Иисус Навин - конец насилию отца над детьми — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Иисус Навин - конец насилию отца над детьми

2020-08-21 110
Иисус Навин - конец насилию отца над детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После смерти Моисея правление народом Израиля перешло к человеку по имени Иисус Навин. Около двух миллионов людей ждали, что этот человек укажет им путь. Представьте себе, какие задачи стояли перед ним. Ему не просто предстояло стать предводителем еврей­ского народа, но взять на себя эти функции в условиях подготовки к войне.

Почему на них надвигалась война? Как мог Бог, любивший их, допустить такое? Я думаю, что одним из ответов на этот вопрос может послужить ужасное обра­щение хананеев со своими детьми и желание Бога за­щитить сирот.

Земля, за которую собирались сражаться сыны Из­раиля, была обещана Аврааму сотни лет назад. В то время Бог сказал Аврааму, что эта земля отойдет к его потом­кам, однако не сразу. Почему? Потому что, по словам Бога, «мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполни­лась» (Быт. 15:16). Бог не станет отнимать землю у тех, кто ее населяет, если на то нет веской причины.

Однако ко времени Иисуса Навина дела, по-види­мому, стали так плохи, что Бог почувствовал, что наста­ло время удалить этих людей с их земли. Дети Израиля получили наставление:

 

«Когда ты войдешь в землю, которую даст тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, которые делали народы сии: не должен находиться у тебя проводя­щий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, волшебник и вопро­шающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, де­лающий это...» (Втор. 18:9-12).

 

За последние десять лет мне попадалось много па­циентов с социальной патологией, людей, совершавших ужасные действия, но нисколько не сожалевших об этом. Однако я сомневаюсь, что кто-либо из них был бы способен на то, что было обычным делом для наро­дов, населявших Ханаан во времена Иисуса Навина. Можете ли вы представить себе цивилизацию, где отцу разрешено сжигать своих детей, совершая жертвоприно­шение? Меня приводит в ужас сама мысль о таком. Очевидно, Богу это тоже казалось ужасным, ибо Он посчитал, что подобная оккультная религия переходит все рамки дозволенного.

Недавно археологи обнаружили несколько молитв, с которыми хананеи обращались к своим божествам. Обычная молитва звучала так: «Первенца, Ваал, пожерт­вуем мы, ребенка принесем тебе». В истории Иудеи есть эпизод, когда король моавский Меша публично принес в жертву своего сына, наследника престола. Сыны Из­раиля были столь напуганы этим, что обратились в бег­ство 2.

В Библии Бог постоянно повторяет, что Он «Отец сиротам» и недвусмысленно и твердо предупреждает, что тем, кто угрожает и вредит сиротам, придется иметь дело со львом. Одна из строк содержит спокойное пре­дупреждение:

 

«... и на поля сирот не заходи, потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою» (Прит. 23:10-11).

 

Поражение хананеев представляет собой уникальное историческое событие. Свершился суд над людьми, чи­нившими над своими детьми мерзостное насилие. Суровый ответ Бога на это насилие показывает, сколь далеко может Он пойти, защищая сирот. Это не значит, что Бог уничтожит любого, кто оскорбляет сирот; Он благ и терпелив. Даже хананеям было дано достаточно вре­мени для того, чтобы они изменили свои обычаи, преж­де чем суд обрушился на них. Однако не стоит заблуж­даться — Бог обязательно будет защищать сирот всеми возможными способами, даже если для этого придется уничтожить обидчиков.

Однако забота Бога о тех, кто лишился отца, далеко превосходит лишь защиту от нападений и исцеление от их последствий; Он не просто Отец-защитник, Он Отец, Который верит в Своих детей и оказывает им поддержку.


 

13

 

ДАВИД - ПРИЕМНЫЙ СЫН БОГА

 

Представьте себе, каких мыслей была полна голова пророка Самуила, когда он, в поисках нового царя для Израиля, вошел в город, где жил Давид и его родители. Может быть, он вспоминал человека, бывшего послед­ним помазанным царем Израиля. Саул оказался невоз­можным человеком, посредственным правителем и аг­рессивным отцом. Однажды он даже запустил копьем в своего сына (а вам нравится, когда ваш папа не в ду­хе?).

