Особенности содержания программы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности содержания программы

2020-08-21 83
Особенности содержания программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Рабочая программа элективного курса «Шахматы»
Направление Познавательное развитие
Классификация По времени реализации – 2 года По форме организации - кружковая По возрастным особенностям – для детей от 5 до 7 лет
Составитель программы Щепкина Надежда Александровна
Название учреждения Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 57 «Одуванчик» г. Нерюнгри
Адрес учреждения Республика Саха/Якутия/ г.Нерюнгри пр.Мира 1\1
Целевая группа Дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Цель программы Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы.
Задачи программы 1. Образовательная: Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание. 2. Воспитательная: Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер, формирование адекватной самооценки, самообладания, воспитание, уважения к чужому мнению, привитие устойчивого интереса детей к занятиям по шахматам; воспитание важных личностных качеств(усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, воля к победе). 3. Общеразвивающая: Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Формирование системного и конкретного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого воображения, развитие умений производить логические операции, развитие навыков самостоятельной работы, формирование творческих качеств личности.
Методическое обеспечение 1. Александра Костенюк, Наталия Костенюк «Как научить шахматам». Дошкольный шахматный учебник. Изд. «Russian chess house», М:2008 2. И.Г. Сухин. «Удивительные приключения в шахматной стране». Занимательное пособие для родителей и учителей. Москва.Изд. Поматур, 2000 3. Ильин Е. «Приключение пешки». 4. В. Касаткина «Шахматная тетрадь». ООО»Дайв», 2009
Периодичность 1 раз в неделю во второй половине дня
Продолжительность 20-30 минут
Количество детей Индивидуально и со всей группой

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

1. Пояснительная записка                                                                          4

2. Учебно - тематическое планирование                                                 16

3. Содержание программы                                                                   17

4. Заключение                                                                                             30

5. Литература                                                                                         32

Приложение 1. Дидактические игры и игровые задания                  33

     Приложение 2. Глоссарий                                                                37

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность

Очень часто педагогам детских садов приходится отвечать на вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?

Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец. Веское авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания для популяризации обучения интеллектуальным играм в дошкольном возрасте. Анализ истории шахмат, позволяет отметить, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Капабланка, Карпов, Керес, Решевский, Агзамов - в 4 года, Стейниц, Эйве, Гаприндашвили, Чибурданидзе - в 5 лет, Каспаров, Спасский, Фишер - в 6-летнем возрасте, Алехин, Таль - к 7 годам.

Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Борису Спасскому, Анатолию Карпову и Гари Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.

Это подтверждается и многолетним практическим опытом: российским и зарубежным.

Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В ваших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир. Даже если знакомство вашего малыша с Шахматной страной ограничится этими занятиями, не беда – развивающий эффект процесса обучения древней игре несомненен.

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне доступном для ребенка.

Занятия шахматами в детском саду помогут детям лучше усвоить учебные предметы в школе. Например, с такими понятиями как «центр», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и другими дети познакомятся в детском саду раньше, чем на уроках математики или геометрии в школе. Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет детям в школе решать математические задачи любой сложности.

 

Цель программы:

Развитие интеллектуальных способней детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы.

 

Задачи:

1. Образовательная:

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

2. Воспитательная:

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер, формирование адекватной самооценки, самообладания, воспитание уважения к чужому мнению, привитие устойчивого интереса детей к занятиям по шахматам; воспитание важных личностных качеств (усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе).

 

3. Общеразвивающая:

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства, развитие мотивации к познанию; создание условий для развития творческого потенциала посредством обучения игры в шахматы; формирование системного и конкретного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого воображения; развитие умений производить логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развитие навыков самостоятельной работы; формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства; формирование творческих качеств личности (быстроты, гибкости, оригинальности, точности).

 

Основные методы обучения

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

1. При знакомстве с шахматными фигурами

2. При изучении шахматной доски

3. При обучении правилам игры

4. При реализации материального перевеса

 

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично - поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства дошкольника (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

 

Педагогический контроль

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка. 

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. 

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.

Виды контроля

· текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

· промежуточный контроль проводится один раз в полугодие;

· итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года, в форме блиц - опроса, для определения уровня освоенных навыков, а также для определения объема освоенных теоретических знаний.

