Наставления Шрилы Прабхупады о кшатриях (воинах и политиках) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наставления Шрилы Прабхупады о кшатриях (воинах и политиках)

2020-10-20 91
Наставления Шрилы Прабхупады о кшатриях (воинах и политиках) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наставления Шрилы Прабхупады о кшатриях (воинах и политиках)

 

Значение слова «кшатрий»

«В системе четырех укладов социальной структуры общества, представители второго сословия, отвечающие за вопросы надлежащего управления, называются кшатриями. Кшат означает: «причинять боль», «вред». Тот, кто защищает от вреда, называется кшатрия (трайате означает «защищать»)».

«Бхагавад-гита как она есть» 2.31, комментарий

 

«Царь, защитник, кшатрий... Кшатрий значит кшат... Кшат значит «вред», а тра – «освободитель». Долг кшатрия – спасать того, кому угрожают. Это кшатрий. Например, корове угрожали. И как только Махараджа Парикшит увидел это, он сразу же достал свой меч, чтобы уничтожить убийцу. Таков кшатрий.

 

Поэтому кшатриям позволяется отправляться в лес на охоту, убивать животных там. Потому что ему необходимо тренироваться в этом. Каких животных? Не коров, а простых животных. Он может убить одного тигра, одного льва, дикого кабана, хищных животных, свирепых животных. Это долг кшатрия. Он не должен был стрелять в кроликов или в невинных птиц ради развлечения. Такие развлечения не были дозволительными. Если вы хотите убить кого-то, убейте носорога. Тогда это даст представление о вашей силе. И кшатрии это делали. Даже 25 лет назад Махараджа Джайпура отправлялся в лес каждый год, и он вступал в бой с тигром имея лишь одну саблю. Он сражался с тигром в джунглях, и он был таким опытным воином, что убивал его. И тогда тигра несли в процессии, в царской процессии. Поскольку царь говорил: «Тигр царь леса, или лев царь леса. Я тоже царь. И потому после его смерти ему должна быть устроена царская процессия». Такова была традиция.

 

Итак, кшатриям было свойственно убивать, они практиковались в этом. Если они не практикуются в этом, как они могут убивать? В наше время президенты практикуются лишь в курении. (смех) А если начинается война, они прячутся в безопасном бункере. А бедные юноши призываются на войну, идут и погибают там. Это не кшатрии, это шудры. Кшатрий, если начинается война, царь должен быть впереди всех. Царь другой страны тоже. Царь сражается с царём, солдаты с солдатами, в зависимости от своего положения. Если царя убивают, то объявляется победа. Совсем не обязательно чтобы все солдаты погибали. Нет.

 

На самом деле это Ведическая культура, и вы прочтёте об этом в «Махабхарате», в «Бхагавате» тоже. Мы пытаемся, насколько это возможно, объяснить всё это. Брахманы, кшатрии, ваишйи, шудры – это естественное деление общества.

 

Итак, сражаться должны кшатрии. В Индии, поскольку до сих пор ещё остались некоторые кшатрии, юношей не призывают в армию. Сами кшатрии, люди из сословия кшатриев добровольно приходят в армию. Они не убегают. Они будут рады служить в армии, потому что в их жилах течёт кшатрийская кровь. В Индии нет проблемы с призывом. Но когда людей обучают как шудр, как они могут сражаться? Поэтому эта система очень научна».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» 1.8.46., Лос-Анджелес, 08.05.1973

http://prabhupada.com.ua/Lection%20SB/SB%201_8_46%20Los%20Angeles%2008_05_1973.html

 

Качества кшатриев

 

шаурйам теджо дхритир дакшйам
йуддхе чапй апалайанам
данам ишвара-бхаваш ча
кшатрам карма свабхава-джам

шаурйам героизм; теджах сила; дхритих решимость; дакшйам находчивость; йуддхе в битве; ча и; апи также; апалайанам не убегающие; данам щедрость; ишвара лидерство; бхавах природа; ча и; кшатрам кшатриев; карма долг; свабхава-джам порождённый его природой.

 

ПЕРЕВОД

 

Героизм, сила, решительность, находчивость, стойкость в бою, щедрость и отличные организаторские способности — всё это качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.

