Трудоустройство выпускников ВУЗов третьего эшелона — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Трудоустройство выпускников ВУЗов третьего эшелона

2020-08-21 157
Трудоустройство выпускников ВУЗов третьего эшелона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура российских ВУЗов, по крайней мере, формально оказалась более консервативной, чем структура экономики. Как уже говорилось во введении, в структуре экономики за постсоветский период произошли огромные изменения. Наиболее важным из них, следует, очевидно, считать следующее: резко сократились многие сектора промышленности, но вместо них очень сильно расширились, в том числе и по численности занятых, сфера торговли и услуг. Кстати, аналогичный сдвиг, правда, по иной причине, а именно в связи с переносом многих отраслей материального производства в Китай, примерно в тот же период произошел в США (источник: Леонид Вальдман, http://polit.ru/article/2013/12/22/valdman/).

Изменения структуры российских ВУЗов заметно отставали от изменений в экономике. Анализ причин этого отставания выходит за рамки данной работы. Так или иначе, по состоянию на 2016 год значительное число технических специальностей, по которым продолжают готовить специалистов многие российские ВУЗы, сегодня мало востребованы рынком. В качестве характерного примера некоторые эксперты называли Московский государственный технологический университет «СТАНКИН». В советское время это был серьезный и уважаемый ВУЗ. Сегодня он, возможно, сохранил часть своего потенциала, однако проблема состоит в том, что в России на его выпускников практически нет спроса.

· Например, тот же СТАНКИН выпускает людей, которые должны разрабатывать станки, организовывать их производство и т. д., а станкостроения нет как такового, они никому не нужны. Есть какой-то спрос очень маленький на тех предприятиях, где еще сохранилось производство (эксперт, представитель работодателя).

· Я уже говорил, что-уровень-то падает в плане именно в прикладной науке. Это связно с тем, что у нас даже нет отрасли станкостроения, чтобы прикладную науку применять. Т.е. изготовить какую-то деталь с нужной сложностью и точностью сегодня практически невозможно (ППС, мехмат МГУ).

· Российского станкостроения практически не осталось, поэтому все станки, все устройства, которые закупаются, зарубежного производства. Все надо закупать. Наши КБ и заводы по станкостроению не работают. Разработчикам станков негде работать по специальности. В лучшем случае они становятся ремонтниками, эксплуатационщиками (представитель работодателя).

Похожая ситуация характерна для многих технических ВУЗов, специалисты которых не востребованы экономикой. Те вакансии, которые имеются на рынке труда очень плохо оплачиваются и не дают перспектив карьерного роста. К этому надо добавить и неизбежный упадок (больший или меньший – в разных случаях по-разному) качества образования, связанное и ухудшением экспериментальной базы, недостаточной оснащенностью компьютерными технологиями и снижением качества преподавания.

Трудоустройство выпускников технических ВУЗов третьего уровня характеризуется следующими особенностями.

1. Очень малая часть выпускников таких ВУЗов трудоустраивается по специальности. Основная часть идет в торговлю, сферу обслуживания, работает секретарями или офисными работниками. Некоторые идут в офисные «компьютерщики», в основном самостоятельно осваивая эту область. Здесь мы наблюдаем нежелательный с точки зрения экономики эффект, когда выпускники ВУЗов, отучившиеся 5 лет и имеющие формальные дипломы о высшем образовании, фактически занимают рабочие места, для которых достаточно среднего школьного образования, профессионально-технического училища или техникума. Другими словами, специалисты, которых готовили для работы в отраслях, как минимум, среднего уровня технической сложности, трудоустраиваются в отрасли или профессии с еще более низким уровнем сложности. Иногда это приводит к парадоксам: на предприятии или в организации рядом работают выпускники ВУЗов и сотрудники, не имеющие высшего образования, выполняя одну и ту же работу и справляясь с ней на одинаковом уровне.

· Я думаю, что есть такие ВУЗы, и достаточно много, и оттуда выходят, в основном наверно, что-то типа продавцов-консультантов и т. д. Это люди, которые совершенно никому не нужны, когда выпускаются, и знаний у них актуальных точно так же не так много (эксперт, представитель работодателя).

· Менеджер по продажам строительного оборудования, строительно-дорожных машин. В Долгопрудный я езжу. Это получается фирма китайская, делает катки, экскаваторы. В общем, все вот эти дела делает. И когда ты к ним приходишь устраиваться в свой первый день работы, ты им говоришь, что ты выпускник МАДИ. Тебе говорят – берем – практически сразу. А там ведь ничего не надо. 1С программу я изучал и достаточно быстро освоил. Ну, естественно экономические всякие фишки. Да, у нас была экономика в институте. Но мы проходили не то, что в итоге понадобилось (выпускник МАДИ).

