Великие полководцы, превозносившие твое имя и славу, будут думать, что ты покинул поле битвы только из-за страха и поэтому будут считать тебя трусом. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Великие полководцы, превозносившие твое имя и славу, будут думать, что ты покинул поле битвы только из-за страха и поэтому будут считать тебя трусом.

2020-10-20 86
Великие полководцы, превозносившие твое имя и славу, будут думать, что ты покинул поле битвы только из-за страха и поэтому будут считать тебя трусом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Господь Кришна продолжает высказывать Арджуне Свое мнение: «Не думай, что такие великие полководцы, как Дурйодхана и Карна, а также другие твои современники сочтут, что ты покинул поле боя из сострадания к братьям и деду. Они будут считать, что ты бежал из страха за свою жизнь. И, таким образом, ты лишишься их уважения».

«Бхагавад-гита как она есть» 2.35

 

«Кшатриям разрешено заниматься греховной деятельностью четырех видов»

 

Притху Махараджа спросил мудрецов об участи тех, кто из-за своих прошлых поступков оказался в сетях чреватой опасностями материальной жизни: могут ли такие люди, которые стремятся только к чувственным наслаждениям, когда-нибудь стать счастливыми?

 

КОММЕНТАРИЙ: Махараджа Притху не стал спрашивать Кумаров, счастливы ли они, так как знал, что удача никогда не изменяет Кумарам, которые с самого рождения хранят обет безбрачия. Целиком поглощенные трансцендентной деятельностью, они не знают, что такое несчастье. Иными словами, брахманам и вайшнавам, строго следующим принципам духовной жизни, во всем сопутствует удача. Задавая этот вопрос, Притху Махараджа имел в виду себя, так как он был грихастхой, к тому же облеченным царской властью. Мало того, что цари являются грихастхами, которые, как правило, поглощены чувственными наслаждениями, вдобавок к этому иногда им приходится выезжать на охоту и убивать животных, поскольку, не упражняясь во владении оружием, они не смогут одолеть своих врагов. Подобные занятия не сулят человеку ничего хорошего. Кшатриям разрешено заниматься греховной деятельностью четырех видов: вступать во внебрачные половые отношения, есть мясо, пить вино и играть в азартные игры. Иногда из политических соображений им приходится совершать такого рода греховные поступки. Скажем, кшатрии не должны отказываться от участия в азартных играх. Яркий пример тому – Пандавы. Когда Дурьодхана, соперник Пандавов, бросил им вызов, предложив сыграть в кости и поставить на кон свое царство, Пандавы не смогли отказаться, в результате чего они не только потеряли царство, но и стали свидетелями того, как Кауравы оскорбили их жену. Точно так же, когда кшатрия вызывают на бой, он не может уклониться от сражения. Учитывая все это, Притху Махараджа спросил, есть ли у него хоть какая-нибудь надежда на спасение. Жизнь грихастхи таит в себе много опасностей, потому что грихастхам присуще стремление к чувственным удовольствиям, а человек, потворствующий своим чувствам, всегда находится в очень опасном положении. Говорится, что материальный мир – это место, где нас на каждом шагу подстерегают опасности (падам падам йад випадам на тешам) (Бхаг., 10.14.58). В материальном мире каждый ведет мучительную борьбу за чувственные наслаждения. Желая получить соответствующие разъяснения, Махараджа Притху спросил четырех Кумаров о падших обусловленных душах, которые из-за совершенных в прошлом грехов мучатся в материальном мире. Есть ли у них возможность встать на благой путь духовного развития? Очень важным в этом стихе является слово индрийартхартха-вединам. Махараджа Притху говорит о людях, которые стремятся только к чувственным наслаждениям. Поэтому он называет их также патитанам, падшими. Лишь того, кто перестал искать чувственных удовольствий, можно считать возвышенной личностью. Другое важное слово в этом стихе – сва-кармабхих. Причиной деградации человека являются грехи, которые он совершил в прошлом. Каждый из нас сам виноват в своем падении, поскольку оно обусловлено нашими же поступками. Но, когда человек меняет образ своих действий и начинает заниматься преданным служением Господу, перед ним открывается путь к счастью.