«Бхагавад-гита как она есть» 18.43

 

шаурйам вирйам дхритис теджас
тйагаш чатмаджайах кшама
брахманйата прасадаш ча
сатйам ча кшатра-лакшанам

шаурйам — доблесть в бою; вирйам — непобедимость; дхритих — стойкость (даже в самых трудных ситуациях кшатрий не теряет самообладания); теджах — способность побеждать других; тйагах — благотворительность; ча — и; атма-джайах — отсутствие чрезмерной заботы о своих телесных нуждах; кшама — умение прощать; брахманйата — верность брахманским принципам; прасадах — жизнерадостность независимо от обстоятельств; ча — и; сатйам ча — и правдивость; кшатра-лакшанам — признаки кшатрия.

 

ПЕРЕВОД


Воинская доблесть, непобедимость, выдержка, сила, щедрость, воздержанность, умение прощать, преданность брахманам, неистощимая жизнерадостность и правдивость — таковы признаки кшатрия.

«Шримад-Бхагаватам» 7.11.22

 

ТЕКСТ 20


Пожертвования, которые делаются из чувства долга, в надлежащее время, надлежащем месте, достойному человеку и без ожидания получить что-либо взамен, считаются пожертвованиями в благости.

 

КОММЕНТАРИЙ:Ведические писания рекомендуют давать пожертвования тому, кто занимается духовной деятельностью. Там не сказано, что их следует давать всем без разбора. Давая пожертвование, нужно думать о том, поможет ли это достичь духовного совершенства. Поэтому их рекомендуется давать в местах паломничества, в период лунного или солнечного затмения или в конце месяца, достойному брахману или вайшнаву (преданному), либо жертвовать храму. Такие пожертвования следует делать, не рассчитывая получить что-либо взамен. Иногда, движимые состраданием, люди дают милостыню нищим, но если такой человек недостоин того, то, подавая ему, мы не способствуем духовному развитию. Иначе говоря, ведические писания не рекомендуют давать пожертвования кому попало.

 

ТЕКСТ 21

 

ТЕКСТ 22


Пожертвование же, совершенное в неподходящем месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку, сделанное без уважения и с презрением, является пожертвованием в невежестве.

 

КОММЕНТАРИЙ:Пожертвования, которые будут использованы на приобретение одурманивающих средств и на азартные игры, не одобряются в этом стихе. Такого рода пожертвования относятся к гуне невежества. Они никому не приносят блага, а только поощряют греховную деятельность. Точно так же, если мы даём пожертвование достойному человеку, но при этом не выказываем ему должного уважения и внимания, наше пожертвование также относится к гуне невежества.

 

Дух (темперамент) кшатрия

 

Увидев, что им грозит смертельная опасность и что не знающие промаха стрелы Дхрувы Махараджи метят им в головы, воины-якши поняли, что обречены на поражение, но, как истинные герои, они не могли не восхищаться доблестью Дхрувы.

 

КОММЕНТАРИЙ: Примечателен описанный в этом стихе рыцарский дух, который был присущ воинам прошлого. Якши знали, что сражаются не на жизнь, а на смерть, и Дхрува Махараджа был их врагом, но это не мешало им восторгаться его подвигами. Так откровенно признать доблесть противника может только настоящий кшатрий.

«Шримад-Бхагаватам» 4.10.9

 

Мой господин, я знаю, что поступаю дерзко, отказываясь следовать твоим наставлениям, однако в этом нет моей вины. Всему виной кровь кшатрия, которая течет в моих жилах. Жестокие слова моей мачехи Суручи пронзили мое сердце, поэтому оно остается глухим к твоим бесценным наставлениям.

