Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-10-20 | 255 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Одному своему ученику, члену старого Теософского общества Рудольф Штайнер давал как материал для медитаций маленькое сочинение Е. П. Блаватской «Голос Безмолвия»:
«...так что в первые 14 дней давайте присутствовать в поле сознания двум первым положениям этого сочинения. Я подразумеваю (опуская самое первое) следующие:
Кто хочет понять глас Духа вне самого себя,
тот должен сперва пережить сущность собственного духа –
Если ищущий больше не хочет внимать единственно
миру внешних чувств, он должен искать Того, Кто
сотворил этот мир, он должен жить в мыслях,
которые делают мир внешних чувств миром видимости.
Дело не в том, чтобы отвлеченно размышлять относительно этих положений, но в том, чтобы пару минут жить с ними. Для этого надо, прежде всего, так усвоить их содержание, чтобы его можно было обозреть единым духовным взором, духовно поставить его перед собой и, не фантазируя над ним, предаться ему и дать ему воздействовать на себя. Ибо медитация становится плодотворной только благодаря тому, что в полном покое дают вливаться в себя подлежащим медитированию мыслям».
(Письмо от 14 апреля 1904 г.).
«..Я прошу Вас еще и в ближайшие недели медитировать над теми частями «Голоса», которые предшествуют семи голосам. В ближайшие дни я напишу интерпретацию этих семи голосов, и тогда Вы получите первый экземпляр этой интерпретации».
(Письмо от 14 мая 1904 г.).
«...Верное настроение - это терпение... Настроение ожидания ускоряет наши шаги.
Вы полагаете, что если в медитации повторяются слова, которые разумеются сами собой, это бесполезно. Однако это не так. Если бы дело касалось знания, тогда это было бы бесполезно. Но дело как раз в том, чтобы все снова и снова переживать через себя самого, чем надо быть и что надо самостоятельно сделать из себя. Ближайшее об этом Вы найдете в тех дополнениях к «Голосу Безмолвия», которые я обещал Вам и которые прилагаю сегодня к письму Вам».
|
(Письмо от 11 августа 1904 г.).
Следующие «дополнения» относятся к началу «Голоса Безмолвия» Е. П. Блаватской в использованном Рудольфом Штайнером и воспроизводимом в конце «Толкований» переводе, который в рукописи неизвестного лица находится при рукописи толкований Рудольфа Штайнера. Этот перевод сильно отличается от перевода Франца Гартмана. Можно предположить, что использованный перевод появился в связи с толкованиями Рудольфа Штайнера.
В первом положении «Голоса Безмолвия» говорится о низших душевных силах («сиддхи» или «иддхи»). И указывается на опасности со стороны этих душевных сил. Прежде всего я хотел бы заметить, что как раз это малое по объему произведение «Голос Безмолвия» предназначение служить материалом для медитаций. Оно написано полностью исходя из оккультного знания. А оккультное знание есть живое знание, то есть оно действует как сила на всего человека, если он, медитируя, пронизывает себя им. Но как я уже говорил, дело при этом заключается не в рассудочном восприятии и расчленении этого знания, а в полной отдаче себя ему. Только тот, кому удается на краткое время совершенно освободить поле сознания от всех впечатлений повседневности и преисполнить себя на это время мыслями медитации, получает плод медитации.
Я хотел бы указать тут на то, что как оккультное знание лежит в основе «Голоса Безмолвия». Но я должен определенно заметить, что речь идет не о том, чтобы в моменты медитации рассудочно вкладывать такое знание в положения «Голоса Безмолвия», но о том, чтобы усвоить это знание во время, лежащее за пределами медитации. Тогда оно становится составной частью нашей души и действует в нас, хотя мы и не разбираем его в пространных мыслях во время медитации.
|
Все действительно оккультные положения покоятся на познании мирового развития и написаны, исходя из того знания, которое рассматривает человека в созвучии с единой Всежизнью, которая проявляет себя во все новых и новых формах. Человек же сам должен познать себя как одну из этих форм. Он должен научиться сознавать, что процессы развития далекого прошлого влились в его существо и что сам он составляет переходную форму к более высоким состояниям.