Самуилу было доверено несколько важных обязан­ностей в Израиле. В детстве он, по-видимому, редко видел своих родителей, так как рос в отдаленном храме. Однако Бог взрастил его и постепенно сделал предводи­телем народа, судьей, пророком и священнослужителем. Бог заговорил с Самуилом, когда тот был ребенком, и теперь на него была возложена обязанность разыскивать и возводить на престол царей, которых выберет Бог. Входя в родной город Давида, он, наверное, не только вспоминал, насколько обескураживающим был его пре­дыдущий выбор, но и надеялся, что новый выбор будет лучше.

Бог сообщил Самуилу, что новый царь будет проис­ходить из семьи человека по имени Иессей, поэтому Самуил пригласил на особую встречу всю семью целиком. Иессей не стал звать на эту встречу своего млад­шего сына, Давида; по-видимому, он посчитал, что юноша еще слишком мал и незначителен. Он не мог знать, какие способности видел Бог в его сыне.

Дело в том, что Давид, пока рос, был часто предо­ставлен сам себе, кочуя по пастбищным землям, и за это время между ним и Богом установилась крепкая любовь. Именно за то, что у Давида был «Бог в сердце», оказался он удостоен царского титула — хотя и был са­мым младшим в семье. И, когда его в конце концов позвали к Самуилу, Давид был помазан на будущее цар­ствование над Израилем, к несказанному удивлению всей его семьи.

Давид не воссел немедленно на трон; ему следовало принять его после смерти Саула. Так что, даже получив помазание от самого Самуила, он не стал пользоваться большим уважением в своей семье. Его старшие братья отправились с армией Саула на войну с филистимляна­ми, а Давид был еще молод для этого. Через некоторое время Иессей послал своего сына в лагерь Израиля, чтобы тот узнал, как идут дела у старших братьев.

Братья Давида не слишком рады были видеть его. Самый старший брат унизил его, сказав: «Зачем ты сюда пришел, и на кого оставил немногих овец тех в пус­тыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое; ты пришел посмотреть на сражение».

И сказал Давид: «Что же я сделал? не слова ли это?» (1 Цар. 17:28,29)

Пока Давид и братья спорили, появился враг. Ог­ромный филистимлянин по имени Голиаф стал насме­хаться над армией Израиля. Ежедневно выходил он, бросая вызов солдатам Израиля, предлагая самому сме­лому и сильному из них выйти на поединок. Если он победит, то армия Израиля должна будет сдаться; если воин Израиля одержит верх, то сдадутся филистимляне.

Никто не хотел принимать вызов. Этот Голиаф был огромным, устрашающего вида парнем, и все воины Израиля боялись его. Единственный, кто не боялся, — это маленький Давид. Он преисполнился ярости.

«Как смеет этот Голиаф издеваться над людьми Бо­га?» — подумал Давид. И как могли сыны Израиля быть столь трусливыми, если Бог на их стороне?

Давид решил сразиться с Голиафом, и он сделал это, несмотря на возражения и насмешки братьев. Дело в том, что Давид знал: его Отец с ним, а значит, он победит. Поэтому Давид поместил гладкий камень в свою пращу, запустил его и убил яростного Голиафа с первого же удара.

Когда жизнь бросает вызов, очень важно знать, что ваш отец верит в вас. А пример Давида показывает, что отцом, верящим в вас, и оказывающим поддержку, не обязательно должен быть ваш земной отец. Это может быть и Отец небесный.

Жизнь Давида прошла не без трудностей и ошибок, что печалило его самого и подорвало авторитет его се­мьи. Однако близость к Божественному Отцу, сделала его самым могущественным и влиятельным царем за всю историю Израиля.