 

КОММЕНТАРИЙ: Говорится, что сердце подобно глиняному горшку: разбитое сердце невозможно склеить. На эту аналогию ссылается здесь Дхрува Махараджа. Он говорит Нараде Муни, что острые стрелы жестоких слов мачехи пронзили его сердце; боль, которую они ему причинили, так сильна, что все остальное отступило на второй план и в его сердце осталось только желание отомстить за нанесенное оскорбление. Его мачеха сказала, что, поскольку Дхрува Махараджа появился на свет из чрева Сунити, нелюбимой жены Махараджи Уттанапады, он недостоин сидеть на троне или у отца на коленях. Иначе говоря, Суручи считала, что он не может быть наследником престола. Поэтому Дхрува Махараджа поставил своей целью стать повелителем планеты более прекрасной, чем планета Господа Брахмы, величайшего из полубогов.

 

Дхрува Махараджа косвенно напомнил великому мудрецу Нараде, что по темпераменту люди делятся на четыре категории: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Люди, принадлежащие к различным кастам, резко отличаются друг от друга по темпераменту. Философское отношение к жизни, которое старался воспитать в Дхруве Нарада Муни, близко брахманическим натурам, но кшатриям оно чуждо. Дхрува откровенно признался, что лишен смирения, присущего брахманам, и потому не может принять философию Нарады Муни.

 

Из слов Дхрувы Махараджи следует, что если ребенка воспитывают без учета его наклонностей, то крайне маловероятно, что он будет развиваться в соответствии со своей природой. В ведическом обществе гуру или учитель был обязан наблюдать за психологическим развитием своего ученика и воспитывать его с ориентацией на определенную профессию. Дхрува Махараджа, воспитанный как кшатрий, не мог принять брахманическую философию Нарады Муни. В Америке мне пришлось на собственном опыте убедиться в несовместимости темпераментов брахманов и кшатриев. Американские юноши, воспитанные как шудры, не способны сражаться. Поэтому, когда американских юношей, не обладающих темпераментом кшатрия, призывают в армию, они стараются уклониться от набора, что вызывает большое недовольство в обществе.

 

Разумеется, то, что эти юноши не обладают темпераментом кшатрия, еще не означает, что они наделены брахманическими качествами; они были воспитаны как шудры и теперь, разочаровавшись во всем, пополняют ряды хиппи. Однако, когда они присоединяются к Движению сознания Кришны, которое начинает распространяться в Америке, они получают возможность развить в себе брахманические качества, даже несмотря на то, что, получив воспитание шудр, находятся на самой низкой ступени духовного развития. Иначе говоря, поскольку Движение сознания Кришны открыто для всех, обрести брахманические качества может каждый. Это как раз то, в чем больше всего нуждается современное общество, так как в наше время практически не осталось ни истинных брахманов, ни кшатриев; сейчас общество состоит главным образом из шудр и небольшой прослойки вайшьев. Деление общества на сословия брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр научно обоснованно. В общественном организме брахманы исполняют функции головы, кшатрии – рук, вайшьи – желудка, а шудры – ног. В настоящее время у этого организма остались только ноги и желудок, но нет рук и головы, и в обществе царит хаос. Поэтому прежде всего необходимо восстановить брахманическую культуру, чтобы утвердить в человеческом обществе духовные идеалы и возвысить его до уровня духовного сознания.

«Шримад-Бхагаватам» 4.8.36

 

«Поэтому она хотела, чтобы Рамачандра отправился в лес и не возвращался, пока не пройдёт 14 лет с того дня. Итак, Махараджа Дашаратха согласился. Потому что он был кшатрием. И он обещал, а кшатрии никогда не нарушают обещания и не отклоняют вызов. Если кто-нибудь бросает вызов кшатрию: «Я хочу сразиться с тобой», – он не может отказать. Это дух кшатрия. Он не может сказать, что я теперь занят. Кто-то подходит к вам: «Я хочу сразиться с тобой». Вы можете сказать: «Что за глупость? У меня нет времени, мы в храме». Но кшатрия не может отказаться от этого. Кшатрий должен принять: «Да, идём». И должно быть оружие, у него должен быть меч, или какое-то другое оружие, он должен владеть оружием, и сразиться. Это дух кшатрия. Они были очень милосердны, щедры, рыцарственны, держали обещание. И имели сильную тенденцию к управлению. Они должны управлять. Администраторы – их дело.