«Шримад-Бхагаватам» 4.22.13

 

Дух (темперамент) кшатрия

 

Увидев, что им грозит смертельная опасность и что не знающие промаха стрелы Дхрувы Махараджи метят им в головы, воины-якши поняли, что обречены на поражение, но, как истинные герои, они не могли не восхищаться доблестью Дхрувы.

 

КОММЕНТАРИЙ: Примечателен описанный в этом стихе рыцарский дух, который был присущ воинам прошлого. Якши знали, что сражаются не на жизнь, а на смерть, и Дхрува Махараджа был их врагом, но это не мешало им восторгаться его подвигами. Так откровенно признать доблесть противника может только настоящий кшатрий.

«Шримад-Бхагаватам» 4.10.9

 

Мой господин, я знаю, что поступаю дерзко, отказываясь следовать твоим наставлениям, однако в этом нет моей вины. Всему виной кровь кшатрия, которая течет в моих жилах. Жестокие слова моей мачехи Суручи пронзили мое сердце, поэтому оно остается глухим к твоим бесценным наставлениям.

 

КОММЕНТАРИЙ: Говорится, что сердце подобно глиняному горшку: разбитое сердце невозможно склеить. На эту аналогию ссылается здесь Дхрува Махараджа. Он говорит Нараде Муни, что острые стрелы жестоких слов мачехи пронзили его сердце; боль, которую они ему причинили, так сильна, что все остальное отступило на второй план и в его сердце осталось только желание отомстить за нанесенное оскорбление. Его мачеха сказала, что, поскольку Дхрува Махараджа появился на свет из чрева Сунити, нелюбимой жены Махараджи Уттанапады, он недостоин сидеть на троне или у отца на коленях. Иначе говоря, Суручи считала, что он не может быть наследником престола. Поэтому Дхрува Махараджа поставил своей целью стать повелителем планеты более прекрасной, чем планета Господа Брахмы, величайшего из полубогов.

 

Дхрува Махараджа косвенно напомнил великому мудрецу Нараде, что по темпераменту люди делятся на четыре категории: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Люди, принадлежащие к различным кастам, резко отличаются друг от друга по темпераменту. Философское отношение к жизни, которое старался воспитать в Дхруве Нарада Муни, близко брахманическим натурам, но кшатриям оно чуждо. Дхрува откровенно признался, что лишен смирения, присущего брахманам, и потому не может принять философию Нарады Муни.

 

Из слов Дхрувы Махараджи следует, что если ребенка воспитывают без учета его наклонностей, то крайне маловероятно, что он будет развиваться в соответствии со своей природой. В ведическом обществе гуру или учитель был обязан наблюдать за психологическим развитием своего ученика и воспитывать его с ориентацией на определенную профессию. Дхрува Махараджа, воспитанный как кшатрий, не мог принять брахманическую философию Нарады Муни. В Америке мне пришлось на собственном опыте убедиться в несовместимости темпераментов брахманов и кшатриев. Американские юноши, воспитанные как шудры, не способны сражаться. Поэтому, когда американских юношей, не обладающих темпераментом кшатрия, призывают в армию, они стараются уклониться от набора, что вызывает большое недовольство в обществе.

 

Разумеется, то, что эти юноши не обладают темпераментом кшатрия, еще не означает, что они наделены брахманическими качествами; они были воспитаны как шудры и теперь, разочаровавшись во всем, пополняют ряды хиппи. Однако, когда они присоединяются к Движению сознания Кришны, которое начинает распространяться в Америке, они получают возможность развить в себе брахманические качества, даже несмотря на то, что, получив воспитание шудр, находятся на самой низкой ступени духовного развития. Иначе говоря, поскольку Движение сознания Кришны открыто для всех, обрести брахманические качества может каждый. Это как раз то, в чем больше всего нуждается современное общество, так как в наше время практически не осталось ни истинных брахманов, ни кшатриев; сейчас общество состоит главным образом из шудр и небольшой прослойки вайшьев. Деление общества на сословия брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр научно обоснованно. В общественном организме брахманы исполняют функции головы, кшатрии – рук, вайшьи – желудка, а шудры – ног. В настоящее время у этого организма остались только ноги и желудок, но нет рук и головы, и в обществе царит хаос. Поэтому прежде всего необходимо восстановить брахманическую культуру, чтобы утвердить в человеческом обществе духовные идеалы и возвысить его до уровня духовного сознания.