· Моя работа состоит в том, что я устанавливаю плазменные панели для рекламы и прокрутки различных роликов в крупных магазинах, автосалонах, офисных центрах. Работа меня вполне устаивает. Мое образование мне в принципе никак не помогает. Нет, я окончил автодорожный институт, там совсем другая специфика. Мою работу вообще может делать человек без образования, конечно, у нас таких много работает (выпускник МАДИ).

В некоторых случаях выпускники технических ВУЗов третьего уровня трудоустраиваются на инженерные должности, но совершенно не по своей специальности, о чем свидетельствует нижеследующий эпизод.

· Я работаю в НИЦ ЦИАМ, это научно испытательный центр авиационного моторостроения я работаю первым испытателем, мы испытываем ракетные и авиационные двигатели, проходим режимы, в общем, смотрим, как они себя поведут. Эта работе не соответствует моей специальности. Но у меня по образованию инженер оптик, а здесь как бы сказать более обобщенно, просто инженер, то есть к оптике, здесь вообще, никакого отношения нет. Как обычно приехал на собеседование, поговорил с начальником, сказал, что я инженер, он говорит, нам инженеры нужны, ну вот как бы пришел сюда, и устроился. (выпускник Московского государственного университет приборостроения и информатики).

2. Хотя явной безработицы среди выпускников технических ВУЗов третьего уровня нет, проблемы с трудоустройством после получения диплома у них возникают. В этом отношении очень велик контраст с выпускниками элитных ВУЗов, качественное образование которых само по себе востребовано рынком и к тому же дает возможность легкой переориентации и переквалификации на любые другие специальности высокого квалификационного и должностного уровня.

Что касается средних технических ВУЗов, то при приеме на любую работу работодатели предпочитают принимать людей с производственным опытом. Эта проблема сильно тревожит старшекурсников и выпускников таких ВУЗов. Отсюда возникает ностальгия по советским временам и советской системе распределения, когда каждый студент получал гарантированное место работы. Еще одна проблема состоит в низких зарплатах без очевидных перспектив ее повышения.

· Везде нужен опыт работы, они понимают это сейчас, и это их огорчает. Это касается средних технических ВУЗов. Сравнивают с прежними временами, когда после обучения студент распределялся на предприятие, получал место работы, возможность постажироваться, набраться опытам (эксперт, представитель работодателя).

· Я приходил в какие-то фирмы, организации, на заводы, но там нужен был стаж 2-3-5 лет по трудовой книжке, строго с рекомендациями, и только после этого людей брали. У меня никакого стажа не было, я был новичок и меня нигде не брали. Знаете, я бы даже за маленькую зарплату пошел бы, и стажером, и лаборантом, но такой возможности не было (выпускник МИСиС).

Некоторые выпускники, испытывающие трудности при поиске работу, поступают в аспирантуру. Сегодня это сделать совсем не сложно, во многих аспирантурах недобор. Многие аспиранты ничего не делают и их, в конце концов, отчисляют, поначалу приложив все усилия уговорить их начать сдавать экзамены и приступить к написанию диссертации. К сожалению, для выпускников ВУЗов третьего уровня ученая степень кандидата наук, как правило, не дает никаких преимуществ на рынке труда за исключением небольшой прибавки при работе преподавателем ВУЗа или академического научного заведения. Для некоторых это становится решением проблемы трудоустройства, но, как правило, не решением проблемы низкой зарплаты. Для многих выпускников аспирантуры данной категории ВУЗов аспирантура становится карьерным тупиком, после которого все равно приходится менять профессию.

· Для многих вариант «оттягивания» этого нерадостного момента поиска работы перерастает в желание идти в аспирантуру, они полагают, что это повысит их «рейтинг» на рынке труда, ну и будет пару лет в запасе подумать, присмотреться. Некоторые не прочь после этого остаться преподавать в ВУЗе, все же какой-то вариант трудоустройства (эксперт, представитель работодателя).

· Я пока не задумывалась об этом. Пока не парюсь по этому поводу. Возможно, в аспирантуру. И дальше останусь в институте, где возможно, пойду на какое-то предприятие (студентка 2 курса, Московский государственный институт путей сообщения).