ИНОГДА ЛУЧШЕ НЕ СЛЕДОВАТЬ ПРИМЕРУ СВОЕГО ОТЦА

Вы когда-нибудь слышали выражения: «У него в роду все были пьяницы»? Или: «У них в семье все та­кие»? Или: «Она в точности такая, как ее отец»?

Обычно люди говорят такое, когда ребенок плохо себя ведет. Однако Писание порой повествует о детях, отказавшихся следовать примеру своего отца и тем са­мым разорвавших порочный круг.

Иосия был семнадцатым царем Иудеи, несколько поколений его предков не отличались ничем хорошим Его дед Манассия считается одним из худших царей в истории Иудеи, а отец, Амон, был ненамного лучше.

Иосия стал царем, когда ему было шестнадцать лет Должно быть, потому, что у него не было такого земного отца, на которою можно было бы положиться, он тянулся к Богу. Прошли годы, и Иосия оказался спосо­бен вернуть народ Израиля к его истинному предназна­чению: быть народом избранным, детьми Божьими. Иосия упразднил языческие алтари, установленные по всей стране, предпринял решительнейшие шаги к иско­ренению язычества и употребил свои собственные день­ги на то, чтобы способствовать почитанию Бога. Он остался в истории Иудеи как царь-ребенок, который «обратился... к Господу всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими...» (4 Цар. 23:25).

Вот еще пример, когда человек оторвался от своего отца, - женщина по имени Руфь. Ее знаменитые слова (которые она, как ни странно, сказала своей свекрови) часто цитируются во время свадебной церемонии: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буlу жить; народ твой будет моим народом, твой Бог — моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду».

Руфь была моавитянкой, женой сына Ноемини. Че­рез некоторое время как Ноеминь, так и Руфь лиши­лись мужей, и их будущее представлялось туманным. Ноеминь настаивала на том, чтобы Руфь обеспечила себе лучшую долю, вернувшись «к своему народу и сво­им богам». Однако Руфь решила отвернуться от богов моавитских, возможно, потому, что они были чужими ей. К примеру, Хемош, главный бог моавитян требовал жертвоприношений маленьких детей.

Так или иначе. Руфь отказалась следовать традици­онным верованиям своих языческих предков. Вместо этого она решила следовать истине. Такое проявление независимости — очень смелый шаг. Взрослым бывает необычайно трудно изменить веру, в которой они вы­росли, потому что они знают, что их родители будут этим расстроены.

Однако Руфь полюбила Бога Израиля, и она не со­биралась отворачиваться от него. Если обратиться к ко­роткой книге Ветхого Завета, носящей ее имя, то можно увидеть, как хорошо все обернулось для Руфи и для Ноемини.

Каждый из нас в конце концов отрывается от отца и вступает на собственный путь - никто не должен быть чьей-то абсолютной копией. И все же в некоторых семьях процесс взросления и превращения в отдельную, уникальную личность искусственно тормозится. Бли­зость к Богу часто помогает решить эту проблему, по­тому что развитие отношений с Богом, типа Отец -сын, помогают избежать излишней зависимости от зем­ного отца.

 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ СИРОТЫ ПРАВЯТ МИРОМ?

 

Возможно, прочтя о стольких библейских персона­жах, вы можете подумать, что Бог специально дожида­ется, когда Его избранники станут сиротами. Конечно, сказанное мной может быть преувеличением, однако многие библейские герои начинали свой ярчайший жиз­ненный путь лишь с того момента, когда Бог Своей любовью заполнял пустоту в их сиротливых душах.