«Шримад-Бхагаватам» 4.8.36

 

«Поэтому она хотела, чтобы Рамачандра отправился в лес и не возвращался, пока не пройдёт 14 лет с того дня. Итак, Махараджа Дашаратха согласился. Потому что он был кшатрием. И он обещал, а кшатрии никогда не нарушают обещания и не отклоняют вызов. Если кто-нибудь бросает вызов кшатрию: «Я хочу сразиться с тобой», – он не может отказать. Это дух кшатрия. Он не может сказать, что я теперь занят. Кто-то подходит к вам: «Я хочу сразиться с тобой». Вы можете сказать: «Что за глупость? У меня нет времени, мы в храме». Но кшатрия не может отказаться от этого. Кшатрий должен принять: «Да, идём». И должно быть оружие, у него должен быть меч, или какое-то другое оружие, он должен владеть оружием, и сразиться. Это дух кшатрия. Они были очень милосердны, щедры, рыцарственны, держали обещание. И имели сильную тенденцию к управлению. Они должны управлять. Администраторы – их дело.

 

Существуют различные предписания, для различных классов людей в их жизни. Браманы, они могут вести свою жизнь шестью различными путями. И они должны обладать двенадцатью возвышенными качествами. Мы много раз обсуждали это. И из всех этих качеств правдивость – первое для брамана. Кшатрий может солгать. Это позволяется, поскольку он дипломат, политик. Но браман, ему не позволяется солгать.

 

Это система, кастовая система варнашрамы. Каждый был обучен. Потому что эти четыре класса людей необходимы в обществе. Для надлежащего содержания общества один класс людей должен быть разумным, высоко обученным, со всеми лучшими качествами. Они должны быть обучены таким путём, идеальным образом, так, чтобы люди могли видеть и следовать им. Поэтому браманы получали очень большое уважение за свой идеальный характер. Они были обучены, божественные, знали духовную науку. Поэтому они всегда высоко ценились и стояли на вершине общества.

 

Следующий класс – администраторы, кшатрии, они обучались убивать. Кшатрий мог пойти в лес охотиться, чтобы научиться искусству убийства, которое было необходимо для кшатрия. Если царь, если он находил кого-нибудь, кто поступал плохо, он мог немедленно срубить ему голову. Настолько могущественный был царь.


И это не значит, что если война, то президент или царь мог комфортно сидеть у себя дома, а обычные солдаты шли и оставляли свои жизни. Нет, прежде царь был во главе государства, он должен был идти впереди, на поле сражения. Вы можете увидеть на картинке, как командующий на поле битвы Курукшетра рядом друг с другом были выстроены на своих колесницах. Это не значит, что командующий, главнокомандующий прятались где-то позади в убежищах, защищая себя, а бедные солдаты бросались в битвы.

 

Нет. Это был дух кшатриев. Это необходимо для такого класса людей, быть обученными таким образом, как кшатрии, сражающиеся. В Индии, поскольку такое обучение существовало с давнего времени, не было сложностей в наборе солдат. Существует класс людей, они очень склонны к сражению. До сих пор. Как, например, буркасы или полиция. Вы слышали такое название – Непал. Это небольшое государство, независимое государство, оно не находится в пределах Индии. Между Китаем и Индией. Всё население Непала – это кшатрии. Они хорошие борцы. Аналогично этому, сикхи, джатасы. Они также всегда склонны к борьбе.

 

Вы удивитесь, но Британская империя добровольно ликвидировалась, потеряв Индию. Британцы, они поняли, что из-за потери Индии у них нет больше возможности поддерживать Восточную империю. И она ликвидировалась. Почему? В действительности, вся британская империя держалась с помощью индийских солдат. Этих сикхов и буркасов. Они поддерживали всю империю. Завоевав Индию, они распространили британскую империю на Ближний восток, и на Дальний восток, просто благодаря сикхам и буркасам, их солдатам. Они получили верховенство над Бирмой и во всех других местах. То есть существует необходимость в классе сражающихся людей.

