Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-08-20 | 107 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УЧЕНИЦА –
НАЧАЛЬНИКВОКЗАЛА –
ГРИГ – столичный житель
ИКИМА – кладовщица
КРЕСТЬЯНКА –
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ –
НЕЗНАКОМКА (МОНА) –
ПАСКУ –
КОНДУКТОР –
УДРЯ – учитель музыки –
УЧЕНИЦЫ -
ПЕРВЫЙ АКТ. Маленький вокзал. Кабинет НАЧАЛЬНИКА ВОКЗАЛА, он же одновременно и справочное бюро, и телеграф, и билетная касса. Телефон звенит, телеграфный аппарат стучит… Где-то свистит паровоз. Слышен голос: "Освободите пути! Освободите пути!"
СЦЕНА 1. НАЧАЛЬНИК ВОКЗАЛА, КРЕСТЬЯНКА
Входит НАЧАЛЬНИК ВОКЗАЛА в кепи и с сигнальным флажком в руке.
НАЧАЛЬНИК: (сложив ладони рупором, в сторону путей.) Икима! Икима! Когда в четыре пойдет дизель - гляди в оба! Следи за утками и гусями. Раздавит хоть одну - заставлю съесть! Да еще заплатить за это.
В дверь входит КРЕСТЬЯНКА
КРЕСТЬЯНКА: Я тут, извиняюсь...
НАЧАЛЬНИК (сурово): Чего нужно?
КРЕСТЬЯНКА: Один бялет до...
НАЧАЛЬНИК: Обращайся в кассу.
КРЕСТЬЯНКА: Дык я хотела сказать, шо...
НАЧАЛЬНИК: Ты что, не слышала? Иди в кассу. Вход сюда воспрещен. На двери же написано. (Закрывает дверь.) Посторонним вход воспрещен. Строго воспрещен.
КРЕСТЬЯНКА остается снаружи, на перроне, перед дверью, и мгновение стоит там, словно разбирая надпись. НАЧАЛЬНИК возвращается к столу. Но только он садится, как раздается стук в окошко слева.
НАЧАЛЬНИК: Чего тебе?
КРЕСТЬЯНКА: Мне бялет до...
НАЧАЛЬНИК: Позже. (Хочет опустить ставенку.)
КРЕСТЬЯНКА: А касса не здесь?
НАЧАЛЬНИК: Здесь. Но она закрыта.
КРЕСТЬЯНКА: Дык вы ж сказали...
НАЧАЛЬНИК: Эй, женщина, ты что, не слышала - касса закрыта?!
КРЕСТЬЯНКА: А откроют когда?
НАЧАЛЬНИК: Там все написано. (Наполовину опускает ставенку и читает листок, наклеенный на стекло.) "Билетная касса открывается за полчаса до прихода поезда".
|
КРЕСТЬЯНКА (просовывая голову под ставенку): И когда он придет?
НАЧАЛЬНИК: Там все написано.
Решительно захлопывает окошко. На перроне мелькает фигура УЧИТЕЛЯ
СЦЕНА 2. НАЧАЛЬНИК ВОКЗАЛА, УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ: Добрый день.
НАЧАЛЬНИК (сердечно): А-а-а-а-а! Честь имею, господин учитель. Какие люди!
УЧИТЕЛЬ (с порога): Я бы хотел...
НАЧАЛЬНИК: Заходите, заходите, пожалуйста.
УЧИТЕЛЬ: Я только хотел спросить: сегодня... пассажирский... вовремя приходит?
НАЧАЛЬНИК: Держу пари, что речь идет о какой-нибудь книжке.
УЧИТЕЛЬ: Я ждал ее столько месяцев.
НАЧАЛЬНИК: Дурная страсть - эти ваши книжки, господин учитель.
УЧИТЕЛЬ: Извините, мне нужно идти. Но я вернусь.
Выходит. В это же самое время на перроне, с железнодорожной тележкой появляется ИКИМА, кладовщица. Сталкиваются…
СЦЕНА 4. НАЧАЛЬНИК, МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ
Стучит телеграф. НАЧАЛЬНИК просматривает бумажную ленту. В окно видно, как слева на перроне появляется МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ.
НАЧАЛЬНИК (стучит в стекло): Целую ручки, мадемуазель Куку!
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Добрый день, господин Испас.
Проходит мимо дверей направо, продолжая прогуливаться по перрону.
НАЧАЛЬНИК (встает из-за стола, подходит к настенным часам и передвигает стрелки ровно на семь.): Как летит время, Господи! (Потом выходит на порог.) Ну и жарища! Чертовская жарища, мадемуазель Куку!
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: А знаете, что я слышала, господин Испас? Что вчера скорый раздавил индюка.
