Учитель как субъект педагогической деятельности. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Учитель как субъект педагогической деятельности.

2020-10-20 131
Учитель как субъект педагогической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У учителя в школе очень много дел: он учит детей всему, что знает и умеет сам, организуя школьную жизнь своих воспитанников, закладывая интеллектуально-нравственный потенциал будущего нашей страны. Он делает всё потому что обучен профессионально, компетентно осуществлять педагогическую деятельность, т.е. решать многочисленные и сложные педагогические задачи. То, как педагог будет решать свои задачи, какие решения принимать, насколько эти решения будут правильными, а педагогическая деятельность эффективна, зависит, прежде всего, от того, как формулирует педагог цели своей профессиональной деятельности, что считает приоритетным в своей профессии, каков он сам как личность, как субъект педагогической деятельности.

Социальная позиция педагога базируется на системе взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, сформированных у выпускника общеобразовательной школы, намеревающегося посвятить себя учительской профессии. Одним из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих ей целостность и готовность к деятельности, является профессионально-ценностная ориентация. Она может быть охарактеризована как избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, формирующееся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет, какой бы то ни было, прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, чётко осознавая свои действия, не всегда может подробно объяснить их мотивы, почему он нередко поступает вопреки здравому смыслу и логике. Никакой психоанализ не может выявить источники активности педагога в сложившейся ситуации, если он сам объясняет своё решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающим среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер. Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Каждая из этих позиций может давать положитель­ный и отрицательный эффект в зависимости от лич­ности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрыва­ние ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, по­давление его инициативы и т.п. Одни педагоги счита­ют: «Учителем надо родиться». Другие (А.С. Макарен­ко), напротив, утверждали, что в педагогической дея­тельности главное не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации».

Как разобраться, кто из них прав?

 В научных источниках принято считать, что педагогический талант – это высшая степень способностей личности, обеспечивающих возможность наиболее успешного, творческого выполнения педагогической деятельности. Как видно. Ключевое слово здесь – способность. Точно также установим, что понятие «педагогическая квалификация» означает подготовленность индивида к педагогической деятельности, т.е. наличие у него специальных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления этой деятельности. Здесь ключевым словом является «подготовленность». Сравнивая эти понятия, приходим к выводу, что способность личности, как индивидуальную её особенность. Являющуюся условием успешного выполнения учительской работы. Невозможно свести к пресловутым ЗУНам, то есть таланту научить нельзя.

Очевидно, прекрасным педагогом может стать тот, чей педагогический талант будет дополнен специальным педагогическим образованием и получит развитие в практической педагогической деятельности. Настоящим педагогом моет и не стать тот, что полагается только на свой педагогический талант или только на полученное им педагогическое образование. Типичные ролевые позиции педагога по Л.Б. Ительсону.

1. Информатор если педагог ограничивается сообщением требований, норм, воззрений, и т.д. (например надо быть честными)

2. Вдохновитель – если педагог стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.

3. Проситель – если педагог упрашивает воспитанника быть таким «как надо», опускаясь, порой до самоунижения, лести.

4. Друг, если он стремится проникнуть в душу ребенка.

5. Диктатор, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников.

6. Советчик, если он использует острожное уговаривание.

Подготовка к учительской деятельности.

Сложность работы учителя требует основательной его подготовки. Подготовка учителей в нашей стране осуществляется в педагогических высших и средних специальных учебных заведениях. Высшее педагогическое образование получают студенты педагогических институтов и государственных университетов, среднее педагогическое образование дают педагогические училища. В педагогических институтах студенты в течении четырёх или пятилетнего срока обучения изучают общественные науки (философию, экономику, историю), обширный цикл психолого-педагогических дисциплин (введение в педагогику, историю педагогики), цикл общеобразовательных и специальных предметов.

Психологи выделяют следующие свойства субъектности педагога:

- психофизиологические (индивидные) свойства субъ­екта (задатки), выступающие как предпосылки осу­ществления им своей профессиональной роли;

- способности;

- направленность и другие личностные свойства;

- профессионально-педагогические и предметные зна­ния и умения.

Одно из принципиальных положений педагогики со­стоит в том, что интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность форми­руется личностью. В данном случае яркая, неординар­ная, привлекательная личность учителя выступает важ­нейшим условием и средством достижения успеха в воспитательной и образовательной деятельности. Важ­нейшим из требований, предъявляемых к педагогу-про­фессионалу, является чёткость его социально-профес­сиональной позиции, в которой он выражает себя в качестве субъекта педагогической деятельности.

Под позицией педагога мы понимаем систему тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются ис­точником его активности. С одной стороны, она оп­ределяется требованиями, ожиданиями и возможнос­тями, предъявляемыми и предоставляемыми ему об­ществом. А с другой стороны, необходимо учитывать действие внутренних источников активности личнос­ти педагога — его влечения, переживания, мотивы, цели, ценностные ориентации, мировоззрение и иде­алы. Другими словами, в позиции педагога проявля­ется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Позицию педагога в этой связи можно трактовать как совокуп­ность и взаимодействие двух её составляющих — со­циальной и профессиональной.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.