3 Московские выпускники технических ВУЗов среднего уровня, говоря о проблеме трудоустройства, редко упоминают так называемый «блат», то есть в помощь в трудоустройстве со стороны родственников, знакомых и т.п. По-видимому, московский рынок труда трансформировался таким образом, что сделал неактуальным этот способ трудоустройства. Однако в регионах (Екатеринбург), судя по высказываниям респондентов, этот способ трудоустройства продолжает активно использоваться.

· В первую очередь, естественно, а свои знания, потому что даже если есть знакомые, которые тебя могут куда-то пропихнуть. Но если ты без знаний, ты там долго не задержишься. В любом случае, знания как-то основное (студент 2 курса, МИСиС).

6. ВУЗы четвертого уровня

ВУЗы этого уровня практически не были представлены в данном исследовании, в значительной мере потому, что люди (как студенты, так и тем более преподаватели) неохотно признаются в том, что в их ВУЗах оценки перестали быть критерием знаний, а просто продаются и покупаются. Если в ВУЗах первого и второго уровней такие явления отсутствуют, а в ВУЗах третьего уровня присутствуют отчасти, то в ВУЗах четвертого уровня они становятся преобладающим и массовым явлением.

· Преподаватель собрал весь поток и публично объявил, что экзамен сдадут те, кто принесет ему 1,5 тысячи рублей. Студенты быстро собрали нужную сумму и отдали преподавателю. Но вдруг прошла информация, что на экзамене будет присутствовать заместитель декана. Испуганные студенты направили преподавателю «делегацию». Преподаватель сказал: «Не бойтесь, у заместителя декана совсем другая специальность, в нашей специальности он ничего не понимает. Поэтому говорите, что хотите, и получите свою оценку».

7. Специфика высшего образования в Екатеринбурге

Для технических ВУЗов Екатеринбурга характерны в основном те же закономерности, что и для московских, но с некоторыми отличиями.

учшим ВУЗом Екатеринбурга считается Уральский федеральный университет (УРФУ имени Б.Н. Ельцина), который по оценкам экспертов относится ко второму, но не к первому (элитному) уровню технических ВУЗов. Прочие ВУЗы Екатеринбурга, в той мере, в какой их уровень может быть определен в рамках качественного исследования, относятся скорее к третьему уровню.

Правда, сами екатеринбуржцы с этим не всегда согласны, но это несогласие вызвано, скорее всего, несовпадением московской и екатеринбуржской стратификационных шкал. Если же для целей стратификации использовать операциональные признаки, описанные выше для ВУЗов различных уровней, то наиболее правдоподобной выглядит следующая шкала: ВУЗы первого уровня (элитные) в Екатеринбурге отсутствуют, ВУЗом второго уровня является Уральский федеральный университет, прочие ВУЗы предположительно к третьему и, возможно, четвертому уровню (однако идентификация последних не входила в задачи исследования).

Существует целый ряд объективных причин, по которым технические ВУЗы Екатеринбурга оказались лишены статификационной верхушки в виде элитных ВУЗов. Во-первых, Москва как столичный город всегда была культурным и научным лидером СССР и России, и это не могло не оказывать влияние на качество преподавания. Во-вторых, спрос на научные кадры, имеющие фундаментальную подготовку, в Екатеринбурге изначально был ниже, чем в Москве. В-третьих, почти все ВУЗы Екатеринбурга изначально имели конкретную отраслевую привязку. По причинам, которые были подробно рассмотрены выше, именно эти ВУЗы в сегодняшних условиях чаще других попадают в категорию третьего уровня.

Многие черты, характерные для абитуриентов и студентов московских ВУЗов третьего уровня, в Екатеринбурге выражены резче и отчетливее.

Ориентация на получение высшего образования в Екатеринбурге, если судить по фокус-группам со старшеклассниками, носит столь же массовый характер, как и в Москве. Основной набор мотиваций также совпадает. Однако создается впечатление, что в Екатеринбурге заметно выше доля тех, кто хочет получить высшее образование не ради знаний, а ради диплома (или «корочки», как принято говорить на молодежном сленге). В молодежной среде существует характерное высказывание: «Неважно, какой ВУЗ окончить, важно получить «корочки».

· Я как-то не напрягаюсь, короче. Потому что сдам, поступлю куда-нибудь и работать пойду. Ну, и буду учиться потихоньку. Ну, и так, чисто для корочки учиться пойду (ученик общеобразовательной школы).