НАЧАЛЬНИК: Ну откуда, мадемуазель Куку? Во-первых, это был не скорый, а дизель. А во-вторых, не индюк, а утка.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Нет, вы только подумайте, как люди все преувеличивают!
НАЧАЛЬНИК: Моя благоверная приготовила ее сегодня на обед с капустой. Пальчики оближешь!
Шум поезда приближается.
СЦЕНА 8. НАЧАЛЬНИК, ИКИМА
На перроне движение. Проходит ИКИМА со своей тележкой. В поисках своего вагона мечется КРЕСТЬЯНКА: "Где тута третий класс?" Голос УЧИТЕЛЯ: "Господин Паску! Никто не видел господина Паску?" Лязг буферов. Свисток. Поезд вновь трогается...
|
НАЧАЛЬНИК: Ну, на сегодня все, Икима.
ИКИМА: Все, господин начальник.
НАЧАЛЬНИК: Вот только пройдет еще брашовский дизель, и я свободен.
ИКИМА: Так точно.
ИКИМА исчезает. НАЧАЛЬНИК входит в кабинет, снимает кепи и вешает на гвоздь.
СЦЕНА 9. НАЧАЛЬНИК, ПАСКУ
ПАСКУ (обвешанный чемоданами): Приветствую, господин начальник!
НАЧАЛЬНИК: Добро пожаловать, господин Паску!
Паску оставляет багаж снаружи и входит с одним чемоданом.
ПАСКУ: Вот гляньте-ка. (Достает из чемодана пакет.) Тут у меня такое…
НАЧАЛЬНИК: Это моей благоверной?
ПАСКУ: Нет-нет. Это господину Мирою, учителю.
НАЧАЛЬНИК: Точно! (Выходит на перрон.) Господин учитель! Господин учитель! Эй, глянь-ка, Икима, куда подевался господин Мирою. Он же только что был здесь. (Обращаясь к Паску) Вас встречал.
ПАСКУ (таинственно): Господин начальник! Как вы думаете, что в этом пакете?
НАЧАЛЬНИК: Да чему ж там быть? Книжка какая-нибудь.
ПАСКУ: Книжка-то она книжка. Но какая! (Интригующе.) Знаете, сколько она стоит? Двадцать две тысячи лей.
НАЧАЛЬНИК: Сколько?
ПАСКУ: Лопни мои глаза! (Торопливо объясняет.) Вчера вечером учитель сам пришел ко мне и выложил двадцать две тысячные бумажки… Двадцать две - одна в одну.
НАЧАЛЬНИК (озабоченно): Да что же это за книжка?
ПАСКУ: Я разве знаю? С тех пор, как букинист в Бухаресте дал мне эту книжку, я просто трясусь от страха. Шутка ли! Двадцать две тысячи.
НАЧАЛЬНИК: Двадцать две тыщи!
УЧИТЕЛЬ, НЕЗНАКОМКА
НЕЗНАКОМКА: Как темно!
УЧИТЕЛЬ: Секундочку - сейчас я зажгу лампу. Вот только найду спички...
НЕЗНАКОМКА: У вас нет электричества?
УЧИТЕЛЬ: Нет... То есть, в сущности, есть, но его никак не проведут. Может, осенью, когда будет готова станция...
НЕЗНАКОМКА: Но не ждать же мне до осени!
УЧИТЕЛЬ (ухитрившись зажечь одну спичку): Мне очень жаль, сударыня. Действительно, очень жаль.
Зажигает лампу.
НЕЗНАКОМКА: Здесь слишком темно. Какая тусклая лампа! И что, совсем нельзя сделать поярче?
УЧИТЕЛЬ: Да нет, можно. Но лучше не надо. Тогда будет заметно на улице.
НЕЗНАКОМКА: Ну и что?
УЧИТЕЛЬ: Не нужно, чтобы кто-нибудь знал, что вы здесь.
НЕЗНАКОМКА: Но там же никого нет. Улица пуста.
УЧИТЕЛЬ: Это сейчас. А попозже все будут возвращаться из кинематографа... Сегодня среда.
|
НЕЗНАКОМКА: Ну и что, что среда?
УЧИТЕЛЬ: По средам и по субботам у нас кино. Всегда.
НЕЗНАКОМКА: А вы что же - не пошли?
lУЧИТЕЛЬ: Нет. Я никогда туда не хожу. (свет становится ярче.)
НЕЗНАКОМКА: И здесь вы живете? Это... ваш дом?
УЧИТЕЛЬ: Да.
НЕЗНАКОМКА: Ужасно!
УЧИТЕЛЬ: Вам не нравится?
НЕЗНАКОМКА: Что вы. Извините. Здесь очень... красиво.