Такой, каков он теперь, человек состоит из ряда тел - физического, астрального, низшего духовного, высшего духовного тела. И еще более высокие тела пока только намечены в нем. Человек тем более понимает себя, когда он знает, что не все названные тела развились до одной и той же ступени совершенства, что хотя, например, астральное тело, как таковое, и стоит выше физического тела, теперешнее астральное тело человека стоит ниже, чем его физическое тело. Надо различать между совершенством в своем роде и совершенством как таковым.
Физическое тело человека в своем роде достигло теперь определенной степени совершенства, и оно станет полностью совершенным, когда теперешняя, так называемая «рунда» нашей Земли, придет к своему концу. Астральное же тело находится сегодня пока еще на более низкой ступени совершенства - и лишь в пятой рунде оно продвинется в своем развитии настолько же далеко, как на свой лад продвинулось уже теперь физическое тело. Еще далее позади в своем роде находятся более высокие тела. Поэтому можно сказать: человеку надо еще много работать над собой для того, чтобы его более высокие тела стали организованы, усовершенствованы так же, как его физическое тело. По существу, человек нынче не может столь же сильно повредить своей физической организации, как своим более высоким телам. Конечно, можно повредить также и свою физическую организацию; но вредить более высоким телам - означает еще нечто совсем иное. Ибо эти более высокие тела находятся еще в своего рода эмбриональном состоянии, и воздействуя на них, мы воздействуем на зачатки, а не на органы, которые до известной степени достигли их законченной формы в царстве природы. Как мы мыслим, как мы ощущаем, чувствуем и желаем, так и организуем мы наши более высокие тела. Мы делаем это подобно тому, как в давно прошедшие времена силы природы, когда из более низких образований они формировали наши физические органы - наши легкие, сердце, глаза, уши и т. д. Как продолжателей дела природы, но на более высоких планах (уровнях), должны мы рассматривать себя. Для того, чтобы мы направляли наши мысли, желания, ощущения, чувствования так, чтобы мы сами организовывали наши более высокие тела подобно тому, как природа организовала наше физическое тело, - для этого и существуют такие руководства как «Голос Безмолвия». И мы приводим себя в верное направление развития, когда в медитации даем воздействовать на себя таким положениям. Ибо эти положения суть как раз те духовные природные силы, которые ведут нас и, благодаря которым, мы ведем самих себя. Если мы ведем себя посредством них, тогда организуются наши более высокие тела и мы получаем органы восприятия и действия на более высоких планах бытия, мы становимся тогда видящими, слышащими и действующими на этих более высоких планах подобно тому, как благодаря силам мира природы мы стали видящими, слышащими и действующими на физическом плане. Надо признать, что при таком развитии наличествуют некоторые «опасности». Так называемые низшие силы души создают эти опасности, если духовная сила не ведется в надлежащем направлении. Для того, чтобы обрести эти направления, и написан «Голос Безмолвия».