 

Предполагаемые результаты:

К концу первого года обучения дети должны знать:

· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

· ориентироваться на шахматной доске;

· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

· правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

· различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

· рокировать;

· объявлять «шах», «мат»;

· решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

К концу второго года обучения дети должны знать:

· шахматные правила FIDE;

· обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

· ценность шахматных фигур.

 

К концу второго года обучения дети должны уметь:

· правильно вести себя за доской;

· матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

 

Методические рекомендации

После окончания курса начальной подготовки, когда юные шахматисты уже имеют понятия о шахматной игре, необходимо, опираясь на полученные знания, совершенствовать их подготовку.

При написании программы многолетняя подготовка рассматривается как единый педагогический процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:

1. строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;

2. неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;

3. непрерывное совершенствование спортивной техники;

4. неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;

5. правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;

6. осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

На занятиях по шахматам в группах начальной подготовки применяются разнообразные методы и формы, которые вводят детей в удивительный мир деревянных королей. Широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки, занимательные задания, головоломки.

 

Оборудование

· магнитная демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами - 1 штука;

· шахматные часы - 2 штуки;

· комплекты шахматных фигур с досками - 10-12 штук.

Введение нового шахматного материала закрепляется с помощью разнообразных дидактических игр.

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Раздел, тема

Количество часов

Теория Практика Всего 1  Шахматная доска 50 мин. 1ч 15 мин. 2 ч 5 мин. 2 Шахматные фигуры 30 мин. 20 мин. 50 мин. 3 Начальная расстановка фигур 20 мин. 30 мин. 50 мин. 4 Ходы и взятие фигур 2 ч 40 мин. 4 ч 6 ч. 40 мин. 5 Цель шахматной партии 1 ч 1 ч 30 мин. 2ч 30 мин. 6 Игра всеми фигурами из начального положения 20 мин. 30 мин. 50 мин.

ИТОГО

5 ч 40 мин. 8 ч 5 мин. 13 ч 45 мин.

 

Раздел, тема

Количество часов

Теория Практика Всего 1 История развития шахмат 20 мин. 40 мин. 1ч 2 Шахматная нотация 1 ч 2 ч 3 ч 3 Ценность шахматных фигур 40 мин. 1 ч 20 мин. 2 ч 4 Техника матования одинокого короля 40 мин. 1 ч 50 мин. 2 ч 30 мин 5 Достижение мата без жертвы материала 20 мин. 40 мин. 1 ч 6 Шахматная комбинация 2 ч 4 ч 6 ч. 7 Итоговое занятие 20 мин. 40 мин. 1 ч   Городские соревнования   1 ч 30 мин. 1 ч 30 мин

ИТОГО

5 ч 20 мин. 12ч 40 мин 18 ч

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Год обучения

РАЗДЕЛ 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Тема 2. «Волшебная доска»

Цель: Познакомить с новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и черные поля, чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски.

Беседа с детьми

Игры-задания

  

РАЗДЕЛ 2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Тема 6. «Шахматные фигуры»

Цель: Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.     

Игры - задания:

· «Найди фигуру»;

· «Угадай-ка»;

· «Кто быстрее».

 

Тема 26. «Шах»

Цель: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.

Игры-задания

 

Тема 27. «Шах и мат»

Цель: Вспомнить значение понятия «шах» Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.      

Индивидуальные игры-задания

 

Тема 28. «Мат в один ход»

Цель: Вспомнить значение понятия «мат». Познакомить с новым понятием – «мат в один ход». Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

Практические задания

 

Тема 29. «Ничья и пат»

Цель: Познакомить детей с новыми понятиями - «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.

Игры - задания.

Индивидуальная работа.

 

Тема 31. «Рокировка»

Цель: Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр - заданий.

Игры - задания

 

Тема 32. «Шахматная партия»

Цель: Познакомить детей с новыми понятиями - «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

Дидактические игры - задания

 

Год обучения

РАЗДЕЛ 2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

Тема 2. «Шахматная нотация»

Цель: Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Дидактические игры и игровые задания.