· Если что, у меня есть такой, самый-самый запасной вариант, в том же Лестехе, у меня есть знакомый, он меня по блату сможет впихнуть. Это на тот случай, если я плохо сдам экзамены, не знаю, не смогу поступить туда, куда захочу, грубо говоря, чтобы высшее образование было, была корочка, вот так можно поступить будет (ученик общеобразовательной школы).

· Я не буду работать по этой специальности, просто я учусь ради корочки (студент 4 курса).

В фокус-группах с екатеринбургскими старшеклассниками звучало много высказываний, сходных с высказываниями московских абитуриентов ВУЗов третьего уровня, хотя иногда и с определенной спецификой. Главными из них являются следующие.

· Практически все абитуриенты готовятся к ЕГЭ с репетирами или ходят на курсы.

· Очень многие старшеклассники плохо представляют себе, куда хотят и будут поступать.

· В технических ВУЗах Екатеринбурга больше бюджетных мест, чем в гуманитарных. Для многих это мотив для поступления в технический ВУЗ.

· Екатеринбургские семьи, в отличие от многих московских, в большинстве не могут оплатить платное обучение. Таким образом, для многих абитуриентов этот канал поступления в ВУЗ закрыт.

· Для тех, кто не поступает в ВУЗ, альтернатива – служба в армии (для мужчин), работа официантом в заведении типа «Макдональдс», колледж (ПТУ или техникум), пересдача ЕГЭ через год. Как уже сказано, альтернатива в виде платного обучения существует лишь для очень немногих.

· В сознании многих абитуриентов (и многих студентов тоже) знания и оценки – это разные вещи, оценки и дальнейшее трудоустройство – тоже разные вещи, трудоустройство и зарплата – тоже разные вещи. Все это в понимании екатеринбургской молодежи не связано друг с другом.

А. Практически все абитуриенты готовятся к ЕГЭ с репетирами или ходят на курсы

· У меня репетитор по математике, по обществознанию хожу на курсы. И дополнительно по физике хожу (ученик общеобразовательной школы).

· У меня получается, по всем трем предметам я взяла репетиторов, по русскому, математике, физике. На физику делаю упор, поэтому у меня еще дополнительно по физике в школе, и еще русский делаю тоже дополнительно. А так, в принципе, все, не знаю, ничего сверхъестественного нет (ученик общеобразовательной школы).

· У меня репетитор по алгебре, и на курсы, ну, только школьные подготовительные. По истории (ученик общеобразовательной школы).

· У меня репетитор по алгебре, курсы по обществознанию в школе и курсы по физике в школе (ученик общеобразовательной школы).

Б. Очень многие старшеклассники плохо представляют себе, куда хотят и будут поступать.

· Я собираюсь сдавать физику и обществознание. Физику собираюсь сдавать для того, чтобы просто выбора было больше при поступлении. Я так еще, не то, чтобы не определилась, скажем, в поиске себя. Не знаю, может, до конца 11 класса все-таки приму решение. (ученик общеобразовательной школы).

· Я тоже сдаю физику и обществознание, делаю упор на физику, потому что хочу попасть в техническую специальность. Обществознание, так, для разнообразия, может быть, если захочу, пойду куда-нибудь связанное с общественностью. Это если уж так, если уж я готовилась в 9 классе, решила не забрасывать (ученик общеобразовательной школы).

· Я сдаю физику и обществознание, потому что можно подавать документы во много разных институтов, с разной специальностью. Посмотрим, к чему больше потянет к концу 11 класса (ученик общеобразовательной школы).

· Я читаю всякие сайты, разные профессии, что они могут дать мне. Я думаю еще. Я понимаю, что мне мало времени осталось, но я попытаюсь до января хотя бы определиться (ученик общеобразовательной школы).

· Я даже не знаю, но, если на вскидку, первый вуз, который приходит – это УрФУ, это просто первое, что на ум приходит. То есть туда документы буду подавать в любом случае буду. А остальные, не знаю, посмотрим. Даже, не то, что авторитетный, он разноплановый, вообще, во всем. Там вообще, все специальности есть, самый такой, универсальный, что ли (ученик общеобразовательной школы).

· У меня много институтов Лесотехнический, Педагогический, УПИ. Если уж никуда не поступлю, пойду в Педагогический колледж на учителя начальных классов. Не знаю, там, как получится. Еще Архитектурный (ученик общеобразовательной школы).

В. В технических ВУЗах Екатеринбурга больше бюджетных мест, это для многих мотив для поступления в технический ВУЗ.