|
Опасность составляет также для человека, если он усвоит себе неверное чувство в отношении того положения, что «внешний мир» - это всего лишь мир видимости. Это, конечно, истинно в одном отношении. Однако, призвание человека не в том, чтобы отстраняться от этого «внешнего мира» и бежать в высшие миры; но мы должны уяснить себе, что в этих высших мирах мы должны искать причины, тех следствий, которые находятся в нашем физическом мире. Мы должны постоянно иметь в виду, что нам надо углубляться в наш собственный дух. Посредством такого углубления мы научаемся понимать Дух, который вещает нам через каждый листок, через каждое животное, через каждого человека. Но было бы ложным, если бы мы искали Дух, а его органами пренебрегали сами; между тем явления и процессы этого мира суть органы Духа. Побуждения, мотивы к действию в этом мире мы должны получать с высших планов бытия; само же действие между рождением и смертью должно иметь место в этом мире. Мы должны не презирать, а любить этот мир - но любить его мы должны не таким, каким он является всего лишь физическим внешним чувствам, а должны ежедневно, ежечасно учиться тому, что он есть выражение Духа. Повсюду надо искать в смысле третьего положения «Голоса Безмолвия» - «Созидателей», находящихся на высшем плане. Разумеется, мир внешних чувств становится вследствие этого миром видимости. Но лишь постольку, поскольку человек рассматривает его по-обыкновенному. Например: мы видим какого-либо преступника. Таким, каким его видит большинство людей, они видят лишь видимость. Мы узнаем истинное о преступнике, если обращаемся к нему со взором, отточенным в более высоких мирах. Если мы глубоко всматриваемся в мировой организм, тогда все наши чувства, все наши ощущения по отношению к окружающей нас действительности меняются. И, благодаря такому познанию, мы становимся сноровистыми в отношении реального мира, в котором мы живем. Мы должны все больше и больше сознавать, что мы гораздо меньше призваны к тому, чтобы исправлять мир, чем к тому, чтобы исправлять наши - мнимые - представления о мире. Мы сможем входить в мир с целью его улучшения лишь тогда, когда мы улучшаем самих себя посредством того, что пробьемся от ложных к истинным воззрениям. Поэтому в «Голосе Безмолвия» сказано: «Только тогда, лишь тогда чувство будет замкнуто для царства ложного и открыто для царства Истинного, если человек не будет больше воспринимать множество существ мира видимости, как такового, а направит взор на Единое Истинное».
|
«Творящий Дух» действует вовне вокруг нас; но «Творящий Дух» действует также и внутри нас. Внешний мир всегда будет являть нам этого Творящего Духа, пока мы сохраняем ту «серебряную нить», которая связует нас самих с Творящим Духом. Поэтому мы должны прислушиваться ко всему, что проникает в наше ухо, мы должны всматриваться во все, что предстает нашему глазу, но мы никогда не должны допускать, чтобы нас направляли извне, а должны уяснить себе, что внутри нас есть «руководитель» («дирижер»), который являет нам в истинном свете все внешнее. При разрыве же этой «серебряной нити» в нашей душе мы сами делаем внешний мир миром видимости, который тогда на каждом шагу вводит нас в заблуждение; благодаря же сохранению внутренней связи с Источником Духа, весь свет истины проливается для нас и на внешний мир.
Мы должны исследовать в собственном духе, тогда нам откроется Мировой Дух. Обычно не предполагают того, что это есть путь к видению в высших мирах. Однако, это - так.
|
«Обители» в «Голосе Безмолвия» суть реальные переживания самопознания человека.
Дело в том, чтобы мы ясно провели перед душой обозначенные здесь ступени познания. Поэтому речь не может идти о том, чтобы мы рассудочно постигали, какой смысл подразумевается этими «обителями». Мы должны пережить этот смысл. Понимание есть самое маловажное; и это понимание также не отверзает высших сил. Если даже мы думаем, что давно поняли, то отверзает не это, а то, чтобы все снова и снова жить в этом смысле. Опытные оккультисты знают, что понимание оккультных поучений не имеет значения. Оттого каждый оккультист все снова и снова дает жить в себе давно им понятому содержанию. И действительный оккультист не смеет упустить того, чтобы ежедневно жить в медитации с важнейшими и простейшими истинами. Это не дает ему знания в мирском смысле, это дает ему силу и жизнь в оккультном смысле. Как любят ребенка, который ежедневно на глазах и которого вполне знают, так оккультист любит истины и должен ежедневно быть с ними, жить с ними. Поэтому оккультное знание отличается от всего внешнего знания, получаемого посредством образования в цивилизованном обществе. Это знание получают, так сказать, готовым, посредством понимания. Не так с оккультным знанием. Его все снова имеешь в своем жизненном окружении, также и когда знаешь его, подобно тому, как любовно обнимаешь ребенка, хотя и давно знаешь его.