· «Назови вертикаль»;

· «Назови горизонталь»;

· «Назови диагональ»;

· «Какого цвета поле?»;

· «Кто быстрее»;

· «Вижу цель»;

· «Диагональ».

 

Тема 7. Итоговое занятие.

Цель: Повторение программного материала в форме конкурсов, мини-соревнований, турниров.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.

Шахматы - это гармоничный сплав спорта, науки и искусства. Игра, привлекающая к себе внимание миллионов людей на планете. Дело занимательное, увлекательное.

Шахматы - это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Из опыта работы знаю, что ребята, играющие в шахматы, обладают высокой обучаемостью. Игра в шахматы способствует развитию личности ребенка, формированию его творческих способностей, воспитанию важных личностных качеств. Дети способны к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Занятия шахматами развивает у детей логичность и последовательность мышления, умение анализировать, а также укрепляет характер. Ребята становятся сосредоточеннее, лучше запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют свою деятельность, поэтому необходимо начинать всеобуч дошкольников.

Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства.

Президент Международной шахматной федерации К. Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».

Занятия по шахматам в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. 

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих дошкольников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Мы все – одна семья».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Александра Костенюк, Наталия Костенюк «Как научить шахматам». Дошкольный шахматный учебник. Изд. «Russian chess house», М:2008

2. И.Г. Сухин. «Удивительные приключения в шахматной стране». Занимательное пособие для родителей и учителей. Москва.Изд. Поматур, 2000

3. Ильин Е. «Приключение пешки».

4. В. Касаткина «Шахматная тетрадь». ООО»Дайв», 2009

 

Приложение 1

 

Дидактические игры и игровые задания.

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

    «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

    «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

    «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

    «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

    «Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Мешочек». Ребята по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,

не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой

маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

 

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.

 

 

Приложение 2

Глоссарий

Анализ - метод изучения позиции. Включает в себя разбор вариантов, выявление возможностей сторон, оценку последствий при различных продолжениях.

Атака - решительные наступательные действия, прямое нападение.

Белопольный слон - слон, перемещающийся по диагоналям белого цвета.

Большая диагональ - чернопольная линия al-h8 и белопольная a8-hl.

Вертикаль - ряд из восьми чередующихся по цвету полей, идущий от одного партнера к другому.

Вечный шах - повторяющиеся шахи, которых нельзя избежать.

Взятие - ход на поле, занятое неприятельской фигурой. Сопровождается снятием ее с доски. Особый случай — взятие на проходе (см. ниже).

Вилка - одновременное нападение фигуры на два и более равноудаленных
неприятельских объекта. Частный случай двойного (тройного) удара. Выделяют коневую и пешечную.

Двойное нападение - одновременная атака фигурой двух неприятельских объектов с угрозой взятия.

Дебют (начало) - вступительная стадия партии. Характеризуется развитием фигур, определением пешечной структуры, положения королей, созданием условий для последующих действий. Предшествует миттельшпилю.

Диагональ - линия на шахматной доске, образуемая смежными полями одного цвета. Соответственно называется белой либо черной.

Длинная рокировка - рокировка в сторону ферзевого фланга.

Единственный ход - ход, обязательный из-за отсутствия либо явной неприемлемости других. Часто является вынужденным.

Жертва - намеренная отдача противнику материала с целью получения определенных выгод. Является средством вынуждения. Бывает комбинационной (элемент форсированной тактической операции) и позиционной (выгодно меняющей условия борьбы), строго обоснованной, рассчитанной и интуитивной.

Инициатива - активность в использовании каких-либо выгод: лучшего развития фигур, перевеса в силах на фланге, контроля над центром, уязвимости неприятельского короля, слабостей в пешечной структуре противника и др. Является разновидностью преимущества.

Качество - специфический шахматный термин, означающий разницу абсолютной силы (ценности) ладьи и легкой фигуры.

Кодекс (шахматный) - свод правил игры и проведения соревнований.

Комбинация - совокупность координированных действий, посредством которых форсируется реализация тактических действий.

Короткая рокировка - рокировка в сторону королевского фланга.

Лишняя фигура - конь или слон как материальное преимущество. В других случаях говорят конкретно о «лишнем ферзе», «лишней ладье», «лишних пешках».