Может быть, вы решите, что это относится лишь к героям Библии - людям, чья жизнь не имеет ничего общего с вашей собственной жизнью. Гораздо проще уверовать в то, что Бог помог Иосии, чем в то, что он позаботится о тебе самом. Однако знаменитый швей­царский психоаналитик Пол Турнье сообщает в своей книге «Творческое страдание», что некоторые наиболее влиятельные фигуры мировой политики были лишены отцов или испытали какой-то другой сиротский опыт Он приводит результаты, которые получил один из его коллег, доктор Пьер Рентчник из Женевы, исследовав­ший биографии влиятельнейших политиков:

 

«Он был поражен своим удивительнейшим открытием: вес они были сиротами! Некоторые потеряли отца в детстве или ранней юности, некоторые потеряли мать, некото­рые - обоих родителей, или были оторваны от одного из них в результате развода; кто-то был незаконнорожден­ным ребенком и не видел своего отца, или вообще ничего не знал о нем. Кто-то был брошен родителями. Доктор Рснтчник составил список этих людей. В него вошло три сотни величайших исторических деятелей, от Александра Великого и Юлия Цезаря, включая Карла Пятого, карди­нала Ришелье, Людовика Четырнадцатого, Робеспьера, Джорджа Вашингтона, Наполеона, Голду Меир, Гитлера, Сталина и кончая Евой Перон и Фиделем Кастро»1.

 

Сначала я очень скептически отнесся ко всему это­му, однако потом решил обратиться к биографиям са­мых последних американских президентов.

Отец Билла Клинтона погиб в автокатастрофе как раз перед тем, как мальчик должен был родиться. По­том, когда мальчику было четыре года, его мать вышла замуж за Роджера Клинтона, человека, чью фамилию он носит. Его отчим был алкоголиком; он был агрессивен и крайне ненадежен. Когда Клинтону было четырнад­цать, ему пришлось выступить против этого жестокого человека, чтобы защитить мать и своего маленького бра­та, Роджера. Так ему пришлось взять на себя роль отца и защитника в столь раннем возрасте.

Отец Рональда Рейгана был алкоголиком, и Рональд зачастую был вынужден выполнять родительские функ­ции в очень юном возрасте.

Джеральд Р. Форд сначала был крещен под именем Лесли Л. Кинг-младший, однако после того, как его родители развелись и мать вторично вышла замуж, он принял фамилию отчима. Форд не видел своего «на­стоящего» отца в течение многих лет и говорит о нем как о «беззаботном, преуспевающем человеке, кото­рому было наплевать, что там происходит с его сы­ном-первенцем» 2.

Доктор Рентчник предполагает, что «утрата отца способствует возникновению стремления к политичес­кой власти»3. Сиротство, понимаемое в прямом или переносном смысле, может способствовать развитию не­обычайной, чрезвычайной целеустремленности.

Эта тенденция затрагивает не только политику, она характерна и для религии. Рентчник спешит упомянуть, что «Будда тоже был сиротой, так же, как и Мухаммед, чьи родители погибли, когда ему еще не было года!»4. К этому списку мы можем добавить Ганди, Игнатия Лойолу, Мартина Лютера, Джона Кальвина и Конфу­ция, которые либо были брошены отцами, либо лиши­лись их в детстве или ранней юности5.

Другими словами, история политики и религии по­казывает, что ребенок, от которого отказались, которого бросили, может преобразовать свою брошенность в стремление к переустройству мира. Взглянув на список, приведенный Турнье, можно удостовериться, что подоб­ное стремление не всегда идет на пользу человечеству. Сироты попадались как среди лучших, так и среди худ­ших водителей рода человеческого. Некоторых сирот­ские чувства заставляют тянуться к звездам, преиспол­нившись гнева и злобы, в то время как другие достига­ют высочайшей степени любви и служения Богу и че­ловечеству. Многие колеблются между этими двумя крайностями.

Стремление к власти — если оно не сопровождается Божьим благословением — может создать для ребенка, испытавшего потрясение, значительные проблемы. «Простейшей» реакцией некоторых индивидуумов, ли­шившихся отца, может стать страстное увлечение идеей власти, способное привести к гибели и их самих, и тех, кого они любят. Чрезвычайно важно, чтобы сильней­шие устремления, порожденные эмоциональным сирот­ством, были смягчены близостью с Богом. Он может залечить рану, ставшую причиной этих устремлений, и способствовать возникновению творческого импульса, который не питается страхом.