«Первая обитель» делает нам ясным то, что наша обычная точка зрения есть точка зрения незнания. И незнанию суждено оставаться нашей участью, пока мы остаемся при том, что, так сказать, выпало нам на долю благодаря самой природе. Также и все внешнее знание есть лишь собирание того, что составляет незнание. До тех пор, пока нам неясно, что мы, собрав много знаний, можем, тем не менее, коснеть в незнании, для нас невозможна истинная мудрость и вообще продвижение вперед. Дело в том, чтобы мы жизненно прониклись настроением, что мы должны быть «учащимися». Жизнь на каждом шагу должна быть школой для нас. Тогда мы переживаем жизнь во второй обители. Все наше отношение к миру изменяется под влиянием такого настроения. Тогда мы питаем веру, что мы можем учиться у всего, что встречается нам. Мы становимся учениками Всеединой Жизни, которая непрестанно открывается нам. И таким лишь образом мы учимся любить; любить Вселенную. Так тает, прикованная к тесному Я, страсть к обособлению; так учимся мы не останавливаться на горести и на радости, не давать горести и радости поучать нас. Так приходим мы к пониманию того, что наш собственный организм есть орган восприятия всего мира. Мы сознаем, что наше собственное «Я» вовсе не идентично с этим организмом; мы учимся рассматривать себя как орудие, посредством которого мир действует на наше высшее Я, а это высшее Я - на мир. Но тогда мы вскоре найдем также, что это высшее Я есть член в составе Всеобщего Организма Духов, вверенный нам как некий залог, так что мы можем рассматривать себя в качестве посланцев божественной Вселенной Воли.
Мы все больше чувствуем себя миссионерами великого Мирового Духа. И если мы чувствуем так, тогда мы ощущаем нечто от атмосферы этой «обители обучения». Но тогда мы можем подняться также к чувствованию и того, что есть третья обитель, обитель «мудрости». Мы переживаем взаимосвязь с Духом Всего и замечаем, что наивысшая мудрость вливается в нашу душу. Мы начинаем отдаваться этому потоку. Нам отверзаются врата инспирации. Мы будем сами руководить собой в истинном смысле, а не быть ведомыми побуждениями из внешнего мира. Мы родимся заново. Ибо как прежде мы были детьми мира, так теперь мы становимся детьми Духа. Дух в нашей душе указывает нам пути. Бесконечная уверенность и покой приходят к нам; какой-либо успех больше ничего не решает в наших поступках, но решает одно только принятие во внимание верного. И это чувство внутренней уверенности отверзает нам взор в «обитель благодати». И тогда там звучат семь голосов.
Сами эти семь голосов, - как и все оккультные истины, - имеют семиричное значение. И мы все больше поднимаемся до наивысшего значения, которое, собственно, уже больше не есть значение, а духовная действительность. Но, живя в себе, надо открывать в себе в медитациях следующие значения, тогда открываются более высокие значения и, наконец, - реальность.
Прежде всего, первое (символически-аллегорическое) значение.
Жизненно ощущая и погружаясь в это жизненное ощущение, надо все снова возобновлять в себе чувство, что тот мир, каким мы его видим прежде всего, есть высшее творение, мир видимости. Надо погрузиться в живую веру, что этот мир все больше будет открывать нам самим истину, если мы погрузимся в самих себя. Нам может быть не легко полностью проникнуться таким настроением. Ибо ведь мы не смеем забывать о том, что этот мир - это все-таки наш мир, и что ведь мы призваны все-таки любить этот мир. Если бы нам было совсем легко распроститься с тем образом жизни, который мы ведем в этом мире, тогда бы это расставание не было жертвой. Тогда бы мы искали нового образа жизни лишь так, как в обыкновенной жизни мы спешим от развлечения к развлечению. Поэтому голос, который в этот момент расставания вещает нам, должен быть как сладостное соловьиное пение; здесь должно иметь место действительное расставание с мнимыми чувствованиями жизни. Если мы сможем часто и надолго быть проникнутыми такими настроениями, тогда мы поднимемся по ступеням лестницы мистического совершенствования.