УЧИТЕЛЬ: Нет, здесь совсем не красиво, но зато есть все, что мне нужно. И от гимназии недалеко. Потому что, видите ли... не знаю, говорил ли я вам... но я ведь учитель.
НЕЗНАКОМКА: Об этом и не нужно было говорить. И так видно.
УЧИТЕЛЬ: Почему?
НЕЗНАКОМКА: По всему. (внимательно разглядывает комнату, а заодно и самого УЧИТЕЛЯ, словно он тоже часть обстановки.) Кошмар! Снаружи и то было лучше! Давайте немного приоткроем окно. (Идет к окну.)
УЧИТЕЛЬ (испуганно): Нет!
НЕЗНАКОМКА (изумленно): Но почему?
УЧИТЕЛЬ: Я разве не сказал вам? Люди пойдут из кинематографа. Свет падает на улицу. И вас увидят.
НЕЗНАКОМКА: Ну и что? (Широко распахивает окно.)
УЧИТЕЛЬ: Но женщина... здесь... в такой час...
НЕЗНАКОМКА: Но там же никого - ни одной живой души.
УЧИТЕЛЬ: Не смейтесь, сударыня. Весь город у окон.
НЕЗНАКОМКА: Но я никого не вижу. И не слышу. (прислушивается к ночной тишине.) Все давно спят.
УЧИТЕЛЬ: Ну и что, что спят. Они и во сне видят.
Я должен вас оставить. Постель там. Белье в шкафу... Если вы захотите умыться...
НЕЗНАКОМКА: Захочу. И в поезде, и на вокзале такая пылища!
УЧИТЕЛЬ: Чистое полотенце найдете там же.
НЕЗНАКОМКА (кивнув на левую дверь): Ванная комната там?
УЧИТЕЛЬ: Да... То есть, нет... В некотором роде, это не вполне можно назвать ванной комнатой... Там была просто каморка, нечто вроде кухоньки, но так как я всегда ем в городе, я переделал ее в... в... Впрочем, сами все увидите.
НЕЗНАКОМКА: Душ есть?
УЧИТЕЛЬ: Да, нечто, вроде душа. Это лейка... обычная садовая лейка, подвешенная на стену на бечевке...
НЕЗНАКОМКА: Весьма изобретательно.
УЧИТЕЛЬ: Мне очень жаль... Я так хочу... Мне бы очень хотелось...
НЕЗНАКОМКА: Не стоит так беспокоиться. А раковина есть?
УЧИТЕЛЬ (с восторгом): Это да! Конечно.
НЕЗНАКОМКА: Тогда прекрасно.
УЧИТЕЛЬ:… Я принесу вам воды из колодца. Со двора...
|
НЕЗНАКОМКА: Что вы, не надо...
УЧИТЕЛЬ: Почему же? Нет ничего проще. Я принесу прямо в лейке. Сейчас… Секундочку...
НЕЗНАКОМКА с любопытством оглядывается, рассматривает книги
НЕЗНАКОМКА (увидела на стене два портрета): А кто этот старый господин? Ваш родственник?
УЧИТЕЛЬ: Нет, это Кеплер.
НЕЗНАКОМКА: А тот?
УЧИТЕЛЬ: Коперник.
НЕЗНАКОМКА: Вы их знаете?
УЧИТЕЛЬ: Знаю, но... они умерли. Давно умерли. Несколько столетий назад.
НЕЗНАКОМКА: Как вы сказали, зовут того?
УЧИТЕЛЬ: Коперник.
НЕЗНАКОМКА: Кажется, я где-то о нем слышала.
УЧИТЕЛЬ: Очень может быть. (Совершенно серьезно.) Он довольно известен.
НЕЗНАКОМКА: А зачем они вам?
УЧИТЕЛЬ: Так. Я думаю о них... иногда...
НЕЗНАКОМКА: Что за странный вы человек... Да, очень странный...
ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Говорю вам, что видела свет. И окно открыто.
УЧИТЕЛЬ: Кино закончилось. (шепчет): Тс-с-с-с! Отойдите немного от окна... (НЕЗНАКОМКА прижимается спиной к стене справа от окна. УЧИТЕЛЬ стоит от окна слева. Между ними - широко распахнутые рамы и ночное звездное небо) Видите? Я же говорил вам - не надо открывать окно.
ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Дома он. Где же ему еще быть. Крикните ему.
ГОЛОС УДРИ: Мирою! Мирою!
НЕЗНАКОМКА (шепотом): Вас зовут Мирою?
УЧИТЕЛЬ (тоже шепотом): Да.
НЕЗНАКОМКА: А дальше как?
УЧИТЕЛЬ: Марин.
НЕЗНАКОМКА: Марин Мирою... Неплохо.
ГОЛОС УДРИ: Мирою! Открой! Это я!
НЕЗНАКОМКА (продолжая шептать): Кто это?
