и прочность его общественных и нравственных взглядов и убеждений;

3. Психическая зрелость и юридическая способность отвечать за совершаемые действия и поступки (психически нездоровый человек, который не может отвечать за своё поведение- не есть личность.

в) Как трактуется проблема развития личности представителями преформистских взглядов?

Существует два основных методологических подхода в вопросе об источниках и факторах развития личности:           

 1.) идеалистически - реформистский от лат. - зарание образую.

 2.) научно-материалистический.

В преформизме как методологическом течении о развитии человека существует два направления: теологическое и биологизаторское.

Многие философы, педагоги и психологи перенесли этот закон на социальное и духовное т. е. на личностное развитие человека. Французский социолог Ш. Летурно (1831-1902гг) считал, что нравственность человека носит врождённый характер и различные моральные пороки людей (воровство, агрессивность, пьянство и т.д.) представляют собой явление биологического атавизма. Человек, по его мнению, постоянно находится во власти «психических остатков» прошлого, и воспитание, якобы, бессильно что – либо здесь изменить.

                                    2. Сущность социализации и ее стадии.

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализации». Этот термин широко используется в педагогике.

В традициях школы американских социологов слово социализация раскрывается через понятие адаптация. Являясь одним из центральных понятий биологии, оно означает «приспособление организмов к условиям среды». Это понятие «прижилось» и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникло понятие «социальная адаптация», результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям. С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Гуманистическая психология (А.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и др.) рассматривает социализацию как процесс самоактуализации «Я-концепции», то есть «Я как система взглядов». Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет больше отдается первому.

  Эти подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Это объясняется тем, что многими практиками не осознан двусторонний характер социализации.

   Итак, смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

   Социализация – процесс не единовременный. Человек живёт в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается в новые виды деятельности, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течении своей жизни усваивает новый социальный опыт, воспроизводит новые социальные отношения, определенным образом влияя на своё окружение. Таким образом, социализация – процесс непрерывный, длящийся в течении всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определённых задач. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она осуществляется более продуктивно в трудовой деятельности.

            3.Воспитание и формирование личности.

В отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, школьное, религиозное воспитание), оно выступает своеобразными механизмами управления социализацией.

Воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей, своя степень свободы и ответственности личности.

  Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало. А.В.Мудрик условно выделил 3 группы задач для каждого этапа социализации:

1.Естественно – культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

2.Социально – культурные задачи (познавательные, морально – нравственные, ценностно -смысловые) специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональном и ближайшим окружением человека.

3. Социально – психологические задачи вызваны становлением самосознание личности, её самоопределением, самоутверждением и на каждом возрастном этапе имеют свои способы решения.

В процессе воспитания как целенаправленной социализации перечисленные задачи появляются как ответ на кризисы, возникающие в жизни и деятельности детей и взрослых. Кризисы проявляются как обострение ряда противоречий развития личности.

  Формирование личности – это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. Формировать – означает «придавать определенную форму, законченность».

                 4. Роль обучения в развитии личности.

Под обучением понимается не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способы осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере 3 точки зрения на соотношение обучения и развития.

1) Наиболее распространенное в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса, но обучение как бы «подстраивается» под созреванием мозга. Итак, обучение понимается как использование возможностей, возникающих в процессе развития.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.