 

Вы видите, что в вашей стране существуют трудности с набором солдат, поскольку этот процесс организован неверно. Вы набираете солдат из людей, вы обучаете людей в качестве шудр, и вы хотите, чтобы они сражались. Но как они могут сражаться? Это невозможно. Как говорится в «Бхагавад-гите», чатур-варнйам майа срштам гуна-карма-вибхагашах [ БГ 4.13]. Господь Кришна сказал, что Им созданы четыре класса людей в обществе. Браманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В соответствии с их деятельностью и качествами. Поэтому качества, присущие кшатриям, также необходимы. Также необходимы и люди с качествами брахманов. Люди торгового сословия также необходимы».

Из лекции Шрилы Прабхупады в день Рама Навами, Гавайи, 27.02.1969

http://prabhupada.com.ua/lection%2077/Rama%20Navami%20Gawai%2027_03_69.html

 

Семь опор власти царя

 

«Шримад-Бхагаватам» 6.14

ТЕКСТ 15

 

там пуджайитва видхиват

пратйуттханарханадибхих

критатитхйам упасидат

сукхасинам самахитах

 

там — его; пуджайитва — почтив; видхи-ват — как предписано почитать высоких гостей; пратйуттхана — вставанием с трона; архана-адибхих — поклонением и прочим; крита-атитхйам — к гостеприимно встреченному; упасидат — сел поближе; сукха-асинам — к удобно усаженному; самахитах — обуздывающий чувства и ум.

 

Завидев мудреца, Читракету тотчас поднялся с трона и оказал ему должные почести. Он предложил Ангире воду и угощение, и так исполнил долг хозяина перед почетным гостем. Удобно усадив риши, царь, смиряя ум и чувства, сел на пол у его стоп.

 

ТЕКСТ 16

 

махаршис там упасинам

прашрайаванатам кшитау

пратипуджйа махараджа

самабхашйедам абравит

 

маха-риших — великий мудрец; там — его (царя читракету); упасинам — сидящему рядом; прашрайа-аванатам — смиренно склонившегося; кшитау — на земле; пратипуджйа — приветствовав; махараджа — о Махараджа Парикшит; самабхашйа — обратившись; идам — это; абравит — сказал.

 

О царь Парикшит, когда Читракету, склонившись в смиренном поклоне, уселся у лотосных стоп мудреца, тот похвалил его за смирение и гостеприимство и обратился к нему с такими словами.

 

ТЕКСТ 17

 

ангира увача

апи те 'намайам свасти

пракритинам татхатманах

йатха пракритибхир гуптах

пуман раджа ча саптабхих

 

ангирах увача — великий мудрец Ангира сказал; апи — ли; те — твое; анамайам — здоровье; свасти — благополучно; пракритинам — принадлежностей царской власти (царского окружения и атрибутов власти); татха — а также; атманах — твоего тела, ума и души; йатха — как; пракритибхих — элементами материальной природы; гуптах — защищено; пуман — живое существо; раджа — о царь; ча — также; саптабхих — семью.

 

Великий мудрец Ангира сказал: О царь, надеюсь, что твое тело, ум, твоя родня и челядь благополучны и счастливы. Живое существо ощущает счастье только тогда, когда семь природных элементов, среди которых оно обитает [совокупная материальная энергия, эго и пять объектов удовлетворения чувств], находятся в полном равновесии. Без них жизнь на земле невозможна. Власть царя также покоится на семи опорах [наставнике (свами или гуру), советниках, царстве, крепости, казне, царском законе и соратниках].

 

КОММЕНТАРИЙ: Шридхара Свами в своем комментарии к «Бхагаватам» приводит следующую цитату:

 

свамй-аматйау джанапада

дурга-дравина-санчайах

дандо митрам ча тасйаитах

сапта-пракритайо матах

 

Царь не может жить в одиночестве. Прежде всего, у него должен быть духовный учитель или наставник. Помимо этого, у царя должны быть министры, царство, крепость, казна, система правопорядка, друзья и союзники. Ничто не может помешать счастью царя, если он уделяет должное внимание состоянию этих семи опор его власти. Живое существо (душа) напоминает царя: по словам «Бхагавад-гиты» (дехино 'смин йатха дехе), его окружают материальные оболочки, состоящие из совокупной материи (махат-таттвы), эго и панча-тан-матры — пяти объектов чувств. Когда все эти семь оболочек пребывают в равновесном, здоровом состоянии, живое существо испытывает радость.