· Сельскохозяйственный университет, как бы да. Достаточно неплохо развивается, растет. Но в то же время, баллов много не требует. Смотря тоже куда (ученик общеобразовательной школы).

· Аграрный университет, не такой сильный, но в то же время, не такой тухлый. И диплом там что-то будет значить, в отличии, допустим, от того же СИНХа (Уральский экономический университет), потому что диплом СИНХа сейчас ничего не значит. Ты приди с дипломом СИНХа, покажи его на работе. Он никому не нужен, потому что все знают прекрасно, что экзамены там можно купить (ученик общеобразовательной школы).

· Я не считаю, вообще, что в какой-то вуз, какая-то проблема поступить. Единственное, что кто собрался в гуманитарные, то, конечно, там на бюджет очень сложно поступить, на технические выделяются больше бюджетных мест. Вот, и все. Поэтому, я рассчитываю только на себя и уверена, что поступлю на бюджет (ученик общеобразовательной школы).

Г. Екатеринбургские семьи, в отличие от многих московских, в большинстве не могут оплатить платное обучение.

· Если на ветеринара, то я пойду в Аграрную академию, туда я точно поступлю. Я смотрел, туда на 2015 год 60 бюджетных мест. И баллов, баллов не много надо. Так что, если я все-таки решу на ветеринара, я точно поступлю. А если решу с физикой куда-то пойти, то не знаю даже. (ученик общеобразовательной школы).

· Не на бюджет я поступать не буду, платно учиться не буду, потому что у моей семьи нет столько денег, чтобы оплачивать мое обучение. Я, надеюсь, что я поступлю на бюджет (ученик общеобразовательной школы).

· Я это куда попало просто пошёл на бюджет, вот на бюджет удалось поступить просто. Мне родители сказали: «Поступай куда хочешь, только чтобы бесплатно было» (студент 4 курса УрФУ).

Д. Для тех, кто не поступает в ВУЗ, альтернатива – армия (для мужчин), работа официантом в заведении типа «Макдональдс», колледж (ПТУ или техникум), пересдача ЕГЭ через год. Альтернатива в виде платного обучения существует лишь для очень немногих.

· Есть факультет машиностроения, и последнее – что-нибудь с электроникой связано. Все, в принципе. УрФУ и точка. Не в УрФУ, так в армию (ученик общеобразовательной школы).

· Запасные варианты – это армия. Потому что я отслужу, приду, пересдам экзамены, попробую заново (ученик общеобразовательной школы).

· Опять же, зависит от результатов ЕГЭ, посмотреть куда могут взять, подать туда документы. Куда возьмут, а если не возьмут, то в армию (ученик общеобразовательной школы).

· Нет, а целый год что делать? Готовиться. «Макдональдс», «Бургер кинг». Другие заведения. В общем, работать просто (ученик общеобразовательной школы).

· Да, мы с тобой в армию пойдем. Ее хотят и до института, и после. На самом деле, это не так страшно, как кажется (ученик общеобразовательной школы).

· Но если ни то, ни то, то у нас один выход, у мальчиков в этой стране. Армия. Смеются только девочки (ученик общеобразовательной школы).

Е. Знания, оценки и дальнейшее трудоустройство никак не связаны в сознании абитуриентов.

· Я считаю, что ни от оценок, ни от диплома ничего вообще не зависит. Потому что по рассказам моей семьи, с какими людьми они сталкиваются, которые только выпустили из институтов, вообще никакие. Как будто они ничего не знают, как будто не учились. Мне кажется, не зависит (ученик общеобразовательной школы).

· Я считаю, что, конечно, со связями все понятно, что, в принципе, если есть связи, конечно же найдешь хорошую работу. Но также, в основном, влияет даже не диплом, а личностные качества человека (ученик общеобразовательной школы).

· Все «папики» проталкивают именно на Стройфак в УРФУ, потому что заработать деньги на строительстве гораздо легче (ученик общеобразовательной школы).

· Если, например, у родителей какое-то дело, или у знакомых. Или знакомые работают на каком-то предприятии, и на хорошей должности, они могут тебя как-то устроить, или посоветовать (ученик общеобразовательной школы).

Школьники физико-математических классов, как и их московские товарищи, более определены в своих ориентациях на желаемый для поступления ВУЗ, выбор специальности и профессии. Многие из них ориентируются на поступление в Уральский федеральный университет (УРФУ), Уральский экономический университет (СИНХ), Уральский университет путей сообщения (УрГУПС) и др. Они, как и прочие екатеринбуржцы, готовятся к ЕГЭ с репетиторами, многие занимаются с репетиторами от ВУЗов, посещают курсы. Начинают готовиться заранее, с 10 класса. В целом, как и в Москве, видно гораздо более серьезное отношение этих учеников к учебе и к подготовке в ВУЗ. Однако объективно сравнить уровень и качество подготовки москвичей и екатеринбуржцев в рамках данного исследования не представлялось возможным.