УЧИТЕЛЬ: Мой коллега... Учитель музыки...
ГОЛОС УДРИ: Мирою, ты слышишь? Ты дома?
ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Что вы спрашиваете? Конечно, дома.
НЕЗНАКОМКА: А она кто?
УЧИТЕЛЬ: Тоже коллега... Преподает химию и физику.
НЕЗНАКОМКА: И чего она хочет?
УЧИТЕЛЬ: Не знаю.
НЕЗНАКОМКА: Это ваша любовница?
УЧИТЕЛЬ (возмущенно): Сударыня! Прошу вас…
НЕЗНАКОМКА: Тогда невеста?
УЧИТЕЛЬ: У меня нет невесты.
НЕЗНАКОМКА: Тогда чего же она ищет здесь в такое время?
Снаружи раздается сильный стук в ворота.
УЧИТЕЛЬ: Иду! Сейчас! Сейчас! Сударыня, вам нужно исчезнуть, спрятаться.
НЕЗНАКОМКА: В окно я не полезу - так и знайте!
УЧИТЕЛЬ: Идите туда. (Показывает на дверь.) На минуточку.
НЕЗНАКОМКА: Хорошо, но... (Делает шаг к нужной двери.)
УЧИТЕЛЬ (тревожно): Голову! Пригните голову!
НЕЗНАКОМКА: Только не держите меня там долго.
Выходит. Стук в ворота.
УЧИТЕЛЬ (бросаясь к окну): Сейчас! Сейчас!
СЦЕНА 1. Учитель, Мона
Сцена пуста. Снаружи, со двора, слышен голос поющей Моны. Быстро входит перепуганный Учитель. Он без пиджака, рукава рубашки закатаны до локтей. В руках у него полотенце, которым он только что вытирал лицо.
УЧИТЕЛЬ (подбегая к окну): Мона! Мона!
МОНА (снаружи): Да-а-а!
УЧИТЕЛЬ: Ради всего святого, не пой!
МОНА: Почему? Тебе не нравится?
|
УЧИТЕЛЬ: Да нет, но тебя увидят...
МОНА: Ну и пусть.
УЧИТЕЛЬ: Мона, будь умницей. Ну пойми… Иди в дом.
МОНА: Сейчас… Сейчас… (Опять напевает.)
МОНА (входит. Она все в том же белом вечернем платье. В руках целая охапка полевых цветов из садика): Не кричи - тебя услышат.
УЧИТЕЛЬ (вздрогнув, оборачивается): Где ты была?
МОНА: Во дворе, собирала цветы.
УЧИТЕЛЬ: Господи, ну о чем ты думаешь? В таком платье - с самого утра! Чтобы тебя увидели все соседи?..
МОНА (с подъемом): Вся улица, весь город… Весь уезд.
УЧИТЕЛЬ (с укоризной): Мона!
МОНА: Я счастлива, милый. Слышишь? Счастлива! Счастлива! Это солнце, этот свет… И эти цветы, смотри… самые красивые цветы в мире! Каждый как будто приподнял чашечку и говорит: "Доброе утро!"
УЧИТЕЛЬ: Доброе утро, Мона!
МОНА: Доброе утро, Марин!
УЧИТЕЛЬ: Ты такая красивая!
МОНА: Не я - цветы! Жизнь! Дом!
УЧИТЕЛЬ (пожимая плечами): Дом!
МОНА: Он чудесный!
УЧИТЕЛЬ: Вчера вечером ты говорила, что он ужасный.
МОНА: Вчера вечером. Но со вчерашнего вечера прошла ночь. Какого цвета у тебя глаза?
УЧИТЕЛЬ (быстро закрывая глаза): Никакого.
МОНА: Открой.
УЧИТЕЛЬ: Нет.
МОНА: Почему?
УЧИТЕЛЬ: Боюсь.
МОНА: Боишься?
УЧИТЕЛЬ: Да. Что тебя здесь нет. Что все это неправда.
МОНА: Нету здесь? Меня? Да в моей жизни еще не было ничего такого же настоящего, как это утро. Мне не нравится, как ты повязал галстук. Ты ничего в этом не смыслишь.
УЧИТЕЛЬ (отчаянно): Мона!
МОНА: Предоставь это мне. (Нежно и старательно перевязывает ему галстук.) Будь умницей… Вот так. (Секунду смотрит на него.) Марин!
УЧИТЕЛЬ: Да.
МОНА: Знаешь, ты милый. Ты очень милый.
УЧИТЕЛЬ (безнадежно сморит на часы): Мона, без пяти восемь.
МОНА: И все равно очень милый, хоть и без пяти восемь. (Легко гладит его по лицу, потом крепко целует.)