 

Обычно царь счастлив, если его окружение благополучно. Подобно этому, в «Бхагавад-гите» объясняется: дехино 'смин йатха дехе — душа покрыта махат-таттвой, эго и панча-тан-матрами, пятью объектами наслаждения. Когда все семь оболочек в порядке, живое существо чувствует удовлетворение. Обычно, когда подданные послушны царю и спокойны, царь счастлив. Поэтому великий мудрец Ангира Риши осведомился не только о личном здоровье и благополучии царя, но также о состоянии семи опор его власти. Когда мы, к примеру, говорим своему другу: «Как дела?», — нас интересует не только его личное состояние, но и благополучие его семьи, состояние его бизнеса, а также его помощников или подчиненных. Только тогда, когда он сам, его семья, его бизнес и его помощники благополучны во всех отношениях, он может по-настоящему радоваться жизни.

 

ТЕКСТ 18

 

атманам пракритишв аддха

нидхайа шрейа апнуйат

раджна татха пракритайо

нарадевахитадхайах

 

атманам — себя; пракритишу — на семи элементах царского правления; аддха — непосредственно; нидхайа — расположив; шрейах — полное счастье; апнуйат — может быть достигнуто; раджна — царем; татха — так; пракритайах — подданные царя; нара-дева — о царь; ахита-адхайах — приносящие дары.

 

О царь, о повелитель людей, монарх может быть счастлив, только когда он пользуется поддержкой своих подданных и следует их советам. В свою очередь, подданные царя счастливы, если приносят ему дары, служат ему и выполняют все его повеления.

 

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе объясняется, как царь и его подданные могут быть по-настоящему счастливы. Царь не должен злоупотреблять своим положением, помыкая своими подданными; иногда он сам должен прислушиваться к их мнению. Подданные же, со своей стороны, должны полагаться на царя. Взаимная зависимость царя и подданных — залог счастья всего царства.

 

ТЕКСТ 19

 

апи дарах праджаматйа

бхритйах шренйо 'тха мантринах

паура джанапада бхупа

атмаджа ваша-вартинах

 

апи — ли; дарах — жены; праджа — народ; аматйах — советники; бхритйах — слуги; шренйах — купцы; атха — также; мантринах — министры; паурах — придворные; джанападах — наместники; бхупах — землевладельцы; атма-джах — сыновья; ваша-вартинах — подвластны.

 

О царь, послушны ли тебе твои жены, подданные, советники и слуги, а также купцы, торгующие маслом и специями? Повинуются ли тебе твои министры, придворные и наместники, сыновья и другие подчиненные?

 

КОММЕНТАРИЙ: Царь, или руководитель, и его подданные должны полагаться друг на друга. Сотрудничая, они могут жить счастливо.

 

ТЕКСТ 20

 

йасйатманувашаш чет сйат

сарве тад-вашага име

локах сапала йаччханти

сарве балим атандритах

 

йасйа — которого; атма — ум; анувашах — подчинен; чет — если; сйат — будет; сарве — все; тат-ваша-гах — подвластны; име — эти; локах — миры; са-палах — возглавляемые своими правителями; йаччханти — преподносят; сарве — все; балим — дары; атандритах — лишенные лени.

 

Если царь обуздал свой ум, все его домочадцы и сановники будут беспрекословно подчиняться ему. Его наместники, не говоря уже о других, менее влиятельных его подданных, будут исправно платить подати.

 

КОММЕНТАРИЙ: Ангира Риши спрашивает царя, подчиняется ли тому его собственный ум. Это первое и самое необходимое условие счастья.

«Шримад-Бхагаватам» 6.14.15-20

 

«Можно незамедлительно отремонтировать Божества и начать поклоняться Им. Теперь мы должны принять меры предосторожности, как ты и предлагаешь. Приобрети оружие, и пусть несколько юношей обучатся делу кшатриев. Эта стрельба могла начаться гораздо раньше, поскольку мы бросаем вызов всем. Так что надо быть готовыми сражаться. Мы не можем остановить это Движение. На самом деле это война с майей. Порой майя может произвести разрушения и в нашем лагере. Так что мы должны только благодарить Кришну и серьезно посвящать все Ему. Итак, ты — Киртанананда Махараджа, находи радость в исполнении киртана. Это наше истинное оружие против майи».

Из письма Шрилы Прабхупады Киртанананде Махарадже, 14.06.1973

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.