 

Существуют различные предписания, для различных классов людей в их жизни. Браманы, они могут вести свою жизнь шестью различными путями. И они должны обладать двенадцатью возвышенными качествами. Мы много раз обсуждали это. И из всех этих качеств правдивость – первое для брамана. Кшатрий может солгать. Это позволяется, поскольку он дипломат, политик. Но браман, ему не позволяется солгать.

 

Это система, кастовая система варнашрамы. Каждый был обучен. Потому что эти четыре класса людей необходимы в обществе. Для надлежащего содержания общества один класс людей должен быть разумным, высоко обученным, со всеми лучшими качествами. Они должны быть обучены таким путём, идеальным образом, так, чтобы люди могли видеть и следовать им. Поэтому браманы получали очень большое уважение за свой идеальный характер. Они были обучены, божественные, знали духовную науку. Поэтому они всегда высоко ценились и стояли на вершине общества.

 

Следующий класс – администраторы, кшатрии, они обучались убивать. Кшатрий мог пойти в лес охотиться, чтобы научиться искусству убийства, которое было необходимо для кшатрия. Если царь, если он находил кого-нибудь, кто поступал плохо, он мог немедленно срубить ему голову. Настолько могущественный был царь.


И это не значит, что если война, то президент или царь мог комфортно сидеть у себя дома, а обычные солдаты шли и оставляли свои жизни. Нет, прежде царь был во главе государства, он должен был идти впереди, на поле сражения. Вы можете увидеть на картинке, как командующий на поле битвы Курукшетра рядом друг с другом были выстроены на своих колесницах. Это не значит, что командующий, главнокомандующий прятались где-то позади в убежищах, защищая себя, а бедные солдаты бросались в битвы.

 

Нет. Это был дух кшатриев. Это необходимо для такого класса людей, быть обученными таким образом, как кшатрии, сражающиеся. В Индии, поскольку такое обучение существовало с давнего времени, не было сложностей в наборе солдат. Существует класс людей, они очень склонны к сражению. До сих пор. Как, например, буркасы или полиция. Вы слышали такое название – Непал. Это небольшое государство, независимое государство, оно не находится в пределах Индии. Между Китаем и Индией. Всё население Непала – это кшатрии. Они хорошие борцы. Аналогично этому, сикхи, джатасы. Они также всегда склонны к борьбе.

 

Вы удивитесь, но Британская империя добровольно ликвидировалась, потеряв Индию. Британцы, они поняли, что из-за потери Индии у них нет больше возможности поддерживать Восточную империю. И она ликвидировалась. Почему? В действительности, вся британская империя держалась с помощью индийских солдат. Этих сикхов и буркасов. Они поддерживали всю империю. Завоевав Индию, они распространили британскую империю на Ближний восток, и на Дальний восток, просто благодаря сикхам и буркасам, их солдатам. Они получили верховенство над Бирмой и во всех других местах. То есть существует необходимость в классе сражающихся людей.

 

Вы видите, что в вашей стране существуют трудности с набором солдат, поскольку этот процесс организован неверно. Вы набираете солдат из людей, вы обучаете людей в качестве шудр, и вы хотите, чтобы они сражались. Но как они могут сражаться? Это невозможно. Как говорится в «Бхагавад-гите», чатур-варнйам майа срштам гуна-карма-вибхагашах [ БГ 4.13]. Господь Кришна сказал, что Им созданы четыре класса людей в обществе. Браманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В соответствии с их деятельностью и качествами. Поэтому качества, присущие кшатриям, также необходимы. Также необходимы и люди с качествами брахманов. Люди торгового сословия также необходимы».

Из лекции Шрилы Прабхупады в день Рама Навами, Гавайи, 27.02.1969

http://prabhupada.com.ua/lection%2077/Rama%20Navami%20Gawai%2027_03_69.html

 

Семь опор власти царя

 

«Шримад-Бхагаватам» 6.14

ТЕКСТ 15

 

там пуджайитва видхиват

пратйуттханарханадибхих

критатитхйам упасидат

сукхасинам самахитах

 

там — его; пуджайитва — почтив; видхи-ват — как предписано почитать высоких гостей; пратйуттхана — вставанием с трона; архана-адибхих — поклонением и прочим; крита-атитхйам — к гостеприимно встреченному; упасидат — сел поближе; сукха-асинам — к удобно усаженному; самахитах — обуздывающий чувства и ум.