УЧИТЕЛЬ: Нет. Это не может быть правдой… Я убегаю…
МОНА (Лицо ее освещает нежная, живая улыбка): Глупый (мечтательно тянет) Но такой милый… (подходит к портретам и ласково касается их рукой.) И вы, и вы тоже милые.
Берет вазу, идет в ванную и набирает воду. Ищет цветы.. Слышен слабый стук в дверь. МОНА, все время мурлыкающая что-то себе под нос, ничего не слышит. Дверь тихонько отворяется и робко входит смущенная УЧЕНИЦА со школьным ранцем в руке. На рукав ее форменного платья нашит номер.
СЦЕНА 2. МОНА, УЧЕНИЦА
УЧЕНИЦА: Простите…. А господин Мирою дома? (МОНА быстро оборачивается. УЧЕНИЦА смущается ее больше) Простите меня, пожалуйста, но я думала… думала… (Пытается выйти.)
МОНА: И что же вы умали, барышня?
УЧЕНИЦА: Я думала, здесь живет господин Мирою…
МОНА: Он здесь и живет.
УЧЕНИЦА (быстро): Не может быть.
МОНА: Почему?
УЧЕНИЦА: Потому что… Потому что я вас не знаю.
МОНА: А я вас. И все-таки он здесь живет. И только что вышел из дома. Удивляюсь, как вы могли разминуться.
УЧЕНИЦА: Это потому, что я шла по Воссоединения, а он свернул на Куза-Водэ… Но раз вы говорите, что его нет дома, то я… пойду.
МОНА: А у вас к нему дело?
УЧЕНИЦА: Да. То есть… я хотела его попросить… (Неожиданно из глаз ее брызгают слезы.) Меня выгоняют из школы.
МОНА: Кто? Он?
УЧЕНИЦА (с легким презрением, словно говоря: "Давайте не будем шутить!"): А! Нет. Мадемуазель Куку. Она меня даже на порог не пустила. Говорит, сначала должен быть педсовет, ну тогда я и побежала сюда, чтобы попросить господина Мирою… Но раз его нету дома…
МОНА: Нету.
УЧЕНИЦА: Тогда… тогда я пошла.
МОНА (после секундного молчания): Барышня!
УЧЕНИЦА (останавливаясь): Да?
МОНА: А вы хорошо знаете господина Мирою?
УЧЕНИЦА: Ну, хорошо.
МОНА: Он ваш учитель?
УЧЕНИЦА: Да.
МОНА: Как вам повезло!
УЧЕНИЦА: Это почему?
МОНА: Иметь такого учителя, как он! Он так красиво говорит!
УЧЕНИЦА (без особого энтузиазма): Да, говорит…
МОНА: А у вас сегодня есть его урок?
УЧЕНИЦА: Есть. Четвертый. Космография.
МОНА: И что же вам задано?
УЧЕНИЦА: Ой, подождите… я сейчас посмотрю. А то я забыла. (Открывает ранец и ищет там учебник) Вот… законы Кеплера… ну, о том, что…
МОНА: Кеплера! (Бросает быстрый взгляд на портрет.) Вы позволите мне взглянуть?
УЧЕНИЦА (удивленно): Пожалуйста… (Отдает учебник.)
МОНА (читает вслух): "Орбиты всех планет являются эллипсами, в одном из фокусов которых находится Солнце. " (Прерывает чтение.) Как красиво!
УЧЕНИЦА: Ну да…
МОНА: Как вам и вашим подругам повезло - вы каждый день можете слушать и говорить о…
УЧЕНИЦА: Всего три раза в неделю.
МОНА: …о таких прекрасных вещах. Таких неописуемо прекрасных! (Смотрит на УЧЕНИЦУ.) Как вам идет этот фартук!
С улицы слышен шум автомобиля.
УЧЕНИЦА: Вы смеетесь надо мной, мадам.
МОНА: Нет! Уверяю вас - нет. Он вам необыкновенно к лицу. Только в таком фартуке можно чувствовать себя по-настоящему счастливой.
УЧЕНИЦА: Вы смеетесь надо мной, мадам. У вас такое платье, что… такое, что…
МОНА: Такое, что…
УЧЕНИЦА (зачарованно): Я никогда в жизни не видела здесь, у нас, такого платья. И даже в Бухаресте… Мы ездили туда два года назад - на Пасху - с мамой и тетей… Можно я его рассмотрю получше, чтобы рассказать потом… девочкам в школе…Но… да… Простите, а можно спросить вас, откуда вы приехали?
СЦЕНА 3. ГРИГ, МОНА
Входит ГРИГ и НАЧАЛЬНИК
ГРИГ: Доброе утро, Мона.
НАЧАЛЬНИК выводит УЧЕНИЦУ
УЧЕНИЦА: До свидания…
МОНА (пауза): Доброе утро, Григ.
