Маркетинг в машиностроительном производстве, оценка технического уровня и выбор стратегии развития производства — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Маркетинг в машиностроительном производстве, оценка технического уровня и выбор стратегии развития производства

2020-10-20 120
Маркетинг в машиностроительном производстве, оценка технического уровня и выбор стратегии развития производства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Маркетинг (от англ. market — рынок) — это рыночная кон­цепция управления производственной, сбытовой и научно-тех­нической деятельностью завода. При решении вопросов разви­тия производства, его технического перевооружения и реконст­рукции особенно важно правильно определить перспективные объекты производства, потребность рынка в этих объектах как в ближайшее время, так и на значительную перспективу.

Основное направление маркетингового подхода к управле­нию научно-технической, производственной и сбытовой дея­тельностью предприятия заключается в производстве того, что продается, а не в продаже того, что производится. Этот прин­цип предопределяет создание ПС, способных гибко реагиро­вать на изменение спроса как по количеству изготавливаемых изделий, так и по их качеству и номенклатуре. При этом при­ходится решать, казалось бы, взаимоисключающие задачи: по­вышать гибкость производства, быстро менять выпускаемые модели в соответствии с запросами потребителя, оперативно внедрять новое оборудование и технологию в производство и при этом иметь минимальные запасы деталей, узлов, комплек­тующих изделий и готовой продукции на складах, постоянно повышать качество изделий при снижении издержек производ­ства.

Для маркетинга характерны следующие основные положения:

всестороннее исследование рынка и экономической конъюнк­туры;

анализ производственных и сбытовых возможностей пред­приятия;

сегментация рынка;

гибкое реагирование производства на требования активного и потенциального спроса;

инновация;

планирование.

В ходе всестороннего исследования рынка и экономической конъ­юнктуры анализируют емкость рынка; систему ценообразования и ценовую динамику; потребительские свойства товаров, спо­собных составить конкуренцию; особенности построения и ме­тоды работы фирм-партнеров; каналы сбыта; специфику ком­мерческой работы и т. д.

При анализе производственных и сбытовых возможностей пред­приятия проводят ревизии ассортимента выпускаемой продук­ции в целях выявления его конкурентоспособности, оценивают производственные мощности предприятия, его технический уро­вень, финансовые возможности, квалификацию кадров, условия формирования и деятельности коммерческих служб. Основной целью данных исследований является определение стратегии и тактики последующей деятельности предприятия для успешной конкурентной борьбы на рынке.

Сегментация рынка состоит в выявлении сегмента рынка, т. е. конкрентной группы потребителей, работая на которых можно в наибольшей степени использовать производственные возмож­ности имеющегося оборудования и достичь преимуществ в срав­нении с предприятиями и фирмами — конкурентами. Помимо сегментации рынка по группам потребителей можно проводить сегментацию и по изделиям, анализируя, какие именно пара­метры того или иного изделия могут быть привлекательны для потребителя и насколько предполагаемые конкуренты уже поза­ботились об этом.

Гибкое реагирование производства на требования активного и потенциального спроса предполагает быструю адаптацию и мо­бильность производственной системы, коммерческих служб пред­приятия к изменению требований рынка и конкретных запро­сов потребителей. Принцип адаптации требует ориентации про­изводства на дифференциацию и индивидуализацию выпускаемой продукции, постоянного ее обновления, а следовательно, посто­янного технического перевооружения производства на базе ГПС.

Инновация подразумевает постоянное совершенствование и обновление выпускаемой продукции, разработку новых техно­логий и направлений научно-исследовательских и конструктор­ских работ, введение новаций в рекламную и коммерческую де­ятельность.

Планирование как принцип маркетинговой деятельности пред­полагает разработку производственно-сбытовых маркетинговых программ для реализации целей, возникающих перед фирмой в результате всестороннего анализа рынка и конъюнктурных про­гнозов. Принцип планирования никак не противоречит прин­ципу адаптации, а является его логическим дополнением.

Рассмотрение основных положений маркетинга показывает, что только комплексный подход ко всем аспектам производствен­но-сбытовой деятельности предприятия может обеспечить успеш­ную деятельность на рынке. При этом очень важна оценка тех­нического уровня производства и постоянная работа по его по­вышению.