А. Практически все абитуриенты профильных классов готовятся к ЕГЭ с репетирами или ходят на курсы

· По физике, к репетитору хожу. Ну, и по русскому тоже, к репетитору хожу. К репетитору я хожу с 9 класса, по разным репетиторам. В СУНЦ я ходила на курсы, для поступления. Это лицей при УРФУ (ученик профильного класса).

· По физике к репетитору хожу. Потому что индивидуально как-то толку больше толку (ученик профильного класса).

· К обществознанию я готовлюсь самостоятельно, а по физике, у нас достаточно хорошие учителя в школе, и также, мы всем классом берем дополнительные уроки. Дополнительные часы (ученик профильного класса).

· Я общество – в школе занимаюсь, ну, дополнительные курсы проводятся у нас, как Паша уже говорил. Ну, русский, также дополнительно, и репетитор – это биология и физика. Потому что именно по этим предметам, мне легче готовиться индивидуально, чем с группой (ученик профильного класса).

· Я обучаюсь физике и химии с помощью репетиторов. Пользуюсь их услугами. Нашел я их через знакомого репетитора. Занимаюсь я на протяжении 4 лет. И тем, и другим предметом. Информатику я изучаю дома. Также прохожу по всем предметам тесты. На сайте: «Реши ЕГЭ». Пока по результатам все неплохо (ученик профильного класса).

Б. Б о льшая определенность абитуриентов профильных классов относительно будущего обучения в ВУЗе

· Я считаю, что лучше целенаправленно в более сознательном возрасте определиться, куда ты хочешь идти, какие-то векторы уже определить для себя. И просто ответственно подходить к этому. Я не думаю, что необходимо уже с начальной школы иметь какое-то видение своего будущего (ученик профильного класса).

· Я буду поступать Механико-машиностроительный – ММИ. Потому что у меня с детства любовь лежит к железу, я люблю железо, у меня склонности с детства много что реставрировать, чертить, одно из любимых дел. С фантазией все в порядке (ученик профильного класса).

В. Намерение поступать в Уральский Федеральный Университет

· Я уже говорил ранее, это УрФУ, мехфак, также. Информатику я сдаю для того, чтобы уметь программировать, так как там занимаются, в основном, роботостроением, и созданием разных аппаратов.

· Я хочу поступать в УрФУ на техническую специальность. Запасных вариантов у меня нет. Машиностроение, инженерия. Люблю это дело, люблю рисовать, чертить. Естественно, люблю геометрию, как изучаю, сразу полюбил, фигуры, там. Машиностроение – люблю технику, машины, собираю, разбираю, в основном (ученик профильного класса).

· УрФУ. Вариант стройфак, не знаю, что конкретно, что. Энергетический, потому что семья вся в энергетике, скорее всего так. Запасных вариантов, только туда, никаких (ученик профильного класса).

· Я собираюсь пойти в УрФУ на механико-машиностроительный. Какой факультет я еще не знаю. Потому что мне это нравится, на самом деле (ученик профильного класса).

Определенная часть екатеринбуржских выпускников средних школ, особенно физико-математического направления, подает документы на поступление в московские или санкт-петербургские ВУЗы, как правило, наряду с подачей документов в местные ВУЗы. Это не преобладающая, но заметная часть школьников. В рамках данного исследования нет возможности сказать, многие ли из них поступают в столичные учебные заведения. Однако, по мнению екатеринбургских респондентов, в родной город не возвращается практически никто. На эту тему характерны высказывания типа: «Раз уж прорвался в столицу, надо делать карьеру там».

Можно отметить, что в мировоззрении екатеринбургских студентов Москва и Санкт-Петербург играют примерно ту же роль, что и заграница среди московских. Намерений уехать за границу среди Екатеринбургских выпускников школ и студентов не выразил никто.

А. Многие выпускники школ Екатеринбурга подают документы в столичные ВУЗы

· Наверное, просто не хочется раньше времени определяться, хочется сдать все, и, во-первых, по баллам посмотреть, куда больше шансов, так как собираюсь не оставаться в Екатеринбурге, я хочу пробовать в Москву. Но по сути, куда попаду, туда попаду (ученик профильного класса).