ГРИГ: Ты хорошо спала?
МОНА: Спасибо. А ты?
ГРИГ: Я не спал вообще. Играл до пяти утра. Шел крупный выигрыш. Потом я вернулся в отель. Думал, что ты там.
МОНА: А меня там не было.
ГРИГ: Да. Не было. Тогда я принял ванну, переоделся и отправился тебя искать. Мне сказали, что тебя видели на вокзале.
МОНА: Нашел?
ГРИГ: Как видишь. Я всегда тебя нахожу.
МОНА: Кто знает? Может быть, на этот раз… нет.
ГРИГ: Я начал волноваться.
МОНА: Ты?
ГРИГ: Я.
МОНА: Волноваться?
ГРИГ: Очень.
МОНА: Я тебя не узнаю.
ГРИГ: Но ровно пять минут.
МОНА: Ах, да!
ГРИГ: Потому что через пять минут я вспомнил, что у тебя в сумочке ни копейки, и что, вероятнее всего, тебя высадили на какой-нибудь станции.
МОНА: Ты необыкновенно догадлив.
ГРИГ: Да. И я сел в машину и стал методично объезжать станцию за станцией. Пока не добрался до этой. Начальник вокзала очень милый человек.
МОНА: Да-а-а…
ГРИГ (после секундного молчания, сменив прежний шутливый тон): Мона!
МОНА: Григ!
ГРИГ: Признайся, что вчерашняя ссора была глупостью.
МОНА: Большой глупостью.
ГРИГ: Признайся, что лично я ни в чем не виноват.
МОНА: Абсолютно ни в чем.
ГРИГ (резко, раздраженно): Сколько раз я тебе говорил, чтобы ты не торчала у меня за спиной, когда идет игра, не болтала, не надоедала расспросами и не просила денег. Что ты хочешь, я игрок. У меня свои суеверия.
МОНА: Совершенно естественно.
ГРИГ (спокойнее): Видишь? Видишь, ты сама прекрасно все понимаешь. (Снова раздражаясь.) Тем более, что я проигрывал. У меня была черная полоса.
МОНА: А после того, как я ушла?
ГРИГ: Я начал выигрывать.
МОНА: Сразу же?
ГРИГ: Нет, немного попозже.
МОНА (заинтересовано): А в каком примерно часу?
ГРИГ: Ну, я не знаю… Что-то около двенадцати…
МОНА (слегка вздрогнув): А!
ГРИГ: А почему ты спрашиваешь?
МОНА (на мгновение задумавшись): Так, ничего. Подумала о суевериях.
ГРИГ: И я начал выигрывать… Мне фантастически везло… Я просто не мог встать из-за стола. До самого утра. До пяти.
МОНА: Вот видишь? Я принесла тебе счастье.
ГРИГ: Ты просто восхитительная девочка. (небрежно целует ее в щеку) А теперь - поехали.
МОНА: Куда?
ГРИГ: Как это - куда? Машина на улице. Давай, поехали.
МОНА (просто): Нет.
ГРИГ: Как?
МОНА: Я не поеду.
ГРИГ: Не поедешь? А что же ты собираешься делать?
МОНА: Останусь.
ГРИГ: Где?
МОНА: Здесь.
ГРИГ (насмешливо обводя рукой комнату): Здесь?!!
МОНА: (серьезно) Послушай, Григ… а ты… видел когда-нибудь Большую Медведицу?
ГРИГ: Какую медведицу?
МОНА: Большую.
ГРИГ: Ты ненормальная.
МОНА (с чувством): Григ! Это самая чудесная вещь из всех, что ты говорил мне с тех пор, как я тебя знаю… Да, я ненормальная. И я тоже могу быть ненормальной.
ГРИГ: Ну, это я давно знаю.
МОНА: А я нет. И обнаружила только этой ночью. Этой ночью… здесь… Я сделала открытие. Ужасное открытие, Григ. Мы несчастны.
ГРИГ: Мы с тобой?
МОНА: Мы и весь наш мир. Несчастны. У нас глупая, грустная жизнь…
ГРИГ: Зато удобная.
МОНА: Может быть. Но мне она никогда не нравилась.
ГРИГ: Не нравилась. Но ты неплохо в ней устроилась.
МОНА: Я всегда чувствовала, что мне чего-то не хватает, но не понимала - чего…
ГРИГ: Вероятно, Большой Медведицы.
МОНА: Да, Большой Медведицы.
ГРИГ: Мона, ты бредишь.
МОНА: Нет, дорогой мой. Если бы только знал, как ясно я теперь все вижу. Сегодня такое солнце, оно все мне осветило… Смотри, этот дом, эти цветы…
ГРИГ: (Разгуливает по комнате) Чудесно! Фантастично! Так, а здесь у нас что такое? А! Ванная комната. Очень современно. Мне нравится. (Вытаскивает наружу лейку и поднимает ее.) И конструктивно. И ты принимала здесь ванну?