Оценка технического уровня механосборочного производства предполагает исследование по следующим направлениям:

анализ номенклатуры деталей, определение типа производ­ства и структуры станкоемкости и трудоемкости;

анализ уровня ТП;

анализ парка оборудования и производственных возможнос­тей цехов и участков механической обработки и сборки;

анализ организационной структуры производства;

выявление проблемных вопросов и узких мест в производ­стве;

анализ уровня ТПП.

Оценка технического уровня действующего производства свя­зана с большим объемом аналитической работы, поэтому ее про­водят перед началом проектных работ по техническому перево­оружению или реконструкции производства в связи с переходом на выпуск новых, более перспективных изделий или при суще­ственных изменениях объема выпуска.

Анализ номенклатуры деталей, структуры станкоемкости и определение типа производства — наиболее ответственный и тру­доемкий этап работ по исследованию производства. От качества его проведения зависит направление дальнейшего совершенство­вания механообрабатывающего производства. В ходе этого ана­лиза для каждой детали указывают годовой выпуск, станкоемкость обработки на станках каждого вида (токарных, фрезер­ных, шлифовальных и т. д.), трудоемкость ручных (слесарных) и других (окрасочных, термических) операций, а также суммар­ные затраты времени на изготовление одной детали и годового объема выпуска. Аналогичные данные получают при анализе но­менклатуры собираемых изделий и трудоемкости выполнения основных операций сборки и испытания. Дополнительно при­водят данные, отражающие номенклатуру деталей и изделий, их габаритные размеры или массу, наибольшие точностные пара­метры (квалитет, шероховатость), материал. Для выявления удель­ного веса деталей разных конструктивно-технологических групп проводят предварительное группирование деталей желательно в соответствии с классификатором ЕСКД.

На основе данного анализа определяют долю деталей и из­делий в процентах от общей номенклатуры, а также от суммар­ной годовой станкоемкости и трудоемкости механической обра­ботки и сборки изделий по следующим основным параметрам: видам работ, точностным параметрам, материалам, видам заго­товок, габаритным размерам или массе, конструктивным при­знакам (тела вращения с отношением L / D ≤ 2, 2 < L / D < 10, L / D ≤ 10; плоские детали; корпусные детали и т. п.), серийности выпуска (единичное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое производство). Результаты анализа оформляют в виде таблиц и диаграмм.

Анализ уровня ТП включает в себя выявление структуры ТП и уровня технологического оснащения, применения сма­зочно-охлаждающих жидкостей и систем кодирования деталей с использованием конструкторских и технологических класси­фикаторов. В ходе этого анализа устанавливают общее число разработанных ТП (маршрутных, операционных, маршрутно­операционных), число типовых и групповых ТП с оценкой ко­личества охваченных ими деталей. Далее определяют общее ко­личество используемых приспособлений, в том числе универ­сальных, специальных, групповых, универсально-сборных. Важным для анализа уровня ТП является анализ применяемо­го режущего инструмента с выявлением общего количества и удельного веса инструмента: стандартного, специального, сбор­ного, с износостойкими покрытиями, твердосплавного, осна­щенного сверхтвердым материалом, минералокерамического, аб­разивного и др. Аналогичный анализ проводят по вспомога­тельному и измерительному инструменту; выявляют общее количество и удельный вес применяемых видов охлаждающих жидкостей и используемые при этом способы снабжения ими станков.

Автоматизация технологической подготовки требует опреде­ленной формализации исходной информации, поэтому важно проанализировать применяемые системы кодирования инфор­мации о деталях, установить соответствие их ЕСКД и ЕСТПП.

Анализ парка оборудования и производственных возможнос­тей цехов и участков предполагает выявление технологической и возрастной структур парка оборудования, удельного веса прогрессивного оборудования, планового объема работ, производ­ственной мощности участков цехов, дефицита и излишков обо­рудования и рабочих. В ходе этого анализа определяют общее количество оборудования и структуру станочного парка, т. е. удельный вес станков определенного вида (токарных, сверлиль­но-расточных, фрезерных, зубообрабатывающих, шлифовальных и т. д.). При этом устанавливают и возрастной состав оборудо­вания (до 5 лет, 5—10 лет, 10—20 лет, свыше 20 лет). Важной характеристикой станочного парка является удельный вес про­грессивного оборудования, к которому относят станки с ЧПУ, автоматы и полуавтоматы, ГПМ, робототехнические комплексы, агрегатные, специальные и прецизионные станки. Важными па­раметрами, характеризующими эффективность использования оборудования и его потенциальные возможности, являются ко­эффициенты сменности оборудования по видам и коэффициен­ты его загрузки.