 

Завидев мудреца, Читракету тотчас поднялся с трона и оказал ему должные почести. Он предложил Ангире воду и угощение, и так исполнил долг хозяина перед почетным гостем. Удобно усадив риши, царь, смиряя ум и чувства, сел на пол у его стоп.

 

ТЕКСТ 16

 

махаршис там упасинам

прашрайаванатам кшитау

пратипуджйа махараджа

самабхашйедам абравит

 

маха-риших — великий мудрец; там — его (царя читракету); упасинам — сидящему рядом; прашрайа-аванатам — смиренно склонившегося; кшитау — на земле; пратипуджйа — приветствовав; махараджа — о Махараджа Парикшит; самабхашйа — обратившись; идам — это; абравит — сказал.

 

О царь Парикшит, когда Читракету, склонившись в смиренном поклоне, уселся у лотосных стоп мудреца, тот похвалил его за смирение и гостеприимство и обратился к нему с такими словами.

 

ТЕКСТ 17

 

ангира увача

апи те 'намайам свасти

пракритинам татхатманах

йатха пракритибхир гуптах

пуман раджа ча саптабхих

 

ангирах увача — великий мудрец Ангира сказал; апи — ли; те — твое; анамайам — здоровье; свасти — благополучно; пракритинам — принадлежностей царской власти (царского окружения и атрибутов власти); татха — а также; атманах — твоего тела, ума и души; йатха — как; пракритибхих — элементами материальной природы; гуптах — защищено; пуман — живое существо; раджа — о царь; ча — также; саптабхих — семью.

 

Великий мудрец Ангира сказал: О царь, надеюсь, что твое тело, ум, твоя родня и челядь благополучны и счастливы. Живое существо ощущает счастье только тогда, когда семь природных элементов, среди которых оно обитает [совокупная материальная энергия, эго и пять объектов удовлетворения чувств], находятся в полном равновесии. Без них жизнь на земле невозможна. Власть царя также покоится на семи опорах [наставнике (свами или гуру), советниках, царстве, крепости, казне, царском законе и соратниках].

 

КОММЕНТАРИЙ: Шридхара Свами в своем комментарии к «Бхагаватам» приводит следующую цитату:

 

свамй-аматйау джанапада

дурга-дравина-санчайах

дандо митрам ча тасйаитах

сапта-пракритайо матах

 

Царь не может жить в одиночестве. Прежде всего, у него должен быть духовный учитель или наставник. Помимо этого, у царя должны быть министры, царство, крепость, казна, система правопорядка, друзья и союзники. Ничто не может помешать счастью царя, если он уделяет должное внимание состоянию этих семи опор его власти. Живое существо (душа) напоминает царя: по словам «Бхагавад-гиты» (дехино 'смин йатха дехе), его окружают материальные оболочки, состоящие из совокупной материи (махат-таттвы), эго и панча-тан-матры — пяти объектов чувств. Когда все эти семь оболочек пребывают в равновесном, здоровом состоянии, живое существо испытывает радость.

 

Обычно царь счастлив, если его окружение благополучно. Подобно этому, в «Бхагавад-гите» объясняется: дехино 'смин йатха дехе — душа покрыта махат-таттвой, эго и панча-тан-матрами, пятью объектами наслаждения. Когда все семь оболочек в порядке, живое существо чувствует удовлетворение. Обычно, когда подданные послушны царю и спокойны, царь счастлив. Поэтому великий мудрец Ангира Риши осведомился не только о личном здоровье и благополучии царя, но также о состоянии семи опор его власти. Когда мы, к примеру, говорим своему другу: «Как дела?», — нас интересует не только его личное состояние, но и благополучие его семьи, состояние его бизнеса, а также его помощников или подчиненных. Только тогда, когда он сам, его семья, его бизнес и его помощники благополучны во всех отношениях, он может по-настоящему радоваться жизни.