МОНА: Нет, я умылась снаружи, у колодца.
ГРИГ (очень серьезно): Мона! Ты умылась у колодца?
МОНА: Да.
ГРИГ: Ты?
МОНА: Я.
ГРИГ: Ты, в Бухаресте принимающая ванну два раза в день - утром и вечером - только с лавандовой эссенцией и только в двадцать шесть с половиной градусов - и ни градусом больше, ни градусом меньше - ты… умывалась во дворе, у колодца?
МОНА: Да.
ГРИГ: Тогда это уже серьезно. Очень серьезно.
МОНА: Просто необыкновенно серьезно, дорогой мой.
СЦЕНА 5. ГРИГ, МОНА
МОНА все еще держит в руках пакет, который дал ей УЧИТЕЛЬ.
ГРИГ (после долгого молчания): Мона! Ты хочешь остаться с ним?
МОНА: Да.
ГРИГ: Ты хорошо подумала?
МОНА: Нет. Я вообще не думала. Я просто хочу остаться.
ГРИГ: Мона! Я тебя понимаю.
МОНА: Думаешь?
ГРИГ: Думаю, да. Я очень хорошо тебя понимаю. Тебе вдруг все опротивело. Стало скучно. И ты захотела все изменить.
МОНА: Григ, я тебе запрещаю!
ГРИГ (продолжая повышать голос): Что ты мне запрещаешь? Что запрещаешь? Я прожил с тобой три года. Истратил на тебя целое состояние!
МОНА: Ты очень деликатен.
ГРИГ (яростно): Да, не деликатен. И не желаю таковым быть. И мне незачем таким быть!
МОНА: Не ори.
ГРИГ: Что?
МОНА: Отойди от окна и не кричи. Тебя услышат соседи.
ГРИГ: Что… соседи? Какие соседи?
МОНА: Не кричи.
ГРИГ (окаменев): Мона! Мона! (в искреннем замешательстве.) У тебя провинциальный тик. Ты больше не Мона. Ты боишься соседей. Ты… (С глубоким отчаянием.) Ты достойная супруга господина Мирою.
МОНА (вырывает платье у него из рук и швыряет куда-то): Ты мне надоел!
ГРИГ: Мона, ты же роскошное животное! Ты сделана из капельки духов, величайшей лени и щепотки воображения. И ты решила, что сможешь противостоять всему этому? А подумала ты, что с тобой будет после того, как ты проживешь здесь год? А если пять? Да я пытаюсь только представить себе и ужасаюсь. Знаешь, во что ты превратишься?
В этот момент стремительно входит МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ.
СЦЕНА 8. МОНА, ГРИГ
МОНА берет сумочку, достает зеркальце и смотрится в него, слегка поправляя волосы.
ГРИГ: Мона! Ты едешь?
МОНА: … Зачем ты приехал, Григ? Если бы я могла закрыть глаза, чтобы потом - когда я их открою - тебя бы здесь уже не было… чтобы ты исчез…
ГРИГ: Я не из тех, кто исчезает, Мона. Это не в моем стиле.
МОНА: А ты не ревнуешь?
ГРИГ: Ревную? Почему?
МОНА (немного смущенно): Но ведь, в конце концов… Этой ночью… прошлой ночью…
ГРИГ: Ты хочешь сказать, что..? Серьезно, Мона? Нет, правда? Но это же просто феноменально! Мона! … Понимаешь, у меня такое впечатление, что то, что произошло, было не в моем, не в нашем мире, а где-то очень далеко… Ну, скажем, на Луне.
МОНА: Не на Луне, Григ. На Большой Медведице.
ГРИГ: Ну, или, как ты говоришь, на Большой Медведице. Может ли разумный мужчина ревновать, если его женщина провела с кем-нибудь ночь на Большой Медведице?
МОНА: Да ты, оказывается, еще и философ…
СЦЕНА 10. МОНА, УЧИТЕЛЬ
МОНА: Марин… видишь ли, мне действительно нельзя оставаться здесь так, в этом платье… Ты был прав.
УЧИТЕЛЬ (поискав глазами платье, которое принес): Да, но разве… Тебе не понравилось?
МОНА: Да нет. Но не в этом дело. Мне нужны… нужны еще и разные другие вещи. Поэтому сейчас я уезжаю, чтобы…
УЧИТЕЛЬ (вздрогнув): Уезжаешь?
МОНА: На время.
УЧИТЕЛЬ: Мона!
МОНА: Но я еще вернусь.
УЧИТЕЛЬ: Когда?
МОНА: Скоро.