И мы можем уловить в вещах этого мира второй голос. Дисгармонично звучит для нас этот мир, пока мы живем в мнимых чувствах. Мы судим, мы критикуем потому, что воспринимаем неблагозвучия на поверхности вещей. Но умерим свое восприятие неблагозвучия, воздержимся от суждения и критики, - и мы углубимся к гармонии, лежащей в основе вещей. Мы научимся понимать даже зло. Мы узнаем, что зло есть сила, действующая на ненадлежащем месте. Если бы она была на своем месте, она была бы благой. Так - при углублении в основу вещей - то, что прежде казалось неблагополучием, преображается в гармонию. Слушать и понимать не осуждая и не критикуя позволяет, чтобы нам зазвучал из безмолвия второй тон. Каждый оккультист знает, что ему бесконечно помогало, когда он по отношению ко всему искал понимания, воздерживаясь от критики и преисполняясь сочувствия; и тогда ему звучат серебряные цимбалы, которые заглушаются лишь тем, что воспринимает от поверхности вещей внешний слух.
«Вслушивайся в вещи», - так требует от нас оккультист. Сравнивая одну вещь с другой, ты можешь, пожалуй, найти одну из них совершенной, а другую несовершенной. Но не такое сравнение должно сказать тебе о том, что есть в той или иной вещи, но третий тон, который сокрыт в каждой вещи подобно звучанию морской раковины. Безобразное в природе, извращенное в жизни, порочное в человеке ты не научишься понимать, сравнивая одно с другим, не внимая сокрытому собственно-внутреннему каждой вещи и каждого существа. Вступи в то безмолвие, где ничто не побуждает тебя делать сравнения, и будь духовно един с каждой вещью, тогда «безмолвие» отверзнет тебе приглушенный тон в каждой вещи и существе.
И после такого упражнения простирается серьезность и достоинство над всем нашим существом. Мы научимся понимать мир в его серьезности и достоинстве. В нас должно стать живым нечто такое, что дает нам возможность со всей серьезностью ощущать все вещи. Это есть момент, когда нам открывается то, что все есть выражение достойнейшего Целого. Мы приучаемся направлять свой взор от мелкого к Бесконечному, ибо также и в отношении мелкого нас не оставляет мысль, что оно есть выражение речи Вселенной, гласящей нам со спокойным достоинством. Это ощущение, жизненно постигнутое в нашей медитации, дает нам четвертый тон.
И тогда, когда мы так подготовили себя, тогда нам начинают звучать духовные существа мира; тогда звучит как бы трубный звук, ибо нам больше уже не будут звучать тайны отдельных вещей, а тон самой Вселенной. Если мы дадим гласить нам только Мировому Духу, тогда он будет звучать нам из всех вещей; но уже не как отдельные тона этих вещей, а как гармонии Вселенной. Это пятый тон.
И этот тон может повыситься. Он доносится до нас от одного существа за другим. Он приносит нам откровения мировых тайн. И когда мы постигли, что все есть откровение Единого Духа, тогда мы можем полностью отдаться этому откровению. Мы представляем себе весь мир, как духовный тон, все проникающий и везде находящий отклик. Это шестой тон.
Нам надо привести себя к духовному медитативному переживанию всех указанных представлений. Покойными должны мы быть тогда, совсем покойными и жизненно удерживать перед собой те образы, которыми в «Голосе Безмолвия» охарактеризованы семь тонов, так, чтобы мы имагинативно слышали их духовным слухом. И при этом мы должны преисполнить себя такими мыслями, какие даны здесь мною к истолкованию тонов, не размышляя, а в живом чувстве. Тогда мы медитируем правильно и плодотворно.
И, наконец, мы даем всем откровениям шести тонов прозвучать воедино. Ибо мы должны не коснеть в каком-либо одном отношении к миру, но быть всесторонними. И кто уже воспринимает шестой голос, тот должен возвращаться к первому из них, затем ко второму и так далее. Лишь если мы любим отдельное столь же, как и созвучие отдельностей в целом, приближаемся мы к совершенству.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!