 

ТЕКСТ 18

 

атманам пракритишв аддха

нидхайа шрейа апнуйат

раджна татха пракритайо

нарадевахитадхайах

 

атманам — себя; пракритишу — на семи элементах царского правления; аддха — непосредственно; нидхайа — расположив; шрейах — полное счастье; апнуйат — может быть достигнуто; раджна — царем; татха — так; пракритайах — подданные царя; нара-дева — о царь; ахита-адхайах — приносящие дары.

 

О царь, о повелитель людей, монарх может быть счастлив, только когда он пользуется поддержкой своих подданных и следует их советам. В свою очередь, подданные царя счастливы, если приносят ему дары, служат ему и выполняют все его повеления.

 

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе объясняется, как царь и его подданные могут быть по-настоящему счастливы. Царь не должен злоупотреблять своим положением, помыкая своими подданными; иногда он сам должен прислушиваться к их мнению. Подданные же, со своей стороны, должны полагаться на царя. Взаимная зависимость царя и подданных — залог счастья всего царства.

 

ТЕКСТ 19

 

апи дарах праджаматйа

бхритйах шренйо 'тха мантринах

паура джанапада бхупа

атмаджа ваша-вартинах

 

апи — ли; дарах — жены; праджа — народ; аматйах — советники; бхритйах — слуги; шренйах — купцы; атха — также; мантринах — министры; паурах — придворные; джанападах — наместники; бхупах — землевладельцы; атма-джах — сыновья; ваша-вартинах — подвластны.

 

О царь, послушны ли тебе твои жены, подданные, советники и слуги, а также купцы, торгующие маслом и специями? Повинуются ли тебе твои министры, придворные и наместники, сыновья и другие подчиненные?

 

КОММЕНТАРИЙ: Царь, или руководитель, и его подданные должны полагаться друг на друга. Сотрудничая, они могут жить счастливо.

 

ТЕКСТ 20

 

йасйатманувашаш чет сйат

сарве тад-вашага име

локах сапала йаччханти

сарве балим атандритах

 

йасйа — которого; атма — ум; анувашах — подчинен; чет — если; сйат — будет; сарве — все; тат-ваша-гах — подвластны; име — эти; локах — миры; са-палах — возглавляемые своими правителями; йаччханти — преподносят; сарве — все; балим — дары; атандритах — лишенные лени.

 

Если царь обуздал свой ум, все его домочадцы и сановники будут беспрекословно подчиняться ему. Его наместники, не говоря уже о других, менее влиятельных его подданных, будут исправно платить подати.

 

КОММЕНТАРИЙ: Ангира Риши спрашивает царя, подчиняется ли тому его собственный ум. Это первое и самое необходимое условие счастья.

«Шримад-Бхагаватам» 6.14.15-20

 

«Можно незамедлительно отремонтировать Божества и начать поклоняться Им. Теперь мы должны принять меры предосторожности, как ты и предлагаешь. Приобрети оружие, и пусть несколько юношей обучатся делу кшатриев. Эта стрельба могла начаться гораздо раньше, поскольку мы бросаем вызов всем. Так что надо быть готовыми сражаться. Мы не можем остановить это Движение. На самом деле это война с майей. Порой майя может произвести разрушения и в нашем лагере. Так что мы должны только благодарить Кришну и серьезно посвящать все Ему. Итак, ты — Киртанананда Махараджа, находи радость в исполнении киртана. Это наше истинное оружие против майи».

Из письма Шрилы Прабхупады Киртанананде Махарадже, 14.06.1973

 

Праведным считается тот царь, в чьем государстве жители всех городов и селений неукоснительно исполняют свои обязанности в соответствии с системой четырех варн и четырех ашрамов и таким образом поклоняются Верховной Личности Бога.