Малый центр - квадрат шахматной доски, образуемый полями d4, d5, е4, е5.

Мат - неотразимое нападение на короля. При мате он не может уклониться или быть прикрытым от удара, исключается и защита взятием атакующей фигуры (другими словами, мат - это шах, от которого нет защиты). Слово арабского происхождения - («умер»). Мат королю - это конец шахматной партии, конец игры.

Материальное преимущество - превосходство одной из сторон в силах: на пешку, качество, фигуру и т.д.

Матовая угроза - опасность неотразимого нападения на короля. В шахматных композициях - угроза мата на следующем ходу.

Миттельшпиль - середина игры, центральная стадия шахматной партии.

Нападение - ход с шахом, угрозой взятия.

Невозможный ход - ход, выполненный с нарушением правил игры. При обнаружении невозможного хода до окончании партии восстанавливается положение, в котором он был сделан. Затем игра продолжается с применением статьи Кодекса «Прикосновение к фигуре». Если воссоздать позицию не удается, партия аннулируется и подлежит переигрыванию. В случае, когда невозможный ход обнаруживается после окончания партии, результат остается в силе.

Ничья - результат партии, в которой не оказалось победителя. Партнеры получают по пол-очка.

Открытая линия - линия, свободная от пешек.

Партия - 1. Игра от начальной позиции до результата. Совокупность всех ходов в их последовательности, сделанных на доске белыми и черными. Основные стадии партии — дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Пат - разновидность ничьей. Позиция, в которой одна из сторон при короле, не находящемся под шахом, и при своей очереди хода не может исполнить его.

Позиция - расположение фигур на доске с очередью хода одной из сторон.

Развитие фигур - принцип дебютной стратегии. Расстановка сил, сообразуемая с планом последующих действий. Размен - взаимные взятия.
Может быть взаимоприемлемым либо выгодным одной из сторон.

Рокировка - ход с перемещением короля и ладьи. Может быть короткой (0-0) и длинной (0-0-0). В первом случае осуществляется на королевском фланге, во втором — на ферзевом. Выполняется перемещением на два поля короля в сторону' соответствующей ладьи, после чего та переносится через него на fl и dl. Рокировка невозможна, если: а) король и ладья ранее делали ход; б) при шахе; в) король пересекает атакованное поле, либо оказывается на таковом поле после перемещения; г) между королем и ладьей, в сторону которой он переставляется, находится другая фигура.

Свободное поле - поле, не занятое фигурой или пешкой.

Связка - тактический прием. Используется с целью исключить либо ограничить подвижность неприятельской фигуры.

Тактика - совокупность идей и приемов, реализуемых в отдельных операциях. В арсенале тактики - завлечение, блокировка, связывание, двойное нападение и др.

Техника - четкость в реализации замысла, использовании приемов. Важное слагаемое мастерства.

Угроза мата - опасность решающего нападения на короля.

Ценность фигур - значимость, сила фигур. Характеризуется двояко: как абсолютная и относительная. Учитывается при разменах. Бесконечную ценность представляет король. Его потеря (мат) - проигрыш партии. Понятие абсолютной ценности фигур связывают с эквивалентностью их силы в исходном положении. Считается, что ферзь эквивалентен двум ладьям, слон - коню и т.д. Относительная ценность фигур - величина переменная, зависит от особенностей позиции.

Центр - зона полей в середине доски. Различают малый (d4, е4, d5, е5) и расширенный (c3-c6-f8-f3) центры. Захват центральных полей, контроль над ними, ослабление и разрушение центра противника - принцип стратегии.

Чернопольный слон - слон, перемещающийся по полям черного цвета.

Шах - нападение на короля. Если оно неотразимо, то партия считается закончившейся матом.

Эндшпиль - заключительная часть шахматной партии. Представляет собой, как правило, четко определившиеся позиции. Классифицируется по соотношению противодействующих сил. Может быть тяжело— и легко фигурным, ферзевым, ладейным, слоновым, коневым, пешечным. Выделяют также окончания при разном материале у сторон: «ферзь против ладьи и легкой фигуры», «ладья против слона (коня)» и др.

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Рабочая программа элективного курса «Шахматы»
Направление Познавательное развитие
Классификация По

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.233 с.