Сироты достигают не только вершин политической власти; часто они добиваются многого в творчестве. Пол Турнье стал сиротой в возрасте пяти лет — и написал около двадцати книг. Проанализировав жизнь современ­ных актрис, актеров, известных музыкантов, можно уви­деть, что многие из них лишились отца и прошли через сиротство. Доктор Андре Хэйнал, знаменитый европей­ский психиатр, считает, что главное в таких людях — не стремление к власти, а творческий импульс. Его список художников и писателей, испытавших какую-либо из форм сиротства, включает в себя Леонардо да Винчи, который был незаконнорожденным, Иоганна Себастья­на Баха, который был сиротой, подобно Редьярду Кип­лингу, Льву Толстому, Данте Алигьери и Федору Досто­евскому6.

Ясно, что Бог часто благословляет сирот, даря им необычайную энергию, проницательность и мудрость. Дело в том, что Бог иногда наиболее сильно проявляет Себя через нас в те моменты, когда мы находимся в самом упадке, в самой уязвимом положении. Однако Он не просто посылает нам очередную порцию силы. Сопереживание нашей слабости — сильнейшее проявле­ние Божественной близости. Его величайшая скром­ность - вот за что почитается Он во всем мире.


 

14

 

ДЕНЬ, КОГДА ОТЕЦ СОШЕЛ НА ЗЕМЛЮ

 

Я пишу эти строки за месяц до Рождества. Если выглянуть в окно, то можно увидеть, что несколько до­мов уже украшено огнями. На одном из них мерцают маленькие белые лампочки. На другом - более старые, красные и зеленые лампы побольше. Кое-где в окнах горят свечи. А вот на моем доме нет даже картинки с изображением Санта-Клауса.

Так было не всегда.

Несколько лет назад, поздней осенью, я собрался купить картинку с изображением сцены, где младенец-Иисус лежит в яслях. Решил поискать ее в ближайшем супермаркете.

«Я ищу ясли, — сказал я молодому продавцу. -Рождественские ясли». [«Ясли» по-английски manger, может по звучанию напоминать «менеджер» — прим. пе­рев.]

«Нет проблем, — радостно сказал продавец. — Сей­час я все организую».

Как приятно было видеть, что этот молодой человек хочет мне помочь, несмотря на рождественский наплыв посетителей.

Я как раз предавался мечтам о том, как украсят рождественские ясли фасад моего дома, когда мои фан­тазии были прерваны.

— Вот он, — сообщил мне молодой человек; я уста­вился на улыбающееся лицо его коллеги.

— Кто, он?

— Кого вы спрашивали, — сказал продавец. — Я при­вел его вам.

Я все никак не мог понять.

— Привели кого?

— Менеджера. Вы же сказали, что вам нужен мене­джер.

Очевидно, этот молодой клерк никогда не слышал слова «ясли» и решил, что я обладаю каким-нибудь не­сусветным акцентом, поэтому «менеджер» у меня звучит как «manger». Наконец, когда я смог объяснить этим людям, что мне нужно, они направили меня в «проход шесть... проход Санта-Клаусов».

Проход шесть было найти легко, однако там не бы­ло того, что мне хотелось. Там было около двух милли­онов разновидностей кукол Санта-Клауса, однако ни одного изображения яслей — ни одной картинки, изо­бражающей суть Рождества. Никакого намека на то, что Бог-Отец подарил человечеству самое дорогое, что у Не­го было, — Своего Сына.

Честно говоря, мне не следовало удивляться тому, что в нашем магазине Иисус вызвал мало интереса, по­тому что история передает нам, что именно так отнес­лись к Иисусу Христу в Вифлееме, когда Он родился. Его встретили неприветливо. Родился Он в хлеву. Одна­ко Христос был Тем, о Ком было сказано в пророчест­ве: «вечный Отец», или «Отец навсегда»1. С этим име­нем Он представляет Собой нашего высшего Учителя, старшего Брата, о Котором многие так мечтали в дет­стве. Иисуса также назвали Эммануил, то есть «с нами Бог». Он был силой, сотворившей мир, и все же явился к нам в облике слабом и уязвимом.