 

КОММЕНТАРИЙ: В данном стихе очень ясно сформулированы обязанности как главы государства, так и рядовых граждан. Деятельность правителя или царя, равно как и его подданных, должна быть организована таким образом, чтобы каждый занимался преданным служением Верховной Личности Бога. Царь, глава государства, которого считают представителем Верховного Господа, обязан следить за порядком в стране и поддерживать научно обоснованное социальное устройство — систему деления общества на четыре варны и четыре ашрама. Согласно «Вишну-пуране», общество, состоящее из невежественных людей и не разделенное на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр) и четыре ашрама (брахмачарью, грихастху, ванапрастху и санньясу), недостойно называться человеческим, и членам такого общества никогда не удастся достичь высшей цели человеческой жизни. Поэтому правительство обязано следить за тем, чтобы в обществе сохранялось деление на варны и ашрамы. Бхагаван йаджна-пӯрушах: Верховная Личность Бога, Кришна, назван здесь ягья-пурушей. В «Бхагавад-гите» (5.29) сказано: бхоктарам йаджна-тапасам — Кришна является конечной целью всех жертвоприношений. И Он же наслаждается их плодами, поэтому Его называют ягья-пурушей. Слово ягья-пуруша относится к Господу Вишну или Господу Кришне, а также к любой экспансии Личности Бога, принадлежащей к вишну-таттве. В совершенном обществе все люди принадлежат к определенной варне и ашраму и, выполняя предписанные обязанности, поклоняются Всевышнему. В таком обществе каждый служит Господу, жертвуя Ему плоды своего труда. В этом заключается совершенство жизни. В «Бхагавад-гите» (18.46) сказано:

 

йатах праврттир бхутанам

йена сарвам идам татам

 сва-кармана там абхйарчйа

сиддхим виндати манавах

 

«Тот, кто поклоняется вездесущему Господу, источнику всех живых существ, и выполняет предписанные обязанности, достигает совершенства».

 

Итак, брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры должны исполнять свои обязанности в соответствии с предписаниями шастр. Таким образом каждый сможет удовлетворить Верховную Личность Бога, Вишну. Царь или глава правительства обязан следить за тем, чтобы все его подданные исполняли предписанные обязанности. Иначе говоря, правительство не должно пренебрегать своим долгом, объявляя государство светским и не обращая внимания на то, следуют люди принципам варнашрама-дхармы или нет. В наши дни люди, управляющие государством и состоящие на государственной службе, не питают ни малейшего уважения к принципам варнашрама-дхармы. Их вполне удовлетворяет светская власть. В таком государстве не может быть счастливых людей. Все жители государства должны строить свою жизнь в соответствии с принципами варнашрама-дхармы, а царь обязан следить за тем, чтобы его подданные неукоснительно следовали этим принципам".

«Шримад-Бхагаватам» 4.14.18

 

О великодушный, если царь следит за тем, чтобы его подданные поклонялись Верховной Личности Бога, изначальной причине космического проявления и Сверхдуше в сердце каждого живого существа, Господь всегда будет доволен им.

 

КОММЕНТАРИЙ: Правительство должно заботиться о том, чтобы Верховный Господь был доволен деятельностью как рядовых граждан, так и самого правительства. В стране, где власть предержащие и простой народ не знают о Бхагаване, Верховной Личности Бога, который является изначальным источником материального космоса, то есть в стране, где люди не имеют ни малейшего представления о бхута-бхаване, или вишватме, Сверхдуше, душе всех душ, не может быть счастливых людей. Если рядовые граждане или члены правительства не занимаются преданным служением, они не смогут стать счастливыми. В настоящее время ни один монарх и ни одно правительство не следят за тем, чтобы их подданные занимались преданным служением Верховной Личности Бога, вместо этого они сосредоточивают все свое внимание на развитии индустрии наслаждений. В результате они все больше запутываются в последствиях своих действий и оказываются во власти неумолимых законов природы. Человек должен стремиться к тому, чтобы выйти из-под влияния гун материальной природы, и сделать это можно только предавшись Верховной Личности Бога. К этому призывает нас «Бхагавад-гита». К сожалению, современные правительства, так же как и подавляющее большинство современных людей, ничего не знают об этом; единственной целью их существования являются наслаждения и материальное счастье в этой жизни. Слова ниджа-шасане («в соответствии с обязанностями правителя») означают, что не только рядовые граждане, но и члены правительства должны неукоснительно следовать принципам варнашрама-дхармы. В этом случае перед ними откроется возможность истинного счастья и благоденствия как в этой жизни, так и в следующей.