· Очень хочу поступить на журфак в МГУ. Очень сложно поступить. Безумно сложно. Я поэтому не знаю пока, не уверена в своих силах. Но стараюсь. В общем, еще думаю в МГУ на международные отношения, то есть поэтому-то я и сдаю английский, и еще, возможно, к истории буду готовиться.

· У меня основное, это все-таки, психология, это Министерство обороны Российской Федерации. Москва. Туда поступить сложно, даже очень сложно. Буду пытаться, биться. Второй вариант, опять же, если Москву рассматривать – это гос. управление. Туда поступить средне, более-менее (ученик профильного класса).

Как уже говорилось, Уральский федеральный университет по экспертным оценкам относится к ВУЗам второго уровня, если применить к нему московскую шкалу оценок. С точки зрения критериев, выявленных в данном исследовании, студенты Уральского федерального университета сочетают в себе определенные признаки студентов ВУЗов второго и третьего уровней. Возможно, что в первую очередь это связано не с качеством самой подготовки, а с состоянием екатеринбургского рынка труда. Так или иначе, можно отметить следующие часто звучавшие высказывания студентов данного университета.

· Практически студенты до поступления в УРФУ все занимались с репетиторами.

· Большинство студентов-второкурсников, участвовавших в фокус-группах, уже сейчас начинают задумываться, куда пойдут работать, чем хотят заниматься в будущем, как видят свою профессию.

· Большинство студентов УРФУ, если судить по фокус-группам, считают, что учиться в ВУЗе сложно. В этом аспекте они сходны со студентами первого и второго уровней московских ВУЗов. Уровень подготовки преподавательского состава и подготовку в ВУЗе оценивают довольно высоко.

А. Практически все занимались с репетиторами

· Большинство – это самоподготовка была, конечно же, сам читал книги, учебники и тому подобное. И немного ходил к репетиторам по физике и математике непосредственно (студент УрФУ, 2 курс).

· Я тоже занимался физикой с репетитором. Причем с молодым человеком, он довольно молодой, аспирант из УрФУ. И он меня понатаскал (студент УрФУ, 2 курс).

· У меня в школе много дополнительных занятий по предметам, которые я по ЕГЭ сдавал, поставили. И, в основном, это репетиторы были, по всем предметам, которые я сдавал. Физика, математика, русский и информатика (студент УрФУ, 2 курс).

Б. Большинство опрошенных студентов УРФУ считают, что учиться в ВУЗе сложно

· Учиться сложно. Информации не то чтобы много, но она трудная такая. То есть не надо очень сильно учить, всяких книжек читать. Но понять не всегда получается (студент УрФУ, 2 курс).

· Я тоже думаю, что достаточно сложно учиться уже в университете, если сравнивать со школьной скамьей. В принципе, все нормально, мне все давалось (студент УрФУ, 2 курс).

· Достаточно для меня был большой объем новой информации. Что много часов проводилось в университете, приходилось далеко добираться до учебы и обратно. Сложно было, школьные вообще, там не очень хорошее преподавание было, поэтому сложно вообще (студент УрФУ, 2 курс).

· Школьная подготовка 70% вообще никак не помогла. Первый курс, особенно первый семестр, это вообще жесть была. Школа не помогла, практически ни сколько. Трудности есть в объеме информации (студент УрФУ, 2 курс).

· Я не скажу, что мне было слишком сложно, потому что у меня не ядерная физика. Но все, что касается школьной программы, предметы совсем разные, там даже пересечения нет никакого, поэтому приходилось все заново учить (студент УрФУ, 2 курс).

В. Высокие требования со стороны преподавателей.

· Очень требовательны. Порой, некоторые просто докапываются до каждой мелочи, что порой и ДЗ матан,15 задач, которые ты должен сделать в течение двух недель. Они могут просто во всю страницу один пример, тебе ничего подробно не скажут, в чем у тебя ошибка, просто скажут идти перерешай. (студент 2 курса УрФУ).

· Да, очень хорошо. У нас лектор по физике – преподаватель доктор наук, Позднер Александр Александрович, которые выпустил свой учебник, по которому учатся не только в Уральском федеральном, но и вообще, по России, в целом. Доходило до МИФИ Московского института. Соответственно, у него уровень очень высокий, он преподает очень интересно, понятно. Но это все сложно (студент 2 курса УрФУ).