УЧИТЕЛЬ: Завтра?
МОНА: Завтра… Нет, не думаю.
УЧИТЕЛЬ: Послезавтра?
МОНА: Ну, я не знаю…
УЧИТЕЛЬ: Тогда… в воскресенье.
МОНА: Да… может быть, в воскресенье… В одно из воскресений…
УЧИТЕЛЬ: Мне ждать тебя?
МОНА: Конечно. Что за вопрос?
УЧИТЕЛЬ: Мне ждать тебя на вокзале?
МОНА: Нет, не на вокзале. Здесь. Жди меня здесь. И я приеду.
УЧИТЕЛЬ: И сколько ждать?
МОНА: Всегда. Каждый вечер.
УЧИТЕЛЬ (посмотрев на нее): Понял.
МОНА: Марин, но ведь там, наверху, около Алькора, есть одна звезда… Звезда, которая с сегодняшней ночи носит мое имя. Ты никогда ее не видел, но знаешь, что она там. Значит, и я всегда здесь, с тобой.
Тихонько выходит, пока УЧИТЕЛЬ стоит, подняв глаза к небу, к своей невидимой звезде.
Снаружи слышится рев заводящегося мотора, потом машина трогается с места.
УДРЯ (шумно врываясь): Марин! Это немыслимо! Невообразимо! Все подписано! Весь список! Она сама подписала. Своей собственной ручкой! А деньги… деньги дал он…
УЧИТЕЛЬ: Ни одна звезда никогда не отклоняется со своего пути.
УЧИТЕЛЬ садится за стол, открывает атлас и начинает читать, сначала несколько рассеяно, но потом все с большим и большим вниманием и интересом.
Удря начинает дирижировать невидимым оркестром, который постепенно приобретает очертания жителей города…
УЧЕНИЦА –
НАЧАЛЬНИКВОКЗАЛА –
ГРИГ – столичный житель
ИКИМА – кладовщица
КРЕСТЬЯНКА –
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ –
НЕЗНАКОМКА (МОНА) –
ПАСКУ –
КОНДУКТОР –
УДРЯ – учитель музыки –
УЧЕНИЦЫ -
ПЕРВЫЙ АКТ. Маленький вокзал. Кабинет НАЧАЛЬНИКА ВОКЗАЛА, он же одновременно и справочное бюро, и телеграф, и билетная касса. Телефон звенит, телеграфный аппарат стучит… Где-то свистит паровоз. Слышен голос: "Освободите пути! Освободите пути!"
СЦЕНА 1. НАЧАЛЬНИК ВОКЗАЛА, КРЕСТЬЯНКА
Входит НАЧАЛЬНИК ВОКЗАЛА в кепи и с сигнальным флажком в руке.
НАЧАЛЬНИК: (сложив ладони рупором, в сторону путей.) Икима! Икима! Когда в четыре пойдет дизель - гляди в оба! Следи за утками и гусями. Раздавит хоть одну - заставлю съесть! Да еще заплатить за это.
В дверь входит КРЕСТЬЯНКА
КРЕСТЬЯНКА: Я тут, извиняюсь...
НАЧАЛЬНИК (сурово): Чего нужно?
КРЕСТЬЯНКА: Один бялет до...
НАЧАЛЬНИК: Обращайся в кассу.
КРЕСТЬЯНКА: Дык я хотела сказать, шо...
НАЧАЛЬНИК: Ты что, не слышала? Иди в кассу. Вход сюда воспрещен. На двери же написано. (Закрывает дверь.) Посторонним вход воспрещен. Строго воспрещен.
КРЕСТЬЯНКА остается снаружи, на перроне, перед дверью, и мгновение стоит там, словно разбирая надпись. НАЧАЛЬНИК возвращается к столу. Но только он садится, как раздается стук в окошко слева.
НАЧАЛЬНИК: Чего тебе?
КРЕСТЬЯНКА: Мне бялет до...
НАЧАЛЬНИК: Позже. (Хочет опустить ставенку.)
КРЕСТЬЯНКА: А касса не здесь?
НАЧАЛЬНИК: Здесь. Но она закрыта.
КРЕСТЬЯНКА: Дык вы ж сказали...
НАЧАЛЬНИК: Эй, женщина, ты что, не слышала - касса закрыта?!
КРЕСТЬЯНКА: А откроют когда?
НАЧАЛЬНИК: Там все написано. (Наполовину опускает ставенку и читает листок, наклеенный на стекло.) "Билетная касса открывается за полчаса до прихода поезда".
КРЕСТЬЯНКА (просовывая голову под ставенку): И когда он придет?
НАЧАЛЬНИК: Там все написано.
Решительно захлопывает окошко. На перроне мелькает фигура УЧИТЕЛЯ
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!