«Шримад-Бхагаватам» 4.14.19

 

***

 

См. также «Наставления «Махабхараты», «Рамаяны» и «Ману-самхиты» о функционировании правительства»: http://guruprabhupada.forum24.ru/?1-0-0-00000028-000-0-0-1415961698/

 

Наставления Шрилы Прабхупады о кшатриях (воинах и политиках)

 

Значение слова «кшатрий»

«В системе четырех укладов социальной структуры общества, представители второго сословия, отвечающие за вопросы надлежащего управления, называются кшатриями. Кшат означает: «причинять боль», «вред». Тот, кто защищает от вреда, называется кшатрия (трайате означает «защищать»)».

«Бхагавад-гита как она есть» 2.31, комментарий

 

«Царь, защитник, кшатрий... Кшатрий значит кшат... Кшат значит «вред», а тра – «освободитель». Долг кшатрия – спасать того, кому угрожают. Это кшатрий. Например, корове угрожали. И как только Махараджа Парикшит увидел это, он сразу же достал свой меч, чтобы уничтожить убийцу. Таков кшатрий.

 

Поэтому кшатриям позволяется отправляться в лес на охоту, убивать животных там. Потому что ему необходимо тренироваться в этом. Каких животных? Не коров, а простых животных. Он может убить одного тигра, одного льва, дикого кабана, хищных животных, свирепых животных. Это долг кшатрия. Он не должен был стрелять в кроликов или в невинных птиц ради развлечения. Такие развлечения не были дозволительными. Если вы хотите убить кого-то, убейте носорога. Тогда это даст представление о вашей силе. И кшатрии это делали. Даже 25 лет назад Махараджа Джайпура отправлялся в лес каждый год, и он вступал в бой с тигром имея лишь одну саблю. Он сражался с тигром в джунглях, и он был таким опытным воином, что убивал его. И тогда тигра несли в процессии, в царской процессии. Поскольку царь говорил: «Тигр царь леса, или лев царь леса. Я тоже царь. И потому после его смерти ему должна быть устроена царская процессия». Такова была традиция.

 

Итак, кшатриям было свойственно убивать, они практиковались в этом. Если они не практикуются в этом, как они могут убивать? В наше время президенты практикуются лишь в курении. (смех) А если начинается война, они прячутся в безопасном бункере. А бедные юноши призываются на войну, идут и погибают там. Это не кшатрии, это шудры. Кшатрий, если начинается война, царь должен быть впереди всех. Царь другой страны тоже. Царь сражается с царём, солдаты с солдатами, в зависимости от своего положения. Если царя убивают, то объявляется победа. Совсем не обязательно чтобы все солдаты погибали. Нет.

 

На самом деле это Ведическая культура, и вы прочтёте об этом в «Махабхарате», в «Бхагавате» тоже. Мы пытаемся, насколько это возможно, объяснить всё это. Брахманы, кшатрии, ваишйи, шудры – это естественное деление общества.

 

Итак, сражаться должны кшатрии. В Индии, поскольку до сих пор ещё остались некоторые кшатрии, юношей не призывают в армию. Сами кшатрии, люди из сословия кшатриев добровольно приходят в армию. Они не убегают. Они будут рады служить в армии, потому что в их жилах течёт кшатрийская кровь. В Индии нет проблемы с призывом. Но когда людей обучают как шудр, как они могут сражаться? Поэтому эта система очень научна».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» 1.8.46., Лос-Анджелес, 08.05.1973

http://prabhupada.com.ua/Lection%20SB/SB%201_8_46%20Los%20Angeles%2008_05_1973.html

 

Качества кшатриев

 

шаурйам теджо дхритир дакшйам
йуддхе чапй апалайанам
данам ишвара-бхаваш ча
кшатрам карма свабхава-джам

шаурйам героизм; теджах сила; дхритих решимость; дакшйам находчивость; йуддхе в битве; ча и; апи также; апалайанам не убегающие; данам щедрость; ишвара лидерство; бхавах природа; ча и; кшатрам кшатриев; карма долг; свабхава-джам порождённый его природой.

 

ПЕРЕВОД

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.