· Я это понимаю просто в сравнении с другими людьми. У меня есть знакомый, который учится, например, извините, если кого-то обижу, в Горном. И рассказывают, как у них там обстоят дела с учебой. Я понимаю, что у нас лучше (студент 2 курса УрФУ).

· Требовательные преподаватели. Мне немножко сложно даже бывает, потому что я ленивая очень. И поэтому, домашние задания или еще что-то обязательно надо делать. Если ты не сделаешь, то дополнительно у тебя вот эти хвосты (студент 2 курса УрФУ).

· Я тоже считаю, что в нашем вузе достаточно высокий уровень образования, и дают полную информацию, чтобы мы ее воспринимали. И в какие-то вступаешь в дебаты, дискуссии, потом просто на зачете или экзамене, ты за это поплатишься. Так что язык – мой враг, лучше лишний раз промолчать. Как-то так (студент 2 курса УрФУ).

· Вообще достаточно высокий уровень у наших преподавателей, особенно радует то, что они все не просто теоретики, а где-то работают дополнительно, там на стройке, некоторые там даже директора компаний. Вот. И они достаточно интересные вещи рассказывают (студент 4 курса).

Г. Большинство студентов, участвовавших в фокус-группах, задумываются уже на первых курсах, куда пойдут работать

· Я вообще, не уверена, что ближайшие лет 5 я хочу уходить из университета, потому что там на физтехе очень развита научная деятельность, и с участием студентов, и может быть, что я останусь на магистратуру, буду работать в институте, вот, думаю в эту сторону (студент 2 курса УрФУ).

· По поводу остаться в университете, я еще сомневаюсь. Лучше уйти в свободное плавание. Контакты мы итак нарабатываем, поскольку наша специальность очень востребована во многих регионах страны. Нас уже приглашают, сманивают на наши местные предприятия (студент 2 курса УрФУ).

· Мне кажется, что я бы хотела работать в банковской сфере. Непосредственно, банковским работником, достаточно быстро забираться по карьерной лестнице. И мне кажется, это достаточно престижно в наше время (студент 2 курса УрФУ).

· Я не думаю, что возникнут какие-то такие трудности, потому что, если я планирую свое дело, то есть это все зависит от меня непосредственно. Зачем мне чего-то ждать, нужно действовать прямо сейчас, нужно сейчас нарабатывать все эти связи, строить план, копить стартовый капитал, и запускать (студент 2 курса УрФУ).

Что касается других ВУЗов Екатеринбурга, то в той мере, с какой качественное исследование позволяет делать такие выводы, возникает впечатление, что это типичные ВУЗы третьего уровня, положение которых осложняется более напряженной ситуацией на рынке труда и худшим (по сравнению с московскими ВУЗами) оснащением учебным и экспериментальным оборудованием. Среди таких ВУЗов: Уральский государственный лесотехнический университет, Уральский государственный горный университет, Уральский государственный университет путей сообщения и т.д.

Судя по ответам студентов в фокус-группах, обучение в этих ВУЗах характеризуется следующими основными чертами.

· Практически все студенты занимались с репетиторами или на курсах.

· В отличие о УРФУ, учиться в Вузах не сложно.

· Уровень компьютерной подготовки, осуществляемой большинством екатеринбургских ВУЗов, очень низкий. Практически можно сказать, что его нет. Многие участники фокус-групп даже не поняли суть заданного им вопроса. Студенты сами осваивают компьютерную технику на уровне айфонов.

· В дальнейшей работе студенты даже не представляют, что из того, что им преподают в ВУЗе, может понадобиться им в жизни.

А. Практически все студенты занимались с репетиторами или на курсах

· Знакомые есть репетиторы. Некоторые из школы, именно учителя, занимаются репетиторством, некоторые из… один был из вуза, а два из школы (студент 2 курса).

· Репетитор был и занималась еще сама. По математике репетитор, остальное – сама. Репетитор был школьный учитель. Репетитор же подгоняет, ничего нового не говорит. (студент 2 курса).

· Я посещал курсы по физике вузовского уровня (студент 2 курса).

· Репетиторство. У меня каждый преподаватель в разных структурах: один вуз, другой колледж, третий – школу (студент 2 курса).

Б. В отличие от УРФУ, учиться в Вузах не сложно.

· Я не доучился до 11 класса, поэтому не могу сказать, помогло, не помогло. В колледже я получил экономическое образование, а в универе учусь на строителя, так что не особо заметно. (студент 2 курса).

· Да не тяжело учиться, легко, если, действительно, на пары ходить, если ходить, то явно всё пост


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.