Когда Бог явился на землю в облике слабого чело­века, Он проявил Себя одновременно и как Отец, и как ребенок. Земное воплощение Иисуса стало при­мером и подтверждением отцовской сути Бога и явило собой пример отношений, возможных между От­цом и ребенком.

РАССКАЗ ОБ ОТЦОВСКОЙ ЛЮБВИ

Одна из лучших историй об отцовской любви, это притча Иисуса о блудном сыне. Дело было так [Сжатая версия, по Шаллеру]. У человека было двое сыновей. Один из сыновей потребовал, чтоб ему выдали его долю наследства. Получив деньги, молодой человек покинул семью и отправился в далекую страну, где очень быстро промотал все деньги с компанией приятелей, предаваясь «развлечениям». Когда деньги у него кончились, «дру­зья» бросили его; он опустился на самое дно. Одино­кий, без копейки денег, он испытал сильнейшее жела­ние вернуться домой. Он знал, что слуги в доме его отца хорошо едят, поэтому он решил вернуться к отцу, чтобы наняться к нему слугой.

Однако вышло все не так. Он возвращался домой, и «когда был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и поцеловал его». Затем отец устроил большой пир, чтобы отпраздновать возвра­щение молодого человека.

Но это еще не все.

В истории участвовал еще и старший брат, который за всю свою жизнь не причинил отцу ни одной непри­ятности. Он был «хорошим мальчиком» и гордился этим. Вернувшись с тяжелых полевых работ, он узнал, что праздник устраивается в честь его брата-неудачни­ка, и пришел в ярость.

Он прямо сказал своему отцу, что он чувствует.

«Вот, я столько лет служу тебе и никогда не престу­пал приказания твоего, но ты не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, при­шел, ты заколол для него откормленного теленка».

Отец ответил своему «хорошему сыну», мягко на­помнив ему, что они очень близки друг другу. «Ты всегда со мной, — сказал он, — и все что у меня есть — твое». Он объяснил, что обязательно нужно «праздно­вать и радоваться», потому что его брат, «который умер», вернулся к жизни.

Даже в наше время, спустя две тысячи лет, после того как она была рассказана, эта притча остается очень актуальной. Однако, помещенная в контекст той куль­туры, в которой она появилась, эта притча способна навести на совершенно потрясающие размышления.

Кеннет Бейли, человек, посвятивший себя изуче­нию народных традиций Ближнего Востока2, поясняет, что крестьяне Ближнего Востока очень сильно реагиро­вали на некоторые аспекты этой истории. К примеру, они говорят, что когда блудный сын просит выдать ему причитающуюся часть наследства, он на самом деле же­лает смерти своему отцу. Крестьяне от Алжира до Си­рии, прослушав историю о блудном сыне, все без ис­ключения ждали, что отец свирепо отреагирует на по­добную просьбу сына. Любой крестьянский сын, попро­сивший такого, вне всякого сомнения, будет побит. Да­лее, отъезд блудного сына в далекую страну, по их мне­нию, совершенно красноречиво свидетельствует, что он не заботится о том, чтобы устроить своему отцу прилич­ные похороны. Такой отъезд — предательство по отно­шению к семье, роду, деревне3.

Поведение блудного сына было не просто выраже­нием крайнего пренебрежения и ненависти к отцу; его разгульная жизнь, даже проходившая «далеко», несла отцу позор и бесчестье в глазах других людей.

Интересно отметить, что блудный сын не думал о возвращении домой до той поры, пока не опустился до положения, когда ему пришлось есть и спать со свинь­ями. Почему? По крайней мере, частично на этот во­прос могут дать все те же крестьяне Ближнего Востока, с которыми беседовал Бейли. Они объясняют, что обыч­но происходит у них в такой ситуации.