Анализ загрузки оборудования и численности работающих позволяет оценить эффективность его использования и наличие свободных мощностей. Как правило, структура станкоемкости выпускаемых изделий по видам работ должна соответствовать структуре станочного парка (с учетом сменности работы стан­ков). Несоответствие указанных структур приводит к перегрузке одних станков и недоиспользованию других.

Поэтому в ходе анализа номенклатуры выпускаемых, а осо­бенно перспективных изделий сопоставление структуры трудо­емкости изготовления изделий по видам работ со структурой име­ющегося станочного парка позволяет сделать вывод о масшта­бах технического перевооружения (реконструкции) производства или о нецелесообразности проведения указанных работ на рас­сматриваемом заводе, о поиске других объектов для инвестиро­вания или о проектировании и создании нового производства.

Выявление проблемных вопросов и узких мест в механосбо­рочном производстве связано с определением наиболее загру­женных видов оборудования, установлением групп деталей и опе­раций, которые лимитируют и сдерживают весь производствен­ный процесс, нарушают ритмичность работы цехов. При этом выявляют также операции с тяжелым, монотонным ручным тру­дом и вредными условиями работы. Решению этих вопросов в первую очередь должны способствовать предполагаемые проект­ные работы.

Анализ уровня ТПП включает в себя определение производ­ственных возможностей цехов подготовки производства по изго­товлению СТО, а также оценку производственных возможностей технологических служб отдела главного технолога и цеховых тех­нологических бюро по разработке технологической документации, управляющих программ для станков с ЧПУ, конструкторской до­кументации на СТО. При этом устанавливают численный состав технологов и конструкторов, количество разрабатываемых ТП, СТО и управляющих программ, наличие технических средств и про­граммного обеспечения автоматизации ТПП.

Результаты анализа технического уровня производства оформ­ляют в виде таблиц и диаграмм и вместе с краткой пояснитель­ной запиской составляют альбом обследования предприятия. Аль­бом утверждает руководство предприятия-изготовителя и пред­приятия (фирмы), проводящего обследования, после чего альбом становится основой для выбора стратегии развития производ­ства, определения путей и направлений его совершенство­вания.

Выбор стратегии развития производства базируется на про­водимых маркетинговых исследованиях, связан с определением объекта производства, объема выпуска, оценкой существующих возможностей предприятия и предполагает решение вопроса о выборе вариантов технического перевооружения производства на существующих площадях, реконструкции основных цехов про­изводства, строительства нового предприятия или расширения существующего на новых площадях.

Техническое перевооружение связано с применением новых технологий, заменой части оборудования, изменением состава участков и линий, планов их расположения, совершенствовани­ем организационной структуры, а также с проведением работ по механизации и автоматизации производства.

Реконструкция производства дополнительно предусматрива­ет расширение действующих цехов путем строительства допол­нительных пролетов к существующим цехам, возведение новых производственных зданий на месте старых или на свободных площадях.

Новое строительство связано с большим объемом проектных и строительно-монтажных работ, требует больших инвестиций, а поэтому данный вариант нуждается в наиболее глубоком и полном технико-экономическом обосновании.

Выбор того или иного варианта прежде всего зависит от тех­нического уровня действующего производства, от того, в какой мере действующие технологические и производственные процессы могут быть эффективно использованы при производстве новых изделий в требуемом объеме. Следует иметь в виду, что наибо­лее быструю отдачу и окупаемость вложенных средств получают при техническом перевооружении и реконструкции производ­ства. Практика показывает, что средства, затраченные на рекон­струкцию производства, окупаются в три раза быстрее, чем на новое строительство. Техническое перевооружение может обес­печить еще более быструю отдачу вложенных средств.

Выбор стратегии развития производства требует глубокого тех­нико-экономического обоснования и в проектной практике оформляется как задание на проектирование.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.