Во-первых, отец не подаст виду, что заметил при­ближение своего сына. Толпа деревенских жителей, заметив его, начнет поносить его перед всеми. Под ак­компанемент такого «всенародного ликования», сын по­дойдет к воротам родного дома, где ему придется си­деть, наверное, несколько часов, прежде чем отец нач­нет подумывать, не впустить ли его в дом. Когда его, наконец, впустят (если вообще впустят), его накажут так, чтобы искупить позор, который он навлек на отца. В истории, рассказанной Иисусом, мечты блудного сы­на не простираются дальше того, чтобы ему стать по­следним слугой в доме отца, на большее, по-видимому, не мог надеяться человек, предавший и опозоривший отца.

Однако в этой истории отец не позволяет уличной толпе срамить своего сына, когда тот подходит к дому. Он не собирается мстить или судить. В самом деле, опозоренный сыном, он еще больше унижается в глазах окружающих, выбегая на дорогу, чтобы встретить своего сына. Подобное действие было бы расценено в восточ­ной культуре как чрезвычайно постыдное, поясняет Бейли:

 

«Мужчина его лет и положения всегда ходит не торопясь, с достоинством. Вот уже сорок лет он не бегал ни при каких обстоятельствах. Никто в деревне не бегает, когда ему перевалит за тридцать... Чтобы бежать, ему нужно приподнять передний край своей одежды, как это делают подростки. При этом становится видно то, что надето под верхней одеждой»4.

 

Встретив сына на краю деревни, отец облегчил ему возвращение к дому. Он то и дело целует сына, требует, чтобы слуги проявляли к нему уважение, для чего на­ряжает сына в лучшую одежду. Он распоряжается устро­ить настоящий пир, с музыкой и танцами, поэтому ста­рейшинам деревни приходится либо принять сына, либо рискнуть поссориться с отцом.

Суть этой притчи, однако, в большей степени затра­гивает не блудного сына, а его старшего брата. Брат всегда делал все правильно — жил дома, работал, он работал даже тогда, когда все веселились на пиру. Бей­ли поясняет, что этот хороший сын на самом деле не так уж хорош. Обычай требует, чтобы на таком пиру старший сын был при гостях: гости сидят за трапезой, а сын все время на ногах, чтобы прислуживать им. Он должен предлагать им лучшие куски мяса, приговари­вая: «Съешьте за мое здоровье». Он обязан обменяться рукопожатием со всеми уважаемыми гостями.

Этот же «хороший сын» публично оскорбляет отца, сомневаясь в справедливости его поступка. Он отказы­вается присутствовать на пиру, и его выходка немедлен­но становится известна всем. Бейли пишет:

 

«В деревне нет секретов... Выходка старшего сына... столь же ужасна, как и то, что совершил младший. Все гости с напряжением ждут, как ответит отец. Отец либо накажет сына немедленно, либо промолчит, чтобы дождаться ухо­да гостей, и уж потом побьет сына как следует» 5.

 

Однако реакция отца снова идет в разрез с ожида­ниями; он просит сына присоединиться к пирующим. У него, очевидно, нет никакого желания наказывать сына. Однако старший сын продолжает поносить отца, про­должая ссору на глазах у всех; среди свидетелей были, вероятно, и слуги, и менее значительные гости, и не­знакомые прохожие, и вертящиеся повсюду деревенские мальчишки. Отец, однако, без всякого смущения выка­зывает свою любовь к сыну, мягко говорит с ним, на­поминая о крепких узах, что связывают их.

Эта притча о сердечной Отцовской любви Бога-От­ца, непременно стремящегося помочь нам в ситуации, когда мы постыдно унижены, или постыдно горды, или балансируем между этими состояниями. Притча, рас­сказанная Иисусом, на самом деле больше чем просто история, это призыв принять снисхождение, которое да­рует Бог. Никакой стыд или смущение, вызванные на­шими неудачами или поражениями, не заставят Бога отказаться от нас. Он выбежит на дорогу, чтобы встре­тить нас, будет торжественно и радостно нас приветст­вовать. Он затопит нас любовью. Он простит наши за­блуждения и забудет наши ошибки. Нам только нужно повернуться к Нему, принять любовь и заботу нашею Отца.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.